Богородская игрушка центр промысла

Обновлено: 16.05.2024

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.












Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Богородская деревянная игрушка – народный художественный промысел, который появился в Подмосковье несколько веков назад. Сердце этого промысла – село Богородское Сергиево-Посадского городского округа.

История промысла

Давным-давно жила в селе под Сергиевым Посадом крестьянка. Вырезала она из деревяшки своим детям небольшую игрушку «ауку» - те поиграли с ней, да и забросили. «Ауку» отвезли на базар, где заметил ее один купец. Деревянную игрушку он потом выгодно продал в своей лавке и вернулся к женщине с просьбой сделать игрушек столько, сколько она сможет. По преданию, это и дало начало промыслу. Есть и другие легенды, которые гласят, например, что Сергиев Посад и его окрестности с давних времен были игрушечным краем и что сам преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям.


Точная дата появления промысла неизвестна, однако специалисты считают, что зародился он в XVII-XVIII веках, а становление приходится на конец XVIII-начало XIX века. Известно, что промысел появился в крестьянской среде и носил сезонный характер – игрушки делали с поздней осени до ранней весны, когда не было сельскохозяйственных работ на полях.

Сначала крестьяне делали просто заготовки, которые затем оправляли в Сергиев Посад, где их дотачивали и раскрашивали. Но позже весь цикл производства начали делать на месте, а центром этого производства стало село Богородское. Работы местных мастеров приобретали все большую популярность, становились все более изящными и разнообразными.


В 1913 году мастера промысла создали артель. Это позволило вывести производство на новый экономический уровень и не зависеть от скупщиков из Сергиева Посада. Во главе артели был совет, состоящий из опытных мастеров и художников. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Технология изготовления богородской игрушки

Традиционно богородские игрушки делаются из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Но чаще всего используется именно липа. С привезенных на фабрику бревен снимается кора, а затем липа два, а то и три года просушивается под навесом на открытом воздухе. Затем бревно распиливают на «чурки», которые отправляются к мастеру.

Сегодня игрушки делают как на токарных станках, так и вручную. Последнее, конечно, сложнее и дольше – начала мастер топором вырубает примерные контуры изделия, а затем стамесками вытачивает детали.


Самые популярные и известные богородские игрушки – это всевозможные фигурки медведей, домашних животных, кузнецов, богатырей, сказочных персонажей и многих других. Фигурки бывают статичные, а бывают подвижные – самый известный пример такой игрушки это «Кузнецы», в которой крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне.

Музей при фабрике

Гостям предлагают посетить мастерские и увидеть, как деревянная «чурка» превращается в игрушку. В музее при фабрике представлены самые знаменитые или необычные образцы, которые когда-либо изготавливались в Богородском. Можно изучить все самостоятельно, а можно - в компании экскурсовода, который расскажет много интересного об этом русском промысле.


Обязательно посетите мастер-классы и попробуйте самостоятельно собрать и расписать игрушку. Кроме того, при фабрике работает магазин, в котором можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.

Пресс-тур в Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

Музей «Бородинское поле»

Зосимова пустынь

Главные достопримечательности Серпухова, 3 часть

Виды городского округа Коломенское


Матрешка, гжель, павловопосадский платок, жостовский поднос, федоскинская лаковая миниатюра – все это уже давно символы не только Подмосковья, но и всей России. О том, какие еще народные промыслы зародились в регионе, читайте в материале портала «Путь-Дорога».


Федоскинская лаковая миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Вот уже более двух веков Федоскинская фабрика, основанная купцом Петром Коробовым, создает уникальные произведения искусства, актуальные и в наши дни. Для посетителей на фабрике проводят экскурсии по производству, во время которых знакомят с мастерами ремесла. В конце программы каждый гость может самостоятельно разукрасить шкатулку или панно по мотивам излюбленных федоскинских сюжетов: с изображением тройки лошадей, натюрмортов, чаепитий и пейзажей.

Художник расписывает шкатулку на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи.

Богородская резьба по дереву

Cело Богородское – родина народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Сначала крестьянские ремесленники продавали свои поделки у стен Троице-Сергиевой лавры. Но вначале XX века они объединились и открыли школу художественной резьбы по дереву. В дальнейшем артель «Богородский резчик» преобразовалась в фабрику.
В наше время изделия, изготовленные на местной фабрике, встречаются в столичных магазинах, различных музеях и на выставках, причем не только в России, но и за рубежом. В музее богородской игрушки можно заказать экскурсию или записаться на мастер-класс, чтобы сделать деревянную игрушку своими руками.


Жостовская роспись

Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. При фабрике существует музей «Жостово», где предлагают всем желающим посмотреть на лучшие работы мастеров, также здесь открыта художественная студия, где туристы смогут самостоятельно разукрасить одну из жестяных заготовок. Ничего брать с собой не нужно: все необходимые инструменты, краски и фартук выдадут во время занятия.


Художник расписывает шкатулку на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи.

Фарфор Вербилок

«Фарфор Вербилок» — это первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке. Фарфоровые изделия фабрики высоко ценила Екатерина Великая, а император Александр II разрешал ставить на ее продукции изображение государственного герба. Полюбилась хрупкая посуда и за рубежом — бриллиантовые, золотые и серебряные европейские медали в различных конкурсах тому подтверждение.
На экскурсии по заводу туристам расскажут секреты мастеров по созданию тонкостенного фарфора. Каждый посетитель побывает в производственных цехах завода и увидит процесс изготовления чашек, чайников, тарелок, ваз, статуэток и других изделий. А еще туристы смогут поучаствовать в мастер-классе от профессионального художника завода, а также купить понравившиеся изделия по минимальной цене в фирменном магазине.

Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках

Дулевский фарфор

Дулевский фарфоровый завод — это крупнейшее предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Еще при жизни основателей производства Кузнецовых прозвали династией «фарфорофаянсовых королей» России. А работы художников фабрики в XX веке были отмечены высшими наградами на международных выставках в Европе.
В музее фарфоровых изделий при заводе для туристов проводят обзорные экскурсии, а также организуют мастер-классы по росписи фарфора.

Дулевский фарфоровый завод. Музей

Гжель

Гжель — вид русской народной росписи с характерным бело-голубым стилем нанесения узора, а также один из традиционных российских центров производства керамики. Для создания узнаваемого облика декоративных изделий мастера при нанесении мазков пользуются оригинальной технологией. Увидеть этот творческий процесс своими глазами можно во время экскурсии по заводу. Туристам покажут весь процесс создания хрупких изделий, расскажут о целебном воздействии шунгитового камня, а еще организуют мастер-класс по фирменной росписи гжельских изделий. Приобрести оригинальные изделия можно будет в фирменном магазине «Гжельские сувениры».


Павловопосадские платки

Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Мотивы, изображенные на платках, отображали крестьянский быт и русские традиции. Сегодня на тканях красуются цветы, волшебные птицы из сказок, деревья и золотые переплетения иконописи.
В Музее русского платка в Павловском Посаде хранятся коллекции платков и шалей, уникальные шерстяные и шелковые панно советского периода, одежда и другие экспонаты, самые старинные из которых сохранились с конца XVIII века. В мастерской музея у всех желающих есть уникальная возможность попробовать себя в качестве набойщика рисунка по ткани и самостоятельно создать на память сувенирный платок или салфетку со своей неповторимой композицией и рисунком.

Читайте также: