Дымковская игрушка лошадка свистулька

Обновлено: 16.05.2024

Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством.

Учить украшать силуэты дымковской лошадки, составлять узор из элементов дымковской росписи (колечки и тычки) в нетрадиционной технике.

Развивать ориентировку в пространстве, эстетическое восприятие, чувство цвета.

Вызывать интерес к народной игрушке.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, образцов, чтение художественной литературы.

Материал: мольберт, план – схема (история о селе Дымково, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, гуашь, печать (швейная шпулька, кусочки бумаги, контур лошадки на картоне, «карусель», ватные палочки, коробочки (для лошадок и шпулек).

(Звучит отрывок народной музыки, группа украшена иллюстрациями дымковской росписи и игрушками)

В:- Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?

Д: Дымковские игрушки!

В: Молодцы, ребята! А почему эти игрушки назвали дымковскими? А может кто- нибудь расскажет, откуда произошло название «дымковские»? А поможет нам в этом схема (называет ребенка или 2 ребенка)

Д: - Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали дымковскими. (Дети рассказывают, используя схему и своими словами) И ребята эти игрушки используются как сувениры и подарки.

В: - Спасибо, ребята, молодцы!

А какие вы знаете дымковские игрушки?

Д: - Лошадки, барышни, козлики, петушки, индюки.

В:- А кто делал дымковские игрушки?

В: - Ребята, а из чего из какого материала делали игрушки дымковские мастера?

Д: - Лепят из глины, потом сушат в печи, затем покрывают белой краской, а потом уже расписывают узорами.

В: - Молодцы, ребята! Какими элементами – узорами расписаны эти игрушки?

Д: - Кружочки, колечки, точки, волнистая линия, полоски.

В: - Хорошо, какие цвета использовали умельцы при росписи этих игрушек? (дети перечисляют) Правильно, дымковские игрушки расписывали яркими, нарядными, праздничными цветами.

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

В: - Ой, посмотрите какая- то коробочка стоит? Давайте откроем и посмотрим, что же там такое? (открывают, а там не расписные силуэты лошадок и письмо) Ребята прочтем письмо?

У меня в руках письмо,

Пришло из Дымково оно!

«Дорогие ребята! Пишут вам, мастера из села Дымково. Мы хотели сделать на ярмарку карусель с лошадками, но не успели их раскрасить? Очень просим вас помочь нам?

-Поможем, ребята мастерам?

В: - А давайте, ребята мы с вами станем тоже мастерами и поможем приготовить лошадок для карусели :

Начинаем мы играть,

Вправо, влево повернитесь,

В мастеров все превратитесь!

В: - Посмотрите, какая, красивая лошадка! Нам мастера показали образец, как хотели бы расписать лошадок? А теперь возьмите по одной лошадке и проходите на рабочие места.

В: - Ребята посмотрите, мастера гриву и хвост расписали сами, а вот туловище расписать надо вам! Какими узорами украшено туловище лошадки?

Д: - Колечками и точками.

В: - А колечки как расположены? (По всему туловищу) Ребята, посмотрите, какие красивые, ровные, одинаковые по величине колечки. Вот такими узорами должны получиться лошадки! А теперь приступаем к работе!

(дети не понимают, как и чем надо рисовать) Вот вспомните, когда мы с вами рисовали, раскрашивали, наклеивали и у нас не получались одинаковые колечки, кружочки.

- А чем можно нарисовать точки? Чтоб они были поменьше колечков, так же ровные круглые?

Д:- Ватными палочками!

В:- Ребята, а мы рисовать колечки при помощи шпулек, ими мы будем печатать! Хотите научиться?

Воспитатель, достает с коробочки швейные шпульки.

В: - Подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, как правильно надо печатать! (Дети подходят к столам, которые стоят посередине)

Воспитатель показывает и объясняет:

-Беру шпульку, макаем в гуашь.

-И пробую печатать на пробном листочке, а когда колечки будут равномерными, перехожу на лошадки. Посмотрите, шпульку надо держать стоя. Поставили – убрали. (2-3 колечка)

- А давайте попробуем попечатать сухой шпулькой на ладошке (демонстрирует, дети пробуют) а теперь печатаем сухой шпулькой на листочке.

-Хорошо, ребята, а теперь в центр колечка надо поставить точку ватной палочкой, только цвет точки должен отличаться цветом от колечка, надо рисовать другим цветом. Обмакиваю палочку в краску и ставлю точку в центр колечка.

- А теперь ребята вы приступайте к работе (дети рассаживаются по местам и приступают к работе). (Воспитатель ведет индивидуальную работу с каждым ребенком - выбирают цвет колечков и точек). (По окончании работы воспитатель приглашает детей к «карусели»)

В: - Ребята, какие красивые лошадки получились у вас! Разноцветные с круглыми и одинаковыми по величине колечками! А как вы получили такие круглые колечки?

Д: - Мы печатали шпульками!

В: - А точки чем выполняли?

Д: - Ватными палочками. (Проводит самоанализ детей)

В: - А теперь ребята, давайте попробуем поставить ваших красивых разноцветных лошадок на карусель (расставляют на подставки и крутят карусель) Как вы думаете, мы помогли мастерам?

В: - Мне кажется ваши лошадки очень понравятся мастерам, они будут очень благодарны! И эта карусель будет самая красивая!

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Занятие в младшей группе по теме дымковских игрушек Занятие 2. «Украшение юбочки». Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. 2. Учить составлять узор.

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.



Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.


Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.



2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.



3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.



4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.















13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.










20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.




21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.


Мастер-класс по лепке и росписи дымковской игрушки «Лошадка - свистулька» для детей 6-7 лет с нарушением зрения.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Лошадка - свистулька» предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и для всех творческих людей. Яркий, красочный, крупный, рисунок, на белом фоне отвечает всем требованиям для занятий детей с нарушением зрения. Наиболее интересные работы, можно представить на выставке детского творчества, украсить ими интерьер группы, оформить их как подарок близким и родным.
Цель: научить детей изготовлять дымковскую игрушку - свистульку.
Задачи:
1. Познакомить с исконно народным праздником «Вятская свистунья».
2. Продолжать учить работать с глиной, познакомить с новыми приемами изготовления полой фигурки.
3. Развивать у детей моторику, координацию движений рук и глаз.
4. Напомнить правила безопасности работы с глиной.
5. Воспитывать гордость за наш Вятский край и наших мастеров.
Краткая познавательная информация.
Глина - благодатный природный, экологически-чистый материал. Глина - прекрасный тренажер для рук. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для коррекционной работы. Глину можно: месить, раскатывать ее скалкой или руками, менять ее консистенцию, работать, как с очень крупными, так и с совсем маленькими частичками, легко соединяя их между собой.
Техника безопасности:
1. Работать с глиной аккуратно, над поверхностью дощечки.
2. Не размахивать рукой со стекой.
3. После работы тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, прибрать рабочее место.
Материал:
Для рассматривания. Дымковская игрушка «Лошадка - свистулька».
Для лепки. Глина. Вопрос: Где взять? Ответ: Можно приобрести в «Художественном салоне», можно купить в «Детском мире», можно найти в природе. Дощечка, стека, салфетка, ванночка с поролоном и с водой, кусочек полиэтилена квадратной формы 15х15 см, детская скалка или пластмассовая баночка.



Для росписи. Гуашь, кисточка из белки №3 , салфетка, стаканчик для воды.
Предварительная работа: рассказать детям о старинном празднике «Вятская свистунья». Рассмотреть дымковскую игрушку – свистульку.
Практическая работа: Лепка игрушки.
Возьмите кусок глины, примерно размером с кулак ребенка. Скатайте шар.




Из одной половины скатайте шар. Другую половину разделите, пополам и получившуюся половину еще пополам.



Выберете из них 2, наиболее равные между собой, и скатайте из них усеченные конусы. Это будут ноги лошадки.
Выберите кусочек побольше, и скатайте из него голову. Из двух последних скатайте два шарика и палочку – это ушки и грива.






получаем туловище лошадки – полое внутри в виде морковки. В результате игрушка получается легкой. Отложите туловище лошадки в сторону, дайте ему немного подсохнуть.



Начинаем собирать нашу лошадку. Соединять детали нужно, предварительно смочив, круговыми движениями. Как будто завинчиваете гайку. Сначала присоединяем ноги.






Собрали, но что-то не нравиться. Сейчас начинается главный момент, наведения лоска. Смочите пальчик о сырой поролон и осторожно начинайте заглаживать все неровности и шероховатости. Подкорректируйте форму игрушки.
Если все прекрасно, все вам нравиться поставьте ее сушить. В дальнейшем, если есть возможность, игрушку нужно обжечь в муфельной печи, если нет, то просто в духовке.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Мастер-класс «Изготовление дымковской лошадки»

Берем глиняный кусок глины, замачиваем в небольшом количестве воды. Ставим миску с глиной на 3-4 дня. Затем замешиваем глину. Если глина ещё вязкая и липнет к рукам, её надо завернуть в мокрую ткань и отложить ещё на 2-3 дня. За эти дни влага уйдёт из глины и можно приступать к работе.


Шаг 2. Лепка игрушки.

Берём комок глины, который помещается в кулачок. Раскатать его в толстый валик. Делим его на 4 части. Четвертую часть отрезаем от большего куска.


Теперь формируем туловище и голову. Применяем приём вытягивание и приглаживание.



Прикрепляем голову к туловищу, при этом приглаживая глину.


Осталось сделать из тонких валиков гриву и хвост, применяя приём прокручивания 2-х валиков.



Прикрепляем гриву и хвост, слегка обмакивая мокрой кисточкой в местах крепления.


Шаг 3. Просушивание игрушки.

Поставить игрушку в хорошо проветриваемое и теплое помещение на 3-4 дня.

Шаг 4. Покраска и роспись глиняной лошадки.

Я беру обыкновенную белую гуашь и клей ПВА в пропорции 1х1, крашу игрушку в белый цвет.

Затем как гуашь высохнет выполняю роспись дымковским узором (кружочки, полоски, точки).



Вот такая красота получается. Творческих вам успехов. Спасибо за внимание.

«На лошадке я скачу, скачу, скачу…». Мастер-класс по изготовлению деревянной лошадки на палочке

«На лошадке я скачу, скачу, скачу…». Мастер-класс по изготовлению деревянной лошадки на палочке Кажется, что лошадки на палке существовали всегда. И это невольно заставляет задуматься. Среди игрушек, созданных для детей нашими предками,.

Мастер-класс «Изготовление гвоздик к 9 мая»

Мастер-класс «Изготовление гвоздик к 9 мая» Конспект проведения мастер-класса для родителей 1 младшей группы Цель: Развивать навыки сотрудничества. Знакомить родителей.

Мастер-класс «Изготовление кукол из ниток»

Мастер-класс «Изготовление кукол из ниток» Для работы потребуется: тонкие прочные шерстяные нитки, ножницы, картон. 1. Туловище – нарезаем (наматываем на картон, затем разрезаем.

Мастер-класс «Изготовление стендов для ДОУ»

Мастер-класс «Изготовление стендов для ДОУ» Мы знаем, что оформление групповых помещений имеет большое значение в нашей работе. Сейчас в продаже есть всё необходимое, чтобы создать.

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня»

Мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Для данной работы, мне понадобились: - пластиковая бутылка; - скульптурный пластилин; - водоэмульсионная краска; - гуашь; - кисточки;.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно - эстетическое восприятие,.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина»

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Вторая жизнь старого пластилина» Я хочу задать вам вопрос- что вы делаете со старым пластилином? Чаще всего мы просто выбрасываем старый, использованный, грязно-серый материал.

Презентация «Изготовление дымковской игрушки детьми разновозрастных групп» Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие.

Читайте также: