А тимофеевский богородская игрушка

Обновлено: 03.05.2024

1. Познакомить детей с богородской игрушкой.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение.

3. Воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к русской национальной культуре.

Оборудование: макет деревянной русской избы; куклы из лоскутков ткани; кукла из соломы; богородские игрушки; матрешки; деревянные ложки; поднос; платок.

Знакомство детей: с жизнью людей в старину;

с бытом русского народа;

с русскими народными сказками.

Ход занятия

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я хочу продолжить свой рассказ о том, как было раньше.

- Рассаживайтесь поудобнее вокруг меня.

(воспитатель одевается в кокошник и платок)

- Отгадайте загадку: Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - …. игрушки!

2. Основная часть:

- Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть?

Дети: Куклы, машинки, кубики, лошадки.

- Да, у вас и в группе и дома много игрушек. У детей, которые жили раньше, тоже были игрушки. Давайте опять заглянем в наш домик.

- Ребята, а кто живет в домике, вы не забыли?

Дети: Машенька и Ванечка.

- В какие игрушки играла Машенька?

Дети: Машенька играла с куколками.

- А у нас есть такие куклы?

- Девочки, где они находятся?

Дети (девочки) приносят куклы и показывают их.

- Из чего они сделаны?

Дети: Из тряпочек.

Посмотрите, какие они красивые и нарядные.

- Как вы в них играете?

Дети показывают, как в них играют (качают на руках, причёсывают, кормят и т. д.)

Воспитатель: А в какие игрушки играл Ванечка со своими друзьями?

- А почему мальчики в машинки не играли?

Дети: Потому что раньше не было машин.

- Конечно, раньше не было машин. Как Ванечка играл в лошадку?

- Фигурку лошадки лепили из глины, делали из соломы, вырезали из дерева. Вообще из дерева для детей делали много интересного.

- Давайте все вместе поиграем в лошадку. Мы будем скакать на лошадке так, как делал это в песне храбрый Ванюша.

Много у Ванюши книжек и игрушек.

Есть хороший, самый лучший,

Звучит музыка, дети и воспитатель имитируют движения, двигаясь по группе.

Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

- Тпрууу! Вот как весело скакали ребята! Молодцы! Играть вы умеете!

Воспитатель берет в руки поднос и говорит: - Вы сейчас что - то увидите интересное.

Воспитатель предлагает детям снять платок с подноса и посмотреть, что там.

- Давайте присядем за стол и внимательно их рассмотрим.

Воспитатель опрашивает детей, у которых в руках матрешка и свистулька.

- Что это у тебя? Как в нее играть, ты знаешь?

Саша: Это матрёшка, её можно открыть и там будут другие матрёшечки.

- А у тебя что? Что с ней делать, ты знаешь?

Оля: Это свистулька, в неё свистят.

Оля показывает, как свистят в свистульку.

- Так что же это – свистулька и матрешка?

Дети: - Игрушки!

Воспитатель: Правильно игрушки (обращается к остальным ребятам)

- У Саши и Оли – свистулька и матрешка – это игрушки.

- А что же у вас? (все игрушки стоят на столе не поднимают их). Это можно назвать игрушками?

Дети: Можно, это тоже игрушки.

Да, правильно, это игрушки, а по – другому их называют «игрушки – небалушки», богородские игрушки.

- Внимательно посмотрите на них.

- Сережа, кто это у тебя?

- Серё жа: Медведь.

Воспитатель: А что делает медведь?

Серё жа: Играет на барабане.

Воспитатель опрашивает каждого ребенка и читает прибаутки.

«Медведь играет на барабане»

Наш Мишутка – музыкант,

В барабан играет,

В барабан то он стучит

И тарелками гремит.

А в лесу нельзя шуметь,

Можно только тихо петь.

«Лиса вяжет носок»

То варежка, а то носок,

Получился за часок.

«Медведица купает медвежонка»

Медведица в бочонке

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

После опроса каждого ребенка, воспитатель задает вопрос:

- Как в эти игрушки играть?

Дети размышляют и предполагают.

- Посмотрите, игрушки все одинаковые?

Дети: Нет! У одних сбоку кнопка, а у других шарик на ниточках висит.

- Поднимите игрушки, у которых шарик висит.

- Посмотрите, как хорошо получается у Егора. Он шарик раскачивает по кругу и его фигурка ожила!

- Молодцы! Догадались, как играть!

- Посмотрите, а чем похожи все игрушки : и матрешка, и свистулька и ваши игрушки. Что у них одинаковое?

Дети: Все игрушки деревянные.

- Да, они все деревянные!

- Все поверхности игрушек гладкие, потому что изготавливаются специальными инструментами.

- А чем отличаются?

Дети: Матрёшка и свистулька цветные, а остальные не цветные.

- Да, они цветные, а остальные не цветные.

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Понравились вам игрушки?

Ребята, вы знаете, как надо обращаться с игрушками?

Дети: Да знаем. Игрушки нельзя ломать.

- Правильно, надо их беречь, не бить, не ломать. Тогда игрушки долго еще послужат вам. Вы наигрались?

- Игрушки останутся у нас в группе и вы сможете в них поиграть.

Список использованной литературы

1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. –СПб ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2011.

2. В. А. Деркунская Образовательная область Здоровье. Учебно- методическое пособие – СПб. : ООО «Издательство»Детство-Пресс»; ТЦ «Сфера», 2012.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под. Ред. Т. С. Комаровой. М. : Педагогическое общество России, 2006.

4. А. Тимофеевский Богородская игрушка. М. :»Малыш», 1987.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цели и задачи: - Уточнять.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Конструирование из бумаги Книга о комнатных растениях

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Конструирование из бумаги Книга о комнатных растениях Предлагаю Вам конспект занятия, которое я разработала в рамках проекта "Наши друзья - комнатные растения[/i] Тема: «Книга о комнатных растениях».

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Помогаем белке сделать запасы на зиму» Конспект НОД в средней группе. Тема: «Помогаем белке сделать запасы на зиму». Форма: Решение проблемных ситуаций. Цель: Формировать представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Электроприборы» Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе по теме "Электроприборы" Задачи: Закрепить представление.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенные свойства воды» Управление образованием Администрации Истринского муниципального района Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды» Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «В зоопарке» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. «В зоопарке» Югай А. В. Задачи: Закрепление знаний детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Цветные льдинки для ёлочки» Конспект занятия по познавательно-исследовательскому виду деятельности в средней группе «Цветные льдинки для ёлочки» Цель: прививать интерес.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Тема: «Посадка лука» Цель: организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми. Задачи: - познакомить.

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Создание книги» План-конспект занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Создание книги» Образовательная область: «Познавательное.

Оставить отзыв

История богородской игрушки насчитывает не одно столетие. Но, как и раньше, сохраняя многовековые традиции промысла, в наших мастерских игрушки продолжают вырезать вручную из настоящего дерева.

Жмите на ссылку в шапке профиля и приобретайте традиционные богородские игрушки в нашем магазине.

Сережа Лысанов

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Высоко сидят, далеко глядят!
Пока мастера в Богородском над новыми игрушками трудятся, мишки владения свои зорко осматривают:)

Татьяна Подолякина

Наталья Адлер

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Жизнь становится счастливей, если вас окружают красивые вещи.
Радуйте себя и своих близких статуэтками ручной работы из авторских коллекций богородских мастеров :)

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Продолжаем знакомить с мастерами богородского промысла.

Дворников Михаил Яковлевич - лауреат премии Ленинского комсомола, член Союза художников СССР.
Свою трудовую карьеру на фабрике начал с 1973 года. В след за ним ряды богородских резчиков пополнили два его брата - Алексей и Василий.
В 1983 году Михаил Яковлевич занял должность главного художника. Талантливый резчик стал автором более ста творческих произведений, которые и сегодня вырезаются на фабрике.
Многие его работы хранятся в музеях страны
и частных коллекциях за рубежом.
Мастер демонстрировал приёмы богородской резьбы в Германии, Греции, Франции, Англии, Китае, Чехословакии и Тунисе.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

В Богородское пожаловало лето во всей своей красе. Вдохновляемся буйством красок и продолжаем создавать очаровательные статуэтки для вашего интерьера.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Расписные курочки из нашего детства.
Эти родные сердцу игрушки из ароматной липы, украшенные красочным узором, дарят нам чувство радости и тёплые воспоминания.

А какие игрушки были в вашем детстве?

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Удивительное дело, как в умелых руках богородских резчиков кусочек обычного дерева преображается
в настоящее произведение искусства.

А на нашем сайте для вас найдётся еще множество замечательных статуэток и игрушек :)


Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».

Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

«Деревянная народная игрушка «Богородская»

  1. Участники проекта – дети подготовительной к школе группы ,педагоги, родители.
  2. Тип проекта (позновательно-творческий).
  3. Сроки проведения (краткосрочный- март 2022г).
  4. Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.

Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

5. Задачи проекта.

Познавательно-развивающие . Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

Воспитательные . Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Развивать у детей художественный вкус.

Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей группы.

Организация работы над проектом

Формы организации детей





Работа в парах или группах

Объединение нескольких групп

7.Этапы работы над проектом

1.Опредиление темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.

3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей.

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

1.Работа над проектом: поиск материала; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

8. Краткое описание проекта

Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы.

I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.

Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).

II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет. Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвало много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены : беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях), работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской); слушание интересного рассказа «Секрет мастеров села Богородское»;

знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию: лепка «Белка с молотком»,

«Кузнецы» рисование и аппликация,

ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки);

Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».

Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего народа; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

9. Техническое оснащение

Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский

2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»

3. Энциклопедия для детей.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

5. Планирование работы по образовательной области «Познание».

6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).


Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».

Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

Мы решили узнать, почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

«Деревянная народная игрушка «Богородская»

  1. Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
  2. Тип проекта (позновательно-творческий).
  3. Сроки проведения (краткосрочный- март 2022г).
  4. Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать материал и делать выводы.

Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

5. Задачи проекта.

Познавательно-развивающие . Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

Воспитательные . Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Развивать у детей художественный вкус.

Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей группы.

Организация работы над проектом

Формы организации детей





Работа в парах или группах

Объединение нескольких групп

7.Этапы работы над проектом

1.Опредиление темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.

3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей.

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

1.Работа над проектом: поиск материала; рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

8. Краткое описание проекта

Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы.

I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.

Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев (ольха и осина).

II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет.

Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвало много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены :

- беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях),

-работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской);

- слушание интересного рассказа «Секрет мастеров села Богородское»;

- знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

- ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию:

-лепка «Белка с молотком», «Кузнецы» рисование и аппликация, ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки);

Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».

Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего народа; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

9. Техническое оснащение

Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский

2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»

3. Энциклопедия для детей.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

5. Планирование работы по образовательной области «Познание».

6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).

Конспект ООД «Богородские игрушки».

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки .

• Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист , простой карандаш, цветные карандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Конспект ООД «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
Воспитатель: Из чего делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Воспитатель А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.

Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерствосвое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

Воспитатель: Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?
Дети: Они не раскрашены.
Воспитатель: У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?
Дети: Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…
Воспитатель : В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

Консультация для родителей


«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:


  • рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);
  • рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;
  • вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;
  • побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера - народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»


Расскажите ребенку сказку о хохломе:

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:


«Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка — гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:


«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Для меньшей — темница.»

Рекомендуем дидактические игры, в которые можно поиграть дома

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:


« Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):


одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)


«Скажи какая?»

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: