Белорусские народные игрушки из дерева

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России.

Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!

Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки.

Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом.

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева. Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др.

Народная глиняная игрушка

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

 БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе


Курс повышения квалификации

Базовые технологии графического дизайна. Специфика преподавания Adobe Illustrator


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ


«Портрет в стиле поп-арт акриловыми красками»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.

БЕЛОРУССКИЕ
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА

Воспитатель 8 класса Фидловская Н.В.

В Беларуси, краю лесов, древесина была самым распространенным матери.

В Беларуси, краю лесов, древесина была самым распространенным материалом для строительства и творчества – резьбы по дереву, бондарства.
Резьба по дереву
Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины.
Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные наличники и дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.
Современные белорусские мастера изготавливают самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия. деревянная посуда, фигурки людей, животных и птиц, резная мебель.
Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.


ШКАТУЛКИ


Практически в каждой местности был свой бондарь, который изготавливал.

Практически в каждой местности был свой бондарь, который изготавливал емкости для воды, соков, напитков транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» - для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашн«дзяжа» и др.).
Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.

Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей.

Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду, корзины.
Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, вили веревки.


Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), озна.


Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), означавшего печь для обжига.
Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге.
Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.


Кузнечное дело Кузница - мастерская, в которой п.

Кузнечное дело
Кузница - мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой. Кузнец изготавливал огромное количество необходимых для существования человека предметов. К наиболее простым изделиям относятся: ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы и косы, долота и шила, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие в изготовлении специальных приемов.

Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного ис.

Ткачество - один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть.
С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев.
Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате. Скатерти, как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту.
ТКАЧЕСТВО


На белорусской земле лён возделывают с древних времен. Из волокна ткали полот.

На белорусской земле лён возделывают с древних времен. Из волокна ткали полотно и шили одежду, создавали прекрасные предметы быта, мастерили игрушки для детей.
Льняные сувениры

Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из со.


Соломоплетение одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.
Нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы. Конь – герой многих поверий , коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле.
СОЛОМОПЛЕТЕНИЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМКИ

Изображения животных

Куклы-обереги

Картины из соломки

Картины из соломки

Соломенный паук Подвесные соломенные «пауки» изгот.

Соломенный паук
Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – Вселенную. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука» , прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 531 материал в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2021 1481
  • PPTX 6.8 мбайт
  • 83 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фидловская Надежда Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

76 минут

«Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников»

64 минуты

«Эффективное обучение иностранным языкам дошкольников: профессиональные и личностные компетенции преподавателя»

29 минут

«Юлия Гиппенрейтер: Общаться с ребенком. Как?»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БЕЛАРУСКАЯ ЛЯЛЬКА Учреждение образования «Борисовский государственный колледж» Выполнила: Какшинская Алина Александровна, учащаяся 23-Н группы Руководитель: Решетняк Татьяна Витальевна, преподаватель спецдисциплин

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Куклы-мотанки

Куклы-мотанки У каждой хозяйки в доме в «красном углу была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

История тряпичной куклы Традиционной игрушкой в быту деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка.

История тряпичной куклы Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Типы и назначения народной куклы Куклы делились по размеру — на: локтевые, ладонные, пальчиковые. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Обереговые куклы: 1. Куватка 2. Ангелочек 3. Лихоманки 4.Макошь, Параскева 5. Вепсская 6. Богатство 7. Любава 8. Берегиня 9. Кубышка-травница 10.Крупеничка Обрядовые куклы: 1. Неразлучники 2. Мировое дерево 3. Масленица и «Домашняя Масленица» 4. Коляда , Спиридон-Солнцеворот 6. Мартинички , Веснушки 7. Покосница 8. Купавка и Купало Игровые куклы: 1. Столбушки 2. Малышок — голышек 3. Барыня 4. Кукла «на выхвалку» 5. «Простоволосая» 6. «Кукла с косой» 7. «Кукла нарядная» 8. Девкина забавка

Десятиручка Десятиручка — белорусская лялька-мотанка. Это была кукла и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Туловище изготавливали из белой скрученной ткани, ручки из красной. Перевязывали красной нитью.

Кукла Младенчик-пеленашка Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

Кукла «Отдарок-на-подарок» Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Кукла Веснянка C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснянки" имели силу оберега молодости и красоты.

Кукла Желанница Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

Кукла Богатство, плодородие Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Кукла Кубышка-травница Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Кукла Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.

Кукла Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

Куклы Лихорадки, Трясовицы, Лихоманки «Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

Куклы Кумохи В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Кукла Зерновушка (Крупеничка) После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

Купало и Купалинка Купало и Купалинка — эта обрядовая пара изготавливалась на праздник летнего солнцестояния. Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.

Куклы Неразлучники Куклы-неразлучники — Обрядовая свадебная народная кукла. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.

КУКЛА БЕРЕГИНЯ Кукла Берегиня представляла собой своеобразный амулет, охраняющий домашний очаг и семью.

КУКЛА МИРОВОЕ ДЕРЕВО Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Стоит н мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет (солнце) Вечером цветут, утром вянут. (звезды) Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба. Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!

КУКЛА ВЕПССКАЯ Вепсская кукла – это собирательный женский образ – невесты, матери, хозяйки. Молодая девушка, желающая показать, что она уже готова к замужней жизни, рождению детей и прочим семейным радостным хлопотам, сматывала такую куклу, и ставила ее на видное место, чтобы все в округе были в курсе о ее серьезных намерениях.

КУКЛА НА ВЫХВАЛКУ Название на выхвалку означает, что ею хвалились. «Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого

ДЕВКИНА ЗАБАВА Девкина Забавка или Подружка-плакушка, как следует из названия куклы, являлась лучшей подругой, помощницей и советчицей во всех девичьих делах. Горем и радостью, проблемами и удачами делилась девочка со своей заветной куколкой.

Чтите традиции предков

Краткое описание документа:

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина.Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Отнюдь не Барби и ее новомодные подружки блистают на полках выставочного зала Ганцевичского районного Дома ремесел. Белорусская народная кукла завладела вниманием жителей райцентра.


Экспонаты выставки были собраны во время экспедиций по различным уголкам Беларуси. У каждой куклы, словно у человека, своя судьба. Порой, несколько жуткая. Как, к примеру, у одной из обрядовых кукол, изготовленной на Гомельщине.

Когда-то из подручных материалов ее сделала многодетная мама для своих восьмерых детей. Кукла была очень простой, даже неказистой, но женщина вложила в нее много любви. А во время работы над игрушкой просила высшие силы о защите потомства. Прошло время, дети выросли, кукла уже лежала в доме невостребованной. Как-то к свекрови зашла невестка и попросила дать ей куклу-оберег, но получила отказ. Тогда молодая женщина решилась на рискованный шаг – она украла куклу. Как только игрушка появилась в чужом доме, в нем начались беды: сын убил отца, дом сгорел, а вместе с ним и злополучная кукла. Все проблемы приписали ей, ведь она кукла была обереговой, а значит должна была защищать жильцов конкретного дома.


– А вот лечебные куклы, выполненные из березы, целебного дерева, – рассказывает о неброском экспонате из Давид-Городка (Столинский район Брестчины) директор Дома ремесел Алла Занько. – А вообще у каждой куклы – свое предназначение. Зажиночных делали перед началом жатвы. Делали наши предки и куклу-сусло, которая исполняла роль и игрушки, и еды. В чистый кусочек ткани заворачивали хлеб с сахаром и давали ребенку пососать. Он ел и игрался одновременно, пока мама в поле убирала рожь.

Необычные погремушки делали на Витебщине. В ход шел мочевой пузырь животных. Его очищали, мяли в золе, засыпали вовнутрь горох, зашивали льняной ниткой, надували и сушили. В итоге получалась погремушка.


Дети делали себе мячи из…коровьей шерсти. Когда животные линяли, шерсть с них счесывали и отдавали ребятам. Они сбивали ее в плотный комок, формируя мяч нужной величины.

Есть на выставке куклы, сделанные из куриной кости, из различных трав, соломы, кукурузы.


Вообще наши предки были хитры на выдумку. Что только не использовали для изготовления кукол! Любой подручный материал шел в дело – полено, старые тряпки, лен.

Мудрствовать лукаво не приходилось, ведь старославянские, следовательно, и старобелорусские куклы были просты и обезличены. Наверняка, вам не раз приходилось видеть кукол без лица. Это не потому, что древним мастерицам было лень делать глаза, губы, нос. Нет, наши предки были уверены, что роль талисмана, оберега и игрушки может сыграть только обезличенная кукла.


А если ей придать человеческие черты, в нее может вселиться нечистая сила, а это очень плохо для того, кто будет пользоваться игрушкой с чертовщиной.

– Считалось, что наибольшей силой обладает кукла, изготовленная без ножниц и иголки, – рассказывает Алла Занько. – Ткань для таких оберегов рвали и связывали, вместо того, чтобы сшивать. Каждая народная кукла была наделена особой магией, подтверждением тому служат дошедшие до наших времен обряды.

Так, обряд «Похороны деда», который был распространен на Витебщине, проводили в последний день перед Великим постом. Собирались в одной хате все женщины деревни и делали большого, почти в полный рост, кукольного деда. По преданию, он ел мясо, подавился костью и его необходимо было похоронить. Деда укладывали на лавку, отпевали, даже плакали, а потом начинали вспоминать, как жил «покойник».

– Ох, и ходок же был наш дед. По девкам славно бегал. Помните, как к Мане в окно лез, – якобы вспоминала одна женщина.

Другая ей тут же вторила:

– Так он и за Ульянкой бегал. И к Татьяне подхаживал!

– А теперь эти кабеты даже не пришли в последний путь его проводить! Видать, обиделись, что женился на Зосе, – щебетала третья участница обряда.

После этого деда хоронили. Начинался Великий Пост.

В деревне Будча Ганцевичского района Брестчины долгое время существовал обряд, направленный на создание семьи. Молодые, незамужние девушки собирались в доме у счастливой в браке женщины и делали куклу. Обязательным ее атрибутом был фартук с двумя большими карманами. Девушки подходили с куклой к парням и спрашивали, собираются ли они в этом году жениться. Если молодой человек отвечал утвердительно, гостьи отступали. А если парень говорил «нет», с него взимали оброк: он должен был положить в карманы куклы сало и деньги.

В чести у белорусов было изготовление кукол-хозяюшек. Они символизировали белорусское трудолюбие, женское гостеприимство. Позже хозяюшки стали выглядеть иначе.

– Хочу обратить ваше внимание на необычную куклу-перевертыш, – в руках у Аллы Васильевны вполне симпатичная кукла на палочке. – Это – молодая незамужняя девушка. Хорошая одетая, с косой. А если ее перевернуть, получим другую куклу – замужнюю женщину. Она в платке и в поношенном платье…


Невозможно пройти мимо кукол-ансамблей, исполненных руками умелых мастериц из различных регионов страны. Вот Коляда – целая группа персонажей, которые в канун Рождества ходили веселить людей. Этот ансамбль вполне смахивает на «Песняров».

А эта кукольная парочка символизирует белорусских панов. Только посмотрите, с каким удовольствием они пьют чай! С сахарком вприкуску, оба хорошо одеты. Мужчины знают толк в жизни, их кукольные лица сияют от удовольствия.

– Мир кукол загадочен и окутан магией. Он обладает притягательной силой, – завершает экскурсию по выставочному залу Алла Занько и приглашает еще и еще посмотреть на кукольных персонажей.

Читайте также: