Богородская игрушка кузнецы история создания

Обновлено: 27.04.2024

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Бумажная радуга ремёсел

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

 Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно (фото 1)


В местах где указаны точки сделать отверстия шилом.

В местах где указаны точки сделать отверстия шилом. (фото 3)

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец.

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец. (фото 4)

На шаблоне Медведь написать цифру 1.

 На шаблоне Медведь написать цифру 1. (фото 5)

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1.
Игрушку раскрасить.
И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик.
Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь.

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1. Игрушку раскрасить. И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик. Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь. (фото 6)

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон.

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон. (фото 7)

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Развод (разводятся планочки)


Баланс.К рутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.


Кнопочная игрушка. Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.


Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.



В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Одной из самых известных традиционных русских игрушек считается деревянная композиция «Мужик и медведь», или «Кузнецы». Эти фигурки появились более 300 лет назад в поселке Богородское Московской области, который c XVII века был центром кустарного производства деревянных игрушек.


По легенде, первую богородскую игрушку сделала местная жительница для своих детей. Она же дала ей название «аука» — так в народе называли лесных духов. Когда дети потеряли к ней интерес, отец забрал игрушку с собой на ярмарку. Там она понравилась одному купцу, и он приобрел ее для украшения своей лавки. Однако у купца ее быстро перекупили, и в следующий раз он заказал целую партию. Так и появилось производство этих игрушек-механизмов.


Поначалу такие поделки были исключительно крестьянским промыслом: фигурки вырезали в свободное от полевых работ время и в основном под заказ. Чем лучше была древесина, тем качественнее получались из нее игрушки. Поэтому из материала без гнили и сучков обычно делали изделия на продажу, а щепки и обрезки использовали для вырезания домашних фигурок. Со временем популярность богородских игрушек сильно возросла, поэтому стали открываться специализированные мастерские.


Принцип действия игрушки «Кузнецы» предельно прост: при перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону мужик и медведь начинают поочередно стучать молотками по наковальне.
В прошлых столетиях были популярны и другие игрушки, которые работали по похожему принципу. Те же мужик с медведем могли пилить дерево или рубить дрова, зайчик поедал морковку, курочки клевали зерна, а кот-рыболов подсекал пойманную рыбку.


Подвижную игрушку такого типа мог сделать любой резчик по дереву. С помощью ножичка мастер распиливал деревянную чурку на несколько частей, а затем выполнял тонкую работу: вырезал силуэты и наносил на них мелкие детали.


В старину из дерева чаще всего вырезали фигурки животных и людей, героев народных сказаний и басен. Часто они имели символическое значение. Например, козел олицетворял добрые силы и покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, а олень — изобилие и удачный брак.

Читайте также: