Беседа о дымковской игрушке в подготовительной группе

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Беседа «Дымковская игрушка» разновозрастной группе

Цель: Расширение представление о дымковской игрушке как народно-прикладном искусстве.

Образовательные. п родолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Дымка) , помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.

Развивающие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты, восприятия искусства.

Воспитывать : продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству, красоте декоративных изделий для украшения интерьера, бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа:

Обогащение: Подмастерья, слобода, кокошник, пригож

Активизация: Дымка, глиняная игрушка, ярмарка, село, интерьер

Предварительная работа: Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание дымковских игрушек на фото и иллюстрациях. Заучивание стихов и потешек о дымковской игрушке.

Оборудование: шаблоны дымковских игрушек

Ход занятия:

Выставляю картину села Дымково

- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы в село Дымково !

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом .

И село большое Дымково назвали .

- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке . Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки ; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой , возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими . Что же это за игрушки ? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация фотографий “Барышня”, “Олень”, “Конь” и др. с использованием художественного слова

Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. С помощью программы Microsoft Word и PowerPoint подготовлена мультимедийная презентация, которая сопровождается фильмами и музыкой по теме и раздаточным материалом: «Элементы дымковской игрушки» и «Трафареты Дымковской игрушки» . Возможности программы позволяют быстро создать печатный раздаточный материал нужного содержания и качества. Они помогут познакомить дошкольников с народными промыслами России, в доступной форме расскажут об истории возникновения, об особенностях промысла.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Дымковская игрушка" 23.59 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 1.26 МБ
Раздаточный материал "Дымковская игрушка" 91.11 КБ
раздаточный материал-трафареты Дымковской игрушки 78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дымковская игрушка», для детей подготовительной группы, с использованием презентации и раздаточным материалом.

Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4), «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветные карандаши.
Индивидуальная работа : Оказывать помощь в рисовании элементов «Дымковской росписи».

Вид занятия: Познавательное.

Тип занятия: Художественная деятельность.

Тема занятия: "Дымковская игрушка".

Возраст : 5-7 лет.

Способы организации детей на занятии: с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.

Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.

Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.

1.. Вводная часть.

1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация "Дымковская игрушка" Слайд 1-7)

2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)

2.2 Физкультминутка "Мы игрушки расписные"

3. Практическая часть.
3.1 Роспись Дымковской игрушки.

Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.

Трафареты Дымковских игрушек (барыня, барашек, лошадка) на выбор детей.
Дети ,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент
и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).

Фоном звучит тихая русская народная музыка.

Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.

4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.

4.2 Анализ детских работ.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
(Слайд №3)
II. Основная часть
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
(Слайд №4)
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
(Слайд №5)
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Слайд №6)
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
(Слайд №7)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №8)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №9)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее ,распространённые сюжеты:
(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке .Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон

3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)
Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).
(Слайд №11-12)

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки (см. Приложение №1) Для того чтобы начать работу необходимо:
Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, барашек…
Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе .Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи»

Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.

А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
– На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно)

красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

У дымковской игрушки есть свои цвета , есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Итак, вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором. Выполните рисование цветными карандашами орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)

Воспитатель: Вот что у нас получилось!

– Какие замечательные работы получились у всех!

– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.
В конце занятия устраивается выставка.

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx 152.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность .

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

Воспитатель. Я, кажется, догадалась, шкатулку мы сможем открыть, если мы выполним задания волшебника Чернушки. Ну что, ребята, поможем народным умельцам?

Воспитатель. Вот и первое задание. Нам надо узнать из какого села народные умельцы прислали нам письмо, и как называются игрушки, которые они изготавливают? Для этого отгадайте загадку. И если вы правильно назовете отгадку, то получите краску.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо- сказки,

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор . (дымковская игрушка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились .И за него вы получаете «красную краску».

Воспитатель. Вас ждет второе задание. Нужно вспомнить все о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам .

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

- Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины , отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

-Какие геометрические фигуры используют для росписи дымковских игрушек?

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Действительно, чтобы дымковская игрушка стала такой яркой, нарядной, надо много труда вложить и всегда помнить, что дымковская игрушка рождается три раза: первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины; второй раз, когда обжигают; третий – когда ее белят и расписывают.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились, за это вы получаете «зеленую краску».

Воспитатель. Дымковские мастера изготавливают много разных игрушек. Давайте вспомним и назовем их.

(Дети называют дымковские игрушки ( барышня, индюк, водоноска, олени идр.)

Воспитатель. Молодцы! А вот следующую краску мы получим, если скажем про дымковские игрушки.

Дидактическая игра «Назови, какая» (с мячом).

(Яркие, нарядные, веселые, праздничные, восхитительные, смешные, задорные, волшебные, необычные, узорчатые, расписные, удивительные, народные, глиняные, причудливые, чудесные, изумительные, прекрасные, красочные и др.)

Воспитатель. Ребята, очень много прекрасных слов вы сказали про дымковские игрушки, и за это вы получаете краску «синего цвета».

Воспитатель. Для выполнения следующего задания нам понадобится «схема – помощница». Она нам поможет последовательно составить рассказ о дымковской игрушке. (Пояснение символов схемы)

Итак,сначала– называете игрушку;

второе называем промысел к которому принадлежит игрушка;

третье называемиз чего делают игрушку;

четвертое- вспоминаем процесс изготовления игрушки;

пятое нужно вспомнить что делают, чтобы, игрушка стала крепкой

шестое- назвать, чем сначала покрывают изделие;

седьмое– какие использованы цвета;

восьмое – какие использованы узоры.

В: Опишите дымковскую игрушку на выбор, опираясь на схему.

Дети составляют описательный рассказ о дымковской игрушке с опорой на схему (2-3 человека)

Воспитатель. Молодцы, какие у вас получились интересные рассказы. И за это вы получаете «желтую краску».

Воспитатель. Ребята,мы с вами много говорили о дымковской игрушке, а у вас есть любимые игрушки? (да)

Воспитатель. Назовите их. Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, у меня тоже есть игрушки. И среди них карточка с пятым заданием. Нужно назвать игрушку; материал, из которого она сделана; какая она.Если вы выполните это задание правильно, то получите краску.

Например. Это кукла. Кукла сделана из пластмассы. Она пластмассовая. Дидактическая игра «Скажи правильно»

(Дети по – очереди выполняют задание)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. За него вы получаете последнюю пятую краску, которую используют дымковские мастера для фона при росписи игрушек «черную».

Воспитатель. Ребята, со всеми заданиями волшебника Чернушки мы справились и теперь давайте попробуем открыть шкатулку.

А, посмотрите, здесь дымковские барышни. Это дымковские мастера прислали для вас. Только они не успели их расписать. Но я, надеюсь, мы сами сможем их расписать. Но сначала потренируем наши пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Дети садятся за столы.

- С элементами дымковской росписи вы уже знакомы. Помните, что дымковские умельцы в своей работе используют пять основных цветов,а для росписи одной игрушки берут только три основных цвета.У вас на столе есть печати, палочки, при помощи которых вы будите наносить узоры. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.

Дети под музыку расписывают дымковскую игрушку.

Воспитатель. Какие красивые получились игрушки. А пока работы подсыхают, подойдите все ко мне.

- Вспомните, какой росписью мы расписывали игрушки?

-Сколько раз рождается дымковская игрушка? (3)

-Когда она рождается в первый раз? (когда ее лепят из красной глины)

-Когда она рождается во второй раз? (когда ее обжигают).

- А когда в третий раз? (когда ее белят и расписывают)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много рассказали о дымковской игрушке, справились со всеми заданиями Чернушки, помогли дымковским мастерам вернуть краски и даже расписать игрушки. А краски мы позже соберем в посылку и отправим в Дымково для народных умельцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей.

конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки.


КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики".


"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .


Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отп.

Цель: Знакомство детей с народной культурой.

- Познакомить с историей Дымковской игрушки.

- Воспитание любови и уважения к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Формирование знаний о характерных особенностях росписи игрушек,умения создавать узоры по собственному замыслу.

- Развитие умения выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины, расписывать дымковскими узорами.

- Закрепление знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

составление презентации «Дымковская игрушка», подбор иллюстраций «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.

Воспитатель: Хотите узнать какие игрушки делают в селе Дымкого?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Давайте с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Промысел родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Ответы детей.

Воспитатель (показывает иллюстрации) :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся

в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмитри, как хороша

Щечки алые горят,

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся

На подставках,что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!

Воспитатель: Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная,а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки,точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Воспитатель: Наиболее распространё нные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть как создается игрушка?

Ответы детей.

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель : Правильно. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

(Напечатанные трафареты раздаются детям. Карандашами они начинают с удовольствием расписывать. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. включается негромкая народная музыка. В конце занятия устраивается выставка.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Замечательные работы у вас получились. Нет ни одной одинаковой дымковской игрушки. Много интересного вы узнали о дымковской игрушке? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские.

«Дымковская игрушка». Презентация для второй младшей группы "Дымковская игрушка" презентация для второй младшей группы подготовила Овчаренко Марина Леонтьевна На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская.

Консультация для родителей «Творим вместе с детьми. Дымковская игрушка» «Дымковская игрушка»Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать.

Конспект занятия цикла «Дымковская игрушка» Конспект цикла занятий на тему: «Дымковская игрушка». Цели и задачи: 1. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей передавать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка» Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Цель: способствовать формированию представления у детей о происхождении дымковской игрушки,.

Конспект НОД занятия по художественному творчеству «Дымковская игрушка»

Конспект НОД занятия по художественному творчеству «Дымковская игрушка» Конспект НОД по теме Дымковская игрушка. (Средняя группа) Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество Цель:.

Конспект ООД «Дымковская игрушка» Вид «Художественное творчество» Цель: Обобщение знаний детей о дымковской игрушке. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Задачи по изобразительной деятельности: учить передавать в лепке особенности.

Конспект занятия во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка» Цели: 1. Художественно-эстетическое.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Основной вид деятельности. Художественная деятельность.

Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.

Форма проведения. Путешествие.

Цель. Знакомство с дымковской игрушкой.

Интеграция содержания образовательных областей.

Художественное творчество. Формировать основы художественной культуры. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Воспитывать интерес к народным промыслам родной страны. Прививать любовь и бережное отношение к дымковской игрушке.

Познание. Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (искусство, их значимости для общества.

Труд. Познакомить детей с трудом мастериц дымковской игрушки. Воспитывать уважение к людям труда.

Коммуникация. Учить выражать словесно своё отношение к данному народному промыслу. Воспитывать культуру речевого общения.

Социализация. Расширять представления о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России.

Материалы к занятию. Дымковская игрушка, презентация «Чудеса дымковской игрушки».[/i]

Ход деятельности.

1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности.

Рассматривание дымковской игрушки.

— Интересно, где рождается такая красота? А вам бы хотелось узнать, как рождается дымковская игрушка? (ответы детей)

— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты

2. Планирование деятельности.

— Как вы думаете, что для этого необходимо? (ответы детей)

— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом?

Вместе с детьми вырабатывается алгоритм путешествия. Дети выбирают транспортное средство, распределяют роли.

3. Путешествие

— Дети, мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по России. Цель нашего путешествия город Киров.

Презентация «Чудеса дымковской игрушки»

— В европейской части России, на берегу реки Вятка, Дымковская слобода – посёлок мастеровых людей. Дымково – один из микрорайонов города Кирова. В давние-давние времена русские люди нашли на берегу реки Вятка красную глину. Из глины лепили посуду. А из маленьких кусочков глины лепили мастерицы свистульки для своих малышей, да расписывали их яркими красками. А ещё лепили мастерицы удивительные чудесные игрушки. Петушка да уточку, важного индюка, барашка круторогого да весёлого козлика, коровку – кормилицу, да лошадку – помощницу. Для девочек – барышень, для мальчиков – наездников. Не только детям, но и взрослым нравились такие игрушки, яркие, весёлые, солнечные. И стал народ называть это чудо – дымковская игрушка.

Как рождается чудо – дымковская игрушка? Весной мастерицы по берегам реки Вятка собирают красную глину и речной песок. С помощью воды из глины и песка замешивают глиняное тесто. Из глины лепят фигурки игрушек. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и соединяют с помощью жидкой глины.

— Слепили игрушки из глины, а они мягкие? Что же делать? (ответы детей)

— На лавке игрушки долго сушили, в русской печке закалили, стали игрушки крепки, но больно они темны. В давние времена мастерицы мел в молоке разводили, игрушки белили. Ныне белила в магазине покупают, в два – три слоя игрушки покрывают. А теперь волшебство начинаем, игрушки украшаем. Краски яркие, сочные берём, кисточкой узор ведём. Узоры удивительно просты, круги и точки изображены. Круг в кольце и точки, вот такие цветочки. Ритмично узор располагаем, элементы узора повторяем. Кисточку в сырое яйцо макаем, к золотому квадратику прижимаем, квадратик золотой на место сажаем, украшение игрушки завершаем.

— Итак, кто вспомнит этапы изготовления дымковской игрушки? (ответы детей)

1. Подготовка красной глины для лепки (смешать глину, песок и воду).

2. Лепка игрушки из деталей.

3. Сушка игрушки.

4. Обжиг игрушки в печи.

5. Беление игрушки.

6. Роспись красками.

7. Украшение игрушки золотыми квадратиками.

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Глину месили, Наклон, имитация месим глину,

Игрушки лепили. Выпрямились, имитация лепим игрушку.

На лавке игрушки долго сушили, Присесть

В русской печке закалили. Встать, руки на пояс

Стали игрушки крепки,

Но больно они темны.

Руки на щёки, качаем головой влево – вправо.

Руки вверх, плавно отпускаем вниз (белим)

Имитация, берём кисточки.

Узоры удивительно просты,

Круги и точки изображены.

Имитация, рисуем кисточкой круг и ставим в середине точку.

Украшение игрушки завершаем,

Наклон вниз, выпрямится,имитация, «сажаем золото».

— Время вперёд бежало, что-то в жизни людей меняло. Интерес к дымковской игрушке затухал, промысел дымковский чуть не пропал. Анна Афанасьевна Мезрина сто шестьдесят лет назад жила. Тайны дымковской игрушки сохранила и других мастерству научила. Безденежных Зинаида Фёдоровна, её ученица.

— Каждая дымковская игрушка необычна, мастерицей создана лично. Трухина Надежда Петровна большую семью слепила, за стол чай пить посадила. Белых Евгению Георгиевну сельская жизнь привлекает. Барышни румяные за водицей пришли, индюков да уточек с собой привели. Четверикова Лариса Юрьевна детей любила, ребятишек с мамой и папой лепила. Солнечные цвета подбирала и с детьми играла. Баранову Галину Ивановну морская тема увлекала, моряков она создавала, в матросские одежды нарядила, по свету гулять пустила. Барышни красивые гуляют, моряков в плаванье провожают. Садакова Любовь Петровна барышень любила, а Фалеева Лидия Сергеевна русский быт изобразила.

— Как вы думаете, дымковскую игрушку изготовляют на игрушечной фабрике, или это ручная работа? (ответы детей)

— Почему каждая дымковская игрушка неповторима? (ответы детей)

— Вы обратили внимания друзья, что дымковские мастера любят тёплые цвета. Красный, оранжевый, малиновый, жёлтый для росписи выбирают, летнюю зелень в узор добавляют, небесной синевой разбавляют. Дымковские мастерицы геометрический узор предпочитают, кругами, кольцами да точками животных украшают. Дымковские барышни прекрасны, узоры на юбках разнообразны. Полосы, волны, овалы, круги и точки – словно волшебные строчки. Символы природы они обозначают, здоровье, счастье, добра желают.

— Какие цвета используют дымковские мастерицы для росписи? (ответы детей)

— Какой узор предпочитают дымковские мастерицы: растительный или геометрический? (ответы детей)

— Вспомните правила росписи дымковской игрушки. (Ответы детей)

Правила росписи дымковской игрушки.

Мысленно узор составляем, по игрушке размещаем.

Полосы, волны, клетки, круги и точки, словно волшебные строчки.

Сначала крупные элементы узора рисуем, друг с другом чередуем.

Другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем.

В узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

Белый фон основу создаёт, всем цветам яркость придаёт.

Животных, людей, птиц украшаем, разные узоры подбираем.

— Для какой дымковской игрушки (лошадка, барышня, индюк) подходит узор из полосок (1 узор?. из колец и кругов (2 узор?. из кругов и точек (3 узор? (ответы детей)

— В городе Кирове есть уникальная скульптурная композиция «Семья» по мотивам дымковской игрушки. Дымковская игрушка – это русская игрушка. Жизнь русского народа отражает, радость и веселье людям дарит.

4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).

— Как вы думаете, всё ли получилось, что было запланировано нами? (ответы детей)

— Что нового вы узнали? (ответы детей)

— О чём бы вы хотели ещё узнать? (ответы детей)

— Где мы можем найти новую информацию о дымковской игрушке? (ответы детей)

— Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.

Читайте также: