Беседа русская народная игрушка матрешка

Обновлено: 14.07.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Беседа во второй младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»

Программные задачи:

Воспитательные:

Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки матрешки, цветочки шиповника, клей., ноутбук, проектор, экран.

На коврике в чудесном мешочке «Матрёшка»

Дети открывают мешочек, и находят в нем игрушку.

-Ребята, а вы знаете, как называется игрушка, которая у меня в руках?

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка? Смотрите и слушайте внимательно, сейчас на большом экране, я всё вам покажу и расскажу.(показ презентации о Матрёшке)

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками. Закрываем глазки и превращаемся в маленьких матрешек

Физкульт минутка

Танец «Мы весёлые матрешки»

А теперь, давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся. Воспитатель показывает детям на столе расписную фигуру матрешки, и говорит от лица героини :

-«Я матрёшечка , я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель : -А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей : внутри, в другой матрешке , спрятались

Воспитатель : Да, ребята, Матрёшка – кукла не простая , а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки : мал, мала, меньше.

Матрёшка символ семьи . И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.

Воспитатель : Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них .

Вот они матрешкины дочки (показ) .Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение :

-Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут !

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка!

-Ребята, посмотрите, какая Матрешка нарядная и красивая . (любуются матрешкой) .

-А вам нравится Матрешка ?

-А знаете ли вы из чего она сделана (из дерева)

Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками. Посмотрите как красиво он раскрасил наших матрешек .

-Давайте рассмотрим во что матрешка одета (сарафан, платок, кофточка) .

Красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или ягодами, или листочками.

- Матрешка-русская красавица . Обратите внимание на ее лицо. Какое оно (доброе, приветливое, улыбается)

-А теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть Матрешку передавая друг другу из рук в руки. Каждый из вас кто возьмет в руки Матрешку должен будет сказать, что в Матрешки ему особенно понравилось, запомнилось…

-Ребята, мы с вами рассмотрели нарядную и красочную матрешку . К нам в гости пришла другая Матрешка , не такая нарядная. Посмотрите, ее сарафан совсем не украшен.

-Давайте, мы с вами ей поможем

-А я скажу как… На матрешкином сарафане вы видите нет узоров. А какие узоры можно нарисовать на матрешке? Смотрите, у меня есть какие цветочки. Сейчас каждый из вас подойдет к моему столу и возьмет себе цветочек. Теперь вы его намажете клеем и по одному подойдете и приклеите к нашей матрешке

- Какая красивая получилась матрёшка ! Она радостная, потому что нарядная и красивая. Вы ей помогли, настоящие мастера! Славно сегодня потрудились. А чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (ответы)

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:
- развивать интерес к предметам народного творчества;

- дать детям знания об истории возникновения, видах и особенностях

росписи русской деревянной куклы;

- воспитывать уважение и гордость за свой народ.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. У нас с вами есть очень интересная тема для разговора. А чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить, отгадайте загадку:

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Матрёшка - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Красавица матрешка покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Матрешка - драгоценный сувенир. Туристы, которые приезжают в Россию из других стран, увозят ее с собой домой, как память о нашей стране.

- А как же появилась матрешка у нас в России?

- Есть много версий, как родилась матрешка. По одной из версий прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось маленькое. Присмотритесь, даже форма матрешки в чем-то напоминает яйцо. По другой версии прообразом русской матрешки послужила фигурка японского мудреца, лысоватого старичка с вытянутой вверх головой, в руках он держит посох и свиток. (Показ иллюстрации). Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой, т.к. раньше на Руси было распространено женское имя Матрена, поэтому куклу и назвали Матреной или Матрешкой.

Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет больше 100 лет. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ)

Матрешка – удивительная игрушка (Показ матрешки). Она состоит из двух частей - верхней и нижней. Число вложенных кукол от трех и более штук. Матрешку делают из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух – трех лет, чтобы она хорошо высохла, а затем на станках вытачивают матрешек. Для работы мастера берут качественную древесину, без сучков и трещин. Затем покрывают заготовку матрешки крахмальным раствором, чтобы краска ложилась ровно. Чтобы матрешки получились красивыми, художники расписывают их яркими красками. Когда краска высыхнет, ее покрывают три раза лаком, для того, чтобы краска лучше держалась и матрешка блестела.

Матрешки бывают разные. Есть матрешки Загорские, Семеновские и Похлов – Майданские. Название им давали в зависимости от куда она родом, где сделана была матрешка. И расписывали матрешек в разных местностях по разному.

Я – Загорская матрешка (показ)
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.
Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько смещен вправо. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол.

Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.

Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.
Воспитатель: Так че же отличаются эти матрешки? Правильно, они отличаются нарядами, росписью. Роспись матрешки указывала, из какой местности она к нам пришла.

Воспитатель: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка? (Педагог обобщает ответы детей). Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
Давайте откроем матрешку и посмотрим, кто там прячется внутри?

Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся.

материал можно использовать в работе с детьми младшей группы.

ВложениеРазмер
beseda.docx 18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа во второй младшей группе

«Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»

Воспитательные: Приобщать детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Обучающие: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды. Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие: Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Набор матрешек, заготовки матрешек, вырезанных из картона, цветные карандаши, проектор.

Воспитатель: Ребята, нам в группу прислали посылку, давайте посмотрим, что в ней лежит. ( Дети открывают мешочек, и находят в нем игрушку)

-Ребята, а вы знаете, как называется игрушка, которая у меня в руках?

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка? Смотрите и слушайте внимательно, сейчас на большом экране, я всё вам покажу и расскажу.(показ презентации о Матрёшке)

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка - старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских умельцев.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками. Закрываем глазки и превращаемся в маленьких матрешек

Танец «Мы весёлые матрешки»

А теперь, давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся. Воспитатель показывает детям на столе расписную фигуру матрешки, и говорит от лица героини :

-«Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая.

А на голове платок, словно яркий цветок.

Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель : -А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей : внутри, в другой матрешке, спрятались

Воспитатель : Да, ребята, Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки: мал, мала, меньше.

Матрёшка символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.

Воспитатель : Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них.

Вот они матрешкины дочки (показ) .

Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение :

-Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут!

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая Матрешка нарядная и красивая. (любуются матрешкой) .

-А вам нравится Матрешка?

-А знаете ли вы, из чего она сделана (из дерева)

Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками. Посмотрите, как красиво он раскрасил наших матрешек.

-Давайте рассмотрим, во что матрешка одета (сарафан, платок, кофточка) .

Красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или ягодами, или листочками.

-Матрешка-русская красавица. Обратите внимание на ее лицо. Какое оно (доброе, приветливое, улыбается)

-А теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть Матрешку передавая друг другу из рук в руки.

Каждый из вас, кто возьмет в руки Матрешку, должен будет сказать, что в Матрешке ему понравилось. (матрешка передается по кругу)

-Ребята, мы с вами рассмотрели нарядную и красочную матрешку . На столах у нас лежат листы бумаги. Что на них изображено? (Ответ: Матрешки) Но ее сарафан совсем не украшен.

-Давайте, мы с вами ей поможем украсить матрешке сарафан.

-А я скажу как… На матрешкином сарафане вы видите нет узоров. А какие узоры можно нарисовать на матрешке?

Дети: Цветы, листочки, завиточки. (показ раскрашивания сарафана)

- Какая красивая получилась матрёшка ! Она радостная, потому что нарядная и красивая. Вы ей помогли, настоящие мастера! Славно сегодня потрудились. А чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (ответы)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.

ВложениеРазмер
organizovannaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx 31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: Русская народная игрушка – матрешка

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель : приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формирование представлений о русской игрушке – матрешке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки.

Задачи: учить выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами; развивать творческие способности, воображение, фантазию при составлении узоров для сарафана матрешки; воспитывать интерес к народному искусству.

Загадка: Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Как тех куколок зовут?

Ребята, вам интересно узнать, как и где родилась первая матрешка?

(Раскрываются иллюстрации с изображениями различных матрешек.)

Одинаковые ли матрешки? Что заметили различного в нарядах кукол?

2 . Рассказ воспитателя о происхождении матрешки.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создающими своими руками сказочную красоту. Сегодня я расскажу вам о мастерах, которые изготовляли красивые деревянные игрушки – матрешки. Их знают во всех городах и селах не только в России, но и иностранные гости любят нашу народную игрушку.

Для многих иностранцев образ матрешки является едва ли не символом России. Мало кто из гостей, посещающих нашу страну, уезжает домой без этого сувенира.

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до десяти – двенадцати куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Первая русская матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они отличались чем - нибудь друг от друга, а последняя – восьмая, была младенцем, завернутым в пеленки.

Наиболее известны матрешки, сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские – более стройные. Перед росписью их поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.

В 1900 году матрешки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки – пастушки, матрешки – старички, матрешки – невесты. В 1911 году только Сергиевская мастерская выпустила двадцать один вид матрешек.

Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок, полушалок, передник. Матрешка эта с секретом. Любит она пошутить и повеселиться. Живет матрешка не одна, а со своими сестренками. Сестренки, а-у! Где вы?

Спрятались. А вот мы их сейчас найдем. Откроем матрешку, поставим фигурки по порядку. У каждой матрешки свой наряд. Эта матрешка большая, эта самая маленькая. Они любят ходить друг к другу в гости. Весело матрешкам вместе жить.

А вы хотите, ребята, поиграть с матрешками?

3 . Физминутка (игра «Музыкальная матрешкой») - игра – пляска с матрешками под любую русскую народную мелодию.

- У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко…

4. Рассматривание узоров на сарафане матрешки.

выбраны такие узоры? Как еще можно украсить матрешку? А вы бы хотели расписать матрешку? Сначала нужно создать эскиз для раскрашивания матрешки. (Воспитатель показывает и объясняет последовательность создания эскиза.)

5. Пальчиковая гимнастика.

В гости пальчики играли и головки убирали,

Вот так, вот так – и головки убирали.

7. Самоанализ и итог детской деятельности. Выставка работ.

- Ах, матрешки! Вот как они дружат между собой – крепко – крепко. Никогда не ссорятся и друг друга не обижают. Какие они все красивые, яркие. У какой матрешки получился самый яркий сарафан? А какая тебе, Андрей, (Максим, Наташа…) больше понравилась? Почему? Отыщите самую веселую; матрешку с румяными щечками. И т.д.

8. Открытость. Что мечтаете сделать со своими матрешками?

Тема: Деревянные игрушки

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Цель: расширение представления о русской народной игрушке, развитие умений сравнивать ее с японской игрушкой, выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, «читать» информацию, «закодированную» народными мастерами.

Задачи: формировать умение украшать матрешку аппликацией, составлять узор; создавать условия для развития воображения и творческих способностей детей: воспитывать аккуратность в работе.

Словарная работа: сарафан, передник, матрешки семеновская, загорская, полхов – майданская.

Содержание образовательной деятельности:

Ребята, сегодня утром наши куклы спросили у меня: «Ираида Павловна, это правда, что куклы бывают деревянные?» И я рассказала им о деревянной кукле Буратино. А, вы, о каких куклах можете рассказать? Какие русские народные игрушки вы знаете? Что вы знаете о матрешках? Расскажите об этих игрушках нашим куклам. Высказывания детей.

- Деревянная, точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Матрешка раздвигается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта матрешка тоже раздвигается, и мы видим еще одну, потом еще и еще…).

Давным – давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Старичок раздвигался, и в нем находился еще один, да даже не один, а несколько. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки.

- Как выглядела первая матрешка? (Рассказы – ответы детей с рассматриванием иллюстраций.)

- Первая матрешка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с черным петушком в руках. За девочкой шел мальчик, затем снова девочка и т.д. Все они отличались чем - либо друг от друга, а последняя – восьмая, была матрешка – младенец, завернутым в пеленки.

Самая яркая, красивая матрешка – из Семенова! Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На ее переднике всегда яркие букеты цветов.

2 . Чтение детьми стихотворений (домашнее задание) .

Мы матрешки как кругляшки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем –

Только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Словно репка она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

  1. Рассматривание образцов аппликации. Закрепление правил пользования ножницами.
  2. Пальчиковая гимнастика.

Мы сегодня вырезали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Вырезать опять начнем.

Пальцы вместе, пальцы врозь.

5 . Творческое выполнение работы.

6.Самооценка своей деятельности. Что получилось наиболее ярко и красиво?

7.Выставка работ перед нашими куклами. «Вот они матрешки – деревянные одежки».

Тема: Игольница « Матрешка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: формирование умения работать с картоном и поролоном, воспитывать аккуратность, уважительное отношение к матери.

Загадка о матери . Чтение стихов. Заучивание пословиц и поговорок о матери.

Ситуативный разговор «Мамины помощники» с опорой на фотовыставку.

2.Задание ТРИЗ «Самый лучший подарок для мамы». Высказывание детей.

3.Показ выполнения работы (дополнение ранее изготовленной матрешки поролоновым передником). Как может мама использовать данный подарок?

Педагог предлагает превратить ранее изготовленную матрешку в игольницу - место, где мама будет хранить иголки и булавки.

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая.

Только сам да сама,

Только кум да кума,

Да два сына с усами,

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая.

  1. Выполнение работы.
  2. Самоанализ «Что помогло тебе так красиво смастерить поделку?»
  3. Рефлексия «Подойду я в праздник к маме…» Дети рассказывают о том, как подарят игольницу маме, какие добрые слова скажут.

Тема: Составление сказки о матрешке

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы.

Задачи: способствовать формированию умения составлять сказки о матрешке; обогащать словарный запас, развивать речевые умения и навыки, воображение, творческие и познавательные способности.

1.Игра «Угадай сказку»

2. Минутка общения «Что такое сказка?».

- Что такое сказка? Чем она отличается от других художественных произведений?

- Как обычно начинаются сказки? Кто вспомнит, как сказка заканчивается?

- Про кого сочиняют сказки?

3. Игра «В гости к нам пришли матрешки»

Дети определяют, какую матрешку показывает воспитатель (семеновская, полхов – майданская, загорская). Матрешки просят сочинить о них сказку.

4. Составление детьми сказки о матрешке.

« Матрешки в гостях у ребят»

Пришла однажды матрешка с подружками в гости к ребятам в детский сад.

Они принесли подарки: стихи веселые, пляски, частушки. Ребята собрались вокруг гостей. Матрешки рассказали детям свои любимые стихотворения. А девочки для их сплясали и спели песню «Мы матрешки». Гостили матрешки у ребят весь день. Очень им понравилось в детском саду. Особенно похвалили матрешки детей за то, что они такие дружные и не обижают друг друга. А за вкусные пряники, которые дети сами смастерили, и за чай с малиновым вареньем матрешки пригласили ребят на праздник и пообещали прийти еще.

5. Организованный итог. Игра «Музыкальная матрешка».

6. Открытость. Оформление для матрешек книжки – малышки со сказкой и рисунками.

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4 года (средняя группа).

Тема НОД: «Русская народная игрушка - матрешка».

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.

• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.

• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.

• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

• Развивать творчество, интерес к прошлому.

• Продолжать работу над интонационной выразительностью речи.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.

Форма организации: групповая.

Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, исполнение, совместное действие.

Предварительная работа: Организация выставки «Русская матрёшка», разгадывание загадок о матрёшке, д/и «Собери матрёшку», д/и «Расставь матрёшек по росту», рассматривание картинок с изображением различных матрёшек, составление описательного рассказа по этим картинкам «Матрёшка, она какая?», заучивание песенки «Мы веселые матрешки».

Словарь новых слов: расписная матрешка, деревянная, брусок, народные умельцы.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал

• Картинки с изображением различных матрешек.

• Расписные матрешки – семеновские, загорские.

• Платочки для девочек и мальчиков.

• Листы с изображением матрешки.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу познакомить вас с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки!

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные!

Педагог: Ребята, как вы думаете, для чего сделали этих матрешек

Дети: Чтобы мы могли играть, веселиться.

Педагог: Посмотрите ребята, какие они красивые, веселые!

А теперь садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали и

создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами.

Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет. (Показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям

Педагог: А как вы думаете, из чего сделаны наши игрушки-куколки?

Педагог: Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получалось?

Дети: Раскрашивали матрешек красками.

Педагог: Верно, их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку».

Дети: собирают матрёшек, пробую их на ощупь.

Педагог: Ребята, какие вы молодцы! А сейчас давайте немного повеселимся! Девочки оденут платочки и превратятся в матрешек, и мы все вместе споем веселую песенку «Мы веселые матрешки». А мальчики будут подпевать нам и танцевать с платочками.

Звучит музыка (минус) песни «Мы веселые матрешки».

Дети: Выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы веселые матрешки –

На ногах у нас сапожки,

Завязали мы платочки,

Раскраснелись наши щечки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки. (Дети берутся за юбочки и кружатся)

(Притоптывают ногами на месте)

(Держатся за кончики платочков и качают головой)

(Держатся за юбочки и качаются)

(Смотрят с улыбкой друг на друга)

Педагог: Делу время, а потехе час! Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрёшку.

Дети: Очень хотим!

Педагог: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет придумать наряд для матрешки и украсить сарафан.

Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».

Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Педагог: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.

Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?

Дети: О матрешке!

Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?

Дети: Вырезают из дерева.

Педагог: Матрешку можно подарить на добрую память своим друзьям и родственникам, которые живут в разных странах.

Ребята вы были очень внимательны, отзывчивы, добры, трудились как настоящие мастера, поэтому у вас всё получилось! И своих красивых матрешек вы подарите своим близким.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка»

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Календарное планирование «Осень», по теме «Игрушки. Русская народная игрушка», подготовительная группа (ТНР) Игрушки. Русская народная игрушка. О цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного.

Досуг «Удивительная игрушка матрёшка» (средняя группа)

Досуг «Удивительная игрушка матрёшка» (средняя группа) Цель:приобщать детей к истокам русской народной культуры. Задача: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект занятия на тему: «Русская народная культура». Старшая группа Цели: Формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; расширить словарный.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка» Цель : Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Русская народная сказка «Колобок» (средняя группа) Автор: Жили-были старик со старухой. (Выходят садятся на лавочку) Дед: Бабка, испеки, ты нам, колобок. Бабка: Из чего я испеку, муки-то.

Читайте также: