Богородская игрушка кратко детям

Обновлено: 04.05.2024

Цель: познакомить детей с Богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

Задачи: 1) формировать у детей интерес к народной игрушке; познакомить с историей возникновения богородской игрушки; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал: богородские игрушки, презентация о богородской игрушке; обруч с лентами для игры, теневой театр, корзина (сундучок, баранки для угощения детям.

Предварительная работа: просмотр презентации «Богородская игрушка»; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте дети, я приехала к вам в гости из далекого села Богородское. Давайте, все вместе повторим.

Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно!

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь).

(Воспитатель показывает игрушку Медведя).

Воспитатель: Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. (Слайд 1)

А вот так ребята оно выглядело давным – давно. (Слайд 2)

(Слайд 3) Давным-давно в селе жила семья. Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. Задумала мать позабавить своих деток.

(Слайд 4) Вырезала она из чурбачка фигурку куклы. Дети игрушке были рады, баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку.

(Слайд 5) Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».

(Слайд 6, 7) Ребята, а вы знаете что такое ярмарка, базар? Ответы детей.

На ярмарках не только продавали рукотворные изделия, но и развлекались и играли. Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Карусель»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину с богородскими игрушками). Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам хочу рассказать и показать сказку, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке»)

и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится».

Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки»).

И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки»). Куры-куры: «Ко-ко-ко!Мы снесли яички;Ку-ку-кушайте, ко-ко,Детки-невелички!»

Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь.

Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат»).

А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка»).

Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе).

Воспитатель: Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Воспитатель: А как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Воспитатель: Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки вверх – это четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель: Дети, какая игрушка нам рассказала сказку? (Слайд 8)

Воспитатель: А из какого села умельцы сделали эту игрушку?

Дети: Из Богородского.

Воспитатель: Из чего сделаны игрушки?

Воспитатель: Значит, они какие?

Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Гостья: ребята. Мне пора отправляться обратно к себе домой. Но чтобы вы меня не забыли, я вам подарю эти игрушки и вы сами будете рассказывать и показывать сказки. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: - познакомить.

«Путешествие в Антарктиду». Конспект НОД по реализации образовательной области «Развитие речи» (средняя группа) НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в Антарктиду» Цели: • Обогащать речь детей словами,.

Конспект ООД «Жалобная книга природы» по образовательной области «Ознакомление с окружающим» (средняя группа) Воспитатель УВиОЦ г. Риддер Хмилевская Людмила Вячеславовна Цель: - формирование у детей основ экологической культуры. Программные задачи:.

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие», тема: «Звуковая культура речи: звук «Ц» (средняя группа) Цель: упражнять в произношении звука «ц», используя акустико-артикулякуционную характеристику звука. Программные задачи: 1)Образовательные:.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Средняя группа Цель: - развивать фантазию и способность к импровизации; Задачи: - побуждать детей к участию в театрализованном представлении, поощрять.

НОД по образовательной области «Познание». Тема: «Где прячется здоровье?» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №125 «Чиполлино» г. Брянск НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ».

План-конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с детьми средней группы Тема «Вода и ее свойства» Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам.

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» Подготовила воспитатель: Примаченко Светлана Юрьевна.

Знакомство с Богородской игрушкой. Подготовительная группа Задачи: Познакомить детей с богородским промыслом. Учить видеть динамику деревянных игрушек, выразительность образов. Развивать речь, мышление.

Знакомство с дымковской игрушкой (средняя группа). Видеоотчет Знакомство детей с традициями и бытом русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Богородская игрушка.docx

Богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

с. Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, уже никто не помнит, но более 300 лет из уст в уста передаются два интересных придания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

Характерные особенности:

· Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

· Расписываются игрушки гуашью, а потом покрываются безвредным масляным лаком.

Характерные черты:

Все игрушки сделаны из липы, причём ошкуренное дерево сначала выдерживают в течение трёх лет под навесом (для того, чтобы в процессе естественной сушки проявились все трещины). Потом целый ствол распиливают на части, а их уже разрубают радиально – они должны быть треугольными (основание треугольника становится основанием игрушки). Затем заготовку приносят в «зарубочную», где топором снимается лишнее.

Следующий этап – обрезка специальным богородским ножом.

Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.

Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Традиции и современность

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, слегка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Сейчас появились новые сюжеты и новые игрушки. Сегодняшний медведь играет в футбол, катается на велосипеде, улетает в космос, работает на компьютере.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Богородская резная игрушка Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна МАДОУ №13 «Дел.


Курс повышения квалификации

Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике

Курс повышения квалификации

Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС


Курс повышения квалификации

Управление проектной деятельностью в дошкольных образовательных организациях


«Упражнения для детей дошкольного возраста на батуте и фитболе»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Богородская резная игрушка Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна МАДОУ №13 «Дел.

Богородская резная игрушка

Воспитатель: Ревина Ирина Юрьевна
МАДОУ №13 «Дельфинчик»

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холм.

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет.
Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой.

Возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой.

Возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. И так была создана школа мастеров-резчиков и артель, на базе которой и была создана ныне действующая фабрика.

Любимыми героями богородских мастеров стали животные – персонажи сказок, а та.

Любимыми героями богородских мастеров стали животные – персонажи сказок, а также простые люди. При изображении зверей и птиц игрушечники добились высокого мастерства в передаче характерных признаков и движений животных, в точном соблюдении пропорций тела. При этом игрушка сохранила эстетическую привлекательность, скульптурную лаконичность и декор поверхности (бороздки, выразительно передающие фактуру шерсти, оперения и т.д.).

Изготовление игрушкиДелается деревянная игрушка из липы, которая сушилась.

Изготовление игрушки
Делается деревянная игрушка из липы, которая сушилась от трех до пяти лет. Это светлое и мягкое дерево как нельзя лучше подходит для резьбы.
А вот как делают игрушку: в первую очередь, заготовку из дерева выпиливают ножовкой или вырубают топором по шаблону.

После этого, полученную заготовку обрабатывают особыми, очень острыми богоро.

После этого, полученную заготовку обрабатывают особыми, очень острыми богородскими ножами и стамесками.
В прежние времена, когда одна часть селян занималась изготовлением игрушек, другая часть делала инструменты – стамески и ножи. На сегодняшний день мастера сами изготавливают инструмент, или пользуются привозным, так что от инструмента осталось только название.

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазан.

Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками. В старину для придания цвета игрушки вымачивали в чане с густо заваренными травами – тёмный жёлтый (или коричневый) цвет дереву придавал зверобой, зеленоватый – полынь.

Традиционная деревянная богородская игрушка не расписывалась. Современные иг.

Традиционная деревянная богородская игрушка не расписывалась. Современные игрушки уже раскрашивают. Их раскрашивают гуашевыми красками, которые затем покрываются безвредным масляным лаком.

Педагогическая ценность Богородская игрушка – рукотворная. Она сохраняет прир.

Богородская игрушка – рукотворная. Она сохраняет природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радо.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.
Когда ребенок начнет терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата им.

Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях.
В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но.

С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Медведица купает медвежонка. Медведица в бочонке Купает медвежонка. Он рычит.

Медведица купает медвежонка.
Медведица в бочонке
Купает медвежонка.
Он рычит, плескается,
Ему водичка нравится.
Мишка косолапый
Все испачкал лапы.
Мама в бочку посадила,
Долго мылом лапы мыла.
А он всё хохочет,
Лапы мыть не хочет.
Попевка:
Посадила мам в бочку
Малыша-сыночка.
Моет эдак, моет так,
Да не вымоет никак.
С гуся вода, с мишутки худоба.

Белка топориком колет орешек. Белка по сосне скакала И орешек потеряла. Поис.

Белка топориком колет орешек.
Белка по сосне скакала
И орешек потеряла.
Поискала, не нашла
И опять искать пошла.
По ветвям она скакала
И орешек отыскала.
Белка шла, шла, шла
И топор в лесу нашла:
- Мой топорик лучше всех,
Расколоть помог орех.
Попевка:
Я топориком стучу,
Расколоть орех хочу:
- Мой топорик лучше всех,
Расколоть помог орех.

- Познакомить с богородской резной игрушкой, её особенностями, историей её появления.

-Формировать представление о характерных отличительных признаках богородской игрушки.

- Дать понятие об отличии названий мастеров, изготавливавших фигурки людей, птиц и зверей, расширять кругозор.

- Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

- совершенствовать умение правильно строить предложения, чётко и ясно формулировать свои мысли.

- Формировать чувство любови и уважения к русской национальной культуре, на основе изучения труда народных мастеров.

- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что создали народные мастера.

-Наглядный (демонстрация слайдов) игровой (показ сказки, словесные (рассказ педагога, беседа)

- Загадывание загадки, показ способов действий с игрушкой, словесный (вопросы к детям, пояснение, создание игровой ситуации.

Формирование словаря: «птичник», «зверист», «фигурист», богородская игрушка

Возраст детей: 5-6 лет

Материал: сундучок, богородские игрушки для сказки «Мужик и медведь», презентация по теме нод

- Знакомство со значением слов кузница, кузнецы, дровосек, рыболов, ярмарка, скульптурка

- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением пахоты, подковывания лошади, работы кузнецов в кузнице.

- Дидактическая игра «Узнай дерево», знакомство с липой

- Чтение литературных произведений.

- Беседы с элементами диалога.

- подвижные народные игры «У медведя в бору», «Медведюшко»

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:

- Дети знают и называют богородску игрушку.

- Дети называют отличительные признаки богородской игрушки.

- Дети знают отличия в названии мастеров по изготовлению из дерева фигурок людей, зверей, птиц.

- Дети внимательно и заинтересованно слушают истории и сказки о богородской игрушке.

- Дети проявляют интерес к народным игрушкам.

Формы подведения итогов:

- Беседа с детьми о содержании нод

- Игры детей с богородскими игрушками

Ход нод:

Воспитатель. Ах, как много их бывает!

С ними дети не скучают.

В детском садике и дома,

в магазине, у знакомых

и на новогодней ёлке,-

будто бы она не колка.

Нравятся они детишкам,

любят дети играть слишком.

Вы, ребята, догадались, о чём пойдёт речь?

Дети. Об игрушках

Воспитатель. А вы, ребята любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

Воспитатель. Современные игрушки изготавливаются на специальных фабриках с помощью машин и вручную

(слайд № 2) (слайд № 3)

Воспитатель. В старину не было заводов по изготовлению игрушек. Кто же их делал детям?

Дети. Высказывают свои предположения.

Воспитатель. Из чего делали игрушки?

Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю. В маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.

Через несколько дней дети разорвали игрушку.

Сделала из соломы.

К вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась ребятня, а потом им игрушка наскучила. Отвёз её отец на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной. Заказал купец отцу целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни, где жила семья, занялись игрушечным мастерством.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с игрушками, сделанными народными мастерами и членами их семей. Русские люди любили родную землю, своих детей. Вот для них и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Эти игрушки называются богородскими и вырезаны они из дерева.

Воспитатель. Ребята, как по названию можно узнать «адрес» их рождения?

Дети. Высказывают свои предположения (Богородское)

Воспитатель. Да, это село Богородское.

Воспитатель. Богородская игрушка,

мишка, зайка, петушок,

Вот и курочки пеструшки развесёлые подружки,

Дружно рядышком идут, квохчут, зёрнышки клюют.

В мастерской кипит работа,

есть у каждого забота,

рубят, пилят, двор метут,

дружный разговор ведут

Мишка, мишенька, медведь

Кушай сладенький медок,

набирайся силы впрок.

Медведица в бочонке

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

Богородская игрушка

Деревянная белка зверушка.

По орешку стук, да стук,

Слышен молоточка звук.

Баню любит медвежонок,

Чистоплотен он с пелёнок.

Мишка в колокол звонит,

собираться всем велит:

«Воду все скорей несите,

И пожар большой тушите!»

Два медведя за столом

Не спеша ведут беседу

про погоду и соседа.

Воспитатель. Какой характерный отличительный признак игрушки вы можете назвать?

Дети. Игрушка не раскрашена

Воспитатель. Какого персонажа предпочитали богородские мастера?

Воспитатель. Действительно, медведь – любимый герой богородских мастеров. Ведь в старину на Руси было много лесов, в них водились медведи. Про них слагали сказки, а фигурки медведей вырезали из дерева и давали детям играть.

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат богородские игрушки.

Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку, герои которой спрятались в этом сундучке

Воспитатель, рассказывая сказку, постепенно достаёт игрушки.

(слайд № 18) (слайд № 19)

(мужичок) (медведь)

(слайд № 20) (слайд № 21)

(медведь-рыболов) (медведь-дровосек)

(мужик и медведь)

Сказка о мужике и медведе.

Жил был старичок. Однажды пошёл он в лес за ягодой, видит, медведь сидит на пеньке и кряхтит. Подошё л к нему старичок и спрашивает: «От чего ты, косолапый, кручинишься, ягода не спелая?» А медведь ему отвечает: «Ягода хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду, все лапы стоптал. А ты, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдёшь?» А старик ему и отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: «Ты, наверно, какой-нибудь секрет знаешь?» Старик: «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти. Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить, дрова колоть, почувствовал прилив сил, да ещё и деду в кузнице стал помогать. Понял медведь в чём был секрет старика.

Воспитатель. А вы, ребята, догадались?

Дети. Медведь был ленивым, ничего не делал, бездельничал, а старик научил его, как от лени вылечиться. Рассказал ему, что нужно трудиться, а не сидеть на месте.

Воспитатель. Как вы думаете, медведь из сказки стал сильнее, выносливее?

Воспитатель. А что ещё нужно для развития силы, выносливости?

Топай, мишка, хлопай мишка,

приседай со мной, братишка,

руки вверх, вперёд и вниз,

улыбайся, не ленись.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко присесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие богородские игрушки помогли нам познакомиться с этой сказкой?

Дети. Называют игрушки (мужичок, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, медведь и мужик)

Воспитатель. Ребята, богородские игрушки непростые. Мастера придумали одну хитрость, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь с мужиком в кузнице работают, молоточками стучат, раскрутишь игрушку – медведь рыбу ловит, потянешь за ручку – медведь дрова рубит.

Воспитатель демонстрирует детям как играть.

Воспитатель. Забавные игрушки, правда? Много радости они людям приносят. А за такое умение делать своими руками, своим трудом такие замечательные игрушки богородским мастерам говорят большое спасибо. Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».

Игра «Назови мастера» (демонстрируются слайды, дети называют мастера)

(слайд № 23) (слайд № 24) (слайд № 25) (слайд № 26)

(слайд № 27) (слайд № 28)

(слайд № 29) (слайд № 30)

(слайд № 31) (слайд № 32)

В наши дни организована фабрика «Богородская игрушка».

(слайд № 33) (слайд № 34)

На ней работает много мастеров. Но игрушки, по-прежнему, делают вручную

из дерева. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям. Современная богородская игрушка делается с покрытием, её расписывают.

(слайд № 36) (слайд № 35)

Воспитатель. Как называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?

Дети. Богородские

Воспитатель. Какие отличительные особенности богородских игрушек вы знаете?

Дети. Они не раскрашены, их можно привести в движение.

Из какого материала их делают?

Дети. Из дерева липы

Воспитатель. Какие игрушки вам понравились?

Дети. Рассказывают о своих впечатлениях

Воспитатель. В Богородском стар и млад-

все игрушки мастерят.

Для забавы, для игры,

Для весёлой детворы.

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка»

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка» Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка — медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект интегрированной НОД «Моя любимая игрушка» Программное содержание: познакомить детей с историей появления игрушек; закрепить знания об игрушках и их назначении; закреплять приемы.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка» Цели: знакомить детей с названиями игрушек; развивать память, воображение, определять и называть местоположение предмета; воспитывать любовь.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД «Спички детям не игрушка» Цель: 1. Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Познакомить со свойствами огня. 3. Вызвать у детей желание быть всегда.

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка»

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: Моя любимая игрушка Цель: Уточнение и расширение представлений об игрушках,.

НОД «Моя любимая игрушка» Нод «Моя любимая игрушка» Цель: Формировать первичные представления о любимой игрушке. Задачи: Познавательная: Формировать интерес к играм.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: • Знакомить с историей Дымковской игрушки. • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Читайте также: