Бартрам николай дмитриевич музей игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Мечта о музее

Что такое крупная благотворительность? Благотворитель жертвует деньги, и попадает в историю. Справедливо попадает, нужно сказать – потому что деньги жертвовать – дело благородное.

Но все же есть и другие судьбы. Когда капиталов нет и в помине, а человек, фактически, на голом месте, создает нечто невиданное исключительно благодаря своим энтузиазму и подлинной жертвенности. Отказываясь от простых радостей. Не претендуя на почетные листы и ордена.

За тридевять земель от столичного города Санкт-Петербурга и первопрестольной Москвы, «на краю географии», в Курской губернии, в маленькой деревеньке Семеновке в скромной мастерской сидели два Бартрама. Дмитрий Эрнестович и Николай Дмитриевич. Отец и сын. Дмитрий Эрнестович мастерил детские игрушки, а маленький Николай Дмитриевич с восторгом на это смотрел. Потом стал помогать. Потом сам начал мастерить. История обыденная.

Будь Бартрам-сын обычным деревенским парнем с тягой к рукодельничанью, так бы и прожил всю свою жизнь в Курской губернии, в родной деревне, мастерил бы бесхитростных коников, птичек-свистулек и медведей с наковальнями, возможно – если бы очень повезло – получал бы помощь от московского Кустарного музея, только это вряд ли. Далеко эта Москва.

Но Николай Дмитриевич сызмальства был не таков. Он решил посвятить свою жизнь детской игрушке. Собрать все, что только можно. И открыть музей.

«Игрушка прошлого и настоящего»

Необходимо было получить образование, и юный игрушечник поехал в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но постоянно болел, вынужден был пропускать занятия, не справлялся с заданиями – и в результате уехал на родину. А там все эти хвори вдруг его покинули – с чем, с чем, а с экологией в Курской губернии дела обстояли неплохо. А чтобы время зря не шло, наш герой затеял у себя в деревне учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой и руководил на протяжении десятилетия.

Бартраму повезло – судьба свела его с самим Иваном Забелиным, директором Исторического музея. От него он заразился любовью к истории, к русской старине. И мастерская в курской глубинке начала, помимо традиционной, выпускать еще и историческую игрушку.

А затем – поездки по России, поиск интересных, характерных, уникальных образцов. Расширение границы интересов – путешествия по Франции, Швейцарии, Германии. Не как турист, а с той же целью – изучать местную игрушку и, по возможности, на скудный свой доход что-то прикупать для собственной коллекции. Он тогда уже прекрасно понимал, что рано или поздно эта скромная коллекция сделается общедоступным музеем, единственным в своем роде. И, отказывая себе во всем, шел к этой цели.

Мусор городов

Бартрам поступает на службу в самое, казалось бы, близкое ему по духу учреждение – Кустарный музей. Но уже в то время он задумался о большем – о создании специализированного музея игрушки. Одна из сподвижниц Бартрама, Е. Овчинникова вспоминала о том, как Николай Дмитриевич шел к своей цели: «Бартрам мечтал создать музей игрушки. Чтобы привлечь к этому интерес общественности, он организует в Кустарном музее одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка. В небольшой брошюре, написанной для выставки 1909 года, под названием «Игрушка прошлого и настоящего» Бартрам останавливает свое внимание на сюжетике и художественном оформлении игрушек; он подчеркивает, что народная игрушка более близка и понятна детям и высказывает свое отрицательное отношение к фабричным изделиям, которыми окружают детей: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребенке эстетические запросы».

Бартрам пишет о необходимости изучения русской игрушки и ее истории, призывает собирать безвозвратно уходящие образцы игрушек прошлого.

«Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

Затем он продолжает: «Дальше желательно подойти к созданию Музея русской игрушки, который служил бы источником для дальнейшего развития игрушечного дела в России и материалом для его изучения»…

В следующем, 1910, году Бартрам организует вторую выставку «Как делают игрушки», которая была продолжением выставки 1909 года. Здесь демонстрировались работы кустарей, знакомящие посетителей с различными видами кустарных промыслов и их историей. Экспозиция сопровождалась наглядным показом процессов выполнения игрушек; демонстрировали свою работу резчики по дереву, токари, лепщики и рисовальщики. На выставке велась и продажа игрушек. К набору на тему сказки «Заяц и Еж», исполненному по рисунку Бартрама, прилагалась его миниатюрная книжка с картинкой и текстом сказки».

А Бартрам, между тем, расширял круг своих интересов. Увлекся архитектурной игрушкой – «мастерил макеты мировых шедевров зодчества. Коллекционировал детскую мебель, посуду, школьные принадлежности – все, что имеет отношение к золотому периоду жизни человека.

И не уставал рассказывать всем окружающим про будущий музей: «Знаешь, ведь каждая игрушка – это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!»

А художник Серов говорил о Бартраме: «Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел».

Аполлон против мужицких игрушек

Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой (хотя что может быть дешевле Троицкой игрушки?). Вероятно, вымиранию содействует при этом не только экономические, но и «эстетические» соображения. Фабричные игрушки кажутся простонародью изящнее, менее «мужицкими». Но я положительно не нахожу внутри себя ответа: нужно ли приветствовать это искусственное спасание или нет?

Сам Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему удалось уже столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов. Но, вот, закрадывается подозрение – не «эстетизм» ли это, не для господ ли любителей, не для взрослых ли культурных обывателей оно делается, не они ли окажутся единственными потребителями этого «народного детского искусства»? И если это так, то все становится сейчас же почему-то скучным…

И все же не лучше ли, чтобы стояли кустарные изделия «Бартрамовского» периода по полкам и этажеркам гостиных, нежели те роскошные, «парижские» objets de lux, которые сверкают и прельщают буржуа из-за саженных стекол больших магазинов на Невском? Если так взглянуть на дело, то дай Бог ему процветать, и это лишний шаг в сторону от заедающей все пошлости».

«Прелестный фанатик идеи» добивается своего

И, наконец-то, свершилось. Казалось бы, в самый неподходящий момент. В 1918 году в Москве, в доме № 8 по Смоленскому бульвару открывается Музей игрушки. В стране разруха, но энтузиаст игрушечного дела, презирая холод, голод, прочие напасти, открыл в своей собственной квартире, в четырех комнатах первую экспозицию. А что, ему не привыкать. Он и в благополучные годы отнюдь не роскошествовал – все свои деньги тратил на игрушки.

Помогали ему два таких же беззаветных энтузиаста – мастера И. Овешков и А. Чушкин. Над входом же было написано: «Дети, идите в свой музей».

Примечательной была квартира собирателя. Его дочь вспоминала: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина – героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя. Кроме этого всего прочего, Бартрам собирал нэцке ― японские статуэтки, предметы детской жизни: учебники, тетради, детскую посуду».

Музей разрастался, постепенно пополнялся новыми экспонатами (в том числе из других музейных хранилищ и некогда частных собраний Москвы). В 1924 году ему выделили роскошнейшее помещение – бывший особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, 12. Огромная коллекция просторно разместилась в залах, стены же украсила коллекция детского портрета прошлого столетия.

В этом музее детям позволялось трогать экспонаты, более того – играть ими. По воскресеньям проходили спектакли экспериментального кукольного театра. Не удивительно, что это учреждение было одним из самых популярных городских музеев. Но перед войной музею выделили новое помещение – на этот раз в Загорске.

Место выбрали не случайно – ведь тамошняя игрушка издавна славилась на всю Россию. Путеводитель по лавре писал: «Некоторые из кустарей вместе с приготовлением от руки резных деревянных игрушек, приготовляют и деревянные ложки, которые, по словам преданья, послужили основанием игрушечного промысла в Посаде. Большинство же кустарей занимается изделием бумажных игрушек и бумажных масок».

Редчайший четырёхминутный фильм 1927 года режиссера Юрия Желябужского, в котором запечатлён сам Бартрам, старое здание музея игрушки в Москве, экспонаты, которых ныне не увидишь даже в запасниках:

Восхвалял этот промысел и писатель Михаил Осоргин: «Раскрашенные куклы монахов и монахинь ходко шли на ярмарках, и купец Храпунов выделывал их на своем кустарном заводе в Богородском уезде Московской губернии, а также заказывал кустарям-одиночкам, которых было много в игрушечном районе близ Сергиева Посада. Делали монахов деревянных с раскраской, делали и глиняных, внутри полых, с горлышком в клобуке – как бы фляга для разных напитков».

Кроме игрушек, собранных со всего мира, здесь были работы самого Николая Дмитриевича. Впрочем, далеко не все были в восторге от его произведений. М. А. Волошин писал в своем очерке «Танец»: «Упрощенные декорации «Карамазовых» и «Идиота», креговские ширмы в «Гамлете» – это то же самое, что стилизованные новейшие немецкие игрушки или игрушки Бартрама по отношению к настоящему «Мужику и медведю». В них нет тайной связи с глубочайшими областями воспоминаний. Они возможны. Но в них нет необходимости».

Но, не взирая на оценки, Николай Бартрам спокойно делал свое дело, шел своем путем. И в результате мы сегодня можем видеть, во что играли наши прапрадедушки и прапрабабушки. Да, этот музей не претендует на мировую славу. Несколько небольших залов, заполненных простыми детскими игрушками. Но если бы не этот небольшой музей, созданный стараниями маленького подвижника, картина мира была бы не полная.

17 октября 2020 года Музею игрушки исполнится 102 года. Его основал в Москве в голодном 1918 году ученый, собиратель, педагог, исследователь, знаток русского народного творчества Николай Дмитриевич БАРТРАМ . Дети называли его "Дядя Музей" .

В Москве музей просуществовал до 1930 года, пока его не отправили в Сергиев Посад . Пока музей находился в Москве , он был вторым по популярности после Третьяковской галереи !

Отец Николая Дмитриевича мастерил детские игрушки, отсюда и интерес Николая к игрушке. Он решил собрать как можно больше игрушек и открыть музей. Семья деревенская, нужно ехать в Москву получать образование. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Судьба свела его с директором Исторического музея Иваном Забелиным. К этому времени Бартрам уже открыл у себя на родине мастерскую игрушечно-столярного производства. Заразился от Забелина интересом к истории, и его мастерская, кроме традиционной игрушки, начала выпускать игрушки исторические. Потом Бартрам путешествует по России и европейским странам, ищет уникальные, характерные образцы. Изучает местные игрушки и покупает образцы для будущего музея. Он хотел создать общедоступного специализированного музея игрушки - для всех. Он отказывал себе в необходимом, но шел к своей цели.

Чтобы привлечь к будущему музею интерес общественности, он организует в Кустарном музее одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка. В небольшой брошюре, написанной для выставки 1909 года, под названием «Игрушка прошлого и настоящего» Бартрам подчеркивает, что народная игрушка более близка и понятна детям и высказывает свое отрицательное отношение к фабричным изделиям, которыми окружают детей: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребенке эстетические запросы».

Николай Дмитриевич пишет о необходимости изучения русской игрушки и ее истории, призывает собирать безвозвратно уходящие образцы игрушек прошлого. «Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

Музей открылся в собственной квартире Николая Дмитриевича Бартрама . В 1924 году музею предоставили роскошный особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке .

Кроме осмотра экспозиции, детям разрешалось играть, они могли смотреть кукольные спектакли. Неудивительно, что музей был НАСТОЛЬКО популярен, что занимал первые строчки популярности музеев в Москве .

Ниже на видео под названием "Приключения болвашки" , вы сможете увидеть редчайшие кадры, как Николай Дмитриевич Бартрам проводит экскурсию для детей, можно увидеть экспонаты музея, обстановку в нем. Напомним, это 20-е годы.

- Хотите, пойдемте в нашу мастерскую, и вы увидите, как их делают! - отвечает Николай Дмитриевич и ведет детей в мастерскую, где на их глазах мастер вырезает очередную подвижного человечка.

А через несколько лет музей перевели в Сергиев Посад . Понятно, что в Сергиевом Посаде музей увидит гораздо меньшее количество посетителей, чем если бы он находился в Москве. Говорят, что это переселение музея сказалось отрицательно на здоровье Николая Дмитриевича. Он умер через год после этого, ему было всего 57 лет.

Сегодня мы ограничились только общей информацией о Николае Дмитриевиче Бартраме и созданном им музее. Мы обязательно расскажем подробнее о музее в Сергиевом Пасаде , покажем фото.

Нам очень близка эта тема: мы изучаем историю игрушек, собираемся открывать музей, посвященный народным, авторским и старым фабричным игрушкам в Измайловском кремле рядом с нашей галереей "Кукольный переулок" , много раз посещали музей игрушек в Сергиевом Пасаде , близко знакомы с самыми известными знатоками истории игрушек в нашей стране - Галиной Дайн, Сергеем Романовым и другими выдающимися специалистами по этой теме нашего времени, писали об их деятельности в нашем журнале "Талант. Человек и творчество". Мы обязательно вернемся к теме музея игрушек, частных коллекций и продолжения работы по собиранию и популяризации этой темы в сегодняшних непростых условиях выживания подобных проектов.

Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"

Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.

СМ. НОВУЮ СТРАНИЦУМузей игрушки | Сергиев Посад

СМ. НОВУЮ СТРАНИЦУМузей игрушки | Сергиев Посад

СМ. НОВУЮ СТРАНИЦУМузей игрушки | Сергиев Посад запись закреплена
Жизнь,подсказанная душой. Авторские игрушки.

Начало развития мишек Тедди в России.
История мишек с подвижными лапами в России берет свое начало в 1930-х годах и связана она с именем Анастасии Николаевны Изергиной (в девичестве - Бартрам). Анастасия Николаевна - дочь Николая Дмитриевича Бартрама, известного российского мецената, коллекционера и музейного деятеля. Николай Дмитриевич Бартрам, являясь сыном русского художника-акварелиста Дмитрия Эрнстовича Бартрама, в раннем возрасте научился рисовать и мастерить игрушки.
Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) в 90-х годах XIX века создал в старой усадьбе отца Семёновке в Льговском уезде Курской губернии Семёновскую художественную учебно-столярную мастерскую. В 1907 году им были организованы учебные мастерские при Кустарном музее Московского губернского земства, и одновременно создан в Москве музей образцов кустарной игрушки. В 1925 году по инициативе Н.Д. Бартрама открылись курсы подготовки специалистов и инструкторов по изготовлению игрушек при Московском Музее игрушки. Курсы имели три отделения: резной и токарной игрушки; папье-маше; мягкой игрушки. В 1929 году была открыта производственная мастерская, которой Н.Д. Бартрам руководил до последних лет жизни.
На протяжении всех лет Николай Дмитриевич изучал историю игрушки, как русской-народной, так и зарубежной, он часто общался с кустарями-ремесленниками, перенимая их опыт. Также, в начале 1900-х годов Николай Дмитриевич проехал по Европе, откуда привез коллекцию новых интересных игрушек, занявших достойное место в его музее. Сначала Московский Музей игрушки располагался в четырехкомнатной квартире Н.Д. Бартрама на Смоленском бульваре. Но, в 1924 году Музей обладал уже довольно большой экспозицией, ему отдали особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там располагается Государственный музей А.С. Пушкина). Позже Музей был переведен в подмосковный Сергиев посад,где существует и сейчас.
Анастасия Николаевна Бартрам росла в атмосфере сказки, с раннего детства ее окружали разнообразные игрушки, которые коллекционировал ее отец. Одно время в стенах созданного отцом Музея действовал даже кукольный театр! Поэтому Анастасия не только впитала любовь к куклам и мишкам, но и многое знала о практической стороне вопроса - изготовлении игрушек. Результатом явилось написание Анастасией Николаевной нескольких книг, которыми впоследствии пользовались многие разработчики и производители мишек. Первая книга Анастасии Николаевны вышла в свет в 1937 году в Ленинграде, называлась она "Производство мягкой игрушки". В то время Анастасия Николаевна была уже замужем и носила фамилию Изергина. Именно под этой фамилией она наиболее известна в кругах людей, интересующихся мишками. В книге были представлены выкройки, чертежи и подробные описания процесса создания текстильных кукол, мишек и других животных. По этим выкройкам шили игрушки в небольших кооперативах и артелях. Интерес к публикации был большой, и уже в 1944 году (в войну!) увидела свет вторая книга, которую Анастасия Николаевна написала в соавторстве со своей сестрой, Марией Николаевной - "Игрушки из ткани. Способы изготовления чертежей, выкроек". В книге подробно рассмотрены базовые методы построения выкроек разных игрушек, основанные на переложении изображения игрушки на бумаге в объем. Учтены также свойства долевой и поперечной нитей в ткани, из которой шьется игрушка, свойство ткани сильно растягиваться в направлении по косой. Отдельный раздел посвящен методам формирования мордочек игрушек с помощью утяжек. Это издание было направлено на развитие творческого мышления людей, занимающихся созданием игрушек из ткани. В 1947 году книга была переиздана.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бартрам Николай Дмитриевич: «Игрушка - зеркало жизни»

редчайший 4-х минутный фильм 1927 года (!) Юрия Желябужского «Приключения Болвашки».

«Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса,
такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел» Серов В.А.

Бартрам


фотограф Иохансон Роберт (1877-1959)

Начало «Музею игрушки» было положено коллекцией, собранной Бартрамом в своей квартире на Садовом кольце (Зубовский бульвар, д.15, кв.13 — адрес на его визитной карточке).

Зимой 1918 года москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трех чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков. И тут сделаю отступление: .

Как известно, за любым великим мужчиной всегда стоит великая женщина. И не видать бы нам «Музея игрушки» как своих ушей, если бы не Евдокия Ивановна Лосева (Россия, 1880-1936), живописец, вторая жена Николая Дмитриевича.

Серов Валентин Александрович (Россия, 1865–1911) «Портрет Евдокии Ивановны Лосевой» 1903


Серов Валентин Александрович (Россия, 1865–1911) «Портрет Евдокии Ивановны Лосевой» 1903
портрет приобретен Государственной Третьяковской галереей в 1946 году у дочери Евдокии Ивановны - Марины.

Евдокия Ивановна Лосева (в девичестве Чижова) была замужем за Лосевым Михаилом Лукичем (1851-1912), крупнейшим химиком-технологом, управляющим несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётным гражданином Москвы, членом Государственного Совета, владельцем приобретенного имения в Московской губернии и дома в Москве (в 1909 году оценен в 48 тыс. руб). В семье росло трое детей.

Когда и где она познакомилась с Николаем Дмитриевичем Бартрамом - история умалчивает, но известно, что с 1905 года она уже сотрудничала с ним.

Так вот. Той зимой, 1918 года витрины перевозились из квартиры Николая Дмитриевича в дом № 8 по Смоленскому бульвару, в одноэтажный с мезонином особняк (сейчас на месте изящного старинного особняка Лосевых 17-этажный панельный жилой дом), принадлежавший до революции - та-да-да-дам! - Евдокии Ивановне Лосевой, ставшей второй женой Николая Дмитриевича Бартрама (законной или гражданской, неизвестно).

Площади особняка в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые.

А пополнялась она активно игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезенными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций; старинными реликвиями, хранившимися в семьях. «Игрушки буквально ломились в дверь музея», - пишет в своих воспоминаниях дочь Бартрама А. Н. Изергина.

От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далеких лет, редкие фотографии, первая музейная афиша, выполненная известным художником И. С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом.

дети, идите в свой музей

С 1921 года Евдокия Ивановна организатор и сотрудник наравне с Бартрамом Московского музея игрушки (с 1930 в Загорске). Работала в области декоративно-прикладного искусства. Она проводила экскурсии с иностранными посетителями и готовила к изданию путеводитель по музею, слыла образованным и одаренным человеком, собрала неплохую коллекцию живописи, часть которой была передана ею в 1920 годы в Государственный Русский музей.
Евдокия Ивановна была ученицей Валентина Серова. Она оставила единственный живописный портрет Николая Дмитриевича.

Лосева Евдокия Ивановна (Россия, 1880-1936) «Портрет Н.Д.Бартрама (1873-1931)» 1920-е


Лосева Евдокия Ивановна (Россия, 1880-1936) «Портрет Н.Д.Бартрама (1873-1931)» 1920-е

Ну, а дальше всем всё известно.
В 1925 году музей переехал в новое просторное здание - дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне Литературный музей им. А. С. Пушкина). В том же году Бартрам представлял свое искусство и свой музей на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Диплом, полученный там, - свидетельство большого успеха художника и музейщика.

Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года)

Расширялись экспозиции, устраивались новые выставки; музей завоевывал все большую популярность среди столичных зрителей. Еще в 1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки. В новом же здании начали работать курсы художественной игрушки, а в 1929 году открылась производственная мастерская, которой до конца своей жизни руководил Бартрам. Здесь по эскизам художников создавались игрушки, которые продавались здесь же в музейном киоске.

Но над музеем сгущались тучи. Так называемая «разгрузочная комиссия», «очищавшая» столицу от «лишних» организаций, к таковым отнесла и уникальный детский музей. Впрочем, с ним поступили еще гуманно: не уничтожили, а лишь перевели в 1931 году в Загорск.

С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.

Музей игрушки. Загорск

Музей игрушки. Загорск

в 1933 году вышла книга выдающегося актёра и режиссёра Николая Михайловича М. Церетелли "Русская крестьянская игрушка", Её редактором был А. В. Луначарский. Издательство считало работу Н. М. Церетелли слабой, так как она в основном имела описательный характер; Луначарский же, напротив, больше всего ценил в ней иллюстративный и описательный материал, собранный автором. Чтобы содействовать выпуску книги, он написал к ней предисловие.
В книге Николай Михайлович использовал несколько работ Бартрама (содержание книги, несколько разворотов)

logo



Бартрам Николай Дмитриевич (1873–1931)

Художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки [1]
Х[1] Музей игрушки расположен на горе Волокуше напротив Троице-Сергиевой лавры. Он основан художником и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
Читать далее. . Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Постепенно окрепнув в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, руководителем Российского Исторического музея, оказавшим на него большое влияние.
В своей мастерской Николай стал воссоздавать не только народные предметы бытового назначения, но и старинные детские игрушки. Он стал изучать их историю и особенности производства, начал собирать коллекцию игрушек, а вместе с ними и разнообразные предметы российской старины.
Поиск игрушек и предметов народного быта захватил Николая, он стал с увлечением ездить по России, посещать центры кустарных промыслов. Коллекция быстро пополнялась, в ней появились и старинные крестьянские одежды из различных губерний России, и изделия гончаров — от примитивных глиняных свистулек до поливных статуэток, и пряничные доски. Но с особым интересом сказывались увлечения детства — он собирал деревянные резные игрушки. Вскоре его коллекция игрушек стала лучшей в России.



Книга Н.Д. Бартрама «Игрушка. Её история и значение». 1912г.

Бартрама заинтересовала и промышленность, занимающаяся изготовлением игрушек. Чтобы лучше познакомиться с ней, он совершил в 1900-1903 годах несколько длительных поездок заграницу. Николай побывал во Франции, Швейцарии, Германии.
В 1904 году Н.Д. Бартрам окончательно перебрался в Москву. Его дом быстро превратился в своеобразный музей.
Николай Дмитриевич и службу нашел в Москве родственную своим увлечениям. Преподавал в Учебных мастерских кустарного дела. В 1907-17 годах служил в Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства), где основал и возглавил отдел образцов. У Николая Дмитриевича появилось новое увлечение — архитектурная игрушка. По рисункам, гравюрам, чертежам и собственным замерам исторических построек в мастерской стали изготавливать игрушки-макеты, воспроизводившие старинные здания, соборы, крепостные башни и даже небольшие уголки старой Москвы.


Подвижническая деятельность Бартрама вызвала широкий общественный интерес. Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ — японской миниатюрной скульптуры.

Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки.
И такой музей был создан в 1918 г. в Москве. Первоначально он занимал несколько комнат в особнячке на Смоленском бульваре (до наших дней это здание не сохранилось). Музей быстро пополнялся, игрушки поступали из старых дворянских усадеб и царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, реквизируемых квартир «врагов революции» и от простых граждан.

Из публикации в центральной газете «Известия»: «…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

Места стало катастрофически не хватать, и в 1924 году Музею игрушки выделили один из красивейших московских особняков — бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).
Музей пользовался большой популярностью, по посещаемости его превосходила только Третьяковка. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Музеем Бартрам руководил до самой смерти. В музей он безвозмездно передал и большую часть своей коллекции.

Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им Музей игрушки жив и поныне в Сергиевом Посаде [2]
Х[2] Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск , в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
Читать далее. .

Добавить комментарий Отменить ответ

Контекстная справка

[1] — Музей игрушки расположен на горе Волокуше напротив Троице-Сергиевой лавры. Он основан художником и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. подробнее.

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее.

Читайте также: