Подарили конструкторы яблоки стали спелее пастельные тона хлестает плетью рыхлых хлопьев снега

Обновлено: 18.05.2024

Задание 16. Постановка запятой в предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении.

В данной разработке остановлюсь только на сложных случаях. Прежде всего, при решении задания нужно определить, предложение простое или сложное. Для этого найти грамматическую основу(ы). Теперь следует применять пунктуационные правила для предложений с разным строением.

I. Простое предложение с однородными членами.

Затруднения вызывают предложения с однородными членами с повторяющимися союзами И, ИЛИ.

1а. Если союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят. По утрам я убегал на пруд, или в рощу, или в сад.

1б. Если количество однородных членов чётное, и при этом указанные союзы не повторяются перед каждым из них, следует соединить однородные члены попарно. Запятую нужно ставить только между парами, внутри пар запятая не ставится: Листья в поле пожелтели и кружатся, летят и падают на траву. По утрам я убегал на пруд или в рощу, в сад или на сенокос. Ставится ОДНА запятая.

2. Если в предложении несколько пар однородных членов, являющихся разными членами предложения, то запятая между ними не ставится: Туча на небе росла и захватывала западную и восточную части неба. Росла и захватывала – однородные сказуемые, соединённые одиночным союзом И, запятая не ставится. Западную и восточную – однородные определения, запятая не ставится.

3.Запятая НЕ ставится внутри выражений фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами И или НИ: и день и ночь (постоянно), ни свет ни заря (рано), и стар и млад (все), ни пуха ни пера, ни то ни сё, и так и сяк, и туда и сюда, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо и пр.

II. Сложносочинённое предложение.

1.Между простыми предложениями в составе ССП запятая ставится: Окончился день, и ночь надвигается из-за крыш.

2.Однако если соединённые союзами предложения имеют ОБЩИЕ второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот, общее придаточное предложение, также если оба предложения, входящие в состав ССП, являются вопросительными, восклицательными или побудительными, то запятая между ними НЕ ставится:

а) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Общий второстепенный член предложения в лесу – обстоятельство места. Снег лежит (где?), деревья стоят (где?) в лесу.

б) Короче говоря, учебный год закончился и начались каникулы. (Общее вводное слово короче говоря.)

в) Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз. (Общий сравнительный оборот как в первый раз.)

г) Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне. (Общее придаточное времени Когда мы подошли к деревне.)

д) Как мы могли заблудиться и кто выведет нас отсюда? (Оба предложения вопросительные.)

Расставить знаки препинания.

1) Настало утро и все разошлись по домам.

2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее когда Архип подъехал к хутору.

3) Я стал посещать музеи и галереи и много читал.

4) На защиту родины встал и стар и млад.

5) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.

6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

8) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.

10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.

11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

13) Море искрилось и шумело и играло волнами.

14) К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы.

15) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения.

16) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и все разошлись по домам.

17) Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

1) Настало утро, и все разошлись по домам. (ССП)

2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее, когда Архип подъехал к хутору. (Общее придаточное предложение в сложном)

3) Я стал посещать музеи и галереи и много читать. (Пары однородных членов являются разными: однородные сказуемые и однородные дополнения)

4) На защиту родины встал и стар и млад. (Устойчивое сочетание)

5) Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову. (Пары однородных членов, группируем, поскольку не перед каждым стоит союз И)

6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. (Общий второстепенный член)

7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. (Общий второстепенный член)

8) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. (Союз И повторяется; количество однородных членов нечётное, поэтому нельзя образовать пары)

9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны, лилии и хризантемы, нарциссы и розы. (Количество однородных членов чётное, при этом союз И не стоит перед каждым из них, поэтому образуем пары и запятые ставим только между парами)

10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв. (Устойчивое сочетание)

11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты. ((Пары однородных членов являются разными: однородные сказуемые и однородные обстоятельства)

12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка? (оба предложения вопросительные)

13) Море искрилось, и шумело, и играло волнами. (Союз И повторяется; количество однородных членов нечётное, поэтому нельзя образовать пары)

14) К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы. (Общий второстепенный член)

15) К счастью, вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения. (Общее вводное слово)

16) К счастью, вскоре недоразумение разрешилось, и все разошлись по домам. (Вводное слово не является общим и относится только к первому предложению)

17) Что это за человек и какое нужно с ним обращение? ((оба предложения вопросительные)

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья. (Берггольц О.)
2) Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок. (Платов Л.)
3) Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках. (Коковин Е.)
4) Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто. (Верзилин Н.)
5) Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые пурпурные и золотисто-оранжевые тона. (Арсеньев В.)

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей. (Яроцкий Б.)
2) В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало. (Верзилин Н.)
3) Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался. (Всеволжский И.)
4) Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом. (Верзилин Н.)
5) Во время загадочного происшествия в горах не было ни грозы ни снежного обвала. (Платов Л.)

3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропыленной травы. (Дубов Н.)
2) То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою. (Соколов-Микитов И.)
3) Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета. (Осеева В.)
4) Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле. (Арсеньев В.)
5) Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя. (Борзунов С.)

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно. (Паустовский К.)
2) Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями. (Федоров Е.)
3) Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи. (Кубанский Г.)
4) Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни. (Николаев И.)
5) Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы. (Соколов-Микитов И.)

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку. (Соколов-Микитов И.)
2) Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер. (Бражнин И.)
3) Сами улицы казались то ущельями то руслами рек. (Платов Л.)
4) Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте. (Бражнин И.)
5) Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером. (Верзилин Н.)

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил

в ДВУХ­СТАХ мет­рах

на ИХ тер­ри­то­рии

Ответ: обгрызенное

Пояснение.

Вспомним, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.

Обгрызть – инфинитив глагола не на -АТЬ,-ЯТЬ, поэтому в причастии суффикс -ЕНН (обгрызенное).

Сравним.

Сказать — инфинитив глагола на -АТЬ, поэтому в причастии суффикс -АНН (сказанный).

Запомните: а-я в инфинитиве сохраняются, в остальных случаях пишется е (енн).

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

в ПО­ЛУ­ТО­РА часах

Ответ: выздоровеет

Пояснение.

Запомните:

выздоровеет (я выздоровею), опостылеет, опротивеет.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

до ты­ся­ча во­семь­сот ДВЕ­НА­ДЦА­ТО­ГО года

Ответ:шкафу

Пояснение.

В шкафу, на шкафу, о шкафе — существительное «шкаф» в предложном падеже имеет две формы, которые являются правильными в каждом конкретном случае.

Если вопросы в чем? на чем? — используется форма «в шкафу», «на шкафу», если вопрос о чем? — форма «о шкафе».

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

Ответ: полотенец

Пояснение.

Склонение слова «полотенце».
Падеж Единственное число Множественное число
И.п. полотенце полотенца
Р.п. полотенца полотенец
Д.п. полотенцу полотенцам
В.п. полотенце полотенца
Т.п. полотенцем полотенцами
П.п. о полотенце полотенцах

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

МОКЛА под дождём

­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в ма­га­зин

Ответ: поезжайте

Пояснение.

Запомните: в повелительном наклонении глагол ехать имеет формы поезжай, поезжайте.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.

Ответ: обеих

Пояснение.

Рука – сущ. женского рода, поэтому в обеих руках

Сравните: в обоих случаях (случай – сущ. мужского рода).

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

о ДВУХСТА рублях.

Ответ: двухстах

Пояснение.

Склонение числительного «двести».

Падеж Единственное число
И.п. двести
Р.п. двухсот
Д.п. двумстам
В.п. двести
Т.п. двумястами
П.п. о двухстах

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

Ответ: два

Пояснение.

Собирательное числительное НЕ употребляется со словами, обозначающими взрослое животное (только детёнышей): два волка, но двое волчат.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ПО­ЕЗ­ЖАЙ к ба­буш­ке

с ДВУ­МЯ­СТА­МИ бой­ца­ми

Ответ: проповедует.

Пояснение.

Проповедовать – суфф. -ова— исчезает – я проповедую, поэтому он проповедует.

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

Мы с Петькой и Витька Майоров ждем, когда подойдет очередь за коммерческим хлебом, и поглядываем на Димку.

Он не замечает, а нам видно, как к нему подкрадывается оборванный, чумазый мальчишка. Кепка козырьком к затылку, одно плечо воинственно приподнято.

— Ты чо? — толкает он вздрогнувшего Димку.

— А ничо! — Димка озирается по сторонам.

— Ты на кого, сука? На меня, да? — пацан еще раз толкает Димку. — Дай конфетину. Я шпана!

Подошла наша очередь. Толстушка свешивает нам хлеб и говорит другой, длинной продавщице:

— Ты не представляешь, какой он ужасный кокетун… Умора!

Мы прячем хлеб в сетки и идем выручать Димку.

Незнакомый пацан стоит к нам спиной. Все вместе мы ему запросто накидаем. Ух, гадство, бритовку достал… А Димка бледный-бледный…

— Ты Сидора знаешь? — говорит пацан и протягивает Димке лезвие: — На, отрежь маленько.

Сидор, Сидор! Да это же наш Сидор. Мы же с ним вместе были в интернате. А может, это не он?

— Сидор, ты в интернате был? — спрашивает Петька.

— Сбежал, — солидно отвечает Сидор, — свекла там, все свекла.

— Сидор, айда к нам, — зову я.

— Заругаются еще у вас.

— Куда? — он морщится, точно Димкина конфета оказалась очень кислой. — Матка у меня умерла. Вьюшку нарочно закрыла и угорела. И в Суворовское ни фига не написала…

Мы выходим из гастронома. Синее-синее утреннее небо, яркое солнце, легкие, как бабочки, конфетные бумажки…

— Знаешь что, — нерешительно говорит Сидору Витька Майоров, — пойдем со мной. Мариша тебя пустит. Она хорошая — хочешь, спроси у Петьки. Петька с Ленькой, а мы с тобой будем жить. Идет?

— Нет, верно, — уговаривает Витька. — Потом меня братан заберет, а ты у Мариши останешься. Или вместе махнем.

Сидор в ответ только вздыхает…

Мы идем по городу. Позади всех Димка. Доедает свои конфеты.

…Через час после встречи с Сидором диктор объявил о капитуляции Германии. И на нашей улице — на всех улицах — был праздник.









1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла.
2) Владимир Маяковский остаётся в памяти людей не только как выдающийся поэт своего времени но и как создатель оригинального поэтического стиха.
3) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.
4) На болотах виднелись призрачные огни и облака ядовитых испарений и корявые деревца.
5) А парнишка-то мал да удал!

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Луна поднималась и освещала дорогу поле и дома спящей деревни.
2) К нему приходили князья и вельможи купцы и простые люди.
3) На выставке представлено много газовых и электрических плит и печей.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) Стук в укреплённые ворота и завывание ветра за ними заставили побледнеть стариков женщин и детей.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
5) Сердце то задрожит и забьётся то сожмётся от горьких воспоминаний.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К вечеру руки ноги плечи ныли и тосковали по отдыху.
2) Там были нарциссы и тюльпаны анютины глазки и незабудки георгины и астры.
3) Нам обещали увлекательное путешествие по заповедному Красному берегу цветущим степям и предгорьям Крыма.
4) По вечерам мы гуляли либо по берегу залива либо по липовой аллее.
5) На Байкале уникален как животный так и растительный мир.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Туч на небе не было и солнце не выглядывало.
2) Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал.
3) В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали внутри станцию и велось строительство её верхнего деревянного этажа.
4) Весь день идёт снег либо дождь со снегом.
5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце садилось в туман и шум поезда не мог заглушить птичьего гомона и перелива в кустах железнодорожного полотна.
2) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого приобретателя так и для всего общества.
3) Утром восток загорелся румянцем и мелкие облачка окрасились в нежный цвет.
4) С вершины пологого холма передо мною то золотым то посеребрённым морем пестрела спелая рожь.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали серые снежинки.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скрипка вызывала зубную боль и от ее звуков появлялось ощущение выбитого зуба.
2) Мы научились смотреть на Землю глазами космонавтов и у нас уже появились космическое видение и космическое мышление.
3) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает костром на краю степи.
4) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
5) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.
2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.
3) Человек этот был ни рыба ни мясо всегда говорил невпопад и быстро менял своё мнение.
4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.
5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. ЭТО ЗАДАНИЕ ИЗ ДЕМОВЕРСИИ 2022 года!

1) Во всём мире любители музыки П.И.Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.

Читайте также: