Азбука на тему игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытый урок по азбуке в 1 классе

Тема: Знакомство со звуком [б] и буквами Б, б.

Лексическая тема: «Игры детей. Игрушки.»

Цели урока:

Предметные: научить правильно воспринимать на слух и произносить слоги, слова, предложения с твердым согласным звуком [б]; учить находить эти звуки в словах, учить читать, слова с буквами Б, б , отвечать на вопросы после чтения текста.

Метапредметные: развивать фонематический слух учащихся, устную речь, логическое мышление; обогащать словарный запас.

Личностные: воспитание трудолюбия, вежливости, аккуратности, любви и бережного отношения к игрушкам, вещам.

Словарная работа: Буратино, банан, баран, ботинки, банка, труба, собака, трубил, бил.

Оборудование : мультимедия аппаратура, карточки с буквами и звуками, мяч.

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический.

1. Организационный момент. Дети стоят.

- Дети нам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит можно вам садиться.

2. Постановка цели урока

- Сегодня мы познакомимся с новыми буквами, научимся читать слоги, слова и предложения, научимся правильно произносить и слышать этот звук будем составлять рассказы по картинкам.

- - Кто- то пришел к нам на урок. Отгадайте эту загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный.

На земле и под водой

Искал он ключик золотой.

Слайд 1 (Появляется на экране Буратино)

- Он принес для вас задания. Если вы выполните эти задания, Буратино будет рад.

- Улыбнитесь друг другу и Буратино.

3. Повторение.

Фонетическая зарядка.

- Чтобы правильно говорить на уроке, выполним фонетическую зарядку.

Ло- ло – ло – на улице тепло

Лу – лу – лу – стол стоит в углу

Ул –ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

- Какой звук мы слышим в этих словах?

- Произнесите этот звук четко.

- Л – согласный или гласный?

Парная работа.

- На доске буквы, которые мы учили. Нужно распределить эти буквы на две группы. На какие две группы можно разложить?

(Гласные и согласные)

О Н Л М И А У П Т

Работа с сигнальными карточками. (паралельно)

- Пока дети работают, приготовьте свои сигнальные карточки. Ребята, мы изучили несколько букв, которые обозначают гласные и согласные звуки. Первое задание Буратино. Я буду называть звуки, вы определите гласный или согласный звук.

Итог: Почему звуки а, о, у, и – гласные?

Почему звуки М, Л, Ш, Н, П – согласные?

- Когда мы произносим согласные звуки, воздух свободно проходит или встречаются преграды? (встречаются преграды)

- Когда мы произносим гласные звуки воздух проходит свободно.

Согласные звуки, какие бывают? (звонкие и глухие).

Работа со словами. Чтение слов с изученными буквами. Игра «Найди ошибку». Второе задание Буратино. Прочитайте слова, чего не хватает в этих словах? Что забыл поставить Буратино? (Ударение)

- Кто пойдет , поставит ударение?

- Назовите ударные гласные в словах.

Шура , Лариса , Маша .

- Правильно ли разделены слова на слоги? Найдите ошибку.

Итог: - Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

Составление предложений с данными словами.

Третье задание Буратино. (На доске схемы предложений)

- Составьте с этими словами предложения по этим схемам.

Итог: - Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).

- Сейчас вы посмотрите мультфильм. Будьте внимательны С каким звуком сегодня познакомимся, вы догадаетесь сами.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Звук б и буква Б б).

- Правильно, сегодня мы научимся правильно произносить слова со звуком б, научимся правильно читать слоги и слова с этим звуком.

- А теперь внимательно посмотрите на картинки и назовите, что лишнее?

- Лишняя картинка белка.

- Это животное. А кубики, мяч. Кукла – это игрушки.

Послушайте и повторите «белка». Какое это животное?

- А почему мы ее называем дикой?

- Чем она питается?

Слого - буквенный анализ слова «белка».

- Какой звук вы слышите в начале?

- Послушайте и посмотрите, как я произношу звук б.

- А теперь произнесите вы и определите, какой это звук гласный или согласный. (Согласный ).

- Почему? (Согласный, потому, что воздух проходит через рот встречая преграду.)

- Глухой или звонкий? (звонкий).

- Молодцы! А теперь придумайте предложение со словом белка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать.

Работа с предметными картинками.

- Произнесите слова и скажите, где слышится звук б.

- Что это? (бабочка, рыба, собака)

Итог: - Где может слышаться звук б?

Игра «Найди звук»

- Я буду называть слова , а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук б.

(Мыло, рыба, Мила, банан, ботинки, Роман, баран)

Физминутка для глаз.

Работа с учебником (с. 17)

- Откройте учебник, страница 17.

- Образцовое чтение слогов, слов, предложений учителем по учебнику.

- сейчас мы научимся читать слоги, слова, предложения со звуком б.

Ба, бо, бу, бы

- Сейчас будем читать слова.

Рыба баран собака труба

Баран банан барабан банка

Чтение учащихся хором и индивидуально.

Чтение рассказа в учебнике.

Чтение учащихся хором и индивидуально.

Работа над содержанием текста.

-Самостоятельно прочитайте текст «Борис».

- Повторное выразительное чтение вслух (2-3 учащихся)

- Как зовут мальчика?

- Что у Бориса? (У Бориса Барабан и труба)

- Что он делал с барабаном? (бил)

- Что он делал с трубой? (трубил0

Чтение предложений. Пересказ текста.

Отгадывание ребуса.

Бабочка, булка.

- Сейчас будем писать. Чтобы буквы и слова получились аккуратными выполним физминутку для пальцев.

Пальчиковая физминутка.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик буду я,

Работа в прописях с. 21

(Учитель показывает и объясняет)

- Мы научились читать слоги и слова с буквой Б, а теперь научимся писать буквы Б б

Строчная буква б ………………….

Раз- и – два – и –

Прописная буква Б ……………….

Раз –и – два – и – и – три

Составление слов из слогов.

- Прочитайте слова по схеме, выбирайте одно слово и сделайте звуковую модель слова.

Письмо слов.

- Прочитайте слова. Рядом напишите также. (Учитель помогает детям)

Фонетический разбор: рыба.

- Молодцы! Очень хорошо справились!

На уроке я научился ….

На уроке мне было интересно ….

На уроке мне было трудно …

- Буратино рад, что вы справились с заданиями. Почитайте, что он вам говорит. (Спасибо. )


Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс повышения квалификации

Диагностика и формирование пространственного представления у детей 5-9 лет

«Ребенок с ОВЗ в семье и школе. Как выстроить единую систему поддержки»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 185 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Оставьте свой комментарий

  • 06.02.2017 422
  • DOCX 46 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тюлюш Анай-Хаак Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

47 минут

«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

89 минут

«Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС»

33 минуты

«Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Акробат мой, Акробат,
Ножки, как пружинки.
Он как мячик прыгать рад
На спине у свинки.
Свинка хлопает ушами,
Ей играть приятно с нами.

У меня есть кукла Барби –
Золотых волос полна!
Повяжу я кукле бантик,
Улыбнётся мне она.
Я в ответ ей улыбнусь,
И, как Барби, причешусь.

Весёлая Вертушка
Скучать мне не даёт.
Весёлая Вертушка
Гулять меня зовёт.
Весёлая Вертушка
Ведёт меня к реке,
Где квакает лягушка
В зелёном тростнике

Нет, совсем не просто так
Я повесила гамак.
Знаю я, что будет в нем
Отдыхать веселый гном.

Далеко летал дракон,
Побывал за морем он.
Видел он волшебный лес,
Заколдованных принцесс.
Видел он богатырей,
Чародеев, королей.
Много сказок знает он –
Мой летающий дракон,
И рассказывает мне
Эти сказки в тишине.

Самолет гудит,
Он сейчас взлетит.
Шлем надел пилот,
Звать его Енот.

Ёж, резиновый мой Ёж,
Нас водой не разольёшь.
Плаваем мы в ванне,
Словно в океане.
Я нырну, и он нырнёт,
От меня не отстаёт.

Жук усатый – важный Жук,
В жёлтых крапинках сюртук.
Ключом его я завожу,
И он ползёт:
"Жу-жу! Жу-жу!"
Ану-ка, прочь с дороги,
Слоны и носороги!

Зайка весело живёт,
Длинноухий Зайка.
У него с утра поёт
В лапах балалайка.

Индеец с луком за спиной –
Охотник, следопыт.
Плывёт дорогой он речной,
Лесной тропой спешит:
«Вот здесь обедал крокодил,
Вот здесь козлёнок проходил,
А здесь, уставши от дорог,
Сидел под пальмой мудрый Йог».

На картинку погляжу –
Дом из Кубиков сложу.
В доме белка будет жить,
Жучка – домик сторожить.

Луноход топорщит рожки
На Луну собрался он.
Пригорюнились матрешки
Загрустили ёж и слон:
"Не спеши ты в дальний край,
Лучше с нами поиграй!"

Кто там ходит по дорожке?
Кто играет на гармошке?
Это – плюшевый Медведь,
Я его учила петь.

Наклонилась Неваляшка,
Но упасть – не упадёт,
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнёт.
В бок толкнёт игрушку он
И в ответ услышит звон!

Обезьянке Лиле
Шляпу подарили.
Лиле шляпка нравится:
В ней она красавица.

Паровоз тук-тук!
Паровоз друг-друг!
По утрам зверят
Возит в детский сад.

Разбежался Робот Роб,
Стол задел и на бок – хлоп!
Не успел моргнуть я глазом,
Как разбилась наша ваза.
Вот что значит, друг мой Роб,
Позабыть про кнопку «стоп».

Свистит моя Свистулька
Весенним соловьем,
И толстая сосулька
Худеет за окном.
Свистит-переливается,
Летит за трелью трель –
Подснежник просыпается,
Стучит в окно апрель.

Есть у мышки Телефон,
Целый день трезвонит он.
Это мышке от мышат
Поздравления спешат.

До чего же он смешной,
Мой Утёнок заводной.
Он вразвалку ходит,
Важно носом водит.

Мы сегодня не гуляли,
Не играли мы в снежки.
Мы сегодня вырезали
Новогодние флажки.
Дружно ножницами щёлкал
Мой любимый детский сад.
Примеряй скорее, елка,
Летний радуги наряд.

Что у Хрюшки Мани
Спрятано в кармане?
Спрятано там мыльце,
Чтоб умыть им рыльце.

Целый день мои Цыплята,
Три пушистых жёлтых брата,
По дощечке клювом бьют,
Дружно зёрнышки клюют.
Я зову их: «Цып-цып-цып!»
А они мне: «Сыпь-сыпь-сыпь!
Сыпь нам зёрнышки горстями,
Мы растём богатырями».

У Катюши – день рожденья!
Значит, будет
Чай с вареньем.
Катя Чашки достаёт,
Чайник важно нос дерёт.

Брат купил себе фонарик,
Ну а мне – воздушный Шарик.
У меня над головой
Он танцует, как живой.

Мой Щенок, Щенок Дозор,
Охраняет дом и двор.
От зари до ночи тёмной
Ходит он с трубой подзорной.

ПОД Ъ ЕМНЫЙ КРАН И М Ы ШОНОК

Даже куклы
Знать должны
Твёрдый знак И букву Ы.

Твёрдый знак –
В подЪёмном кране, Ы -
в мЫшонке На диване.

На урок пришёл оленЬ.
Стал читать он слово «пенЬ».
Да не смог прочесть никак:
Он забыл про мягкий знак.

Эскимос в упряжке быстрой
Ехал тундрой серебристой.
Ехал на оленях,
Ехал на собаках
Сквозь метель и вьюгу.
Смелый он, однако.
Шуба длинная до пят,
Глазки чёрные блестят.
Мне из тундры Эскимос
Эскимо вчера привёз.

Юла развеселилась и
Танцевать пошла.
Как ветер закружилась
Поющая Юла.
Всего одна лишь ножка,
А как танцует, крошка!
Танцует возле тумбочки
Юла в цветистой юбочке.
Юла в цветистой юбочке
У девочки, у Любочки.

Яхта парус поднимает,
Ветер парус надувает
И к далёким берегам
Гонит Яхту по волнам.
Кто на Яхте вдаль плывет
Тот, кто в азбуке живёт.
Все игрушки, все друзья
Буквы все – от А до Я.

Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка», изготовленное воспитательницей Овчаровой Натальей Ивановной, позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

ВложениеРазмер
azbuka_-_igrushka.docx 485.51 КБ
posobie_azbuka_-_igrushka_1.pdf 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Азбука - игрушка».

Форма: Мягкий плакат-азбука в форме машины, сшит из ткани фетр.

Актуальность: Соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования;

Проблема: Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками фонематического анализа и синтеза и в запоминании букв;

Данный продукт помогает в игровой форме выучить буквы, выполнять звуковой анализ и синтез.

Аннотация пособия: Яркое пособие занимательного и развлекательного характера «Азбука- игрушка» позволяет в игровой форме детям выучить буквы. Буквы объемные, мягкие. У каждой буквы, в кармашке – предмет, который начинается на данную букву. Пособие, предназначено для детей дошкольного возраста. Пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами и родителями.

Пособие соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования, апробировано в группе с детьми с ТНР. Проводились следующие игры:

Знакомство с «Азбукой-игрушкой»

Сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие на этой необыкновенной машине. Путешествие это будет длиться целый год. В пути нас ждет много веселого и интересного, но иногда будут встречаться и трудности на пути. Вместе с Азбукой –игрушкой мы сумеем преодолеть все сложности. Готовы к путешествию?

Игра № 1 «Соотнеси по цвету»

  • формировать умение соотносить предметы по цвету;
  • развивать речь;
  • выделять первый звук в слове;
  • Запоминание букв;
  • Дифференциация понятий звук – буква.

На столе фигурки животных и буквы. Инструкция: Найди буквы и предметы одинаковые по цвету. Назови цвет. Какая это буква? Что за предмет? Какой первый звук слышится в названии этого животного?

Игра №2 «Учим буквы»

  • Соотношение буквы и звука,
  • Развитие дыхания.

Предложить детям спеть гласные звуки с выраженной артикуляцией: А – широко открываем рот, О – губы овалом, У – губы трубочкой, И – губки улыбаются и т.д.

Игра №3 «Интонационная выразительность голоса»

  • Развитие интонационной выразительности голоса;
  • Развитие дыхания.

Ребенку предлагается спеть про букву незатейливые стишки с разной интонацией голоса, например

О - летает высоко (высоким голосом);

О - летает низко (низким голосом).

Игра №4 «Разложи игрушки по своим домикам-кармашкам»

  • Выделение первого звука в слове;
  • Соотношение звука и буквы;
  • Запоминание букв.

Детям раздаются игрушки (с выученными буквами), предлагается разложить игрушки в домики, так чтобы первый звук в названии игрушки соответствовал букве, например : Аист – в кармашек с буквой А, Гуси – в кармашек с буквой Г, Носорог – в кармашек с буквой Н и т.д.

Игра № 5 «Ориентировка в пространстве»

  • Учить детей выделять первый звук в слове;
  • Развивать ориентировку в пространстве;
  • Закреплять предлоги.

На столе картинки, ребенку предлагается назвать первый звук в слове, найти данную букву и положить ее под картинкой, или над картинкой (слева от картинки и др.)

Игра № 6 «Букву к букве поднеси, что получилось? Расскажи!»

  • Учить выкладывать слоги;
  • Чтение слогов.

Предлагается детям соединить букву с буквой и прочитать, что получилось.

Игра № 7 «Выкладываем слова»

  • Учитьдетей выкладывать слова;
  • Учить определять порядок и колличество звуков в слове;
  • Выделение первого последнего звука в слове;
  • Определение наличия заданного звука в слове.

Ребенку предлагается из букв составить слово, назвать первый звук

в слове, последний звук в слове, назвать общее количество звуков.

Игра № 7 « Выделение последнего звука в слове»

Ребенку предлагается определить какой звук последний в слове.

Игра № 8 «Ходим друг к другу в гости»

Ребенку дается инструкция: Мишка ходит в гости из одного кармашка в другой, но он ходит не в любой кармашек, а только в тот какая следующая буква в слове. Например: слово МАМА. Сначала наш Мишка пойдет в кармашек с буквой М, затем, в кармашек с буквой А, затем снова в кармашек с буквой М, и еще раз сходит в кармашек с буквой А.

Игра № 9 «Назови ласково»

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суфиксом.

Предлагаются предметы, игрушки, животные из Азбуки-игрушки. Вопросы: Кто это? Как скажем ласково про зайца – (зайчик), про волка (волчок), про аиста (аистенок), дельфин (дельфинчик) и т.д.

Игра № 10 «Автоматизация звуков»

  • Автоматизировать поставленные звуки;
  • Совершенствовать связную речь.

Для игры отбираются игрушки на определенный звук, или группу звуков. Предложить назвать предметы. Придумать с ними рассказ. Можно предложить продолжить рассказ. Например: «В одной сказочной стране жили аист, заяц и слоненок и вот однажды…»

Игра № 11 «Составь сказку»

Ребенок сам выбирает, кто будет участвовать в сказке (выбирает животных), Предлагается придумать сказку про этих животных.

Игра № 12 «Продолжи сказку»

  • Учить детей составлять не большие сказки;
  • Развивать фантазию.

Предлагается рассмотреть животных. Послушать сказку: Проснулся рано утром Жираф Раф необыкновенно счастливым. Он знал, что день сегодня будет необыкновенным, потому что это был не обычный день, а день его рождения… (Как ты думаешь, кто пришел поздравить Рафа, что ему подарили и какие веселые приключения произошли в этот день с Рафам и его друзьями….) Ребенку предлагается придумать сказку самостоятельно.

Игра № 13 «Чудесный мешочек»

  • Учить узнавать буквы по форме;
  • Развитие тактильных анализаторов.

Предлагается на ощупь узнать силуэт буквы.

Игр можно придумать бесконечное множество, адаптируя их под цели и задачи ваших коррекционных занятий. Используя методическое пособие «Азбука – игрушка» мы достигли следующих результатов:

Интерактивная игра "Алфавит" по русскому языку создана для учащихся 1 класса, УМК любой. Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использование при индивидуальной работе и дома.

Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 по типу игры «Лабиринт». При правильном ответе учащийся переходит к следующему заданию, если же допускает ошибку, то начинает игру сначала.

ВложениеРазмер
fokina_l._p._interaktivnaya_igra_alfavit.zip 559.11 КБ


Предварительный просмотр:

Фокина Лидия Петровна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области, учитель начальных классов

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Интерактивная игра по типу «Лабиринт»

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Цель: систематизация уровня сформированности навыка в определении последовательности букв в алфавите

Задачи: проверить знание алфавита; способствовать развитию самоконтроля и самооценке; воспитанию готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты.

Microsoft Office PowerPoint 2010

Мультимедийный проектор, экран, компьютер

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

Презентация используется при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, возможно использование при индивидуальной работе и дома.

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Презентация, пояснительная записка.

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данный ресурс выполнен по типу игры «Лабиринт». При правильном ответе учащийся переходит к следующему заданию, если же допускает ошибку, то начинает игру сначала.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте

«Азбука» для детей старшего дошкольного возраста.



Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом.

Актуальность данного пособия: задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом использование игровых технологий и концентрирование игрового материала в одном месте. С этой целью создала дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Азбука» для детей старшего дошкольного возраста. Азбука получилась яркой и красивой, многофункциональной, тем более, что выполнена она в виде разворота книжки – азбуки. Дети с удовольствием выполняют интересные игровые задания данного пособия.

Пособие предназначено для педагогов коррекционных и общеобразовательных учреждений.

Цель данного пособия: подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Общая цель игр, используемых при обучении чтению, - формирование умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву. Составлять слоги, слова из букв.

Описание пособия: Сама «Азбука» разделена на 3 раздела: Игры с заданиями, Звуковой поезд и Мастерская букв.

В пособие «Азбука» вошли следующие игровые задания: Игровые задания, «Угадай и назови букву правильно», «Первый звук определи и букву покажи», «Пиши буквы правильно», «Зашумлённые буквы», «Игра с желудями», «Игра с паровозиком», «Интерактивная азбука», «Алфавит», «Звуковой поезд», «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Выложи букву» (из фишек, марсибл, пуговиц, веревочек, палочек, различного природного материала, «Звук называй – букву собирай», «Буквы своими руками», «Собери букву из резиночек».

I раздел. «Игры с буквами».

1. Игровые задания.


Полезны задания, усложняющие узнавание букв, это – «Перечёркнутые буквы»,

«Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные

буквы», «Зеркальные буквы».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить

ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив

(переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из

На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой

буквы не стало» , «Что изменилось?» «Найди такую же», «Подружи две буквы» и


2. Игра «Угадай и назови букву правильно».

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход игры: Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой

написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.

Взять карточку – стилизованную, назвать, на какую букву она похожа и найти

такую же букву, но уже печатную.


3. Игра «Первый звук определи и букву покажи».

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Развивает мелкую моторику рук, интеллектуальные и мыслительные процессы

ребёнка, способствует становлению его речи.

Помогает изучить алфавит.

Формировать умение детей подбирать буквы, на которые начинаются слова,

изображенные на картинках.

Ход игры: Перед ребёнком лежат прищепки с буквами и картинки. Ребёнку

предлагается прикрепить прищепку к той букве на рисунке, с которой начинается


4. Карточки «Пиши буквы правильно».

Цель: Учить детей писать буквы правильно.

Ход игры: Детям даётся карточка, ребёнок по стрелочке обводит её, затем пишет

эту же букву самостоятельно.


5. Игра «Зашумлённые буквы».

Цель: Коррекция оптической дисграфии.

Задания способствуют формированию у ребёнка буквенного гнозиса, развивают

зрительное восприятие, внимание, наблюдательность и мнестические процессы.

Ход игры: Предложите ребёнку поиграть в шифровальщика и попросите его

назвать засекреченный шифр, спрятанных букв.

6. «Игра с желудями». (Магнитная).


Цель: Игра знакомит с буквами русского алфавита, учит подбирать нужные

буквы, развивает произвольное внимание, логическое мышление, память,

совершенствует мелкую моторику рук.

Ход игры: Детям предлагается найти жёлудь с нужной буквой и положить его на

7. «Игра с паровозиком». (Магнитная).


Цель: Игра знакомит с буквами русского алфавита, учит подбирать нужные

буквы, развивает произвольное внимание, логическое мышление, память,

совершенствует мелкую моторику рук.

Ход игры: Детям предлагается найти паровозик с нужной буквой и положить его

на соответствующую букву.

8. Игра «Интерактивная азбука». (Магнитная).


Цель игры: Игра помогает сформировать чёткое представление об азбуке и

буквах, и несомненно, приносит успехи в обучении чтению.

Ход игры: Детям предлагается разгадать шифр и составить слово по буквам.


9. Игры с буквами «Алфавит».



«Какая буква пропала?»

Цель. Развивать зрительную память.

На магнитную доску выставляют четыре - шесть букв. Дети смотрят на доску,

Затем закрывают глаза (или отворачиваются). Педагог убирает одну букву. Дети

определяют, какая буква исчезла.

«Разбросанные буквы».

Цель. Развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.

Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно (лёжа, «вверх

ногами» и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную

педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части доски.

Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней

части доски в правильном положении.

«О какой букве я говорю?»

Цель. Развивать внимание.

На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочерёдно даёт

описание каждой, например: «Эта буква стоит на длинной палочке. У неё есть

два кружочка: один справа, другой слева». Если ребёнок правильно назвал букву,

педагог снимает её с доски.

Ведущим в игре может быть ребёнок.

«Вы согласны или нет?»

Цель. Развивать речь, умение отстаивать своё мнение.

Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К.

Вы согласны?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А

это буква В. Вы согласны? (Нет.) А как же называется эта буква?».

Педагог выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или

вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая

стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три

палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)

«Составь слово».

Цель. Формировать слоговое чтение.

Двое - трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем

Слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово,

но с пропущенной буквой. Например:

З . Б; Л . НА; К . Т; МЫ . КА

Ребёнок вставляет пропущенную букву и читает слово.

II раздел. «Звуковой поезд».

10. Игра «Звуковой поезд».



Цель: Упражнять в определении заданного звука в слове.

Детям предлагается звук, обозначенный буквой. Нужно разложить в вагончики

картинки на заданный звук (звук в начале слова, в середине слова, в конце слова).


Ребус – это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в

сочетании с буквам и другими знакам, например нотами. Ребусы – это

замечательный тренажёр логики, мышления, развития речи.

Цель: Продолжать формировать умения разгадывать простые ребус. Закреплять

умение выделять слоги из слов, а также составлять слова из слогов.

Детям предлагается разгадать ребус. Прочитать зашифрованное слово.


12. Игра «Прочитай по первым буквам».

Цель: развивать память, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

Закреплять умение выделять первый звук в слове и записывать его с

помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.

Ход игры: Ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и

составить их устно или из набора букв.

III раздел. «Мастерская букв».

13. Игра «Выложи букву».


Цель: Закрепление знаний о буквах. Развивать пространственные

представления, воображение, зрительную память, внимание, совершенствовать

Работая с данным пособием, ребёнок запоминает зрительный образ букв, это

помогает подготовиться к школе, способствует профилактике нарушений письма

(дисграфии) и чтения (дислексии).

Оборудование: Счётные палочки, горох, фасоль, ракушки, пуговицы, шнурки,

Взрослый показывает ребёнку карточку с буквой, предлагает её внимательно

рассмотреть, а затем предлагает выложить увиденную букву из фасоли, гороха,

пуговиц, камешек – марблс, соблюдая при этом правильное расположение её

Выложить букву по образцу, затем самостоятельно.

Также детям предлагается набор природного материала и дается задание

выложить заданную букву.

14. Игра «Звук называй – букву собирай». Автор идеи и оформления игры Елена


Цели:

1. Становление аналитико – синтетического умения определять первый звук в слове.

2. Формирование умения соотносить звук и соответствующую букву.

3. Формирование зрительного образа буквы.

1. Собери букву по образцу, назови картинки на пазлах, определи первые звуки в их названиях.

2. Собери букву (без образца), назови картинки, определи первые звуки в их названиях.

3. Взять 2 (или более) буквы, найди картинки, которые начинаются с одного и того же звука, собери из них букву и назови её.

15. Игра «Буквы своими руками». «Ручные буквы» Лилиана Ислентьева.


Цель:

Развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, воображения;

– зрительного внимания, анализа, синтеза;

– закрепление знания букв русского алфавита;

– профилактику оптической дисграфии и фонематической дислексии и

дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Игры и упражнения с пальчиковыми буквами тренируют движение пальцев рук,

вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Во многих играх

и упражнениях требуется участие обеих рук, что даёт возможность детям

ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы

русского алфавита . При этом важно, чтобы элементы пальчиковой буквы были

представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у


16. Игра «Рисование резиночками букв».

Данное пособие помогает детям знакомиться с буквами и звуками русского языка. Для каждой буквы русского алфави-та представлены карточки, на которых не только её схематическое изображение из резиночек на планшете, но и предложены слова, которые начинаются на эту букву, с изображением предмета и рисунка из резиночек. К ним добавлены два примера слов, где буква находится в начале и середине слова, они помогут запомнить её вид и произношение. Кроме того, на каждую букву алфавита предлагается чистоговорка или скороговорка, благодаря которой ребёнок сможет пополнить свой словарный запас и отточить произнесение звука буквы. «Картинки» из резиночек по рисункам помогут развить ассоциативное мышление, улучшить мелкую моторику, расширить кругозор, фантазию, пополнить словарный запас.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку «нарисовать» заданную букву из

резиночек по образцу, по представлению, а также картинку, на заданный звук –

Читайте также: