Богородская игрушка кавалер и дама

Обновлено: 01.05.2024

Оставить отзыв

История богородской игрушки насчитывает не одно столетие. Но, как и раньше, сохраняя многовековые традиции промысла, в наших мастерских игрушки продолжают вырезать вручную из настоящего дерева.

Жмите на ссылку в шапке профиля и приобретайте традиционные богородские игрушки в нашем магазине.

Сережа Лысанов

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Высоко сидят, далеко глядят!
Пока мастера в Богородском над новыми игрушками трудятся, мишки владения свои зорко осматривают:)

Татьяна Подолякина

Наталья Адлер

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Жизнь становится счастливей, если вас окружают красивые вещи.
Радуйте себя и своих близких статуэтками ручной работы из авторских коллекций богородских мастеров :)

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Продолжаем знакомить с мастерами богородского промысла.

Дворников Михаил Яковлевич - лауреат премии Ленинского комсомола, член Союза художников СССР.
Свою трудовую карьеру на фабрике начал с 1973 года. В след за ним ряды богородских резчиков пополнили два его брата - Алексей и Василий.
В 1983 году Михаил Яковлевич занял должность главного художника. Талантливый резчик стал автором более ста творческих произведений, которые и сегодня вырезаются на фабрике.
Многие его работы хранятся в музеях страны
и частных коллекциях за рубежом.
Мастер демонстрировал приёмы богородской резьбы в Германии, Греции, Франции, Англии, Китае, Чехословакии и Тунисе.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

В Богородское пожаловало лето во всей своей красе. Вдохновляемся буйством красок и продолжаем создавать очаровательные статуэтки для вашего интерьера.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Расписные курочки из нашего детства.
Эти родные сердцу игрушки из ароматной липы, украшенные красочным узором, дарят нам чувство радости и тёплые воспоминания.

А какие игрушки были в вашем детстве?

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Удивительное дело, как в умелых руках богородских резчиков кусочек обычного дерева преображается
в настоящее произведение искусства.

А на нашем сайте для вас найдётся еще множество замечательных статуэток и игрушек :)

Бумажная радуга ремёсел

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

 Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно (фото 1)


В местах где указаны точки сделать отверстия шилом.

В местах где указаны точки сделать отверстия шилом. (фото 3)

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец.

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец. (фото 4)

На шаблоне Медведь написать цифру 1.

 На шаблоне Медведь написать цифру 1. (фото 5)

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1.
Игрушку раскрасить.
И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик.
Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь.

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1. Игрушку раскрасить. И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик. Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь. (фото 6)

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон.

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон. (фото 7)

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Развод (разводятся планочки)


Баланс.К рутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.


Кнопочная игрушка. Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.


Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.



В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Бумажная радуга ремёсел

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). (фото 1)

Размер работы 55х40 см. Картон плотностью 240 г/м.
Расслоила картон. На верхней части прорезала прожилки. Прокатала ножницами. Нижняя часть остается необработанной. Между "листиками" приклеила гофрированный картон(для объема).

Размер работы 55х40 см. Картон плотностью 240 г/м. Расслоила картон. На верхней части прорезала прожилки. Прокатала ножницами. Нижняя часть остается необработанной. Между

Примерка деталей (фото 3)

Богородская резьба по дереву (фото 4)

Богородская резьба по дереву (фото 5)

Богородская резьба по дереву (фото 6)

Богородская резьба по дереву (фото 7)

Носиков Петр Николаевич(1974) Россия, Краснодарский край, г.Тимашевск, резчик по дереву, закончил Богородскую профессиональную школу художественной резьбы по дереву.
Будучи профессионалом, Петр Николаевич выработал свой стиль и технику, позволяющую выгодно подчеркнуть красоту дерева в соединении с художественным замыслом.
За плечами настоящего русского умельца - 19 лет стажа работы по дереву.
В данный момент он преимущественно занимается разработкой и оформлением интерьеров в лесном и охотничьем стиле.
Стоит отметить, что из под легкой руки Петра Николаевича выходят не только невероятно детализированные скульптуры, но также живописнейшие панно и предметы обихода.



Охотничий трофей. Липа, резьба по дереву. 110х75

Охотничек. Липа, резьба по дереву. 100х75

Как мужик медведя парил. Липа, резьба по дереву. 100х65

Цапли. Липа, резьба по дереву. 110х65

Медведи. Липа, резьба по дереву. 100х65

Архар. Липа, резьба по дереву. 75х45

Голова волка. Липа, резьба по дереву. 65х45

Глухари. Липа, резьба по дереву. 110х80





Инструменты для резьбы по дереву: 1. Нож-косяк, 2. Богородский нож. 3. Угловая стамеска. 4. Полукруглая стамеска. 5. Стамеска клюкарза. 6. Полотно и рукоятка стамески. 7. Сечения полукруглых и угловых стамесок. 8. Формовка полотна полукруглой стамески.


В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В 1913 году мастера объединились в артель "Богородский резчик", была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Истоки промысла

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.

В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.

Богородская игрушка и скульптура давно и прочно вошла в жизни культуры русского народа, как его феномен. С помощью передачи мастерства из поколения в поколение, промысел развивался, крепко вставая на ноги, заинтриговывая и притягивая к себе.

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера-чудодеи: Н. И. Максимов, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А.Рыжов, И. К. Стулов, С.А Паутов., И .М Польский., М.Я.Дворников. Богородские резчики -участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»)

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.



По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».


Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.



Материалом для изготовления богородских художественных изделий служит мягкая древесина осины, ольхи, липы.

Зоркая наблюдательность, богатая фантазия и юмор присуши богородским мастерам. Убедительная реальность в передаче фантастических образов и сказочная поэтизация действительности говорят о глубокой народности искусства богородской резьбы. Для изделий характерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы, которая превосходно передает оперенье птиц, шерсть животных, с гладкой поверхностью.


Основываясь на древней традиции русских мастеров резьбы по дереву, богородские резчики делают изделия без предварительных эскизов, «смаху» (отсюда и название — «маховая» резьба). Этот прием обработки древесины придает богородским изделиям специфический характер.

Своеобразный композиционный прием резьбы из трехгранника, т. е. из брусков древесины треугольного сечения, которые получают при раскалывании полена радиально, тоже одна из отличительных черт богородской резьбы по дереву.



Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: