Богородская игрушка историческая справка

Обновлено: 24.04.2024

Резьба своё начало берет в Средневековье. Первые «резчики» — жители Сергиева Посада, которые объяснили крестьянам, технологию изготовления. Узор наносили сами сергиевопосадцы. Раньше остальных были обучены жители села Богородского, позже резьба получила распространение на всей территории государства.

Особенность игрушки – плавность деталей и отсутствие острых элементов. Именно поэтому, богородская игрушка получила признание на внутреннем и внешнем рынке.

Европейские купцы покупали эти изделия у крестьян, отдавав немаленькие деньги. Для жителей Сергиева Посада торговля стала одним из основных источников заработка.

Технологию богородской резьбы также использовали скульпторы, которые создавали более масштабные и не менее любопытные вещи. Один из таких примеров — скульптура «Медведь на тройке». Подобные работы и в наше время одни из самых дорогих на рынке.

Богородской игрушки уже несколько столетий, но внешний вид и особенности остаются прежними. Можно выделить два типа – статичные и подвижные игрушки.

Первый тип — это разные скульптуры, детские фигурки и погремушки, изображения, резные часы и элементы мебели.

Второй тип игрушки предназначается для детей по-старше, содержит движущиеся и съёмные детали. Наиболее яркие примеры — мужик и медведь, по очереди ударяющие молотком по наковальне, и цыплята, клюющие зерно.

Такие фигурки в своей конструкции имеют пружины, кнопки или рычажки. Эти игрушки высокого качества, прочные и долговечные.

Технология

Изображение богородских фигурок изготавливаются ножичком «Щучка». Им мастера распиливают чурки на несколько частей и начинают тонкую и кропотливую работу.

Из материала где не было гнили, сучков делались дорогие игрушки, которые выставляли на продажу, а из обрезков вырезали домашние фигурки.

Далее игрушку «оживляли», то есть создавали полноценный цветной персонаж. Нанесением узора занимались наиболее квалифицированные мастера.

Роспись

Если фигурка состояла из нескольких деталей, то её собирал также народный умелец.

Он склеивал отдельные части, затем начинал раскрашивать. Вначале наносили основной слой, а затем: для людей рисовалась одежда, для животных — шерсть и мордочка, к сюжетным игрушкам добавляли окружающую обстановку.

Такие расписанные фигурки изготавливались на продажу. Домашние игрушки оставались просто деревянными, чтобы развивалась фантазия и мышление ребенка. Малыш таким образом учился создавать образы.

Заключение

Да, безусловно в век высоких технологий существуют попытки по созданию станков и приборов, чтобы заменить работу мастера, но ручная резьба по-прежнему самая красивая и дорогостоящая.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Жбанниковская игрушка

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в деревне Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Подобные глиняные игрушки изготавливали и в близлежащих деревнях – Язвицы, Смиркино, Рыжухино, Роймино и пр. Кроме того, не менее известные русские народные художественные промыслы: хохломская, городецкая, семеновская росписи, балахинские кружева, новинская и федосеевская игрушки и подобные также родом из этих же мест. По произведенным в данном районе археологическим раскопкам появление глиняных игрушки датируется XIII веком.

Территория Городецкого района имела сравнительно немного плодородной земли, поэтому население занималось различными кустарными промыслами, изготавливали глиняную посуду, ткали и пряли, занимались вышивкой. Земля была богата черной глиной с золотистой россыпью. После обжига глина становилась красного цвета. Из такой глины изначально делали жбаны для кваса и прочих напитков, отсюда деревня и получила свое название. А позже так стали называть и свистульки, которые здесь изготавливались. Жбанниковская игрушка – это свистулька в форме пирамиды на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.

Описание игрушки

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Для того, чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. Нередко на жбанниковских игрушках можно увидеть элементы хохломской росписи и цветочные рисунки. Сочетание красок в жбанниковской игрушке всегда выглядит причудливо и оригинально. Некоторые части рисунка покрывают золотистой или серебряной краской. Основные цвета, которые используются при росписи игрушек: красный, желтый, зеленый, голубой, белый. Таким образом, жбанниковская игрушка выделяется на фоне иных изделий народных промыслов. Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски, сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком. Секреты мастерства создания игрушек и художественной росписи часто передавали из поколения в поколение.

Плюсы и минусы

Жбанниковские игрушки изготовлены из глины, экологически чистого и натурального материала, поэтому полностью безопасны для ребенка. А незатейливые цветные узоры развивают фантазию и мышление малыша.

Новый век

До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Производство

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления. Каждая игрушка – это настоящее произведение искусства, потому что изделия кустарных промыслов не из серийного производства, они изготавливаются и расписываются красками вручную, имеют оригинальный и неповторимый дизайн.

Богородская деревянная игрушка – народный художественный промысел, который появился в Подмосковье несколько веков назад. Сердце этого промысла – село Богородское Сергиево-Посадского городского округа.

История промысла

Давным-давно жила в селе под Сергиевым Посадом крестьянка. Вырезала она из деревяшки своим детям небольшую игрушку «ауку» - те поиграли с ней, да и забросили. «Ауку» отвезли на базар, где заметил ее один купец. Деревянную игрушку он потом выгодно продал в своей лавке и вернулся к женщине с просьбой сделать игрушек столько, сколько она сможет. По преданию, это и дало начало промыслу. Есть и другие легенды, которые гласят, например, что Сергиев Посад и его окрестности с давних времен были игрушечным краем и что сам преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям.


Точная дата появления промысла неизвестна, однако специалисты считают, что зародился он в XVII-XVIII веках, а становление приходится на конец XVIII-начало XIX века. Известно, что промысел появился в крестьянской среде и носил сезонный характер – игрушки делали с поздней осени до ранней весны, когда не было сельскохозяйственных работ на полях.

Сначала крестьяне делали просто заготовки, которые затем оправляли в Сергиев Посад, где их дотачивали и раскрашивали. Но позже весь цикл производства начали делать на месте, а центром этого производства стало село Богородское. Работы местных мастеров приобретали все большую популярность, становились все более изящными и разнообразными.


В 1913 году мастера промысла создали артель. Это позволило вывести производство на новый экономический уровень и не зависеть от скупщиков из Сергиева Посада. Во главе артели был совет, состоящий из опытных мастеров и художников. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Технология изготовления богородской игрушки

Традиционно богородские игрушки делаются из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Но чаще всего используется именно липа. С привезенных на фабрику бревен снимается кора, а затем липа два, а то и три года просушивается под навесом на открытом воздухе. Затем бревно распиливают на «чурки», которые отправляются к мастеру.

Сегодня игрушки делают как на токарных станках, так и вручную. Последнее, конечно, сложнее и дольше – начала мастер топором вырубает примерные контуры изделия, а затем стамесками вытачивает детали.


Самые популярные и известные богородские игрушки – это всевозможные фигурки медведей, домашних животных, кузнецов, богатырей, сказочных персонажей и многих других. Фигурки бывают статичные, а бывают подвижные – самый известный пример такой игрушки это «Кузнецы», в которой крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне.

Музей при фабрике

Гостям предлагают посетить мастерские и увидеть, как деревянная «чурка» превращается в игрушку. В музее при фабрике представлены самые знаменитые или необычные образцы, которые когда-либо изготавливались в Богородском. Можно изучить все самостоятельно, а можно - в компании экскурсовода, который расскажет много интересного об этом русском промысле.


Обязательно посетите мастер-классы и попробуйте самостоятельно собрать и расписать игрушку. Кроме того, при фабрике работает магазин, в котором можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Читайте также: