Армия россии подводная лодка игрушка

Обновлено: 27.04.2024

Самая большая в мире подводная лодка принадлежит России: ТК-208 «Дмитрий Донской» стоит на боевом дежурстве уже 40 лет. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили судно и узнали о том, как создавался и как устроен корабль-рекордсмен.

ГРОЗА МОРЕЙ – И ПОДВОДНЫЙ «ХИЛТОН»

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Акула» был заложен на «Севмашпредприятии» в 1976 году. Для его строительства на заводе был создан отдельный цех, ставший крупнейшим в мире крытым эллингом. Корабль был спущен на воду в 1980-м, вступил в строй в декабре 1981 года, а еще через год перешёл в пункт постоянного базирования на Северном флоте. Десять лет спустя он прошел модернизацию, и суммарно уже 40 лет несет службу и выполняет лишь ему посильные задачи. Имя великого полководца Дмитрия Донского подводная лодка получила в 2002 году.

ТК-208 – корабль-рекордсмен сразу по нескольким параметрам: это самое длинное на тот момент подводное судно (172 метра) с самым большим водоизмещением (48 тысяч тонн). Гигантский крейсер приводят в движение две огромные турбины мощностью по 50 тысяч лошадиных сил, а общая мощность реакторов, работающих на тепловых нейтронах, доходит до 2,45 млн. лошадиных сил.

Примечательна и конструкция атомохода, разработанная под руководством академика Сергея Ковалева в Ленинградском конструкторском бюро морской техники «Рубин». Масштабное вооружение в виде самых больших морских баллистических ракет РСМ-52 потребовало нестандартных инженерных решений. Авторы проекта создали его по образцу катамарана: под внешней гидроакустической обшивкой расположены пять прочных корпусов, между двумя из которых в носовой части и находятся 20 пусковых шахт. Еще шесть торпедных аппаратов, подходящих для подводных скоростных ракет, торпед и мин, располагаются в специальном отсеке в носовой части.

Катамаранный принцип гарантирует кораблю повышенную живучесть: в случае повреждения одного из корпусов экипаж может быть эвакуирован и продолжать нести службу на втором. Благодаря такой конструкции «Акула» стала единственной в мире субмариной, которую можно пройти по кругу по переходам между корпусами. Их суммарная длина – около двух километров! Каждый из 19 водонепроницаемых отсеков подлодки представляет собой отдельный модуль: они герметичны, благодаря чему в них поддерживается требуемое давление и не может проникнуть загрязненный воздух из соседних отсеков. На случай аварии в отсеках, куда есть шансы оперативно добраться у большей части моряков, размещены две спасательные камеры суммарной вместимостью 180 человек.

Так как технические помещения крейсера занимают значительную площадь, у него нет жилого отсека: компактные каюты расположены во всех свободных частях судна. Но инженеры всерьез побеспокоились и о комфорте экипажа субмарины-гиганта, за что ее даже прозвали плавучим «Хилтоном». Здесь есть спортивный зал, комната отдыха со сменяющимися изображениями на стенах и первые в истории подводного флота сауна и бассейн. Кроме того, ТК-208 – единственная в мире подводная лодка с комнатой для курения!

О службе на подводной лодке рассказал 10-й командир ТРПК СН ТК-208 «Дмитрий Донской», капитан 1-го ранга Олег Геннадьевич Цыбин.

«Я командую кораблем с 2007 года – и для меня большая честь быть командиром самой большой подлодки в мире, которая уже 40 лет ходит в море. Субмарина легко управляется, хорошо погружается и всплывает и прекрасно справляется с боевыми задачами. В частности, именно мы проводили испытания новых ракетных комплексов «Булава», после которых они были приняты на вооружение. Сейчас мы приступили к обеспечению испытаний новых подводных лодок 4-го поколения и отремонтированных подводных лодок. Но, увы, корабль не молодеет, поэтому сейчас наша главная задача – поддерживать его работоспособность и технически исправное состояние.

Модель подводной лодки проекта 636 «Варшавянка»

Модель подводной лодки проекта 636 «Варшавянка»

Модель подводной лодки проекта 636 Варшавянка по кодификации НАТО..

 подводная лодка проект 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ «Щука», 671РТМК,

подводная лодка проект 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ «Щука», 671РТМК,

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель подводной лодки проекта 661 Анчар

Модель подводной лодки проекта 661 Анчар

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Подводная лодка проект 671 «Ёрш»

Подводная лодка проект 671 «Ёрш»

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель подводной лодки проект 667 Навага

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель подводной лодки проекта 667Б Мурена

Модель подводной лодки проекта 667Б Мурена

Серия советских РПКСН — атомных подводных лодок.Материал изготовл..

Модель проекта 971 Барс

Модель проекта 971 Барс

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модель подводной лодки проект 667 БДРМ

Модель подводной лодки проект 667 БДРМ

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модель подводной лодки проект 677 Лада

Модель подводной лодки проект 677 Лада

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель подводной лодки проект 885 Ясень

Модель подводной лодки проект 885 Ясень

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модель подводной лодки проект 955А Князь Владимир

Модель подводной лодки проект 955А Князь Владимир

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модель подводной лодки проекта 09780 Аксон-2

Модель подводной лодки проекта 09780 Аксон-2

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модель подводной лодки проекта 949 Гранит

Модель подводной лодки проекта 949 Гранит

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель проект 641Б

Модель проект 641Б "Сом"

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Модель проекта 885М «Ясень-М»

Модель проекта 885М «Ясень-М»

Атомный подводный крейсер К-573 «Новосибирск»Материал изготовлени..

Подводная лодка проекта 949А Антей

Подводная лодка проекта 949А Антей

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат(..

Подводная лодка проекта 955 Борей

Подводная лодка проекта 955 Борей

По кодификации НАТО — SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» Материал ..

Модель АПЛ проект 627A «Кит», 627 «Кит»

Модель АПЛ проект 627A «Кит», 627 «Кит»

Материал изготовления: эпоксидная смола, монолитный поликарбонат ..

Модели кораблей, подводных лодок, судов, архитектурных макетов, музейных, выставочных и коллекционных экспонатов. Быстрая доставка Москва, Санкт-Петербург.

Контр-адмирал Михаил Чекмасов рассказал о перспективах российских авианосцев

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

– Страны НАТО провели на Балтике учения Baltops-2022. Еще раньше ВМС США завершили учения с ВМС Южной Кореи. Насколько авианосцы – частые участники таких учений и о чем говорит их привлечение?

– В учениях Baltops-2022 участвовал один авианосец от ВМС Великобритании Queen Elizabeth. Корабль Kearsarge ВМС США – это универсальный десантный корабль. Не лишним будет отметить участие еще одного крупного десантного корабля-дока от ВМС США – Gunston Hall.

Состав привлекаемых сил зависит от отрабатываемых на учениях задач и авианосцы привлекаются не всегда. Например, к учениям НАТО Trident Juncture-2018, которое проводилось в Норвежском море, авианосец США привлекался впервые за последние 30 лет.

Участие авианосцев, безусловно, наводит на мысль об отработке конкретных действий, как правило ударных, но оценивать нужно не присутствие авианосца на учении, а группировку сил в целом.

Судя по составу участников Baltops-2022 – помимо уже указанных сил в них участвовали два эсминца управляемого ракетного оружия (УРО), три фрегата УРО, пять корветов и патрульных кораблей, еще один десантный корабль от Польши и 15 тральщиков – не сложно предположить, что отрабатывались противоминные действия и высадка морского десанта.


Контр-адмирал Михаил Чекмасов

Фото из личного архива

– В декабре прошлого года американская авианосная ударная группа во главе с авианосцем USS Harry Truman вошла в Средиземное море. По данным Пентагона, эта группа останется там до августа, затем ее сменит другая. Осложняет ли присутствие авианосной группы в Средиземном море ситуацию на Черном, особенно на фоне появившихся в ряде западных СМИ заявлений о готовности США нанести удар по Черноморскому флоту России, если его корабли продолжат блокировать порты Украины и не обеспечат безопасный вывоз зерна?

– Развертывание авианосцев США с кораблями сопровождения в Средиземное море со времен холодной войны является обычным делом в рамках передового присутствия и реализации их стратегии «Морская мощь XXI».

Что касается ситуации на Черном море, то осложняет ее не присутствие авианосной ударной группы ВМС США в Средиземном море, а выставленные Украиной мины на подходах к своим портам.

Вывоз украинского зерна не является проблемой России, но дает Западу повод «повесить» на нее ответственность за это. Повод весьма хлипенький и «назначить стрелочника» у них не получится. Об этом заявлял президент России Владимир Владимирович Путин, делались соответствующие заявления Минобороны и других ведомств.

Достаточно посмотреть «Извещения мореплавателям» (международный сборник, уведомляющий о всех изменениях и нововведениях в навигационной обстановке морей всего мира, а также о вновь обнаруженных морских опасностях – прим. ред.), чтобы убедиться в том, что гражданское судоходство в Черном море никем, кроме самой Украины, не блокируется. К тому же инфраструктура украинского порта Измаил на Дунае вполне пригодна для вывоза зерна в любом направлении. На самом Дунае, включая этот порт, и на подходах к нему из Черного моря, помимо судов других государств, лоцируются и суда под флагом Украины.

Поэтому заявления в СМИ, чьи бы они ни были, о готовности нанести удар по Черноморскому флоту из Средиземного моря через воздушные пространства других государств, пусть даже и членов НАТО – пока не более, чем «холостой выстрел», сотрясающий воздух. Впрочем, не буду отрицать его возможность в принципе, потому что может найтись «горячая голова».


Авианосец USS Harry S. Truman, 2015 год

M. J. Lieberknecht/U.S. Navy via AP

– Как действуют авианосные группировки США и как им может противостоять российский флот?

– Ни для кого не секрет, что у США самый большой опыт применения АУГ, которые являются центральным звеном всех их морских концепций со времен Второй мировой войны. Но если во Второй мировой они применялись в морских сражениях на Тихом океане против флота Японии по принципу «флот против флота», то в послевоенных вооруженных конфликтах основным принципом применения стал «флот против берега».

При этом в обоих случаях основной ударной силой была палубная авиация. По мере развития технологий, а за ними и средств поражения, удельный вес авиации в ударах по объектам на территориях атакуемых государств стал смещаться в пользу крылатых ракет морского базирования, но не заменил ее.

В военных образовательных учреждениях тому, как действует АУГ и как ей можно противостоять, посвящаются отдельные лекции. Задача по поражению АУГ противника вполне решаема для ВМФ России совместно с Воздушно-космическими силами. Для этого уже созданы и новые ракеты, включая гиперзвуковые «Циркон» и «Кинжал».

Относительно преимущества флота, у которого есть авианосец, следует отметить, что в послевоенный период АУГ США применялись практически в полигонных условиях, не имея реального противодействия со стороны оппонентов. В отношении России и Китая такой вариант не пройдет – отпор будет неминуемым.

– В США создают стелс-авианосцы типа Gerald R. Ford, которые отличаются от прежних типа Nimitz внедрением ряда новых технологий. На них и электромагнитная катапульта, и новая конструкция аэрофинишера, и новая конструкция подъемников – доля новизны зашкаливает за 50%. Не сыграет ли такой избыток новшеств со стелс-авианосцами злую шутку?

– Американцы обладают не только уникальным опытом применения авианосцев, но и огромным опытом их проектирования и строительства – это объективно. Авианосец в ВМС США, а точнее АУГ – это священная корова, инструмент проецирования силы в любом кризисном районе Мирового океана.

Что касается конструкции корпуса, то стелс-авианосца из Gerald R. Ford не получилось. Строился он на основе конструктивных решений авианосцев Nimitz. Проблем у этой американской мечты, судя по информации из открытых источников, действительно много, и чем закончится процесс доводки авианосцев типа Gerald R. Ford, можно только гадать.

Думаю, что они найдут необходимые решения, но ценой отказа от некоторых недоработанных систем в пользу отработанных серийных при строительстве последующих кораблей этого типа.

– В строю ВМС США находятся 11 авианосцев. У России – фактически нет ни одного подобного корабля. Единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» стоит на ремонте и вернется в строй, по последним данным, в 2024 году. Нужен ли ВМФ России еще авианосец или несколько авианосцев?

– Необходимость наличия авианосцев в СССР и России обсуждается со времен окончания Великой Отечественной войны. Их строительство предусматривалось в двух десятилетних программах с 1946 по 1955 год и с 1956 по 1965 год. Эти программы предлагал адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, но их отвергло руководство государства.

Только благодаря усилиям адмирала флота Советского Союза, организатора отечественного ракетно-ядерного флота Сергея Георгиевича Горшкова, годы управления ВМФ СССР которого считаются золотым веком военного кораблестроения, с 1971 по 1990 год удалось построить пять авианесущих кораблей и еще два находились на заводе в Николаеве в разной степени готовности.

Трудно представить, с какими чувствами морские офицеры в перестроечно-постсоветское время вынуждены были молча наблюдать за тем, как режут флот «на иголки» и продают «Новороссийск» в Южную Корею, «Киев», «Минск» и «Варяг» – в Китай, а «Горшков» – в Индию. Два последних хотя бы продолжают нести службу в дружественных государствах под другими именами, но ведь могли бы и у нас.

Благодаря решительным действиям командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова «Адмирала Кузнецова» под командованием капитана 1 ранга Виктора Степановича Ярыгина, после получившего звание вице-адмирала, удалось «увести из-под носа» Украины на Северный флот.

Согласно Основам государственной политики России в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, которые утверждены указом президента России в 2017 году, в качестве одного из приоритетов в области строительства и развития ВМФ планируется создание морского авианесущего комплекса.

То есть положительные решения по этому вопросу приняты.

– «Адмирал Кузнецов» прошел боевое крещение в Сирии. Он, конечно, вернется на флот после ремонта, но в стратегическом смысле насколько он самодостаточен?

– Ни один авианосец, чей бы он ни был, не является самодостаточным. Поэтому и стоит задача о создании морского авианесущего комплекса. Проще говоря, речь идет не о строительстве отдельно взятого авианосца, а о комплексном подходе к решению этой задачи.

Думаю, что целесообразно рассматривать ее в рамках создания авианосных соединений, какие и были у нас в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Разумеется, что это не только авианосцы. В их состав должны быть включены многоцелевые корабли океанской и дальней морской зон, отвечающие современным и даже перспективным требованиям по системам вооружения и управления.

Подводная лодка

Подводная лодка – это судно, которое предназначено для погружения под воду, оно способно плыть как под водой, так и по поверхности воды. Подводные лодки используются исключительно в военных целях. Эти грозные водные машины могут незаметно перемещаться на дальние расстояния и наносить боевые удары снарядами и торпедами. Прообразы первых подводных лодок существовали еще в 1578 году. Первая действующая подводная лодка была сконструирована специально для английского короля Якова I. Изначально субмарины плавали исключительно на поверхности воды, первая глубоководная лодка была построена в 1887 году. В 1941 году СССР имела самое большое количество подводных лодок – 211 единиц, в Италии было 115 штук, США – 99, во Франции построено 77 лодок, в Великобритании и Японии – по 65 единиц, и в Германии – 57. Стоит заметить, что за время Великой отечественной войны советский подводный флот потерял 90 подводных лодок. На сегодняшний день самая большая в мире подводная лодка – российская атомная субмарина «Акула». Ее длина около 175 метров, имеет две ядерные ракеты и 20 межконтинентальных ракет.

Современная подводная лодка имеет 2 корпуса: первый – водонепроницаемый легкий корпус, которые придает судну гидродинамические обводы, и второй – прочный корпус, который выдерживает огромное давление на большой глубине. Внутри корпус разделен на несколько отсеков, что придает подводной лодке дополнительную прочность. Лодки изготавливают из легированной стали или титана, такие материалы прочные и не обладают магнитностью, что затрудняет их обнаружение под водой и делает субмарину грозным оружием. Еще такой материал устойчив к коррозии. Погружение подводной лодки под воду осуществляется путем заполнения специальных цистерн водой, а всплытие происходит за счет вытеснения этой воды.

Вернемся к игрушкам, которые наверняка оценят мальчишки – настоящие любители морских приключений. Подводная лодка точно станет одной из любимых игрушек, потому что у друзей много машинок и самолетиков, а подводные лодки – настоящая редкость в игрушечном мире, родители редко обращают свое внимание на этот необычный военный транспорт.

Для малышей можно выбрать яркие игрушки с заводным механизмом, которые можно запускать прямо в ванной. Так, процесс купания станет намного интересней, нелюбимые для некоторых детей водные процедуры будут приносить только удовольствие и превратят купание в настоящее морское путешествие. Подводная лодочка умеет погружать под воду и плыть с помощью специального винта, при погружении в воду поднимаются воздушные пузырьки.

Для ребенка от 5-ти лет прекрасным подарком станет радиоуправляемая подводная лодка. Игрушка работает при помощи пульта дистанционного управления, управлять которым очень просто. Лодка умеет погружаться под воду, плавать вперед-назад, совершать развороты и подниматься обратно с глубины на поверхность воды. Такую лодку можно запускать не только в ванной, но и на речке или ином водоеме. Наиболее эффектно и интересно наблюдать за движением необычного подводного аппарата в прозрачной воде, для этого отлично подойдет бассейн. Корпус игрушки сделан из водонепроницаемого, прочного пластика, такому судну не страшны удары о борт ванны, поэтому исследовать дно воображаемого водоема можно без опаски. Лодки на радиоуправлении могут быть разных размеров и выпускаются в различных цветовых вариантах, способны развивать приличную для игрушки скорость. Наиболее интересные для ребенка модели подводных лодок оснащены световыми и звуковыми эффектами. Так, даже в мутной воде будет видно подводное судно с включенной светодиодной подсветкой. Дальность действия пульта управления зависит от конкретной модели подводной лодки и составляет от 4 до 10 метров. Среднее время работы игрушек на радиоуправлении составляет примерно 5-10 минут, после чего аккумулятору требуется подзарядка. Зарядное устройство продается в комплекте с игрушкой.

Настоящие ценители современной военной техники по достоинству оценят эффектные и реалистичные модели, которые полностью копируют реальные суда, они выполнены с максимальной детализацией. Подобные модели имеют в своем функционале комплект боевых ракет, которые не просто устанавливается в отсеки субмарины, но и приводится в действие и способно поражать мишени. Такой игрушкой можно заниматься не только в воде, но и на «суше». У подводной лодки имеются небольшие колесики, с помощью которых игрушку можно катать по полу.

Принцип погружения игрушечных подводных лодок схож с погружением настоящих субмарин и происходит за счет заполнения отсеков водой. Наверняка, такой подарок, как подводная лодка, станет главным увлечением вашего мальчика. Игры с таким необычным транспортом помогут развить воображение, кругозор, интерес к исследованиям, путешествиям и военной деятельности.

В магазинах покупателям предоставляется выбор различных моделей, среди них самые популярные: «Подводная лодка Илья Муромец» от производителя «Нордпласт», Подводная лодка с дистанционным управлением «CTF Мини 3CH», Желтая подводная лодка от «Bluesea»; самым маленьким морякам можно купить подводную лодочку с фонтанчиком компании «Vtech (Гонконг)», игрушку для ванны «Подводная лодка», оранжевая бренда «Ути-Пути» или пластиковую подводную лодку торговой марки «Умка».

Лодки проекта 885 «Ясень» созданы в качестве ответа на появление в ВМС США кораблей двух проектов, Вирджиния (Virginia) и «Си Вульф» (SeaWolf). Российским конструкторам удалось решить поставленную задачу.

Лодки «Ясень-М» (обновлённый проект, доработанный по результатам эксплуатации головной лодки, «Северодвинск») превосходят своих конкурентов по мощности вооружения, перечню решаемых задач, малошумности и автономности плавания. На сегодняшний день, это самая дорогая российская лодка (стоимость первой составила более 47 млрд. рублей).

История становления

АПЛ в ВМФ подразделяются на две группы (по типу вооружения):

  • с межконтинентальными ракетами – ПЛАБР;
  • с крылатыми ракетами – ПЛАРК.

Именно ко второму классу относится «Ясень-М». Это лодка четвёртого поколения. В настоящей статье будет рассматриваться только эта модификация. Так как именно она лежит в основе проектирования пяти заложенных лодок проекта, по ней выполнена 2 лодка, «Казань», которая должна войти в состав флота в 2021-2022 году.

На сегодня реализация проекта 885-М находится на следующей стадии:

  • 17.07.2014 введена в состав СФ ПЛАРК «Северодвинск», первая лодка проекта 885;
  • 07.05.21 СФ получил вторую лодку (модернизированную до проекта 885М), «Казань»;
  • 26.07.13 заложена третья ПЛАРК, «Новосибирск». Планируется, что в декабре 2021 года она войдёт в состав ТОФ;
  • 27.07.14 начались работы над 4 лодкой, «Красноярск». Планируется её передача ТОФ в 2022 году;
  • 19.03.15 закладка 5 лодки, «Архангельск»
  • 29.07.16 – 6, «Пермь»;
  • 28.07.17 – 7, «Ульяновск»;
  • 20.07.20 заложен «Воронеж»;
  • 20.07.20 одновременная закладка «Владивосток».

Главными решаемыми задачами является борьба с АУГ, ПЛАРБ вероятного противника.

Общая информация о конструкции

В официальных открытых источниках практически отсутствует фактическая информация о лодках данного проекта. Это неудивительно, так как почти 100% механизмов и узлов данной ПЛАРК ранее нигде не применялись.

Корпус

Корпус лодки, в отличие от классических решений для всех АПЛ СССР и России, выпускавшихся ранее, не двойной, а полуторный. Внешний лёгкий корпус закрывает основной только в носовой части корабля. И над ракетными шахтами в районе надстройки. Это существенно снизило шумность АПЛ в НЧ диапазоне.

Корпус выполнен из маломагнитной высокопрочной стали и имеет специальное покрытие, снижающее её радиозаметность. Корабль получил одновальный движитель с лопастями специальной формы.

Кардинальным отличием от предшественниц является отказ от размещения торпедных аппаратов в носовой части лодки. Там смонтирована сферическая антенна (по некоторым источникам, «Амфора»), которая является рабочим элементом ГАК «Иртыш» нового поколения.

ТА перенесли в среднюю часть лодки и разместили под определённым углом к диаметральной плоскости ПЛАРК.

Есть информация, что кроме «Иртыша» корабль получил ГАК «Аякс», антенны которого размещены по всей поверхности лодки, НЧ буксируемую антенну.

Силовая установка

Установлен реактор водо-водяного типа, существенно повысивший надёжность энергосистемы «Ясень-М». Ориентировочные сроки эксплуатации подобной установки, 25-30 лет. Это сопоставимо со сроком службы лодки. Данное решение позволяет лодке в подводном положении двигаться на скорости около 25 узлов (ориентировочно) без включения насосов, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя в реакторе, что существенно снижает шумность.

В конструкции использован комплекс технологических решений, направленных на снижение заметности корабля (активные системы подавления шумов на всех узлах и агрегатах, иные).

С малой скоростью лодка способна идти на электромоторах, что также снижает шумность.

Корпус

Поделён на 9 отсеков:

  • 1 – центральный пост. Здесь же выход в имеющуюся спасательную камеру (самовсплывающую), рассчитанную на 100% экипажа.

Вокруг отсека расположены цистерны основного балласта.

  • 2 – ТА, стеллажи с боекомплектом (торпедами);
  • 3 – четырёхпалубный (размещены общекорабельные системы);
  • 4 – жилой;
  • 5 – ракетный (плюс цистерны срочного погружения);
  • 6 – реакторный (плюс цистерна стабилизации лодки на заданной глубине при ракетных стрельбах);
  • 7 – энергооборудование, включая паротурбинную установку (вокруг кормовая группа цистерн для основного балласта);
  • 8 – общекорабельное оборудование;
  • хвостовое оперение – классический крест, рули горизонтальные расположены впереди, за обтекателем ГАН.

Вооружение

Лодка имеет на вооружении крылатые ракеты и торпеды.

8 вертикальных ПУ СМ-346 (4 по борту) для размещения ракет разных типов: «Бирюза», «Калибр» (8*5), «Оникс» (8*4). В перспективе – Х-101, Х-102, 3К22 «Циркон».

Установленная СУ обеспечивает пуск в течение 4 минут с момента поступления соответствующего приказа.

10 ТА (533 мм). Боезапас – 30 торпед (УСЭТ-80, телеуправляемые самонаводящиеся; в перспективе «Физик», «Футляр» тепловые самонаводящиеся).

Читайте также: