Анализ игрушек в группах доу

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Анализ предметно-развивающей среды в групповом помещении

для развития игровой деятельности детей

Ответственный: Горбенко Е.А, Тарасова Л.Э

Группа №- Средняя «А» Средняя «Б»

Воспитатели: Средняя «А»Утонова Е.К; Сидорук Д.А

Воспитатели: Средняя «Б»Карташова М.И, Белашина Л.И

Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой

Достаточное количество игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр

Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей

(конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов)

Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек

(игрушки, транспортные средства, фигурки и т. д.)

Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками

и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов

Эстетичность и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с данной возрастной группой

Наличие книжного уголка (наличие книг по программе или в соответствии с целями и задачами воспитательно-образовательной работы педагогов; иллюстраций и сюжетных картинок)

Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами

Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, игры для сенсорного развития, развития речи и т. д.

Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно-продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с возрастной группой

Результаты анализа предметно-развивающей среды в групповом помещении для развития игровой деятельности детей:

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Наш детский сад реализует свою основную образовательную программу, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы…

В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2020-2021 уч. год были включены задачи совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно – пространственной среды:

безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)

учет возрастных особенностей детей

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Модель развивающей среды наших групп создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы учитывали следующие принципы:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Краткая характеристика группы: Средняя «А»

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 19 детей, из которых 10 мальчиков и 9 девочек.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в приемной комнате группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей.

Здесь же расположен информационный центр для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.

Краткая характеристика группы: Средняя «Б»

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 20 детей, из которых 11 мальчиков и 9 девочек.

Предметно-пространственная среда в группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЯ

Центр «Книжный »

Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи

Для речевого развития созданы:

Оснащен настольно-печатными играми и ребусами, сюжетными картинками для речевого творчества. Дидактический материал: «Когда это бывает», «Назови сказку», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Назови игрушку», «Назови звук».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя речи «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

« Художественно-эстетическое развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; Центр музыки и театра-это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театрализованной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Насыщенность центра разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, театр на прищепках, перчаточный театр.

Группы оснащена аудиотехникой, фонотекой.

-центр «Творческая мастерская» Расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели. Наглядно -иллюстрационный материал:образцы декоративно-прикладного творчества; пооперационные карты порисованию, лепке, аппликации; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Контуры», тренажер «Форма и цвет», «Волшебные шарики»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие»

Центр «Науки» (экспериментирования и природный)

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.

1. Календарь природы.

2.Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»

5.Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

6.Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

С помощью экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.

Предметное наполнение включает в себя:

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

10. Металлическая ёмкость

11. Набор форм для игр с песком и водой.

19.Пипетки, медицинские маски.

21.Фартуки и нарукавники.

23 Пластмассовые рыбки.

24. Картотека опытов

Центр дидактических игр: Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры .

Игротека: «Когда это бывает», «Их чего мы сделаны», «Береги живое», «В саду, в поле, в огороде», «Почемучки», «Парочки», «Тайны живой природы», «Где растет огурчик», «Что в моей корзинке», «Времена года», «В саду, на поле, в огороде», «Что где находится», «Кто и что (живое и неживое)», «Земля и солнечная система» и др. энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событийной жизни группы и ДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие»

физкультурно-оздоровительный центр

• развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому в группе сформирован определенный двигательный режим, созданы условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально -ритмических упражнений. Центр находится в доступнойзонедля детей. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр. В нашем центре есть все необходимое для физического развития детей: атрибуты для организации подвижных игр; массажные коврики,мешочки с песком, и мячи разных размеров, коврики для профилактики плоскостопия; мягкий безопасныйдартц для развития глазомера и меткости; скакалки, канаты для упражнений на равновесие и координацию движений; флажки, ленты, кегли, гантели.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное развитие»

Основной целью этой области является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

Центр "Игротека"

-гендерный уголок для девочек;

-гендерный уголок для мальчиков;

Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

Ребята с увлечением играют конструктором «Лего», включая в игру фигурки животных, людей, машинки…

Центр "Безопасности"

• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, в быту;
• Показать на примере, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода.

При создании развивающей среды в группе, немало внимания уделено созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.

информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

· Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

· Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей

· Присутствует полоролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

· При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).

Рекомендации по улучшению предметно-развивающей среды в групповом помещении для развития игровой деятельности детей:

Средняя «А»: Развивающая предметно – пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Музыкальный уголок: в процессе пополнения.

Средняя «Б»: Развивающая предметно-пространственная среда группы в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, но PППC недостаточно: содержательно насыщена, полифункциональная, трансформируемая, доступна. Необходимо еще раз проанализировать среду группы,организовать старшим воспитателем методическую помощь воспитателем в организации зонирования среды в данной группе .Создать единый стиль всего группового пространства.

Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология, компоненты ПП, планирование целостного ПП, виды планирования, виды контроля за организацией ПП, виды педагогического взаимодействия.

Предварительный просмотр:

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

Игрушка – специально изготовленный предмет, предназначенный для игр и иного жизненного назначения.

Цель игрушки: служит разностороннему развитию ребёнка.

Главная особенность игрушки: в ней, в обобщённом виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия.

«Игрушка учит ребёнка жить и действовать» (Е.А.Флерина)

А.С.Макаренко предложил следующую классификацию :

- материалы для игр.

В современной педагогике классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

Игрушки классифицируют по:

- воспитательному (педагогическому) значению

* способствующие развитию первоначальных движений и восприятий – самые первые игрушки;

* способствующие физическому развитию ребёнка;

* знакомящие ребёнка с окружающей средой;

* знакомящие ребёнка с элементами науки и техники;

* знакомящие ребёнка с трудовыми процессами;

* интерактивные обучающие игрушки.

*для ребёнка ясельного возраста (до 3 лет)

*для ребёнка дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

* для ребёнка школьного возраста (от 8 до 18 лет)

- сюжетно- образные – игрушки, которые определяют сюжет игры, они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

- дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития ребёнка, среди них много народных игрушек: матрёшки, бирюльки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки и др.

- строительно- конструктивные – рассчитаны на конструирование, техническое изобретательство (наборы строительных материалов, конструкторы)

- спортивно- моторные – направлены на реализацию задач физического воспитания, они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, а также таких качеств, как выдержка, организованность. (волчки, мячи, обручи и др.)

- музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки и др.)

- маскарадно- ёлочные – такие игрушки связаны с празднованием Нового года. (маска, клюв, ёлочные игрушки и др.)

- театральные – наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок, театральные персонажи, куклы Бибабо, куклы- марионетки.

- игрушки- забавы – предназначены для развлечения ребёнка. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных. (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка- «дергунчик», и др.)

- игрушки- самоделки – изготавливаются самим ребёнком, его родителями или воспитателями.

Воспитательно- образовательная ценность игрушки.

- объединяют воспитанников, требуют совместной деятельности;

- игрушка обязательный спутник жизни ребёнка;

- участвуют в создании игры, влияют на личность ребёнка;

- отвечают потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях;

- помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребёнка реальными;

- часто подсказывают идею игры;

- влияют на воображение ребёнка;

- развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, волевые качества;

- помогают воспитанию интереса ребёнка к труду, пытливость, любознательность;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют воспитанников, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения.

Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создаётся педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру:

ЦЕЛЬ - ЗАДАЧИ - ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ - МЕТОДЫ - СРЕДСТВА - ФОРМЫ - РЕЗУЛЬТАТ

Слово “процесс” свидетельствует о протяжённости во времени, а слово “педагогический” — о направленности на преобразование личности человека (ребёнка). Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Педагогический процесс детского сада как система, ориентирован на целостное развитие личности, её способностей и творчества.

Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Современный подход характеризует организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Её содержание продиктовано особенностями развития ребёнка на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности ребёнка, а единая мотивация — направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения педагогического процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например: для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная индивидуальная художественная деятельность, праздники и др.

Компоненты педагогического процесса:

- целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактическую) и задачи, которые могли бы быть определены как подчинённые (локализованные) цели, реализуемые в определённых условиях;

- содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентации, опыта деятельности и общения, знаний;

- деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

- ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

- результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

Стержнем педагогического процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание — самый динамичный компонент педагогического процесса. Содержание педагогического процесса соответствует возрасту воспитанников, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребёнка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности.

Целостность, общность и единство — главные характеристики педагогического процесса. Специфика целостного педагогического процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Основой образовательного процесса является планирование .

План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса . Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придаёт ему содержательность, определённость, управляемость.

Планирование целостного педагогического процесса.

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование. Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых её сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период. Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает её непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы .

Вводная часть , в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

-эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников;

-уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности воспитанников к школе;

- уровень деловой квалификации педагогов;

-уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нём. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы «Программы».

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития воспитанников, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал на текущий год, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности воспитанников. Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ.

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путём непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи. Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль — самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определённой темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков воспитанников у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.
Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьёзно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля : цель контроля — объект контроля — разработка программы (плана) контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций и путей исправления недостатков — проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков. Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для воспитанников и в очень корректной форме. Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить всё ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолётные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель — проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс — то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть : прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков, взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы, в дошкольном учреждении, является правильная организация предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.

В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

Основная часть:

Организация развивающей среды в моей, средней группе №11, построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные мной в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда группы является:

Содержательно-насыщенной - соответствует возрастным возможностям детей среднего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной Программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

- игровую деятельность Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, ширмы). В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

- познавательную деятельность Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края, дидактические игры…

Дидактические игры, различные атрибуты, знакомят детей с правилами дорожного движения, а дорожная разметка на ковре, моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.

Мини-библиотека представляет собой стол с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению;

- исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

Уголок природы расположен недалеко от окна. Цель его: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры Он представлен в виде многофункционального дерева, на котором в зависимости от сезона изменяются атрибуты (листья, насекомые, птицы и т. д). Для наблюдения ежедневного изменения в погоде используются предметные карточки с изображением «осадков»; Уголок, его нижняя, хорошо доступная для детей часть, разделена на несколько зон: домашние животные, дикие животные, конюшня, животные средней полосы, животные жарких стран, зоопарк, насекомые. Для опытов и рассматривания имеются разные виды круп, бобовых, весы, микроскоп, увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры.

-Для формирования двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики:

В группе (в раздевальном помещении) оборудован физкультурный уголок, для самостоятельной физической активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.

- В центре «Юный конструктор» находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

Среда в группе является:

В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчик, стулья, кубики. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Предметы не обладают жестким креплением, в том числе природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Материалы и оборудование группы исправно, все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, и позволить детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли.

В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В нем имеется доска для рисования мелом и различными материалами. Имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества.

Для развития музыкальных способностей детей, в музыкальном центре «Музыкальная шкатулка» есть различные музыкальные инструменты, альбомы, дидактические музыкальные игры.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей, что позволяет детям полноценно развиваться в условиях ДОУ.

Вывод:

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Конспект занятия в старшей группе дошкольного образовательного учреждения «Самый дорогой на свете человек» Программное содержание: Учить детей понимать эмоциональное переживание близких людей, продолжать учить давать моральную оценку поступкам.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учётом требований ФГОС Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,.

Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС дошкольного образования ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных.

Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Обобщение опыта по теме «Организация предметно-развивающей среды в группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Экологическое.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований Консультация "Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований" В настоящее время, как никогда, важно помнить о влиянии.

Сопровождение и поддержка педагогов — основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Сопровождение и поддержка педагогов - основа создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения Т. В. Воробьева, педагог-психолог.

Цель: Анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

• Проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы в рамках ФГОС и требованиям СанПин;

• Выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Развивающая предметно-пространственная среда группы согласно требованиям ФГОС ДО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство группы организовано в виде центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов, что позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня. Группа просторная, светлая, оборудована необходимой мебелью.

При насыщении среды учитывались возрастные возможности, особенности воспитанников и содержание образовательной программы. В группе размещены оборудования, материалы, пособия по центрам, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, работает на развитие самостоятельности и самодеятельности, служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Вся мебель ориентирована на возраст детей и безопасность (прикреплена, имеет закругленные края). В развивающей среде групп отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Центр речевого развития

В центре для речевого развития созданы серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры.

Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание. А так же игры и пособия на развитие речевого дыхания. Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения, картотека артикуляционных игр и упражнений, игры на развитие словаря и грамматического строя, игры на развитие связной речи.

В старшей группе имеются различные материалы, пособия способствующие овладению чтением: печатные буквы, слова, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами, ребусами. На полках центра находятся дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций по темам недели, разрезные сюжетные картинки.

Содержание книжного центра соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей Успенского, Драгунского, Носова, Пушкина и др., с русскими и зарубежными сказками, рассказами о природе, хрестоматии и иные литературные формы по тематике недели. В книжный уголок помещаем фотографии писателей, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературными произведениями.

Центр познавательного развития

Приоритетным направлением работы группы является познавательное развитие детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Так в центре имеются различные виды конструкторов, развивающие и дидактические игры, имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений. В данном центре располагается материал: магнитная доска, мольберт, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, которые помещаются в специально отведенном шкафу. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки, игр, стимулирующие развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Центр природы и экспериментально-исследовательской деятельности

В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа "Времена года", "Животный мир", "Растительный мир", "Овощи", "Фрукты", "Комнатные растения". Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Дети принимают активное участие в проектировании и изменении предметно – пространственной среды. Проектная деятельность помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, стала более насыщенной и интересной. Итогами проекта "Эти удивительные животные" стали макеты природных зон Земли.

Весной проводится конкурс "Огород на подоконнике". Каждый год вместе с детьми высаживаем много овощей (помидоры, морковь, свеклу, чеснок, лук, фасоль, зелени, ухаживаем за ними, наблюдаем за ростом культур из семян и луковиц. Проводим наблюдения за веточками тополя и березы.

В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых фиксируем сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

В группе имеются необходимые для старших дошкольников материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, журналы.

В центре имеются серии игр для детей, которые развивают познавательную деятельность, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки, колбы, микроскопы, мерные стаканчики, лейки, часы и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций из семян, круп.

Центр конструирования

В группе расположен центр строительных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов (конструктор различного вида, мягкие модули, крупный и мелкий деревянный конструктор, Лего). Он занимает много пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

Центр "Гражданско-патриотического воспитания"[/b]

Центру отведено определенное место в группе. Здесь размещается государственная символика родного города, России. В нем находятся книги "Моя родная Россия", "Путешествие по Челябинску", "Наш дом - Южный Урал"", развивающий материал, показывающие государственные символы России, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, важнейшие исторические события и героев России. В уголке дети знакомятся с традициями, культурой и бытом жителей России и Челябинской области.

Центр сюжетно-ролевой игры

При создании развивающего пространства в группе ведущую роль уделяем игровой деятельности, поэтому стараемся повысить интерес к обновлению предметно - пространственной среды. Изготавливаем игровые материалы и мальчикам и девочкам. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, сумочки и т. п. Имеется бросовый материал: коробочки, ленточки, тряпочки, которые творчески используются для решения различных игровых замыслов. Мальчикам – нужны инструменты для работы, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения военных, полицейских, разнообразные технические игрушки.

Центр "Островок безопасности"

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Уголок оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, которые помогают детям, знакомиться с правилами безопасного поведения дома (ОБЖ, на улице (ПДД) и пожарной безопасности.

Центр физического развития

В спортивном уголке группы содержатся мячи, скакалки, кегли, веревки, кольца, обручи. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей, таких как ловкости, меткости, быстроты реакции, силовых качеств. Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В данном центре размещены картотека подвижных игр и пособия по развитию двигательной активности и приобщение старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Весь собранный материал находится в специальном шкафчике.

Центр музыкального развития

В группе создан музыкальный центр, который способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами, с великими композиторами и помогает воспитанникам приобрести уверенность в себе, активность, инициативность. В центре дети могут самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Центр оснащен музыкальными инструментами, так же имеется магнитофон, диски с записями детских песен и сказок.

Центр театрализованной деятельности

Дети старшей группы с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В центре размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, которые находятся в отдельном шкафчике

В центре размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый).

Центр изобразительного искусства

В центре искусства и творчества для развития детей подобраны различные картинки, набор репродукций картин русских художников, изделия народных промыслов, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же возможность продолжать овладение умением работать по образцу. В уголке находится материал для продуктивной деятельности: бумага, цветной и белый картон, разные по темам трафареты, штампики, линейки, кисти, краски акварельные, гуашь, клей, цветные карандаши, салфетки, ножницы, клей ПВА, раскраски, пластилин, стеки. Дети по своему желанию пользуются необходимым материалом для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. Данный центр имеет свободный доступ.

С целью укрепления связи с семьей, побуждения родителей к совместной деятельности с детьми и развития творческих способностей в группе регулярно проводятся тематические выставки, дети изготавливают поздравительные открытки родителям к праздникам.

В группе дети сами выставляют свои рисунки, с удовольствием разукрашивают раскраски.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе преобразуется в зависимости от интересов воспитанников. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием. В группе есть несколько уголков, с игровым оборудованием - это предметы – заместители, строительные наборы, игрушки, которые позволяют изменить предметно – пространственную среду (меняя местоположение в группе) в зависимости от образовательной ситуации и желания детей "Больница", "Магазин", "Мастерская".

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы старались сделать ее насыщенной, с разнообразием дидактического и тематического материала. Среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Считаем, что она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, безопасна, соответствует требованиям ФГОСДО и образовательной программе.

Однако дальнейшая работа по наполнению развивающей предметно-пространственной среды будет продолжена.

• оформить стенд для поздравления детей с днем рождения

• продумать и грамотно организовать зонирование группы - использовать ширму, домик - перегородку

• обновить мягкие модули

• приобрести наборы конструкторов разных видов (металлический, деревянный строительный набор на каждого ребенка)

• создать альбом со схемами построек

• приобрести наборы фигурок (семья, профессии)

• приобрести набор демонстрационных дорожных знаков

• изготовить/приобрести теневой театр

• создать мини-музей декоративно-прикладного искусства "Уральские мастера"

• приобрести "Колумбово яйцо", "Танграм", "Геоконт", набор моделей деления на части, демонстрационный и раздаточный материал, наборы букв и цифр, ребусы, головоломки и др.

• обновить паспорта растений

• создать картотеку схем по экспериментированию

• изготовить музыкальные инструменты из бросового материала

• приобрести музыкальные игрушки

• обновить атрибуты для подвижных игр

• приобрести массажные коврики, кольцеброс, дартс, круги для перепрыгивания и др.

• изготовить паспорта/обозначения центров, алгоритм работы в них

• разместить маркеры доступности "Вместе со взрослыми"/ "Я сам"

• продумать и организовать центр "Песка и воды"

• отображать в группе проектную деятельность (предметы, книги, картотеки и др. по теме проектов)

• изготовить стенд для выставки детских работ (лепка)

• отображать в группе наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности

• продумать и организовать наличие визитки группы.

Анализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участке

Анализ экологической предметно-развивающей среды в группе и на участке Я работаю в старшей коррекционной группе детского сада Нижнего Новгорода. В данной группе представлены следующие растения: - фиалки, кливия,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Читайте также: