Богородская игрушка цветовая гамма

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В рамках методического объединения «Богородская и Каргопольская игрушка».

Трембачева Оксана Александровна.

В рамках методического объединения «Богородская и Каргопольская игрушка».

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.

Как зародился промысел:

Главная причина: северная земля богата глиной, но бедна плодородными почвами. Вот крестьянину и пришла в голову мысль заняться гончарным промыслом, чтобы прокормить семью. Мастера из окрестных деревень крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Гончары работали в небольших избах «зимниках» где и жили. Крутили, приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали, из остатков глины лепили игрушки на забаву детям. Вот так и появился на свет этот промысел!

Как сохранили традиции:

На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринёво жила мастерица - игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы рассеялись по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живёт народная Каргопольская игрушка.

Подготовка глины к работе:

Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкали, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного

гончарного круга лепили горшки и другую посуду. Подготовка глины,

технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут

глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная *

глина тоща*), то* есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор - камешки, травинки - осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться ещё. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

В круге сюжетов каргопольской игрушке отражены такие темы как: изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В основном в игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы крестьянки с корзинами или птицей в руках, нянчат детей. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец.

Каргопольской игрушке свойственны многофигурные композиции - весёлые тройки с седоками в санях, танцующие, катание на лодке и многие другие сцены. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кафтанах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпа, мужики в кафтанах.

Каргопольские мастера изображают животных и птиц: медведя, зайца, коня, свинью, гуся и утку. Звери изображаются толстокожими и порой динамичными.

Также в круг сюжетов входит полулюди, полу животные, сирины, русалки, домовые, полканы.

Элементы росписи и их символика:

Круги, кольца, кресты, символы солнца.

Солнечные знаки издавна живут в народном изобретательном искусстве. Там круг символизировал дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой земли», а крест напоминал, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года зависят от него.

Линия, дуги и скобки - символ Земли. Волнистая линия - вода. Точки, овал, веточки, зерно и ростки. Вертикальные полосы - вспаханная нива.

Роспись каргопольской игрушки:

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизована, напоминает северную вышивку. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам.

В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, черные цвета.

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемый изнутри. А потому забеленные юбки «бабок», символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные.

Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем.

Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Голубой - небо. Зеленый - землю. Черный - горе.

Как правило, рубашки у мужчин и кафтаны у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

Дети занимаются продуктивной деятельностью: лепят и расписывают собственные игрушки из глины, используя характерные орнаменты.

Воспитатели проводят дидактическую игру «Составь узор» с использованием элементов игрушечной росписи.

Об игрушках.

«Олень, лось, баран» символ неба - с ним было связано представление о довольствие и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Фигура «тяни - толкай» состоит из двух коней черного и белого, одно из самых почитаемых у славян животное. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света. Всадник на коне символ сам по себе многогранный, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлыми и тёмными сторонами человеческой души.

«Полкан» - знак солнца. Огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он на половину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди полкана - лучистое солнышко.

«Медведь» знак плодородия. “Медведко” считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом.

«Берегиня» знак Земли. Образ женщины с обнаженной грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образом животворящих сил «матери - сырой земли» и солнца.

«Птица - сирин» фантастическая птица с головой женщины - символ счастья.

Богородская игрушка - обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек - вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее

Ребятишки поиграли с «ау кой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ау ку» показать торгашам. «Ау ку» тут же купили и ещё игрушек заказали. Говорят, с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «Богородскими».

По мнению исследователей, на конец XIX в. Приходится расцвет Богородского резного промысла. Большая заслуга принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н. Зинин. Богородская игрушка - рукотворная.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева - липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные брёвна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным Богородским ножом.

Особенности «Богородского стиля» игрушки.

Своеобразным символом «Богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что они с движением.

Медведь вообще занимает в Богородской игрушке особое место, кем только он не представлен в ней. Медведь осваивает много профессий. Живя в ногу со временем. Если в 19 веке мишка одевал лапти и играл на гармошке, то а 21

веке он осваивает мастерство компьютерщика, пианиста, кулинара, художника, шахматиста. Медведь символизирует мужество, силу, выносливость, храбрость, доброжелательность, новую жизнь.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки - шутки.

Давайте поговорим о пользе игрушек и как игрушки влияют на развитие детей. Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям взрослые с помощью Богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действие деревянных фигурок вызывает смех, побуждают к звукопроизношению: тук- тук, кач-кач и т.д. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочку, качать медвежонка. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - это игра. Через игру ребенок

Познает окружающий мир, познает себя, может каким-то образом самореализоваться, общаться с окружающим миром.

В Богородских игрушках нашел отражение мир животных, который используется особой любовью детей, и знакомство, с которым является необходимым для их познавательного развития. При изображении медведей, зайцев, белок и других животных Богородские мастера добились высокого мастерства в передаче их характерных признаков, но при этом сохранили привлекательность и сделали игрушку эстетически выразительной, способной оказывать на ребенка эмоциональное и эстетическое воздействие.

Богородская игрушка белая, можно вместе ребенком раскрасить ее красками. Это тоже фантазия для ребенка. С помощью Богородской игрушки можно узнать и познакомиться с тонкими понятиями, дерево (фотограф,

компьютерщик, рыболов, спасатель). Богородская игрушка также развивает моторику.

Богородские игрушки медведь, кузнецы, куры имеют поучительные»

сюжеты (Вежливый медведь), где медведь уступает место бабушке, чтоб она села отдохнуть. Игрушки Богородских резчиков по дереву прививали любовь и уважение к труду.

Можно сделать вывод, что знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребенка в целом. Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делают это самостоятельно. Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Резьба своё начало берет в Средневековье. Первые «резчики» — жители Сергиева Посада, которые объяснили крестьянам, технологию изготовления. Узор наносили сами сергиевопосадцы. Раньше остальных были обучены жители села Богородского, позже резьба получила распространение на всей территории государства.

Особенность игрушки – плавность деталей и отсутствие острых элементов. Именно поэтому, богородская игрушка получила признание на внутреннем и внешнем рынке.

Европейские купцы покупали эти изделия у крестьян, отдавав немаленькие деньги. Для жителей Сергиева Посада торговля стала одним из основных источников заработка.

Технологию богородской резьбы также использовали скульпторы, которые создавали более масштабные и не менее любопытные вещи. Один из таких примеров — скульптура «Медведь на тройке». Подобные работы и в наше время одни из самых дорогих на рынке.

Богородской игрушки уже несколько столетий, но внешний вид и особенности остаются прежними. Можно выделить два типа – статичные и подвижные игрушки.

Первый тип — это разные скульптуры, детские фигурки и погремушки, изображения, резные часы и элементы мебели.

Второй тип игрушки предназначается для детей по-старше, содержит движущиеся и съёмные детали. Наиболее яркие примеры — мужик и медведь, по очереди ударяющие молотком по наковальне, и цыплята, клюющие зерно.

Такие фигурки в своей конструкции имеют пружины, кнопки или рычажки. Эти игрушки высокого качества, прочные и долговечные.

Технология

Изображение богородских фигурок изготавливаются ножичком «Щучка». Им мастера распиливают чурки на несколько частей и начинают тонкую и кропотливую работу.

Из материала где не было гнили, сучков делались дорогие игрушки, которые выставляли на продажу, а из обрезков вырезали домашние фигурки.

Далее игрушку «оживляли», то есть создавали полноценный цветной персонаж. Нанесением узора занимались наиболее квалифицированные мастера.

Роспись

Если фигурка состояла из нескольких деталей, то её собирал также народный умелец.

Он склеивал отдельные части, затем начинал раскрашивать. Вначале наносили основной слой, а затем: для людей рисовалась одежда, для животных — шерсть и мордочка, к сюжетным игрушкам добавляли окружающую обстановку.

Такие расписанные фигурки изготавливались на продажу. Домашние игрушки оставались просто деревянными, чтобы развивалась фантазия и мышление ребенка. Малыш таким образом учился создавать образы.

Заключение

Да, безусловно в век высоких технологий существуют попытки по созданию станков и приборов, чтобы заменить работу мастера, но ручная резьба по-прежнему самая красивая и дорогостоящая.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Богородская игрушка


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богородская игрушка

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Бог.

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостны.

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали её Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвёз её на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол. Смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки - все это темы богородской игрушки.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эт.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева.

Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Читайте также: