Барышня крестьянка дымковская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Авторы: Даутова Карина, ученица 2 класса и Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: Мастер-класс рассчитан на детей и взрослых, всех тех, кто хочет сотворить чудо.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: изготовление и роспись дымковской барышни
Задачи:
- Прививать интерес к народному художественному творчеству
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-«Дымка», так ласково называют в народе дымковскую игрушку. Глядя на любую из них, с трудом сдерживаешь возглас восхищения! Дымковская барышня –символ материнства и плодородия. Каждый из узоров, используемые при её росписи имеет своё особое значение: кольцо –символ солнца, каравая хлеба, точки – звёзды, волнистые линии – символ воды, прямая линия – символ дороги. Узор кажется довольно простым. Но вы не сможете найти двух одинаковых игрушек, так как один и тот же узор никогда не повторяется. Существует одна тонкость при росписи барышни: в узоре на юбке, обязательно, используются цвета головного убораи жакета и ещё любые два цвета.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.



Для работы нам понадобятся инструменты и материалы:
-пластиковая бутылка
-ножницы
-гуашь
-пластилин
-кисти






5.Можно добавить дополнительные детали: оборки на юбку, фартук, ворот и т.д. Покрываем получившуюся барышню 2-3 слоями белил.












- Посмотрите на нашу красавицу. В ней столько доброты и веселья. Глядишь на неё и улыбаться хочется.
…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки,
Сотни лет…

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Лепка из пластилина учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:

• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

• синхронизировать работу обеих рук;

• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам. Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.

Я выбрала темой своего мастер класса «лепка Дымковской барышни» для ребят старших и подготовительных групп, так как данная поделка является очень красочной и знакомит ребят с ещё одним видом народного промысла - «дымковской игрушкой».

• продолжать знакомить детей с продуктами народного промысла

• учить детей лепить барышню, используя картинку в качестве натуры;

• учить передавать форму частей игрушки;

• учить передавать пропорциональное соотношение частей и детали;

• учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой;

• воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой, аккуратность, доводить начатое до конца.

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС, одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада. Согласно программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад тематика и время на освоение разных видов изодеятельности распределяется равномерно. Поэтому занятия лепкой, как и аппликацией, рисованием, предусмотрены 1 раз в неделю, что не дает возможности выполнить за одно занятие более сложные фигуры.

В данном мастер классе я показываю как используя традиционные и нетрадиционные техники лепки можно ускорить процесс создания сложных фигур.

Ход мастер класса

Для того, чтобы изготовить нашу поделку нам понадобятся:

• доска для работы с пластилином

• влажные салфетки (для рук)

• гуашь (6 цветов)

• кисточки (натуральные) большая и малые

Чтобы увлечь детей в это увлекательное творчество я показываю рисунки дымковской барышни (можно подобрать несколько изображений). Показ иллюстраций сопровождается стихом по данной теме (приложение 1).

Прежде чем приступить к работе, необходимо сделать гимнастику для пальчиков (приложение 2).

И так мы приступаем к лепки нашей барышни.

При создании поделки используется предметный вид лепки, который учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах.

Первым этапом будет создание юбки для нашей барышни. Юбка изготавливается в нетрадиционной техники - технике работы на форме. В данном случае приёмы пластилинографии, в частности налепливание и заглаживание, переносятся на создание трёхмерных образов. В качестве основы для оформления пластилином я использую заранее отрезанное горлышко от пластиковой бутылки (при работе с детьми пластиковый каркас для юбки лучше подготовить заранее, так как её обрезание не безопасно для ребенка). Делая из пластилина небольшие «лепешки» я облепляю ими всю поверхность бутылки, неравные края загибаем вовнутрь бутылки, после пальцем разглаживаем поверхность.

Верхняя часть барышни выполнена в традиционной конструктивной технике, которая основывается на сборке цельного образа из отдельно вылепленных деталей. Из куска пластилина мы катаем цилиндр, его окружность должна быть чуть больше окружности крышки бутылки – это будет туловище нашей будущей барышни. После я отщипываю еще три куска пластилина, это будут наши голова и руки. При изготовлении всех частей туловища надо путем наложения следить за их пропорцией. Следующий шаг, это создание кокошника и фартука, которые делаются из раскатанных шаров, работая стекой я придаю им изгибы. Букли сделаны из тонких «колбасок» скрученных в жгут. Когда созданы все части верхней половики барышни, мы приступаем к сборке, тщательно заглаживая швы.

Пластилиновая барышня готова и я приступаю к окрашиванию…

При помощи большой кисточки покрываю всё наше изделие белой гуашью. После того как гуашь просохнет приступаем к росписи, для наглядности показываем эскизы дымковской росписи (приложение 3) Легкий орнамент (круги, точки, волны и роспись гладью) так же упрощают роспись поделки, а яркие и не сложные цвета будут радовать детей.

И вот наша барышня готова! Я уверена ребятам очень понравится результат их работы! Можно составить хоровод из поделок и также под сопровождение музыки или стихов полюбоваться ими (приложение 4).

Данный мастер-класс может быть использован моими коллегами при проведении ООД.

Кусочек глины мягкой, тёплой

Ты в руки бережно берёшь,

Сначала колокол ты лепишь,

И что же в нем ты узнаёшь?

Так это же подол у юбки,

Цилиндр сверху прилепил,

Головку круглую, а руки

На пояс крепко подбочил,

Воланы бережно примазал,

В подол, передник, воротник,

Косую голову украсил,

И образ барыни возник.

Игрушка та должна обсохнуть,

Обжечься в печке без огня,

Затем покрыться белезною,

И ты готова у меня

Для росписи красивой, звучной,

И жизнь тогда не будет скучной.

Сияй ты, барыня моя!

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Посмотри как хороша эта девица душа

Щечки яблочки горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня»

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня» Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе Тема: «Дымковская барышня». Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня»

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:- продолжать.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня»

Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских.

Мастер-класс для детей 7 лет «Поделка из бумаги с использованием бросового материала «Дымковская барышня»

Мастер-класс для детей 7 лет «Поделка из бумаги с использованием бросового материала «Дымковская барышня» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается.

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка Для данной работы, нам понадобились: пластиковая бутылка,пластилин; Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего,.

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка

Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Из пластиковой бутылки я вырезала горловину, основу "Барыни" - это будущая юбочка.


Затем я обклеила получившуюся заготовку пластилином, разглаживаем пальцем, чтобы пластилин лег на весь конус.


После этого лепим туловище, голову, руки, кокошник,волосы (заплела косичку) и накидку

Можно использовать в работе различные элементы росписи. (мелкие узоры (круги)



Даем нашей барышни высохнуть

У нас получилась вот такая барышня.






Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки.

Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымкове слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Пришла я к вам не с пустыми руками. Принесла вам в подарок игрушки.

(Достает из корзины игрушки)

Но игрушки эти не простые. Знаете как их называют?

Дети: Да. Эти игрушки называют - Дымковские игрушки.

Мастерица : Верно. А может вы знаете и из какого материала их изготовливают?

Дети: Дымковские игрушки изготавливают из глины.

Мастерица : Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные. Давайте посчитаем их.

(Дети считают игрушки)

Дети: Здесь пять дымковских игрушек.

Мастерица : Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушкисвязывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов. Из каких цветов состоит узор дымковских игрушек?

Дети: Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого цветов.

Мастерица : Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их. Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Мы ребята удалые,

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Мастерица : Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, где будем лепить из глины дымковскую игрушку – уточку.

(Дети усаживаются за столы)

Мастерица : Для начала, давайте внимательно рассмотрим уточку. Посмотрите на ее туловище, какой оно формы?

Дети: Туловище уточки овальной формы.

Мастерица : Посмотрите какая у нее длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Мастерица : Еще у уточки есть клюв и хвост. У вас на столах лежат доски и глина для лепки. Давайте обсудим, какие приемы мы будем использовать в лепке.

1 прием – раскатывание. Мы раскатываем овал между ладошками.

2 прием – вытягивание. Вытягиваем шею и голову утки.

3 прием – прищипывание. Прищипываем клюв и хвост.

4 прием – сглаживание. Сглаживаем поверхность, убираем неровности.

(Дети выполняют работу, мастерица им помогает).

Мастерица : Посмотрите, какие замечательные уточки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек?

Мастерица : Мне пора возвращаться домой. Досвидания, ребята.

Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с мастерицей, узнали о селе Дымково и о Дымковских игрушках. А еще мы сами были мастерами и лепили из глины Дымковскую игрушку – уточку.

Воспитатель: Вы все молодцы.


Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья! Сегодня в день Матушки Земли хотелось бы предложить свою работу. Это цветы из пластиковых бутылок.

Детский мастер-класс «Дымковская барышня из пластиковой бутылки и глины»

Детский мастер-класс «Дымковская барышня из пластиковой бутылки и глины» Материал и инструменты: -Половина пластиковой бутылки (горлышко); -Дощечки для лепки; -Глина; -Стаканчик с водой; -Краски,кисточки. Приступаем,.

Дымковская барышня своими руками из бутылки и пластилина

Дымковская барышня своими руками из бутылки и пластилина Дымковская барышня своими руками для ИЗО уголка. Задачи: - Прививать интерес к народному художественному творчеству. - Развивать фантазию,.

Мастер-класс «Дымковская барышня» из пластилина и бросового материала

Мастер-класс «Дымковская барышня» из пластилина и бросового материала Хотелось бы, поделиться с Вами своим опытом при работе с пластилином. Шаг1 Берем ложечку из киндера и наносим на нее кусок пластилина.

Мастер-класс поделки из пластиковой бутылки» «Кукла «Буденовец»

Мастер-класс поделки из пластиковой бутылки» «Кукла «Буденовец» В этом году 23 февраля нашей доблестной Красной, а ныне Российской Армии исполнилось 100 лет. И в школе был объявлен творческий конкурс.

Мастер-класс по изготовлению кошечки из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению кошечки из пластиковой бутылки После публикации «Чудеса из бросового материала» некоторые коллеги написали в отзывах, что им понравилась кошечка из пластиковой бутылки.

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Пингвин» из пластиковой бутылки

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки «Пингвин» из пластиковой бутылки Когда мне и моей дочке становиться скучно, то мы придумываем чем себя занять полезным и приятным. Мы уже показывали, как из пластиковой.

Мастер-класс «Три полезные вещицы из одной пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Три полезные вещицы из одной пластиковой бутылки» Для людей с фантазией и умелыми руками не составит труда превратить ненужные вещи в настоящие шедевры. Сегодня предлагаю потратить время.

Мудрость народного творчества

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы!

Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы! (фото 1)

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал!

С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал! (фото 2)

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый.

При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый. (фото 3)

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска.

Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска. (фото 4)

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом.

Подобрала пряжу и определилась с силуэтом. (фото 5)

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища.

Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища. (фото 6)

Ручки гибкие - использовала каркас.

Ручки гибкие - использовала каркас. (фото 7)

Связала головной убор.

Связала головной убор. (фото 8)

Вместо волн у меня зигзаги.

Вместо волн у меня зигзаги. (фото 9)

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг.

Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг. (фото 10)

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр.

Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр. (фото 11)

Теперь очередь фартука.

Теперь очередь фартука. (фото 12)

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки!

Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки! (фото 13)

Украшение из кружочков.

Украшение из кружочков. (фото 14)

Вот Барыня готова!

Вот Барыня готова! (фото 15)

Теперь свяжем ведёрки.

Теперь свяжем ведёрки. (фото 16)

А коромысло? (фото 17)

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое.

Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое. (фото 18)

Покрутимся! (фото 19)

Дымковская Барыня (фото 20)

Дымковская Барыня (фото 21)

Работа выполнена из пряжи Пехорка детская новинка, крючком 1,75. Кружочки на фартуке – из пряжи Пехорка ажурная. Каркас – проволока 0,9мм и синельная проволока. В незначительном количестве использован бисер и бусины, кружочки фетра. Наполнитель – синтепон. Высота игрушки – 16 см.


Валечка, БРАВО Вашей фантазии и золотым ручкам - ПРЕКРАСНАЯ ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ!

Елена Ивановна! Спасибо огромное!

Валентина,какая же Вы выдумщица, прекрасная получилась дымковская барышня,да очаровательная какая! Здорово!

Как интересно - дымковская игрушка крючком ! Неожиданно и красивое и аккуратное исполнение !

Хороша барышня в ярком наряде, да краснощёкая

Какая красивая. А идея великолепная какая, ммм. 😍😍😍

Как же мне нравится Ваша барышня.

Ну, до чего же хороша! Просто прелесть!

Ладная! Статная! Сплошное ОЧАРОВАНИЕ.

Спасибо, Вера Михайловна!

Ой, Валюш, как здорово получилось! Я вот даже не представляю, как все такое малипусенькое вязать. Умничка, барышня - загляденье.

Игрушка совершенно очаровательная! И никогда не разобьется! И6рай хоть заиграйся, яркая, нарядная!👍👏👏👏👏👏🌹

Спасибо, Татьяна Ивановна!

Я не сразу поняла, что барышня связана крючком))) Просто чудесно получилось, очень похоже на оригинал, браво.

Ух ты! Вязанная Дымковская игрушка! Обожаю дымковскую игрушку. А в твоем исполнении - огонь! Скажи, вот как можно связать такую мелочь так красиво и качественно?!

Спасибо, Люда! В последнее время мелочевка даётся с трудом, зрение сильно "подсело".


Спасибо, Николай Михайлович!

замечательная игрушка получилась

Ух ты ж,Валя. Боже,какая ты молодец! Это потрясающе! Чудеснейшая Дымковская Барышня!! В таком варианте,вязаном,я ещё не видела! Браво,браво!!

Сплошное очарование, игрушка получилась замечательной. Восторг и восхищение

Спасибо, Альбина Николаевна!

Красавица! Барыня барыней, больше никак не назовешь!

Спасибо, Ольга Викторовна!

Даже представить не могла , что такую барышню можно связать ! Замечательная работа !

Валентина, какая очаровательная Барыня! Я в восторге! Умничка!

Спасибо, Вера Андреевна!

Надо же, вязаная барышня! Прелесть какая! И ведерочки вязаные - как мило!

Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.


Автор: Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва.

Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.

Цель:лепка из пластилина дымковской барыни.
Задачи:
- расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте;
- воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров.
- развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином;
- совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.

В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни - Дымковской.


Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.

Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, "в горошек" и в мелкий цветочек и элементы росписи - простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.



Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.
Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.



В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам - солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки - следы человека.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Дымковская игрушка - действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.


Для лепки нам понадобиться каркас - верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни.
Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты.
1.Начинаем работу с рисунка на юбке - нанесение белого фона.
Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки.



Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу.
Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой.



1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина.
Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой.
2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями.



3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука.
4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.



Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками.
Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики.

1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки.
2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик.
3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик.
4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.



Украшаем фартук оборкой.

Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить.






2.Второй шаг - это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.




1) Из белого пластилина формируем голову.
2) Присоединяем к торсу.
3) Примазываем, придаём форму лифа.



Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник.
Рисуем украшение на шее – бусы.



Делаем для куклы красивую прическу.
1)Из тонких колбасок делаем жгутики.
2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек.
3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы.
4)Закручивая по спирали, делаем пучок.



Делаем головной убор.
1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость.
2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем.
3) Формируем кокошник.





Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь Народ на ярмарке.
В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.

Читайте также: