Аппликация русская народная игрушка в старшей группе

Обновлено: 18.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по обрывной аппликации для старшей группы.

Тема: «Русская матрешка»

Цель: создание матрешки в технике обрывной аппликации .

-продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации ;

-развивать мелкую моторику, творческие способности;

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

- Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;

- Дать возможность детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

- Продолжать учить детей работать с трафаретом, вырезать из ткани;

- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества

- Прививать любовь к русской культуре .

Развивающие: - развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания) :

- развивать творческое воображение.

- продолжать учить детей следить за своей осанкой;

- продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;

- воспитывать интерес к сотворчеству.

Матрешки деревянные , силуэт матрешки на белой бумаги , ножницы, клей ПВА, цветная бумага.

Дети входят в зал. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки (они накрыты, чтобы дети не видели их) .

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. ( матрешки )

Воспитатель: Показывает стоящих на столе матрешек .

Правильно, это матрешки . Да какие красивые.

Вопрос: Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой ?

Дети: Так девочек называли на Руси — Матрены

Воспитатель: Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой ? Почему вы так решили?

Дети: Ее смастерил добрый человек , потому что она улыбается, у нее веселые глаза

Воспитатель: На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек

Вопрос: А из чего их вырезают и почему матрешки цветные , яркие и все такие разные?

Дети: Их вырезают из дерева, а расписывают красками

Воспитатель: Правильно. Вот у Загорской матрешки (показывает матрешку ) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

А Семеновской матрешке (показывает матрешку ) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Полхов-майданские матрешки самые яркие , веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.

Воспитатель: Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки . А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите

(Так как аппликация у нас обрывная , то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)

Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги .

Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас .

Кукла- матрешка — это заботливая , добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера . А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле . Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку .

Вопросы к детям:

Какие красивые матрешки у вас получились , кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей) .

Задачи приоритетной образовательной деятельности:

«Художественно-эстетическое развитие» : вызвать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить детей работать с трафаретом, вырезать из ткани, выбирать ткань по контрасту. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, воображения, художественно-творческие способности. Способствовать возникновению положительного эмоционального отклика. Продолжать развивать внимание, наблюдательность, способность анализировать, познавательные интересы, мышление. Закреплять умение сохранять правильную позу в процессе изо деятельности. Воспитывать любовь к русской культуре, аккуратность.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Музыкальное развитие» : обогащать музыкальные впечатления, вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

«Физическое развитие» : сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей. Закреплять желание детей делать физкультминутки. «Познавательное развитие» : продолжать знакомить детей с разнообразием изделий народного промысла, познакомить с историей игрушки – русская матрешка. Развивать стремление к познанию чего-то нового и неизведанного.

«Речевое развитие» : продолжать приучать детей внимательно слушать литературные произведения, развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

«Социально-коммуникативное» : продолжать закреплять правила безопасности при пользовании ножницами.

Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативность, самостоятельность, свободное общение друг с другом и

«Познавательное развитие» : продолжать знакомить с историей народных игрушек, их отличительными особенностями. Поддерживать интерес детей к познанию нового и неизведанного.

Познакомить детей с новым способом аппликации (с тканью). Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Расширить представления детей о народной игрушке. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Обладать воображением. Владеть устной связной речью, возможностью выражать свое мнение. Развитие крупной и мелкой моторики. Проявлять любознательность.

Предварительная работа: рассматривание с детьми загорской, семеновской и полхов-майданской матрешек. Рассматривание альбома «Народные промыслы», дидактическая игра «Собери матрешку»

Оборудование для педагога: интерактивная доска SMART, ноутбук, мультимедийный проигрыватель, игрушка – матрешка, баночка с клеем ПВА, кисть для клея, трафареты деталей, лоскуты хлопчатобумажной ткани, ножницы, картон, простой карандаш, цветные карандаши.

Оборудование для детей: силуэт матрешки, баночка с клеем ПВА, кисть для клея, клеенка, салфетка, трафареты деталей, лоскуты хлопчатобумажной ткани, ножницы, картон, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход НОД

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель: Дети, давайте встанем в полукруг около стола. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе. Загадка: Они летом и зимой любят жить одна в одной, принесите им сапожки - и пойдут плясать. (Матрешки)

Воспитатель: (Показывает стоящих на столе матрешек) Правильно, это матрешки. Да какие красивые. А вы знаете, почему матрешку так назвали? Садитесь за столы и сейчас мы с вами просмотрим видео, из которого узнаем историю матрешки.

Воспитатель: (После просмотра видео). Дети, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Так называли девочек на Руси — Матрены). А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные? (Их вырезают из дерева, а расписывают красками).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а все ли матрешки одинаковые или они отличаются друг от друга? (У всех матрешек есть сарафан, платок, кофта, но они разного цвета и рисунка).

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю сделать свою матрешку. Берите силуэт матрешки, выбирайте ткань для платка, кофты, сарафана. Желательно, чтобы ткань была разная по цвету и рисунку. Но прежде чем приступить к работе, нам надо немного размяться.

Физминутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Предложить детям сесть на свои места за столы.

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: Сейчас я расскажу и покажу, как сделать русскую матрешку. Сначала я обрисовываю трафареты по ткани. Вот так. Затем беру ножницы и вырезаю все детали по контуру. После этого я беру вырезанный сарафан, кладу его на клеенку изнаночной стороной вверх, беру косточку около наконечника, аккуратно набираю клей, намазываю клеем и приклеиваю на силуэт матрешки. Лишний клей необходимо промокнуть салфеткой. Вот так. Затем надо приклеить кофту, платок, круг из картона (лицо) и руки. Теперь осталось нарисовать лицо. Вот матрешка готова.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним правила пользования ножницами. Ножницы детям не игрушка,

Обращаться с ними нужно -

Не кидать, не втыкать и не махать.

Чтоб другому передать,

Кольцами вперед их нужно взять.

Дети, всем понятно? (Уточнить последовательность выполнения работы). Можете приступать к самостоятельной работе. (Воспитатель помогает косвенным вопросом или советом)

3. Заключительная часть (рефлексированный этап)

Воспитатель: Дети, что мы с вами сегодня делали? (Русскую матрешку).

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. И вот теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите

Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? (ответы детей).

Фотоотчет о краткосрочном проекте в подготовительной группе «Русская матрешка» Матрешка- когда-то любимая всеми нами игрушка, но к сожалению в последнее время ее место занимают другие игрушки, иногда прямо таки монстры.

Комплексное занятие с детьми старшей группы «Матрешка — русская игрушка» Цель: формирование у детей представления о народной деревянной игрушке - матрешке. Задачи: Образовательные: - способствовать активизации.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская матрешка» Цель: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект ННОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Матрешка — деревянная игрушка» Предметно-пространственная развивающая среда темы ННОД: Большая матрешка, фонограмма русской народной плясовой, фонограмма музыкальной игры.

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме «Русская матрешка»

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме «Русская матрешка» Конспект НОД в группе раннего возраста «Ладушки» №62 «Знакомство с Матрешкой» Цель:познакомить детей с Матрешкой, учить детей выполнять.

НОД в подготовительной группе «Русская матрешка»

НОД в подготовительной группе «Русская матрешка» .

Познавательно-творческий проект в младшей группе «Русская матрешка» Актуальность проекта Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки,.

Развлечение «Русская матрешка» в группе раннего возраста. Развлечение «Русская матрешка» в группе раннего возраста. Цель: Продолжать знакомить детей с известной русской матрешкой. Задачи: Развивать.

Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Техника: Бумажная пластика их салфеток.

ВложениеРазмер
applikatsiya_matryoshka.docx 14.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы

Аппликация «Русская матрёшка».

Техника: Бумажная пластика их салфеток.

Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.

- Формировать у детей представления о народной игрушке – матрешке;

- Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства;

- Учить изображать матрёшку в технике бумажная пластика из салфеток;

- Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей;

- Продолжать развивать навыки общения в совместной работе;

- Формировать навыки аккуратности в работе над аппликацией.

- Салфетки разных цветов и качества;

- Картон-основа цветной с изображением матрёшки (или трафарет, который ребёнок сможет перевести на картон-основу);

Беседа с детьми о значении слова “Родина”, «Россия».

Чтение стихов, работа с загадками.

Разучивание частушек о матрёшках на музыкальном занятии.

Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня я пришла к вам в нарядном сарафане.

А это значит, что сегодня мы познакомимся с ёще одним символом нашей Родины.

Как называется наша Родина, страна?

Педагог: А что значит символ России?

Ответы детей: (Это предмет, который есть только у нас в России, он дорог и любим русским народом – нами).

Педагог: А что это за предмет вы узнаете, если разгадаете загадку.

Мы хотя и небольшие,

Но такие славные:

Все цветами расписные,

А одна – за главную.

Есть средь нас и крошки.

Педагог: Посмотрите какие все они нарядные, красивые. В платках и русских сарафанах. Но откуда к нам пришла матрёшка? Как и из чего её делают и раскрашивают? Хотите узнать?

Просмотр слайдовой презентации «Русская матрёшка», комментарии педагога.

Педагог: Долгий путь проделала матрёшка, чтоб к нам в гости попасть. Она устала. Пусть отдохнёт, а мы поиграем.

Мастера, скорей за дело (Подражательные движения по тексту)

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Чтоб матрёшек украшать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Педагог: Молодцы, ребята! А всё ли мы достали из моей корзинки? Нет! Здесь ещё одна матрёшка, но у неё нет семьи. Давайте ей поможем, сделаем много нарядных матрёшек, чтобы получился хоровод.

Выполнять работу будем из разноцветных салфеток, аккуратно их наклеивая на изображение. Кто какие салфетки выберет?

Непосредственно творческая деятельность.

Рассматривание готовых работ, положительная оценка результатов.

-Что понравилось на занятии?

-Какие основные цвета у русской матрёшки?

- Справились ли с заданием?

- Чья матрёшка вам нравится?

Какой получился хоровод?

Педагог:- Какие вы молодцы, ребята, какие замечательные, красивые матрёшки у вас получились.

Развивающие : - развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания):

- развивать творческое воображение.

- продолжать учить детей следить за своей осанкой;

- продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;

- воспитывать интерес к сотворчеству.

Матрешки деревянные , силуэт матрешки на белой бумаги , ножницы, клей ПВА, цветная бумага.

Дети входят в зал. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки (они накрыты, чтобы дети не видели их).

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

- Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)

Воспитатель : Показывает стоящих на столе матрешек.

Правильно, это матрешки. Да какие красивые.

Вопрос : Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?

Дети : Так девочек называли на Руси — Матрены

Воспитатель : Как вы думаете, какой человек их смастерил д обрый или злой ? Почему вы так решили?

Дети : Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее веселые глаза

Воспитатель : На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек

Вопрос : А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные?

Дети : Их вырезают из дерева, а расписывают красками

Воспитатель : Правильно. Вот у Загорской матрешки (показывает матрешку) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

А Семеновской матрешке (показывает матрешку) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.

Воспитатель : Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите

(Так как аппликация у нас обрывная, то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)

Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги.

Воспитатель : Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

Вопросы к детям :

Какие красивые матрешки у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского муниципального района

детский сад №20 «Золотой ключик»

Конспект НОД «Наши матрешки»

по аппликации

в старшей группе №1

Подготовила и провела

воспитатель Косикова Т.С.

Пушкино, 2017 год

учить создавать узоры на сарафане матрешки аппликативным способом;

формировать умение ритмично располагать узор на основе, красиво сочетать цвета бумаги;

формировать умение вырезать из бумаги разнообразные детали разных форм и аккуратно наклеивать их;

закреплять навыки работы с цветной бумагой, ножницами;

развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику;

воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Материалы и оборудование: матрешка с грустным лицом (для демонстрации), ножницы, цветная бумага, клеенка, карандаши, салфетки, клей, картинки с изображениями деревянных игрушек, оборудование для русской народной игры «Карусель», аудиозаписи русских народных мелодий (СО «Калинка-малинка (Любимые мелодии)». М.: Елена, 2012), стихотворения о матрешке В. Моисеева, Г. Лагздынь.

Ход занятия

Вводная часть. Организационный момент.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами вспомним одну русскую игрушку. Эта игрушка с секретом, или, как говорят в народе, с «начинкой». Может быть, вы уже догадались, о чем пойдет речь? Если нет, то отгадайте загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

( Матрешка )

Правильно, ребята. Это кукла матрешка, она не совсем обычная. Почему? (Ответы детей.)

Педагог. Из какого материала сделана матрешка? (Ответы детей) Правильно, матрешка сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрешку можно собирать и разбирать. В какие еще игрушки вы любите играть? (Ответы детей) Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей было не так много игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг были леса, и игрушки делали из дерева.

Педагог показывает деревянные фигуры – заготовки матрешек под роспись (болванки).

Педагог. Мастера придумали занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку. (Показывает матрешку) Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрешка – и то и другое. Дети с удовольствием играют с куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются. Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России — ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Кто из вас знает стихи о матрешке? Расскажите.

Дети рассказывают отрывки из стихотворений.

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала!

В. Моисеев

Семь красавиц расписных,

Все в платочках кружевных,

Все в передниках цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Как зовутся те подружки,

Г. Лагздынь

Я секрет тот тоже знаю,

Достаю их друг за другом,

В. Моисеев

3. Практическая часть.

Педагог выставляет на стенде матрешку, созданную аппликативным способам.

Педагог. Как вы думаете, ребята, почему матрешка грустная? (Предположения детей.) Да, она грустная потому, что у нее нет подружек. Я предлагаю каждому из вас украсить сарафаны матрешек с помощью аппликации.

Педагог напоминает правила пользования бумагой и ножницами. Звучит спокойная мелодия русской народной песни. Дети приступают к выполнению творческого задания.

Динамическая пауза – русская народная игра «Карусель».

Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой. Идут по кругу сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. Движения выполняют в соответствии с текстом.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

После того как дети пробегут 2—3 круга, педагог останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом, перехватив ленточку другой рукой, продолжая выполнять ходьбу и бег.

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончилась игра.

Движение «карусели» постепенно замедляется. Дети останавливаются. Опускают ленточки и расходятся. Игра повторяется 2 раза.

4. Итог (рефлексия).

Педагог. Молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием. Очень красивые у вас получились матрешки, одна на другую не похожа. Давайте из наших матрешек сделаем хоровод.

Организация выставки детских работ на творческом стенде.

Читайте также: