Беседа о дымковской игрушке в младшей группе

Обновлено: 11.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41

Пушкинского района Санкт – Петербурга

во второй младшей группе на тему

«Знакомство с Дымковской игрушкой»

- формировать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; рассказать о процессе изготовления.

-способствовать формированию умения замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: материал, цвет, элементы узора.

- развивать эстетическое восприятие и вкус;

-развивать интерес к творчеству народных умельцев.

-воспитывать отзывчивость на красоту росписи;

-воспитывать любовь к народной игрушке, уважительное отношение к народному наследию.

Рассматривание иллюстраций, картинок с дымковскими игрушками, составление альбома; рассматривание элементов дымковского узора; чтение русских народных потешек, стихов; пальчиковые игры, п/и «Карусель»

Интеграция образовательных областей: социально – личностное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы, приемы: словесный, игровые приемы, сюрпризный момент, приемы поощрения, наглядный.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая технология, личностно – ориентированная технология

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в волшебную страну народных мастеров и отправимся мы с вами в большое село Дымково. А поедем мы на лошадке.

Громко цокают копытца,

Цок, цок, цок, цок.

В гости к Вам лошадка мчится,

Цок, цок, цок, цок.

Воспитатель: Вот мы и приехали, присаживайтесь.

Есть в России уголок,

Где из труб дымок идет

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Пестрыми фигурками, крошечными мурками.

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

Воспитатель показывает дымковскую игрушку.

Рассказ воспитателя о Дымковской игрушке

«Это Дымковская игрушка. Получила свое название от села Дымково. В давние времена жители этого села, от мала до велика( значит и дети и взрослые) , лепили глиняные игрушки для весенней ярмарки. Зимой все село было в дыму оттого, что в каждом доме топились печи для обжига игрушек, а в пасмурные дни над речушкой стоял туман в виде легкой дымке. Круглый год село стояло словно в дымке, его так и стали называть Дымково, а игрушки стали называться дымковские. Вокруг села было много глины, из нее и стали лепить игрушки. Лепят игрушку по частям, отдельно туловище, ноги, рожки и т.д. Затем соединяют в целую игрушку, сушат и обжигают в русской печи. Покрывали белилами и начиналось самое интересное. КАК вы думаете, что? Конечно, роспись игрушки. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи. Красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой, желтый. Такая игрушка грустная или веселая? Мастера наносят узор сразу кистью, начинают с крупных узоров. Каждый узор состоит из нескольких элементов: точка, круг, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка. Именно по этим узорам дымковскую роспись можно отличить от других росписей. И в наше время в этом селе живут мастера и делают игрушки на радость детям и взрослым. »

Воспитатель: давайте, немного поиграем.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите

раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра.

Завертелись карусели,
завертелись карусели,

Вверх летили ( встали и потянулись вверх)

Вниз летели ( присели на корточки)

Воспитатель: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Вынимаю на показ и веду про них рассказ.

Что за конь? Только тронь!

Со всадником вместе,

проскачет верст двести!

- Вот какой конек красивый - тонконогий, пышногривый. Чем украшен? Какого цвета грива, хвост, копытца? Какие элементы узора есть у нашего коника? ( круги большие и маленькие) Да, этот элемент узора называется «солнце».

Воспитатель: вынимаю на показ, продолжаю свой рассказ.

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

- какого цвета гребешок, бородка? Как украшен? Что нарисовано на грудке? Что еще украшено узором ( крылья, хвост). Его большой красивый хвост и крылья похожи на сказочный цветок. Какие элементы узора вы видите? (круги, кольца, волнистые линии, сетку )

Воспитатель: все игрушки не простые , а волшебно – расписные.

Я – девица – краса

Посмотри, как хороша!

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плыву,

песню тихую пою.

Воспитатель с детьми рассматривает барышню.

Воспитатель достает трафарет дымковской барышни и «нечаянно» высыпает узоры.

-Что же делать? Как помочь барышне? Подводит детей к тому, что юбку надо украсить дымковским узором.

ИГРА «СОСТАВЬ ДЫМКОВСКИЙ УЗОР»

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в волшебную страну народных мастеров подходит к концу. Пора возвращаться домой. Вам понравилось в селе Дымково? Что делают в этом селе? Какие игрушки запомнились больше? Садимся на лошадку и возвращаемся домой.

Наталья Воронова
Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа.

Виды детской деятельности.

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, художественная.

Задачи :

1. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

2. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

3. Закреплять умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя кружочки, точки,.

4. Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Упражнять в технике “тычок” ватными палочками для создания узора.

5. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

Дымковские игрушки: лошадки, барышня, петушок, индюк, силуэт барышни с картинками элементов; силуэты лошадки, курочки, индюка; гуашь, ватные палочки, печати, грам. запись: русская народная мелодия.

Планируемые результаты.

Принимает участие в рассмотрении дымковской игрушки, в совместном с воспитателем путешествии, в продуктивной деятельности (рисование точек -палочками, кружочков- печатями).

Предшествующая работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- рисование элементов дымковского узора;

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

В группу заходит дымковская барышня Танюшка.

Посмотрите, как я хороша

Я девица - краса,

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плыву,

Песню тихую пою.

- Я живу в селе Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень.

- Я хочу пригласить вас к себе в гости!

- Мы поедем в гости на лошадке! Занимайте места! Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.

Громко цокают копытца

В гости к Тане лошадь мчиться

2. часть. Рассматривание игрушек.

Дети с барышней Танюшкой подходят к ширме-домику, рассаживаются на стульчики вокруг стола, на котором стоит сундучок.

Воспитатель – барышня :- что же там лежит?

Дети вместе с воспитателем достают дымковские игрушки и ставят на стол.

Воспитатель:- в селе «Дымково живут замечательные мастера, которые делают из глины эти забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень.

Дети рассматривают игрушки и описывают узоры: кружочки, точки, горошины, полосочки.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.

Воспитатель достаёт из корзинки трафарет дымковской барышни, разворачивает, из него высыпают элементы узора, сделанные из картона.

Воспитатель-барышня:- Что же делать? Как помочь барышне? (Подвести детей к мысли, что юбку надо украсить).

Дети составляют самостоятельно узор на юбке барышни, любуются.

Игра «Составь дымковский узор».

Воспитатель-барышня:- Какое настроение стало у барышни? (весёлое).

3 часть. Рисование узора на трафаретах.

Воспитатель-барышня достаёт из сундучка силуэты дымковских игрушек из бумаги, стряхивает с них муку.

- Ребята,когда я пекла вам угощение, очень торопилась и просыпала всю муку на своих помощников : лошадку, индюшка и курочку.

Они стали белыми- белыми, как снег. Что же делать? Как помочь зверушкам?

(Подвести детей к мысли, что зверей можно раскрасить).

А перед работай нам надо с вами размять пальчики.

Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают.

Дети садятся к столам. Рассматривают силуэты, выбирают силуэт понравившейся игрушки и решают, какими элементами их украсить: кружочками, точками.

Воспитатель предлагает детям гуашь (красную, синюю, зелёную, жёлтую, печати, палочки.

Самостоятельная работа детей под русскую народную мелодию.

Воспитатель спрашивает детей :

-какие игрушки получились?

- какое у них настроение?

4 часть. Игра «Карусель»

Воспитатель-барышня предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели).

Воспитатель держит карусель, дети берут ленточки и бегут друг за другом по кругу.

Вверх летели, (встали и потянулись вверх)

Вниз летели, (присели на корточки).

Воспитатель-барышня предлагает детям попить чаю с печеньем, украшенным дымковским узором.

После игры дети идут играть в игровые зоны.

В гости к детям пришла барышня Танюша.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа.

Едем на лошадке в гости к барышне.


Дети рассматривают игрушки и описывают узоры: кружочки, точки, горошины, полосочки.


Игра «Составь дымковский узор».


Что же делать? Как помочь зверушкам?


Самостоятельная работа детей.



Барышня предлагает детям печенье.



Составила и провела: воспитатель МКДОУ Таборинский детский сад Воронова Н. А.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Цель: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки. Развивать наглядного – образное мышление, речь. Формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к народным промыслам. Вызвать радость от рассматривания яркой, народной расписной игрушки, познакомить с дымковской росписью.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, иллюстрации с элементами росписи дымковской игрушки, игра «Подбери цвета к дымковской игрушке», «Укрась дымковскую игрушку», презентация.


Словарная работа: село Дымково, индюк, уточка, барыня, козлик, орнамент


Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом- тычком и ватными палочками, обмакивая в гуашь и ритмично носить точки;


Развивать эстетическое восприятие, воспитывать чувство сопереживание помочь;

Иллюстрации дымковской игрушки (лошадка- картонные заготовки для каждого ребенка, мольберт, гуашь красного, желтого и синего цвета, тычинки из картона, ватные палочки, салфетки для рук.

-Ребята, к нам под нашу Ёлочку посылка пришла. Давайте посмотрим от куда и что в ней? Пришла она з села Дымково. А чтобы узнать, что в ней, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Быстрее ветра я скачу,

’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,

Я громко ’’иго-го’’ кричу,

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. Открывается посылка. А вот и наша гостья дымковская игрушка- лошадка.

Нас лошадка приглашает в свое село Дымково на экскурсию.

(звучит русская народная музыка, дети оказываются на ярмарке). Ребятки, мы с вами оказались в селе, которое называется Дымково. И сейчас здесь проходит ярмарка. Кто знает, что такое ярмарка? (ответы детей)

Да, ребятки, сейчас это называется магазин. И там продавалось всё что делалось своими руками. Когда-то очень давно у деток не было игрушек машинок, кукол, роботов, конструкторов, и даже телефонов не было. Мастера, дети вместе со своими родителями делали из глины вот такие замечательные игрушки. Особенно перед новым годом родители покупали своим деткам новые игрушки. Ими не только играли, но и украшали Ёлки.

Ребятки, посмотрите какие красивые игрушки. Попробуйте отгадать как они называются….

(Дети называют игрушки: лошадки, козлики, индюки, петушки, Барышня). Ребятки, эти игрушки называются Дымковские. Посмотрите, вот глина. Когда ее намочишь, она становится как пластилин. Из нее лепят игрушки и ставят их сушиться в печь. Когда игрушка высыхала, ее окрашивали в белый цвет и украшали узорами.

На ярмарке не только продавали, но и веселились. А ярмарках всегда очень весело. Приглашаю вас прокатиться на веселой карусели.

Подвижная игра “Карусель”.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Кого увидели? (Дети называют (индюк, петух и т. д… –и показывают)

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Вот и от нашей лошадки вам задание:

1 Задание: «Найди в группе картинку дымковскую игрушку и подбери к дымковской игрушке.»

(Дети находят картинку и подбирают к выставленным на столе игрушкам.)

Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку- лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

- Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка- лошадка?

Ответы детей (кружками).

- А кружочки какими цветами разукрашены?

Ответы детей (синими, красными)

- Посмотрите, внимательно, кружочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

2 задание: «Подбери цвета к дымковской игрушке»

3 задание: «Укрась дымковскую игрушку».

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

- Ребята проходите за столы, на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.

- Чтобы нарисовать кружочки, нашим лошадкам, для этого надо взять Тычинки –если это большой круг или ватные ватную палочку-если это маленький круг, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

- Рисуйте, аккуратно, палочки прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.

Мы поскачем, скачем, скачем.

(дети поочередно топают ножками- то одной, то другой)

Я лошадка- серый бок!

(повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте)

Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у нас лошадки. Как вы думаете наша гостья обрадуется (Да)

- Как называется село от куда наша игрушка -лошадка?

(Ответы детей: Дымково)

- Какие игрушки вы видели на ярмарке?

(Ответы детей: индюк, барышня и т. д.)

- Вам понравилось разрисовать лошадку?

(Ответы детей: да)

- Какие узоры вы рисовали?

(Ответы детей: кружочками, точками)

(Ответы детей: синими, красными)




Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229 общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

«Знакомство с росписью дымковской игрушки»

(дымковская лошадка). (2 младшая группа)

Воспитатель: Тимофеева С.В..

Детей присутствовало на занятии 11.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группе

Образовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Предварительная работа : Просмотр презентации " Дымковская игрушка "

Рассматривание дымковских игрушек Беседа воспитателя с детьми о создании дымковской игрушки .

Методические задачи : начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки , познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи , закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас, закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.

Материалы к занятию : Дымковские игрушки (3-4 штуки, плакаты с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента,

силуэт лошадки, гуашь 2-х цветов, влажные салфетки для рук.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров. Первая остановка будет в Дымково .

(воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко из журнала "Дизайн в росписи народных промыслов ")

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

(воспитатель показывает детям дымковские игрушки )

Это- Дымковские игрушки . Получили свое название от слободы Дымково . Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.

Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи . Ее красят сначала белой краской. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки . Какими цветами расписаны игрушки ?

- Красным, синим, зеленым, желтым, золотым, оранжевым. Яркими цветами.

- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров . Смотрите, как много игрушек

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются . Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки , и козлика, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка .

-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами . Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках , этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку . И мы распишем лошадки. Для росписи используют два цвета (воспитатель показывает детям изображение лошадки ) . Мы с вами будем рисовать узор на лошадке бумаги начиная с крупных кружков. Вот так (показ) . Затем рисуем еще один ряд опять начиная сверху, потом еще один (показ)

(Дети рисуют)

Теперь нам осталось нарисовать мелкие горошины- кружки. Их мы будем рисовать ватной палочкой. Возьмем палочку, обмакнем в краску и начиная с верхнего края лошадки будем рисовать ряды мелких горошин между рядами больших, вот так (показ)

(Дети рисуют)

По окончанию работы развешиваем лошадок. .

Воспитатель говорит, что лошадки получились , как на карусели и предлагает на карусели "покататься".

Проводится подвижная игра "Карусель"

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише- не спешите,

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра!

После занятия дети рассматривают игрушки и рисунки .




Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 204 человека из 49 регионов


«Мнемотехники «Память на 5+»»

Краткое описание документа:

«Знакомство с росписью дымковской игрушки»

(дымковская лошадка). (2 младшая группа)

Воспитатель: Тимофеева Светлана.Владимировна.

Детей присутствовало на занятии 11.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группе

Образовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.

Предварительная работа : Просмотр презентации " Дымковская игрушка "

Рассматривание дымковских игрушек Беседа воспитателя с детьми о создании дымковской игрушки .

Методические задачи : начать знакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки , познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи , закрепить умение детей создавать простые узоры разными техниками, воспитывать уважительное отношение к народному наследию, активизировать речь детей, обогащать словарный запас, закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать фантазию и воображение.

Материалы к занятию : Дымковские игрушки (3-4 штуки, плакаты с изображением дымковских игрушек и образцов орнамента,

силуэт лошадки, гуашь 2-х цветов, влажные салфетки для рук.

- Сегодня мы с вами, ребята, начинаем путешествие в волшебную страну народных мастеров. Первая остановка будет в Дымково .

(воспитатель читает стихотворение Л. Омельченко из журнала "Дизайн в росписи народных промыслов ")

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Кто хоть раз попал туда-

Не забудет никогда!

Яркой глиняной игрушкой

И свистулькой звонкой

С голосочком тонким,

Веселит, ласкает взор

Пестрый, радостный узор!

(воспитатель показывает детям дымковские игрушки )

Это- Дымковские игрушки . Получили свое название от слободы Дымково . Теперь мастера города Кирова продолжают народные традиции.

Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи, а уж потом она попадает в руки мастеров для росписи . Ее красят сначала белой краской. Посмотрите, какие яркие цвета используют мастера для росписи игрушки . Какими цветами расписаны игрушки ?

- Красным, синим, зеленым, желтым, золотым, оранжевым. Яркими цветами.

- Да, для дымковской росписи используют только яркие цвета. Мастера наносят узор сразу кистью, без предварительного нанесения карандашом. Начинают роспись с крупных узоров . Смотрите, как много игрушек

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при всем многообразии и разнообразии игрушек элементы узора повторяются . Узор "солнце" просматривается и в росписи лошадки , и козлика, и юбки барыни, есть он и в росписи хвоста индюка .

-Сегодня мы с вами тоже побудем дымковскими мастерами . Одним из повторяющихся элементов дымковской росписи является узор "солнце", состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя элементы этого узора присутствуют во всех дымковских игрушках , этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку . И мы распишем лошадки. Для росписи используют два цвета (воспитатель показывает детям изображение лошадки ) . Мы с вами будем рисовать узор на лошадке бумаги начиная с крупных кружков. Вот так (показ) . Затем рисуем еще один ряд опять начиная сверху, потом еще один (показ)

(Дети рисуют)

Теперь нам осталось нарисовать мелкие горошины- кружки. Их мы будем рисовать ватной палочкой. Возьмем палочку, обмакнем в краску и начиная с верхнего края лошадки будем рисовать ряды мелких горошин между рядами больших, вот так (показ)

(Дети рисуют)

По окончанию работы развешиваем лошадок. .

Воспитатель говорит, что лошадки получились , как на карусели и предлагает на карусели "покататься".

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: ЗНАКОМСТВО С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ. УЗОР ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, воспр иятие художественной литературы и фольклора.

Цели: познакомить с дымковской игрушкой; учить рисовать точки и линии, рисовать с помощью приспособлений (тычков), прививать желание рисовать, создавать выразительные узоры на бумаге; закреплять знания о цвете; выполнять упражнения пальчиковой гимнастики; упражнять в ходьбе, координации движений рук и ног; формировать интерес к занятиям физкультурой, к животному миру.

Планируемые результаты: слушает рассказ и стихи о дымковских игрушках, участвует в разговоре с педагогом при знакомстве с дымковскими игрушками, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор», проявляет интерес к выполнению комплекса игровых физических упражнений.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, дымковские игрушки, (картинки), образец элементов росписи, тычки (палочки с намотанной на них ватой), мольберт, фигурки, вырезанные из бумаги белого цвета (на выбор воспитателя: олень, индюк, конь, баран, утка).

Содержание организованной деятельности детей

Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Играть любят все. Даже взрослые. У вас есть игрушки (ответы детей). Я хочу вас познакомить с необычными игрушками. Их стали делать очень давно, в слободе Дымково. Отсюда и игрушка получила название – дымковская.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

А вот этими фигурками из глины (показывает картинку -дымковские игрушки) можно и играть, и свистеть, и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми они украшены (рассматривают).

Веселит, ласкает взор

Пёстрый, радостный узор!

Дымковские игрушки расписаны очень ярко - красными, синими, жёлтыми, зелёными, оранжевыми красками. В народе яркие краски ассоциируются с праздником. Дымковские игрушки были самым ярким украшением праздника- ярмарки с озорным и весёлым названием "Свистунья". Игрушки-свистуньи были у всех - и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Поэтому такие игрушки и были в каждом доме. Есть ли они у вас? Хотите увидеть эти игрушки (ответы детей) Тогда я вас приглашаю на ярмарку.

Знакомство с дымковскими игрушками.

Посмотрите вы сюда!

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдете,

Лучше игрушек не найдете.

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорее, и вам понравятся!

Это все, ребята, дымковские игрушки. Изготовлены они из глины. После того как глина высохнет, дымковские мастера раскрашивают вылепленные фигурки. Давайте рассмотрим их получше.

Воспитатель во время чтения стихотворения показывает детям соответствующие рисунки дымковских игрушек.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

За оленем кони, кони

Вновь за тридевять земель,

И пестреет от погони
Глиняная карусель.

Сидит на спинке

Левый рог - завиток,

Правый рог - завиток,

На груди - цветок.

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Жу-жу-жу! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

Да-да-да! (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Понравились, вам, дымковские игрушки (ответы детей). А, вы, хотите иметь вот такие красивые игрушки? (Ответы детей.) Тогда примемся за дело, но сначала подготовим наши пальчики.

Разомнем пальчики».

Раз, два, три, четыре, пять, Держат перед собой кулачок, разгибают и сгибают пальчики..

Вышли пальчики гулять. Вращают кисти рук вправо, влево

Раз, два, три, четыре, пять Р азгибают и сгибают пальчики

В домик спрятались опять. Сжимают кулачки, вращают кулачки вправо, влево

Все игрушки сначала были покрашены белой краской, а потом на них были нанесены узоры, «Какую краску использовали мастера для украшения фигурок?» (Ответы детей.) Красный, зеленый, оранжевый, и синий, и желтый цвета. Узор на дымковских игрушках состоит из разноцветных полосок, линий, кругов и точек, "покажите их на игрушке, на рисунке (Дети выполняют задание.)

Воспитатель предлагает украсить фигурку, вырезанную из бумаги, узором из разноцветных кружочков, точек и линий обращая внимание на то, что узор должен располагаться равномерно.

Воспитатель. Давайте научимся рисовать такие яркие узоры (рисует кистью линии и точки разного цвета). Кружочки и точки можно рисовать не только кистью, но и специальным инструментом. (Показывает тычок-палочку с намотанной на нее ватой.) С такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее. (Показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок.) Вот так мастера расписывают свои замечательные игрушки. Попробуйте и вы придумать свои узоры.

Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно.

4. Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель. Ах, какие замечательные узоры получились у вас! Как они называются? Такими узорами можно украсить любую игрушку, и она сразу станет очень красивой.

Читайте также: