Барыня трафарет дымковской игрушки

Обновлено: 19.04.2024

Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. С помощью программы Microsoft Word и PowerPoint подготовлена мультимедийная презентация, которая сопровождается фильмами и музыкой по теме и раздаточным материалом: «Элементы дымковской игрушки» и «Трафареты Дымковской игрушки» . Возможности программы позволяют быстро создать печатный раздаточный материал нужного содержания и качества. Они помогут познакомить дошкольников с народными промыслами России, в доступной форме расскажут об истории возникновения, об особенностях промысла.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Дымковская игрушка" 23.59 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 1.26 МБ
Раздаточный материал "Дымковская игрушка" 91.11 КБ
раздаточный материал-трафареты Дымковской игрушки 78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дымковская игрушка», для детей подготовительной группы, с использованием презентации и раздаточным материалом.

Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4), «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветные карандаши.
Индивидуальная работа : Оказывать помощь в рисовании элементов «Дымковской росписи».

Вид занятия: Познавательное.

Тип занятия: Художественная деятельность.

Тема занятия: "Дымковская игрушка".

Возраст : 5-7 лет.

Способы организации детей на занятии: с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.

Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.

Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.

1.. Вводная часть.

1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация "Дымковская игрушка" Слайд 1-7)

2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)

2.2 Физкультминутка "Мы игрушки расписные"

3. Практическая часть.
3.1 Роспись Дымковской игрушки.

Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.

Трафареты Дымковских игрушек (барыня, барашек, лошадка) на выбор детей.
Дети ,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент
и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).

Фоном звучит тихая русская народная музыка.

Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.

4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.

4.2 Анализ детских работ.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
(Слайд №3)
II. Основная часть
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
(Слайд №4)
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
(Слайд №5)
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Слайд №6)
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
(Слайд №7)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №8)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №9)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее ,распространённые сюжеты:
(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке .Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон

3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)
Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).
(Слайд №11-12)

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки (см. Приложение №1) Для того чтобы начать работу необходимо:
Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, барашек…
Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе .Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи»

Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.

А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
– На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно)

красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

У дымковской игрушки есть свои цвета , есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Итак, вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором. Выполните рисование цветными карандашами орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)

Воспитатель: Вот что у нас получилось!

– Какие замечательные работы получились у всех!

– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.
В конце занятия устраивается выставка.

Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Не только потому, что Дымково видно на противоположном берегу Вятки. Просто уже очень они «родные». Если честно, когда была маленькой (в школьном возрасте), не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, как к традиции, как к наследию, пришли позже.

Поэтому я не задумываясь познакомила своего маленького ребенка с дымковской игрушкой, рассказала про мастериц, про разновидности фигурок, про рисованные узоры и оформление фольгой.

А здесь — небольшая коллекция раскрасок с дымкой для детей разных возрастов. Сначала можно давать контуры с обрисованными узорами для раскрашивания. А когда ребенок будет чуть старше и узнает дымковские орнаменты, то сможет уже разукрашивать игрушки без детализации.

Для раскрашивания необходимы краски.

Дымковские узоры

Сразу хочу напомнить, какие узоры обычно используются для раскраски дымковских игрушек. Их можно использовать, как шпаргалку.

Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи

Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи

Линии орнаментов

Из этих базовых элементов и слагаются цветные узоры на фартуках и платьях барышень, хвостах и крыльях петухов.

Дымковские узоры

Можете в качестве упражнения предложить ребенку нарисовать по ряду различные узоры. Правда, не всем детям подобное задание понравится (сужу по своей дочке, она сразу бы к фигуре перешла, без «прописей»).

Орнаменты

Дымковская игрушка Барыня (Барышня)

Барышень делали разных: с петухом, с коромыслом, с детьми, с собачкой, важных барышень, барышень с муфтами… Объединяли из всех пышная юбка и кокошник на голове (иногда его заменяла шляпка).

Барышня с собачкой Дымковское семейство
Барышня с коромыслом Еще вариант барышни с коромыслом
Знатная барыня с зонтиком Барышня с кавалером

А вот силуэты дымковских барышень для самостоятельного «заполнения» узорами.

Барышня с петухом Барышня с младенцем

Дымковские игрушки Петухи (раскраски для детей 4-7 лет)

Вся красота петуха — в его хвосте и крыльях.

Кстати, от некоторых людей слышала, что это не петух, а индюк. По мне: разве он похож на индюка?

Дымковский петух Еще один петух из Дымково
Петух для раскрашивания Петушиная семья

Дымковские лошадь, олень, козел

Дымковский козлик Олень
Лошадь Кавалер на лошади (или на козле?)

Все материалы по теме «Дымковские игрушки. Картинки и раскраски для детей»
( 22 картинки )

Шаблоны дымковской росписи

Элементы дымковской росписи

дымковский мотив на круглом блюде. Раскраска

Дымковский козлик. Раскраска игрушки

Дымковская лошадка. Раскраска с узором

дымковские элементы на игрушках. Раскраска по образцу

    дымковские элементы на игрушках. Раскраска по образцу

Дымковские узоры. Игрушки для раскрашивания по образцу

    Дымковские узоры. Игрушки для раскрашивания по образцу

дымковские узоры на игрушках. Раскрась картинку

Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска с цветным контуром

    Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска с цветным контуром

Индюк. Дымковская игрушка. Раскраска

Дымковская раскраска

Дымковская игрушка. Картинка для раскрашивания

Ваши предложения
и пожелания

Дидактическая игра «Фруктово-овощной турнир» для старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия «Насекомые» в старшей группе

Конспект НОД «Наблюдение за цыпленком» в первой младшей группе

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении

День мороженого для детей младшей группы

Летняя веранда во второй младшей группе

Праздник русской березки

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»

Военная техника: пушка. Для макета к 9 мая «Великая Отечественная война»

Шаблоны карманов для лэпбука по теме «Птицы»

Фоны для боковых страниц лэпбука

Кот. Разрезная картинка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка и роспись дымковских коней. Сказка о дымковском чуде.

Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушки.

трафареты бабочек

Для подготовки руки к письму.


Конспект открытого урока по письму ТЕМА: Обведение геометрических фигур по трафарету с их последующей штриховкой в разных направлениях.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Были использованы пальчиковая гимнастика, динамическая минутка, физминутка. Использовалось много наглядного материала.


"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен.


Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»

Общая информация об уроке Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.Задачи: Образовательные: - формировать умение прави.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн.

Готовясь к семинару по декоративно-прикладному искусству, я сделала несколько "дымковских" игрушек из бумаги, так как и увлекаюсь бумагопластикой, и преподаю конструирование из бумаги в кружке. Вот такая барышня у меня получилась.

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

Идея такой куколки пришла ко мне, когда я вспомнила, что зимой мы делали с детьми таких же ангелочков. Первый этап - это нарисовать и вырезать шаблон. Вот такой он у меня получился.


Вы можете его скопировать, но юбочку к низу нужно сделать всё-таки пошире. Затем легонько простым карандашом наметить личико и другие важные детали.



С обратной стороны тоже намечаем кофточку.


Следующий этап - роспись. Тут можно дать волю своей фантазии. Но нужно помнить, что кофточка и головной убор у дымковской барышни, как правило, однотонные, а в росписи юбочки обязательно используется тот же цвет, плюс ещё 2-3 дополнительно. Я расписала вот так.


Тут мне показалось, что нужно тоненьким контуром обвести кое-какие детали одежды.


Так барышня выглядит поярче.


С обратной стороны тоже раскрашиваем кофточку.

Затем склеиваем сзади юбку и, опустив вниз руки, приклеиваем их на нужное место. А можно просто их опустить, загладив линию сгиба. Получилась вот такая красавица.


А вот и подружка к ней в гости пришла.


Эта барышня выполнена по-другому. Юбочка - длинный узкий конус, фартучек - конус пониже и шире. Верхняя часть нарисована на сгибе листа бумаги, раскрашена, и вырезана. затем всё собирается на клей.


И, в заключение, вот такая композиция.


Идею такого замечательного индюка подсмотрела здесь, на МААМе. Спасибо, коллеги.

Мастер-класс «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Дымковская барышня» Цель: познакомить детей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе». Задачи: 1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному.

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня»

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня» Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Ажурные цветы»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Ажурные цветы» Остается совсем немного времени до наступления лета! И нам захотелось создать яркие и необычные цветы для украшения группы. Идея изготовления.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы» Мы выполнили такую поделку с детьми. Для работы нам понадобилась цветная бумага (разного цвета, клей, ножницы. Как показано. Дальше подготовили.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы к 8 Марта!»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы к 8 Марта!» Здравствуйте,коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс: "Цветы к 8 Марта"! Цветок очень прост,но смотрится оригинально и очень.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала. Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Телефон»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Телефон» Мастер-класс «Телефон». Хочешь себе собственный телефон? Тогда тебе только стоит выполнять следующие шаги. Тебе понадобятся: • Картон.

Поделка из бумаги «Сова». Детский мастер-класс

Поделка из бумаги «Сова». Детский мастер-класс Умная сова - большая голова. Интересная, красивая птица. Ее много рисуют, делают различные аппликации и поделки. Совушку можно собрать,.

Читайте также: