Авторская студия новая сергиевская игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».

Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.

Столица русской игрушки Сергиев Посад

Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»

Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:

  1. Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
  2. Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
  3. Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
  4. Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.

Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).

С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .

В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:

«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.

Постоянные выставки и экспозиции:

  • Новогодняя и рождественская игрушка,
  • Русская народная игрушка,
  • Игрушка стран Востока,
  • Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
  • Детский портрет.

Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.

Ещё один интересный факт:

Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.

В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!

Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .

Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты

В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.

В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.

Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.

В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "

Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Артель

В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.

Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!

Это ещё не всё!

История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.

Итого: ₽ 0.00

Мы приветствуем Вас на сайте Авторской студии «Новая Сергиевская игрушка».

Вас интересует современная русская игрушка ручной работы?

Вы ищите оригинальный русский сувенир или подарок для ребенка?

Надеемся, что в этом случае наша Студия может быть Вам полезной.

Мы сам придумываем идеи наших изделий (игрушки и сувениры) и сами же исполняем их в материале (дерево, фанера).

Поэтому мы именно Авторская студия.

Мы развиваем сейчас традиции знаменитой сергиевской игрушки — многовекового промысла, который принес нашему городу славу «столицы русской игрушки». Часть этой традиции — новаторство, желание идти в ногу со временем, использовать самые современные материалы и технические возможности, привносить в известные сюжеты свои оригинальные придумки.

Вот этой традиции мы и стараемся следовать. Зачем делать матрешки (при всем уважении к ней и её авторам), когда это делали многие до нас и делают многие сейчас? Лучше придумать что-нибудь новое и своё.

Поэтому мы именно «Новая сергиевская игрушка«.

А наши новинки Вы увидите, если зайдете на страницу Наши разработки (см. выше) или нажмете на кнопку ниже.


На этом сайте представлена новая линия наших разработок — детские (декоративные) ночнички в форме избушек на курьих ножках, русских печек и разного рода домиков в русском стиле. Внутри их корпусов — светодиодные свечи и музыкальные механизмы. Последние в некоторых изделиях обеспечивают и круговое движение ночничка. Все эти ночнички могут быть использованы также в виде оригинальных шкатулок.

Таким образом, в этой линии изделий воплотились сразу три традиции сергиевской игрушки. Первая — это традиция производства архитектурной игрушки, вторая — традиция производства звуковой игрушки, третья — стремление наделить изделие возможностью движения. Ну а собственно новаторство здесь — это светодиоды, механизмы, которых в их современном виде прежде не было, а также популярная ныне технология лазерной резки.

По опыту общения с теми, кто интересуется современной русской игрушкой ручной работы, мы знаем, что они питают живой интерес как к её истории вообще, так и к сергиевской игрушке в частности. Их вниманию мы предлагаем особый раздел сайта, где собраны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (см. ниже вопросы-ответы или выше F.A.Q.)

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

История сергиевской игрушки – богатая, многогранная и, соответственно, очень долгая. Она требует отдельной книги, если не книг. А интернет долгих текстов не любит.
Поэтому здесь мы изложили краткие ответы на наиболее популярные вопросы.

Вопрос:Когда впервые упоминается сергиевская игрушка?

Впервые сергиевская игрушка упоминается в документах XVII века.

Вопрос: Почему Сергиев Посад называют столицей русской игрушки?

Тому три причины – производство и продажа.
Местные мастера старались делать все виды игрушек, популярные в России.
Местные торговцы продавали практически все виды игрушек, которые производились как в Сергиевском Посаде (так город назывался до революции), так и в других русских городах.
Поскольку в Троице-Сергиеву Лавру приезжали в большом количестве паломники со всей России, то проблем со сбытом у торговцев не было. Считалось доброй традицией привести домой в качестве подарка детям игрушку «от Сергия».

В советское время «столичная» репутация города только укрепилась.
В Загорске (так был переименован город Сергиев в 1930 г.) начали работу:
— две фабрики игрушки (№1 и №2),
— Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки (ВНИИ игрушки, основанный в 1932 г. для разработки новых образцов),
— Техникум игрушки (основан в 1933 г. для подготовки будущих мастеров-игрушечников),
— Музей игрушки (основан в 1918 г.).

Также в настоящее время в сергиево-посадском музейнгом комплексе «Конный двор» действует Музей русской матрешки.

Вопрос: Верно ли, что «еще сам Сергий резал игрушки из дерева и дарил их детям»?

Нет, не верно.
Ни в его Житии, ни в других письменных источниках каких-либо указаний на то, что «еще сам Сергий…» и пр. нет.

Промысел действительно древний, но сам основатель монастыря Сергий Радонежский к нему никакого отношения не имеет.
В данном случае мы имеем дело с легендой, которую придумали одни экскурсоводы (желающие таким образом указать на древность этого ремесла в городе), и которую – в добросовестном заблуждении – повторяют другие.

Верно ли, что знаменитая русская матрешка родилась в Сергиевом Посаде, который является таким образом её родиной?

Верно ли, что русская матрешка имеет японское происхождение, то есть, была сделана в подражание японской игрушке, которая изображала некоего японского бога мудрости и удачи (Фукурума, он же Фукурокудзю )?

Вопрос: Если матрешку в Сергиевом Посаде стали делать, только начиная с 1918 года, то что есть такое собственно сергиевская игрушка, известная, как минимум, с XVII века?

Вопрос: Самый типичный сергиево-посадский сувенир — это что?

Посвящается творчеству Александра Николаевича Варганова – одного из крупнейших резчиков богородской и сергиевской резьбы за всю ее историю.
Показать полностью. Он восстановил великую русскую маховую резьбу, а на ее основе – некогда знаменитую сергиевскую игрушку, старобогородскую скульптуру-игрушку и православную резную икону, а также создал круглую уникальную православную скульптуру. По преданию традиция восходит ко времени жизни великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского.
За 25 лет мастером были созданы около 10000 произведений. Среди них: православная скульптура, резная икона, игрушки, изделия из папье-маше.
В России нет ни одного резчика по дереву, работающего в стиле маховой резьбы. Это обстоятельство само по себе говорит об уникальности творчества А. Варганова.
Произведения мастера находятся в Русском и Историческом музеях, и других музеях нашей страны, а также в частных коллекциях Японии, Америки, Европы, Австралии.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

Сергиевское папье-маше.
В 1988 году мастер сергиевской маховой резьбы Александр Варганов вырезал первые формы-болвашки для лепки бумажных игрушек, как было в традиции промысла г. Сергиева Посада первой половины XIX века.
Но новые болвашки не копировали старые образцы. "Влюбленные", "Читающий мальчик", "Дворник", "Ангел", "Лев", "Кошка" и другие - серия авторских работ, исполненных на основе сергиевской традиции. Художник сам опробовал лепку по разным формам. И постепенно включил в творческий процесс всю семью.
Мать художника Тамара Александровна, сестра Елена, супруга Мария а потом и дочь - все лепили и окрашивали.
Главная задача не просто сделать игрушку, а возродить эстетику утраченной художественной традиции. Изделия устроены на подставки подобно скульптуре, и значит их ведущая роль - эстетическая.

Некоторые фото взяты из книги Г. Дайн. Сергиев Посад - мастерская игрушки.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

В октябре 2021 года Государственный музей-заповедник "Зарайский Кремль" приобрёл скульптурную композицию "Русский генерал и Дама" (автор А. Варганов). Работа будет представлена в постоянной экспозиции музея-усадьбы Ф.М.Достоевского "Даровое".

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

Богоматерь Великая Панагия. 1991 г. Автор - А. Варганов. Дерево, резьба, роспись.

(Богоматерь Великая Панагия, или Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.)

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка.

Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена

Протоиерей Александр Мень. 1993 г. Дуб, резьба, роспись. Автор - А. Варганов.

Среди скульптур руки мастера Александра Варганова есть много известных, как правило трагически ушедших из жизни, личностей. Жизнь, которых оборвалась в лихие 90-е гг. Это священник Александр Мень, известный телеведущий Владислав Листьев, ещё есть скульптура монахов, убитых на Пасху в 1993 г.
Показать полностью.

(Александр Мень - священник Русской Православной церкви, богослов, автор книг.
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Утром 9 сентября 1990 года он торопился в церковь на литургию. Произошло, предположительно, следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (по другой версии — сапёрной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» — ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.

Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.)

На месте убийства Александра Меня, недалеко от Сергиева Посада, построен храм.

В начале XIX века в Сергием Посаде возникло и вскоре широко развилось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Уже тогда существовали крупные мастерские, где работали одновременно мастера разных специальностей: резчики, » лепилы», » красилы», » отделывальщики».

Мастерские получали заказы на игрушки из Москвы и Петербурга, сбывали их на Киевской, Нижегородской и других ярмарках. Действовало в Посаде и множество мелких семейных мастерских, изготовлявших какой-либо один вид игрушки. Мужчины, как правило, лепили, женщины расписывали, а дети помогали в отделке. Производство лепных игрушек было полностью ручным и потому чрезвычайно трудоемким.

Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на

Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на » пищике» ( II половина 19 века). Лисичка на » пищике» ( 1918 — 1919 годы).

Модели, называемые » болвашками», делали лучшие резчики по специальным заказам. Резчик » болвашек» владел мастерством скульптора и конструктора одновременно. Он создавал игрушку-скульптуру из древесины , служившую рабочей моделью для игрушки из папье-маше.

Мальчик и петух на

Мальчик и петух на » пищике» ( ii половина 19 века).

Для приготовления лепной массы размачивали » сахарную» и » кульковую» бумагу, подмешивали муку, клей , мед, скипидар и лак. Готовую форму обклеивали бумагой, проглаживая руками и простукивая палочкой, подправляя выемки, старательно лепили губы и брови у кукол, морду и ноги у коней.

Кошка на

Кошка на » пищике» ( II половина 20 века). Мяч » гремучий» — погремушка ( начало XX века).

Сушили игрушки 2-3 дня, зимой на печках, на полках под потолком. Летом — на улице: на крылечках, поленницах, крышах сараев. Высушенную форму разрезали ножом на две части, снимали с модели и склеивали клейстером, потом связывали обе половинки веревкой.

После следующей однодневной просушки подрезали неровности и по шву наклеивали бумажные полоски. Затем грунтовали, шкурили, окрашивали, расписывали, и под конец покрывали лаком.

Папье-маше обогатило игрушку новыми ценными качествами. Легкий материал позволял формовать крупногабаритные изделия, которые можно было оборудовать механизмами движения и звука.

Пуделек на

Пуделек на » пищике» ( вторая половина XIX века).

Папье-маше свободно комбинировали с другими видами материалов, среди которых можно назвать следующие:

Особый эффект заключался в росписи и отделке бумажных лепных игрушек. Яркий колер клеевых красок, глянец лака, блеск бронзовой и алюминиевой краски придавали им особую красочность и нарядность. Игрушки нравились не только детям, но привлекали внимание взрослых. Их покупали для оформления небогатого интерьера горожане, жители пригорода и деревень.

Мужик с медведем - каталка ( папье-маше, дерево). Автор - А. А. Рыжов ( 1880-е годы).

Мужик с медведем — каталка ( папье-маше, дерево). Автор — А. А. Рыжов ( 1880-е годы).

Читайте также: