Актуальность проекта народная игрушка

Обновлено: 27.04.2024

1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги, родители воспитанников

1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

3. Помощь детям в поиске информации.

4. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», полочка любования, коллекции, подбор детской художественной литературы и др.).

Педагоги, родители, воспитанники

1. Утренние беседы, «Что ты знаешь о русских народных игрушках»

2. НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами - дымковским, филимоновским, гжелевским.

3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

4. Мастер-класс Святослава Шитова по росписи деревянной игрушки «Солнечный конёк»

5. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

6. НОД «Составление дымковских узоров». ИЗО «Дымковские игрушки» (роспись фигурок из гипса)

7. Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели.

8. НОД «Рисование элементов гжельских узоров». Оригами «Уточка», роспись гжелью.

9. НОД «Золотая Хохлома». ИЗО «Роспись миски хохломским узором»

10. НОД «Русская матрёшка». ИЗО «Роспись матрёшек». Аппликация «Матрёшки в хороводе»

11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла)

12. Экскурсия в Музей предметов русской старины

Педагоги, родители, воспитанники

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур.

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители, воспитанники

Результативность проекта

По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта; прогулочный участок оформлен в стиле народных промыслов. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.

Совместная детско-взрослая деятельность










Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти

ВложениеРазмер
master_klass_vozhdaeva_t.v.rar 2.74 МБ
Русская - народная игрушка 61 КБ

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лукоморье»

«Русская - народная игрушка»

Старшая группа (дети 5-7лет)

Автор: воспитатель Вождаева Т.В.,

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании

всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,

интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к русской народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

В рамках проекта дети совместно с родителями под руководством педагога получат знания о русской матрешке, Ванька-встаньке, филимоновской, дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках, хохломской и городецкой росписи. Совместное с родителями изготовление игрушек вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.

Основные преимущества этого проекта:

  • формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
  • формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
  • развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный – планирование, сбор материала.

2-й этап: организационный – разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий с детьми и родителями по плану

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов.

Паспорт педагогического проекта

Тема: Ознакомление детей с русской народной игрушкой и народными промыслами.

Название проекта. «Русская - народная игрушка».

Тип проекта. Творческо-исследовательский

Сроки реализации. Краткосрочный

Состав участников: дети старшей группы, их родители и педагоги

Цель. Эстетическое воспитание дошкольников через восприятие красивого мира русской - народной игрушки.

  • Продолжать знакомить детей с народно декоративным искусством.
  • Расширять представление о русской - народной игрушке.
  • Познакомить с русской народной игрушкой : кукла – пеленашка, крупеничка, кукла - столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой – Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь – барабанщик .
  • Развивать познавательные и творческие навыки, применение полученных знаний на практике.
  • Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей и родителей, потребность в самореализации в самовыражении.

Проект способствует приобщению детей к истокам русской - народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

  • У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
  • Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
  • Укреплены семейные связи.
  • Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.

Мероприятия по реализации:

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций, книг

2. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства

3. Расписывание детьми предметов элементами росписи.

4. Непосредственная образовательная деятельность:

Волшебный мир красок (русские народные промыслы);

Золотые руки мастеров;

В гости к матрешке.

5. Беседы о народной игрушке, истории возникновения

6. Дидактические игры: «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку»

7. Художественное творчество: Кукла «Пеленашка», Столбушка, Закрутка, Ванька–встань-ка

8. Сюжетно-ролевая игра «Виртуальная экскурсия в музей народного творчества»

9. Чтение рассказов, стихов о народной игрушке, пословиц.

10. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.

11. Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусели»

12. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского

13. Разучивание танца «Самоварчики», танец Матрешек, «Во саду ли, в огороде… », танец Неваляшек.

Формы работы с родителями.

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о русской народной игрушке, с последующей записью.
  • Выставка «Русская народная игрушка»
  • Индивидуальные консультации по презентации семейных проектов.
  • У детей сформирован интерес к изготовлению русских народных кукол из ткани;
  • Оформлена выставка детских работ «Волшебный мир русской народной куклы»;
  • Куклы используются в театральном представлении сказок: «Крошечка Хаврошечка», «Придумай сказку…» и др.

Социально - коммуникативное развитие, труд.

  • Беседы о народной игрушке, истории возникновения
  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, русских народных игрушек, иллюстраций, книг.
  • Составление и отгадывание загадок о народных промыслах.
  • Мастерская по изготовлению куклы «Пеленашки», Столбушки, Закрутки.
  • Просмотр видеороликов о народно прикладном творчестве
  • Дидактические игры «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку».
  • Народные игры: «Яша», «Горшок», «Карусели».
  • Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшками».
  • Сюжетно-ролевая игра ««Экскурсия в музей народного творчества».

В течение месяца

  • Художественное творчество
  • Расписывание детьми предметов элементами росписи: Хохлома – ложка, Городец – доска, Полховско-Майданская – птичка, Дымковская – барашек, Филимоновская – петушок, Гжель – тарелочка.
  • Раскраски «Русская матрешка», «Гжель», «Золотая хохлома»
  • Организация выставки мини-музея «Русские народные игрушки»

Взаимодействие с родителями

  • Информация в родительский уголок: «Что такое русская - народная игрушка»
  • Папка передвижка «Русская - народная игрушка»
  • Придумывание сказок, загадок о народной игрушке, с последующей записью.
  • Мини-музей «Русская - народная игрушка»

В планах на следующий год:
1. Использование русской – народной игрушки, утвари в праздниках, развлечениях.
2. Привлечение родителей в создании русской игрушки: круглые столы, совместные мероприятия .
3. Организация выставок, ярмарок, распродаж.

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкм через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи:

· ознакомить детей с народными игрушками;

· развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

· осуществлять нравственное развитие ребенка;

· развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

· развивать умение видеть красоту народных игрушек;

· содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka.odt 482.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

вторая младшая группа

Подготовила: воспитатель Капралова О. Н.

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкм через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, Петрушкой, дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

  • ознакомить детей с народными игрушками;
  • развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • осуществлять нравственное развитие ребенка;
  • развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
  • развивать умение видеть красоту народных игрушек;
  • содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети 3-7 лет, воспитатель, родители.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед, разработка занятий
  • Разработка консультаций для родителей.
  • Организация развивающей среды в группе
  1. Основной этап.
  • Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение, составление рассказов, отгадывание загадок, ситаутивные разговоры, заучивание наизусть.
  • Сюжетно-ролевые игры, игры с сюжетными игрушками, дидактические упражнения, пальчиковые игры, игровые упражнения, дидактические игры, музыкально-дидактические игры, театрализация, строительные игры, развлечения.
  • Подвижные игры, хороводные игры, игры малой подвижности, русские народные игры, физминутки.
  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
  • Просмотр презентаций и мультфильмов.
  • Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;
  • Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.
  • Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками: матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.
  • Чтение и разучивание с детьми дома стихов об игрушках.

Ресурсное обеспечение проекта.

Образовательная программа «Детство» (ФГОС), 2014

Т. А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство — пресс», 2010.

О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателей».

Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Книга для чтения в детском саду и дома 2-4 года, (Хрестоматия).

Использование ИКТ: музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный экран, проектор.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА на 2015-2016 учебный год

Вторая младшая группа

Содержание работы с детьми

Работа с родителями

Материал для чтения и заучивания наизусть

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение: С. Я. Маршак «Ванька — Встанька», Б. Заходер «Ванька — Встанька».

Лепка «Кукла - неваляшка»

Консультация «История народной игрушки»

Чтение стихотворения «Много кукол деревянных»

Развитие речи «Знакомство с матрёшками»

Дидактическая игра «Здравствуйте, матрёшки!»

Сюжетная игра «Дружные сестрички»

Консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Лепка « Домик для матрёшек»

Театрализованная игра «Весёлые сестрички»

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек».

Сюжетная игра «Матрёшки ходят в гости»

Рисование «Украсим матрёшкам сарафаны»

Театрализованная игра «Матрёшки и их друзья»

"Азбука для родителей. Русская народная игрушка».

Дидактическая игра «Угостим матрёшек»

Подвижная игра «Матрёшки пляшут»

Мастер-класс для родителей В какие игры можно играть с Матрёшкой»

Презентация проектной деятельности

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.

Наш проект позволит:

  • зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
  • привить уважение к истории России;
  • пополнить предметно развивающую среду;
  • вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.

Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

  • Познакомить детей с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная и др.), с характерными особенностями разных промыслов.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
  • Прививать уважение к культуре своего народа.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки: общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательного отношения к окружающим.
  • Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
  • Вызвать желание создавать красивое своими руками.
  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

По составу – групповой

По продолжительности долгосрочный (младшая — подготовительная группы)

Участники проекта – воспитанники, педагоги учреждения, родители.

Характер предметной области: познавательное развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

Предполагаемый итог проекта:

  • воспитание любви к народному искусству России
  • ребёнок – творец, мастер, создатель народной игрушки
  • ребёнок умеет сотрудничать в коллективе

Конечные цели проекта:

  • привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
  • обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
  • создание центра народной игрушки мини-музея;
  • использование народной игрушки в игротеке;
  • воспитание у детей культуры взаимоотношений .

«Знакомство с матрёшками»

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

Воспитатель: Капралова О. Н.

Задачи: ознакомить детей с матрёшками, учить различать величину матрёшек, цвета, использованные в костюме матрёшек (сарафана, платочка); развивать внимание, эмоциональную отзывчивость; воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.

Материал: трёхместная матрёшка.

Воспитатель ставит на стол большую матрёшку.

  • Дети, посмотрите, какая красавица к нам пришла! Это матрёшка! Здравствуй, Матрёшка!

Дети здороваются с матрёшкой, любуются, рассматривают ее.

Воспитатель. Во что одета матрёшка? Какого цвета её сарафан? Платочек?

Воспитатель (удивленно). Что-то она тяжёлая. Посмотрите! (Воспитатель даёт детям подержать матрёшку.) Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим! Скажем вместе: «Матрёшка, Матрёшка, откройся немножко!»

Новую матрёшку ставят рядом, дети рассматривают, во что она одета, какая из них выше, какая ниже.

Затем воспитатель опять предлагает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрёшке и т. д.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрёшка одета по-своему и что каждая следующая матрёшка меньше предыдущей на целую голову.

Дети ставят матрёшек в кружок и играют в игру «Каравай» (и учат матрёшек играть).

Данный проект выполняется воспитателями дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.

создание педагогических игровых условий по духовно-нравственному воспитанию.

Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными игрушками.

1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

народных умельцев, русским фольклором.

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.

3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Вид проекта: информационно-практический, игровой.

По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев).

По характеру контактов: групповой, фронтальный.

По предметно - содержательной области: общество – культурное наследие.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение: художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материалы для изобразительной деятельности, компьютер, альбом «Народная игрушка», деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.

Сроки реализации: январь 2016 г. – май 2016 г.

Ожидаемые результаты:

• Умение детей самостоятельно играть с русскими народные игрушками.

• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными игрушками, знакомство с русскими народными промыслами.

Основное содержание проекта:

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми

- определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели

- Дети: вхождение в проект

- Родители: вызвать положительный отклик на существующую проблему

2. Практический этап:

- проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)

- встречи за круглым столом с родителями

- консультации в родительском уголке

- создание творческой выставки, посвященной народной игрушке

- праздник «Народная мастерская»

3. Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга

- презентация проекта для коллег

Результат проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к русской народной игрушке в группах детского сада были организованы мини-музеи старины, народных игрушек и народного творчества, у детей появилось желание использовать народную игрушку в самостоятельной игре, у детей повысился интерес к народной культуре. Дети стали использовать русскую народную игрушку в игре чаще. Но продолжительно. В те дни, когда проводилась работа над проектом (творческая деятельность, знакомство с видами игрушек и т. п.) дети проявляли интерес к игрушкам, но, в самостоятельной деятельности всё же отдавали предпочтение современным игрушкам. А народную игрушку чаще использовали как «наблюдателя», как «гостью», которой отдавалась пассивная роль в играх.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов проявляло у детей восторженные чувства удивления, и желания сделать что-то своё. Что говорит о желании детей творить, оглядываясь на свои истоки.

Дети и родители проявляли интерес в работе над проектом. Что говорит о желании изучать родной край и особенностях своего народа.

В результате работы сделан вывод, что народная игрушка способствует развитию духовно-нравственного, нравственно-патриотического и эстетического воспитания.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» /Е. Флерина/.

Перспективное планирование

к проекту «Русская народная игрушка»

Месяц Вид деятельности воспитателя и детей

Январь 2неделя Определение проблемы воспитателем совместно с детьми,

определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели. Сбор информации по народной игрушке.

3 неделя Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг, обработка результатов. Сбор информации по народной игрушке.

4неделя Беседа «Какие игрушки я играю?».

Цель: уточнить увлечения детей видами игр и игрушек.

Беседа «Игрушки из бабушкиного сундука».

Цель: познакомить с русскими народными игрушками, их видами и разнообразием.

Консультация для родителей «Современные игрушки».

Февраль 1 неделя Беседа «Кто делает игрушки?» (труд взрослых)

Цель: дать первичные знания о профессии игрушечника.

Отгадывание загадок о народных промыслах.

Цель: Изготовление альбома «Как сделать игрушку?»

2 неделя Беседа «Тряпичная кукла - пеленашка».

Цель: познакомить с новой игрушкой старины, дать представления о материалах изготовления кукол в старину.

Рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки»

Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Пеленашка»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка»

3 неделя Беседа «Русская народная игрушка Матрешка».

Цель: познакомить с народной игрушкой (матрёшкой, дать представление об особенностях росписи матрешек.

Дидактическая игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования, «Которая по счету матрешка спряталась.

Продуктивная деятельность: «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам, её раскрашивание»

Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;

4 неделя Беседа «Куклы-неваляшки»

Цель: дать представления о секретах изготовления кукол-неваляшек.

Продуктивная деятельность: лепка «Кукла-неваляшка» из пластилина.

Художественное чтение: Э. Котляр «Матрешкины потешки»

Март 1 неделя Беседа «Глиняные игрушки - «Дымковский конёк»

Цель: познакомить с особенностями изготовления глиняных игрушек.

Дидактическая игра: «Разрезанные картинки»

Продуктивная деятельность: изготовление глиняной игрушки «Конёк»

2 неделя Беседа «Музыкальные народные игрушки».

Цель: дать представления с особенностями музыкальных народных игрушек, познакомить с их разновидностями.

Оркестр «Народные игрушки»

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Продуктивная деятельность: организация выставки народных музыкальных игрушек в мини-музее группы.

3 неделя Рисование «Моя любимая народная игрушка»

Дидактическая игра «Собери игрушку»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»

4 неделя Беседа «По одежке встречают».

Цель: объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре.

Рассматривание кукол, игровая деятельность.

Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»

Работа с родителями: «Создание страниц альбома «Такие разные народные игрушки»

Апрель 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»

Художественное чтение «Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию.

2 неделя Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Художественное чтение «Конёк - горбунок» П. П. Ершов

3 неделя Разучивание танца «Мы милашки - куклы неваляшки»

Подготовка к проведению праздника «Ярмарка»

4 неделя Проведение заключительного мероприятия - досуг «Народная ярмарка».

Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (вторичный мониторинг, обработка результатов.

Используемые источники и литература в проекте

1. Аникина, В. П. «Русские пословицы и поговорки» — М. : Сфера, 2012г.

2. Арапова-Пскарёва, Н. А. «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М., 2005. – 136 с.

3. Ветохина, А. Я, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий».– Ветохина, А. Я, Дмитренко З. С. / М. : Детство- Пресс, 2011г.

4. Захарова, М. А.. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ М. А. Захарова, Е. В. Костина- М. : Школьная пресса, 2010г.

5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

6. Косарева, В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Петрова, В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»./Петрова, В. И., Стульник Т. Д. / Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

8. «Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание» -М. : Прометей, 2003г.

9. Рякина, И. В. «Народные праздники», Издательство Возякова, Екатеринбург, 2002 г.

Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой – Зацепиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Программа развития)

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Цель: Познакомить детей с предметом народно.

Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультик детям не игрушка!» Многих родителей беспокоит вопрос взаимоотношения ребёнка и телевизора. Что смотреть?.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Проект на тему : «Русские народные игрушки».

Актуальность. В настоящее время прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. У детей слабо развит интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.

Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.

Тема проекта : «Русские народные игрушки».

Тип проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).

Руководитель проекта : воспитатель первой квалификационной категории Климова А. В.

Участники проекта : Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта : Расширить представления детей о народной игрушке (матрёшка, дымковская игрушка, волчки, лошадки и др.). Знакомить с народными промыслами.

Задачи: 1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки.

2. Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

3. Формировать представления детей о народных игрушках : Матрешка, Дымковская игрушка.

4. Развивать творческие способности детей.

5. Способствовать развитию познавательных интересов, сенсорного восприятия, логического мышления, внимания, воображения. Развивать сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

6. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

- Развитие нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развитие творческих способностей детей, посредством народного искусства.

- Формирование у детей уважения и любви к Родине, истории своего народа, посредством знакомства с произведениями народных мастеров, с историей промыслов.

- Активное участие в выставке.

- Закрепление умения создавать элементы дымковской росписи на своих работах.

План реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

Было проведено анкетирование родителей.

Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.

Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. С детьми на этом этапе была проведена беседа "Любимые игрушки".

Также был произведён подбор иллюстративного материала по теме; произведений фольклора, тематических альбомов, народных игрушек, материалов для творчества, аудиозаписей р. н. песен для детей, народных хороводных и подвижных игр.

2. Основной этап.

Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач.

Формы и методы взаимодействия с родителями:

1. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русскими народными игрушками;

2. Мастер – класс «Кукла пеленашка, кукла – колокольчик, зайчик на пальчик, лошадки».

3. Консультация для родителей «Игры с матрешками».

Формы и методы работы с детьми.

Социально – коммуникативное развитие:

1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Матрёшке», «Колыбельная для куклы - пеленашки», «Семья», «Кукла заболела», «В гости к бабушке»,

2. Театрализованная деятельность: Обыгрывание потешек с использованием народной куклы «Зайчик»; инсценировка потешки «Чики-чики-чикалочки» с использованием игрушки лошадка на палочке; инсценировка потешек и р. н. сказок с помощью шапочек – масок и настольных театров.

3. Проблемные ситуации «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

1. Рассматривание иллюстраций с народными игрушками; альбомов: «Как делают матрёшки», «Как делают дымковские игрушки».

2. Совместная организованная деятельность: интегрированное занятие «Русская народная игрушка – матрёшка» с применением ИКТ. «Знакомство с дымковской игрушкой» с применение ИКТ. «Мы милашки – куклы неваляшки» с экспериментальной деятельностью.

3. Обследование игрушек. Исследование материалов, из которых они сделаны.

4. Создание в группе выставки народных игрушек.

5. Беседы с детьми: «В какие куклы играли наши бабушки», «Что такое ярмарка?»; беседа о дымковской игрушке, о матрёшке, неваляшке, лошадках, волчках, дудочках и свистульках, куклах из ткани (пеленашка, кукла – колокольчик, зайчик на пальчик, их истории.

6. Просмотр презентации «Матрёшка», «Дымковская игрушка».

7. Знакомство с народными традициями, праздником ремёсел «Кузьминки»

8. Проведение итогового мероприятия «Праздник «Кузьминки»

Художественно – эстетическое развитие

1. Аппликация «Сарафан для матрёшки»;

2. Лепка «Дымковская свистулька – птичка»;

3. Рисование «Узоры на сарафане для матрёшки»; «Разноцветные волчки», «Дымковская игрушка» (роспись силуэтов, «Роспись дымковской свистульки – птички».

4. Творческая мастерская: украшение пластилиновых основ – матрёшек крупами, изготовление волчков, украшение лошадок на палочке, роспись дудочек, выбор лоскутков для изготовления кукол: Пеленашки, куклы – колокольчика, зайчика на пальчик. Создание коллажей «Дымковская карусель» для украшения группы.

5. Слушание народных песенок, колыбельных.

6. Хороводные игры: «Матрёшки», «Чок, чок, каблучок»,

1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;

2. Чтение стихов: М. А. Пожаровой «Свернута из тряпки кукла у Параши», Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»

3. Чтение русских народных сказок, потешек; загадывание загадок о народных игрушках.

1. Утренняя гимнастика «Игрушки», «С куклой»

2. Физ. минутки: «Конь», «Мы весёлые матрёшки»

3. Подвижные игры «Догони матрёшку», катание на лошадке на палочке

4. Игры малой подвижности «Заинька, зайка»

3. Заключительный этап.

Результативность проекта.

1. У детей появились знания и интерес к народным игрушкам и их истории;

2. Создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;

3. Сделаны игрушки и коллажи своими руками;

4. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.

5. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

6. Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда группы игрушками сделанными детьми и взрослыми; дидактическими играми по теме проекта.

Продукт проектной деятельности :

Лэпбук «Матрёшка».

Альбом «Русские народные игрушки».

Альбом «Как делают дымковские игрушки».

Коллажи «Дымковская карусель».

Игрушки, сделанные детьми совместно со взрослыми: лошадки на палочке, дудочки, волчки, зайчики на пальчик, куклы – пеленашки, куклы – колокольчики.

Конспект занятия по знакомству с каргопольской игрушкой в старшей группе «Русские народные игрушки» Цель: Расширить представления детей о народных игрушках. Задачи: - Познакомить детей с народными куклами (соломенная кукла, кукла «Крупеничка»,.

Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Русские народные традиции и культура» воспитатель Бадулина О. А. с. Александровское,.

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Русские народные игрушки» План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Русские народные игрушки» Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки». Познавательный, творческий. Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель, родители воспитанников. Объект:.

Проект «Русские народные сказки в жизни ребёнка» Проект: «Русские народные сказки в жизни ребёнка» Подготовила воспитатель: Маркина Ольга Витальевна.. Русская народная сказка служит не.

Русские народные игры Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками,.

Презентация «Русские народные праздники» Что такое праздники?Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося.

Читайте также: