Анализ цикла игрушки барто

Обновлено: 28.03.2024

Аннотация. В статье описывается роль художественной литературы, в частности произведений Агнии Барто в воспитании младших школьников. Описывается как стихотворения влияют на нравственные качества детей, заставляют их оглянуться на себя, воспитывать самокритичность, совесть, справедливость.

Художественная литература играет огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. В процессе морально-духовного воспитания средствами художественной литературы у детей формируется интерес к чтению книг, они привлекаются к чтению лучших литературных произведений мировой культуры. Однако сегодня книги имеют много «заменителей»: видео, телевидение, компьютеры, гаджеты. Они яркие, захватывающие, их влияние активное, а порой даже агрессивное. Однако они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит в процессе чтения хорошей книги. Готовые зрительные образы не способствуют развитию образного мышления, не подпитывают воображение. Это духовно обедняет ребенка, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, поскольку дает готовые штампы поведения, причем часто далеко не самые лучшие их образцы.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к художественному слову в детской среде, что, в свою очередь, усложняет приобщение детей к миру литературы, а через нее – к фундаментальным ценностям морали.

Воспитание гуманных чувств, духовных ценностей необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская литература, которая является органической и неотъемлемой составляющей общей литературы.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению живого отклика на различные жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок представляет перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче ее чувства и представления о действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях приобретают живой смысл, становятся доступными и понятны и легко принимаются ребенком как единственный правильный вариант поведения. Ребенок будто входит внутрь событий художественного произведения, будто становится их участником.

Когда речь заходит о развитии ценностного сознания детей, воспитание гуманных чувств, необходимо задавать вопросы, которые вызывают у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героя, их внутреннего мира, переживаний. Эти вопросы должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь учителю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное. Постепенно дети учатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

На протяжении многих лет творчество А. Барто не теряет своей актуальности. К.Чуковский говорил: « Я не знаю другого писателя, который так глубоко изучил бы обычаи, нравы и вкусы этого непостижимого племени…семилетних - восьмилетних детей…». Стихи А. Барто читают в настоящее время, её поэтические образы заставляют думать, плакать и смеяться [7].

Произведения А.Барто обращают на себя внимание тем, что в них раскрывается проблема нравственного воспитания и они являются средством формирования таких качеств, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство сострадания, любовь, внимание и уважение.

Для Агнии Барто отношение к детям – основа основ. Отсюда и её требования к детской литературе, к детскому поэту. Раскрыть внутренний мир ребёнка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению плохих черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию А.Барто от других авторов.

А. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.

В стихах Агнии Барто воспроизводится не только детский мир юных читателей, но и оценивается привычная для детей ситуация, и эта оценка содержится в четырех строках. Воспитание чувств здесь происходит на доступных примерах. Ребенок, узнавая в стихах Агнии Барто свои игрушки, учится любить и жалеть их, ведь игрушки в этих стихах очеловечиваются так же, как их очеловечивают дети: они маленькие и беспомощные и нуждаются в сострадании и заботе. Но, если бросить зайца под дождем, он не сможет слезть с лавки и промокнет, козленок «заблудиться в саду», а лошадке можно «причесать шерстку» и «пригладить хвостик». И даже, если игрушки совсем не новые, они все равно самые любимые: ну и пусть мишка без лапы, все одно «он хороший» [1].

Именно переживания за литературных героев вызывает у детей сочувствие, милосердие, доброжелательность, гуманность, чувство радости от победы добра над злом.

Поступки героев детских художественных произведений, влияя на эмоциональную сферу детей, вызывают у них моральные чувства, социальные эмоции. А значит, целенаправленный отбор художественных произведений нравственного содержания позволяет формировать у детей соответствующие отношения, выборы, качества.

Важная функция моральных ценностей в том, что они содержат образец поведения, а особое воспитательное влияние художественной литературы заключается в том, что значение моральных норм у них объясняется не абстрактно, а на конкретных ситуациях. Моральный урок, который дети вынесут из произведений художественной литературы поможет им получить четкие ориентиры в системе ценностей, заложить устои крепких моральных убеждений, сформировать собственную модель поведения в обществе.

Стихотворение «Рукавички я забыла» навеяно письменной исповедью девочки, игравшей с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из играющих девочек были запасные рукавицы, но она отказалась их одолжить. И тогда другая, незнакомая девочка сняла с руки варежку и протянула автору письма со словами: «Возьми, мне и одной хватит».

В этом стихотворении А. Барто удалось художественно запечатлеть и осмыслить с нравственных позиций, как простая игра, включённая в современный социальный контекст, формирует и закрепляет в ребенке навыки человечности. Стихотворение написано давно, но до сих пор не теряет своего воспитательного значения.

Ещё об одной детской игре поэт рассказала в стихотворении «Не одна». Мудрость стихотворения в том, что в восприятии маленького читателя «как живая» баба из снега превращается в как бы живую. Читатель испытывает к ней те же участие, жалость, сострадание, какие вызывает у нас попавший в беду человек.

Герои Агнии Барто находятся в разных точках этого долгого и нелёгкого для них пути. Есть такие, кто ещё не сделали в нужном направлении и первого шага, поощряемые, а то и понуждаемые к тому безответственностью иных взрослых «наставников». Но затем и поэзия Агнии Барто, чтобы помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нём самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам. Чтобы не дать ему заглушить, растворить собственное «я» в однородном, безликом «мы», а раздвинуть до ощущения кровного родства с миром людей, со всей живой и «неодушевлённой» действительность [7].

Воспитание – тонкое, подвижное взаимоотношение старшего и младшего, управляемого опытностью и мудростью взрослого. В «Снегире» до такого идеала далеко. Но по счастью, добрые задатки даются человеку самой природой.

Из стихотворения видно, что герою не в новинку подобные интонации мамы: ведь «у мамы есть привычка отвечать всегда не то». И слова мамы отскакивают от него, не задевая души и сознания. Педагогическая некомпетентность мамы особенно ярко сказывается в том, что она не видит разницы между действительными проступками сына и естественными, нормальными проявлениями мальчишеской натуры. Для неё всякое участие сына в драке предосудительно, хотя в принципе возможна и справедливая, необходимая драка.

Уже эти примеры красноречиво говорят о том, что юный герой «Снегиря» нуждается в более умном руководстве. И так у А. Барто всегда: она не становится безоговорочно в споре поколений на ту или иную сторону, она мудро объективна, и ее маленькие и взрослые герои часто делят вину и ответственность за всё, что происходит с юными, поровну. В ситуации «Снегиря» возможности доказывать свою правоту или в чём-то обвинить маму у мальчика нет. Он должен выбирать: или желанная птица или спор с требованиями мамы, увы, не всегда разумными. Выбирая снегиря, герой как бы капитулирует перед этими требованиями. Его поведение отмечено достаточной сложностью. Он ведёт своего рода «психологическую обработку» мамы: всё время торчит у неё на глазах и беспрерывно заводит речь о снегирях. Но он также – и это его главное оружие – безукоризненно играет роль идеального, с точки зрения мамы, ребёнка: «Было сухо, но галоши я послушно надевал… Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом, я «спасибо» говорил, всех за всё благодарил…До чего же я старался! Я с девчонками не дрался»[1].

Младшие школьники встречаются с произведением А. Барто на уроках литературного чтения. Им предлагается к изучению стихотворение «Я - лишний» . В результате анализа, первоклассники приходят к пониманию того, что если хочешь получить что-то хорошее, нужно сначала потрудиться, приложить усилия, потратить время. Позже, первоклассники читают юмористическое стихотворение А. Барто «В школу», которое очень близко им по переживаниям перед первым Днем Знаний, успокаивает их, показывая их страхи в комичной форме.

Во 2 классе младшие школьники знакомятся со стихотворением А. Барто «Катя». Анализируя его, ученики делают вывод, что девочку никто не принуждает присоединиться к работе, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть, автор подчеркивает, кто действительно трудился, тот и имеет право ждать урожая; знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай.

Стихотворение А.Барто«Апрель»,служит формированию у второклассников представления о ценности и уникальности природного мира, охране природы. Дети продолжают учиться описывать свои чувства и чувства, передаваемые автором.

Стихотворение А.Барто«Весна, весна на улице. » содействует воспитанию экологической культуры, любви к природе, формированию эмоционального отклика на чувства, передаваемые поэтом.

Воспитательное значение стихотворения А. Барто«Воробей»,состоит в том, что детям показывается, что любовь сильнее страха смерти, что только на любви держится и движется наша жизнь. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.

Стихи А. Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно бичуя те пороки, которые, иногда закладываются с детства. Они помогают детям смотреть на мир по-другому, пробуждают чувство ответственности, взаимопомощи, дружбы у школьников, возникает естественная потребность в чтении, желание о чем-то больше узнать. Учителя отмечают, что после таких занятий возникает меньше ссор, драк, меняется микроклимат в классе; дети становятся внимательней друг к другу, стараются больше помогать родителям, уважительно относятся к пожилым людям, заботятся о младших братишках и сестренках, домашних животных.

Таким образом, воспитательная ценность творчества А. Барто в начальной школе достаточно высока. Стихи Барто учат чуткости и вниманию к юному человеку, одновременно осуждая те пороки, которые, увы, иногда закладываются с детства.

Барто Агния. Машенька. Стихи / Агния Барто. – М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2015. – 48 с.

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2019 г. - 224 с.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2018. - 144 c.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2019. - 160 c.

Кукулин И. Детское чтение советской эпохи: несоветский взгляд/ И. Кукулин, М. Майофис// НЛО. – 2003. - №2 (60). – С.214 – 217

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / [авт.- сост. Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. - 4-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.: вкл

Соловьев Б.И., Мотяшов И.П. Агния Барто: Очерк творчества. – 2-е изд. – М., 1979. – 318 с.

Цель: Вспомнить с детьми со или познакомить их стихами А. Барто из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Кораблик»; помочь запомнить одно из стихотворений; поощрять попытки детей при чтении стихов воспитателем договаривать (негромко) слова.

Ход занятия

Воспитатель читает детям 3-4 стихотворения А.Барто. Интересуется, знают ли дети эти стихи и не хочет ли кто-ни­будь попробовать самостоятельно прочитать стихотворение наи­зусть.

Далее педагог помогает детям запомнить одно из стихотво­рений.

Заканчивая занятие, читает стихотворение «Кто как кри­чит». Побуждает детей подговаривать звукоподражательные слова, фразы.

Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить.

Завтра дождь с утра.

Самым старшим детям, выбрав для этого время, воспитатель помогает запомнить стихотворение «Кораблик» А. Барто. Поз­же нужно помочь им самостоятельно декламировать стихотво­рение.

Занятие

Рассказывание детям сказки «Курочка ряба».

Дидактиче­ское упражнение «Кто что делает?»

Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном ва­рианте и в обычном пересказе; вызвать желание послушать ее еще; формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ де­монстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил — не разбил», «хвостиком задела, яичко упало») (лучше использовать для показа разъемное де­ревянное яичко, окрашенное в золотистые тона).

Затем педагог снова рассказывает сказку (без наглядного сопровождения).

Далее воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями кролика, курочки, петушка, кошки, мышки, собаки.
Спрашивает: «Кто клюет, умеет клевать? Кто грызет, умеет
грызть?» Просит малышей показать, как лакает молоко коте­нок, как клюют зерна курочки и петушок, голуби (воображаемые ситуации). Задает уточняющие вопросы: «У кого клюв? А у кого острые зубы?» И др.

В заключение воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Предлагает «поиграть в сказку». Дети передвигают фигурки, сопровождая свои действия речью. Педагог помогает им.

Занятие 18

Чтение детям потешки «Вот и люди спят. »

Цель: помочь детям понять содержание потешки, запом­нить названия животных, которые встречаются в тексте, а так­же то, что о них говорится; формировать способность к обоб­щению; вызвать у детей желание послушать это стихотворение еще раз, подговаривать отдельные слова.

Ход занятия

Воспитатель показывает на фланелеграфе следующие кар­тинки: птицы на веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки на травушке-муравушке; малыши в люлечках.

Затем педагог спрашивает, кто нарисован на картинках. Подсказывает слова из потешки. Просит показать и назвать горочку, травушку-муравушку, люлечку (индивидуальные за­дания).

Воспитатель трижды повторяет потешку (с опорой на на­глядность). Для младшей подгруппы занятие на этом закан­чивается.

Для детей старшей подгруппы потешка рассказывается еще раз. Затем воспитатель постепенно, одну за другой, убирает картинки, спрашивая, кто нарисован на картинке, которую он убрал. («Уточки на травушке»; «Детки в люлечке» и т. п. — хоровые и индивидуальные ответы.)

«Проснулись звери и птицы,— говорит воспитатель.— Поле­тели, побежали, поплыли. Сейчас я вам раздам картинки. Вы посмотрите на них и скажете, кто поплыл». Раздает картинки с изображением зверей и птиц. «Поплыли уточки, гуси»,— го­ворят дети и передают педагогу соответствующие картинки, ко­торые он ставит на мольберт.

«Кто полетел. Побежал?» — спрашивает воспитатель. От­деляя одну группу картинок от другой, он перечисляет птиц и зверей (птицы летают, звери бегают).

Далее педагог раздает детям пластмассовых уток, гусей и предлагает проверить, плавают ли они.

Дети опускают игрушки в тазики (2—3) с водой.

Занятие

Чтение детям рассказа «Курочка» Е. Чарушина.

Рассматри­вание и обсуждение иллюстраций к тексту

Цель: учить детей слушать небольшое по объему художест­венное произведение (без наглядного сопровождения); учить рас­сматривать рисунок и вспоминать авторские описания персона­жей.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина, кончая фразой: «И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теп­лые перышки». Пересказывает с участием детей содержание прочитанного:

— Курочка и цыплятки гуляли. Но вдруг.

— Курочка присела, крылышки растопырила и цыплята.

— Спрятались, залезли к ней под крылышки.
Воспитатель читает тот же отрывок, но в дополненном виде —

включая текст о том, кто как спрятался.

Спрашивает: «Цыпляток совсем не было видно?» («Одних не было видно. А у кого-то ножки торчали, кто-то головку высунул».)

Педагог зачитывает рассказ целиком. Затем повторяет отры­вок про двух цыплят. Просит детей рассказать о том, что делали цыплята, которые не послушались маму.

Рассказ читается снова, после чего детям показывают ил­люстрацию Е. Чарушина (если нет отдельного издания рассказа, можно показать рисунок, помещенный в хрестоматии).

Со старшей подгруппой воспитатель беседует по содержанию рисунка (объединяя детей по 2—3). В процессе беседы он просит показать цыплят, спрятавшихся под крылышком у мамы и остав­шихся под дождем, рассказать, как они выглядят, какая ку­рочка.

КУРОЧКА

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» — это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

Д Е К А Б Р Ь

Занятие

Повторение потешек «Вот и люди спят. », «Водичка, во­дичка. »

Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знако­мых стихотворений и желание рассказывать их вместе с воспи­тателем; способствовать формированию интонационной вырази­тельности речи; уточнить представления детей об оборудовании умывальной комнаты, его назначении.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает (не прибегая к показу картинок на фланелеграфе) потешку «Вот и люди спят. ». Затем предла­гает рассказать ее всем вместе. Читает потешку не спеша, не забывая делать паузы, во время которых дети вставляют нуж­ные по тексту слова.

Далее демонстрируются картинки, а дети самостоятельно выска­зываются по их содержанию: «Птички спят на веточках»; «Зай­ки спят на травушке» и т. п.

Воспитатель убирает картинки, а на стол ставит люлечку (игрушка). В люлечке — кукла. Рядом тазик с водой.

Кукла «просыпается» и «встает», а воспитатель рассказы­вает потешку «Водичка, водичка. ». Дети активно помогают ему, затем все вместе рассказывают потешку еще раз.

В старшей подгруппе воспитатель вызывает двух-трех детей (по одному) рассказывать потешку самостоятельно. Ребенок говорит потешку, вставляя в текст свое имя: «Водичка, во­дичка, умой Оле личико».

Затем воспитатель предлагает всем детям умыться (вообра­жаемая ситуация) и спрашивает: «А чем же вытереть лицо? Где висят полотенца?» Приглашает детей в умывальную комнату.

Дети находят свои полотенца, отмечают, что полотенца бе-лые0 чистые, мягкие (пушистые); висят на вешалках.

Цикл «игрушки» даже маститые литературоведы называют «удачей» Агнии Барто. Именно эти короткие стихотворения принесли автору популярность и вошли в классику детского чтения. Секрет в том, что написаны они самым «детским» размером – хореем (ударный-безударный слоги), и содержат простые, точные рифмы, столь любимые детьми.

поскольку мы, родители, люди взрослые, и текст усваиваем через раскрытие смысла, поговорим об этом.
Цикл «Игрушки» перенасыщен пессимистическим восприятием мира, недопустимым для маленького ребенка. Практически во всех стихотворениях развязка отсутствует, произведение не закончено, требует домысла. Это было бы не плохо, если б автор не бросал персонажей на самом пике безысходности:

ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Что дальше? Ребенку необходима определенность, устойчивость мира, самое страшное для него – неизвестность. Здесь непонятно: что будет с зайкой дальше? Заберет ли его хозяйка домой? Высушит? Дождь, кстати, кончился или идет теперь всегда? И куда девалась хозяйка? Почему она его бросила? Неоправданная жестокость без выяснения мотивов.

МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Позвольте, что значит: «не плачь»? Даже если нам, взрослым, детская беда кажется недостойной слез и расстройства, это не так. Ведь для ребенка это настоящие, а не притворные, отрицательные эмоции. И если мы не разделяем его бед и радостей, как может он нам доверять? У Тани явное горе – она потеряла любимую игрушку. Все реки, между прочим, текут. Мячик вот-вот уплывет в открытое море. Добрый автор, вместо того, чтобы достать мячик, делает вид, что ничего не произошло. Конечно, мячики не тонут. Но это не значит, что нет смысла горевать: мячик-то в речке! Опять же: что дальше? Получит Таня мячик, или нет?

МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Самое чудовищное стихотворение цикла, отрицающее безусловную любовь, необходимую детям, как воздух. Что значит «все равно его не брошу»? а что, если кто-то пострадал, обычное дело – его бросать?! Разве любят только тех, у кого внешность в порядке? Разве любят лишь, когда он «хороший»? И если «плохой» - то мы его не будем любить и бросим? Любовь возможна только тогда, когда она не выставляет условий и не считает, «сколько лапок».

БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Жутко, правда? Доска кончается. Бычок упадет. Он этого боится. Автор сообщает об этом посредством такого веселенького ритма. Мало того – концовка отсутствует! Что же дальше?! Бычок цел или убился насмерть?! Его спасли, или бросили как зайку?!

СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Совершенно непонятное стихотворение. Где дело происходит? Это что - интернат? Дети сами укладываются спать, взрослых нет. Бедный слон, разлученный со слонихой (кто она ему – непонятно: жена? Мама?), не может заснуть и думает только о ней. Ночь – это страшное время. Это маленькая смерть – кто знает, наступит ли завтра? Именно ночью ребенок должен чувствовать себя максимально защищенным, а тут такое…

КОЗЛЕНОК
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Это постоянное ожидание – что же плохого случится? Уж если нарисована такая пасторальная картинка – девочка пасет в саду козленка, то непременно нужно добавить «черной краски». Козленок заблудится, причем в траве. Ребенок не может жить ожиданием беды, он нацелен на радость и счастье, иначе зачем расти, если в будущем ожидают только ужасы? Хотя в этом стихотворении автору нужно отдать должное – хозяйка козленка, в отличие от зайкиной, бросать подопечного на произвол судьбы не намерена.

Признаться, я бы не хотела, чтобы у моих детей появлялась подобная гамма чувств. К сочувствию и сопереживанию эти эмоции не имеют отношения, поскольку ощущение безвыходности и неизвестности «парализуют» ребенка. В таком состоянии он не может сопереживать или осмысливать происходящее.

Я еще раз повторю, что ребенок может не понимать до конца смысл, но «посыл» произведения он усваивает на уровне бессознательного. Стихи Агнии Барто вредны не отсутствием «глубины» произведения, а наличием негативных установок.

я ни кого не пытаюсь переубедить, но мне кажется, что мы говорим не о вкусах, так ведь? я не собираюсь начинать акцию по изъятию Барто из детского чтения, но подумайте все же:
главный "посыл" текста спрятан в словах, наиболее значащих для ведущего канала восприятия. у ребенка, как мы знаем, он кинестетический, и "коды" несут глаголы. и если стихотворение наполнено "бросила", "оторвала", "упаду" и прочими обозначениями негативных действий, то любые утешения (на самом деле всех спасли) не имеют смысла, потому что "ключ" ребенок получает совсем другой.

мндааа, значит я всё таки безнадёжный оптимист, т.к. я всегда домысливала эти стихи:
Зайка: после дождя хозяйка обязательно заберёт и высушит бедного зайку.
Мячик: вон там вот недалеко прибьёт к берегу и Таня его вытащит.
Мишка: ему обязательно пришьют ногу! и будут и дильше любить.
Бычок: кто-нить пожалеет и поможет не упасть.

это естественно, ребенок должен быть оптимистом. но не вместо автора :) это получается вопреки ходу произведения, а нужно "благодаря".

про мячик в речке:
"мы поедем за водой и достанем мячик твой" - это уже не барто сочиняла? )))))
про "спать пора"
еще и бычок ложится в какую-то коробку.

самое обидное, что эти стишки у меня на "автомате" рассказываются. иногда ловлю себя, когда уже рассказала.

ОФФ - а про чуковского напишите?
малыш (полтора года) любит айболита и краденое солнце, но после айболита он стал бояться моря - легкий прибой он принял за волну, которая чуть не проглотила айболита.
я уж и так строчки про зайчика переделываю, и рассказываю что он просто поранил ножки, а доктор просто полечил, а не ужастики с пришиванием новых ног :((

Очень согласна. И заметьте, что именно на тему этих стихов дети постарше всегда придумывали разные садистские вариации.

Спасибо, что написали об этом! Там, что называется, по-любому клин. В ситуации, которая описана в стихотворении, ребенок не виноват, но помочь игрушке не может (почему?), а в итоге остается с поломанными игрушками. А в детском садике еще и добрая воспитательница добавит - вот будешь бегать по дорожкам, будет с тобой то же самое, что и с зайкой. Я, к сожалению, все это наблюдаю сейчас на примере племянницы, а сама в детстве полюбить эти стихи так и не смогла. В них слишком много незаслуженного наказания - и для игрушки, и для ребенка.

я в детстве как раз любила ее "пионерские" стихи, но "игрушки" не могла понять. где-то далеко шевелилась мысль: за что?! почему?!

Пару слов в защиту Барто: у нее есть классные стихи, мне очень нравится серия "Маленький брат", например. (Хотя про то, как мама уходит работать от совсем маленького сына, читать грустно.) Но цикл "Игрушки" - это что-то ужасающее.

Я очень люблю Благинину зато. И дети мои любят. Там, конечно, отдельно тоже присутствует такой советский-коммунистический оттенок иногда, но в основном совершенно славные детские стихи на все времена.

С быком у меня такая история случилась.
Я по китайскому календарю бык. Мама моя гороскопами и календарями всякими раньше очень увлекалась, значимость этого быка для меня. ну не тотемное животное, но что-то рядом :) Полгода назад я купила дочке набор деревянных народных игрушек, был там и бычок со своей досочкой. Отправили его по доске раз, другой, третий. А он возьми да и спустись аккуратненько. У меня в голове что-то щелкнуло, как переключатель какой-то повернули. БЫК МОЖЕТ НЕ УПАСТЬ. И Я ТОЖЕ НЕ ОБЯЗАНА ПАДАТЬ! У меня в детстве такого не было, а жаль. Может, больше увспехов было бы на счету.

Про себя скажу, что в детстве всем нам читали эти "Игрушки". Но они совершенно не воспринимались так трагично. Идет бычок , он упадет, а я его поймаю и опять поставлю на доску. Зайку было жалко и хотелось спасти, также как и мишку. А про "Спать пора" вообще мне казалось очень уютным. У меня куклы некоторые в картонных коробках без крышек спали, я им такие кроватки обустраивала. Я читала и думала, что в стихах прям как у меня. :)

Единственно, мне никогда не нравилось почему-то "нет, напрасно мы решили. ". Не могу объяснить даже почему.

тоже вариант :)) но ридерз респонс - самая неустойчивая область литературной критики, хотя и беспроигрышная: это моя-наша-обправданная. реакция и я имею на нее право :)) потому что все эти стишки можно и по-другому истолковать, и по-третьему, и по-стодвадцатьпятому. а дети вообще по-другому мир воспринимают, причем каждый - по-своему. я не вижу в данных стишках ничего криминально-пессиместического. как раз наоборот: не забывай игрушку на площадке - пойдет дождь и зайка промокнет (а то и вообще стыбрят добрые октябренки); мишку мы да ВСЕ РАВНО любим, и это "всеравно" учит детей именно безусловной любви, а не наоборот; про игрушки - вообще чудесное натюрмортное стихо: часть игрушек положили спать перед сном, часть - стоят на полках, у слона голова на шарнире, он кивает головой из-за легкого сквозняка от приоткрытого на ночь окна и проч. и проч.

дети вообще по-другому мир воспринимают.

+1!
и если вдруг видно, что ребенок тревожится, можно же рассказать продолжение стиха так, как вам самим нравится в данный момент, как по настроению подходит ребенку.
и про слона мне страшно не было, слона оставили на полке, а слониху рядом с кроватью положили, да мало ли безобидных объяснений?

Мы с Нютой эти стишки обсуждали, она сама придумала, как там "на самом деле все было".

"Страшилки" часто помогают в борьбе со своими страхами, но тут без "проговариваний" не обойтись. Т.к. читаем детям мы, взрослые, то, опираясь на реакцию своего ребенка (а она у всез разная) мы можем дать подходящий случаю комментарий.

Я, если честно, с большим негативом отношусь к "нравоучилкам", чем к "страшилкам": "Мишка, маму надо слушать, ты котлетку должен скушать. " и т.п.

Ну вот.
Несогласная я :) Не вижу в этом негатива. Вижу сочувствие и сопереживание.
"Спать пора" - это вообще явная приговорка при убирании игрушек на ночь: убираем в коробку бычка, кладем в игрушечную кровать мишку, слона ставим на полку, а он головой качает. Кому кланяется? - спрашиваем двухлетку. -Слонихе, - вполне естественный ответ. Надо было просто, наверное, иметь все эти игрушки в детстве, и все читалось бы иначе. У меня и слон был, который головой качал, и бычка деревянного мы детям купили с дощечкой, он, когда ставишь его на наклонную дощечку, идет вперевалочку, а в конце падает. Никакой трагедии в этом никто не видел, и стишок в процессе игры весьма понятен.
Имхо, это все (и кровожадность Чуковского, и негатив Барто) высосано из пальца.
В потешках-пестушках тоже полно такого. И волчок укусит за бочок, и мачеха била кота, приговаривала. Я уж не говорю про колыбельные, уговаривающие ребенка умереть (у них есть спец. название, запамятовала), благо, их сейчас не печатают.

фольклор - это очень мудро. и такие колыбельные создавались не просто так. ни у одного автора нет такой глубины, как в элементарной потешке.

это фольклор. там другое. более того, этот волчок просто НЕОБХОДИМ для развития, в отличие от стихов Барто.

Уважаемая Марина, здравствуйте.

Довольно давно - почти год - читаю Ваш дневник. В чём-то я согласен с Вами полностью, в чём-то моё мнение диаметрально отличается от Вашего, но Ваше мнение мне всегда интересно. Иногда возникало желание Вам возразить или даже поспорить, но Вы как-то писали, что возражения Вам не интересны, написанное в дневнике есть Ваше личное мнение, я могу с ним соглашаться (читать), могу не соглашаться (не читать), это не есть повод для дискуссии. Однако этот пост окончательно убедил меня попробовать Вам написать. Как бы Вы к этому не относились и как бы на это не реагировали.

Я с огромным уважением отношусь к Вашему педагогическому и психологическому опыту, стиль письма, манера и язык изложения вообще выше всяких похвал. Но то, как Вы в своём посте "порвали" творчество Агнии Барто, увы, достойно не вашего дневника, а, скорее, "КВНа", в лучшем случае "Комеди Клаба". Только поймите меня правильно, я ни коим образом не обиженный фанат Тань-растеряш, мишек-инвалидов и депрессивных бычков, норовящих упасть с доски. Дело в другом - мне кажется, что та безаппеляционность, которую Вы демонстрируете во многих Ваших постах, отталкивает очень многих из Ваших потенциальных читателей. Вы не признаёте фанатичную приверженность многих родителей методике Монтессори, однако сами создаёте нечто подобное и пропагандируете её с такой же фанатичной уверенностью.

Но вернёмся к стихам. С момента их написания прошло уже немало лет, на них выросло не одно поколение детей (и Вы, и я, думаю, не исключение). Причём, детей, в большинстве своём, совершенно нормальных. Не мне Вам объяснять, что в том возрасте, когда детям читают эти стихи, их не особо интересует содержание - главное интонации, ритм, спокойный голос читающего. Да, безусловно, дети понимают, что идёт бычок, упал мячик, Таня плачет, но они не соотносят содержание стихов с событиями, происходящими в реальной жизни и, думается, в большинстве случаев не испытывают сострадания к героям сюжета. Попробуйте вспомнить, в каком возрасте Вы задумались о содержании этих стишков? Я вспомнил. При том, что я знал все их превосходно, сочувствие к брошенному и промокшему зайке у меня проснулось лишь. после рождения собственного ребёнка, когда я сам читал ему эти стихи. Мне кажется, что в более раннем возрасте серьёзно сопереживать Тане с мишкой могут разве что участники движения "ЭМО", но это уже совсем другая история.

Не знаю, согласитесь Вы со мной, или нет, но мне кажется, что в истории с этими стишками мы имеем дело с тем же явлением, с которым сталкиваемся и в более зрелом возрасте, слушая современную музыку. Скажите, Вы часто вслушиваетесь в тексты песен, которые Вам нравятся? Я - нет. Нет, не то, чтоб я совсем не пробовал это делать, но в большинстве случаев найти смысл в текстах Лагутенко, "Ноля" или "Аукцыона" совсем непростое занятие. А если это удаётся сделать, то результат чаще всего совсем не радует, уж лучше бы и не искал. И всё равно я люблю их творчество. Для меня главное - настроение, передаваемое их стихами, несмотря на кажущуюся бессмысленность или депрессивность текстов большинство из них для меня несёт положительный заряд.
Думаю, то же и со стихами Агнии Барто. Убеждён, они светлые и позитивные, даже не смотря на их кажущееся страшным содержание.

С уважением,
Алекс Икман

P.S. С Днём независимости Вас!

Ну вот, ты написала о том, что я всегда чувствовала, но не могла такими словами сформулировать. Вот именно безысходностью и негативным программированием от этих стихов веет. :( У меня свекровь-детский педлагог, кстати, считает, что этот цикл детям необходимо читать и учить наизусть именно чтобы учиться "сочувствию". При случае будет что ей ответить.

ох. детские педагоги страшнее всего :(
про Рожану: у меня,как ты понимаешь, абсолютно непредвзятое мнение. Меня оттуда никто не обижал, консультанты со мной не конкурируют, и т.п.
НО! Я хочу, открыв сайт, получить информацию по делу, а не болтологию, основанную на охах и ахах. К тому же, не люблю, когда воспитывается чувство вины: если вы не делаете так-то, то вы не любите своего ребенка и все плохо. Надо объяснить, ПОЧЕМУ делать так-то? А почему не делать - это плохо?
Мне совершенно не хочется ничего плохого ни о какой организации тут писать, меня спросили, я высказала свое ощущение. Ощущение - именно такое. Если они изменят тон, то оно будет другое. вот и все.

КТО МЕДВЕДЯМ ЛАПЫ РВЕТ,
ЗАЙЧИКОВ ПОД ДОЖДЬ СУЕТ,
ТАНИН МЯЧИК БРОСИЛ В РЕЧКУ,
ОБЛОМАЛ БЫЧКУ ДОЩЕЧКУ.
КАЖДЫЙ ЗНАЕТ ЭТО КТО.
ЭТО. - АГНИЯ БАРТО.

Марина, ссылка в этой теме (и в темах рядышком) уже не работает - где это можно посмотреть?
(мне в субботу вести занятие с родителями по поводу развития-образования детей дошкольного возраста -…

Марина, поздравляю!
Вас и всех нас, родителей :)
Чудесная книга, чудесное оформление.
Пошла заказывать))))))))))))

Аня, я написала, жду в ответ Ваш адрес - муж завтра едет на почту отправлять заказы в том числе и Ваш

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

НОД по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи

Тема. « Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»

Цель: приобщение детей к поэзии А. Барто, формирование эмоционально-образного восприятия детей на основе стихотворных текстов.

Программные задачи.

Образовательные: продолжить работу со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки»; учить понимать и обсуждать содержание стихотворений; учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо; расширять и обогащать словарный запас; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть знакомые стихи.

Развивающие: развивать познавательные способности (воображение, мышление, память); развивать внимание, зрительное восприятие; чувство ритма; способствовать развитию интереса к поэтическому творчеству.

Воспитательные: воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям стихотворений; бережное, заботливое отношение к игрушкам и книгам; уважительное отношение к говорящим педагогу и детям; воспитывать умение слушать друг друга; формировать положительное отношение к поэзии.

Методические приемы : создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, рассматривание игрушек.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений, рассматривание игрушек и иллюстраций с изображением игрушек, описание игрушек, отгадывание загадок.
Демонстрационный материал: красиво иллюстрированная книга со стихами А.Л. Барто «Игрушки», игрушки (мяч, мишка, заяц, козленок, лошадка, бычок, слон), полотенце для зайки).

Ход деятельности:

(Дети стоят на ковре и слышат звон колокольчика)

За собой он нас ведёт,

детвору в кружок зовёт. (Дети садятся)

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, а какие узнаете, когда отгадаете загадку:

С ними весело играть,
Но не надо их ломать.

Поиграем, а потом
Их на место уберём.

- Что это? (Игрушки). Правильно. К нам в гости на занятие пришили ваши игрушки. (Игрушки сидят на диванчике в игровом уголке).

(Раздаётся стук в дверь).

Воспитатель: Ой, кто-то к нам стучится, ребята.

( Воспитатель подходит к двери и приносит в красиво упакованном пакете книгу А.Л. Барто «Игрушки»).

Основная часть.

Воспитател ь : Посмотрите, в этой посылке оказалась красивая книга. В ней много интересных красочных картинок. Это книга детской поэтессы Агнии Львовны Барто. ( Показать портрет). Давайте ее полистаем, внимательно рассмотрим и обязательно вспомним «Правила обращения с книгой» (Повторяют правила. Книга ставится на подставку ).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта книга? (Об игрушках)

-Верно. В этой книги стихи об игрушках. Многие из них вы уже знаете. Давайте будем сейчас их рассказывать нашим гостям. Согласны? (ДА). Чтобы ваше чтение понравилось нашим гостям, вы должны рассказывать своё стихотворение выразительно: это значит читать громко, четко, правильно, не торопясь, произносить все слова. Послушайте, я первая прочту вам стихотворение, которое мне нравиться. (Берет мяч и читает)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Дети, давайте успокоим Таню, и расскажем, почему мяч не утонет? (Потому что он круглый, резиновый, легкий).

- Правильно. А ещё потому, что внутри мяча воздух. Воздух легче воды. Значит, Танечке нет причины расстраиваться.

Ну а мы с вами поиграем, превратимся в веселые мячики и попрыгаем (прыжки на месте).

-Теперь будьте внимательны, кому в руки попадет этот мяч, тот должен будет выбрать игрушку и рассказать о ней стихотворение.

- Раз, два, три – мяч лети! ( Кому из детей попадает мяч, тот идет, выбирает игрушку и выразительно читает стихотворение .)

(Ребёнок несет мишку, сажает на стульчик и читает стихотворение. Воспитатель открывает в книге страничку с этим стихотворением, затем с другим и так далее в течение всего занятия).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Воспитатель: Дети, посмотрите на мишку (рассматривают иллюстрацию в книге).

- Он какой? (Грустный).

- Почему же мишка такой грустный, что с ним произошло?

Дети: Мишку уронили на пол, и оторвали ему лапу.

Воспитатель: Дети, а вы любите игрушки, как вы с ними, обращаетесь?

Воспитатель: Мишку надо пожалеть, успокоить, назвать его ласково. ( Дети называют: Мишутка, Мишенька, медвежонок, медвежоночек).


Воспитатель: Мишенька, наши дети любят игрушки и бережно с ними обращаются. Смотрите, Мишенька заулыбался, обрадовался и понял, что мы его не обидим.

- Ребята, какие вы молодцы! Мишка, как и вы, любит играть. Давайте покажем ему нашу игру.

Воспитатель берет в руки игрушку-мишку и корзинку с шишками, ходит по кругу, имитируя движения медведя. Дети повторяют движения и слова

- Мишка по лесу шагал,

Мишка шишки собирал .

Вдруг споткнулся мишка !

И рассыпал шишки!

Вы, ребята, помогите

Мишке шишки соберите ! ( Воспитатель рассыпает шишки и дети собирают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали мишку. Посадим его на стульчик, рядом с нами и продолжим с вами ловить наш резвый мячик .

-Раз, два, три – мяч лети!

(2 ребенок берет зайца, читает стихотворение)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Воспитатель : Ребята, а вам жалко зайку? Как же ему помочь? (Ответы детей).

- Давайте пожалеем, успокоим его, назовем ласково (зайчонок, зайчик, зайчишка, заюшка) , накроем его теплым полотенцем, чтобы он обсох (накрывают).

- А, вы, умеете прыгать, как зайчики. Давайте повеселим нашего гостя (Дети прыгают).

- Молодцы! Посмотрите, зайка улыбается. Улыбнитесь ему тоже.
На картинке зайчик был каким? (Грустным). Покажите, какой зайка был грустный. Был грустным, а стал? ( Веселым ). Покажите, каким он стал веселым? Ой, наш зайка развеселился, ему уже не холодно, он согрелся. А чтобы он ушел от нас с хорошим настроением, подарим ему его любимое лакомство ( Дарят морковку и капусту и сажают рядом с мишкой ).

Воспитатель. Книгу я сейчас открою,

на странички посмотрю,

В этой книге, на листочке

картинку вам я покажу.

Воспитатель: Кто это, ребята? (Коза). А как называют детеныша козы? (Козленок).

Воспитатель: А вы знаете стихотворение про козленка? Давайте вместе вспомним ( Ребенок берет игрушку, приносит, читает стихотворение и сажает рядом с другими игрушками ).

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду

Я в траве его найду.

Воспитатель: Что мы можем сказать о хозяйке этого малыша. (Добрая, заботливая, любит своего козленка). Посмотрим, куда можно посадить нашего козленка. ( Сажают).

Воспитатель: Где наш веселый, звонкий мяч?

- Раз, два, три – мяч лети!

(4 ребенок несет лошадку)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите кто это? (Лошадка). (Рассматривают лошадку и описывают ее:
- Какая лошадка? (Гладкая, красивая, коричневая. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади - длинный хвост. У лошадки сильные быстрые ноги, на ногах – копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей).
- Как лошадка говорит –И-го-го, и-го-го…
( Ребенок читает стихотворение)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Воспитатель. Что лошадка делает? ( Скачет).

-Покажем лошадке, что вы тоже можете скакать (дети скачут по кругу). Молодцы! У вас очень хорошо получается.
-Теперь лошадка разместится рядышком с другими игрушками.

Воспитатель: Опять я к книге подойду,

Страничку я переверну.

Кто – же, кто же здесь живет?

Ну, конечно же, бычок.

- Кто хочет нам рассказать стихотворение о бычке?

( Ребенок берет игрушку и рассказывает стихотворение ).

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается.

Воспитатель: покажите, как идет бычок?

- Вы, знаете кто мама бычка, чей он малыш? (Корова).

-Как ласково скажем? (Коровушка).

-Что дает коровушка детям? (Молочко)

- Ребята, какие вы молодцы! Пусть бычок идет к своим друзьям игрушкам, а мы с вами поиграем.

- У меня для вас есть очень интересная игра, называется «Кто спрятался?» (На доске - картинки с игрушками: лошадка, бычок, зайка, мяч, медвежонок). Посмотрите на эти картинки, запомните их, теперь закройте глаза. (Убирается одна из картинок.) Откройте глаза, посмотрите, какой картинки не хватает? (Ответы детей)

- Вы всё сказали правильно и справились с заданием.

Воспитатель: К книжке тихо подойду,

На листочек посмотрю

Посмотрю, кто здесь живет,

Лег в коробку на бочок?

Кто узнал героя загадки? ( Ребенок несет слона и рассказывает стихотворение).

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель: Ребята, слоник хочет чтобы вы о нем что-то рассказали.
Слон самое крупное животное на земле . Слоны живут в далёких жарких странах (в Африке и Индии). Они очень любят купаться, плавать и нырять. У слона огромные уши и большой хобот, из которого он себя поливает, когда ему жарко. ( Сажают слона )

- Дети, посмотрите, как хорошо, правильно сидят наши гости.

Воспитатель: А наша встреча с замечательной книгой об игрушках подошла к концу, но я предлагаю вам еще одну игру. Хотите поиграть?

«Доскажите словечко»

Сонный мишка лег….

- Молодцы! У вас все получилось.

III . Подведение итогов.

Воспитатель: Наши гости узнали, что вы умеете отгадывать загадки, любите читать стихи, бережно относитесь к игрушкам. А, вы, ребята, узнали, что существует прекрасная книга об игрушках.

- Как называется книга, из которой мы узнали о любимых игрушках?

- Как зовут замечательную детскую поэтессу, которая подарила нам хорошие стихи?

- Как надо обращаться с книгами и игрушками?

- А что особенно вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в этой книге есть стихи, которые мы еще не читали. Мы обязательно посмотрим эту книгу, познакомимся с новыми стихами и выучим их наизусть. А еще в пакете, вместе с книгой лежали раскраски с таким же названием, как и книга. Смотрите «Игрушки». Каждый из вас сможет выбрать и раскрасить любимую игрушку. Вечером покажете свою раскрашенную игрушку маме и прочитаете стихотворение.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Агния Барто, цикл «Игрушки»

Образовательная область: речевое развитие.

· Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы;

· Закреплять умение разгадывать загадки;

· учить употреблять в речи глаголы и прилагательные, грамотно сочетая их с существительными;

· Продолжать учить читать стихотворение наизусть при минимальной помощи воспитателя;

· Развивать речь, мышление, память;

· Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

· Вызвать у детей положительные эмоции, чувство жалости и ответственности;

Методические приёмы:

• Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки», «Познакомим Мишку с игрушками »

1. Картинки с изображениями игрушек;

3.Музыкальное сопровождение (трек гр.Барбарики «Плакали игрушки»)

Ход занятия:

Вводная часть

Дети стоят в кругу на коврике.

– Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Эти добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких,

Они рассказывают мне

Что происходит на Земле.

– О чём эта загадка?

– А у вас дома есть книги?

– Ребята, как вы думаете, зачем нужны книги?

– Где живут книги в нашей группе?

– Как надо обращаться с книгами? Почему?

– Сегодня, придя в детский сад, я увидела на столе вот этот чудесный домик.

– Как вы думаете, кто может жить в этом домике?

– Давайте постучим в дверь домика и спросим, кто в домике живет.

– Никто не отвечает.

– Давайте, откроем дверь в домик и посмотрим, кто же там живет.

– Жильцов в домике не видно, но что это?

– Какая красивая книга. Оказывается, это не простой домик, а «Книжкин дом».

– Хотите посмотреть, что за книга живет в этом доме? Тогда садитесь на стульчики поудобнее, будем рассматривать книгу.

II. Основная часть

– Что и кто нарисован на обложке?

– Как одним словом можно назвать мяч, машинку, самолет, лошадку?

– Подумайте и скажите, про что может быть эта книга?

– Чтобы проверить, правы мы или нет, надо эту книгу почитать. Вы согласны?

Читать детям начинаю.

Спать пора, уснул бычок

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

После прочтения каждого стихотворения показывается иллюстрация в книге.

– Покажите, как слон кивает головой. А давайте споём ему колыбельную песенку, чтобы он быстрее уснул (запись колыбельной песни, дети подпевают).

Колыбельная песенка.

Воспитатель ставит на стол игрушку слона.

– Послушайте еще одно стихотворение из книги.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Динамическая пауза.

– Хотите побыть лошадками?

– Тогда вставайте в кружок друг за другом.

Дети выполняют движения под музыкальную пьесу Потоловского «Лошадка».

Воспитатель ставит на стол игрушку лошадку.

Снова книжку возьму

И страничку переверну.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

– А какой игрушке это стихотворение?

– Правильно о самолёте, а что он делает? (Летает)

– Ребята, а вы хотели бы полетать как самолёты?

Подвижная игра «Самолеты».

– По моему сигналу «К полету готовься!» мы будем согнутыми в локтях руками «заводить мотор». Когда я скажу: «Летим!» Мы поднимем руки в стороны и полетим. По сигналу «На посадку!» – все возвращаются на аэродром, приседают.

– К полету готовься!

– Летим! (игра проводится 2 3 раза).

Воспитатель ставит на стол игрушку самолета.

– Ребята, послушайте еще одно стихотворение из этой книги.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

– Давайте строчки «Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч» произнесем тихо, громко, шепотом, грустно, радостно.

– Покажите мне руками форму мячика. Какой мячик по форме?

– А сейчас встаньте возле стульчиков, вокруг себя повернитесь и в мячики превратитесь.

– Я буду играть с мячами – легонько вас буду задевать ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду ты со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

– А сейчас вокруг себя повернись и в ребяток превратись.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, руками хлопают.

Головой кивают, а после отдыхают.

Дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения, соответствующие тексту. На последнюю строчку садятся на стульчики.

Воспитатель кладет на стол игрушку мяч.

– Сейчас я буду показывать следующую картинку из этой книги, а вы будете читать стихотворение сами.

Дети с помощью воспитателя по памяти прочитывают стихотворения «Мишка», «Зайка».

Воспитатель после чтения каждого стихотворения ставит на стол соответствующую игрушку.

– Ребята скажите, какие это стихотворения грустные или веселые?

– Почему они грустные?

– Жалко ли вам мишку и зайку? Почему жалко?

– Как надо относиться к игрушкам?

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

– Ребята посмотрите, сколько игрушек стоит на столе, запомните их, теперь закройте глаза (воспитатель убирает одну игрушку).

– Откройте глаза, посмотрите, какой игрушки не хватает? (Дети называют недостающую игрушку).

Игра повторяется несколько раз.

III. Заключительная часть

– Сегодня мы с вами почитали стихотворения из новой книги, которая живет в «Книжкином доме».

– Кто автор этих стихотворений?

– Эти стихи написала Агнии Барто (показать портрет).

Агния Барто – детский писатель, которая сочинила много хороших стихотворений для детей.

Давайте поместим «Книжкин дом» и книгу Агнии Барто «Игрушки» в наш книжный уголок и еще раз вспомним стихи Агнии Барто, посмотрев презентацию.

Презентация по стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки.

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Что вам больше понравилось?

– Кто автор стихотворений, которые мы с вами читали?

– Как вы думаете, чему учат нас эти стихотворения?

– Как надо обращаться с игрушками?

– Как мы должны относиться к книгам?


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация внешкольной туристско-краеведческой работы

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики физического воспитания в ДОУ


«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 222 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 26.10.2020 117
  • DOCX 21.8 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Юлия Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

52 минуты

«Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения»

63 минуты

«Идеальная модель по внедрению современных информационных педагогических технологий, объединение целей всех участников педагогического процесса: родители, дети, педагоги»

67 минут

«Ребенок с ОВЗ в школе: готовность родителей и системы»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: