Беспилотник армия россии игрушка

Обновлено: 03.05.2024

На протяжении последних лет беспилотники неизменно входят в число главных героев практически всех военных кампаний, включая, безусловно, и сирийскую. И если их применение Соединенными Штатами и Израилем – дело привычное, то успехи новых игроков на этой сцене продолжают впечатлять. Несколько лет назад весь мир с удивлением наблюдал, как Китай стремительно выходил на лидерские позиции в области создания БЛА. А в конце февраля Турция наглядно продемонстрировала в Сирии, что может массово применять дроны.

Россия также включилась в эту технологическую гонку, стараясь нагнать ушедших вперед конкурентов. Сделать это непросто, во-первых, потому, что отстали мы довольно сильно, во-вторых, из-за неблагоприятных политических и экономических условий. Однако уже имеющиеся достижения дают основания для оптимизма.

В 2008 году за время конфликтов Грузии сначала с Абхазией, а затем с Южной Осетией российские военные смогли убедиться в том, насколько у нас все плохо с беспилотными авиационными системами. Проблема была ненова – еще в ходе чеченских кампаний предпринимались попытки использовать имевшиеся на вооружении БЛА. В войсках тогда формально оставались комплексы «Стриж» и «Рейс» (созданы еще в 1970-х в КБ Туполева), а также комплексы «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» разработки НИИ «Кулон» и КБ Яковлева конца 1980-х. Однако их эффективность была очень низкой.

Как пандемия влияет на вооруженные силы стран мира

Наше отставание по части беспилотников накапливалось с начала 1990-х. Едва ли не два десятилетия БЛА не считались приоритетом в Министерстве обороны. Виной тому не только отсутствие понимания значимости дронов для армии, но и ограниченность бюджета. В результате сформированный еще в советские годы задел, позволявший когда-то говорить о паритете с западными визави в области создания БЛА, постепенно обесценился и к 2008 году имел скорее историческое, чем практическое значение.

Война с Грузией, обнажившая эту проблему, стала Рубиконом в судьбе отечественных беспилотников. По итогам этого конфликта в срочном порядке были приняты меры, нацеленные на выправление сложившейся ситуации.

Параллельно с импортом были проведены сравнительные испытания беспилотных систем, разработанных отечественными компаниями в инициативном порядке и применявшихся либо в иных силовых структурах (МВД, ФСБ и МЧС), либо в гражданской сфере. Отобранные по их итогам дроны после доработки под требования военного заказчика были приняты на вооружение и с 2013 года закупаются Министерством обороны. В первую очередь это БЛА «Элерон-3СВ» разработки казанской компании «Эникс» и БЛА «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга, занимающие наибольшую долю среди закупаемых систем.

Какими будут новые десантные корабли ВМФ России

«Элерон-3СВ» – это портативная система воздушной разведки и наблюдения с БЛА ближнего радиуса действия. В основе системы – 5-килограммовый дрон, выполненный по схеме «летающее крыло». Как и большинство подобных систем, он оснащается электродвигателем, тихая работа которого позволяет выполнять полеты, оставаясь практически незаметным для противника. Аппарат оснащается различными фото- и телекамерами, аппаратурой постановки помех и другим оборудованием. Дальность действия «Элерон-3СВ» – до 25 км. Эта система хорошо подходит для оснащения подразделений низшего звена уровня роты или даже взвода. Она позволяет оперативно получить данные воздушной разведки. Судя по всему, в Сирию «Элероны» прибыли одними из первых – там их заметили еще до официального объявления о начале российской операции. Вероятно, в числе прочего «Элероны» могли использоваться для охраны периметров военных баз, а также в сопровождении военных колонн.

Вторая из упомянутых систем, «Орлан-10», включает уже более тяжелый дрон массой около 16-18 кг. Он не столь мобилен, как «Элерон», однако по сравнению с ним имеет ряд преимуществ. Так, двигатель беспилотника, работающий на 95-м бензине, позволяет аппарату оставаться в воздухе существенно дольше – до 16 часов. Радиус действия «Орлана» также больше – до 100 км, а его грузоподъемность – до 5 кг полезной нагрузки, включая системы видовой и радиотехнической разведки, ретрансляции сигналов систем связи и даже средства РЭБ. Совокупность характеристик определяет достаточно высокую востребованность «Орланов» в войсках. При этом относительно малая стоимость делает потери БЛА нечувствительными и позволяет проводить закупки в существенных объемах – по имеющимся оценкам, «Орланы» составляют не менее трети всего парка российских беспилотников.

Почему создание ракетного комплекса на железнодорожной платформе – дурная затея

Подразделения с легкими дронами из состава армейских рот БЛА бригадного и дивизионного подчинения, не нуждающимися в специальных взлетно-посадочных полосах, были рассредоточены по территории Сирии. Они использовались для решения задач, требующих немедленного реагирования. К примеру, с участием БЛА «Орлан-10» была успешно проведена операция по поиску и спасению военнослужащего со сбитого вблизи турецкой границы самолета Су-24М2.

Но у этих БЛА есть и характерные недостатки. Главный из них – необходимость находиться вблизи зоны боевых действий, что, в свою очередь, повышает риск для их операторов. Решить указанные проблемы можно, задействовав беспилотники более тяжелых классов.

Единственный относительно крупный дрон, имеющийся в распоряжении российских военных, – 450-килограммовый «Форпост». В отличие от более легких БЛА, «Форпосты» в Сирии размещались на аэродромах, включая авиабазу Хмеймим, аэропорт Алеппо, а также авиабазу Т-4 недалеко от Пальмиры. Такой беспилотник способен вести разведку и наблюдение на протяжении 16-18 часов, а дальность его действия – более 100 км от места старта. Такие возможности вкупе с оснащением высококачественной оптикоэлектронной аппаратурой сделали «Форпосты» средством наблюдения и контроля ударов по наиболее важным целям. К примеру, они использовались для наблюдения за пусками ракет «Калибр» и контроля результатов ударов по позициям боевиков.

Минобороны России также решило начиная с 2011-го профинансировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА в тех классах, где ожидать инициативных разработок невозможно в силу высокой стоимости и сопутствующих рисков.

Одним из них стал комплекс «Форпост-Р» – полностью российская версия одноименного дрона. Его создание было в 2016-м поручено компании УЗГА, ранее собиравшей беспилотники израильской разработки. Поставленная задача была решена в достаточно сжатые сроки – «Форпост-Р» был создан менее чем за три года с использованием подсистем, ранее разработанных по программе тактического БЛА «Корсар». Российский «Форпост» имеет аналогичные предшественнику массогабаритные параметры и не уступающие оригиналу технические характеристики. В перспективе более функциональный «Форпост-Р» может «закрыть» нишу тактических БЛА. В том числе заместить беспилотник «Корсар», который, как представлялось, должен был стать аналогом широко применявшегося в иракской и афганской кампаниях американского армейского тактического комплекса Shadow, но, похоже, так и не пойдет «в серию».

Чему российские вооруженные силы научились в Сирии

Неменьшее внимание уделяется и более тяжелым средневысотным беспилотникам большой продолжительности полета, то есть так называемого MALE-класса (Medium Altitude Long Endurance). В США родоначальником семейства дронов этого класса стал разработанный в 1990-х БЛА Predator, использующийся американцами и их союзниками в различных кампаниях, начиная с югославской. Его российским аналогом должен стать БЛА «Орион», разрабатываемый компанией «Кронштадт» (ранее «Транзас»). Сообщалось, что он сможет выполнять полеты продолжительностью более 24 часов, длительное время барражируя над заданными районами в поисках целей. На борту беспилотника располагается обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система, которая может обнаруживать и сопровождать цели, обеспечивая наведение для управляемого оружия, а также платформа с цифровыми камерами, или РЛС.

Присущая этому классу аппаратов грузоподъемность позволяет «Ориону», как и БЛА Predator, нести оружие. А это, в свою очередь, ведет к сокращению времени, необходимого на выполнение цикла «обнаружение–поражение», повышая эффективность действий беспилотников в целом. В прошлом году «Орион» был замечен в небе Сирии, однако детали его применения остались неизвестны. Нет сомнений, что на фоне массового использования БЛА аналогичного класса другими странами–участницами боевых действий в Сирии «Орион» – одна из самых ожидаемых в российских войсках систем.

Одновременно с «Орионом» компанией ОКБ «Сокол»/ ОКБ им. Симонова (позднее работа была передана казанскому подразделению компании УЗГА) была начата разработка более тяжелого БЛА MALE-класса – «Альтиус». Изначально предполагалось, что это будет функциональный аналог американского беспилотника Reaper, то есть более тяжелый, чем Predator, аппарат, способный нести большую как по массе, так и по номенклатуре нагрузку, в том числе ударную. Однако впоследствии требования заказчика к комплексу, вероятно, были повышены, и теперь «Альтиус» уже рассматривается как высотный БЛА большой продолжительности полета, что приближает его к американскому разведчику Global Hawk, регулярно летающему вдоль российских границ.

7,5-тонный беспилотный самолет, размах крыла которого сопоставим с некоторыми версиями пассажирского Boeing 737, сможет оставаться в воздухе до двух суток, а большая высота полета позволит ему вести разведку с расстояния, достаточного, чтобы не попадать в зону действия многих систем ПВО. При этом использование спутникового канала связи сделает радиус его действия неограниченным. Высказывались мнения, что постановка на вооружение этих беспилотников в перспективе позволит отказаться от устаревающих самолетов-разведчиков Су-24МР. Добавление же в состав целевой нагрузки вооружения сделает «Альтиус» еще более универсальным средством.

Наконец, самым тяжелым БЛА, который в настоящее время находится в разработке в России, является разведывательно-ударный аппарат «Охотник», продемонстрированный в прошлом году компанией «Сухой». Беспилотник массой около 20 тонн создан по схеме «летающее крыло» с применением технологий снижения заметности. В отличие от упомянутых выше БЛА MALE-класса, «Охотник» сможет применяться против противника, владеющего современными средствами ПВО. Предполагается, что он сможет нести разнообразную целевую нагрузку, по некоторым оценкам, общей массой до 4-5 тонн, включая как системы разведки и наблюдения, так и вооружение.

«Охотник» напоминает американские беспилотники X-45 компании Boeing и X-47 компании Northrop Grumman, которые некоторое время назад представлялись в качестве прообразов летательных аппаратов боевой авиации 6-го поколения. Впрочем, не исключено, что «Охотник», как и вдохновлявшие его конструкторов американские образцы, останется прототипом, на котором будут обкатываться различные технологии.

Подводя некоторые итоги, нельзя не отметить, что Россия, 10 лет назад серьезно отстававшая по части беспилотников, за прошедшие годы предприняла принесшие результаты усилия как в части разработки современных систем, так и в части оснащения ими подразделений вооруженных сил.

Некоторые беспилотные системы сейчас активно закупаются и поставляются в войска, ряд других находятся на различных этапах создания. При этом серийно производимые системы используются подразделениями вооруженных сил как во время военных учений, так и в реальной боевой обстановке. В числе прочего это дает ценную информацию как для формирования концепций применения систем БЛА, так и для дальнейшего совершенствования самих беспилотных систем.

Что касается сирийской кампании, то, вероятно, главным выводом, сделанным по ее промежуточным итогам, стало осознание значимости обладания беспилотниками, способными нести помимо систем разведки и наблюдения также и вооружение. Главным образом это относится к системам MALE-класса. И США, и Израиль, и Иран, а теперь и Турция зачастую весьма действенно использовали на сирийском ТВД подобные беспилотники. Очередь за Россией.

Легкие квадрокоптеры для российской армии

Легкие и сверхлегкие беспилотные летательные аппараты вертолетного типа с несколькими винтомоторными группами обладают рядом преимуществ, благодаря чему завоевали большую популярность в разных сферах. Пока они используются в основном для выполнения невоенных задач, но их потенциал может быть полезным и для армий. Так, в течение нескольких последних лет российские вооруженные силы осваивают существующие квадрокоптеры и разрабатывают новые конструкции.

Армейские новинки

Современные БПЛА появились в нашей армии в отдаленном прошлом, но легкие квадрокоптеры до недавнего времени отсутствовали. Первые беспилотные комплексы такого рода поступили в части только в 2019 г., причем тогда речь шла об опытной эксплуатации и определении реальных возможностей и перспектив. Впрочем, при получении положительных результатов следовало ожидать полномасштабные закупки и внедрение техники.

В июне и августе 2019 г. пресс-служба Минобороны сообщала о передаче первых небольших партий квадрокоптеров в подразделения БПЛА Южного и Западного военного округов. В ближайшее время такую технику планировалось использовать в рамках запланированных учений. Задачами беспилотников определили ведение разведки, корректировки огня и оценки результатов стрельбы на ближних расстояниях. Тип техники не сообщался, однако на опубликованных фотографиях можно было увидеть оду из популярных коммерческих моделей иностранного производства.


По результатам учебных и испытательных мероприятий недавнего прошлого, военное ведомство решило развивать сферу квадрокоптеров и внедрять их в войсках. Они должны дополнять другие разведывательные БПЛА легкого класса и делать систему разведки более гибкой и эффективной.

В соответствии с этим решением осуществляются новые закупки техники. К примеру, в начале июля Минобороны опубликовало новость о передаче в части очередной партии БПЛА. 40 ед. такой техники распределены между разведывательными и специальными подразделениями ЮВО. Модели квадрокоптеров не сообщаются. При этом уточняется, что они отличаются улучшенными характеристиками дальности, скорости и времени полета, используют спутниковую навигацию и производят минимальный шум.

В новой роли

Ввиду объективных технических ограничений легкие квадрокоптеры пока использовались только в качестве средства разведки. Однако ведутся эксперименты и в других областях. Так, на днях стало известно о создании инженерного БПЛА, способного проводить дистанционное минирование. О подобных опытах сообщает «Красная Звезда» в выпуске от 20 сентября. В статье «В предгорьях и на равнинах» рассказывается о последних учениях соединениях ЮВО, в которых, среди прочего, отрабатываются новые тактики и образцы.

На полигоне опробован квадрокоптер с боевой нагрузкой. Как сообщается, его разработали и изготовили «армейские умельцы», причем работы были выполнены в кратчайшие сроки. При сборке использовались «подручные материалы». Утверждается, что при необходимости можно быстро и без особых трудностей собрать новые подобные БПЛА и обеспечить массовую доставку мин в заданный участок.


К сожалению, технические особенности и внешний вид армейской разработки не раскрыты. По всей видимости, речь идет о несложной модернизации одного из существующих квадрокоптеров с установкой креплений для полезной нагрузки в виде небольшой и легкой мины. Кустарные «проекты» такого рода получили широкое распространение в конфликтах последних лет, и теперь наша армия проверяет потенциал подобной концепции.

Преимущества и ограничения

До недавнего времени армия не проявляла особого интереса к легким квадрокоптерам, для чего были объективные причины. Техника такого класса, имея ряд важных преимуществ, но не лишена недостатков. Если в гражданских сферах с ними можно мириться, то военное применение предъявляет более жесткие требования. Тем не менее, как показывает практика, объективные ограничения не всегда мешают получению желаемых результатов.

Легкий БПЛА вертолетного типа способен взлетать с места – с грунта, с транспортного средства или даже с руки оператора. Для посадки тоже не требуется большое пространство. При этом современные системы управления и датчики значительно упрощают пилотирование, в т.ч. с возможностью обзора «от первого лица». Квадрокоптер может нести камеру высокого разрешения или иную полезную нагрузку вплоть до боеприпасов малой массы.

Конструкция легких БПЛА накладывает ограничения на массу аккумулятора, а вместе с тем и на ключевые летно-технические характеристики. К примеру, популярнейший квадрокоптер DJI Phantom 4 имеет поперечник всего 350 мм, а его взлетная масса не превышает 1,4 кг. При этом он оснащен батареей весом 468 г емкостью 5870 мАч, которого хватает только на 30 мин. полета.


Квадрокоптер-перехватчик "Волк-18" в нынешней конфигурации. За счет увеличения размеров и массы получена возможность решения боевых задач. Фото Концерн ВКО "Алмаз-Антей"

Серьезной проблемой коммерческих БПЛА является неустойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Такие беспилотники поддерживают связь с пультом по незащищенному каналу, который легко подавить. Соответственно, разведка с передачей данных в реальном времени окажется невозможной. Подавление сигналов спутниковой навигации исключит и автономную работу.

В поисках решения

Впрочем, опыт последних учений и локальных конфликтов показывает, что квадрокоптеры даже коммерческих моделей, в исходном или доработанном виде, могут использоваться для решения широкого круга задач. В первую очередь, это разведка в простых условиях, при отсутствии помех. Возможна и ударная роль, однако боевая эффективность отдельного легкого аппарата будет небольшой, и желаемые результаты удастся получить только за счет массированного налета.

От большинства характерных проблем можно избавиться за счет разработки новой конструкции, изначально учитывающей особенности будущей эксплуатации и предполагаемые задачи. Так, размеры и массу БПЛА можно увеличить в разумных пределах, что даст запас грузоподъемности под необходимую нагрузку. Системы управления должны получить защиту от внешнего воздействия. Возможны нововведения иного рода.

Результаты таких работ уже демонстрируются на выставках, а в ближайшее время доберутся и до испытаний в армии. К примеру, в последние годы на выставках фигурирует отечественный БПЛА «Волк-18». Это квадрокоптер с поперечником 600 мм и взлетной массой 6 кг, способный оставаться в воздухе до получаса. Полученный запас грузоподъемности используется для перевозки развитой оптики и пусковых устройств, стреляющих сеткой. Такой беспилотник может участвовать в «охоте» на другие летательные аппараты.


В перспективе следует ожидать появление схожих БПЛА с возможностью несения полноценной боевой нагрузки, в первую очередь для атаки наземных целей. Кроме того, легкий квадрокоптер может стать барражирующим боеприпасом для поражения небольших объектов.

Перспективное направление

Таким образом, легкие квадрокоптеры постепенно находят свое место в наших вооруженных силах. Изделия существующих моделей активно используют для наблюдения и разведки, дополняя БПЛА самолетного типа. Параллельно осуществляются опыты с поиском новых сфер применения. Кроме того, промышленность, видя интерес и нужды армии, разрабатывает новые образцы с теми или иными особенностями и новыми возможностями.



В Интернете набирает обороты… нет, не скандал. Смех сквозь слезы, когда выплыло наружу очередная «не имеющая аналогов в мире» «разработка» одной из российских компаний, известной своим беспилотником «Орион».

Теперь, как было написано представителями компании, раз уж «Кронштадт» стал «российским центром беспилотья», то линейка продукции будет значительно расширена и пополнена.

Очень пафосно, под постоянно повторяющимся рефреном «Как тебе такое, Илон Маск», манагеры от беспилотья радостно известили всех о том, что новые изделия компании «Кронштадт» можно будет узреть на форуме «АРМИЯ-2021».

«Военные» БПЛА с «Алиэкспресса»

Ну вот как-то так. Многие, видимо, посмотрели, и не всем увиденное понравилось.


Начались претензии. Когда вдруг всплыло, что это совсем не разработка фирмы «Кронштадт», я по примеру многих, пошел туда, куда показали знающие и вредные пользователи Интернета. То есть – на «Алиэкспресс».



Получается, что этот самый «новый» беспилотник «Мерак» – он да, относительно новый. Ему чуть больше года, это «Дельфин» от компании AtomRC. На него уже были обзоры в достаточном количестве, в том числе и от гуру беспилотников Юлиана. Он, кстати, оценил леталку весьма средненько.


Самое интересное, что компании, точнее, тому, кто отвечал на претензии увидевших эту «новейшую» разработку, всё было водой с гуся.


Здорово, правда? Нот всего семь (любимая поговорка Ф.Киркорова), а все самолеты друг на друга похожи. Достойнейший ответ, надо сказать.

Идем дальше. Дальше, правда, менее интересно. Беспилотный самолет «Луман». Тоже бесподобное творение российских инженеров и конструкторов, которое способное нести полезную нагрузку аж в 150 граммов со скоростью 55 км/ч на дальность до 50 км.


Зверь, а не машина.

Старая только. Ей, как изделию, больше четырех лет. И называется она «Ласточка-670» от Reptile.


Интересное у нас место эта «АРМИЯ-2021». Скором можно будет логотипы «Алиэкспресса» размещать на бортах техники, как главного спонсора. Или флаги вешать.

Ладно, компания «Кронштадт» нас повеселила своими выходками. Получилось действительно смешно.

Но возникает вопрос: а сколько компания «Кронштадт» получила из российского бюджета за так называемую «разработку» этих чудо-самолетов?

Действительно, сколько денег российских налогоплательщиков было «освоено» на такой замечательной акции, как покупка на «Алиэкспрессе» тамошних игрушек и дальнейшее их представление, как отечественной разработки?

Нет, конечно, оскорбленные представители «Кронштадта» могут заявить, что имеет место быть исключительно внешнее сходство, а внутрянка вся кардинально отличается от того, что делают в Китае для детей.

Не совсем понятно, откуда. Учитывая состояние нашей электроники и микроэлектроники, весьма сомнительно, что микросхемы внутри этих аппаратиков несут маркировку «Сделано в России». Равно как и аккумуляторы, сервомоторы и прочая начинка. Очень большие сомнения в этом имеют место быть.

Так что соответствующим органам стоило бы провести экспертизу данных «изделий» фирмы «Кронштадт» на предмет полного или почти полного соответствия образцам китайских производителей AtomRC и Reptile. С последующей проверкой смет и расходов на «разработку» этих аппаратов.

Вообще, конечно, случай не то чтобы вопиющий, но закономерный. У нас принято зарабатывать по полной программе на всем. Но не до такой же степени? Конечно, можно сменить программное обеспечение. Можно установить аккумуляторы большей емкости. Если будет, где их взять. Российские, я имею в виду. Но от этих манипуляций китайская игрушка для детей не станет российским военным беспилотником.

Откровенное шельмование, когда оно выплывает наружу, подрывает даже не доверие – веру в то, что мы еще что-то можем сами. Того, что почти вся электроника в военной промышленности китайского производства – уже более чем достаточно для сожалений и недоверий. А когда начинается то ли шельмование, то ли мошенничество – и подавно.

Понятно, что форум «АРМИЯ-…» надо хоть чем-то да насыщать. Невозможно из года в год демонстрировать, как на параде, одно и то же. Нужны новинки. Но не таким же способом, как делает компания.

Как вариант – проводить форумы не каждый год. Чтобы можно было набрать разработок, моделей и не устраивать как это делается у нас, штурмовщины. «Любой ценой обеспечить присутствие на форуме новых разработок в объеме…» и так далее.

Хорошо было бы выяснить, чей тут вины больше: военного ведомства, которому до зарезу необходимо насыщение стремительно пустеющих стендов на суперфоруме, или упомянутой компании, которая решила действовать в духе времени.

И вот как тебе такое, Илон Маск?

Самое забавное то, что компания эта на своем сайте ничего не изменила. "Мерак" и "Луман" по-прежнему присутствуют, как "разработки, которые можно выпускать серийно". То есть, серийные переделки.

Интересно, а кто им названия придумывал? Те же, кто и Илона Маска поминал в рекламе "российского" БПЛА?

Впрочем, получилось как раз классически, как обычно с Маском и происходит. У Маска все в порядке, а у нас - как обычно.

При этом малогабаритные и простые в управлении БПЛА квадрокоптерного и мультикоптерного типов активно применяют украинские формирования. С помощью них они проводят разведку, выясняя обстановку на дистанции в несколько километров, и корректируют огонь артиллерии (прежде всего миномётов).

В результате противник порой достигает определённое преимущество перед, казалось бы, лучше подготовленными и технически оснащёнными подразделениями ВС РФ.

Самое нелепое в этой истории состоит в том, что вопрос насыщения войск «птичками» не требует каких-то неимоверных административных усилий и финансовых расходов. Однако ни в предыдущие годы, ни сейчас на этом поприще тектонических подвижек по-прежнему не наблюдается.

Маленький, да удаленький

Гражданскому пользователю квадрокоптер хорошо знаком как средство видеосъёмки, оптического наблюдения и просто безделушка. Однако примитивный беспилотник на театре военных действий может превращаться в весьма эффективное средство войсковой разведки на ближних дистанциях и даже ударное средство.

Считается, что первыми широкое военное использование квадрокоптеров и мультикоптеров освоили ближневосточные боевики. Они запускали «птички» не только для разведки. Нередко к БПЛА подвешивали ручные гранаты или боеприпасы от гранатомётов. Конечно, большого разрушительного эффекта с помощью такого оружия не достичь. Но вывести из строя нескольких пехотинцев противника, посеять панику и совершить террористическую атаку на гражданских квадрокоптеры вполне в состоянии.

Ещё одна известная на данный момент функция «птички» — это корректировка огня. Естественно, квадрокоптер не является полноценным целеуказателем. Он позволяет лишь визуально наблюдать за тем, насколько эффективно обстреливается цель. Оценивая дистанцию до объекта, оператор орудия (чаще всего миномёта) выбирает соответствующий угол наклона или меняет расстояние до вражеского объекта. В любом случае получение такой информации лишним точно не будет.

Скорее всего, о военном применении «квадриков» Генштаб ВС РФ был осведомлён ещё как минимум лет 10-15 назад. На практике российская армия впервые столкнулась с этим новым видом оружия в конце 2015 года, когда начала сирийскую операцию.

Между тем на сайте Минобороны РФ можно найти упоминание об использовании «птичек» на учениях только с 2019 года. Так, в августе 2019 года пресс-служба Западного военного округа анонсировала первое в войсковой практике РФ тактико-специальное учение с расчётами дронов квадрокоптерного типа.

В июле 2021 года пресс-служба Южного военного округа сообщила следующее: «Мини-беспилотная авиация квадрокоптерного типа будет активно применяться на различных тактических учениях на ближних расстояниях для выполнения объективной оценки проведения поражения целей и корректирования огня мотострелковых, артиллерийских и танковых подразделений, а также в интересах разведывательных подразделений».

Тем не менее официальной информации по поводу по-настоящему масштабных поставок «квадриков» по-прежнему нет. Отсутствуют и сведения Минобороны о применении таких дронов в СВО. По всей видимости, российские подразделения в спецоперации их широко действительно не применяют.

Сложившаяся ситуация с квадрокоптерами — целиком и полностью ответственность военного руководства РФ, особенно с учётом того, что в Донбассе этот тип БПЛА активно применяется с 2015 года, когда конфликт между ополчением и ВСУ перетёк в стадию позиционной (окопной) войны. С помощью «квадриков» проводилась разведка, корректировка огня и осуществлялись мелкие диверсии.

Обе противостоящие стороны применяли самые обычные китайские дроны, либо самостоятельно собирали из закупленных на AliExpress комплектующих. В связи с этим совершенно непонятно, почему здесь и сейчас нельзя радикально решить вопрос с насыщенностью войск квадрокоптерами.

Конечно, у российской армии есть другие средства воздушной разведки на ближних дистанциях. Это прежде всего БПЛА «Элерон» и «Орлан-10», запускаемые с нехитрых катапультных устройств. Есть «птички», которые отправляются в полёт и с рук российских военнослужащих, но квадрокоптер в разы более простое и доступное по цене изделие, управление которым даже ребёнок осваивает за несколько минут.

Такой аппарат не жалко потерь. При этом он может мгновенно давать представление о том, что происходит на 10-15 км вокруг. На практике такие знания помогают проводить разведку маршрутов движения колонн военной техники и выявлять по крайней мере различимые оптикой силы противника и его позиции.

Безусловно, у «квадрика» существуют определённые недостатки. Он достаточно сильно шумит, невысоко поднимается, легко выводиться из строя средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), подвержен воздействию ветра и осадков, имеет скромную дальность действия.

Но все эти минусы снимает восприятие квадрокоптера как средства воздушного наблюдения на небольшие дистанции и как расходного материала для пехоты и моторизированных частей. За потерю таких «птичек» (квадрокоптер очень хрупкий по своей конструкции аппарат) не должно быть никакой материальной ответственности.

Значимым достоинством квадрокоптера можно назвать и сложность поражения. Сейчас многие армии осваивают стрельбу по малоразмерным БПЛА, но попасть в него очень непросто даже из снайперской винтовки.

«Квадрик», как и другие дроны, характеризуются резкими непредсказуемыми манёврами, вызванными командами операторам и влиянием ветра. Например, в России военнослужащие учатся поражать малоразмерные низколетящие беспилотники, стреляя по небольшим воздушным шарам.

Сейчас промышленность по всему миру предлагает массу достаточно компактных средств РЭБ, в том числе специальные «ружья-антидроны». Но насыщенность таким нелетальным оружием, особенно армейских частей, пока невелика.

Применение квадрокоптеров ни в коем случае не отменяет необходимости использования БПЛА самолётного типа, включая «Орлан-10» и «Элерон». Такая «птичка» — лишь одно из устройств, позволяющих оценивать ситуацию на театре военных действий.

«Из подручных материалов»

Помимо скорейшего насыщения квадрокоптерами российской армии, важно подумать и о том, как в дальнейшем освоить их производство внутри РФ, а также какие необходимо провести мероприятия по их доработке и созданию принципиально новых устройств с более широкими возможностями.

«Собран он армейскими умельцами из подручных материалов в короткое время. И отлично справляется со своей работой. По словам его создателей, увеличить численность управляемых воздушных минёров можно быстро и при минимальных затратах», — сообщалось в материале газеты Вооружённых сил РФ «Красная звезда».

Кроме того, на основе БПЛА квадрокоптерного (мультикоптерного) типа России пора разработать хотя бы экспериментальные дроны, вооружённые мелкокалиберными свободно падающими боеприпасами и безоткатными орудиями. Даже белорусы уже создали беспилотники с противотанковыми гранатомётами, а наше военное руководство по-прежнему топчется на месте, не поддерживая и не инициируя проекты нужных армии воздушных помощников.

Между тем насыщенность ВС РФ тактическими БПЛА будет приобретать всё более важное значение по мере трансформации боевых действий на Украине в подобие партизанской войны. Нашим военнослужащим будут необходимы самые разные беспилотники для пресечения атак на мирное население, блокпосты, колонны военной техники и отделы правоохранительных органов.

Вооруженные силы России начали использовать беспилотный комплекс «Орлан-10» для ударов по бронетехнике. Об этом в пятницу сообщил телеканал «Звезда». «В ходе спецоперации военнослужащие впервые применили новейшую модификацию беспилотника, который теперь может наносить высокоточные удары по земле и поражать живую силу и технику. Операторы БПЛА находят цель и сбрасывают осколочно-фугасные боеприпасы с высоты двух километров», – передал телеканал.

Снаряды находятся в контейнерах, подвешенных под крыльями беспилотника. Полный боекомплект составляет четыре осколочно-фугасных снаряда, способных поражать автомобильную технику, минометное вооружение и живую силу противника. Подчеркивается, что пока новая модификация поражает легкую бронетехнику ВСУ.

«Орлан-10» принадлежит к классу малых беспилотников. Длина фюзеляжа – 1,8 м. Размах крыльев – 3,1 м. Масса без аппаратуры – 12,5 кг. Дальность полета – 110 км. Может находиться в воздухе не меньше 10 часов.

Охота за «кочующими минометами»

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков напомнил, что «Орлан-10» создавался исключительно как разведчик. Именно эти задачи он выполнял в Сирии, где наводил на цели, по которым затем наносил удары другой боевой БПЛА – «Орион». В ходе украинской операции возросла роль ударных беспилотников, отмечает эксперт, поскольку противник использует различные хитрые тактики, например, «кочующий миномет» или «кочующая РСЗО (реактивная система залпового огня)». «Отловить такую технику сложно. Дрон-разведчик лишь передает данные, но цель способна сменить координаты и уйти в укрытие до того, как по ней будет нанесен удар», – пояснил эксперт.

Разведывательный беспилотник, оснащенный средствами поражения класса «воздух – земля», может сам вывести из строя бронетехнику противника. «Отзываясь на такую потребность, сделана соответствующая доработка, и «Орлан» теперь – ударно-разведывательный комплекс», – подчеркнул Леонков.

«Напомню, что дроны вообще выполняют роль разведчика и корректировщика для огневых средств, начиная от минометов и заканчивая тяжелой артиллерией или ракетными комплексами систем залпового огня. Если у противника слабая ПВО, дрон может безнаказанно проникать на глубину до 50 км в тыл противника в поисках войск, батарей, отдельных объектов. Правда, на глубине 100 км и дальше уже нужна разведывательная авиация», – пояснил Леонков.

Боевые дроны величиной со стрекозу

В распоряжении наших войск должны быть и стратегические, и оперативно-тактические беспилотники, и дроны-камикадзе, считает заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. «Все эти виды БПЛА уже производит российский оборонно-промышленный комплекс. Нам нужно много беспилотников – не только «Орлан-10», но и другие малые разведчики «Тахион», «Элерон-3», «Леер», «Сириус» и т. п. Они должны действовать одновременно и разнонаправленно – проводить разведку, атаку и так далее. Только так повышается общая эффективность», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.

Но особенно удачно, по словам экспертов, в ходе операции на Украине зарекомендовали себя квадрокоптеры. В том числе, например, в Мариуполе, в условиях городской и заводской застройки, когда противник пользуется для маскировки и защиты от прямого попадания, полагают эксперты.

Боевые действия на Украине «наглядно показали ценность беспилотных систем малого класса мультироторной схемы (с несколькими пропеллерами), считает эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. «Действия часто ведутся в урбанизированной местности, при этом ставка делается на максимально точные удары, на минимизацию сопутствующего ущерба. В подобных условиях применение таких систем весьма эффективно: воинские подразделения низшего звена получают собственное средство видовой разведки в ближнем радиусе», – указал Федутинов.

«С помощью беспилотников можно корректировать огонь и поражать цели со второго выстрела,

– добавляет Леонков. – Беспилотники особенно эффективны в условиях городского боя, когда нужно получить оперативные данные о том, что происходит за соседним домом, за углом. Если все пространство простреливается, то поручать такую задачу человеку – большой риск потери военного специалиста. Лучше рисковать дроном, чем человеком». Леонков ожидает, что по итогам спецоперации будет принято решение о разработке класса малых беспилотников – с дальностью полета до пяти километров.

В российском оборонпроме на прошлой неделе уже заявили о том, что учтут текущий опыт украинской операции. Официальный представитель Ростеха пообещал, что госкорпорация даже выпустит карманные беспилотники. «Такие дроны практически незаметны, умещаются буквально в кармане, при этом позволяют корректировать огонь, вести мониторинг и получать разведданные в реальном времени», – пояснил представитель. По его мнению, малогабаритные беспилотники помогут значительно повысить эффективность подразделений.

ВСУ понадеялись на «Фурию»

В свою очередь, ВСУ тоже использует беспилотники для разведки – как свои, так и американские. Например, в пятницу спецназ Росгвардии уничтожил в Харьковской области украинский беспилотник типа А1-СМ «Фурия», сообщили ТАСС в ведомстве. «Записи с беспилотного летательного аппарата были изъяты и переданы сотрудникам компетентных органов», – заключили в Росгвардии.

«Военное обозрение» отмечало, что этот дрон-разведчик был принят на вооружение ВСУ совсем недавно – в середине апреля. У «Фурии» компактные габариты: длина чуть более метра, а размах крыльев – 1,6 метра. Ее оперативный радиус действия – около 50 км, а практический «потолок» – 2,5 км. В воздухе «Фурия» может находиться до трех часов.

Тем временем кураторы ВСУ из США решили опробовать на украинских полях совсем новую модель боевого дрона-камикадзе. Это Phoenix Ghost (или PG, условно переводится как «Феникс-призрак»). Как сообщало в конце апреля издание Politico, Вашингтон включил в пакет военной помощи Киеву поставку 121 БПЛА марки PG. По данным издания, дрон настолько мал, что может поместиться в небольшой рюкзак и относится к категории барражирующих боеприпасов. Он способен оставаться в воздухе по 30-40 минут – прежде чем оператор найдет цель и задействует укрепленную на PG боеголовку.

Точные технические характеристики PG засекречены, но эксперты считают его аналогом уже известного военного беспилотника Switchblade, длина которого, как известно, составляет 130 см. Предположительно, дрон способен поражать средние наземные бронированные цели, в том числе ночью за счет инфракрасных датчиков. Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби назвал его «оптимальным» для нужд украинской армии в Донбассе. В начале мая он сообщил, что 20 украинских военных операторов прошли обучение по управлению PG.

«Само по себе количество – 20 операторов боевых дронов – это солидное число, целое подразделение,

– поясняет заслуженный военный летчик Владимир Попов. – Но давайте посчитаем: сейчас на Украине фронт очень протяженный. Операторы работают в две смены, то есть одновременно в воздухе будет, скорее всего, не больше 10 дронов. Следовательно, они окажутся эффективны только на каком-то определенном одном или двух участках. А «размазывать» их по всей линии фронта смысла нет».

Таким образом, по словам эксперта, всего у ВСУ будет максимум три передвижных командных пункта, местоположение которых оперативно определят российские военные. «КП будут непременно располагаться около населенных пунктов и в радиусе двух-трех километрах от мест базирования самих беспилотников. После первой же атаки ВС РФ вычислят местонахождение дронов по траектории полета и уничтожат их. Если не будет угрозы мирному населению, то могут нанести удар и по КП», – допускает Попов.

Если удастся сбить Phoenix Ghost, можно будет скопировать его, создав похожее вооружение, но лишь в перспективе, отмечает Федутинов, а для быстрого результата нужно задействовать собственные наработки. «В России имеется некоторое количество разработок беспилотных систем, относящихся к мини-классу. Большинство из них относится к системам, созданным частными компаниями по собственной инициативе и зачастую на собственные же средства», – сетует Федутинов.

Реверсивный инжиниринг на фронтах ДНР

В ходе конфликта обе стороны используют не только военные, но и гражданские беспилотники. О том, какую незаменимую роль играют на поле боя обычные «мирные» коптеры, рассказали ополченцы из Донецкой народной республики (ДНР).

DJI Mini 2 (Фото: Malina Petr/CTK/Global Look Press)

Подробный отчет о конкретных моделях и тактике их применения был

опубликован в середине апреля авторами YouTube-канала GreyZone. По их словам, защитники ДНР покупали их попросту в интернете, используя затем для разведки. «Гражданские» квадрокоптеры могут подниматься на 500 метров и преодолевать расстояние до четырех километров. При этом размер у них практически карманный. Дрон китайского производства DJI Mini 2 в длину всего 13 сантиметров, а весом 249 граммов. Он оснащен двукратным зумом (параметр, влияющий на качество съемки). Он пролетает до двух километров, оставаясь на высоте 100-120 метров. С его помощью, рассказали блогеры из ДНР, можно осмотреть, к примеру, заминированный мост. Впрочем, использовать его можно только при благоприятных погодных условиях. При сильном ветре такой коптер почти теряет управляемость.

Кстати, спустя пару недель после публикации ролика китайская компания DJI, мировой лидер по производству коптеров, объявила о приостановке продаж в России и на Украине. К тому времени в Евросоюзе, а точнее, в Германии, коптеры этой компании даже начали изымать из продажи – после публичных обвинений в том, что ее оборудование используется в боях на Украине с обеих сторон. «Мы не поддерживаем любое использование наших продуктов, которое наносит ущерб жизни, правам или интересам людей», – заявила тогда DJI.

Переделку коптеров под боевые цели Федутинов называет «реверсным инжинирингом». На его взгляд, опыт народных умельцев заслуживает изучения, поскольку наши инженеры и конструкторы впоследствии могли бы положить его в основу новых разработок. «Однако системы, разработанные с учетом такого интеллектуального обогащения, появятся лишь через годы. Многие же вещи нужны нашим военным уже сейчас. Для этого надо максимально использовать те наработки, которые были сделаны российскими промышленными компаниями в инициативном порядке», – призывает эксперт.

Читайте также: