Дымковская игрушка доклад для дошкольников

Обновлено: 18.05.2024

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;

2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки.

Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска

союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за

врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать

погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день

поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым

гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки : уточек, козликов, барашков и

глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного

материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного

промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем

сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому

времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы:

языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма

игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней.

Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века,

позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его

возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной,

бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с

художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем

Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную

дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в

облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е. А. Кошкина

достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа

дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году

и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А. А. Мезриной)

нравилось создавать образы животных, а мастерица Е. И. Пенкина предпочитала воплощать в

своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически

прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с

современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет

их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики

и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно

выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках,

водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды;

кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки,

исполненные величественности и достоинства.

•Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами

меньше по размеру и выглядят проще.

•Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана,

козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.

Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко

расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с

инструментами в руках.

•Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков –

яркие фигурные хвосты.

•Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют

разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное

гулянье, катание на санях и многие другие.

•Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У

дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных –

устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не

выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком.

Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки,

потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на

местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее

конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика,

закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки.

Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная

шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка

изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к

изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши,

СушкаПеред обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от

размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот

процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне

прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что

является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед

нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке.

Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная

традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными:

не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали

неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например,

когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки.

Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной

льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы

орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из

волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих –

украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек. 3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое

покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

•ромбов и зигзагов,

•кругов и полосок.

•Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера

и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет

двух абсолютно одинаковых игрушек. Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми

и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

•Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки

из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине

мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих

студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному

искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные

символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым

интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных.

Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по

дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается

ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая

фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и

остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти,

символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как

энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при

поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке.

Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка,

играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры

выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на

открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе

большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания.

Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но

часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками

массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут

помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом

раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки,

дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

•В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла,

рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных

народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.

•Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные

игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С

их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок

или придумать свои истории.

•Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и

посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит

дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть,

дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое

хобби или даже профессию.

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных

«Пес в сапогах спешит на помощь». Рассказ для детей старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые»

Конспект мероприятия для детей и родителей «Дымковская игрушка» к проекту «Истоков родники живые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Акварелька»» Конспект мероприятия для детей и родителей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_dymkovskaya_narodnaya_igrushka_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».[5]

Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре, и еще во многом другом. Источником таких ярких образов для детей дошкольного возраста является приобщение их к культуре своей страны. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства - это народные игрушки.

Что же такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры»[4]. На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям»[2]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. Так же все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли - Родиной. [3]

Конечно, в современном мире много игрушек. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус, но не все игрушки одинаково полезны. Большая часть современных игрушек, развивает в ребёнке не всегда добрые и светлые чувства. [1] Хотя изначально они предназначены именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Это еще одна причина, по которой нужно обратиться к истокам и просто необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Ведь народная игрушка – это всегда добро. Она привлекает внимание детей в первую очередь своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего.

Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры, в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей. Ведь, недаром, народные игрушки занимали важное место в жизни наших далёких предков. Изначально они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу. Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство [7].

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [].

Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка. А.П.Усова на этот счёт писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка» [6].

Дымковские игрушки удивляют своими пластичными формами, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. [8] Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы – барыни, козлы, кони, олени, петухи с расписными хвостами и многие другие персонажи.

Этот промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, но процесс изготовления игрушки не изменился, его можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись [8].

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают [8]. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [7].

В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . Хотя, именно семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Так почему бы не сделать своей маленькой семейной традицией создание народных игрушек. Ведь что, как не игрушка, в дошкольном возрасте, сможет лучше раскрыть в душах маленьких граждан чувство гордости за нашу страну, восхищаясь мастерством её умельцев.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей очень значима и актуальна в наше время. Я считаю, что русская народная игрушка - это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств, находя отклики в сердцах и умах будущих патриотов, и, сколько бы лет, столетий не прошло - самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть «народной». Она никогда не наскучит, не выйдет «из моды», всегда будет востребована и любима. Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь.

Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они делали сами, и, как говорил А.И. Деньшин, человек, который много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не канул в прошлое: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!» Эти слова стали моим девизом в дальнейшей работе над темой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки – Дымковского чуда!

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

  • Кавалеры , часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные . Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции . В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
  • Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.
  • Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
  • Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская роспись в детском саду

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

Дымковская игрушка в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году .

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

• Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.

• Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.

• Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.

• Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.

• Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

• ромбов и зигзагов,

• кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.

Дымковская игрушка — история промысла для детей: как лепить и раскрашивать



«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году»

Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку - барышню-водоноску. Они были в восторге.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM

Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM Как уроженка Кировской области, как ценитель народных промыслов, как педагог, - я никак не могла пройти мимо темы дымковской игрушки и не.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Читайте также: