Абашевская игрушка как сделать

Обновлено: 29.04.2024

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Цветовое оформление абашевской керамики - вопрос непростой. Присутствие масляной краски представляется весьма спорным: под густым слоем непрозрачной краски полностью пропадают те тонкости рельефа, которые составляют особенность и достоинство здешней пластики. Как отделывали абашевские изделия в прошлом, старики местные выяснить не помогут, хуже даже, домыслами своими в сторону от действительности уведут - «вспомнят», что игрушки окрашивались, подобно яйцам пасхальным, наваром из шелухи от лука. Однако сохранившиеся в музеях немногие образцы абашевских игрушек начала нашего столетия дают основание считать, что игрушки не окрашивались, а покрывались глазурью неброских цветовых оттенков.

Подобная отделка практикуется и в наше время в ряде промыслов в областях Ивановской, Горьковской, Костромской. Из рассказов абашевских ветеранов можно установить, что в начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури, приобрести их стало невозможно - страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски; на них абашевские мастера и переключились, им они даже по душе пришлись.

Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски, перешли на них - излишен стал этап лакирования.

Абашевские мастера избегают пользоваться красками открытых цветов - их палитра представлена цветами более сложными, приглушенными, а это, в свою очередь, освобождает керамику от присущих детским игрушкам черт простодушия и переводит ее в план скульптуры.

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Во все времена человечества, начиная с примитивных племен и заканчивая сегодняшним днем, его сопровождали игрушки. Первоначально, это были примитивные фигурки божков, которым люди поклонялись, но постепенно они стали развивающим и развлекающим атрибутом для детей.

Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

История глиняной игрушки

Гончарное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, поэтому узнать, кто впервые из остатков глины после лепки посуды начал формировать и обжигать фигурки людей и животных, невозможно. Абашевская глиняная игрушка названа так благодаря своему «происхождению» из одноименного села в Спасском уезде Пензенской губернии.

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

абашевская игрушка

Некоторые мастера опирались на традиции древности, но были и такие, что зародили совершенно новые формы, которые передавались в семье из поколения в поколение. Абашевская игрушка, история которой напрямую связано с историей села, смогла «пережить» и сохранить свою самобытность до наших дней.

Село Абашево

Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта.

Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами. Большинством мотивов глиняных безделиц были фигурки животных, которые издревле для славян символизировали различные аспекты жизни:

  • птица – это удача, счастье;
  • конь символизировал солнце;
  • медведь – силу, власть и могущество;
  • баран и корова – символ плодородия;
  • олень – изобилие.

Абашевская игрушка (фото это отражает) часто выполнялась мастерами в виде людей, характеризующих отношение их автора к окружающему миру. Например, барыни символизировали глупых городских девиц в смешных шляпках, а отношение к властям часто выполнялось в виде фигуры городового или полисмена. Если у них в руках были птицы, это значило, что у власти стоят воры.

абашевская игрушка фото

В начале 20 века абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.

Отличительные черты абашевской игрушки

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево.

абашевская глиняная игрушка

Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:

  • вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
  • длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
  • тщательно и глубоко прорезанные глаза;
  • головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
  • четкие линии челок, грив и бород.

По своей форме абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.

Благодаря тому, что этот вид народного промысла был сосредоточен в одной деревне, он положил начало зарождению династий мастеров.

Династии абашевских мастеров

Династия Зоткиных, самых знаменитых мастеров глиняной игрушки, началась с Акинфия Фроловича, рожденного в 1883 году, и его брата Лариона. Их внуки и правнуки живы сегодня и продолжают традиции своих прадедов.

Именно Ларион Зоткин в 20-30-е годы дал «новую» жизнь абашевской игрушке. В селе даже была организована гончарная артель. Его работы легли в основу произведений его последователей. Абашевская игрушка (фото это демонстрирует) имеет свой музей, но не только в родном селе выставлены работы династии Зоткиных. Они находятся в музеях Пензы, Сергиева Посада и в частных коллекциях.

абашевская игрушка история

Среди других знаменитых фамилий династии Зузенковых, Малышевых, Еськиных, Нагаевых и других. Каждое новое поколение приносило свое видение в образ абашевской игрушки.

Подготовка глины

Прежде чем думать, как слепить абашевскую игрушку, требуется особое внимание уделить подготовке глины к работе. В 19 веке добыча необходимого сорта глины часто сопровождалась риском для жизни. Ее готовили зимой с запасом на многие месяцы.

Сегодня глину можно взять из карьера или купить в магазине. Если глина из места ее добычи, без синтетических добавок, то ее предварительно следует просушить. После этого глину измельчают, удаляя примеси, и разводят водой в пропорции 1/3.

Важно, чтобы масса получилась без комков. Разведенный материал следует оставить на некоторое время, чтобы песок и другие примеси осели на дно емкости.

как сделать абашевскую игрушку

Очищенной таким образом глине нужно дать слегка загустеть до уровня теста для пельменей, после чего тщательно размять руками, удаляя лишний воздух. Чтобы проверить готовность глины к работе, из нее следует скатать «колбаску» и медленно согнуть в подкову. Если она не даст трещин, можно приступать к лепке.

Лепка абашевской игрушки

Сегодня одним из способов развития моторики рук, фантазии и интереса к народному промыслу у детей является обучение их лепить фигурки из пластилина и глины. Начиная с самых простых и понятных малышам «блинов» и «колбасок» из глины, можно показать им, как лепить абашевскую игрушку поэтапно:

  • Глина тщательно разминается пальчиками, чтобы согреть материал и придать ему эластичность.
  • Из комка глины скатать «колбаску» с утолщенным, как у морковки концом.
  • В более толстую часть заготовки вставить до середины ее размера деревянный округлый брусок, который позволит оставить внутри игрушки пустоту, необходимую для свистка.
  • Верхнюю часть глиняной заготовки над бруском согнуть – это будет шея животного, из конца которой лепится небольшая мордочка.
  • Из туловища вынуть брусок, вылепить небольшие утолщенные ноги, а «хвостик» вытянуть в виде мундштука дудочки.
  • Сделать по бокам туловища дырочки, чтобы дудочка засвистела

абашевская игрушка раскраска

Можно стекой вырезать фигурке не только глаза, но и «шерсть», уздечку, различные украшения. Дети постарше могут самостоятельно вылепить рога, малышам проще начинать с собачек и кошечек, которые им хорошо знакомы. Подобную игрушку будет интересно сделать не только ребенку. Многие взрослые люди начинают увлекаться гончарным искусством, одним из видов которого является абашевская игрушка.

Обжиг и роспись

После того как изделие подсохло, его необходимо подвергнуть обжигу. Старые мастера использовали для этого специальные горны – круглые печи из огнеупорного кирпича. Стандартный размер таких печей был 1,5 м в ширину и 2 м в высоту, и когда-то в Абашево почти в каждом дворе ежедневно разжигались горны, чтобы сделать посуду или игрушки крепкими и прочными.

Чтобы игрушки не треснули, их обкладывали черепками, а печку топили дубовыми или березовыми дровами. После обжига следующий этап, который проходила абашевская игрушка – раскраска. Ей свойственна узнаваемая всеми манера росписи – готовое изделие покрывалось сплошным слоем однотонной яркой краски. Мастера 19 века использовали глазурь, но после того, как появились масляные краски, перешли на них.

как слепить абашевскую игрушку

Покрытые слоем масляной краски, фигурки высыхали, после чего расписывались мелкие элементы и на последнем этапе покрывались лаком. С появлением эмали необходимость в лакировании отпала.

В современных гончарных печах процесс проходит быстрее и с большей безопасностью для изделий, а используя глину, купленную в специализированных магазинах, нет ничего проще, чем понять, как сделать абашевскую игрушку своими руками.

Музей в Абашево

Усилиями энтузиастов и мастеров, проживающих и сегодня в Абашево, в бывшем доме Зоткиных устроен музей игрушек из глины. В коллекции есть как изделия мастеров 19 – начала 20 века, так и тех, кто производил игрушки в артели, а позже на фабрике.

Возрождение абашевского промысла

Специально созданный фонд возрождения абашевской игрушки заботится о том, чтобы традиции старых мастеров продолжали жить. Фонд поощряет молодежь проявлять интерес к этому виду искусства, для чего в Спасском колледже открыт новый факультет – «специалист по керамике».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем – Теремок» МО «Цильнинский район»

МАСТЕР-КЛАСС

для обучающихся 5 класса Ульяновской средней общеобразовательной школы № 78

образовательной деятельности «Технология изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам Абашевской игрушки»

hello_html_22f8c0fd.jpg

Обучающие – Формировать умение лепить глиняную свистульку, используя деревянную палочку, способствовать формированию умения видеть отличия

Абашевской игрушки от других народных глиняных игрушек.

Развивающие: закреплять приемы лепки (раскатывание, вытягивание, примазывание, сглаживание, прищипывание)

Воспитательные – воспитывать интерес к лепке народной игрушки.

Демонстрационный материал: флэшкарта с презентацией «Абашевская

игрушка», ноутбук, образцы готовых изделий глиняных игрушек-свистулек по

мотивам Абашевской игрушки. Музыкальное сопровождение (звучание

народной свистульки, русская народная мелодия)

Раздаточный материал:

дощечки, глина, палочка (основа), палочка со скошенным концом, губка, влажная

тряпочка для рук, салфетки, баночка с водой, технологические карты.

Предварительная работа : лепка образцов глиняных свистулек по мотивам абашевской народной игрушки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Андреева С.А., Котлякова Т.А. Технологические карты по формированию творческих способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998. - Вып 2. - С.63-94

2. Грибовская А. А. « Лепка в детском саду » . - М.: ТЦ «Сфера», 2012г .

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2011 г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

Ход ОД: В музее организована выставка глиняных игрушек-свистулек по мотивам Абашевской народной игрушки. Дети сидят за столами.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Евгеньевна, я воспитатель Цильнинского детского сада «Терем-Теремок». (Дети представляются). Сегодня я научу вас лепить глиняную свистульку по мотивам Абашевской народной игрушки. Приглашаю вас рассмотреть готовые изделия, которые мы представили вам на выставке. Послушайте, как она свистит, попробуйте сами посвистеть. (Дети свистят, рассматривают игрушки. Затем садятся на места). Посмотрите на экран. (Просмотр презентации).

Воспитатель: Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. В 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

hello_html_m67e1125c.jpg

Заготовки игрушек покрывают яркими масляными красками, порой в самых неожиданных сочетаниях. Чаще всего используется три основных цвета: синий (символизирует небо), красный (жизнь), зеленый (плодородие). Затем, отдельные части – рога, уши, копытца, круглые прилепы, оборки, ожерелья – «оживляются» серебряной или золотой краской. Часть свистульки, которую берут в рот, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный цвет обожженной глины.

Традиционный размер Абашевской игрушки – в ладонь. В Абашевской игрушке просматривается глубокая связь с древностью. Фигурки передают метаморфозу между природным и человеческим началами. Тело человека дополняется телом животного, и перед нами – кентавр; хвосты – дудки, рога – деревья, оживляющие игрушку. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Считалось, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога.

Воспитатель: Напомню вам основные приемы лепки (Показ и рассказывание):

hello_html_m44167b1f.jpg

Абашевская игрушка лепится на деревянной палочке. Все животные вначале лепятся одинаково.

Ребята, подумайте, кого бы вы хотели слепить. На столах у вас технологические карты по изготовлению различных игрушек-свистулек. Посмотрите, определитесь с выбором. (Дети рассматривают, выбирают животного для лепки).

Сначала разделите пласт глины на две части: из большого куска мы слепим основную часть игрушки в форме морковки, а маленький кусок используем для лепки ног и мелких дополнительных деталей. Раскатываем «морковку». В середину тупого конца «морковки» вставляем деревянную палочку и проталкиваем ее почти до середины. Затем заостренную часть «морковки» загибаем книзу. Сдвигаем глину с тупого конца морковки в сторону середины, и образуем задние ноги животного. Сглаживаем тело животного, пальцами, смоченными о мокрую губку. Формируем передние ноги из дополнительного куска глины. Для этого раскатываем валик, смачиваем место крепления водой, примазываем его к телу животного со всех сторон, выглаживаем водой. Теперь, осторожно, вынимаем палочку из тела животного. Внутри образовалось пространство. Осторожно, не сдавливая бока, запечатываем вход, формируя хвост. Отверстия пока делать не будем, нужно чтобы глина немного подсохла.

hello_html_3468ce09.jpg

А теперь уже каждый следует своей технологической карте. Шея, голова, небольшие рога, уши лепятся способом вытягивания и прищипывания. Ветвистые рога лепятся отдельно. Места крепления смачиваются водой. Не забывайте все время смачивать пальцы о мокрую губку и сглаживать изделие. ( Побуждать детей к самостоятельному творчеству). Тщательно выглаживаем изделие.

hello_html_m6f2041ed.jpg

Теперь, берем палочку со скошенным концом, вставляем ее в середину хвоста и проталкиваем в сторону живота насквозь, не прокалывая полость. Затем, острым концом палочки прокалываем полость в месте выхода получившегося отверстия под углом 40 градусов. Пробуем извлечь звук. Если все сделали правильно, свистулька готова.

(Устраивается выставка готовых изделий)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились! Какие вы молодцы! Ребята, понравилось вам лепить игрушку-свистульку? (Дети высказывают свое мнение о мастер-классе, о том, что понравилось, какие сложности возникали, чья игрушка получилась наиболее удачной)

Воспитатель: теперь вы усвоили принцип изготовления Абашевской свистульки. Остается только дождаться, когда игрушки просохнут, а затем, раскрасить их акриловыми красками и покрыть лаком. Игрушку можно подарить вашему музею или близким людям.

Абашевская игрушка

Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии. В XIX – XX вв. в селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства, поскольку местные произведения сочетали в себе пластическую выразительность, лаконизм и образность мышления, а также полный отход от натурализма.

Абашевская игрушка - это сатирический образ, который в высмеивал нечестных городовых и других управленцев. Размер такой фигурки был достаточно небольшой, а сама игрушка легко помещалась в ладонь.

Содержание:

История промысла

село Абашево

Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.


Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у местных ребят. Одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин, творчество которого оказало огромное влияние на будущие поколения.

Виды абашевских игрушек

Абашевские игрушки

Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.

Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.

Технология изготовления

абашевские игрушки олени

Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста и предполагает использование минимального набора инструментов. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После того, как игрушка готова её просушивают и обжигают. После чего на поверхность игрушки наносятся различные причудливые узоры масляными и эмалевыми красками.

В результате стараний мастера получаются игрушки лаконичной формы, в которых отображена некая фантастичность и сатиричный смысл.

Роспись абашевской игрушки

росписанные абашевские игрушки

Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью.

Чаще всего на абашевских игрушках можно увидеть узоры красного, зелёного и синего цветов, которые символизируют траву, небо, пробуждение природы весной и постоянное стремление ввысь.

Читайте также: