Бабенская игрушка история промысла

Обновлено: 24.04.2024

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.
Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт.) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками.
Рубрику подготовила Добролежа Наталья.

Русская тряпичная кукла

Кукла – это фигурка, изображающая человека или животного, а также обозначающая существующий или выдуманный персонаж. Например, палка, на которой верхом скачет мальчик – предмет, обозначающий коня. Кукла может быть представлена различными материалами: деревом, тканью, фарфором, пластиком, металлом, бумагой. Родилась игрушка ещё в доисторическое время и занимала в жизни людей особое значение.

Описание игрушки

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Именно с ними люди делились информацией, доверяли тайны, просили помощи и совета. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное.

До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Несмотря на простоту изготовления тряпичной куклы, при её изготовлении учитывались все детали, которые придавали образу особый смысл, так как она служила маяком жизненного пути. Кукла, как правило, была женского пола, делалась из куска свернутой тряпочки, лицо плотно обтягивалось отбеленной тканью (лён). Из лоскуточков была коса и наряд для праздника или будних дней.

Рождественские колядки встречали вместе с куклой Колядой – символом солнца, добрых отношений в семье. Представляли её в образе добротной женщины в новых нарядах. Для детей страдающих расстройством сна мастерили кукол-бессониц, голову, которой зачастую набивали различными успокаивающими травками. Во время работы обязательно приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Девушки готовые выйти замуж мастерили куклу Капусток и выставляли её на окно, дабы сообщить добрым молодцам о своих намереньях и о паре присылать в дом сватов. Символом семьи была кукла под названием «Неразлучники». Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла Зерновушка – пузатая куколка набитая зерном. Являлась гарантом будущего плодородного урожая, вешалась после уборки в амбарах. На рождество было принято дарить куклу-Кубышку с зашитой внутри копеечкой, считалось, что она притянет в дом благосостояния.

Интересную коллекцию куколок Лихоманок делали на целый год и развешивали за печкой. Это 12-100 персонажей, среди которых Драхлея, Ленея, Глупея, Гладея и многие другие, которые должны притягивать к себе определённую нечисть. А 15 января каждого года хранители этих кукол сжигали их и делали следующих. Таким образом, оберегая свой дом от потусторонних сил. В 19 столетии отношение к национальной кукле изменилось, появилось желание её очеловечить. Некоторым моделям стали рисовать лица. Это в основном касалось игровых или декоративных кукол. Но черты лица были мелкими и не прорисованными, а скорее схематичными (крестики, прямые линии).

Как играть?

Традиционно главными особенностями при изготовлении русской куклы были отсутствие носа, губ и рта. Этого избегали сознательно по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не могли проникнуть злые духи, и она сама не стала объектом несчастий. Во-вторых, считалось, что неудачное отображение мимики лица, могло сказаться на характере куклы (испортить его). Но, при этом, фигурка не была безликой, она умела смеяться, плакать, грустить, спать и бодрствовать, ведь настроение персонажу придумывал сам автор игрушки. У куклы не было персонального имени, так как считалось, что нарекая её именем, которым зовут человека, можно ему навредить. Этим поверьем пользовались колдуны и специально давали имена тех несчастных, над которыми хотели совершить тёмный обряд, наводя тем самым на них порчи.

Изготовление оберега происходило без использования колющих и режущих приспособлений во избежание потери смысловой целостности игрушки. Именно из оторванного от одежды или рулона куска ткани и затем скрученной и скреплённой узелками вручную создавались народные приметы. Несмотря на такой способ крепежа, куклы существовали и передавались из поколения поколению десятками лет. Обрядовые куклы и обереги называли по-разному (в зависимости от назначения). Например, стало пригревать солнышко, зачирикали птички, запахло весной, тут и смастерили мастера умельцы тряпичную куколку – Веснянку. Это небольшая игровая куколка размером в ладонь. Её дарили детишкам на Пасху, её делали девушки по весне, для которых она становилась оберегом их молодости и красоты. На рождение дитя шили Кувадку – защитницу новорождённых. Это была первая игрушка малыша.

Новый век

Сейчас можно увидеть более 90 видов различных кукол. В настоящее время происходит возрождение к жизни тряпичных кукол, которые на фоне современных моделей из синтетических и химических материалов (в большинстве своём некачественно сделанных), выглядят ярко, просто, индивидуально, излучают тепло души мастера, так как игрушки делаются вручную. Тряпичная кукла – это часть русской культуры, которая становится прекрасным образом приобщения к историческому культурному наследию. Сегодня русскую тряпичную куклу производят отдельные мастера своего дела вручную. Массового производства этой игрушки нет, но тем она и ценна.

Скопинская игрушка

Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале 20 века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика 19-20 веков хранится в мировых музеях.

В период первой мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.

Описание игрушки

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 19 веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.

Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.

Как играть?

Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.

Плюсы и минусы

Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название «потечные». Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.

Новый век

Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами ¬– ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.

Производство

Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.

С. В. Виданов с ребятами испытывают волчки-перевертыши перед раскраской. Чтобы волчок перевернулся, нужно приложить особое усилие.

Как и встарь, обучать детей токарному делу в центре дополнительного образования "Бабенская игрушка" начинают с двенадцати лет и, естественно, с самых простых вещей.

В класс росписи игрушки принимают детей с шести-семи лет. Некоторые ребята-старшеклассники одновременно проходят обучение и в токарном классе, и в классе росписи.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт. ) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

Детская художественная школа «Бабенская игрушка» открыта в 2001 году с целью сохранения и возрождения знаменитой в России Бабенской деревянной токарно-полированной игрушки. Промысел токарной игрушки в Подольском районе известен со второй половины 19 века. До нас дошли имена и фамилии знаменитых токарей из далёкого 1878 года: Маторновы, Булычёвы, Смирновы, Булатовы, Борисовы из местных деревень Бабенки и Голохвастово. Первую матрёшку выточил подольский токарь Василий Петрович Звёздочкин. В 1911 году в деревне Бабенки при поддержке Кустарного музея родилась одна из первых в России артель по производству токарных игрушек. Бабенские игрушки прочно завоёвывают заграничные рынки. Огромным успехом пользуются многоместные шары, яйца, чашки, песочные наборы, бирюльки, пирамидки, бочата и многое другое. Именно в Бабенках была налажена промысловая вытачка матрёшек. В 30 годы 20 века на территории бытования промысла действовала четыре артели и Вороновское ФЗУ готовившее токарей, полировщиков, расписчиков игрушек. Количество игрушек в год измерялось миллионами. Кегли, бильбоке, крокет, волчки, матрешки, неваляшки, шашки, шахматы, блошки, бирюльки, блошки, серсо, детский бильярд, полушары, кольца, погремки, чашки, банки, многообразие пирамид и многое другое что производилось в те годы. В стране не было ни одного дошкольного учреждения где бы не было бабенских игрушек, о достоинствах которых говорили педагоги-ученые. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе бабенским игрушкам была присуждена золотая медаль! В 60 годы производство игрушек стало сильно сокращаться, а в годы перестройки промысел практически прекратил своё существование.

ДХШ "Бабенская игрушка" расположена в 3 км от деревни Бабенки и примыкает к деревне Исаково, жители которой до войны вытачивали шахматы. Одними из главных задач учреждения является сохранение и передача новому поколению локальной традиции промысла токарной бабенской игрушки; приобщение местного населения к лучшим образцам народного промысла, к ценностям отечественной художественной культуры; подготовка творческих кадров к профессиональной художественной деятельности.

В школе открыто два отделения:

  • изобразительное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство

Помимо обучения точению и росписи игрушек, в школе обучаются живописи,рисунку, лепке из глины. За время существования школы более 200 учащихся получили дипломы о начальном художественном образовании. В 2010 году учреждение прошло Государственную аккредитацию с присвоением высшей категории. При ДХШ «Бабенская игрушка» имеется музей "Дом токаря", в котором размещена экспозиция об истории Бабенского промысла. ДХШ «Бабенская игрушка» активно принимает участие в выставках, смотрах, мастер-классах, праздниках.В 2021 году школа отметила свой 20-летний юбилей.

Общественная деятельность школы:

Пилотный проект преподавателя Виданова С.В. с муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 45 "Колосок": "Экспериментальное апробирование технологий по росписи Бабенских игр и игрушек" сроком 01.09.2018г.-31.08.2021г., договор пролонгирован на 5 лет с 01.09.2021г.-31.08.2026г.

Регулярно в школе проводятся благотворительные экскурсии и мастер- классы для инвалидов, ветеранов, пенсионеров и людей, находящихся на попечении в центрах социального обслуживания.

Телевидение и съёмки: (съёмки и репортажи о нашей школе)

- Канал Культура - Пряничный домик «Игра в бирюльки»

Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

- Канал СТС - «Как делают матрешки»

Сюжет о том, как вытачивают и расписывают матрешки.

- Канал Москва24 - «Музеи Новой Москвы Бабенская игрушка»

Сюжет о Бабенской игрушке.

- Первый канал - Хочу знать «Игра в бирюльки»

Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

-Первый канал - Доброе утро - «Проверяем поговорки

Сюжет про игру бирюльки.

-Канал RT-Про бирюльки, для Южной Америки

- Газета Родина видеорепортаж «Удар в спиннер»

Сюжет про волчки, кратко о промысле.

Сведения о контингенте учащихся:

Контингент учащихся – 90 чел. (бюджет – 90) из них: общеразвивающие программы – 22 чел.; предпрофессиональные – 68 чел.;

Внебюджет – 18 чел.

В школе реализуются дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств общеразвивающие и предпрофессиональные по следующим направления: декоративно- прикладное творчество и живопись

Основные достижения и награды учреждения и учеников

Обучающиеся Школы регулярно становятся победителями престижных окружных, городских, всероссийских и международных творческих конкурсов.

В 2020- 2021 учебном году учащиеся приняли участие в 26 фестивалях/конкурсах (всероссийский – 6, городской – 11, международный – 3,окружной-6)

Завоевали 100 призовых места (1 Гран-при; Лауреаты 1,2,3 степени), 20- дипломантов (4 место), более 70 грамот участников конкурса.

Читайте также: