Берестяные игрушки настоящие произведения искусства

Обновлено: 11.05.2024

Русь знала изделия из бересты с незапамятных времен. Под первым шершавым слоем березовой коры возникали один за другим таинственные слои бересты разных оттенков - от нежно-розового до бледно-кремового. Из бересты изготовляли обувь, одежду, посуду, украшения. В древнем Новгороде, Смоленске, Москве бересту использовали для письма, процарапывая текст тонкой палочкой. В отличии от глиняных табличек шумеров или папирусов египтян берестяные грамоты почти сразу стали произведениями декоративного искусства. При архиологических раскопках в Новгороде были найдены берестяные грамоты, сохранившиеся в земле с 11-14 веков, так как береста не портится от сырости и не гниет.

На первый взгляд кажется, что эта теплая, бархатная "ткань" с ее шелковым блеском податлива и недолговечна. Но работать с ней невероятно трудно. Еще никому до конца так и не удалось постигнуть ее тайну, которую она свято хранит и чуть-чуть приоткрывает самым талантливым, преданным и "упертым".

Береста капризна. Заготавливают ее в определенное время года, как правило, когда отцветает лесная земляника. Сложность выбора бересты заключается в том, что она может начать коробиться и расслаиваться в процессе хранения. Она может потемнеть и потому стать непригодной для работы. Поэтому нужно уметь выбирать место сбора бересты, чтобы не было таких последствий.

Берестяные работы- это бессмертные шедевры, поскольку береста не стареет тысячилетиями. Она способна одарить целебным теплом и придать душевные силы не только вам, но и вашим детям, вашим внукам и вашим потомкам.

Береста, как материал для произведения искусства, фото № 1

Панно "Птица с клеймами"

Махагони, береста, тиснение, просек. Диаметр 385 мм. 1992г.

Береста, как материал для произведения искусства, фото № 2

Панно "Чудесный цветок".

Сосна,береста, можжевельник, тиснение, просек. Размер 326 * 420 мм.. 1996г..

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1-4.

А. Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.

Б. Изменчивая, непрочная ,красота их, казалась, более вечной, чем железа и бетон.

В. Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.

Г. А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А- сложносочиненное предложение, состоит из двух простых. В первом подлежащие Б - ДВА МОСТА, Во втором – КАЖДЫЙ ИЗ НИХ.

2) Предложение Б – простое предложение со сравнительным оборотом.

3) Предложение В – сложносочиненное предложение, состоит из двух простых.

4) Предложение Г – сложное бессоюзное предложение, состоит из двух простых.

3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки.

1) ПО-СВОЕМУ – наречие;

2) СИНЕВАТЫЕ – причастие;

3) БОЛЕЕ ВЕЧНОЙ – прилагательное в сравнительной степени;

4) ПОД НИМИ – местоимение с предлогом.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

5. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1) Б…РЕЖЛИВЫЙ, ВЫБ…РЕМ, ВЫБ…РАЕМ;

2) СОБ…РУТ, В КРАСНОМ Б…РЕТЕ, РАЗБ…РАТЬСЯ;

3) Т…РРАСА, СТ…РЕТЬ С ДОСКИ, ПОТ…РЯТЬ;

4) РАСТ…РЯТЬСЯ; Т…РМОМЕТР, РАСТ…РАНИЕ.

6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

7. В каком рядов во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ПР…ОСТАНОВИТЬ, ПР…СЛЕДОВАТЬ, ПР…ДВОДИТЕЛЬ;

2) РАЗ…ГРАТЬ, ПО…ГРАТЬ, ПРЕД… СТОРИЯ;

3) БЕ…ДЕЛЬНИК, ВО…СТАНОВИТЬ, …БРОСИТЬ;

4) П…ДРОБНО, ПРЕД…СТАВИТЬ, ВОЗ…БНОВИТЬ.

8. В каком слове пишется буква Ю?

9. В каком слове пишется НН?

10. В каком примере возможно только одно написание?

11. В каком предложении НЕ с последующим словом пишется отдельно?

1) ХУДОЖНИК (НЕ) НАВИДИТ ФАЛЬШЬ.

2) МЫ КУПИЛИ (НЕ) БОЛЬШУЮ ВМЕСТИТЕЛЬНУЮ СУМКУ.

3) РАБОТА (НЕ) ЗАКОНЧЕНА.

4) РАЗДУМЫВАТЬ БЫЛО (НЕ) КОГДА.

12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?

ПРОЗА ПУШКИНА- ЭТО (СО)ВСЕМ Н… РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НО В ТО (ЖЕ) ВРЕМЯ В КАЖДОЙ ЕГО ПОВЕСТ… НЕОБЫЧАЙНО ОСТРЫЙ СЮЖЕТ.

1) СОВСЕМ – частицы.

2) НИ – усилительная частица.

3) ТОЖЕ – указательная местоимение с частицей.

4) ПОВЕСТИ – существительное3-го склонение в форме предложного падежа.

13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (ПО)ЛИСЬИ, КТО(ТО), (ВО)ПЕРВЫХ;

2) (ПО)РАТСКИ, БУД(ТО), (В)ДВОЕ.

3) (ПО)НЕМНОГУ, ГДЕ(НИБУДЬ), КТО(ЛИБО);

4) КАКОЙ(ТО), ЧЕРНО( ) БЕЛЫЙ. (ПО) ЭТОМУ.

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) С ПОЛУТОРА тысячами;

3) Опытные ИНЖЕНЕРА;

15. Выберите грамматически правильное предложение:

ПОЛУЧИВ ПИСЬМО ИЗ ДЕРЕВНИ,

1) Меня охватило сильное беспокойство,

2) Оно очень взволновало и обрадовало.

3) Нами тотчас же был написан ответ.

4) Ирина еще больше затосковала о родном доме.

16. Укажите предложение без грамматических ошибок. (Правильно построенное)

1) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.

2) Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.

3) Мы выписывали журнал «Природу».

4) Школьники охотно помогали группе археологов, приезжавшим их Москвы.

17. В каком слове ударение на втором слоге?

18. Значение какого слова определено неверно?

1) ПУБЛИЦИСТИКА – вид литературы, посвященный злободневным общественно-политическим вопросам современности.

2) ЩЕДРЫЙ (человек) – богатый, состоятельный.

3) ЛАБИРИНТ – сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог.

4) ГАРМОНИЯ – согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо, благозвучие.

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

КРУПЫНЙ ДОЖДЬ ПОЛИЛСЯ РУЧЬЯМИ () И ОДНИМ ЗА ДРУГИМ УДАРЫ НАЧАЛИ НЕПРЕРЫВНО РОКОТАТЬ В ПУСТЫННОЙ СТЕПИ.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

20. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

РЕКА (1) СЖАТАЯ С ОБЕИХ СТОРОН НЕПРИСТУПНОСТЬ СТЕНОЙ ЛЕСА (2) ПЕНИЛАСЬ (3) ВЗДЫМАЯ ВАЛЫ (4) И СТРЕМИТЕЛЬНО СКОЛЬЗИЛА МИМО.

21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Горны поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

2) Все окружавшее; заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется.

3) Мал золотник да дорог.

4) У этого школьника отличные успехи не только по гуманитарным, но и по естественно-научным дисциплинам.

22. В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (знаки препинания не расставлены).

1) Нас не так мало как вы думаете говорил Базаров.

2) Птица создание наблюдательное и умное.

3) На улицах на скамейках у ворот повсюду происходили шумные разговоры.

4) Дома ограды скамейки были выкрашены в лимонный цвет.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Гоголь велик в каждом своем зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении. (2) «Ревизор» или «Мертвые души», или «Игроки», или «Шинель» - это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество.

(3) В определенном смысле Гоголь близок к другому гению – Менделееву, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов он создает таблицу человеческих образов и характеров.

(4) Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека – жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, - персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу и других.

(5) Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же.

(6) Даже Бальзак и Диккенс.

(7) Бросим взгляд на его творчестве в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

(8) Разве «Шинель» не предшествует современному реализму?

(9) Школе исторического романтизма в ее современном виде предшествовал «Тарас Бульба». (10) Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм.

(11) Детектив?(12) Это – «игроки».

(13)Водевиль?(14) Это – «Женитьба».

(15) Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе, сколько Гоголь.

(По С. Г. Залыгину)

1. Какое высказывание противоречит мысли автора текста?

1) Гоголь создал галерею человеческих характеров.

2) Каждый из героев Гоголя воплощает ту или иную типичную черту характера человека.

3) Все произведения Гоголя – образцы критического реализма.

4) Он был основоположником многих современных литературных направлений.

2. Определите стиль и тип речи данного текста.

1) Публицистический; повествование;

2) Научный; описание;

3) Публицистический; рассуждение;

4) Художественный; рассуждение.

3. Найдите ошибку в определение средства связи предложений.

1) Предложение 1 и 2 – контекстуальные синонимы.

2) Предложения 3 и 4 – местоименное наречие, личное местоимение.

3) Предложения 4 и 5 – вводное слово.

4. Какие средства выразительности не используются в тексте.

1) Ряды однородных членов.

2) Неполные предложения.

3) Синтаксический параллелизм.

4) Метафора, олицетворение.

5. Из предложения 2 выпишите слово, в котором буква 3 обозначает букву С.

6. Назовите способ образования слова РАССМАТРИВАЕТ.

7. Какой частью речи является слово подобно в предложении 3?

8. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, вторая часть которого раскрывает (поясняет) содержание первой.

9. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит три простых.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1-4.

А. Название рек, озер, сел и городов – это народное поэтическое оформление страны.

Б. В противном случае названия превратятся в словесный мусор, и наши потомки не смогут насладится поэтикой русского слова.

В. Поэтому названия нужно уважать, менять их в крайнем случае и конечно делать это грамотно, со знанием истории страны и с любовью к ней.

Г. Они говорят о жизни народа, отражая его истории и особенности быта.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А – простое предложение с однородными членами.

2) Предложение Б – сложносочиненное предложение.

3) Предложение В – сложноподчиненное предложение.

4) Предложение Г – простое предложение с деепричастным оборотом.

3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки.

1) ПРЕВРАТЯТСЯ – глагол в форме настоящего времени.

2) ПОЭТИКОЙ – имя существительного в форме единственного числа, творительного падежа.

3) ОТРАЖАЯ – деепричастие от глагола ОТРАЖАТЬ.

4) ГРАМОТНО – наречие.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

5. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1) ОБЛ…КОТИТЬСЯ, ИЗЛ…ГАЮ, К…НЦЕЛЯРИЯ.

2) З…РЯ, Г…ЛАНТЕРЕЯ, ПОК…ЯНИЕ.

3) ВЫР…ЗИТЕЛЬНЫЙ, Р…СТОК, К…ЛЕЙДОСКОП.

4) УКР…ЦАТЬ, ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ, ЗАП…НКИ.

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

7. В каком рядов во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ПР…СЛЕДОВАТЬ, ПР…ДВОДИТЕЛЬ, ПР…ОСТАНОВИТЬ.

2) ПРЕД…СТОРИЯ, РАЗ…ГРАТЬ, ПО…ГРАТЬ.

3) ВО…СТАНОВИТЬ, БЕ…ДЕЛЬНИК, …БРОСИТЬ.

4) ПРЕД…СТАВИТЬ, ВОЗ…БНОВИТ, П…ДРОБНО.

8. В каком слове пишется буква Я?

9. В каком слове пишется НН?

1) ШЕРСТЯ…ОЙ шарф;

2) ОЧАРОВА…ЫЙ странник;

3) Здание ПОСТРОЕ…О;

4) МУРАВЬИ..АЯ кислота.

10. В каком примере возможно только одно написание?

1) ПРИМ(И / Е)РЯЮЩИЙ;

2) ПР(И / Е)СЛОНИТЬСЯ;

11. В каком предложении НЕ с последующим словом пишется отдельно?

5) ХУДОЖНИК (НЕ) НАВИДИТ ФАЛЬШЬ.

6) МЫ КУПИЛИ (НЕ) БОЛЬШУЮ ВМЕСТИТЕЛЬНУЮ СУМКУ.

7) РАБОТА (НЕ) ЗАКОНЧЕНА.

8) РАЗДУМЫВАТЬ БЫЛО (НЕ) КОГДА.

12. В каком случае неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?

Я (ПО)ПРЕЖНЕМУ СТОЯЛ НА БУРЕГУ РЕКИ И МЫЛЕ(Н,НН)О ПРЕДСТАВЛЯЛ СЕБЕ, БУД(ТО) В ЭТОЙ ТЕМНОЙ И ХОЛОДНОЙ ГЛУБИНЕ ТО(ЖЕ) ДРОЖАЛИ И КОЛЫХАЛИСЬ ЗВЕЗДЫ.

1) ПО-ПРЕЖНЕМУ – НАРЕЧИЕ НА − -ОМУ (-ЕМУ);

2) МЫСЛЕННО – наречие образовано от прилагательного с суффиксом −ЕНН-;

4) ТО ЖЕ – местоимение с частицей.

13. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (ПО)ЭТОМУ, КАКОЙ(ТО),ЧЕРНО()БЕЛЫЙ,

2) КТО(ЛИБО), ГДЕ(НИБУДЬ), (ПО)НЕМНОГУ,

3) БУД(ТО), (В)ДВОЕ, (ПО)БРАТСКИ,

4) КТО(ТО), (ВО) ПЕРВЫХ, (ПО)ЛИСЬИ.

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пять АПЕЛСИНОВ.

4) Свыше СТА километров.

15. Выберите грамматически правильное предложение:

НАХОДЯСЬ В ПУТИ,

1) Всегда вспоминает дом.

2) Всегда думаешь о доме.

3) Нам принесли свежие газеты.

4) Мне пришло письмо.

16. Укажите предложение без грамматических ошибок. (Правильно построенное)

1) Лучи восходящего солнца, еще не выплывшего на небосвод, коснулись макушки тополя.

2) К отаре овец, пасущихся в долине, подкрался волк.

3) Мы живем на берегу, заросшем кустарником, переходившим в густой лес.

4) Лось, вышедший на берег, будет спокойно смотреть на человека, редко встречающимся здесь.

17. В каком слове ударение на втором слоге?

18. Значение какого слова определено неверно?

1) ВОТЧИНА – родовое имение крупного землевладельца, переходившее по наследству от отца к детям или ближайшим родственникам.

2) ИСКУСНЫЙ – сделанный рукой человека наподобие природного; ненастоящий, надуманный.

3) АУКЦИОН – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

4) БЕЛЛЕТРИСТИКА – повествовательная художественная литература (преимущество романы, повести, рассказы).

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Я ЛИШЬ ИЗМЕНИЛ ИМЕНА НЕКОТОРЫХ ДЕЙСТВУЮШИХ ЛИЦ ЭТОЙ ТРОГАТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ() И ПРИДАЛ УСТНОМУ РАССКАЗУ ПИСЬМЕННУЮ ФОРМУ.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

20. На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

ОН ОТЛОЖИЛ РУЧКУ (1) И (2) ОТКИНУВШИСЬ НА СПИНУКУ КРЕСЛА (3) СТАЛ СМОТРЕТЬ НА ЛЕС (4) ЗАЛИТЫЙ ЛУННЫМ СВЕТОМ.

21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Эта книга интересна не только для детей, ни и для взрослых.

2) Все это: и река, и раскидистые ивы и этот мальчик – напомнило мне далекие дни детства.

3) Солнце светило ласково и нежно, согревало своим теплом лес, луг, озеро.

4) Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

22. В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (знаки препинания не расставлены).

1) Берестяные игрушки настоящие произведения искусства.

2) Июньские очи короткие.

3) Грабли лопаты все хранилось в небольшом сарае.

4) Не накосишь сена нечем будет кормить скотину.

Прочитайте текст и выполните задания.

Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особо радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) кажется, не по дереву, а по другой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долта». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работай. (13) дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвал источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17) Из синего дыма вышел лет семнадцать парень, с новой двухстволкой, сс скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В Довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) Зачем? (21) – А, просто так… (22) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, пистолеты и новые двустволки? (23) Кто должен научить их беречь и любить природу?

1. Почему юноша убил дятла?

1) Ради развлечения.

2) Хотел убить именно эту птицу.

3) Он случайно попал в птицу.

2. Определите стиль и тип речи данного текста.

1) Разговорный, описание.

2) Публицистический, описание.

3) Публицистический, имеются все типы речи.

4) Разговорный, рассуждение.

3. Какие средства выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в тексте?

1) Вопросительные предложения.

3) Неполные предложения

4) Ряды однородных членов.

4. Из предложения 15 выпишите слова, в которых все согласные звуки глухие.

5. Укажите способ образования слова СОЖАЛЕНИЕ.

6. Укажите номера предложения второго абзаца, где причастные обороты не выделяются запятыми.

7. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении 15.

1) После однородных членов перед обобщающим словом.

2) В бессоюзном сложном предложении.

3) Тире между подлежащим и сказуемым.

4) При выделении прямой речи.

8. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.

9. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока

Аттестуемый педагог Краснощекова Татьяна Николаевна

Место работы ГАПОУ ПО ПМПК

Предмет русский язык

Группа 13ЦРПК01

Тема Бессоюзное сложное предложение

Тип урока : урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Форма урока : повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении.

Задачи урока:

обучающая : обобщить пунктуационные навыки в БСП, научить студентов правильно употреблять БСП в речи; различать БСП от остальных сложных предложений (ССП, СПП); углублять языковую компетенцию, формировать лингвистическую компетенцию, выработать у учащихся на материале урока умения обобщать и систематизировать знания по теме

развивающая : развитие логического мышления, навыков самообучения и самоконтроля, развивать умения анализировать собственный уровень знаний,

развивать умения применять теоретические знания на практике; делать вывод самостоятельно;

воспитательная : воспитывать доброту, взаимоуважение, любовь к русскому языку.

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Методы работы:

· по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

· по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;

· по источнику знаний : словесные, практические;

· стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;

· интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

· контроля : устный, письменный, взаимоконтроль, самоконтроль;

· по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат : предполагается понимание обучающимися практической значимости бессоюзных сложных предложений, умение расстановки правильных знаков препинания, уместное использование их в речевой деятельности, формирование видения пунктуационных ошибок и умения их исправлять, трансформация предложений, подготовка к ЕГЭ.

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, слайдовые презентации , карточки с таблицами, опорные конспекты, карточки с заданиями , тетради, В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

Тесты по русскому языку. 9 класс

Данный материал представляет собою тесты по русскому языку за курс 9 класса. В них представлены вопросы по систематизации знаний: орфография и пунктуация ( 4 варианта с ответами). Материал предназначен для проверки навыков грамотного письма. Данные тесты могут использоваться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.ворд

Вариант 1 № 1 Найдите слово с орфографической Задание ошибкой. 2 В каком слове пишется буква Е? 3 В каком слове пишется НН? 4 В каком предложении НЕ пишется отдельно? 5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 6 Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). Текст 1) ЩЕПЦЫ 2) ЛЫЖЫ 3) ЦЫПЛЕНОК; 4) ШОКОЛАДНЫЙ; 5) РУЧЕНКА. 1) ПОСМОТР..М 2) ПОДАР..М 3) НАМЕЧА..МЫЙ 4) ЗАВИС..МЫЙ 5) ОПЛАЧИВА..МЫЙ 1) УВЕРЕ..ЫЙ 2) СЕРЕБРЯ..ЫЙ 3) ЛАКИРОВА..ЫЙ 4) МЫСЛЕ..О 5) ЕДИ..ЫЙ 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку. 3) Работа (не)закончена. 4) Раздумывать было (не)когда. 5) Город расположен на берегу никогда (не)замерзающего залива. 1) с ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ рублями 2) нет ПРЕТЕНЗИЙ 3) ХУЖЕ ВСЕГО 4) НЕ ЛОЖИТЕ сюда тетради 5) ЕДЬТЕ быстрее. 1) Мы выписываем журнал «Природа». 2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. . 5) Эти люди не теряли уверенности в 7 В каком слове ударение на втором слоге? 8 Значение какого слова определено неверно? 9 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 10 В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? успехе даже в случае неудач. 1) ПОЛОЖИТЬ 2) ПОДНЯЛАСЬ 3) ПРИНЯТЫ 4) ХОДАТАЙСТВОВАТЬ 5) ОПТОВЫЙ; 1) СУВЕНИР – подарок, изделие на память о городе, стране и т.п. 2) ТОРЕЦ – боковая сторона дома 3) ЗАУРЯДНЫЙ – приметный, обращающий на себя внимание 4) УНИКАЛЬНЫЙ – редкий, единственный в своём роде 5) ЩЕДРЫЙ (человек) — богатый, состоятельный; 1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остаётся тем же. 2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ. 3) Гость недолго гостит, да много видит. 4) Везде на стенах домов, беседках, оградах – лепился плющ. 5) Солнце светило ласково и нежно, и согревало своим теплом лес, луг, озеро. 1) Северное солнце неяркое. 2) Есть кто­нибудь в доме спросил (Знаки препинания не расставлены.) один из путников. 3) Сейсмограф простой прибор для регистрации землетрясений. 4) Дома ограды скамейки были выкрашены в лимонный цвет. 5) Работа врача ответственная. Ответы теста Вариант1 2 + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + + + + + + + + № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + Вариант 2 № 1 Найдите слово с орфографической Задание ошибкой. 2 В каком слове пишется буква Я? 3 В каком слове пишется НН? 4 В каком предложении НЕ пишется отдельно? 5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Текст 1) ЦИСТЕРНА 2) РЫЖИЙ 3) ШОПОТ 4) ПТЕНЦИ 5) СТАРИЧЕК. 1) Они ВИД..Т зверей; 2) Они КОЛ..Т лед; 3) Они ТЕРП..Т нужду; 4) СОПРОВОЖДА..ЩИЙ; 5) КОЛЕБЛ..ЩИЙСЯ; 1) ЦИВИЛИЗОВА..ЫЙ мир; 2) ДРЕССИРОВА..ЫЙ тигр. 3) сборы ЗАКОНЧЕ..Ы; 4) ЗЕМЛЯ..ЫЕ орехи. 5) ИЛЛЮСТРИРОВА..ЫЙ журнал; 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку. 3) Работа (не)закончена. 4) Раздумывать было (не)когда. 5) На пороге стоял (не)знакомый мне юноша 1) в ОБЕИХ сумках 2) БЕГИ 3) ПОЛОЖЬ 4) КРАСИВЕЕ 5) БОЛЕЕ ГЛУБЖЕ 6 Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 7 В каком слове ударение на втором слоге? 8 Значение какого слова определено неверно? 9 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Мы выписываем журнал «Природа». 2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. . 5) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач 1) БРАЛА 2) НАЧАЛИ 3) АЛФАВИТ 4) КИЛОМЕТР 5) ДЕФИС 1) ВЕРБОВАТЬ – набирать добровольцев, нанимать на работу, привлекать 2) ИЗМОРОСЬ – очень мелкий дождь 3) ЭКСТРЕННЫЙ – спешный, неотложный, срочный 4) ГАРАНТИЯ – обещание исполнить чью­либо просьбу 5) ИСКУСНЫЙ — сделанный рукой человека наподобие природного, подлинного; ненастоящий, надуманный; 1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями. 2) В наших лесах встречаются и лоси, и олени. 3) Мальчики обычно мечтают стать летчиками, или моряками. 4) Приливы и отливы происходят не только в океане, но и в недрах Земли. 5) Мал золотник да дорог. 10 В каком предложении НЕ НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Берестяные игрушки настоящие произведения искусства. 2) Июньские ночи короткие. 3) Грабли лопаты хранились в небольшом сарае. 4) Не накосишь сена нечем будет кормить скотину. 5) Охотники бродившие по лесу долгое время случайно увидели избу лесника. Ответы теста Вариант 2 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + 2 + + + 3 + + + + + + + 4 + 5 + + + + + + + + + Вариант 3 № 1 Найдите слово с орфографической Задание ошибкой. 2 В каком слове пишется буква Ю? 3 В каком слове пишется НН? Текст 1) УШОЛ; 2) ЛУЧЁМ; 3) ПОХОЖИ; 4) КОНЦИ. 5) СОБАЧОНКА; 1) Они ЗАВИС..Т; 2) они РУБ..Т; 3) ВЕР..ЩИЙ; 4) БОР..ЩИЙСЯ. 5) КОЛ. ЩИЙ; 1) МАРИНОВА..ЫЕ овощи 2) ОЧАРОВА..ЫЙ странник 3) ПОДПИСА..О; 4) ЕДИ..ЫЙ; 5) ЦИВИЛИЗОВА..ЫЙ путь. 4 В каком предложении НЕ пишется отдельно? 5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 6 Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую, а маленькую вместительную сумку. 3) Работа (не)закончена. 4) Раздумывать было (не)когда 5) Пирог оказался очень (не)вкусный 1) В ПЯТИСТАХ шагах; 2) опытные ШОФЕРА 3) пять КИЛОГРАММОВ; 4) БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ; 5) ПОЗЖЕ 1) Мы выписываем журнал «Природа». 2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. . 5) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач 7 В каком слове ударение на втором слоге? 1) ТОРТЫ; 2) УДОБНЕЕ; 3) УБРАЛА; 8 Значение какого слова определено неверно? 9 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 4) БРАЛА 5) ХОДАТАЙСТВОВАТЬ 1) ШОКИРОВАТЬ — вызывать восторг или негодование; 2) ТЩЕТНО — напрасно 3) ПЕРИФЕРИЯ — огромная территория страны; 4) ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ — расположенный в тропиках; тропический; относящийся к экватору 5) АРХАИЧНЫЙ — представляющий собой пережиток прошлого; свойственный старине 1) Давыдов прочел всего две, или три лекции по философии. 2) Среди студентов встречались, и 10 В каком предложении НУЖНО ставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.) мало подготовленные к серьезному учению, и просто шалуны. 3) Я неплохо знал основные новые языки: французский, немецкий, английский — и свободно переводил с латинского. 4) В гимназии изучали не только историю но и философию. 5) Дожди шли не только в северных, но и в южных областях России 1) Глаза у галчонка черные и блестящие. 2) Звезды небесные тела состоящие из раскаленных газов. 3) Все было мокрым от росы трава кусты скамейки. 4) Наташа все время повторяла ах как здесь чудесно. 5) Всё было выкрашено в лимонный цвет дома ограды скамейки. Ответы теста Вариант 3 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + 2 + + + + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + + + + Вариант 4 № 1 Найдите слово с орфографической Задание ошибкой. 2 В каком слове пишется буква Я? Текст 1) РАЗОРУЖОН; 2) КЛЮЧЕМ; 3) СТАНЦИЯ; 4) ГАРАЖЫ. 5) ДРУЖОК. 1) КОЛ..ЩИЙ; 2) ЗАВИС..ЩИЙ; 3) они РАН..Т; 3 В каком слове пишется НН? 4 В каком предложении НЕ пишется отдельно? 5 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 6 Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 7 В каком слове ударение на первом слоге? 8 Значение какого слова определено неверно? 4) они БОРМОЧ..Т; 5) ГРОХОЧ..ЩИЙ. 1) ИСКРЕ…Е; 2) письмо ОТПРАВЛЕ. О; 3) ГУСИ. ЫЙ; 4) КРАШЕ…ЫЙ вчера забор. 5) МАРИНОВА..ЫЕ овощи 1) Художник (не)навидит фальшь. 2) Мы купили (не)большую вместительную сумку. 3) Работа (не)закончена. 4) Раздумывать было (не)когда. 5) Давно я (не)был в родных местах! 1) С ПОЛУТОРА тысячами; 2) одну ТУФЛЮ; 3) опытные ИНЖЕНЕРА; 4) БЛИЖАЙШИЙ 5) БОЛЕЕ ГЛУБЖЕ 1) Мы выписываем журнал «Природа». 2) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. 3) Пьеса ставилась как в столичных, так и в провинциальных театрах. 4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. . 5) Эти люди не теряли уверенности в успехе даже в случае неудач 1) ЦЕМЕНТ; 2) ОБЛЕГЧИТЬ; 3) ЗВОНИТ; 4) ПРИНЯЛИ. 5) СКОЛЬКИМ 1) СОЛИДНЫЙ — основательный, серьезный; важный, степенный; 2) ДЕЛИКАТНОСТЬ — вежливость, мягкость в обращении с другими; 3) РЕПУТАЦИЯ — общественное мнение, сложившееся о ком­то или о чем­ то; 9 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 10 В каком предложении НУЖНО ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.) 4) РАДУШНЫЙ — радостный, беспечный. 5) ЭКСПОРТ — ввоз чего­либо из­за границы 1) По вкусу плоды напоминали и землянику, и сливу, и виноград. 2) В тайге растут, не только хвойные, но и лиственные деревья. 3) Здесь все те же таежные дебри да болотные топи. 4) Я проболел пять, или шесть дней. 5) Мороз невелик да стоять не велит. 1) Мне говорили здесь было древнее поселение. 2) Главная задача реставраторов восстановить роспись потолка. 3) Мы сдали в камеру хранения все свои вещи чемодан сумки рюкзак. 4) Шум реки стук дятла и крик селезней все сливалось в одну мелодию. 5) Прощай брат сказал он Аркадию Ответы теста Вариант 4 № 1 2 1 + 2 + + 3 + 4 + 5 + + 3 4 5 6 7 8 9 10 + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Почему дети "патриотов" живут в странах 01.11.2019 --> Смотрели: 0 (0) Срочно спасите тигров в пожароопасном ра 18.04.2019 --> Смотрели: 0 (0) КИТАЙЦЫ НЕЩАДНО ВЫРУБАЮТ ЛЕС В ПРИМОРЬЕ. 05.03.2019 --> Смотрели: 14 (4) Старый Новый Год.Александр Абдулов. С 1- 13.01.2019 --> Смотрели: 109 (1) Любимые песни 70-х. Я- пушистый беленьки 12.10.2018 --> Смотрели: 0 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

БЕРЕСТЯНОЕ ИСКУССТВО

Береста обладает удивительными качествами:- не впитывает воду,- не проводит тепло, - имеет малый вес и достаточную прочность. Бересту употребляли для строительства дома, делали из нее посуду, в которой не портились продукты, а в Поморье даже шили одежду.
Теперь береста - в основном материал для сувениров и поделок.


Бескрайни просторы Отечества родимого, несчетно число мастеров-умельцев и художников русских, живших и живущих на землях предков своих.
Нет ремесла народного, нет такого дела рукоприкладного, в которое не вкладывалась бы душа мастера, произрастая и расцветая в нем до границ бескрайних и высот недосягаемых.
От отца к сыну, из поколения в поколение передаются опыт, техника, приемы.
Индивидуальность одного сливается с другими, и струйкой ручейка впадает в широкую реку мастерства, создает образ целостного народного искусства: вечного, прекрасного и бесконечного в своем разнообразии.
Берестяной промысел нельзя назвать только русским, так как кору березы использовали все народы, на землевладениях которых росла белокорая красавица.
Но именно русский умелец вдохнул в это занятие такую глубину духа, что наша береста превратилась в подлинные произведения искусства.
Внимание наших предков к бересте объясняется ее замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тепло, способна обеззараживать, имеет малый удельный вес и достаточную прочность.
Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям, достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет.


В прошлые века на всех северных базарах и ярмарках России продавались большие полотнища бересты, называемые скальём.
Их употребляли в строительстве, прокладывая в один–два слоя под штукатурку, что предохраняло строение от гниения и сохраняло тепло.
На востоке Сибири и в Якутии местные жители делали из бересты временные жилища.
Охотники, уходя на промысел, брали с собой свернутую в рулоны бересту, и она не давала им замерзнуть в холоде зимней ночи, позволяла отдохнуть и набраться сил для нового нелегкого дня.
А летом шалаш из бересты защищал промысловика от жары.
Из бересты делали лодки, детские колыбели, трафареты узоров для рукоделия и прочее.
На севере Сибири из березовой коры делали ночные люльки для малышей, в отличие от дневных – из дерева.
В такой колыбельке малыши не мерзли и спали здоровым сном.
На жаре, во время полевых работ, берестяная утварь сохраняла продуктам и напиткам прохладу и свежесть, а зимой не давала замерзнуть.
Молочные продукты не закисали в берестяных емкостях до двух–трех суток.
Стоит упомянуть и Поморье, где бересту научились обрабатывать таким образом, что она приобретала свойства кожи, и из нее шили одежду.
Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки, сапоги.


В настоящее время современных технологий свойства бересты почти забыты.
Но выходя из деревенских изб вчерашнего дня, береста начинает завоевывать городские квартиры, привлекать к себе внимание выставочных залов.
Уникальные свойства, большое разнообразие приемов работы с этим материалом и способов его обработки дают в руки мастера огромные возможности.
Освоив городское культурное пространство, в котором упор с утилитарного назначения бересты был смещен на декоративно-прикладное, крестьянский промысел стал городским ремеслом.
В качестве примера этому наглядно служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской бересты. Современные мастера берестяных дел не стремятся сделать и продать на ярмарке как можно больше одинаковых туесков, а создают исключительные произведения, привлекающие внимание необычностью материала, воплощенного в знакомые формы.
Когда заходит речь об изобретении чего-то нового, например велосипеда, человеческая натура сразу же восстает в праведном возмущении: что все уже, мол, давно изобретено и куда тебе, обыкновенному человеку, преодолеть силу тяжести без посторонней помощи.
Однако стоит погрузиться в изучаемый материал полностью, без остатка, чтобы ни один твой волос не оставался над поверхностью, то тут же, перед мысленным взором, открываются необъятные просторы непаханой нивы. Вот оно – бескрайнее поле для творчества, работай, твори.
Довольно длительное время я работал с берестой в общепринятом привычном направлении: стаканчики, шкатулки, туеса и пр.
Варьировал лишь с внешним оформлением, год за годом экспериментируя с орнаментом и стилем.
И жизнь моя в это время была привычная и монотонная.
Все было хорошо и спокойно до тех пор, пока в голову не пришла шальная идея: а почему бы не сделать из бересты крынку для молока?
И сразу же начался процесс, который можно назвать творческим: заработала мысль, назойливой мухой закружила над проблемой придания формы крынки бересте, при этом надо было сохранить утилитарность изделия.
Упорный труд не пропал даром, и поставленная цель была достигнута. На свет появилась берестяная крынка, в которой молоко без холодильника хранилось до 3 суток!


И тут я понял, что береста открыла для меня такие широкие просторы для творчества, что от такой перспективы даже голова закружилась.
Сразу же сформировалась цель: открыть для бересты двери столичных музеев и галерей, поставить ее в один ряд с золотыми и серебряными произведениями искусства.
Настало время работать над другими столовыми предметами.
И я сразу же взялся за изготовление чайника.
Вот работа, которая поглощает тебя целиком и полностью.
Ты ни о чем ином и думать не можешь; с утра до вечера, и даже ночью, во сне, также приходят идеи: одна за другой. Забываешь обо всем.


Затем процесс приобрел лавинообразный характер, и появились берестяной бочонок, бадейка, братина.
И, наконец – самовар из бересты.
В нем нельзя было кипятить воду, но разливать кипяток по берестяным чашкам, делая заварку в берестяном чайнике, одно удовольствие.
Спустя три года я разработал и сделал первый берестяной самовар, не уступающий своему медному самоварному предку.
С трубой, с дымом - все как положено. Вода вскипает от сгорающих щепок или шишек, в стальном титане. Остальное - только береста.
А когда в жаркий полдень я испил холодного пива из берестяного бочонка, простоявшего на солнцепеке несколько часов, да попил вечером чайку из берестяного самовара, то понял, что приближаюсь к поставленной цели.


Является ли мое искусство народным, или нет – решать не мне.

Я работаю с традиционным материалом, но в необычных для бересты формах.
В оформлении изделий использую славянскую символику (обереги) и традиционные русские орнаменты.
При этом стараюсь не нагромождать излишние кружева орнамента, чтобы можно было увидеть сам материал, прочувствовать его.
Береста способна воздействовать и на зрение, и на осязание, и на обоняние.
Запах свежей бересты, разнообразная, хорошо подобранная гамма оттенков, теплота и нежность на ощупь – все это не может оставить человека равнодушным.
Любовь к березе, воспетая поэтами, не случайна.
Душой мы родственны, землею сроднены.
И мастеру надлежит выразить эту любовь так, чтобы она стала видна окружающим, чтобы чувства, вырвавшись наружу, обрели материальный облик в гармонии формы и цвета, в песне узора.


Шло время, год за годом, в мастерскую приходили и уходили ученики: и дети, и взрослые.
Кое-кто оставался, хотя таковых были единицы.
Не хватает терпения у современного человека.
Надо все – и сразу.
А что бы мастером стать – время нужно не малое, и терпения – воз, и соли – пуд.
Но, стали появляться ученики, подмастерья и наконец новые мастера.
И так, в декабре 2010 года в Шадринске появилась берестяная мастерская «Честа», работающая под моим руководством.
Администрация местной мебельной фабрики помогла решить проблему с производственными, выставочными и офисными помещениями.
И работа, милая сердцу и душе, пошла дальше.
За все эти годы творения на этом поприще у шадринской бересты появились свои поклонники и ценители.
И на сегодняшний день, несмотря на отсутствие до сих пор собственного магазина розничной торговли, у мастерской нет проблем со сбытом изделий.
Постоянный поток заказов не дает мастерам сидеть без дела.
А самой большой проблемой остается отсутствие свободного времени для созидания новых изделий, для воплощения в жизнь идей, тесной очередью томящихся в умах и душах мастеров-берестянщиков. Постоянная выставочная деятельность по России и за рубежом вывела шадринскую бересту на широкий уровень известности, и теперь от приглашений со всего света нет отбоя.
Изделия шадринской берестяной мастерской зачастую служат в качестве подарков на самом высоком правительственном уровне.
Шадринская береста на сегодняшний день хранится в Московском музее ДПИ, в Шанхайском музее центра промыслов и ремесел, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства, в музее Русского географического общества, в Чебоксарском государственном художественном музее, в Шадринском краеведческом музее, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.


И все это – обычная береста – верхний слой коры березы.
Удивительная и волшебная.
Только она может глубоко проникнуть в русское сердце и тронуть спрятанные там струны памяти. И это не выдумки.
Это вспоминание рода, воплощенное руками потомка в рукотворное изделие.

Автор текста и фотографий - Владимир МАХНЮК
Источник: «Национальный Фонд Святого Трифона»

Читайте также: