Богородская игрушка медведь из пластилина

Обновлено: 15.05.2024

Сегодня мы узнаем что-то новое и интересное про такого красивого и могучего зверя, которого зовут Медведь, и слепим из глины вот такого замечательного Мишку.
Медведь, для изготовления его на мастер-классе, был выбран не случайно.
Во-первых – это игрушка. Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Через игру, игрушку дети познают мир.
Во-вторых, игрушка для ребёнка, сделанная своими руками, углубляет интерес к творчеству.
И, в-третьих, то, что Медведь — символ России, знают практически во всем мире. Медведь — это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы и так далее. Именно он — воплощение силы, удали, уверенности – качеств русского человека. К медведю на Руси с самых древних времен отношение особое, и хозяином леса он считался, батюшкой да дедушкой величался. Он герой народных сказок. Много добрых, весёлых и поучительных сказок с участием этого лесного зверя. Например, сказка «Три медведя», русская народная сказка «Теремок», там тоже есть Медведь, большой и сильный, «Маша и Медведь», у каждого народа есть сказки с участием Медведя. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя — Бер (отсюда «берлога», то есть логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин. Да и ныне мишку то олимпийским символом выбирают, то официальным изображением политической партии.

Также Медведя можно встретить на гербах многих российских городов.

А сейчас я предлагаю вам заняться лепкой и слепить Медведя.

Для лепки нам потребуется:

- глина;

- клеёнка для раскатывания глины;

- деревянный ножик, который называется «стека»;

- вода, для смачивания рук и замазывания трещин на глине;

- салфетки, чтобы вытирать руки.

Существует три основных способа лепки из глины. Первый способ – это способ пластический, когда из одного куска глины вылепливают, «вытягивают» всё изделие. Второй способ – конструктивный. При использовании этого способа все детали изделия, например руки, ноги, уши и т.д., лепятся отдельно и потом соединяются между собой. И, наконец, третий способ – комбинированный. В нём применяются пластический и конструктивный способы. Мы будем лепить нашего Мишку способом комбинированным.

Для начала мы берём кусок глины, вымешиваем его до однородной массы. Разделим наш кусок глины на две неравные части. Одна часть побольше, одна поменьше.

Лепим глиняную игрушку

Ту, что поменьше отложим в сторону, а из большей скатаем «колбасу».

Лепим глиняную игрушку

Разрежем стеком нижнюю часть «колбасы»

Это будут задние лапы нашего Медведя, или «ноги».

Лепим глиняную игрушку

Вылепим «ноги», в верхней части наметим шею, сформируем голову и пальцами вытянем медведю морду, вылепим ушки

Лепим глиняную игрушку

Теперь возьмём оставшийся кусочек глины, чтобы сделать из него передние лапы, или «руки».

Скатаем колбаску, разделим на две части и по очереди «примажем» к телу Медведя, сначала одну, затем другую.

Лепим глиняную игрушку

Лепим глиняную игрушку

Наш Медведь почти готов! Осталось «замазать» трещины и вылепить хвостик. Хвостик слепим отдельно и приклеим сзади.

Лепим глиняную игрушку

Вот теперь наш медведь готов! Теперь просушиваем примерно сутки, если имеется муфельная печь для обжига керамики, то обжигаем, но можно просушить и раскрасить красками. Если сначала загрунтовать водоэмульсионной краской, то потом раскрасить можно и гуашью, и акварелью, и акрилом.

Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладно­го искусства. Учить лепить медведя в сти­листике богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи факту­ры). Воспитывать эстетическое отноше­ние к бытовой культуре и предметам на­родного искусства.

Предварительная работа. Знакомство с богородской игрушкой, искусством резь­бы по дереву.

Материалы, инструменты, оборудование.

Богородские игрушки (желательно, мед­ведь), альбом «Деревянные игрушки»; глина (или солёное тесто, или пластилин жёлтого, коричневого, серого цвета), сте­ки, поворотные диски, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия.

- Дети, как вы думаете, что и как можно делать из дерева? (Ответы детей.) В неко­торых городах и сёлах и поныне живут ма­стера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игруш­ки. (Воспитатель показывает несколько иг­рушек.) Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких де­ревьев - липы, ольхи, осины. Она легко ре­жется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щёки, когти). Сначала мастера работают топором - вырубают часть дерева, необходимую по размеру, а потом ножом вырезают заду­манную фигурку и передают все детали.

Богородские игрушки - это фигурки, которые изображают жителей села, ба­рынь, гусаров, всадников, упряжки, а так­же домашних животных, птиц и зверей. Мастера обычно изображают их за каким-¿4 то делом. Во многих игрушках есть специ­альные приспособления, которые позво­ляют им двигаться (чаще всего ручки (по­движные планки) с верёвочками и пру­жинки). Самые популярные сюжеты свя­заны с любимым героем богородской скульптуры - медведем. Обычно он вы­полняет какую-то работу - бьёт молотом по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос.

Воспитатель сообщает детям, что сего­дня они будут лепить медведя по сюжетам прочитанных сказок, и постараются ле­пить так, чтобы медведь был похож на бо­городскую игрушку.

Богородские мастера вырезают свои иг­рушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы с вами будем лепить из глины (солёно­го теста, пластилина) с помощью стеки. Ле­пить постараемся скульптурным способом - из целого куска, не разделяя его на час­ти. Этот способ позволит нам слепить иг­рушку, похожую на настоящую скульптуру. (Частичный показ способа лепки.) А стека поможет проработать мельчайшие детали так, как это делают настоящие мастера. (Показ приёмов обработки поверхности для передачи фактуры - шерсти.) Стекой можно надрезать или процарапывать по­верхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть - меховую шубку медведя. (Сравнительный показ богород­ской игрушки и фигурки, вылепленной и обработанной воспитателем.)

После занятия. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Учёный медведь».

- Дети! Дети! - кричала няня. –

Идите медведя смотреть. –

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собра­лось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

- А ну-ка, Миша, - говорит нижегородец, дёргая медведя цепью, - встань, подымись, с боку на бок перевались, честным госпо­дам поклонись и молодкам покажись.

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливает­ся, направо, налево раскланивается.

- А ну-ка, Мишенька! - продолжает ни­жегородец. - Покажи, как малые ребятиш­ки горох воруют, где сухо - на брюхе; а мокренько - на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.

- А ну-ка, Мишенька! Покажи, как бабы на работу идут.

Идёт медведь, нейдёт; назад оглядыва­ется, лапой за ухом скребёт.

Когда медведь переделал все свои шту­ки, нижегородец сказал:

- А ну-ка, Миша! Теперича с ноги на но­гу перевались, честным господам покло­нись, да не ленись, да пониже поклонись!

Чтение рассказа Г. Снегирёва «Медве­жонок»:

Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли блестящие листики брусники и кивал головками иван-чай.

На краю были заросли малины. Я соби­рал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь.

Сел на пенёк и стал тихонько посвисты­вать.

Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться.

Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выда­ют.

Потом из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Ну, тут я его сразу узнал - это медвежонок.

Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, и нос медвежонка всё вытягивал­ся, вытягивался, как будто его тянули из куста.

Наконец весь вылез и стал меня обню­хивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.

И тут я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет.

Хотел встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает.

Вдруг медведица услышит, как он ры­чит, подумает, что его обижают, и прибе­жит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Сетямина Елена Анатольевна,

Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда»

Подготовка к школе. Декоративное рисование и лепка.

Занятие 7. Тема : Богородская игрушка. Мишка.

Цели занятия : познакомить с богородской игрушкой. Научить лепке по мотивам деревянной богородской игрушки.

Оборудование: учителю: слайдовый мультимедийный материал «Богородские игрушки», по возможности изделия промысла. Детям: пластилин, стеки, посуда для воды, полотенце для рук, клеенка, дощечка для работы.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

1). Игра в музей.

Учитель готовит выставку изделий богородских мастеров. Приглашает детей на экскурсию в музей деревянной игрушки.

2). Рассказ учителя о промысле в ходе игры в музей.

- Вблизи города Загорска, что недалеко от Москвы более 300 лет живут искусные резчики по дереву. Из исторических документов стало известно, что у царевича Алексея, сына царя Петра I , тоже были богородские игрушки. Умелые мастера из бруска липы режут забавные фигурки. Сначала делают из дерева заготовки разной формы. Из них вырезают цельные фигурки. Богородские игрушки знамениты тем, что многие из них подвижные. Специальные хитроумные устройства позволяют фигуркам двигаться. Игрушки с движением «умеют» делать много всего: солдаты шагают, кони скачут, звери пляшут, играют на инструментах, птиц клюют зерно, мужики рубят дрова.

3). Учитель предлагает детям поиграть с подвижными игрушками, удовлетворить любопытство. Если дети заинтересуются устройством, можно объяснить, как выполнена подвижная часть. Как правило, это либо пружина, либо детали соединены нитью с грузом.

4). – Богородские игрушки очень выразительные. (Показ слайдового материала «Богородская игрушка»). А кто главный герой? Богородские мастера любят мишку больше всех. У них это мудрый, добрый, забавный зверь. Вот мишка играет на гармошке, а другой качает воду, третий метает диск. А вот медведь помогает кузнецу, по очереди стучат они своими молотками.

- Дети играли с такими игрушками, им было весело, возможно они сопровождали свои игры песенками. Вот одна старинная русская детская песенка.

Сидит медведь на колоде,

А заинька работничек

У скрипочку играет,

А сорока - белобока

Пошла в поле жать.

Летит сокол с красным оком.

Инсценирование стихотворения.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу сластена косолапый.

А пчелы налетают, медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает.

5). – Сегодня вы вылепите мишку по мотивам богородской игрушки. Придумайте, что будет делать ваш мишка.

Выслушиваются варианты детей.

- Какого цвета пластилин больше всего подойдет для работы? (Коричневый или бежевый).

III . Самостоятельная работа детей.

Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает дифференцированную помощь. Учитель обращает внимание детей на оригинальные образцы игрушек, на слайдовый материал, как на образец подражания.

IV . Выставка детских работ.

1). Выставка сопровождается «защитой» работ в виде небольших рассказов, составленных детьми о своем мишке.

2). Если позволит время, учитель может поговорить с детьми о сказках, где медведь является персонажем. Учитель может научить детей рассказывать докучную сказку про медведя.

Пришел медведь к броду,

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Встал на колоду –

Уж он мок, мок, мок…

V . Подведение итогов занятия.

- С какой народной игрушкой познакомились? Где ее делают? Из какого материала? В чем ее отличие от всех предыдущих игрушек? Что вам понравилось на занятии?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Автор проекта: Невмержицкая Галина Михайловна


Курс повышения квалификации

Инновационный подход в воспитании дошкольников в реджио-педагогике

Курс повышения квалификации

Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС


Курс повышения квалификации

Управление проектной деятельностью в дошкольных образовательных организациях


«Упражнения для детей дошкольного возраста на батуте и фитболе»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Автор проекта: Невмержицкая Галина Михайловна

Автор проекта:
Невмержицкая Галина Михайловна

Цели:познакомить детей с богородской игрушкой и искусством богородских мастер.

Цели:
познакомить детей с богородской игрушкой и искусством богородских мастеров;
воспитывать интерес к народной игрушке и к народным промыслам;
воспитывать чувства любви к своей Родине;
формировать позитивное отношение к культуре, труду.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в с.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Подумала-подумала… Если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали её Аука.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали её Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собиралась как-то раз мать на базар, увидела игрушку.
«Забрать, что ли, с собой, - думает, - может, кто и купит». Так и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит: - Кто на базаре деревя.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
- Кто на базаре деревянную игрушку торговал?!
-Я торговала, -говорит, - а тебе зачем?
-А не вырежешь таких ещё? Всё куплю.
- Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство своё показывать. Односельчане расспрашивают: что да как. И стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать. Купцы игрушками на ярмарках торговали.

Так по всей стране путешествовали деревянные барыни, гусары, кузнецы и медвед.

Так по всей стране путешествовали деревянные барыни, гусары, кузнецы и медведи, лошадки и коровы, петушки и курочки…

БАРЫНЯ И ГУСАР
ЛЕВ
ПЛЯШУЩИЙ МУЖИЧОК

Прошло время. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь.

Прошло время. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки, смотришь: игрушка ожила. «Тук-тук» - звонко бьют молотом по наковальне кузнецы – мужик и медведь.

Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну шер.

Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну шеренгу.

СОЛДАТЫ НА РАЗВОДЕ

Были придуманы и другие устройства. Вот на дощечке стоят куры. Дёрни за верев.

Были придуманы и другие устройства. Вот на дощечке стоят куры. Дёрни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зёрна. А два козлика, если нажать маленькую кнопку, примутся бодать друг друга.

В наши дни появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение.

В наши дни появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение, медведи едут на мотороллерах, играют в футбол, и даже запускают спутник вокруг луны. Богородские игрушки делаются не только для детской
забавы, но и для
украшения жилья,
для уюта.

Отношение к мастерам теперь тоже иное – уважительное, заботливое. Мастера в Б.

Отношение к мастерам теперь тоже иное – уважительное, заботливое. Мастера в Богородском окружены почётом. Они ведь настоящие художники.
Хотя, казалось бы, что хитрого в их ремесле? Как будто всё просто. Берёт мастери чурбачок. Сначала размечает на нём, что где будет. А потом в верхней части, к примеру, круглые уши и короткий нос сделает, посередине – живот, внизу – толстые медвежьи лапы. Острым резцом вырежет по всему деревянному зверю шёрстку. Такой замечательный получится мишка! Точно живой.

В чём же тут секрет? А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах худ.

В чём же тут секрет?
А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах художника, от которых ни что не ускользает. Всё он тонко подметит и перенесёт в свои произведения. Обычную деревянную чурку превратит в сказочную игрушку.
Вот почему и по сей
день людям так дорого
радостное, доброе
искусство богородских
мастеров.

Богородская игрушка – деревянная зверушка. Мишка, зайка, петушок – полюбуйся.

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Спасибо за внимание!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 985 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 27.01.2017 6558
  • PPTX 11.3 мбайт
  • 428 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Невмержицкая Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

48 минут

«Современные подходы к проектированию учебного занятия в системе ДО»

60 минут

«Здоровье детям через спорт»

59 минут

«Особенности возрастного подхода к социализации воспитанников и обучающихся в условиях современной информационной среды»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МУНИЦИПАЛЬ НОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка»

Московская область, г. о. Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д.9

« Богородская игрушка- ребятам всем подружка »

Вторая младшая группа №7 «КАРАПУЗ»

Воспитатель: Митрофанова С.А.

г. о. Балашиха, 2019 г.

Паспорт проекта «Богородская игрушка-ребятам всем подружка»

«Через красивое к человечному –

такова закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский

Описание материала : Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основной задач, стоящих перед родителями и педагогами, является знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Особое значение в работе по приобщению детей к народному искусству принадлежит богородской деревянной игрушки.

Актуальность: приобщение к народной культуре является средством

формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

Народная игрушка, как и игра вообще , является традиционным элементом

воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир ,

происходит его социализация в обществе.

Проблема: по результатам анкетирования родителей на тему «Любимые

игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает

электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных

животных, кукол и других. Поэтому я решила познакомить детей с народной

игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Гипотеза: Знакомство с богородской игрушкой будет способствовать более

глубокому познанию детьми духовного богатства своего народа, освоению

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка»

Адрес: Московская область, город Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д.9

Автор : воспитатель Митрофанова Светлана Александровна

Вид, тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы №7 «Карапуз», узкие специалисты: музыкальный руководитель.

Сроки проведения : 18 марта - 25 марта 2019 г.

Возраст детей : младший дошкольный возраст (3-4 года).

Цель проекта: Развитие познавательного интереса и приобщение детей к русско-народным традициям через знакомство с Богородской игрушкой.

Задачи проекта: - З накомить детей с богородской игрушкой и формировать к ней устойчивый интерес; - Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность; - Способствовать развитию индивидуальных качеств каждого ребенка, его интересов и потребностей; - Приобщать детей к эстетической культуре – учить видеть красоту старинной деревянной богородской игрушки, ее занимательность; - Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей; - Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость у детей при восприятии богородской игрушки; - Развивать мелкую моторику рук детей; - Развивать речевые навыки ,обогащать словарный запас детей; - Осуществлять взаимосвязь богородской игрушки с устным фольклором: потешки, песенки, сказки, загадки; - Воспитывать бережное отношение к игрушкам; - Воспитывать у детей чувство гордости за народных мастеров России; - Создавать условия для активного и заинтересованного участия всех участников проекта – дети, педагоги, родители;

Предполагаемый результат:

- получить представления о народных промыслах;

- развить умение планировать предстоящую деятельность;

- развить умение различать и называть изделия разных народных промыслов;

- повысить интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству;

- обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка;

Для педагогов:

- самосовершенствоваться, повышать уровень педагогической компетентности;

- учится действовать на позиции партнера, инициатора, «удивляющего»;

- принимать позицию ребенка, понимать его внутренний мир;

- увидеть значимость и ценность применения богородской игрушки в организации жизнедеятельности детей в детском саду;

- научится использовать богородскую игрушку в разных видах образовательной деятельности;

Для родителей:

- активно сотрудничать с педагогом в решении вопросов воспитания и развития в семье;

- развить представления о значении народной игрушки в жизни ребенка;

- сформировать представления родителей о специфике взаимодействия с детьми дошкольного возраста, об особенностях использования богородской игрушки в целях разностороннего развития детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с богородской игрушкой

- Занятия с использованием богородских игрушек;

- Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,

- Выставки детских работ по мотивам богородских игрушек;

- Просмотр мультимедийной презентации ;

- Развлечения, фольклорные праздники, инсценировки сказок;

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Продукт проекта:

- Оформление тематического альбома «Богородская игрушка»;

- Сценарий театрализованной постановки: «Тайны расписного сундука» - Конспект игры-викторины «Мир игрушки»; - Фотоальбом «Богородская игрушка» - Презентация « Богородская игрушка-ребятам всем подружка» - Конспект беседы с детьми «Русская игрушка»; - Конспект беседы с детьми : «Игрушки беречь умеете!» - Конспект НОД «История возникновения Богородской игрушки». - Конспект НОД « Какие бывают Богородские игрушки » ; - Конспект НОД по изобразительной деятельности: «Трафаретное рисование медведя».

- Конспект НОД лепка : «Медвежонок Мишка»; - Консультации для родителей « Игрушки в жизни детей « - Консультация для родителей « История народной игрушки »; - Консультация для родителей «Богородская игрушка, ты ребятам всем подружка»; - Лэпбук «Богородская игрушка»; - Презентация проекта.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Создание условий для реализации проекта:

- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;

разработка конспектов НОД, бесед;

-подбор иллюстраций, музыкального репертуара, дидактических и подвижных игр :

- сбор материалов для детского творчества;

- подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности;

- составление плана основного этапа;

- определение целей и задач проектной деятельности.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

Реализация основных видов деятельности по основным направлениям проекта

С воспитанниками :

- Проведение бесед, тематических занятий;

С родителями:

- Анкетирование на тему «Чем играют дети?»

- Консультирование по теме проекта; - Пополнение Центра книги в группе книгами по теме проекта; - Привлечение родителей к созданию лэпбука «Богородская игрушка»; - Оформление информационного стенда для родителей;

ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- Обобщение собранного материала о Богородской игрушке .

- Показ театрализованной постановки «Тайны расписного сундука » - Проведение игры-викторины «Мир Богородской игрушки». - Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив.

Организационный компонент

Реализация запланированных мероприятий

Реализация запланированной деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: « Приходите в гости», «Сувенирная лавка», «Музей народного искусства». «Поездка в детский мир», «Ярмарка».

Развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом.

Беседа : «Игрушки беречь умеете!»

Воспитывать навыки бережного, доброжелательного отношения к игрушкам;

"Мир Богородской игрушки"

Расширять представлений детей о разнообразии мира игрушек;

- способствовать воспитанию познавательного интереса у детей, любознательности;

- формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

НОД «История возникновения Богородской игрушки».

Познакомить детей с богородской резной игрушкой, историей ее появления и особенностями.

НОД « Какие бывают Богородские игрушки».

Познакомить детей с разными видами богородской игрушки. Формировать представление о характерных отличительных признаках игрушки.

Беседа: «О русских народных игрушках»

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речь .

НОД интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке».

Создать условия для развития интереса к устному народному творчеству (потешки, загадки, песенки, сказки )

Конспект НОД по развитию речи детей

на тему: «Игрушки»

Развивать умение детей составлять описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы ;

Художественно – эстетическое развитие

Театрализованное представление « Тайны расписного сундука ».

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

НОД по изобразительной деятельности: «Трафаретное рисование медведя».

Закреплять технику нетрадиционного рисования – поролоном по трафарету. Воспитывать интерес к природе, к животному миру.

НОД лепка : «Медвежонок Мишка".

Продолжать учить детей, отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить передавать образ медвежонка .

Раскраски «Богородские игрушки»

Эстетическое воспитание ребёнка, обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие художественного вкуса

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики «Мои любимые игрушки »

Поднять настроение, повысить мышечный тонус, развить пластику движений.

Предметно – развивающая среда.

Книжный уголок

1.Книги для рассматривания, чтения и обсуждения:

Сказки « Теремок» ,«Мужик и медведь», «Маша и медведь» , «Три медведя», «Три поросёнка ».

2. Иллюстрации по теме.

Центр сюжетно – ролевых игр

Маски, костюмы, игрушки для игр.

Центр конструктивно-модельной деятельности

Схемы, различные виды конструкторов.

Центр дидактических и развивающих игр

Пазлы с картинками из сказок

Центр продуктивных видов деятельности

Иллюстрации с изображением животных, птиц, раскраски.

Словарная работа : Богородское , кузнецы, деревянная, , резная, расписная, выпиливать ,вырезать, мастерят.

Оборудование и материалы:

ИКТ, подбор художественной литературы, оборудование и материалы для художественного творчества, дидактические игры, игрушки из дерева , словесные игры, наглядно иллюстрированный материал.

Методы и приёмы:

- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, наглядных пособий); - С ловесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); - Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- Игровой – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, игра – драматизация; - Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Рефлексивный компонент:

Данный проект открыл для детей удивительный мир «Богородской игрушки». Помог ответить на вопрос: значение игрушки для ребенка. Дети научились ценить игрушки и бережно к ним относиться.

Список литературы:

ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М.: Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.

Богородская игрушка». А.Тимофеевский

Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011.- 144 С.

Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: «Белый город», 2002.-44 С

«Ремесла на Руси» изд. «РСФСР

Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

Читайте также: