Аркин е а из истории игрушки дошкольное воспитание 1995 3

Обновлено: 19.04.2024

Игрушка для ребенка является не простым орудием или инструментом игры, она участвует в самом создании игры, она является жизненным нервом игры. Ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой, как с партнером. Возбуждая творческие силы ребенка, питая его чувства и удовлетворяя его потребности, зарождая новые эмоции и новые интересы, игрушка сама, своей жизнью, всеми перипетиями своего существования обязана своему истинному и единственному творцу — ребенку.

Оглавление
Файлы: 1 файл

История возникн.игрушки Документ Microsoft Office Word.docx

С 19 века во Франции получает развитие игрушечная индустрия. А в Германии в это время продолжала развиваться кукольное производство. Кукольные дома с мебелью и посудой были настоящими произведениями искусства. Следующий шаг в изготовлении игрушек — изготовление их из папье-маше. Появилась новая профессия в игрушечной индустрии — формовщик8.

Затем приходит очередь мягкой игрушки. До конца 19 века мамы продолжали шить в домашних условиях игрушечных зверушек и кукол из ткани, набивая их ватой. Но взрослые папы поняли, что мягкие игрушки тигры, собаки, кошки и прочие животные лучше будут получаться, если их шить на специальных машинках и из специальных материалов.

В наше время дети с пеленок знают компьютер. Там можно поиграть в игры, где любимые персонажи становятся героями настоящих действий. Но в компьютере нельзя потрогать и прижать к себе любимого медвежонка. Вряд ли когда-то мультики и компьютерные игры заменят детям желание держать в руках мягкого и пушистого, пусть и не настоящего, но все-таки друга.

Бывает и наоборот. Мультфильм толкает производителей создать игрушечных героев сказки. И тогда на столике ребенка появляются игрушки Маша и Медведь из недавно просмотренного фильма. Малыши начинают воспроизводить увиденное с помощью своих мягких друзей. Забавно наблюдать, как ребенок понимает характеры героев мультика. В игре малыш продолжает видеть в игрушке характер и нрав героев мультфильма.

Из всех предметов обстановки, из всего окружающего бытия игрушка воздействует сильнейшим образом на все стороны личности ребенка, на его развитие в целом. Она является не только школой упражнения и укрепления самых разнообразных чувств, как любовь, симпатия, нежность, покровительство, но и средством зарождения новых эмоций.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

  1. Агаева И.В. Возвращение к истокам. - М.: Академия, 2004. – 288с.
  2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
  3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 240с.
  4. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-328с.
  5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 7-е изд. - М.: Академия, 2007. - 416с.
  6. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф.Комарова, - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 160с.
  7. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка Е.А. Коссаковская, - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 64с.
  8. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81–85 с.
  9. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976.-352с.
  10. Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986.- 251с.

1 Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. – С.138.

2 Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. –

3 Агаева И.В. Возвращение к истокам. - М.: Академия, 2004. – С.169.

4 Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986.- С. 247.

5 Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. – С.184.

6 Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-С. 262.

7 Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – С.81.

8 Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - С.201.

1. Гигиенические требования к игрушке

а) Игрушка должна быть свободна и в своем оформлении, и при своем применении от всего, что может грозить опасностью жизни играющего ребенка или окружающих его детей.

б) Она должна быть свободна от элементов, могущих нанести вред здоровью ребенка (краски должны быть прочные, безвредные, без примеси ядовитых веществ: свинца, мышьяка и др.); она должна быть тщательно остругана, края и углы должны быть притуплены и закруглены, нигде не должны торчать гвозди, выдаваться острые, режущие металлические части.

в) Игрушка должна быть прочной и устойчивой. Легко ломающаяся, быстро разрушающаяся, недобросовестно сделанная игрушка является одной из наиболее частых причин нервного возбуждения и перевозбуждения детей в детских садах и поводом для детских конфликтов.

г) Конструкция и материал игрушки должны быть таковы, чтобы она легко подвергалась основательной чистке и дезинфекции без ущерба для ее прочности и качества. Игрушки из волоса, шерсти, мягкие игрушки из бросового материала неизвестного происхождения в массовом детском саду недопустимы.

д) Расцветка, формы и размер игрушек должны быть даны такие, которые не требовали бы большого напряжения со стороны какоголибо органа или системы, не грозили бы переутомлением, например, слишком мелкая мозаика, очень тяжелый строительный материал.

2. Педагогические и идеологические требования

а) Игрушка должна быть яркой, красочной, радостной. Она и по размерам, и по весу, и по тематике и связанным с ней эмоциям, и по предъявляемым в игре с ней требованиям физического и душевного напряжения должна отвечать возрастным и индивидуальным особенностям играющего с ней ребенка.

б) В ассортименте игрушек должны быть такие, которые способны воспитывать в ребенке чувство симпатии к представителям других национальностей и рас. Этой цели обычно служит серия этнографических игрушек. Но для того чтобы эта цель достигалась, необходимо, чтобы художник при создании подобной игрушки, не скрадывая и не искажая национальных особенностей строения тела, умел воплотить его красоту, гармонию, привлекательность.

в) Любая игрушка (в особенности техническая, моторная игрушка, головоломка, конструктор) должна предъявлять к психофизической организации ребенка, к его комбинаторным способностям, к устойчивости внимания и т.д. требование известного напряжения, соответственно с ростом и развитием его сил, но не перенапряжения. Игрушка, которой ребенок не в состоянии овладеть и в игре с которой он обречен на частые неудачи и поражения, приводит к ущемлению детской чувствительности, к состоянию подавленности.

г) Игрушка должна возбуждать и питать творческое воображение, самодеятельность и изобретательность ребенка; для этой цели могут служить комплекты полуфабрикатов, разнообразные игрушки, куклы со снимающейся и надевающейся одеждой, образные игрушки с различными добавочными элементами.

д) Игрушка должна отличаться динамичностью в позе, форме, в красках и в движении. Она должна быть доступна превращениям. Статичность, полная законченность, техническая завершенность, чрезмерная конкретность делают игрушку «мертвой» копией, моделью, ограничивают ее роль тем, что она есть, а не тем, чем она может быть, а между тем именно широкие возможности, открывающиеся перед творческой фантазией, являются в игрушке самым пленительным для ребенка и самым ценным для педагога.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.1 История возникновения игрушек……………………………..………..

ГЛАВА II Исследование.

Список использованных источников…………………………………….. Приложения.

Все дети любят играть. Вот, например, мы очень любим играть с машинками, роботами, собирать пазлы и конструктор. Девочкам нравятся куклы. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Наши бабушки сказали, что раньше такого разнообразия игрушек не было. И нам стало интересно, с чем же играли наши бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы в детстве и мы решили в этом разобраться. Поэтому тему «Интересны ли современным детям игрушки наших бабушек?» одной из актуальных на сегодняшний день.

Гипотеза: мы предполагаем, что современным детям не интересны игрушки наших бабушек и дедушек.

Цель: выявить, вызывают ли интерес игрушки наших бабушек и дедушек у современных детей.

1. Изучить научную литературу

2. Сравнить развитие игрушки второй половины 20 века и первой половины 21 века.

3. Определить, интересны ли современным детям игрушки старшего поколения, проведя анкетирование среди учащихся 2 класса Объект: игрушки.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, интервью, практическая деятельность, анкетирование, анализ результатов исследования.

История возникновения игрушек

Откуда же появились первые игрушки? Из чего они были сделаны? В ходе нашего исследования мы изучили научную литературу. Как выяснилось, история возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей и орудиями труда. Из Большой Советской Энциклопедии мы узнали, что игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, а также имеет большое значение в жизни ребёнка. [2] Е.А. Аркин в своей статье написал, что у первобытных детей тоже были игрушки. Малыши каменного века играли с камешками, ракушками и палочками. Известно, что в старину в качестве игрушек использовались миниатюрные копии различных орудий труда: известна, например, находка железных топориков малых размеров. Часть игрушек изготавливали мастера-ремесленники, другую часть - родители детей, третью - сами дети. Для детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты. Играя в такие игрушки и подражая взрослым, дети постепенно приучались к труду. [1] (Приложение1)

Позже игрушки стали не такими простыми, их делали из ткани, дерева и глины. Такие игрушки изображали животных, кукол.

При раскопках в Древней Греции были найдены игрушки из глины, которые считались одним из важных средств воспитания детей. [3] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости и камня, встречались игрушки с заводным механизмом. В Европе игрушки во втором веке изготавливались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У бедных слоев населения игрушки были из соломы, дерева и глины. [1] (Приложение 2)

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней. Возникновение дымковких игрушек связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных, их красили в разные яркие цвета. (Приложение 3)

История развития игрушек связана с развитием общества. Во второй половине 20 века общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках. Появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, игрушки на пульте управления. [1] В конце 20 века появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны куклы Винкс и Лол, роботы-трансформеры, домики для кукол Барби .

Для того, чтобы понять будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек, с какими же игрушками современным детям нравится играть мы начали своё исследование. Чтобы ответить на эти вопросы мы решили посетить музей Сосновоборского детского сада, где собрана небольшая коллекция игрушек второй половины 20 века. Работник сада, Вишневская Галина Владимировна, провела для нас небольшую экскурсию и рассказала, что большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, меха и железа. Такие игрушки не произвели на нас большого впечатления. (Приложение 4) Поэтому, для того чтобы сравнить советские игрушки и современные, мы отправились в магазин «Куб». На прилавках мы увидели огромное количество ярких и красочных кукол, машинок и самолётов, роботов, посудок, а также очень мягких плюшевых животных, которые, даже на ощупь, отличались от мишек, зайчиков, котиков, которых мы увидели в музее. (Приложение 5) Так как современные игрушки нам понравились больше советских, то нам захотелось выяснить, какие же игрушки предпочитают наши одноклассники и мы предложили ребятам ответить на вопросы анкеты. ( Приложение 6)

И вот, что мы выяснили. Результаты анкетирования показали, что

на вопрос «Помнишь ли ты свою первую игрушку» 50% ребят ответили, что не помнят, видимо потому, что у них игрушек большое количество, так на второй вопрос «Много ли у тебя игрушек?» все одноклассники ответили «да» (100%). А почему не помнят? Из разговора с бабушкой Лилей и бабушкой Олей мы узнали о том, что им в детстве, особо, некогда было играть, потому что они во многом помогали взрослым. Так как всем детям хотелось иметь игрушки, то бабушка Лиля делала себе куклы из ниток, которые считались оберегами, а у бабушки Оли была одна единственная самодельная кукла, сделанная из льняного полотна и початка кукурузы, а лицо было расписано угольками. Наши бабушки дорожили своими игрушками и берегли их. Нас заинтересовал вопрос, почему наши бабушки так бережно относились к игрушкам, а современные дети их ломают, портят? Наверное, потому, что делались они своими руками. А вот на вопрос анкеты «Тебе игрушки подарили или ты их сделал сам» 100% детей ответили, что подарили.

Нас заинтересовали истории наших бабушек и мы вместе с ними изготовили несколько таких куколок-оберегов. Куколку из кукурузы мы сделали быстро и легко, а вот из ниток - долго и тяжело. Нам с такими куклами играть не захотелось. (Приложение 7)

72% анкетируемых на вопрос «Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?» ответили, что играют. Детям в любом возрасте и в разные века хочется играть. Нам захотелось узнать, играли ли наши учителя в детстве с игрушками? И вот какой мы получили ответ. Наталья Леонидовна рассказала о своих любимых игрушках детства – куклах. Первой её куклой был младенец-голышок, которому костюмчик для него пришлось связать. А вот вторую куклу ей подарили родители, когда она шла в первый класс. Но, как сказала Наталья Леонидовна, её внучки с этими куклами играть не хотят, потому что они старые и некрасивые. (Приложение 8)

Наша учительница Татьяна Сергеевна рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже намного больше. Но больше всего из её рассказа нас заинтересовал фильмоскоп и мы решили посмотреть как он работает. На классном часу мы создали мрак, сделали экран из простыни, включили проектор и ждали какого-то сказочного чуда, но когда Татьяна Сергеевна прочитала нам сказку, меняя кадр за кадром, то нам такой просмотр показался очень скучным. Мы, всё-таки предпочитаем смотреть сказки по телевизору или на компьютере. Приложение 9)

Оказывается, как мы выяснили, что большинство наших одноклассников (72%) затрудняются ответить на вопрос «Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?»

А также большинство наших ровесников – 72% предпочитают играть с современными игрушками, лишь только 28% заинтересовались «старыми».

Вывод: в процессе работы мы узнали, что многие дети предпочитают играть с современными игрушками, однако до нашего исследования, мы, возможно, тоже отдали бы предпочтение более новым игрушкам.

В ходе нашего исследования, гипотеза о том, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек подтвердилась.

Нам стало известно, что игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до ярких и красочных. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, потому что им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми куклами, у которых неподвижные части тела. Современные игрушки интереснее, наделены большими возможностями, разнообразнее тех, с которыми играли люди старшего поколения. Мы всё же отдадим предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим куклам с необычными именами.

Для нас все игрушки интересны, потому что у каждой есть свои достоинства и недостатки.

Список использованной литературы

1. Аркин Е. А., Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2. Большая Советская Энциклопедия. 9 В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1972. Т. 10. Ива – Италики. 1972. 592 с. с илл., 37 л. илл., 7 л. карт.

3. Игрушка в жизни ребенка //под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.

4. Любимов Л., Искусство древнего мира : Кн. Для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с. с ил.

1. Сайдаль Наталья Леонидовна, 1960 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

2. Крупина Ольга Ивановна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

3. Липская Лилия Евгеньевна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

4. Вишневская Галина Владимировна, 1966 г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

5. Шатонская Татьяна Сергеевна, 1978г.р., проживает в посёлке Сосновый Бор

Игрушки каменного века

https://cs6.livemaster.ru/storage/e8/6d/1daf3d09534710dd2a479d0d737p.jpg

Игрушки в Древней Греции

https://i.imgur.com/Pvy8FiN.jpg

http://ds14ishim.ru/sites/default/files/2019/igrushki.jpg




В музее Сосновоборского детского сада





Экскурсия в магазин «Куб»



Результаты анкетирования учащихся 2 класса

«Интересны ли современным детям игрушки наших бабушек и дедушек?»

Помнишь ли ты свою первую игрушку?

В) затрудняюсь ответить - 33%

Много ли у тебя игрушек?

Тебе игрушки подарили или ты их сделал (-а) сам?

А) подарили - 100%

Б) сделал(-а) сам(-а) - 0%

Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?

В) уже не играю - 0%

Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?

В) затрудняюсь ответить - 72%

С какими игрушками ты хотел(-а) бы играть?

А) с игрушками бабушек и дедушек - 28%

Б) с современными - 72%

Изготовление куклы-оберега из ниток



Изготовление куклы из кукурузы

Встреча с Сайдаль Натальей Леонидовной



Истории про игрушки Татьяны Сергеевны




Анкета для учащихся 2 класса

1.Помнишь ли ты свою первую игрушку?

В) затрудняюсь ответить

2.Много ли у тебя игрушек?

3.Тебе игрушки подарили или ты их сделал (-а) сам(-а)?

Б) сделал(-а) сама (сколько?)

4. Играешь ли ты с игрушками в настоящее время?

5.Есть ли в вашей семье игрушки, с которыми играли ваши родители, бабушки и дедушки?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Научно-практическая конференция младших школьников

«Первое открытие» Петровского городского округа

Название работы: «Игрушки прошлого и настоящего»

Место выполнения работы:

г. Светлоград, МБОУЛ №3, 4 класс

Руководитель: Задорожняя Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУЛ №3

Светлоград, 2020 г.

История возникновения игрушки………………………………………………………………4

Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства……………7

Библиографический список…. …………………………………….………………………. 10

I . Введение

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

Практическая значимость:

Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Ø В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

Гипотеза: предположим, что игрушки практически ровесники человечества, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Ø Узнать историю возникновения игрушки.

Ø Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.

Ø Найти и изучить литературу по исследуемой теме;

Ø Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

Ø Изучить современную игрушку;

Ø Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.

Объект исследования: игрушки

Предмет исследования: изменение игрушек от 19 до 21 века.

Методы работы:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Сравнение.
  5. Поиск информации в сети Интернет.

II . Основная часть

История возникновения игрушки

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали цельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Исследование

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Среди моих одноклассников у девочек есть разные куклы (Приложение 1)

Вывод: Девочки предпочитают современных кукол. Хотя Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон китайского производства и цена их значительно выше, чем их качество.

Ещё я провела анкетирование среди учеников 4 класса. Результаты представлены в приложении (Приложение 2)

Вывод: Игрушек много у всех детей, но любимой становится только 1-2. Телефон и компьютер выбирают большинство детей. Игрушки своими руками почти никто не делает

III .Заключение

История игрушки уходит своими корнями в далёкое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушек, но и с развитием науки и техники. Опыт, накопленный многими поколениями мастеров , помогает разрабатывать с каждым разом игрушки лучше и качественнее прежних.

Наверняка в будущем игрушки, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плюшевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами, и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребёнка. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надёжными нянями маленьким детям. Всё вполне возможно, так как история игрушек началась очень давно и развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время.

Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

На мой взгляд , невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

Библиографический список

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

9. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.


Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.


Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.


Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.


Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.


Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.


Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;


б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Волчок (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Читайте также: