Нод филимоновская игрушка подготовительная группа

Обновлено: 17.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Филимоновская игрушка»

Группа № 5 подготовительная «Ромашка»

Воспитатель Гурылева М.Ю.

Московская область г.о.Серпухов 2019г.

Тема: филимоновская игрушка»

Группа № 5 подготовительная «ромашка»

Воспитатель: Гурылева М.Ю.

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстктическое восприятие произведений искусства.

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях филимоновской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

Оборудование: картинки на данную тему с изображениеями филимоновских игрушек, свистулька филимоновская, телевизор, ноутбук, презентация на данную тему.

Ход занятия:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

- Хотите узнать, почему их так называют?

В: Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

- Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное от сельхозработ время. Сначала в эти игрушки играли деревенские дети. А потом стали возить игрушки на ярмарку в Тулу. И пошла молва о красивых игрушка-свистульках.

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

- Как вы думаете, из чего делают филимоновские свистульки?

В: Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная белая. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

- У филимоновской, есть своя отличительная особенность. Какая?

- Может, кто из вас догадался?

В: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.

- Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Физкультминутка:

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какие основные цвета преобладают в росписи игрушек.

Д: Красный, зеленый, желтый.

В: А вы знаете, что желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый - зеленка, красный – малинка.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.

Д: Полоски, елочки, треугольники, веточки, листики, овальные пятна.

В: В орнаменте филимоновской игрушки нет четких геометрических форм, как в дымковской игрушке. Узоры расположены в веселом беспорядке разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

И лишь лица у фигурок остаются белыми и небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- А теперь, давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища, по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны.

Возможно манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в далеком прошлом под впечатлением, с одной стороны, городского базарного костюма (манерные шляпки), а с другой стороны крестьянские вышитые рубахи, передники, пестротканые юбки и пояса.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове.

Наше занятие подошло к концу. Скажите, понравились вам филимоновские игрушки?

Сейчас мы отдохнем, а потом продолжим наше знакомство с филимоновскими игрушками, сегодня мы с вами будем украшать филимоновскую лошадку.

1. Воспитывать уважительное отношение к мастерам филимоновской игрушки.

2. Формировать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой

2. Побуждать свободно использовать разнообразные приемы лепки для создания филимоновской игрушки.

3. Формировать умение передавать характерные особенности предметов

1. Развивать мелкую моторику рук, повышать сенсорную чувствительность.

2. Развивать эстетическое восприятие народной игрушки.

Филимоновские игрушки, глина, баночки с водой, салфетки, фартуки, нарукавники.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.

Словесные: указания, пояснения, поощрение, вопросы, художественное слово, оценка и самооценка деятельности детей.

Практические: лепка глиняных фигурок.

Игровые: сюрпризный момент.

Подгрупповая

1. Посещение музея – выставки народных промыслов

2. Знакомство с народной игрушкой

3. Знакомство с творчеством филимоновских мастеров

ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД.

Дети с высоким уровнем () – привлекать к анализу внешнего вида филимоновкой игрушки

Дети с низким уровнем () – привлекать к ответам на вопросы репродуктивного характера.

Ход ЗАНЯТИЯ

Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и приносит посылку, читает адрес: «Тульская область, село Филимоново»

В-ль: Что же находится в посылке? Хотите узнать, ребята? (Да)

Воспитатель открывает посылку, достает письмо с загадкой.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей,

С длинной шеей и росписная

Для игры и забавы детей.

В-ль: Ребята, кто отгадал эту загадку, что нам прислали в посылке? (Филимоновскую игрушку)

Воспитатель выставляет на стол барышню, медведя и петуха.

В-ль: Эти игрушки сделали настоящие мастера из села Филимоново. Посмотрите, какие они красивые и все разные. Чем игрушки отличаются,? (У барышень широкая юбка, на голове шляпка; у медведя короткие ноги, вытянутая мордочка, маленькие ушки; у петуха длинная нога, небольшой гребешок, бородка, сплюснутый хвост)

, а есть ли сходство между этими игрушками? (Да, у них у всех длинные тела или шеи и маленькие головки и ноги)

Молодцы, правильно! Ой, а в коробке еще что-то есть. (В-ль достает глину)

Это же настоящая филимоновская глина, она особенная., скажи, почему эта глина особенная? (Потому что она белая, поэтому филимоновские игрушки не белят) Правильно!

А еще в посылке есть волшебная палочка, сейчас я ей взмахну, и вы все превратитесь в мастеров филимоновской игрушки, а наша группа – в мастерскую.

Игрушки ставятся на 3 стола, дети одевают фартуки, нарукавники и садятся за тот стол, на котором стоит та игрушка, которую ребенок хотел бы слепить.

В-ль: С чего нужно начинать лепить,? (Раскатать кусочек глины в длинный цилиндр, затем в морковку)

А для чего в мастерской вода, ведь мы будем лепить, а не красить? (Чтобы примазывать края и заглаживать детали)

Ну что ж, за работу. Ведь недаром говорится: дело мастера боится.

Воспитатель предоставляет детям в процессе лепки самостоятельно выбирать приемы. В случае затруднения, в-ль оказывает помощь. В процессе лепки делается перерыв.

Шел по берегу петух Шаги с раскачиванием в стороны

Поскользнулся, в речку бух! Круговые движения руками

Будет знать петух, что впредь Погрозить пальцем

Надо под ноги смотреть Наклон вперед

В заключении дети ставят свои работы рядом с образцом, выбирают самые похожие.

В-ль: Ребята, а что еще не хватает нашим игрушкам? (Они не расписаны)

Правильно, на следующем занятии мы этим и займемся.

Занятие по изодеятельности «Барашек» по образу филимоновской игрушки» Программное содержание: Познакомить с филимоновской игрушкой. Вызвать положительные отношения к ним. Учить выделять отличительные особенности.

Конспект занятия по декоративной аппликации по мотивам дымковской игрушки «Украшение хвоста индюка» (старшая группа) Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Знакомить с образом дымковского индюка, выделять.

Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки на тему: «Нарядные курочки» Непосредственно – образовательная деятельность по декоративному рисованию для детей средней группыДекоративное рисование по мотивам филимоновской.

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Комплексное занятие по декоративному рисованию в старшей группе. «Роспись Филимоновской игрушки». Комплексное занятие по декоративному рисованию в старшей группе. "Роспись Филимоновской игрушки". Воспитатель: Кириллова Л. Л. Д/с № 47.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Лепка декоративной посуды» Тема: «Лепка декоративной посуды» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект по лепке в подготовительной группе тема «Цирк» Конспект НОД по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (лепка в подготовительной группе). Какоша Валентина Валерьевна.

НОД в группе раннего возраста «Сказочная страна Филимоновской игрушки» с использованием ИКТ Задачи Образовательные: Знакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративного прикладного искусства, имеющей свою специфику.

Организация образовательной деятельности «Курочка Ряба в гостях у филимоновской игрушки» Организация образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Курочка Ряба в гостях у Филимоновской игрушки». Автор конспекта.

Плоскостной театр филимоновской игрушки «Курочка Ряба»

Плоскостной театр филимоновской игрушки «Курочка Ряба» Приобщение детей к устному народному творчеству и прикладному искусству начинается с раннего детства. Наш Тульский край славится Филимоновским.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.

Развивать познавательную активность

Расширять представления детей о народных промыслах

Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками

Развитие мелкой моторики

Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы: картины с изображением игрушек филимоновских мастеров, изображение элементов росписи филимоновских игрушек, акварель по количеству детей, вода в баночках 1 на пару, тонкие кисти на каждого ребенка, листы – эскизы игрушек на листах для самостоятельной деятельности.

Ход НОД:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей).

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

Вы, может, слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).

А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.

Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.

А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.

Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.

Дети имитирую слова воспитателя.

Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.

(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки).

Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).

После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.

Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.

Метод проектов в ДОУ Хочу поделиться наработками проектной деятельности в нашем саду. Имея свидетельство тьютора программы модуля "Система педагогического проектирования.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи:

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

ВложениеРазмер
lepka_filimonovskiy_petushok.docx 76.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 14

г. Балаково Саратовская область

непрерывно образовательной деятельности

по теме: «Филимоновская игрушка»

(подготовительная к школе группа)

Елисеева Елена Ивановна

Тема НОД: «Филимоновская игрушка».

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

  • учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
  • развивать чувство цвета и формы;
  • воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»

Дети подходят к воспитателю.

- Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ.

II. Основная часть

- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

- Какие эти игрушки?

- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема занятия: «Филимоновская игрушка».

Цель : приобщение к истокам русской культуры.

Материалы: Презентация «Филимоновское чудо». Игрушки сделанные тульскими мастерами и детьми нашего детского сада.

Ход занятия.




В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Воспитатель: А теперь дети, внимательно послушайте легенду, о том как возник филимоновский промысел.

Появился однажды в тех местах мужик беглый каторжник, Филимоном его кликали. Остерегались по началу местные люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Был Филимон мастером гончарного дела, богомазом и игрушечником. В честь деда Филимона и была названа деревня, а также весь гончарный промысел.

 Филимоновская игрушка – русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали «семейно», сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Весной до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная, сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни - Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.


На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Краску-порошок мастерицы растворяют на яйце, отчего она глянцевито блестит. Краски кладут прямо на белый фон, а порой, чтобы наряднее было, сначала фигурку закрашивают желтой краской.

Во спитатель: Ребята, а вы когда-нибудь держали в руках свистульку? (ответы детей). Свистулька – очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. И ведь у каждой свистульки свой неповторимый голос. Свистульки часто вешали на шею детям, это был и поющий оберег, и забавная игрушка.

Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Мужчин, изготавливающих посуду называли гончарами, а женщин и девушек делающих игрушки-свистульки прозывали «свистуличницами». Девичье ремесло приносило семьям немалый доход. Каждая мастерица за сезон изготовляла 2-3 тысячи игрушек, продавались они по цене от 3 до 7 копеек за штуку. Благодаря своему ремеслу филимоновские девушки считались самой завидной партией в округе и были разборчивыми невестами, ведь они зарабатывали порой больше мужчин гончаров.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте внимательно рассмотрим узор на игрушках. Посмотрите, какой он яркий, необычный.

Читайте также: