Ангелы из ваты елочные игрушки
Обновлено: 27.04.2024
Сегодня мы хотим показать вам замечательно выразительные игрушки из ваты, которые делает мастер-кукольник из города Иваново Валентина Марычева .
Мы задали автору несколько вопросов о творчестве. Полюбуйтесь этими работами вместе с нами!
- Валентина, когда вы начали создавать авторские куклы и игрушки? Когда? Всегда этого хотели или получилось случайно?
- В нашей семье было принято рукодельничать, дед делал санки, плёл корзины, делал мебель, мама и бабушка шили, вязали, вышивали, поэтому и я с детства любила мастерить всякую всячину из ткани и бумаги, рисовать, лепить. Однажды я слепила из пластилина целый город, но когда он случайно попал под яркие солнечные лучи, то растаял. было много слёз! Всегда что-то придумывала для воплощения. А по профессии я учитель рисования. По характеру я очень увлекающаяся, но и многое умею делать: когда дочка была маленькой, постоянно шила и вязала для нее игрушки, а лет десять назад буквально заболела куклами и с тех пор не могу остановиться.
- А где вы учились созданию кукол и игрушек?
- Специально созданию кукол я не училась, мне интереснее изобретать велосипед самой, чем получить готовую технологию. Училась в педагогическом университете по специальности ИЗО, да и просто много чем увлекалась в жизни, поэтому удачным образом мои умения шить, вязать, лепить, рисовать и многое другое пригодилось мне в деле создания кукол, - просто как пазлы сложились в целую картину.
- Вы давно занимаетесь куклами, и вдруг - ватная игрушка!
-Да, год назад накрыло меня новое увлечение. Честно скажу: ватные игрушки антикварные, дореволюционные и советского периода меня совершенно не вдохновляли, а вот когда увидела высокохудожественные современные ватные игрушки, руки запросили попробовать самой, ну а остановиться очень трудно. Вата удивительный материал, она пластична, податлива, у нее много возможностей, и, вместе с тем, она на удивление прочная, что совсем удивительно! Окрашивается практически любыми красками, я выбрала акрил ,а иногда окрашиваю кофе, от чего игрушка кажется старенькой.
- Придумывать персонажей для ватной игрушки это особое удовольствие, - рассказывает Валентина . - Мы все родом из детства, поэтому стоит лишь закрыть глаза и вспомнить свое детство, в котором зимы были снежными, горки высокими, санки крепкими, а мы весёлыми и счастливыми.
Считается, что немецкий обычай устанавливать ёлки с игрушками на них стал общемировым, по одной из версий, после Нового 1842 года, когда супруг английской королевы Виктории – принц Альберт , происходящий из немецкого рода герцогов Саксен-Кобург-Готских , по старинному обычаю своей страны повелел установить и украсить в парадной зале Виндзорского дворца рождественскую елку. Популярный английский журнал The Illustrated London News опубликовал живописный этюд, изображающий необычную королевскую инсталляцию. Так немецкая традиция декорации рождественского дерева вошла в дома аристократии и обывателей Великобритании . Уже со следующего года в преддверии праздников в Лондон стали поставляться норвежские ели, которые украшались небольшими самодельными игрушками, бисквитами, конфетами и маленькими мешочками со сладостями.
В России первые игрушки появились,по одной из версий( которая мне особенно понравилась), благодаря супруге Николая I Александре Федоровне , родившейся и выросшей в Пруссии . Именно она установила первую елку с гирляндами, свечами и игрушками во дворце императорской семьи.
Стеклянные елочные игрушки стоили невероятно дорого. За один шар торговцы могли запросить 20 рублей, а за набор - все 200 рублей. И это при том, что за 20 рублей можно было купить корову, а за 200 - дом в Петербурге . Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно.
В России до революции ватные игрушки и игрушки в технике дрезденского картонажа были очень популярны. Для запуска собственных стеклодувных заводов Россия не располагала необходимым количеством сырья, а завозить готовую продукцию из зарубежья было очень дорого. Поэтому ёлочные игрушки стали изготавливать из ваты .
Вата обладала отличными характеристиками: она ценилась за свою мягкость, податливость, долговечность и способность взаимодействовать с другими материалами. Сырья для работы было достаточно, и мастера на фабриках вкладывали всю душу в создание праздничного декора.
Из ваты делались самые разнообразные фигурки: ангелы с крыльями, райские птицы, девочки на коньках и мальчики на лыжах. Часто головки у таких куколок были из фарфора. В Европе в магазинах продавались вырубные листы с изображением лиц. Их можно было вырезать и приклеить к ватной игрушке. Молодые девушки и дети проводили немало предпраздничных декабрьских вечеров, сворачивая из цветной бумаги рожки для конфет, сшивая из шелковых лоскутов мешочки для цукатов и миндаля, превращая вату в пухлых снежных человечков и делая помпоны с кисточками из шелковых лент и нитей бисера.
В 30-е годы XX века елочные игрушки в России изготавливали вручную. В Москве были организованы две артели — "Художественная игрушка" и "Всё для ребенка" . Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — "скелетики" для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.
Изготовлением игрушек занимались вовсе не случайные люди. Чтобы делать из ваты людей и животных, надо быть художником. И то, что игрушки эти производились в большом количестве и к тому же стоили недорого, свидетельствует лишь о том, что в то тяжелое время было достаточное количество людей, имевших художественные способности, готовых работать за копейки. Современные ёлочные игрушки из ваты стоят дорого, и многие, кто пытался что-то делать своими руками, знают - почему Делать их сложно!
Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска , затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты .
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок.
Позже процесс изготовления игрушек становился автоматизированный. Были созданы станки для намотки ваты, а также был придуман метод горячего тиснения. Однако технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. В среде коллекционеров раритетными считаются игрушки, выпущенные до 1966 года.
Надеюсь, вам придется по душе мой первый в жизни фото мастер-класс.
И вторая в жизни ватная игрушка (первая была вчера) и уже на ёлочке :)
Я не претендую ни на какие звания мастера, просто покажу свой опыт.
Мне, скажу сразу, очень понравилось работать с ватой. Материалы все доступные, а воможности беграничны. Я уже год собиралась сделать из малюсеньких головок игрушки на ёлку. и о, да! Тот день настал :)
Итак, выгоняем всех бегающих и мешающих творчеству (ну хотя бы уложите их спать)!
Берем обычный клей ПВА( разводим водой 1:1).
Достаем из аптечки обычную вату.
И ключевой момент этой работы — антикварная головка (расписана акварелью). Можно без нее, но и игрушка будет другой.
Ну вот всё у нас на столе. Тогда начнем, у меня головка была без отверстия и без плечиков, я скрутила из фольги будущую основу и приклеила головку заранее (за сутки).
Теперь скручиваем из фольги основу для рук.
Прикладываем к туловищу и приматываем обычной ниткой.
Теперь сухой ватой набираем объем будущего ангела, поверх закрепим ниточками.
Теперь беремся за крылья, основа — фольга.
Теперь аккуратно приматываем крылья к телу.
Теперь время клея. Набираем небольшими кусочками ваты объем рук и правильную длину.
Лишние кончики уводим на крылья. Таким образом они и будут держаться.
Промазав клеем грудку, укладываем вату,приподнимаем, и от пояса прокладываем другой объемный кусочек. (Девочка в платье в пол.)
Клеем промажьте место начала кусочка (в районе пояса). Я не промазываю всё, так получаю объем и воздушность.
Аккуратно разравниваем нижний кусочек (подол) проходим слегка клеем и затем опускаем верхний.
Переходим к крыльям.
Ручки сдвигаем придаем нужную форму.
Теперь крепление. У меня всё просто. Взяла нить вощеную и подвязала под рученьки и за шеей узелок. Теперь петелька и Готово! Потом прикроем эти места ватой.
Ну вот практически и все! Дальше на вашу фантазию.
Я решила, что ангел рождественский должен быть одет потеплее :)
Очень захотелось добавить ещё больше антикварности. И вот маленький остаток антикварного кружева пригодился.
Теперь сушиться, на денек.
Завтра тонировку будем делать!
Всем успехов! Надеюсь, вам было интересно!
Если вдруг мастера заметят в моем мастер-классе какие-то недоделки или что-то неверно сделано, с удовольствием приму критику!
Итак, если вы захотите повторить тему, последовательность работ я вам покажу. Перво-наперво, определимся с материалами. Я делаю игрушки на каркасе, тогда они и крепче, и форму держат легче, и в работе имеют сразу базовую жесткость. Для каркаса использую стальную проволоку сечением 0,3-0,5 мм. Она используется в гофре для электрических проводов. (Я декоратор интерьеров в обычной жизни, и наши электрики с удовольствием оставляют мне целые мотки после монтажных работ, а раньше просто выкидывали. ) Подойдет также и любая другая недорогая проволока для строительных нужд, которая в строительных магазинах продается за 380 руб./25 м сечением 0.5-1 мм в маленьких бобинках, если кто-то будет искать, задайте вопрос, схожу в строительный, сфотографирую.
Вата: я использую Matopat, не валиком, а пластом раскатанную и уложенную гармошкой в целлофан. Это, я думаю, ни у кого сомнений не вызовет, в любой аптеке можно найти. Почему её? Она гладкая, мало комочков, легко разглаживается кистью.
И клей: клейстер для набора формы можно использовать 2 типов:
1 — из ПВА в пропорции 1:2 (1 порция пва+2 порции воды), И это удобно, так как он всегда в продаже. Но клея уходит много, поэтому даже недорогой будет расходоваться очень сильно. Маленькие канцелярские школьные тюбики улетают, только шум стоит. Поверхность в итоге очень стабильна, легко грунтуется и легко окрашивается. При длительных послойных нанесениях ваты немного размокает, конечно, но, все же, форму держит более твердо, нежели крахмальные клейстеры.
2 — клейстер на крахмале. Крахмал использую любой, и картофельный, и кукурузный, и предпочитаю работать именно с таким клейстером. Поверхность игрушки становится будто пергаментной, издает шелковистый шелест, если погладить уже просохшую игрушку рукой. И это качество поверхности мне нравится больше. Правда, нужны некоторые навыки работы с ватой, потому что вот как раз такие поверхности размокают сильнее при повторных нанесениях, и довольно сложно корректировать гладкие плоскости, так как размокают глубокие слои, и при высыхании форма «морщится». Тогда или круче завариваю клейстер, или просто наношу более тонкие слои и даю просыхать чаще.
Обычно клейстер варю, как кисель, но тут каждый будет подстраиваться под себя, поэтому новичкам советую начинать с ПВА.
И теперь можно приступить к работе.
1. Вначале скрутим каркас. Проволока у меня стальная, жесткая, поэтому пользуюсь маленькими пассатижиками, круглогубцами и кусачками. Понимаю, что буду делать форму хитона (платья) Арсения по типу «закрытый конус», а не «колокольчик», поэтому делаю обручи из проволоки для поддержки формы. Получаю вот такую заготовку:
Ничего, если форму вы сейчас не очень видите, проволоку в объеме фотографировать сложно :) но дальше станет чуть понятнее. Хочу добавить, что я делаю петельку для нити в области шейки, и обязательно скручиваю колечко для крепления личика. Ну, в дальнейшем увидите.
2. Вместо фольги и ниток для набора предварительного объема предлагаю использовать строительный скотч. У него поверхность уже готова к оклеиванию, да и по каркасу он ведет себя как парус, можно небольшими кусочками натягивать на форму.
Обязательно обматываю и ручки, и ножки:
Колечко под личико так же обтягиваю тонкой полоской скотча, Тщательно приглаживаю или срезаю углы, чтобы не торчали, и на эту площадку приклеиваю заранее вылепленную и расписанную заготовку лица. Мне так нравится больше, я обычно аккуратна, а игрушка уже на этом этапе обретает характер, дальше нужно просто помогать ему проявиться. Можно, конечно, сначала форму набрать из ваты, а потом делать голову, но это уже на вкус и цвет, как говориться.
Итак, характер я вижу, начинаю потихонечку набирать тонкие слои ваты и обнимать ими игрушку. Обычно, закрыв полностью слой вокруг всей формы, даю работе просохнуть.
Форма игрушки проста, но выразительна, нужно добавить ей чего-то легкого и трогательного, я думаю, что такое впечатление мы получим, если сделаем голые бегущие ножки. А потому, попробуем сделать пяточки и носочки такими, чтобы проявилась некоторая легкая динамика
Далее, продолжаем набирать форму колокольчика-платья и послойно выравнивать поверхность. Напоминаю, я работаю с крахмальным клейстером, поэтому использую долгую и кропотливую «послойку».
Затем, на ручках и головке тоже набираю формы. На ручках, там, где рукава, наматываю слои ваты, на головке — леплю «прическу». Вот что в итоге мы получили:
Пока меня устраивает, неровности поверхности края хитончика (платья) уйдут под роспись декоративной каймы, можно остановиться. Теперь нужно проверить, что мы увидим в подвешенном состоянии:
Подвешиваю фигурку и осматриваю со всех сторон, если понравилось, можно двигаться дальше, если что-то не устраивает, то можно либо изогнуть петельку, тогда угол наклона фигурки изменится, либо утяжелить немного нужный край. Но это уже тема другого мастер-класса. Для утяжеления я иногда вскрываю полость в нужном месте и вклеиваю туда элемент-утяжелитель. Полость затем легко и непринужденно скрываю под парой тонких слоев ваты. Стараюсь проверки делать почаще, чтобы скорректировать подвес перед нанесением последнего слоя.
Далее, собственно, добавляю Арсению то, что он и обязан хранить
Леплю из самозатвердевающего пластика маленький самолетик и смотрю, что мы получим в итоге
Форма есть! Теперь будет финишная коррекция — небольшое выглаживание «горбика» на колокольчике сзади и окрашивание.
Но уже сейчас я фигурку прогрунтовала, чтобы форма зафиксировалась жестче, а финишную коррекцию сделаю уже по грунту. Окрашивать Арсения и самолетик буду отдельно, а потом склею ПВА.
На этом текущий мастер-класс считаю завершенным, если будут вопросы — с удовольствием отвечу.
Всё началось с того, что как-то увидела на канале MY DIY LIFE ватных циркачей в винтажном стиле. Автор МК, Ирина, рассказала и показала, как сделала четырёх циркачей из ваты по мотивам известных игрушек какой-то знаменитой марки-фирмы (уж и не помню название). Мне тААААк понравились эти толстячки, родилась идея-фикс — ХОЧУ! Пару лет вынашивала. И в этом году СДЕЛАЛА! И даже не четыре, а гораздо больше. Даже с историей. Сначала было всего шесть… МАЛО — ёлка-то у меня большая! Добавила ещё — то ли четыре, то ли пять… Стала ещё лепить-клеить… Сбилась. 30 декабря — время ёлку наряжать, муж ругается — у всех уже есть, а мы без ёлки (хотя ёлка у нас есть, искусственная, в коробке хранится). Только оказалось, что игрушек… 13. Я не суеверная, в принципе. Но не нравится число. Пришлось ещё добавлять. В общем, заканчивала уже в таком процессе — наряжала ёлку, бегала докрашивала-досушивала, снова к ёлке — и это всё 30 числа, когда нормальные люди уже салаты в тазики нарезают! Но всё же я их сделала! Правда, всё равно маловато — ёлка реально большая. Пришлось сделать двустороннюю — с одной стороны — винтажный ватный цирк, а с другой — прошлогодние птички, снеговички из ваты. Главное, что вся ёлка в этом году была украшена только ватными игрушкам и золотистыми и серебристыми шарами. И без мишуры — только бусы. Для меня это новый наряд для ёлки, другой стиль. И почти всех придумала сама.
И покажу, что получилось… Фотографий много, но и ёлка большая, и игрушек много!
Белый Клоун - участник авантюры ВСЕВОЗМОЖНЫЙ БЕЛЫЙ - благодарю всех, кто за нас голосовал! Клоун получил III место, и хотя с авторством получилась некоторое недоразумение, всё-таки он на моей ёлке красуется)))), в своём большом цирковом коллективе!
Белый Клоун -жонглёр!
Женщина-клоун-пушечное ядро! был когда-то давно такой номер в старом цирке!
Дрессированный тигр, символ года. Летом Наталия (Калининград) показала нам такого. Мне идея ООчень понравилась - и ВУАЛЯ! - у меня тоже есть, срисовала, чуток изменив позу. И глаза сделала стеклянные. Не тигр получился, а тигрИЦА-красавица.
Клоун-эквилибрист. Девушка в хорошем теле, но . Комплекция не помеха!
Индийский слон!Печальный и нарядный.
Фокусник с белым кроликом в цилиндре - классика жанра!
Плащ фокусника обсыпан изумительными крошечными звёздочками - весь сияет, но фото этого передать не может, увы!
Моя гордость - факир с коброй!
Клоун Карандаш. Похож ли?
Лев-красавец, с завитой блестящей гривой.Глазки тоже стеклянные.
Хвост колечком.
Ехали медведи на велосипеде!Велосипед - картон, вата и ватные диски.
Рыжий Клоун =барабанщик!
Выходят на арену силачи!Муж мой назвал его Гиви.
Гирька - 50 кило!
Морской лев в своём классическом амплуа.
Лошадка на барабане..
. и другая лошадка в галопе!
Погонщик верблюдов!
Мальчишка-арапчонок, верблюд в турецкой феске - полный интернационал!
. немного шаров. и бус.
|
Ёлка под потолок! Пока любуюсь, праздник продолжается!
Всех с Новым Годом, с прошедшим Рождеством и наступающим праздником Крещения! Здоровья, благополучия и радости! Желания удивляться и удивлять!
Итак, если вы захотите повторить тему, последовательность работ я вам покажу. Перво-наперво, определимся с материалами. Я делаю игрушки на каркасе, тогда они и крепче, и форму держат легче, и в работе имеют сразу базовую жесткость. Для каркаса использую стальную проволоку сечением 0,3-0,5 мм. Она используется в гофре для электрических проводов. (Я декоратор интерьеров в обычной жизни, и наши электрики с удовольствием оставляют мне целые мотки после монтажных работ, а раньше просто выкидывали. ) Подойдет также и любая другая недорогая проволока для строительных нужд, которая в строительных магазинах продается за 380 руб./25 м сечением 0.5-1 мм в маленьких бобинках, если кто-то будет искать, задайте вопрос, схожу в строительный, сфотографирую.
Вата: я использую Matopat, не валиком, а пластом раскатанную и уложенную гармошкой в целлофан. Это, я думаю, ни у кого сомнений не вызовет, в любой аптеке можно найти. Почему её? Она гладкая, мало комочков, легко разглаживается кистью.
И клей: клейстер для набора формы можно использовать 2 типов:
1 — из ПВА в пропорции 1:2 (1 порция пва+2 порции воды), И это удобно, так как он всегда в продаже. Но клея уходит много, поэтому даже недорогой будет расходоваться очень сильно. Маленькие канцелярские школьные тюбики улетают, только шум стоит. Поверхность в итоге очень стабильна, легко грунтуется и легко окрашивается. При длительных послойных нанесениях ваты немного размокает, конечно, но, все же, форму держит более твердо, нежели крахмальные клейстеры.
2 — клейстер на крахмале. Крахмал использую любой, и картофельный, и кукурузный, и предпочитаю работать именно с таким клейстером. Поверхность игрушки становится будто пергаментной, издает шелковистый шелест, если погладить уже просохшую игрушку рукой. И это качество поверхности мне нравится больше. Правда, нужны некоторые навыки работы с ватой, потому что вот как раз такие поверхности размокают сильнее при повторных нанесениях, и довольно сложно корректировать гладкие плоскости, так как размокают глубокие слои, и при высыхании форма «морщится». Тогда или круче завариваю клейстер, или просто наношу более тонкие слои и даю просыхать чаще.
Обычно клейстер варю, как кисель, но тут каждый будет подстраиваться под себя, поэтому новичкам советую начинать с ПВА.
И теперь можно приступить к работе.
1. Вначале скрутим каркас. Проволока у меня стальная, жесткая, поэтому пользуюсь маленькими пассатижиками, круглогубцами и кусачками. Понимаю, что буду делать форму хитона (платья) Арсения по типу «закрытый конус», а не «колокольчик», поэтому делаю обручи из проволоки для поддержки формы. Получаю вот такую заготовку:
Ничего, если форму вы сейчас не очень видите, проволоку в объеме фотографировать сложно :) но дальше станет чуть понятнее. Хочу добавить, что я делаю петельку для нити в области шейки, и обязательно скручиваю колечко для крепления личика. Ну, в дальнейшем увидите.
2. Вместо фольги и ниток для набора предварительного объема предлагаю использовать строительный скотч. У него поверхность уже готова к оклеиванию, да и по каркасу он ведет себя как парус, можно небольшими кусочками натягивать на форму.
Обязательно обматываю и ручки, и ножки:
Колечко под личико так же обтягиваю тонкой полоской скотча, Тщательно приглаживаю или срезаю углы, чтобы не торчали, и на эту площадку приклеиваю заранее вылепленную и расписанную заготовку лица. Мне так нравится больше, я обычно аккуратна, а игрушка уже на этом этапе обретает характер, дальше нужно просто помогать ему проявиться. Можно, конечно, сначала форму набрать из ваты, а потом делать голову, но это уже на вкус и цвет, как говориться.
Итак, характер я вижу, начинаю потихонечку набирать тонкие слои ваты и обнимать ими игрушку. Обычно, закрыв полностью слой вокруг всей формы, даю работе просохнуть.
Форма игрушки проста, но выразительна, нужно добавить ей чего-то легкого и трогательного, я думаю, что такое впечатление мы получим, если сделаем голые бегущие ножки. А потому, попробуем сделать пяточки и носочки такими, чтобы проявилась некоторая легкая динамика
Далее, продолжаем набирать форму колокольчика-платья и послойно выравнивать поверхность. Напоминаю, я работаю с крахмальным клейстером, поэтому использую долгую и кропотливую «послойку».
Затем, на ручках и головке тоже набираю формы. На ручках, там, где рукава, наматываю слои ваты, на головке — леплю «прическу». Вот что в итоге мы получили:
Пока меня устраивает, неровности поверхности края хитончика (платья) уйдут под роспись декоративной каймы, можно остановиться. Теперь нужно проверить, что мы увидим в подвешенном состоянии:
Подвешиваю фигурку и осматриваю со всех сторон, если понравилось, можно двигаться дальше, если что-то не устраивает, то можно либо изогнуть петельку, тогда угол наклона фигурки изменится, либо утяжелить немного нужный край. Но это уже тема другого мастер-класса. Для утяжеления я иногда вскрываю полость в нужном месте и вклеиваю туда элемент-утяжелитель. Полость затем легко и непринужденно скрываю под парой тонких слоев ваты. Стараюсь проверки делать почаще, чтобы скорректировать подвес перед нанесением последнего слоя.
Далее, собственно, добавляю Арсению то, что он и обязан хранить
Леплю из самозатвердевающего пластика маленький самолетик и смотрю, что мы получим в итоге
Форма есть! Теперь будет финишная коррекция — небольшое выглаживание «горбика» на колокольчике сзади и окрашивание.
Но уже сейчас я фигурку прогрунтовала, чтобы форма зафиксировалась жестче, а финишную коррекцию сделаю уже по грунту. Окрашивать Арсения и самолетик буду отдельно, а потом склею ПВА.
На этом текущий мастер-класс считаю завершенным, если будут вопросы — с удовольствием отвечу.
Читайте также: