Артикуляционная гимнастика про игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

  • «Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».
  • «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.
  • «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.
  • «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.
  • «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.
  • «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • «Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.


Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

  • «Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.
  • «Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.
  • «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

  • «Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.
  • «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.
  • «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:

  • «Зёвушка». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух.
  • «Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»


Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

«Гудит поезд». Произнесение слога «ту» на одном выдохе: «Ту-ту-ту».

«Сигналит машина». Произнесение слога на одном выдохе повышая и понижая голос:

«Упрямый ослик» - Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ . Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

  1. Координация речи с движением, развитие общей моторики «Мячик»

См. Н.В. Нищева, стр. 111.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибаю поочерёдно все пальчики.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Осень" предназначен для детей подготовительной к школе группы.


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы".


Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме недели "Животные жарких стран".


Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня"

Комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда. Кухня".


комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?".


комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда"

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Посуда".

В презентации проиллюстрировано стихотворение для артикуляционной гимнастики "Мишка в домике живет". На каждом слайде указан текст, символ упражнения и картинка, как упражнение нужно выполнять.

Всероссийская олимпиада для дошкольников «МИР ЧЕЛОВЕКА. ЕДА И ПРОДУКТЫ»

Всероссийская олимпиада для дошкольников «МИР ЧЕЛОВЕКА. ЕДА И ПРОДУКТЫ »

Всероссийская интеллектуальная викторина «ЖИВОТНЫЕ РОССИИ»

Всероссийская интеллектуальная викторина «ЖИВОТНЫЕ РОССИИ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА РАДУГИ»

Международный конкурс детско-юношеского творчества «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА РАДУГИ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

  • Презентации по учителю-дефектологу для дошкольников «Тематический стендовый материал по развитию словарного запаса и связной речи для родителей детей младшего возраста» Учителю-дефектологу
  • Разное по учителю-дефектологу для дошкольников «Буклет-тест "Правильно говорит ваш малыш?"» Учителю-дефектологу
  • Конспект занятия по учителю-дефектологу для 5 класса «технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [с] в слогах"» Учителю-дефектологу
  • Разное по учителю-дефектологу для дошкольников «Дыхательные упражнения для дошкольников» Учителю-дефектологу
  • Конспект занятия по учителю-дефектологу для дошкольников «Речевая готовность ребенка к школе» Учителю-дефектологу

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+

Название работы Кол-во страниц Размер
«Гимнастика. Обучить опорному прыжку, упражнениям в акробатике» Цели. 1 77.4kb.
Ii младшая группа. «Остановись возле игрушки» 1 136.14kb.
Программа математического кружка для учащихся 5-6 классов «Занимательная. 1 182.35kb.
Цели и задачи 1 66.25kb.
Материально – техническая база и программное обеспечение доу 1 53.15kb.
Сценарий урока Unterrichtsthema: Wir bereiten den Rundgang vor. 1 27.49kb.
Воспитательное дело. О вреде спиртных напитков. Цели и задачи 1 37.55kb.
Урок географии в 10 классе Учитель географии Туаева О. М. 23. 1 92.3kb.
Урок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока 1 51.38kb.
Тема: Гимнастика Класс: 7 Задачи 1 52.65kb.
Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цели и задачи. 1 75.4kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема. Слова, близкие по. 1 78.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Игрушки (занимательная артикуляционная гимнастика).

Цели и задачи:

1. Расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».

3. Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

4. Укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

5.Вырабатывать сильный плавный удлинённый выдох, формировать целенаправленную воздушную струю.

Составитель: Матвеева Марина Юрьевна

Танины игрушки

У Тани много игрушек (см. слайд 9).

Таня с куклою играет

Кукла «ма – ма» повторяет (см. слайд 10).

Взрослый вместе с детьми по слогам, широко открывая рот, несколько раз подряд произносит слово «ма – ма».

Наша кукла улыбается,

Даже если удивляется (см. слайд 11).

Упражнение «Улыбка». Широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов.

Вот воздушные шары.

Шары большие, надувные,

Вот такие… (см. слайд 12)

Статическое упражнение «Шарик». Надуть щёки и подержать их так несколько секунд.

Шарик лопнул: «Ой – й – й!

А ведь был такой большой» (см. слайд 13).

Динамическое упражнение «Шарик лопнул». Надуть щёки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

Цок – цок, цок – цок,

Цок – цок, цок – цок,

Это всадник мчится (см. слайд 14).

Динамическое упражнение «Лошадка». Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее.

Видишь рядом на полу

Юла пляшет и поёт,

После на бок упадёт (можно вращать указательным пальцем, изображая юлу).

Покажи – ка, язычок,

Как кружится наш волчок (продолжение слайда 14).

Динамическое упражнение «Волчок». Широко открыть рот и несколько раз подряд кончиком языка облизать по кругу губы.

Потом взяла Танюшка

На палочке вертушку.

На вертушку дует –

Та кружится, танцует (см. слайд 15).

Взрослый показывает детям игрушку – вертушку и демонстрирует, как надо на неё подуть, чтобы вертушка пришла в движение. Дети по очереди дуют на игрушку, а взрослый следит за тем, чтобы дети дули спокойно, не надувая щёк. Если это всё – таки происходит, то во время выдоха следует придерживать щёки ладонями.

Часы пробили девять,

Пора идти в кровать.

Ну что же тут поделать –

Пора Танюшке спать (положить руки под щёку) (см. слайд 16).

Посмотрите – это стенные часы.

Они идут, идут, идут,

Но только с места не сойдут.

Мелькает маятник всегда

Туда – сюда, туда – сюда (продолжение слайда 16).

Динамическое упражнение «Часики». Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе.

Мужчину интересуют женщины с прошлым: он надеется, что история повторится. Мэй Уэст
ещё >>

Добро и зло лежали на весах.
Добро сулило людям много света,
А зло внушало боль, обиды, страх,
Агрессию и вредные советы.

Показать полностью.
Там, на весах, идёт незримый бой.
Там взвешены слова с делами наши.
И каждый день мы собственной рукой
Кладём свои поступки в эти чаши.

Любовь и яд, спокойствие и гнев -
Что выбрать, мы решим конечно сами.
Добро и зло, как будто нараспев,
Нас к выбору склоняют голосами:

- Будь чутким! Протяни другому нить!
- Нет, лучше причини побольше боли! -
Зло хитростью мечтает победить,
Но подчинится только нашей воле.

Вся темнота рассеется с утра.
Неси свой свет как тихую молитву.
Привычка слушать сторону добра
Поможет одержать сегодня битву!

Не закрывайся к людям на засов -
Оставь им приоткрытой эту дверцу.
Ведь чаши непридуманных весов
Находятся в твоём огромном сердце.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ, ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Логопед Нижний Новгород

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Наталья Андриевская

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Логопедия для Всех

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Дефектолог&Логопед | Лига "ЛогоМир"

🐒

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА с ОБЕЗЬЯНКОЙ

Предлагаем вам программу с доступом к колоссальной библиотеке знаний: только лекции от опытных специалистов, авторские методики и работающие инструменты. И всё это вы можете найти в ЛогоМире.

Вы узнаете:
Показать полностью.
как не бояться работать и эффективно помогать детям с нарушениями зрения, слуха, сенсорной депривацией, интеллектуальной недостаточностью и др.;
как использовать разные аспекты комплексной медико-психолого-педагогической помощи пациентам с дизартрией;
какие международные подходы вы можете использовать в своей работе.

Вступив в профессиональное сообщество, вы получите доступ к:

4-5 практическим лекциям ежемесячно.
Сертификатам на 4 акад.часа за каждую лекцию.
Общению и поддержке 24/7 от коллег и профессионалов коррекционной педагогики.
Ежемесячному прямому эфиру с топовым экспертом.
Еженедельной рассылке с практическими авторскими материалами.
2 практикумам в месяц с лекторами портала.
Кураторской поддержке в телеграм-канале.
Возможности получить удостоверение о повышении квалификации* на 288 акад. часа.

Ну как вам масштаб?

💸

Вступая в профессиональную лигу, вы хорошо экономите , ведь стоимость 1 лекции - 590 Р, а стоимость месячной подписки - 999 Р (а это 4-5 практических лекций)!

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Сверчок (Логопед-дефектолог)

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Стихи*Анастасия Прилепа

Всё проходит. Меняет рельеф континент.
Зыбко всё в нашем мире - и старо, и ново.
Только ты сохрани этот внутренний свет!
"Я люблю тебя." Помни три маленьких слова.

Показать полностью.
Всё проходит - сосульки срываются с крыш,
Карта мира всегда изменяется в виде.
Я люблю тебя, даже когда ты кричишь.
Я люблю тебя, даже когда мы в обиде!

Век за веком скрипит колесо перемен.
В небе гаснут и снова рождаются звёзды.
Всё проходит, но что-то приходит взамен.
Мне так нравится вить с тобой новые гнёзда!

Время льётся - сквозь пальцы стекает вода.
Всё проходит, бежит и меняется снова.
Только верю, что будут у нас навсегда
"Я люблю тебя" - три этих маленьких слова.

Яна Орлова

Яна Орлова запись закреплена

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Логопедия для Всех

👍🏻

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ДОРОЖКИ-БРОДИЛКИ

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас.

Логопедия: артикуляционная гимнастика и логомас. запись закреплена
Дефектолог&Логопед | Лига "ЛогоМир"

👅

Логопедический массаж языка

“Логопедический массаж при орофациальных и речевых дисфункциях” - один из наших самых востребованных интенсивов.

Сегодня до полуночи ДВА ПО ЦЕНЕ ОДНОГО НА интенсив по логомассажу и по заиканию
Показать полностью.

«Логопедический массаж при орофациальных и речевых дисфункциях»
+
«Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»

1. “ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ПРИ ОРОФАЦИАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ ДИСФУНКЦИЯХ” - один из наших самых востребованных интенсивов.

Всего за 6 лекций вы поймете, для чего применять логомассаж и какой результат можно достичь при его использовании, научитесь проводить схему направлений и приемов логопедических массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

🎓

Ведущие эксперты: Архипова Е.Ф., Пузикова О. Ю., Белик А. Э.

⬇

На онлайн-интенсиве по логомассажу вы
1. Изучите 6 глобальных тем и узнайте все о логопедическом массаже.
2. Разберите ошибки при проведении логопедического массажа и научитесь подбирать индивидуальную схему массажа.
3. Научитесь определять, какой массаж требуется в каждом конкретном случае.
4. Познакомитесь с тремя комплексами логопедического массажа по авторской технологии.
5. Узнаете противопоказания приемы, систему проведения, последовательность массажных движений при гиперкинезах, при пониженном и повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата.

🥳

Бонусом вы получите круглый стол по логопедическому массажу, где будут обсуждаться самые животрепещущие вопросы на данную тему.

2. Практический интенсив «ЗАИКАНИЕ: СИМПТОМАТИКА, СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ»

🎓

Лекции ведут специалисты высочайшего класса в направлении звукопостановки: Архипова Е.Ф., Садовникова Е.Н., Шутова Н.Г. и Шевцова Е.Е.

⬇

На онлайн-интенсиве по заиканию вы научитесь
1. Консультировать детей с заиканием.
2. Отличать итерации от заикания.
3. Определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог.
4. Правильно писать психолого-педагогическое заключение.
5. Рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
6. Избегать ошибок при коррекции заикания.

Эксперты вас научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции!

Читайте также: