Беседа русская народная игрушка чем играли наши бабушки цель

Обновлено: 23.04.2024

Конспект НОД по позновательному развитию в подготовительной группе на тему: "Игрушки наших бабушек".

ВложениеРазмер
igry_babushek.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 общеразвивающего вида

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «Игрушки наших бабушек»

(Подготовительная группа, Датиева О.В.)

Цель: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в ходе сотрудничества воспитателей и детей в совместной деятельности.

Образовательные: познакомить детей с некоторыми игрушками народных промыслов, учить детей, создавать игрушку своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида (форму, соотношение частей тела); знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки (матрешка, глиняная , тряпичная кукла); обогатить лексический запас детей словами глиняный, тряпичный, деревянный; научить делать самодельную игрушку куклу Пеленашку;

Развивающие: развивать образное мышление, воображение, индивидуальный творческий потенциал, эмоциональное отношение к деятельности развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к отражению впечатлений об игрушках, в которые играли наши бабушки; воспитывать самостоятельность при выполнении работы, уверенность, инициативность; воспитывать аккуратность при выполнении работы, воспитывать интерес к народным промыслам;

Материалы и оборудование: выставка глиняных игрушек, тряпичных кукол, деревянных кукол, матрешек; аудиодиск классической музыки («Во поле береза стояла»).

Методические приемы: Рассматривание игрушек, сравнение разных игрушек и их технических характеристик, беседа .

Предварительная работа: знакомство детей с народными художественными промыслами, которые связаны с народной игрушкой; беседа о любимых игрушках; рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов.

I Вводная часть.

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

- Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)

II Основная часть.

- Интересно, что многие дворовые игры объединяют мальчишек и девчонок. Это «Лапта», «Прятки», «Чиж», «Салки», «Вышибалы», «Море волнуется», «Казаки-разбойники». Но есть и чисто девичьи забавы: «Классики», «Скакалка», «Секретики». А вот любимые игры мальчишек: «Футбол», «Игра в войну», «Силки».

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

- Посмотрите, к нам пришла бабушка Веселушка и предлагает с ней поиграть в игры ее детства «Золотые врата». Послушайте правила игры:

  1. Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «врата».
  2. Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
  3. Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.
  4. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Все игроки проговаривают слова:

«Золотые врата
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй предупреждается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»

- Посмотрите, что в руках у бабушки Веселушки? (куколка).

- И з глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом. Такие куклы были в каждой крестьянской семье. Девушка на Руси, готовя себе сундук с приданым, вместе с рушниками и рубашками, клала туда своих тряпичных кукол.
В семье мужа ей разрешали играть с куклами, считая, что так она скорее станет матерью. В ожидании рождения ребенка, молодая женщина делала куклу - мотанку «Пеленашку», которая отождествлялась с будущим младенцем. И, прежде, чем положить ребенка в люльку, туда клали «Пеленашку». Эта кукла ставала оберегом ребенка, его защитницей.

III Заключительная часть.

А еще любили наши бабушки и дедушки водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «Во поле береза стояла». Под музыку все вместе водят хоровод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом.

Конспект занятия по познавательному развитию «В мире электричества». Подготовительная группа.

Занятие "В мире электричества" по познавательному развитию детей подготовительной группы познакомить с историей электричесой лампы и ее устройством. Значимости электричества в нашей жизни.


Конспект занятия по познавательному развитию (ЦКМ) для детей подготовительной группы «Я по Сусанину пройдусь…»

Формирование патриотических чувств, совершенствование знаний воспитанников о родном поселке, о Сусанинском районе.


Конспект ООД по познавательному развитию тема "Дикие животные" подготовительная группа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема "Дикие животные".

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Овощи и фрукты — наши лучшие друзья»

Задачи:1. Обучающие: закреплять знание детей о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они;2. Развивающие: внимание, память, мышление;3. Вос.


Конспект ООД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Наша планета Земля»

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета Земля" (экологическое воспитание).


Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки".

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Знакомство детей со старинными игрушками.

-дать представление детей об игрушках прошлого;

-пополнить словарный запас детей глиняный, тряпичный, деревянный;

- развивать интерес к народным игрушкам;

-развивать умение отгадывать загадки, угадывать игрушки на ощупь;

-развивать у детей интерес к предметам старины;

-воспитывать бережное отношение к игрушкам наших бабушек;

-воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов, рассматривание и сравнение игрушек, беседа о любимых игрушках, игра.

Материалы и оборудование:

Детские игрушки, заколдованная коробка, конверт с заданиями, картинки с иллюстрациями игрушек.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня у нас с вами не простое занятие. Мы с вами поговорим о ваших любимых игрушках.

-Вы любите играть в игрушки (ответы детей)

-А у вас есть любимые игрушки? (ответы детей)

А почему эта игрушка любимая? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям описать свою любимую игрушку, какая она из чего сделана и как она у него оказалась.

Воспитатель: Ребята,а вы хотите посмотреть какие игрушки были у наших бабушек? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинки с игрушками и рассказывает про них.

(приложение 1)

Раздается стук в дверь заходит бабушка

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришла бабушка.

Дети и воспитатель здороваются с бабушкой

Бабушка : Здравствуйте.

Воспитатель: Бабушка,а по какой причине вы к нам пришли?

Бабушка : Я узнала,что вы сегодня будете разговаривать и рассказывать

про игрушки. По этому я к вам пришла за помощью. Только добрые и послушные дети могут мне помочь.

Воспитатель: А чем же мы с детьми можем вам помочь?

Бабушка : Когда я была маленькой девочкой я любила играть в игрушки. Но в наше время было очень мало игрушек и их мне делали родители своими руками. Они были из дерева, ткани, глины. Моя мама сшила мне куклу тряпичную, а папа сделал мне деревянную игрушку и из глины слепил котенка. И эти три игрушки были моими самыми любимыми. Но как то я вышла с ними на улицу погулять и оставила тряпичную куклу на скамейке, а сама пошла домой. Проснувшись с утра, я увидела что куклы не хватает и побежала её искать, но куклы я не нашла. Я очень виновата, я бросила свою любимую игрушку.

Теперь у меня только две игрушки из дерева и глины.

Бабушка достает из сумки две игрушки и показывает их детям.

Воспитатель: А кто же забрал вашу куклу, куда она делась?

Бабушка : Волшебница увидела что кукла лежит без присмотра одна и забрала ее. Она спрятала ее в волшебную коробку. Которую я не могу теперь открыть и достать свою игрушку.

Воспитатель: А чем же мы можем вам помочь?

Бабушка : Волшебная коробка откроется, если дети выполнят 4 задания, и они будут дружные и не будут бросать свои игрушки.

Воспитатель: Ребята мы поможем бабушке?

Дети : Да поможем.

Бабушка дает конверт воспитателю с заданиями

Воспитатель: В первом задании нам нужно отгадать загадки.

Ребята будьте внимательны нам ошибаться нельзя.

Эта мягкая игрушка

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта — … (Зайка)

Какую игрушку

Сначала пополам ломают,

А потом в нее играют? (Матрешка)

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной,

Жужжу – кружу. (Юла)

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (Мяч)

После каждой отгаданной загадки показывается игрушка детям и воспитатель с детьми рассуждают из чего сделана игрушка.

(Приложение 2)

Воспитатель: Молодцы справились с 1 заданием.

Но расслабляться нам нельзя у нас впереди еще 3 задания.

2 задание: «Игровизор»

Воспитатель: Это задание нужно выполнять в паре. Проходите и садитесь

за столы. У вас нарисовано дерево, глина, и ткань- нужно соединить их с игрушками которые сделаны из этого материала.

Дети за столами выполняют задания

(приложение 3)

Воспитатель : Ребята какие вы молодцы, у вас получается потому что вы стараетесь и делаете все дружно.

Ребята нам осталось 2 задание и волшебная коробка откроется.

3 задание : «Волшебный сундучок»

(Дети на ощупь определяют что там лежит).

Воспитатель: Как ты думаешь что там лежит?

Почему ты так решил?

Из какого материала?

(приложение4)

Воспитатель: Ребята нам осталось пройти одно задание. Нам нужно поиграть в игру.

4 задание: Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в умении образовывать прилагательные из существительных.

Воспитатель : Я называю вам материал из которого сделана игрушка, а вы говорите какой он (железо-железный).

Встаем в круг и кому я кину в руки мяч тот и говорит ответ.

(приложение5)

Воспитатель: Все задания ребята мы с вами выполнили, давайте попробуем открыть волшебную коробку.

Коробка открывается, дети достают куклу и отдают её бабушке.

Бабушка : Спасибо, большое вам ребята, Я очень рада, что вы помогли мне достать мою куклу. Теперь у меня снова три мои любимые игрушки.

А у меня для вас подарки красивые разукрашки.

Бабушка прощается и уходит.

(приложение 6)

- Вам понравилось занятие?

-Что мы нового узнали?

-Кто к нам приходил?

-Что случилось у бабушки, почему она была несчастна?

-Из чего были сделаны игрушки бабушки?

-Как нужно относится к игрушкам?

Конспект НОД «Игрушки наших бабушек»



Фотоотчет «День наших прекрасных Мам и бабушек»

Фотоотчет «День наших прекрасных Мам и бабушек» 06.03.2019 года в детском саду № 56 в группе раннего возраста прошел весенний утренник, посвященный нашим любимым мама и бабушкам. В программе.

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек»

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек» День 8 Марта, один из долгожданных праздников для нас, женщин. В ожидании праздника детки детского сада "Ромашка" средней группы "Солнышко".

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек с весенним Женским днём»

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек с весенним Женским днём» .

Весенний праздник 8 Марта для наших мам и бабушек Праздник 8 марта возник, как день борьбы за права женщин. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке Работницы швейных и обувных фабрик вышли на демонстрацию.

Конспект познавательной беседы «Куклы Дуняша и Васятка встречают детей» в рамках проекта «Куклы наших бабушек»

Конспект познавательной беседы «Куклы Дуняша и Васятка встречают детей» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Конспект познавательной беседы в 1 младшей группе «Куклы Дуняша и Васятка встречают детей». ОО Социально-коммуникативное развитие. Задачи:.

Конспект познавательной беседы в младшей группе «Зайчик на пальчик» в рамках проекта «Куклы наших бабушек»

Конспект познавательной беседы в младшей группе «Зайчик на пальчик» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Задачи: 1. Познакомить детей с народной игрушкой – зайчиком на пальчик. 2. Продолжать развивать у детей интерес к игрушкам и игровой деятельности.

Мини-музей «Куклы наших бабушек»

Мини-музей «Куклы наших бабушек» Цель создания музея: формирование у дошкольников представления о музее; стимулирование познавательной деятельности ребенка, расширение его.

Практический семинар для педагогов «Игры наших бабушек»

Практический семинар для педагогов «Игры наших бабушек» Цель: обучить воспитателей проведению старых русских народных игр. Задачи: научить педагогов организации игры (закличка, зачин, проведению.

Фотоотчет «Праздник наших мам и бабушек»

Фотоотчет «Праздник наших мам и бабушек» Просыпается природа, самое время поздравить милых женщин с праздником 8 Марта. С легкой руки Клары Цеткин день 8 Марта стал одним из самых.

Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

1. Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.

2. Расширять представления детей о народной игрушке.

3. Формировать знания, умения и навыки у детей при работе с тканью.

4. Пополнять словарь новыми словами русского быта.

1. Развивать художественно – эстетический вкус, воображение, творческую

активность, мышление, чувства пропорции.

2. Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия при

работе с материалом (текстиль, умение различать лицевую и изнаночную стороны).

3. Развивать речь

4. Развивать трудовые навыки рукоделия.

1. Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

2. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия,

терпения и аккуратности.

I Вводная часть.

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже

И любила бегать,

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

Значит, буду так же

Бабушкой и я, —

Очень бабушку мою —

Маму мамину — люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому — башмачки.

- Ребята скажите, пожалуйста, в какие игрушки играем мы? (Ответы детей)

Как вы думаете, а наши бабушки и дедушки играли в игрушки?

А во что они играл?

Ребята посмотрите, у нас в группе, что-то изменилось? Появился вот этот сундук. Что такое сундук? Для чего он нужен и чей он? (Ответы детей)

В России в старину сундук оставался самой главной мебелью. Сундуки получили в народе разные названия. Их именовали ларцами и коробами, шкатулками и укладками. Видов сундуков было огромное множество. Они изготавливались различных размеров, цветов. Бабушкин сундук является предметом многофункциональным, в нем хранилась одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.

Хотите посмотреть, что там? И я тоже очень. Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.) Воспитатель открывает сундук и говорит.

- Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук : посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (в сундуке лежат игрушки. Деревянные матрешки, глиняные игрушки, свистульки, тряпичные куклы.)

- А из чего они сделаны? Как вы думаете эти игрушки сделаны на заводе?

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

- Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом.

Вы наверное устали? Давайте отдохнем.

Встали и выйдите из-за стола.

Физминутка “Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (Потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (Показать “силу”)

Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).

Давайте поподробнее рассмотрим куколок.

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку. Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Её клали в колыбель к ребенку до крещения как оберег от злых духов.

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через два года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Оправдывает свое имя и обрядовая кукла Десятиручка. Символически она обозначает десять рук в помощь своей хозяйке-мастерице. Кукла выполняется в виде женской фигуры с длинной косой и стилизованными десятью ручками. Ставится берегиня в том уголке дома, где хозяйка занята больше всего. Сохранились предания, что раньше Десятиручку сразу же после изготовления сжигали. Это означало, что вся заложенная в ней сила через огонь передается ее обладательнице.

Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте).

роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

- Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д. /

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

- Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани. /

- Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

-Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)

Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.

III Заключительная часть.

Ребята, вам понравилось наше занятие сегодня? Что мы делали? Давайте вспомним названия этих кукол.

Фотоотчет «День наших прекрасных Мам и бабушек»

Фотоотчет «День наших прекрасных Мам и бабушек» 06.03.2019 года в детском саду № 56 в группе раннего возраста прошел весенний утренник, посвященный нашим любимым мама и бабушкам. В программе.

Фотоотчет «Куклы наших бабушек»

Фотоотчет «Куклы наших бабушек» Одной из основных задач, решаемых в детском саду, является воспитание любви к своей малой Родине. Старинная мудрость гласит: «Человек, не.

Фотоотчет «Любимое занятие наших мам и бабушек»

Фотоотчет «Любимое занятие наших мам и бабушек» Каждый человек имеет в жизни самое ценное - это семья. В каждой семье есть свои традиции и обычаи, а так же увлекаются творческой деятельностью.

Фотоотчет о выставке в старшей группе «Творческие работы наших мам и бабушек»

Фотоотчет о выставке в старшей группе «Творческие работы наших мам и бабушек» В преддверии Международного Дня 8 марта, в нашей группе была организована выставка "Творческие работы наших мам и бабушек". Мамы воспитанников.

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек с весенним Женским днём»

Фотоотчёт «Как мы поздравляли наших мам и бабушек с весенним Женским днём» .

Как мы готовились к поздравлению наших любимых женщин, мамочек и бабушек (фотоотчет)

Как мы готовились к поздравлению наших любимых женщин, мамочек и бабушек (фотоотчет) Как мы готовились к поздравлению наших любимых женщин, мамочек и бабушек. (фотоотчет) В силу возраста, а моим малышам 2,5 – 3 годика. Пришли.

Занятие-развлечение «Рождество Христово. Обычаи наших бабушек»

Занятие-развлечение «Рождество Христово. Обычаи наших бабушек» Занятие - развлечение «Рождество Христово». Обычаи наших бабушек" Цель: воспитание уважения к культуре и традициям своей страны, расширение.

Цель: формирование представлений о народных игрушках, приобщение к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.

-Формировать представление о народных игрушках;

-Познакомить детей с русскими народными игрушками;

-Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое. На много, много лет назад. Мы посмотрим в какие игрушки играли дети тогда, в те времена. А что бы нам туда попасть нужно встать со своих мест, обернуться и сказать: «обернись, обернись и в прошлое вернись».

В: Ребята, скажите пожалуйста. Какие ваши любимые игрушки? Назовите по очереди

В: вот как много можно назвать игрушек : динозавры, машинки, куклы, трансформеры, мягкие игрушки. А раньше таких игрушек не было…а были ребят вот такие (показ иллюстрации). Кто это?

В: да, ребята, это собачки. Сделаны они из бересты – кора березы. Представляете, раньше игрушки делали из подручных средств – все, что попадется и чего не жалко. Вот и делали берестяные игрушки. Скажите, а сейчас делают игрушки из коры? Из чего делают сейчас игрушки?

В: сейчас из коры делают только сувениры – игрушки на память. А наши игрушки делают из пластмассы, дерева, железа и ткани.

В: а это игрушка из чего сделана? (иллюстрация 2)

В: да, конечно. Из настоящей соломы. Этой соломы раньше было так много, что ребята научили придумывать кукол и наряжать из кусочками такни. Чаще в таких кукол играли девочки

В: из чего же сделаны эти игрушки? И что это за игрушка?

В: это куколка-тряпичница, ее делали из лоскутков такни. Я вам покажу одну из таких кукол (демонстрация куклы)

В: Скажите, чем отличается наша кукла Маша от такой куколки?

В: да. Правильно, у куклы нет лица, она мягкая и не может двигать своими ручками, нет ног. Но она все равно очень красивая.

Картотека физкультминуток «Весёлые игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

В: давайте с вами вспомним из каких материалов делали игрушки, мы с вами только что о них говорили

В: а вот еще очень интересные игрушки. Кто это? Из чего они сделаны? (показ иллюстрации)

В: Деревянные игрушки, ребята, можно встретить и сейчас. А в тогда это были самые любимые детские игрушки : медведи, лошадки с санями, сундучки и шкатулки и конечно матрешки. Матрешка – это такая девочка в платке и в фартуке, обратите внимание, что ей лицо уже рисовали. Скажите, а какие деревянные игрушки есть у нас в группе?

В: А вот ребята, мои любимые игрушки – игрушки из глины. Посмотрите какие они красочные, необычные. Все они различаются. Вот это филимоновская игрушка. Что в ней необычного?

В: Да, это очень необычная игрушка-свистулька. У всех персонажей длинная шея и украшают такую игрушку разноцветными полосками. А вот эта лошадка уже отличается от филимоновской игрушки. Чем?

В: да, это гжельская роспись. Красивые узоры нежного синего цвета. Но это тоже глиняные игрушки.

Давайте с вами покажем, как мастер готовит глину к работе

Пальчиковая гимнастика «Месим глину»

Мы глину месили, мы глину месили,

(сжимать и разжимать кулачки)

Нас тщательно всё промесить попросили,

(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)

Но, сколько не месим и сколько не мнём,

(похлопывать ладошками по коленям)

Комочки опять и опять достаём.

(хватательные движения вытянутыми руками)

В: а вот и последняя игрушка, о которой мы не говорили. Дымковская. Расскажите, что в ней необычного?

В: да, все правильно. Мастера расписывали игрушку не линиями, а кружочками, овалами. Использовали много красного и зеленого.

Ребята, вот мы и познакомились с игрушками из прошлого. Какие вам большего все понравились игрушки? Почему?

Возвращаемся обратно: «обернись, обернись и в настоящее вернись»

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке Сейчас вы познакомитесь с некоторыми творческими работами разновозрастной группы моих воспитанников, выполненными во время первого месяца.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Копилочка народной мудрости

Копилочка народной мудрости Позвольте пригласить вас на мою страничку и предложить вашему вниманию буклет "Копилочка народной мудрости". Работая над проектом " Что.

Размышление об игрушке Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение. Но мы его до сих пор не имеем. Слишком большая.

Конспект «Составление рассказа о любимой игрушке». Средняя группа Задачи: -связная речь:учить описывать и сравнивать кукол:правильно называть характерные признаки,строить законченные предложения; -словарь.

Выставка народной куклы.

Выставка народной куклы. На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья. Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Красноватрасский детский сад « Колокольчик»

(МБДОУ Красноватрасский детский сад «Колокольчик»

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Тема: «Игрушки наших бабушек»

Выполнила: воспитатель Павлова В.А.

С. Красный Ватрас

Цель: формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности в ходе сотрудничества воспитателей и детей в совместной деятельности.

Образовательные: познакомить детей с некоторыми игрушками народных промыслов, учить детей, создавать игрушку своими руками, передавая характерные особенности внешнего вида (форму, соотношение частей тела); знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки (матрешка, глиняная , тряпичная кукла); обогатить лексический запас детей словами глиняный, тряпичный, деревянный; научить делать самодельную игрушку куклу Пеленашку;

Развивающие: развивать образное мышление, воображение, индивидуальный творческий потенциал, эмоциональное отношение к деятельности развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к отражению впечатлений об игрушках, в которые играли наши бабушки; воспитывать самостоятельность при выполнении работы, уверенность, инициативность; воспитывать аккуратность при выполнении работы, воспитывать интерес к народным промыслам;

Материалы и оборудование: выставка глиняных игрушек, тряпичных кукол, деревянных кукол, матрешек; аудиодиск классической музыки («Во поле береза стояла»).

Методические приемы: Рассматривание игрушек, сравнение разных игрушек и их технических характеристик, беседа .

Предварительная работа: знакомство детей с народными художественными промыслами, которые связаны с народной игрушкой; беседа о любимых игрушках; рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями различных игрушек народных промыслов.

I Вводная часть.

Читаю стихотворение А. Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.

- Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)

II Основная часть.

- Интересно, что многие дворовые игры объединяют мальчишек и девчонок. Это «Лапта», «Прятки», «Чиж», «Салки», «Вышибалы», «Море волнуется», «Казаки-разбойники». Но есть и чисто девичьи забавы: «Классики», «Скакалка», А вот любимые игры мальчишек: «Футбол», «Игра в войну»,

- В старину заводов не было, игрушки изготавливали своими руками из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.

Тряпье, да иголка, да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

Влагает в нее непонятною властью

Частицу души своей кукольный мастер.

Бывает довольно кусочка рогожки,

Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.

Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-

И мир изучает пытливый зрачок.

Далее дети рассматривали игрушки из разных материалов на выставке русской игрушки, которую для них подготовили воспитатели и родители.

- Посмотрите, к нам пришла бабушка Забавушка и предлагает с ней поиграть в игры ее детства «Золотые врата». Послушайте правила игры:

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «врата».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

Дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Все игроки проговаривают слова:

«Золотые врата
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй предупреждается,
А на третий раз
Не пропустим вас!»

- Посмотрите, что в руках у бабушки Забавушки ?куколка).

- И з глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом. Такие куклы были в каждой крестьянской семье. Девушка на Руси, готовя себе сундук с приданым, вместе с рушниками и рубашками, клала туда своих тряпичных кукол.
В семье мужа ей разрешали играть с куклами, считая, что так она скорее станет матерью. В ожидании рождения ребенка, молодая женщина делала куклу - мотанку «Пеленашку», которая отождествлялась с будущим младенцем. И, прежде, чем положить ребенка в люльку, туда клали «Пеленашку». Эта кукла ставала оберегом ребенка, его защитницей.

III Заключительная часть.

А еще любили наши бабушки и дедушки водить хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод «Во поле береза стояла». Под музыку все вместе водят хоровод.

Читайте также: