Богородская деревянная игрушка история

Обновлено: 25.04.2024

Сегодня мы с вами отправимся в рабочий посёлок Богородское, расположенный недалеко от подмосковного города Сергиев Посад, и посетим фабрику старинного местного промысла - богородской игрушки.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на её изготовление поступали даже сверху. Сейчас же Богородской игрушке довольно трудно. Окончательно умереть промыслу не дают мастера, настоящие фанаты своего дела, вынужденные работать за не очень большую зп. Однако работники не унывают: получают истинное наслаждение от своего дела и улыбаются. Нам рассказали забавный случай, как однажды пришёл заказ от одного бизнесмена изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Промыслу Богородской игрушки около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали иконостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.

Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики.

В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Работают здесь. Внутри приятно пахнет деревом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Чтобы увидеть дальнейшие стадии изготовления Богородской игрушки, перемещаемся в другое здание рядом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После обработки игрушку собирают по частям.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

А это - будущие Карлсоны. Ниже они будут разукрашенными.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Традиционно игрушку не расписывали, но сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже:)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Раньше на фабрике работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Однако игрушка до сих пор получается замечательная. Вы только посмотрите, какие крутые Карлсоны!)) Добрые и весёлые!

Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Но ложку уже выдали))

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут Колобка.

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Вообще такая игрушка развивает у ребёнка воображение и руки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери.

Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы" .

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Так и просто игрушки с животными, в основном с медведями, или панно.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

В музее при фабрике попадаются композиции на былинные и сказочные темы.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - трудно выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики. Помогает фабрике также расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

При фабрике есть магазин. Цены - от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Богородская деревянная игрушка – народный художественный промысел, который появился в Подмосковье несколько веков назад. Сердце этого промысла – село Богородское Сергиево-Посадского городского округа.

История промысла

Давным-давно жила в селе под Сергиевым Посадом крестьянка. Вырезала она из деревяшки своим детям небольшую игрушку «ауку» - те поиграли с ней, да и забросили. «Ауку» отвезли на базар, где заметил ее один купец. Деревянную игрушку он потом выгодно продал в своей лавке и вернулся к женщине с просьбой сделать игрушек столько, сколько она сможет. По преданию, это и дало начало промыслу. Есть и другие легенды, которые гласят, например, что Сергиев Посад и его окрестности с давних времен были игрушечным краем и что сам преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям.


Точная дата появления промысла неизвестна, однако специалисты считают, что зародился он в XVII-XVIII веках, а становление приходится на конец XVIII-начало XIX века. Известно, что промысел появился в крестьянской среде и носил сезонный характер – игрушки делали с поздней осени до ранней весны, когда не было сельскохозяйственных работ на полях.

Сначала крестьяне делали просто заготовки, которые затем оправляли в Сергиев Посад, где их дотачивали и раскрашивали. Но позже весь цикл производства начали делать на месте, а центром этого производства стало село Богородское. Работы местных мастеров приобретали все большую популярность, становились все более изящными и разнообразными.


В 1913 году мастера промысла создали артель. Это позволило вывести производство на новый экономический уровень и не зависеть от скупщиков из Сергиева Посада. Во главе артели был совет, состоящий из опытных мастеров и художников. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Технология изготовления богородской игрушки

Традиционно богородские игрушки делаются из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Но чаще всего используется именно липа. С привезенных на фабрику бревен снимается кора, а затем липа два, а то и три года просушивается под навесом на открытом воздухе. Затем бревно распиливают на «чурки», которые отправляются к мастеру.

Сегодня игрушки делают как на токарных станках, так и вручную. Последнее, конечно, сложнее и дольше – начала мастер топором вырубает примерные контуры изделия, а затем стамесками вытачивает детали.


Самые популярные и известные богородские игрушки – это всевозможные фигурки медведей, домашних животных, кузнецов, богатырей, сказочных персонажей и многих других. Фигурки бывают статичные, а бывают подвижные – самый известный пример такой игрушки это «Кузнецы», в которой крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне.

Музей при фабрике

Гостям предлагают посетить мастерские и увидеть, как деревянная «чурка» превращается в игрушку. В музее при фабрике представлены самые знаменитые или необычные образцы, которые когда-либо изготавливались в Богородском. Можно изучить все самостоятельно, а можно - в компании экскурсовода, который расскажет много интересного об этом русском промысле.


Обязательно посетите мастер-классы и попробуйте самостоятельно собрать и расписать игрушку. Кроме того, при фабрике работает магазин, в котором можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. В конце XVI века одноименное село из рук бояр Плещеевых перешло в собственность Троице-Сергиева монастыря. Именно монастырские крестьяне заложили традиции резьбы по дереву, прославившие Богородское на весь мир.


Традиционно богородские деревянные игрушки вырезают из массива липы — из всех деревьев ее древесина наиболее мягкая и податливая. Заготовленные и высушенные стволы распиливают на чурки, после чего они отправляются в работу. Мастера парой взмахов топором раскалывают их на четыре части, получая заготовки оптимальной формы.




Фигурки вырезают с помощью специальных богородских ножей и напильников. Отличительная особенность изделий — отсутствие явных деталей и строгих резных форм, благодаря чему игрушка развивает у малышей фантазию и долго им не надоедает. Из цельных кусков делают дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп — изделия попроще. Детали конструкции крепят между собой клеем ПВА и деревянными штапиками.




После сборки игрушки отправляются на роспись. Большинство изделий не окрашивали вовсе, что тоже способствовало творческому развитию детей. Для оставшихся игрушек мастера выбирали яркие, насыщенные и очень сочные цвета. В узорах прослеживаются элементы хохломской и городецкой росписи, но без характерных для этих техник мелких деталей, что объясняется назначением игрушек.




«Сегодня на рынке много навороченных технических игрушек, с которыми мы не можем конкурировать, — рассказывает исполнительный директор Богородской фабрики Ирина Юрьевна Воливецкая. — Но это и не наш путь. Богородские изделия рассчитаны на маленьких детей, которых можно увлечь простой игрушкой. Возраст наших юных потребителей — с 3 до 10 лет».



Перед хитроумными игрушками из пластмассы у богородских изделий есть серьезное преимущество — проверенный временем материал. «Наша продукция изготавливается из натурального дерева и других экологически чистых материалов, а краски проходят обязательную сертификацию и абсолютно безвредны для детей. Кроме того, богородские игрушки могут служить десятилетиями — можно сказать, у них нет срока годности», — с гордостью отмечает Воливецкая. Это касается не только статичных, но и динамичных игрушек, которые не ломаются в шаловливых ручонках благодаря продуманной конструкции. Клюющие зерно «Курочки» и молотящие по кувалде «Кузнецы» уже многие годы пользуются наибольшим спросом у покупателей.




Сегодня на предприятии работает 39 сотрудников, которые ежегодно выпускают от 4 до 6 тысяч игрушек. Кроме того, мастера берутся за индивидуальные заказы — как правило, это парковые скульптуры. Иногда коллективу предприятия поступают необычные поручения: так, местные ремесленники участвовали в оформлении ресторана «Царская охота» или изготавливали скульптуру Дмитрия Медведева.



а данный момент Богородская фабрика работает только на внутренний рынок. Зато здешние резчики регулярно участвуют в международных выставках: их произведения отмечались золотыми медалями в Париже, Нью-Йорке и Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — в Музее народного искусства, а игрушки «Кавалер и дама» и «Царь Додон и звёздочка» — в Русском областном музее. Можно попасть с экскурсией и на фабрику. «К нам приезжает очень много школьных групп — обычно с 1 по 4 класс, — делится Воливецкая. — Мы всегда рады многочисленным гостям нашего производства».

Читайте также: