Бартрам игрушка радость детей

Обновлено: 03.05.2024

17 октября 2020 года Музею игрушки исполнится 102 года. Его основал в Москве в голодном 1918 году ученый, собиратель, педагог, исследователь, знаток русского народного творчества Николай Дмитриевич БАРТРАМ . Дети называли его "Дядя Музей" .

В Москве музей просуществовал до 1930 года, пока его не отправили в Сергиев Посад . Пока музей находился в Москве , он был вторым по популярности после Третьяковской галереи !

Отец Николая Дмитриевича мастерил детские игрушки, отсюда и интерес Николая к игрушке. Он решил собрать как можно больше игрушек и открыть музей. Семья деревенская, нужно ехать в Москву получать образование. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Судьба свела его с директором Исторического музея Иваном Забелиным. К этому времени Бартрам уже открыл у себя на родине мастерскую игрушечно-столярного производства. Заразился от Забелина интересом к истории, и его мастерская, кроме традиционной игрушки, начала выпускать игрушки исторические. Потом Бартрам путешествует по России и европейским странам, ищет уникальные, характерные образцы. Изучает местные игрушки и покупает образцы для будущего музея. Он хотел создать общедоступного специализированного музея игрушки - для всех. Он отказывал себе в необходимом, но шел к своей цели.

Чтобы привлечь к будущему музею интерес общественности, он организует в Кустарном музее одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка. В небольшой брошюре, написанной для выставки 1909 года, под названием «Игрушка прошлого и настоящего» Бартрам подчеркивает, что народная игрушка более близка и понятна детям и высказывает свое отрицательное отношение к фабричным изделиям, которыми окружают детей: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребенке эстетические запросы».

Николай Дмитриевич пишет о необходимости изучения русской игрушки и ее истории, призывает собирать безвозвратно уходящие образцы игрушек прошлого. «Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

Музей открылся в собственной квартире Николая Дмитриевича Бартрама . В 1924 году музею предоставили роскошный особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке .

Кроме осмотра экспозиции, детям разрешалось играть, они могли смотреть кукольные спектакли. Неудивительно, что музей был НАСТОЛЬКО популярен, что занимал первые строчки популярности музеев в Москве .

Ниже на видео под названием "Приключения болвашки" , вы сможете увидеть редчайшие кадры, как Николай Дмитриевич Бартрам проводит экскурсию для детей, можно увидеть экспонаты музея, обстановку в нем. Напомним, это 20-е годы.

- Хотите, пойдемте в нашу мастерскую, и вы увидите, как их делают! - отвечает Николай Дмитриевич и ведет детей в мастерскую, где на их глазах мастер вырезает очередную подвижного человечка.

А через несколько лет музей перевели в Сергиев Посад . Понятно, что в Сергиевом Посаде музей увидит гораздо меньшее количество посетителей, чем если бы он находился в Москве. Говорят, что это переселение музея сказалось отрицательно на здоровье Николая Дмитриевича. Он умер через год после этого, ему было всего 57 лет.

Сегодня мы ограничились только общей информацией о Николае Дмитриевиче Бартраме и созданном им музее. Мы обязательно расскажем подробнее о музее в Сергиевом Пасаде , покажем фото.

Нам очень близка эта тема: мы изучаем историю игрушек, собираемся открывать музей, посвященный народным, авторским и старым фабричным игрушкам в Измайловском кремле рядом с нашей галереей "Кукольный переулок" , много раз посещали музей игрушек в Сергиевом Пасаде , близко знакомы с самыми известными знатоками истории игрушек в нашей стране - Галиной Дайн, Сергеем Романовым и другими выдающимися специалистами по этой теме нашего времени, писали об их деятельности в нашем журнале "Талант. Человек и творчество". Мы обязательно вернемся к теме музея игрушек, частных коллекций и продолжения работы по собиранию и популяризации этой темы в сегодняшних непростых условиях выживания подобных проектов.

Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.

Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912
Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912

Игрушка — радость детей : Родителям и детям : [Сборник]. — Москва : Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 144 с., ил.

Игрушка — радость дѣтей : Родителямъ и дѣтямъ : [Сборникъ]. — Москва : Типографія Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 144 с., ил.

Значение игрушки

Не ищите никогда развлечений, но извлекайте из всего удовольствия. Самый ничтожный предмет может доставить радость, и всякое слово содержит пищу для ума, когда руки ваши заняты и сердце открыто.

Но если вы ставите целью развлечение, — придет день, когда все шутки рождественской пантомимы не вызовут у вас искреннего смеха.

Утренняя заря нашей жизни прекрасна своей безотчетной радостью и велика тем, что в это утро начинает кристаллизоваться духовный мир будущего человека и неизгладимо закрепляет его добру и злу.

Впечатления ребенка в его дошкольном возрасте имеют большое влияние на всю его дальнейшую жизнь, на его характер и дают направление его развитию; первые образы, которые улавливает ребенок из окружающей жизни, он воплощает в своих игрушках; таким путем период игрушек становится подготовительным классом к жизни.

Ребенок научился читать, и с появлением книги роль игрушки меняется: постепенно она становится уже не той первой радостью, которая встречает маленького человека на его заре, но, видоизменяясь, связь с ней долго еще не прерывается — до той поры, пока творчество подростка не начнет тесно сливаться с знанием.

Мы много говорим о книгах для детей, об их значении и об их выборе; мир же игрушек почти совершенно заброшен. Значение книги всегда принимается во внимание при воспитании детей, — значение же игрушки еще не учитывается.

Между тем — как книга имеет положительное или отрицательное значение для ребенка, так и игрушка оказывает пользу или вред.

Цель настоящего издания — попытаться разобраться в этом прекрасном и так много имеющем для детей значения мире, посильно помочь в выборе игрушек, а в тех случаях, когда игрушка, видоизменяясь, начинает переходить от простой детской радости к знанию, дать описание ее в форме, могущей быть свободно усвоенной детьми, попутно наглядно знакомя ребенка с разными областями знания.

К сожалению, нельзя точно и определенно указать хорошие игрушки, не потому, что каждый год рынок дает много новых вещей, а потому, что каждая из них не носит определенного названия, и родители не имеют возможности разобраться, из какой фабрики и какого автора выпущена игрушка, — тогда как всякая книга, помимо своего названия, носит на себе марку издателя и заранее говорит о себе фамилией своего автора: все это позволяет указать лишь общие типы игрушек применительно к различным периодам детской жизни.

Прежде чем перейти к обзору существующих игрушек, — необходимо раньше выяснить, как смотрят на игрушку взрослые, и что дает она детям.

Народы земного шара в тот период, когда они стоят на первоначальных ступенях культуры, дают детям то, что забавляет их самих, что дает развлечение взрослым; изображение птиц и животных, за которыми они охотились, коней, служивших предметом воинственной забавы, фигурки обряженных женщин и т. д.

До сего времени мы в своих городах, полных показной культуры, недалеко ушли от так называемых дикарей: средневековой жезл маршала шутов перешел целиком в детскую погремушку и живет в ней уже несколько столетий; извивающиеся акробаты, кривляющиеся на утеху праздной толпе, вертятся в игрушках уже издавна и по сие время в самых различных видах в Персии, Японии, Индии, Америке, по всей Европе и у нас, в России; солдаты, увлекавшие своим воинственным ореолом массы в течение тысячелетий, в геройских позах и костюмах, — всегда заполняли и заполняют места продажи игрушек; танцовщицы, усердно дергающие ногами, тоже должны, по нашему мнению, очень интересовать малышей.

Войдите в любой игрушечный магазин, — и сколько уродов, карикатур в числе кукол мы там встретим. Механические металлические игрушки полны насмешками над лысыми, пьяными, толстяками и т. д.; успех в продаже этих игрушек объясняется тем, что они нравятся взрослым, и что взрослые выбирают их для подарков, но не сами дети.

В Англии и Америке пользуется большой популярностью (среди взрослых) грубая фигура из дерева, изображающая негра во фраке, кафе-шантанного плясуна, у которого части ног и туловища на шарнирах; приводя рычагом в движение эту фигуру, получаем ряд изменяющихся поз и кривляний „кэк-уока“. Любопытно, что дети относятся к этой вещи весьма отрицательно, не находя в ней почвы ни для своей радости ни для мысли. Также с спокойным неудовольствием ребенок отклоняет механическую игрушку, изображающую пьяного гитариста, у которого при его качании выпадают глаза, и нос начинает вращаться (взрослым же эта игрушка весьма нравится — они ею забавляются, и она быстро раскупается).

Мы, взрослые, считаем, что наши забавы должны быть забавами наших детей, — но, к счастью, дети в своей цельности и чистоте идут впереди нас и нашу забаву, нашу насмешку, претворяют в себе и радуются не пошлости шута, которая забавляет нас, а жизненной яркости его одежд и звучным переливам его бубенцов; вращения игрушечного акробата интересуют детей своей быстротой и неожиданностью; героические фигуры солдат радуют его своей стройностью и пестротой украшений. Вряд ли ребенок так же радовался бы этим солдатам, если бы они были в темных одеждах, правдиво согнувшиеся от утомления; пестрые одежды на танцовщице привлекают по той же причине, как и одежды шута.

Вспомните свое детство и всю серьезность отношения к игрушкам, все совместное переживание с ними — они были нашими друзьями, мы берегли их, а если и ломали, то этим руководило отнюдь не желание уничтожить, а скорее переделать и улучшить, ближе узнать, что там внутри, как она сделана. С помощью игрушек мы дополняли наше понимание жизни, расширяли мир грез, очень часто делились с ними своим горем и радостью.

Время раннего детства — первый период; в это время игрушка доставляет ребенку безотчетную радость: радость красоте соединяется с инстинктивным стремлением к творчеству. За всю жизнь человек не творит столько, как в своем детстве: школа, а затем условия жизни редко позволяют человеку отдаваться так полно своему творчеству, как в детстве. Идя навстречу зарождающейся мысли ребенка, следует предоставлять ему возможно более самостоятельности в его занятиях, играх и игрушках. Самодельные игрушки могут в данном случае выполнить прекрасную службу.

Каждый коллекционер — исследователь по своей натуре. И чем сильнее увлеченность, тем больше времени мы тратим на изучение ссылок, публикаций, статей… Для меня одним из самых продуктивных методов поиска информации оказался… поход в областную библиотеку. Честно, я бы на это не решилась, если бы не необходимость писать курсовую работу, т.к. я получаю второе высшее.
Я плотно влезла в каталоги, и выписала/перефоткала все, что имеет отношение к куклам или игрушкам. Изданий оказалось до обидного немного. Не нашлось, к примеру, ни одной истории производства или заводов — даже гигантам типа Красного Треугольника и Кругозора, видимо, было не по карману издать альбомы о себе. На это хватило денег только у предприятий тяжелой промышленности… Впрочем, есть надежда, что эти книги просто не попали в нашу библиотеку — но есть где-то еще.

В первый заход я взяла всего две книги. И, поначалу хотела обе описать в одной публикации. Но текста оказалось бы слишком много. Не знаю, осилите ли?))) Поэтому будем «кушать слона» по частям.

Итак, фундаментальный труд Бартрама «Игрушка — радость детей» (в каталоге опечатка))))), 1912 год. (К слову, у Бартрама в 1912 году вышла и другая книга, но о ней тоже в следующий раз).
СПРАВКА: Николай Бартрам — имя, которое просто обязан знать каждый уважающий себя коллекционер кукол. Это искусствовед, музейный деятель, коллекционер, автор книг и эскизов для кукол, первый в стране человек, который создал музей игрушки, и разработал дидактические методы использования игрушек и кукол. Информации о нем много в интернете, есть даже фильм с его участием. И на Бэбиках была статья о нем. Но пока я не прочла его книгу, я о нем, к стыду своему, не знала, и не представляла его величия.


Это великолепное методическое пособие, очень богато иллюстрированное, которое рассказывает, как родители, при помощи игрушек могут развивать и обучать своих детей.



Разумеется, сегодня постулатом о том, что игрушка — это не только забава, но и дополнительные возможности обучения и развития, никого не удивишь. Но тогда это был невероятный дидактический прорыв. И, честно говоря, информация, приведенная в книге, ничуть не устарела. Более того, строгой и мудрой научности, переплавленной для использования с детьми сегодня ох как нехватает.
Здесь нет ни альтернативной истории, ни фанатичности, ни надуманности, ненужного вымысла. Вот, к примеру, рассказ о рындах…

Структурно книга поделена на разделы — исторический, механический, животные и т.д. В каждом разделе с десяток статей, снабженных фотографией игрушки. Вот например, рассказ о части Российской империи.



Статьи Николай Бартрам писал на основе разработок ведущих ученых тогдашнего времени. Например, раздел о животных он создал на базе трудов Брэма.
К сожалению, я мало скопировала текста и фото — конечно, такая книга должна быть в общем доступе. Но правила библиотеки не позволяют копировать фонды… Так что я вор, и то что утащила может быть использовано против меня)))


Бартрам хорошим, богатым русским языком рассказывает, как при помощи самодельных (и покупных) игрушек ребенок может получать знания о всемирной и отечественной истории, государственном устройстве, экономике, биологии, механике и многих других сферах. Добавляет и свои мысли, рассуждения, мнения…
Вот наблюдение, абсолютно актуальное сегодня, не правда ли?

Книга несомненно полезна и для коллекционеров. В ней много фото, все они подписаны и оформлены в конце книги в опись-каталог. Вот он. (От себя замечу, что здесь много игрушек по эскизам самого Бартрама, увидеть которые можно в музее Сергиевого Посада и\или в каталогах музея.)

Еще фоточка.

Ну и финал — то, чем хотелось бы окончить обзор.

Надеюсь, вы разделили со мной радость чтения хорошей, полезной и мудрой книги. И если вам понравится, в следующий раз расскажу о безумно интересной работе Введенского «У Сергиевского игрушечника»

Доброго всем дня или вечера! Совсем неожиданно написался у меня этот топик.Как-то рассматривала игрушки в интернете и наткнулась на фотографии разборного домика советского времени, меня словно волной накрыло и выбросило на берег далёких семидесятых: я играю дома во дворе, открывается калитка, и входят мои бабушка с дедушкой. У бабушки в руках большая коробка, и после моих радостных визгов и обнимашек, мне ее вручают. В коробке пластмассовый конструктор, вот этот самый домик в собранном виде:Как же я любила играть с этим домиком! А ведь вот забыла же о нем совсем, если б не это случайное фото! Я даже вспомнила семью медвежат, которая у меня в нем жила:Мама, папа и сыночек! И тогда я подумала, не найти ли мне фото всех моих игрушек? Найти и сохранить, и когда тоскливо на душе, рассматривать их и переноситься в мое счастливое, безоблачное, теплое детство, когда рядом были мама и папа, бабушка, дедушка и сестра! К сожалению, те игрушки я не сохранила, смогла вернуть несколько, а остальные лишь на фото. Я решила поделиться с вами своими игрушками, может и у вас такие же были, может и до сих пор есть, выходите, поиграем вместе! Я заранее прошу прощения за использование чужих фото, я их брала в интернете, удалю, если автору это важно. Начну со зверушек, я их в детстве больше любила почему-то. Очень нравились целлулоидные, они такие яркие, сочные, как будто ожившая сказка в руках! Конек-Горбунок, я ему даже сено заготовляла на зиму, перевязывала нитками маленькие вязаночки сухой травы! Кот в сапогах: мы готовились к свадьбе моей сестры, поехали в аул за большим казаном для плова, и там в магазине, среди всякой хозяйственной утвари, продавалось и немного игрушек, а среди них-потрясающий, важный кот! Конечно, папа купил его мне, вот счастье-то было! Но прожил он у меня всего 4 дня, на самой этой свадьбе кто-то у меня его присвоил, как же я плакала за ним! Были обследованы все магазины игрушек, но кота мы не нашли, а теперь я нашла его фото:Крокодил, тот, который из Чуковского, наверное:

Зайчик, он был у соседского мальчика, мне очень его хотелось: И вот я предложила обмен: пачку новых 24х-цветных карандашей на зайца, конечно, он согласился, обмен состоялся, и заяц у меня прожил целую ночь! А наутро мама мальчика принесла мои карандаши, сказала, что без разрешения взрослых это не делается, и забрала зайца. Мои родители удивились, что мне заяц оказался нужнее карандашей, и на выходных мне куплен был зайчик, правда другой, он мне казался пришельцем с другой планеты, настолько он был странным, его фото я тоже нашла, ура! Вот зелёный у меня и был! Были ещё собачки, коричневая вся подвижная, прямо БЖД Котята в корзинке: И мой любимец Буратино, его я сумела вернуть, той же самой расцветки! Мой старший брат накопил денег, из тех, что ему давали на обед, и однажды мы с ним поехали в Детский мир, у нас он назывался Ласточка, это было самое прекрасное, самое волшебное место на свете! И вот я увидела его, героя моей любимой книжки, которую я уже самостоятельно прочитала, и не один раз, Буратино! У брата как раз хватило денег на него, Боже мой, я и сейчас помню этих бабочек в животе! Когда родилась и чуть-чуть подросла моя племянница, Буратино отдали ей, при этом нос его был срезан, чтобы она не укололась, мне было 9 лет, меня, наверное, считали уже взрослой. Видели бы мои родные, что я до сих пор играю с этим Буратино!
Были у меня и пластмассовые зверушки, не менее любимые, целое подворье домашних животных:

Резиновый пудель:
Забавная кошка-гармошка:
Удивительный пупырчатый синий кот, настолько несуразный и в то же время прекрасный!
Этим курам я всегда подсыпала пшено:
Диких животных тоже было много: Такой зайчик, по-моему, был у всех, у меня даже два: А этого крокодила мне вручил дед Мороз на новогоднем утреннике в школе за лучший новогодний костюм, я была мушкетёром.
Игрушки-каталки, за верёвочку и бегом по двору, и неважно, что каталка уже вверх колесами летит за спиной:
Обезьянка-акробат выделывала самые разнообразные трюки на шесте: Крокодил Гена и Чебурашки:
А вот этого Чебурашку я очень любила, такой он был приятный и наощупь, и по размеру, хотелось бы вернуть его, но пока не сложилось: Флокированные или флоковые, не знаю, как правильней, зверушки, я даже помню их чудесный запах!
Заяц-боксер, весь гнущийся, мягкий, принимающий любую позу: Вот этого белого мишки у меня не было, но я хочу, чтобы этот медвежонок был в моем рассказе, потому что он-моя большая детская мечта, мишка жил в доме моей тети, в серванте, среди хрустальных вазочек и фужеров, как среди северных льдин. Иногда мне давали его подержать, и я, представляя себя белой медведицей, пела колыбельную своему Умке.
Может когда-нибудь мой Умка и найдет меня, кто знает.
Ой, кажется, мы не помещаемся в рамки одного топика, приходится писать ещё один! Кто не устал, милости просим играть дальше!

Ямогу: Мебель для кукол 7-16 см. Могу сделать интерьерные мини-розы на ножке.

Ямогу: Сделаю для вас кукольную мебель и аксессуары для кукол 1\6

Какие душевные игрушки))). У меня из таких были только котята в корзинке). К сожалению они не сохранились(

Анна, спасибо большое! У меня ничего не сохранилось, прошло детство пятерых племянников)).Даже моим детям не досталось маминых игрушек!

Трогательно написано. Спасибо Вам за воспоминания, мы приблизительно одного возраста-времени, мне кажется.
Желаю Вам встретиться со своим Умкой. Мой любимый мультик из детства.

Спасибо, Татьяна! Все высматриваю Умку на торговых площадках, но то состояние у них плачевное, то высылать в Казахстан не хотят, но надеюсь, мой меня отыщет!

Очень тронул рассказ, спасибо!
Интересно, что вспоминается многое, глядя на старые игрушки…
Умка-был мой самый любимый, вместе с плюшевым мишкой: мне его папа из командировки привез.
Как я его любила: и кормила, и купалась, и спасла с ним…
Мой плюшевый мишка (тоже папин подарок)до сих пор со мной, а Умку -не сохранила…

Вот Вы правы, взглянешь на некоторую игрушку, и целый пласт детской жизни вспомнится! Вам повезло, что плюшевый ещё с Вами, у меня не сохранилось ни одной((

Спасибо за возврат в детство! На самой первой картинке конек-горбунок, только желтый, моя любимая игрушка :) еще котята, как пупырчатый синий, но не кот, а желтый медведь, котята в корзинке, страус:)

"Войдите в любой игрушечный магазин, - и сколько уродов, карикатур в числе кукол мы там встретим[. ] игрушки полны насмешками над лысыми, пьяными, толстяками и т. д.; успех в продаже этих игрушек объясняется тем, что они нравятся взрослым, и что взрослые выбирают их для подарков, но не сами дети".

И хотя эти строки могли бы быть написаны сегодня, им уже более ста лет. Так начинается фундаментальный труд «Игрушка — радость детей»
от теоретика и практика игрушечного дела Николая Бартрама. Книга увидела свет 1912 год. (К слову, у Бартрама в 1912 году вышла и другая книга, но о ней в следующий раз).

СПРАВКА: Николай Бартрам — имя, которое просто обязан знать каждый уважающий себя коллекционер советских кукол. Это искусствовед, музейный деятель, коллекционер, автор книг и эскизов для
производства кукол, первый в стране человек, который создал профильный музей, разработал дидактические методы использования игрушек и кукол. Информации о нем много в интернете, есть даже фильм с его участием.

Книга "Игрушка - радость детей" это великолепное методическое пособие, очень богато иллюстрированное, которое рассказывает, как родители при помощи игрушек могут развивать и обучать своих детей.

Разумеется, сегодня заявлением о том, что игрушка — это не только забава, но и дополнительные возможности обучения и развития, никого не удивишь. Но тогда это был невероятный дидактический прорыв. И, честно говоря, информация, приведенная в книге, ничуть не устарела. Более того, строгой и мудрой научности, переплавленной для использования с детьми сегодня ох как нехватает во всех сферах детского развития и образования.
Здесь нет ни альтернативной истории, ни фанатичности, ни надуманности, ни морализаторства, ни ненужного вымысла. Вот, к примеру, рассказ о рындах…

Структурно книга поделена на разделы — исторические игрушки, игрушки по мотивам сказок и басен, механические, животные и т.д. В каждом разделе с десяток статей, снабженных фотографиями. Первый раздел - игрушки самодельные, созданные детьми или их родителями на скорую руку. Бартрам восхищается детскими работами, попутно отмечая, что работа с различными материалами - ветками, шишками, воском и т.д. позволяет детям познать скульптурные возможности материала, развивает у них изобразительные навыки. В школьном возрасте изготовление самодельных игрушек может помочь в закреплении изучаемого материала. А вот пример, как можно использовать игрушки при изучении географии родной страны.

Статьи Николай Бартрам писал на основе исследований ведущих ученых начала XX века. Например, раздел о животных он создал на базе трудов Брэма.

Дает автор совет как правильно подбирать игрушки. Одним из лучших вариантов Бартрам считает цветные деревянные кубики - они будят фантазию, так же как и примитивные кустарные игрушки.

Николай Дмитриевич очень подробно, хорошим, богатым русским языком рассказывает, как при помощи самодельных (и покупных) игрушек ребенок может получать знания о всемирной и отечественной истории, государственном устройстве, экономике, биологии, механике и многих других сферах. Добавляет и свои мысли, рассуждения, мнения…

Книга несомненно полезна и для коллекционеров. В ней много фото, все они подписаны и оформлены в конце книги в опись-каталог. Вот он.

Читайте также: