Белорусские народные игрушки из соломы

Обновлено: 03.05.2024

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Художественная соломка Белоруссии

Более чем за полувековой период Советской Белоруссии одни виды народного искусства, такие, как праздничная домотканая одежда и узорная набойка по холсту, почти исчезли, другие — вышивка и керамика — продолжают жить, ограничивая сферу своего бытования, третьи — узорное ткачество, резьба, роспись по дереву и полотну, художественная соломка — постоянно обновляются и получают новое рождение.

Традиции белорусского соломоплетения восходят к глубокой древности. В прошлом из соломки изготавливались преимущественно изделия утилитарного назначения — разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода— сундуки, «шияны», севеньки, дорожные сумки, кублы; предметы одежды — шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. Приемы плетения выбирались самые простые. Жгуты золотистой соломы переплетались коричневыми прутьями лозы или белыми корнями ели (реже лутом из ореха или вяза, суровыми нитками), придававшими изделиям не только прочность, но и красоту архитектонично-четких и ясных форм. Художественная выразительность достигалась за счет декоративных возможностей самого материала.

Но, пожалуй, наиболее ярко и многообразно проявились художественные качества соломки в изделиях традиционно-обрядового характера: птицах и «пауках», конструкциях, которые подвешивали к потолку в красном углу избы, в церковных царских вратах. Именно царские врата из деревень Лемешевичи Пинского и Вавуличи Дрогичинского районов — вершина творчества белорусских народных мастеров соломоплетения XVIII— XIX веков. Здесь применен оригинальный, неожиданный и очень смелый прием — главная деталь резного деревянного иконостаса с иконами заменена ажурной декоративной перегородкой соломенного орнамента, состоящего из кругов, ромбов, крестиков. Прием, среди других европейских народов не отмеченный. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Обычная, но искусно выплетенная соломка в скромном интерьере сельской церквушки даже при тусклом свете лампады вдруг вспыхивала, искрилась, сверкала, словно само солнце-золото снизошло в храм людской, возвращая людям радость и тепло их труда.

Особой ажурностью и филигранностью узоров отличаются врата из Лемешевич (XVII век). Композиционное построение традиционно: две створки с полукруглым верхом покрывались жгутами витой плетенки, делившими каждую из них на две части. В центре полученных прямоугольников компоновались два разработанных узорчатых круга — своего рода символов солнца. Каждый круг образовывался из по-особому выплетенных круглых жгутов и плоско-сплетенных ромбиков различной величины. В центре кругов помещался слегка выпуклый плоско выплетенный ромб, обведенный жгутом круглой плетенки. От него расходились словно лучи, цепляясь углами, пары мелких ромбиков. Ромбы различной величины — основной орнаментальный мотив врат. Они везде. Как крупинки зерна в ювелирных изделиях древних мастеров маленькие ромбы осыпают большие, объемные жгуты круглой соломки. То как чеканные золотые пластины с цветными вкраплениями эмали выстраиваются они в ряды, которые разграничивают основные узорчатые части композиции, подчеркивая конструкцию и силуэт врат.

Единственным креплением и основанием ромбов, как и композиции в целом, являются тонкие прутики лозы и нитки. Не пользуясь никакими инструментами, чуткие руки народных мастеров из коротких (около 20 см), но равных по толщине соломинок создавали необычайно ажурные композиции, вспыхивающие при малейшем лучике света. Точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность врат рельефной с мелкими вставками (инкрустацией) голубого, красного полотна или бархата, мастера умели извлекать отличные живописные эффекты из особенностей соломки.

Искусство современного белорусского соломоплетения развивается как в виде домашнего художественного творчества, так и в виде художественных промыслов Управления художественной промышленности и Художественного фонда БССР. Оно продолжает традицию, выработанную многовековым коллективным творчеством, и вместе с тем обладает новыми чертами, привнесенными индивидуальным творчеством таких известных мастеров, как Гаврилюк В. И., Головацкая Л. Г., Кулак М. В., Русакович М. П., Ланцевич Я. Н., Артеменко Е. Г., Романюк А. Л. и другие. Многие их работы экспонировались на республиканских, всесоюзных, международных выставках и отмечены дипломами и медалями. Вера Ильинична Гаврилюк (р. 1901)—одна из старейших мастериц. Родилась и выросла в крестьянской семье, в удивительно живописном и таинственном уголке — Беловежской Пуще, в селе Высокое Каменецкого района Брестской области. С детства полюбила она незамысловатые соломенные куклы, фантастических птиц и «пауков». Хорошо зная жизненный уклад белорусской деревни, ее песни, обычаи и обряды, Вера Ильинична наполняет свои композиции персонажами народных сказок; животными, обитателями Беловежской Пущи; создает образы ушедшего крестьянского быта. Красочными и нарядными выглядят композиции «Колядки» (старинный обычай колядования), «Старинная белорусская свадьба», «Левон и Левониха» (персонажи популярного белорусского танца «Левониха») и многие другие. В создании сложных композиционных групп она использует не только разнообразные способы плетения, но и колосья, соломку в сочетании с цветными нитками, тканью, берестой.

Наибольшей декоративной выразительности достигла Гаврилюк в создании фигурок зверей, птиц, бабочек, «пауков». В них она в полной мере раскрывает природную красоту самого материала, преобразуя его, делая драгоценным. Обычно туловище лошадок она создает из прямых соломок в виде снопиков, перевязанных в нескольких местах желтой ниткой, а гриву и хвост— из пышных, веерообразно собранных колосьев или из прямо торчащих соломинок, что прекрасно согласуется с природой соломки. Именно эта художественная условность — комбинирование элементов, сложенных из прямой соломки, — унаследована мастерицей от традиционного бытового плетения. Гаврилюк активно сотрудничает с Брестской фабрикой художественных изделий. Декоративные фигурки, разработанные ею, широко тиражируются здесь как сувениры. Несмотря на преклонный возраст, Вера Ильинична активно пропагандирует свое искусство на выставках, по телевидению и радио, участвует во всех республиканских и областных семинарах и конференциях. Она ведет множество кружков детского художественного творчества, имеет много талантливых последователей. Ее дочь Т. П. Агафоненко, мастер-надомник Художественного фонда БССР, выполнила ряд интересных заказов для Италии, Испании, Венгрии, Чехословакии, участвовала в оформлении общественных интерьеров Минска и Потсдама. Внучка Т. А. Павловская окончила прикладное отделение Белорусского театрально-художественного института и успешно разрабатывает эталоны соломенных сувениров в научно-экспериментальной лаборатории Управления художественной промышленности БССР.

Талантливой мастерицей соломоплетения в республике является также Лидия Григорьевна Головацкая. Когда в начале 70-х годов цех ручного узорного ткачества при художественно-производственном комбинате Художественного фонда БССР был ликвидирован, Агафоненко предложила Головацкой заняться соломкой. Попробовала, кое-что получилось. Сейчас Лидия Григорьевна с улыбкой вспоминает эти мучительные месяцы раздумий и волнений, но тогда. Это был выбор. «Сердцу не прикажешь,— добавляет она, — учуяло теплоту янтарного солнца и не смогло отпустить меня». Сегодня Головацкая не представляет свою жизнь без искусства художественной соломки. Как истинный народный мастер, она вся в своем творчестве, а ее изделия —внутренняя потребность. Она постоянно ищет, фантазирует, находит бесконечное разнообразие пластических качеств соломки.

Чтобы обычная соломка заговорила языком пластических форм, заиграла всеми переливами золотистого цвета, необходим длительный процесс ее заготовки и обработки.

Вначале осторожно жнут серпом, чтобы не поломать, затем режут от коленца до коленца, одновременно сортируя по толщине, связывают в небольшие пучки. Затем соломка запаривается кипятком или горячей водой, после чего она становится мягкой, эластичной и пригодной для плетения. Плетение производят по-разному. Например, жгуты круглой соломки, часто используемые для шкатулок, плетут по проволочному каркасу, а пучки прямой соломки просто перевязывают через определенные интервалы ниткой под цвет соломы. После высыхания по мере надобности дополнительно украшают изделие.

Фантазия мастера неисчерпаема. Казалось бы, при заметном однообразии изделий — фантастические птицы, павлины, буслы (аисты), козлята — Головацкая каждый раз находит новые композиционные решения. Загадочно-фантастические птицы то игриво поблескивают круглой плетенкой, то вспыхивают, переливаются, сверкают вроде граненого кристалла косыми срезами упругой соломки. Чтобы так увидеть красоту простой соломки в образе птицы, одним золотистым цветом передать зрителю воздушность и обаяние образа, нужны абсолютный вкус, виртуозная техника. Мастерица никогда не вводит в свои композиции, как это часто делает Гаврилюк, другие материалы. Компонуя плетеную, крученую, дробленую соломку с прямой соломкой, колосьями или коленцами, она добивается большого фактурного разнообразия и светотеневой игры, поэтому о монотонности цвета нет и речи.


Головацкая в основном выполняет две группы соломенных скульптурок. Маленькие, около 10—15 сантиметров высотой, фигурки-игрушки и крупные, около 30—90 сантиметров, декоративные скульптуры. Маленькие фигурки плетет быстро и упрощенно, выявляя декоративную ритмичность силуэта. Природные качества материала здесь выступают открыто и натурально. Обычный пучок соломы, перевязанный в нескольких местах и согнутый по концам, превращается в лошадку, козленка, аиста и так далее.

Фактически здесь сам материал диктует форму и требует от мастера исключительной творческой интуиции. Непосредственность исполнения придает этому ряду фигурок выразительность, может быть, большую, чем тем торжественным и нарядным, которые обычно изготовляет мастерица для музеев и выставок. Как настоящая народная игрушка, образцы мелкой пластики согреты юмором, полны простосердечия и наивности.

Несколько иначе подходит Головацкая к «поведению» соломки в крупных изделиях. В них она демонстрирует виртуозные технические приемы и способы декорировки. Часто сочетает прямую соломку с колосьями, аппликацией и плетением. Кроме витушки, туловище посыпается «сечкой» — мелко нарезанной соломкой, фактуру оперения птиц имитируют маленькие пучки раздробленной или косо срезанной соломы. Длинные стебли — перья хвостов, усыпаются пушистыми кружками «глазков» из раздробленной соломки или заполняются коленцами. Весьма эффектны новые приемы украшения хвостов птиц — зубчатая плоско сплетенная или прямая с частыми перевязями соломка.


Выразительность композиции построена на гармонии цвета и фактуры материала. Благодаря исключительной осязаемости художественных качеств соломки, ее структуры, мастерица создает произведения большой гармонической завершенности. Художественно-пластические качества соломки — легкость, упругость, жесткость, воспринимаемые не только глазом, но и касанием пальцев, подсказывают идею. Материал дает творческий заряд мастеру, определяет образ и форму. Как пальцы народного резчика или гончара, касаясь ствола дерева или теста глины, нащупывают творческой интуицией спрятанные художественные импульсы фактур, так и пальцы Головацкой находят в соломке ее богатые выразительные возможности.

Удачей Головацкой являются также сплетенные из соломки головы народных типажей для манекенов традиционной национальной одежды, экспонируемой в Музее народных художественных промыслов Белоруссии в Заславле. Здесь мастерица исходила из принципов плетения, которыми руководствовались народные мастера в начале XX века при изготовлении образов персонажей рождественских празднеств.

По-своему развиваются традиции народной соломки в творчестве мастеров, постоянно живущих в сельской местности. К новогодним праздникам во многих деревнях Гродненщины и Витебщины женщины пожилого возраста делают традиционных птиц и «пауков», сундуки («куфэрки») и шкатулки. Птицы Г. И. Ермакович из деревни Заозерье Глубокского района Витебской области впечатляют предельной простотой формы, продиктованной пластическими качествами соломки. Их нельзя поставить на плоскость, у них четко выражены грани крыльев, туловища, в силуэте преобладают горизонтальные линии. Они подвешиваются к потолку крестьянской избы или дополняют украшение «паука». Такие птицы связаны с древней традицией, ибо постоянно фигурировали в верованиях и обрядах белорусов. Например, в представлениях белорусского крестьянина млечный путь — это «птушачая дорога» (птичья дорога), по которой птицы летят на зиму в «вырай» (на юг).


Особенно широко используется плоскораспрямленная соломка в аппликации и инкрустации. Даже трудно перечесть все изделия, изготовляемые народными мастерами белорусской деревни. Но наиболее самобытно и творчески многообразно это искусство выразилось в оформлении рамок для фотографий и «дыванов» (ковров). Например, в деревне Рухово Стародорожского района Минской области целая группа женщин занимается изготовлением соломенных ковров. Почти в каждом доме этой и окрестных деревень можно встретить такие ковры над кроватями, на видных местах стен крестьянской избы. Не фабричным и даже не домотканым коврам, более утилитарным и долговечным, отдают предпочтение местные жители. И на вопрос, зачем нужно тратить столько времени на соломку, отвечают просто: «Это красивее, веселее». Причин этого предпочтения много, и цель данной статьи не в раскрытии их, а в доказательстве живучести и преемственности традиций художественной соломки в современном быту, в неиссякаемости творческих способностей и эстетических потребностей жителей села в ручных изделиях.

Композиционное и орнаментальное решение руховских соломенных ковров близко к решению узорнотканых ковров, но главный, центральный мотив, заключенный в венок цветов, тот же, что и в рассмотренной соломенной скульптуре. Стилизованные птицы или звери, обращенные друг к другу головами, восседают на ветках фантастических растений, вокруг которых— узорочье звезд, цветов, листьев. Все это вырезается из плоской соломки и наклеивается на черную льняную или хлопчатобумажную ткань, натянутую на прямоугольный подрамник.


Простота, особое чутье ритмики соломенного узора свойственно работам К. М. Русакович. Ее ковры обладают исключительной цельностью. Птицы или зверюшки в центре ковра напоминают не столько декоративную соломенную пластику, сколько резьбу «вильчаков» (охлопней крестьянских домов) или фигуры, украшавшие в прошлом местные ковши и солонки.

Сегодня, кроме однотонных золотистых, руховские мастерицы К. М. Русакович, Н. М. Пилюк, М. М. Русакович и другие делают полихромные ковры. Соломку красят в яркие цвета: зеленый, желтый, красный, добавляют золотистую фольгу, белую бумагу. Эти ковры во многом теряют ту привлекательность и рукотворность, которая характерна для неокрашенных ковров. В них появились черты жанровости, они выглядят несколько пестро, а подчас и крикливо.

Искусство белорусской соломки находится сейчас на новом этапе своего развития и продолжает традиции крестьянского искусства прошлого, хотя и перестает создаваться исключительно сельскими мастерами. Наряду с мастерами, прошедшими школу традиционного соломоплетения и аппликаций с детства, здесь работают мастера, получившие навыки в среднем возрасте в городе. Наблюдается усиление декоративного начала, тяготение к сюжету, к чисто декоративным формам. Меняется ассортимент соломенных изделий, круг сюжетов и образов не только в творчестве разных мастеров, но и в работах одного и того же мастера. Многое зависит от места, где живет мастер (город или деревня), условий труда, возраста. Традиция художественной соломки живет и заметно развивается.

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.

Белорусские куклы

Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Белорусские куклы и орнаменты

Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.



Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

Кукла-колокольчик из глины

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.

Белорусский орнамент

Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:

1 – символ женской доли
2 – Мать и святое древо
3 – символ крепкой семьи
4 – символ солнца
5 – символ богатого человека
6 – символ Берегини
7 – Купалле. Хоровод
8 – Купалле. Огонь
9 – Купалле. Купалинка в танце
10 – Купальская трава с 3-мя цветами
11 – символ детей (защиты от несчастий)
12 – символ Матери
13 – оберег
14 – символ песни любви
15 – знак девушки-березы
16 – символ бога Ярылы
17 – свадьба
18 – символ предков
19 – символ начала любви и символ любви в расцвете
20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь
21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность
22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы
23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни
24 – символ пробуждения природы весной
25 – символ солнца

kb01_2016-69


Соломоплетение – одно из древнейших ремесел. На черепках древнеегипетской глиняной посуды исследователи находят отпечатки плетеных соломенных изделий. На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из нее изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто, так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям.

kb01_2016-73

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Беларуси, Молдавии, Украины, России. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки.

Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета – позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

kb01_2016-72

Удивительные, казалось бы, не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.

Белорусская соломка является своеобразным символом народного искусства Беларуси. Разнообразие и пластичность исходного природного материала позволяет мастерам создавать неповторимые самобытные изделия многообразных форм различного назначения: сувенирно-подарочные, утилитарные изделия, предметы интерьера и др. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы, каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.

Соломоплетение в обрядах белорусов

kb01_2016-70

Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий и сказок – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на Земле. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение первого «зажиночного» и последнего «дожиночного» снопов. В большинстве мировых культур вера в Духа урожая, который обитает в зерне и чей дом человек разрушает после того, как собирает урожай, была очень сильна. Известные во многих странах мира плетения в виде клеток, венков были призваны служить временным пристанищем утратившему свой дом Духу поля. В Беларуси эту функцию выполняла «борода» или «божья борода» – украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле.

kb01_2016-75

Подготовка материала

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Пшеничная соломка тоже пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной. Для плетения небольших деталей и декоративной обработки изделий используют овсяную солому, которая имеет красивый желтый оттенок, но недостаточно длинный стебель. Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Солому просушивают, очищают и вымачивают в горячей воде. После этого она становится податливой и эластичной. В народном искусстве часто использовали окрашенную натуральными красителями соломку: ее кипятили в воде с добавлением луковой шелухи для усиления желтого цвета, шишек ольхи или дубовой коры – для придания коричневого оттенка.

Виды плетения

kb01_2016-74

Различают четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки. Самым распространенным было спиральное плетение. Этим способом изготавливали короба, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп (брылей), корзинок, кошей, шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы. В конце XVIII – начале XIX вв. этот вид плетения использовали в создании церковных интерьеров. Изготовленные из обыкновенного широкодоступного материала соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных. Царские врата, а также плетеные иконостасные вставки, воссозданные исследователями по сохранившимся образцам XVIII века и выполненные мастером Верой Евгеньевной Солдатовой, находятся в Музейном храме в честь Св. Пророка Иоанна Крестителя.

Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Соломой украшали шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего используют ржаную соломку. Ее нарезают квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивают на поверхность. Для увеличения контраста между узором из соломки и темным фоном украшенную поверхность покрывают лаком.

Соломенный «Паук»

Самыми загадочными изделиями из соломы являются подвесные соломенные конструкции – «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной в мировоззрении наших предков символизировал Создателя и его творение – Вселенную. Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма «пауков» – пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычное умиротворение. «Пауки» в форме шара символизировали солнце, разнообразно декорировались украшениями из соломки, бумаги, семян, перьев. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.

Соломоплетением при наличии желания может заняться любой человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навыки работы с ней.

В городе Минске кружки данного направления есть в следующих учреждениях дополнительного образования детей и молодежи:

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

YouTube
Instagram

Ольга Леонидовна — член Белорусского союза мастеров народного творчества и одна из немногих, кто стоял у истоков Городокского Дома ремесел и фольклора. Здесь она уже почти 30 лет, подсчитывает наша героиня:

— Все это время веду кружок по соломоплетению, ремеслу, к которому подтолкнул случай. После института, а по профессии я учитель начальных классов и изобразительного искусства, устроилась художником-оформителем в библиотеку. Однажды на продажу нам принесли симпатичный ободок для волос из соломки. Проще было открыть кошелек, но коллеги мотивировали: «У нас есть книги о поделках из соломки, у тебя — подходящая специальность. Попробуй, вдруг получится».

Первый блин, то есть обруч, вышел не комом. Девушке предложили пройти курсы по соломоплетению. Вскоре Ольга уже учила работе с легким природным материалом других. Из плюсов соломки — результат виден буквально с первых занятий. Даже новичку под силу путеводная звездочка-оберег или простенький золотистый паук.

— Ко мне на занятия в кружок ходят и малыши, и пенсионеры, — улыбается Ольга Леонидовна. — Самым взрослым участникам за 70, и они еще полны энергии. Взять хотя бы мою маму Тамару Григорьевну, которая переняла от меня тонкости ремесла. Кстати, она получила церковное благословение и сейчас, как и я, плетет оклады для икон.

Нюансов в соломенном искусстве все же хватает. Начнем с заготовки, говорит собеседница:

— Когда кружок только открывался, нам повезло сделать стратегический запас. Хозяин одной из деревенских хат отдал несколько снопов, которыми передумал крыть крышу. Несколько лет мы отработали на этом материале. Конечно, уже давно заготавливаем солому сами, выезжая на поле всей командой.



Никакого комбайна — только олдскул, только серпы! Важно собрать солому в правильное летнее время, чтобы была восковой спелости, не билась дождями. Именно такая нужна для плетения. Позже, уже срезанная, она дойдет до кондиции под солнышком. Пару зеленых снопов тоже оставят — для красоты будущих изделий. Ольга Реут уверена:

— Чем больше оттенков в поделках, тем интереснее. Природа — выдумщица: наше золото полей бывает не только привычных желтого, зеленого, но и фиолетового, розового, лилового и других цветов.

Паучок на счастье

Творческая жилка Ольги Реут — это наследственное. Ее мама — настоящая рукодельница, а папа Леонид Петрович был художником слова, главным редактором местной газеты. Наша героиня вспоминает:

— С детства я рисовала и вышивала. Маленькая, пока мамы не было дома, не раз тайком садилась за ее швейную машинку. Позже освоила мягкую игрушку, лоскутное шитье. С последним связана любопытная история. Бабушка со стороны отца тоже владела этой техникой, а рассказал об этом симпатичный лоскутный ковер на семейном снимке.

С соломкой у Ольги Реут любовь не с первого взгляда. Вначале был интерес, желание разглядеть в ремесле искру, перспективу, признается она:

— Многие мои воспитанники уже сами яркие мастера. Некоторым соломоплетение помогло найти дело жизни, кто-то стал ремесленником и предлагает хенд-мейд-изделия на продажу.

Ольга Леонидовна замечает, что лично ей ближе не сувенирное, а традиционное направление. Дом ремесел и фольклора как раз подготовил проект по сохранению и развитию ­аутентичных технологий соломоплетения и спирального плетения Городокского района.


Соломка не только теплый, душевный материал, но и вполне традиционный. Наши предки считали его эквивалентом золота, а потому без тени сомнения могли пустить на роскошное церковное убранство. Например, на царские ворота — главные врата иконостаса в православном храме

Среди работ Ольги Реут и ее учеников — немало посвященных церковным и народным праздникам.

— Смотрите, традиционный паук, — подхватывает золотистую красоту мастерица. — Такой соломенный оберег у славян — атрибут Рождества. Вся семья садилась и дружно плела эту конструкцию. Ее размещали в самом почетном месте дома — красном углу.

Считалось, за год такой паучок забирает в свои соломенные сети все беды и несчастья, чтобы вместе с ними сгореть в ярком пламени. У Колядной недели, а она заканчивалась на Крещение, — свои традиции и символика. Например, хождение со «звездой», делится Ольга Леонидовна:

— Для этого вполне подойдет наша восьмиконечная Вифлеемская звезда из соломки. Между прочим, Дом ремесел и фольклора разработал и проводил собственный обряд колядования.

Без оригинальных колядных масок козы и козла не обходилось! Обычно их делали из кожи, бересты, дерева, но городокская мастерица привычно взялась за соломку. Теперь ее изделия — гвоздь любой фольклорной программы и фотосессий.

Корона и туфельки для… Золушки

При умении, усидчивости и старании из соломки рождаются шедевры. От элегантных картин и посуды до замысловатых плетеных шкатулок, цветов и декора. Конек Ольги Реут — соломенные головные уборы. Именно за них она неизменно удостаивается конкурсных наград, в том числе во время «Славянского базара в Витебске». Чего только нет в списке мастерицы: картузы, намитки, шляпы-брыли, даже соломенные митры священно­служителей. Городокчанка бережет первый сделанный ею головной убор:

— Это солнечный брыль из соломки, мой подарок отцу на 60-летие. Папы уже нет, но убор словно хранит его ­тепло…

Авторская разработка умелицы — свадебный венок невесты, тоже из соломки. За основу взят старинный оригинал, увенчанный цветами из воска. Головными уборами от Ольги Реут можно полюбоваться на подворье «Города мастеров» во время «Славянского базара». Изделия Городокского Дома ремесел и фольклора не остаются незамеченными.

— Заглядывают к нам и звезды, — продолжает Ольга Леонидовна. — Из самого памятного — встреча с Людмилой Зыкиной, Надеждой Бабкиной. Мою корону «для княгини» купили гости фестиваля из Италии. Девушка с трудом решилась на примерку «экзотики», но, надев, просияла. Белокурые локоны, золото соломки — ну точно царица!

А однажды мастерица получила заказ на туфельки принцессы. Романтичный покупатель решил необычно порадовать возлюбленную. Вышли не хрустальные, а соломенные башмачки для Золушки.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Читайте также: