Белорусские народные игрушки из глины

Обновлено: 02.05.2024

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.


Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Подготовка глины. Глину чистую, без примесей песка и камней измельча­ли на кусочки и заливают горячей водой. Когда глина пропитается и превра­тится в «кашу», ее вымешивают деревянной лопаткой, а потом руками до тех нор пока глиняная масса не будет похожа на тесто. Готовая глина не прилипает к рукам и держит вылепленную форму. Готовую глиняную массу фасуют кусками и помещают и помешают в полиэтиленовый пакет, который герметично завязывают

В таком состоянии глина может сохраняться около года. После использо- ее необходимо смачивать водой.

Если глина с примесями песка, камней и мусора, то используют другой способ приготовления глины. Для этого в глину добавляют большое количество воды, перемешивают жидкую глиняную массу, а затем процеживают через мелкое сито и ставят в теплое место для выпаривания влаги.

Для того чтобы избавиться от пузырьков воздуха, который есть в глине, перед лепкой кусок глины бросают с высоты на дощатую поверхность раз 15-20, потом бьют по куску глины специальным деревянным молотком или брусом.

Уникальные игрушки Витебщины могут пополнить список нематериально-культурного наследия Беларуси. Среди них — антропоморфная свистулька-погремушка, найденная в Бешенковичском районе. Экземпляр, без сомнений, аутентичный и необычный

YouTube
Instagram


Об этом ведем беседу с талантливым мастером, директором Бешенковичского районного Дома ремесел Олесей Овчинниковой, влюбленной в свое дело. К слову, в минувшем марте она стала лауреатом почетного звания «Человек года Витебщины». Награда — по заслугам, а ремесло, которым умелица занимается вот уже 17 лет, по душе.

Фото Антона Степанищева

В выставочном зале Дома ремесел светло, уютно и ярко. Из разных углов глядят работы местных мастеров и экспонаты, собранные ими во время этнографических экспедиций: узорные рушники, всевозможная утварь, старинный сундук. Есть и настоящие жемчужины. Олеся Ивановна бережно, как хрустального, берет в ладонь того самого архаичного человечка. Возраст свистульки, а заодно детской игрушки-погремушки, впечатляет — около 500 лет.

— Мы называем ее просто «улльский человечек» — по месту, где фигурку впервые увидели, — вводит в курс дела собеседница. — В нашем Доме ремесел — восстановленная мной реплика. Подлинник «живет» в частной коллекции. Это чудо из глины выделяет редкая антропоморфная форма. Что-то похожее можно пересчитать по пальцам одной руки не то что на Витебщине, в стране.

«Улльского человечка» принесла вода. В IX—XI веках через Бешенковичи по реке проходила часть торгового пути «из варяг в греки». Но находку из глины датируют примерно XVI веком. Дело в том, что местный любитель истории, музейщик Александр Мачульский обнаружил ее в Западной Двине по соседству с монетами 1560 года. Так что, возможно, эксклюзив еще старше, чем думают. В Бешенковичах свистульки растут прямо из земли, шутит наша героиня:


— Первую, в виде баранчика, лет 10 назад я случайно откопала в собственном огороде. По ее виду, фактуре можно было предположить, как выглядели схожие работы. Потом была лошадка, а недавно — тот самый человечек-«волот». Когда мы стали раскручивать эту антропоморфную свистульку в СМИ, узнали еще об одной. Местный житель Сергей Брыль набрал мой номер и поделился: разбирая старый фундамент в деревне Пироги, наткнулся на что-то любопытное. Так этим летом наши фонды пополнила игрушка-свистулька в виде всадника. Всадник — традиционная славянская игрушка, в основе которой — образ языческого бога солнца Ярилы.

Тот самый улльский человечек.

Кстати, от этого же знакомого Олеся Овчинникова узнала, что «улльский человечек» не одинок. Лет семь назад Сергей нашел в реке его «брата-близнеца», которого передал родственнику в Карелию. В Доме ремесел искренне надеются, что игрушка с историей вернется домой. А еще рассуждают, что фигурка, дважды оказавшаяся в реке, — уже не простая случайность. Вдруг предки приносили символическую жертву, задабривая речных богов? Все-таки сакрального смысла таких изделий никто не отменял.

Бешенковичские свистульки отличает еще и то, что они расписаны ангобами — светлой глиной с пигментами. В Доме ремесел ее изготавливают самостоятельно, покупая глину, которая при обжиге отдает светлый оттенок, а дальше присаживают местной. Если условие не соблюсти, то разные по структуре материалы отторгнут друг друга.

Свистульки — это, конечно, интересно, но мелкая пластика мастерице тоже близка:

— Люблю лепить людей, животных, каждый раз придумывать что-то этакое. Например, в планах — воплотить в глине наших белорусских мифологических персонажей. Немного обидно, что знания о них обычно ограничиваются домовиком да русалками, а ведь бестиарий славянской мифологии насчитывает больше 500 (!) существ. Начать хочу с водяника, чей образ уже представляю. Нравится мне и роспись по стеклу, которая дарит особенный полет фантазии.


— Его знали и как живописца, и как талантливого резчика по дереву. Большая коллекция его работ находится в музее в Витебске. Моя бабушка Анна Масалова прекрасно вышивает крестиком. Дед Иван Афанасьевич был человеком мастеровым, построил дом, украсил его чудесными балясинами… Так что мне есть на кого равняться: вдохновение черпаю в родном крае и близких.

Несколько реконструированных свистулек XIX—XX веков, найденных на территории Витебской области, претендуют на включение в Список нематериального культурного наследия Беларуси. Необычные игрушки родом из исторически сложившихся гончарных центров — Дубровенского, Бешенковичского, Сенненского и Витебского районов.

Лучший способ популяризовать традиционное наследие — познакомить с ним лично, то есть вживую. На Витебщине это можно сделать, например, во время международного фестиваля искусств «Славянский базар». В дни форума проводят конкурс мастеров по керамике и гончарству «Глiна спявае». Свой собственный конкурс, тоже с мастер-классами и полным погружением в тему, есть и в Дубровно — «Салавейка». Регион издавна славился глиняными промыслами. В Дубровно даже была улица Гончарная. Там в ХХ веке жила самобытный мастер Анна Марачёва, имя которой занесено в энциклопедию народного искусства Беларуси, а работы хранятся даже в Государственном музее этнографии Санкт-Петербурга.

КОМПЕТЕНТНО

Людмила Вакар, ведущий методист Витебского областного методического центра народного творчества:

— В каждом уголке Беларуси найдутся игрушки-свистульки. В них, словно в зеркале, отражается жизнь наших предков. Другое дело, что артефакты отличаются друг от друга пластикой, иными нюансами. В настоящий момент мы нацелены реконструировать ту игрушку, которая находится в музейных собраниях. Причем делаем все точь-в-точь. Свистульки, вышедшие из-под пальцев современных мастеров, — копия тех, которые были на Витебщине в начале ХХ века. Этим наш северный регион отличается от остальных, где в большинстве своем, изучая народную игрушку, умельцы стремятся создать на этой основе что-то свое, авторское. Мы же делаем ставку на архаику, то, что пришло к нам из глубины веков и не должно быть утрачено. Конечно, в будущем хотим расширить тематику за счет персонажей местечкового городского базара. Такой сюжет позволяет до бесконечности обыгрывать варианты персонажей, ведь на ярмарочной площади собирались представители всех социальных групп и слоев. В конечном счете это означает перспективу для восстановления традиционной глиняной игрушки начала ХХ века.

На Витебщине немало уникальных экземпляров свистулек. Сюда можно отнести и архаичного антропоморфного «волота» из Бешенковичей, и глиняного мальчишку-забияку, найденного еще в 1980-х годах во время раскопок на территории Нижнего замка в Витебске. Кстати, раскрыть вековой подтекст этого забавного человечка еще только предстоит. На первый взгляд простая игрушка требует серьезных исследований и глубоких исторических аналогий.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.

Белорусские куклы

Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Белорусские куклы и орнаменты

Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.



Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

Кукла-колокольчик из глины

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:

1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

Мастер-класс подготовили: Рачицкий Юрий Дмитриевич, 11 лет, образцовая студия керамики «Сказочная глина», Круглополова Светлана Михайловна — руководитель. Республика Беларусь г. Гродно.

Этапы изготовления белорусской глиняной свистульки

  • глина,
  • деревянные стеки разной длины и ширины (палочка от мороженного),
  • вода,
  • влажная губка,
  • стержни от ручек.

1. Перебрать глину, очистить от камней и ненужных комков. Если глина слишком твердая, немного размочить в воде.

glinyanaya svistulka1

2. Лепим овал, расплющиваем, формируем цилиндр.

glinyanaya-svistulka2

3. С одной стороны цилиндр сужаем, вытягивая кончик-свисток. Сверху на цилиндр-основу примазываем кусок глины, с которого формируем голову, гребешок, клюв и т.д.

glinyanaya-svistulka3

4. Снизу вырезаем квадратное отверстие. Одну стеночку отверстия делаем узкую (отверстие прорезается, когда глина немного подсохнет, для того, чтобы она не деформировалась).

glinyanaya-svistulka4

5. В хвостик из свистульки прорезывается тонкое отверстие, в которое нужно будет дуть.

glinyanaya-svistulka5

6. После этого работа сглаживается, обозначаются реснички, глазки и т.д., при желании свисток можно украсить различными рельефами.

glinyanaya-svistulka6

7. Затем делаются отверстия по бокам, для того, чтобы регулировать звуковысотность свиста.

glinyanaya-svistulka7

8. Игрушка сушится, обжигается в муфельной печи и при желании расписывается акриловыми красками.

glinyanaya-svistulka8

Глиняная игрушка-свистулька готова.

glinyanaya svistulka

МОЛОДЕЦ. *BRAVO* *BRAVO* *BRAVO* *ROSE* *ROSE* *ROSE*
Замечательная свистулька. Жаль, что нельзя её услышать 🙁

Попросить снять видео? )))

Об этом как-то не подумала. 8) А что, было бы интересно 😉

Ваш комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами. OK

Читайте также: