Актуальность темы дымковская игрушка

Обновлено: 25.04.2024

Что такое народная глиняная игрушка?

В наше время, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта :

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.

- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

- познакомить детей с историей дымковской игрушки;

- сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

- продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;

- формировать культуру труда.

Основные направления работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей;

- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

- чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

Принципы реализации проекта :

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития;

- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познавательная, развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);

Методы и приемы, используемые в работе. Методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.

- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, создание проблемной ситуации.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.

Рассмотрим, к примеру, метод инсценизации, т. е. инсценированные игры-забавы. Важным фактором здесь является создание детьми образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя его «роли». В своей работе мы использовали как инсценировки реального характера, т. е. воссоздание потешек, так инсценировки вымышленного характера, которые использовались при постановке самостоятельно придуманных историй. Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли в театрализованной деятельности. Персонажи, выполненные по мотивам дымковской игрушки, использовали в разных видах театра:

Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. («Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

- беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;

-презентация проекта «Дымковская игрушка», мини-концерт с использованием инсценировок потешек;

- подбор информации о народном промысле Дымково;

- совместное творчество- выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

- оборудовать место в группе – уголок народного умельца;

- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;

- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- проявление творчества при изготовлении поделок;

- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности - познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой, т. е., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т. к. прослеживается связь образовательных областей.

Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована новыми ФГТ и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Организация образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Дымковская игрушка». Автор конспекта ОД: Кирячек Ирина Анатольевна,.

Конспект занятия по ИЗО «Дымковская игрушка» задачи: 1)Знакомство детей с творчеством дымковских мастеров и схудожестенными традициями в изготолвении игрушек 2)Расписывать готовый силуэт.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель. Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку; обратить внимание на ее красоту забавный характер, который с любовью передают.

Фотоотчет конкурса-выставки «Дымковская игрушка»

Фотоотчет конкурса-выставки «Дымковская игрушка» С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымкого. С этих слов я начала занятие по изобразительной деятельности.

Мини-музей «Дымковская игрушка»

Мини-музей «Дымковская игрушка» Актуальность: Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом.

Паспорт проекта «Дымковская игрушка» Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный. Автор: Макеева Галина Ивановна, воспитатель высшей категории Участники проекта:.

Проект «Дымковская игрушка» Проект "Дымковская игрушка". Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса.

Конспект интегрированной НОД «Дымковская игрушка» Тема: «Дымковская игрушка». Возрастная группа: подготовительная группа. Форма совместной деятельности: интегрированная НОД. Интеграция областей:.

Занятие «Дымковская игрушка» Занятие «Дымковская игрушка» Рисование «Петрушка» Программное содержание: 1. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. 2. Учить.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МОБУ «СОШ с. Рождественка»

Творческий проект по теме

Выполнила Швырёва Снежана

Ученица 8 класса

Педагог изобразительного искусства: Цаюк Ирина Викторовна.

с. Рождественка 2019 год.

5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»

8.Список используемой литературы.

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного

1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.

2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.

3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.

4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.

Актуальность выбранной темы.

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.

Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

История народного промысла

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.

После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.

Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.

Для лепки я заменила материал глину на пластилин.

Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).

Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.

Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.

Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.

Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.

Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.

Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.

Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.

В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».

Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.

Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.

Список используемой литературы.

1) Владимир Крупин « В Дымковской слободе» ( 1989г.)

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подсолнухи Ван Гога»

Краткое описание документа:

5.История народного промысла «Дымковская игрушка.»

8.Список используемой литературы.

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного

1.Познакомиться с народной дымковской игрушкой.

2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом.

3.Научиться приёмам декоративной росписи дымковской игрушки.

4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.

Актуальность выбранной темы.

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, и не повторяющийся. Не может быть двух одинаковых изделий. Эту игрушку может попробовать изготовить любой человек, нужна только глина, кисточка, краски, ну и фантазия.

Это – самая известная глиняная игрушка. Родом из Дымковской слободы под Вяткой-ныне в городе Кирове. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и весёлые.

История народного промысла

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более 400 лет.

После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику «Свистунья» («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящён солнцу. В основном это были свистульки. Свист был главной особенностью, развлечением этого праздника. Когда праздник заканчивался, глиняные игрушки ставили на окна. Значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранился до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защищать себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигура с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дымку, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведённым на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушки расписывали не сложным геометрическим рисунком росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии). И яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, оранжевого.

Игрушки отличаются весёлым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки, можно приступать к изготовлению своей игрушки.

Для лепки я заменила материал глину на пластилин.

Для лепки игрушки индюка из пластилина, с начало его нужно разогреть в руках и разделить на 4-5 частей (туловище, подставку, хвост, крылья и мелкие детали украшения).

Затем мы приступаем к лепке туловища на подставке.

Затем из следующего куска пластилина раскатываем шарик в блин толщиной 4-5 мм и вылепливаем формируя хвост прилепив к туловищу.

Меньшие шарики в размере раскатываю также в блин и прилепливают к боковым сторонам туловища индюка, формируя крылья. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают пальцами. Получается словно единое целое.

Затем украшаю игрушку деталями: корону на голову, изготавливаю и примазываю детали подбородка начиная с низу к шее под клювом.

Обеливаю игрушку эмульсионной краской на 2 раза и сушу.

Выполняю роспись готовой игрушки красками гуашь.

Расписанную игрушку покрываю бесцветным лаком.

В результате проведённой работы я изучила, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка. Её возникновение связывают с весёлым праздником «Свистунья».

Научилась технике и элементам росписи игрушки. Главное отличие дымковской игрушки от других глиняных игрушек России – обеливание и использование около 10 цветов для росписи.

Я пришла к выводу, что Дымковская игрушка- искусство только рукотворное. В процессе работы над проектом я научилась своими руками делать дымковскую игрушку.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта « Дымковская игрушка».

Данилова Татьяна Сергеевна

Воспитанники старшей группы «Улыбка», воспитатель, родители воспитанников

По характеру создаваемого продукта:

По количеству детей, вовлеченных в проект:

краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Выставка «Дымковская барышня»

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  • Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  • Подбор необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  • Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми.

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

«Аппликация» «Дымковские животные».

«Лепка» «Дымковский петушок».

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».
  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом, а так же дымковские игрушки, которые мы совместно с родителями сделали. Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась делать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

- Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством. Реализуя образовательную программу МДОБУ «Детский сад № 21», в рамках знакомства с народными промыслами России, был реализован проект «Дымковская роспись».

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, дымковских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Проект «Дымковская роспись»

(подготовительная к школе группа)

Проект : краткосрочный (2 недели)

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.

Актуальность проекта : Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Дымковская роспись»

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; с основными цветами и элементами, правилами и особенностями росписи; развивать творческие способности детей, умение видеть красоту геометрических и растительных узоров, их колорит и чередование; Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных, Российских промыслов.

Дети познакомятся с искусством Дымковской росписи, научатся передавать простейшие элементы узора; научатся самостоятельно выбирать цвет, материал; повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности; появится желание использовать дымковскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности; появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творческом процессе.

Воспитатели: разработаны беседы, конспекты занятий, демонстрационный материал, практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители: повысится интерес к совместной работе с ДОУ, участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Продукт проекта : мини - музей Дымковской игрушки.

План реализации проекта «Дымковская роспись»

этапы мероприятия Срок выполнения

1. Подготовительный -Подбор методической литературы, наглядного пособия, стихотворений, загадок.

-подготовить материал для создания игры

-Определение итогового продукта. Ноябрь

2. Основной -Ознакомление с историей создания дымковской игрушки.

-Ознакомление с основными цветами и элементами дымковской росписи.

-Ознакомление с правилами и особенностями росписи дымковской игрушки.

-Чтение : стихотворений, потешек, загадок, сказок.

-Декоративное рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из глины.

Изготовление игры. Ноябрь

3. Заключительный Создание мини-музея Дымковские игрушки

Образовательная область Формы работы

Познавательное развитие -Конспект занятия «История возникновения дымковской игрушки», «Дымковские игрушки» Презентация дымковские игрушки

Социально – коммуникативное развитие -Беседы «История дымковской росписи», «Цветовая палитра" «Правила росписи дымковской игрушки», игра-лото «Дымковская игрушка».

Художественное – эстетическое развитие Рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из пластилина, глины.

Речевое развитие Заучивание стихотворения «Дымковские игрушки» Н. Агошкина; чтение Сказки о русской игрушке Дымке; заучивание потешек; разгадывание загадок.

Физическое развитие -Физкультминутки: «Дымковские барышни», «Дымковские игрушки».

Работа с родителями -помощь в изготовлении игрушек для музея.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа)

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа) Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) «Моя любимая игрушка». Подготовительная группа. Интеграция областей:конструирование,.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа).

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»

Проектная работа

на тему: «Дымковская игрушка»

Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.

2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.

Актуальность выбранной темы:

Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».

Цель проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Мне было интересно узнать:

1. Где родилась дымковская игрушка?

2. Как возник этот вид промысла?

3. А для чего нужны дымковские игрушки?

4. Особенности производства дымковской игрушки.

5. Возрождение дымковской игрушки.

6. Порядок лепки игрушки.

7. Ознакомление с характером росписи игрушек.

Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.

Где родилась дымковская игрушка?

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

Как возник этот вид промысла?

Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

А для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

2. Основная часть.

2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.

2.4. Особенности производства дымковской игрушки

Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.

С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

2.5. Технология изготовления игрушки.

1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.


Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.


Свернуть следующие два блина и получаются

Читайте также: