Богородская игрушка сказочная история

Обновлено: 28.03.2024

- Познакомить с богородской резной игрушкой, её особенностями, историей её появления.

-Формировать представление о характерных отличительных признаках богородской игрушки.

- Дать понятие об отличии названий мастеров, изготавливавших фигурки людей, птиц и зверей, расширять кругозор.

- Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

- совершенствовать умение правильно строить предложения, чётко и ясно формулировать свои мысли.

- Формировать чувство любови и уважения к русской национальной культуре, на основе изучения труда народных мастеров.

- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что создали народные мастера.

-Наглядный (демонстрация слайдов) игровой (показ сказки, словесные (рассказ педагога, беседа)

- Загадывание загадки, показ способов действий с игрушкой, словесный (вопросы к детям, пояснение, создание игровой ситуации.

Формирование словаря: «птичник», «зверист», «фигурист», богородская игрушка

Возраст детей: 5-6 лет

Материал: сундучок, богородские игрушки для сказки «Мужик и медведь», презентация по теме нод

- Знакомство со значением слов кузница, кузнецы, дровосек, рыболов, ярмарка, скульптурка

- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением пахоты, подковывания лошади, работы кузнецов в кузнице.

- Дидактическая игра «Узнай дерево», знакомство с липой

- Чтение литературных произведений.

- Беседы с элементами диалога.

- подвижные народные игры «У медведя в бору», «Медведюшко»

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:

- Дети знают и называют богородску игрушку.

- Дети называют отличительные признаки богородской игрушки.

- Дети знают отличия в названии мастеров по изготовлению из дерева фигурок людей, зверей, птиц.

- Дети внимательно и заинтересованно слушают истории и сказки о богородской игрушке.

- Дети проявляют интерес к народным игрушкам.

Формы подведения итогов:

- Беседа с детьми о содержании нод

- Игры детей с богородскими игрушками

Ход нод:

Воспитатель. Ах, как много их бывает!

С ними дети не скучают.

В детском садике и дома,

в магазине, у знакомых

и на новогодней ёлке,-

будто бы она не колка.

Нравятся они детишкам,

любят дети играть слишком.

Вы, ребята, догадались, о чём пойдёт речь?

Дети. Об игрушках

Воспитатель. А вы, ребята любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

Воспитатель. Современные игрушки изготавливаются на специальных фабриках с помощью машин и вручную

(слайд № 2) (слайд № 3)

Воспитатель. В старину не было заводов по изготовлению игрушек. Кто же их делал детям?

Дети. Высказывают свои предположения.

Воспитатель. Из чего делали игрушки?

Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю. В маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.

Через несколько дней дети разорвали игрушку.

Сделала из соломы.

К вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась ребятня, а потом им игрушка наскучила. Отвёз её отец на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной. Заказал купец отцу целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни, где жила семья, занялись игрушечным мастерством.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с игрушками, сделанными народными мастерами и членами их семей. Русские люди любили родную землю, своих детей. Вот для них и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Эти игрушки называются богородскими и вырезаны они из дерева.

Воспитатель. Ребята, как по названию можно узнать «адрес» их рождения?

Дети. Высказывают свои предположения (Богородское)

Воспитатель. Да, это село Богородское.

Воспитатель. Богородская игрушка,

мишка, зайка, петушок,

Вот и курочки пеструшки развесёлые подружки,

Дружно рядышком идут, квохчут, зёрнышки клюют.

В мастерской кипит работа,

есть у каждого забота,

рубят, пилят, двор метут,

дружный разговор ведут

Мишка, мишенька, медведь

Кушай сладенький медок,

набирайся силы впрок.

Медведица в бочонке

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

Богородская игрушка

Деревянная белка зверушка.

По орешку стук, да стук,

Слышен молоточка звук.

Баню любит медвежонок,

Чистоплотен он с пелёнок.

Мишка в колокол звонит,

собираться всем велит:

«Воду все скорей несите,

И пожар большой тушите!»

Два медведя за столом

Не спеша ведут беседу

про погоду и соседа.

Воспитатель. Какой характерный отличительный признак игрушки вы можете назвать?

Дети. Игрушка не раскрашена

Воспитатель. Какого персонажа предпочитали богородские мастера?

Воспитатель. Действительно, медведь – любимый герой богородских мастеров. Ведь в старину на Руси было много лесов, в них водились медведи. Про них слагали сказки, а фигурки медведей вырезали из дерева и давали детям играть.

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат богородские игрушки.

Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку, герои которой спрятались в этом сундучке

Воспитатель, рассказывая сказку, постепенно достаёт игрушки.

(слайд № 18) (слайд № 19)

(мужичок) (медведь)

(слайд № 20) (слайд № 21)

(медведь-рыболов) (медведь-дровосек)

(мужик и медведь)

Сказка о мужике и медведе.

Жил был старичок. Однажды пошёл он в лес за ягодой, видит, медведь сидит на пеньке и кряхтит. Подошё л к нему старичок и спрашивает: «От чего ты, косолапый, кручинишься, ягода не спелая?» А медведь ему отвечает: «Ягода хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду, все лапы стоптал. А ты, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдёшь?» А старик ему и отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: «Ты, наверно, какой-нибудь секрет знаешь?» Старик: «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти. Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить, дрова колоть, почувствовал прилив сил, да ещё и деду в кузнице стал помогать. Понял медведь в чём был секрет старика.

Воспитатель. А вы, ребята, догадались?

Дети. Медведь был ленивым, ничего не делал, бездельничал, а старик научил его, как от лени вылечиться. Рассказал ему, что нужно трудиться, а не сидеть на месте.

Воспитатель. Как вы думаете, медведь из сказки стал сильнее, выносливее?

Воспитатель. А что ещё нужно для развития силы, выносливости?

Топай, мишка, хлопай мишка,

приседай со мной, братишка,

руки вверх, вперёд и вниз,

улыбайся, не ленись.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко присесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие богородские игрушки помогли нам познакомиться с этой сказкой?

Дети. Называют игрушки (мужичок, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, медведь и мужик)

Воспитатель. Ребята, богородские игрушки непростые. Мастера придумали одну хитрость, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь с мужиком в кузнице работают, молоточками стучат, раскрутишь игрушку – медведь рыбу ловит, потянешь за ручку – медведь дрова рубит.

Воспитатель демонстрирует детям как играть.

Воспитатель. Забавные игрушки, правда? Много радости они людям приносят. А за такое умение делать своими руками, своим трудом такие замечательные игрушки богородским мастерам говорят большое спасибо. Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».

Игра «Назови мастера» (демонстрируются слайды, дети называют мастера)

(слайд № 23) (слайд № 24) (слайд № 25) (слайд № 26)

(слайд № 27) (слайд № 28)

(слайд № 29) (слайд № 30)

(слайд № 31) (слайд № 32)

В наши дни организована фабрика «Богородская игрушка».

(слайд № 33) (слайд № 34)

На ней работает много мастеров. Но игрушки, по-прежнему, делают вручную

из дерева. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям. Современная богородская игрушка делается с покрытием, её расписывают.

(слайд № 36) (слайд № 35)

Воспитатель. Как называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?

Дети. Богородские

Воспитатель. Какие отличительные особенности богородских игрушек вы знаете?

Дети. Они не раскрашены, их можно привести в движение.

Из какого материала их делают?

Дети. Из дерева липы

Воспитатель. Какие игрушки вам понравились?

Дети. Рассказывают о своих впечатлениях

Воспитатель. В Богородском стар и млад-

все игрушки мастерят.

Для забавы, для игры,

Для весёлой детворы.

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка»

Конспект НОД «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка» Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка — медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект интегрированной НОД «Моя любимая игрушка» Программное содержание: познакомить детей с историей появления игрушек; закрепить знания об игрушках и их назначении; закреплять приемы.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка» Цели: знакомить детей с названиями игрушек; развивать память, воображение, определять и называть местоположение предмета; воспитывать любовь.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД «Спички детям не игрушка» Цель: 1. Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Познакомить со свойствами огня. 3. Вызвать у детей желание быть всегда.

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка»

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: Моя любимая игрушка Цель: Уточнение и расширение представлений об игрушках,.

НОД «Моя любимая игрушка» Нод «Моя любимая игрушка» Цель: Формировать первичные представления о любимой игрушке. Задачи: Познавательная: Формировать интерес к играм.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: • Знакомить с историей Дымковской игрушки. • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.

Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке, познакомить с народным промыслом села Богородское.

Сказки придуманы вместе с детьми 5 – 6 лет. В этом возрасте дети могут самостоятельно и с помощью взрослого придумывать небольшие сказки. Мы очень старались и будем рады, если они Вам понравились.

ВложениеРазмер
bogorodskie.docx 1.62 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени.


Богородская игрушка

Знакомство детей с народным творчеством, в данном случае с направлением "Деревянная игрушка".


стихи А. И.Дегтяревой "Богородская игрушка"

Автор: Анна Ивановна Дегтярёва, фотоматериал предоставлен мастерами богородской игрушки семьей Вайс, отпечатано в Степноозерском центре разв.


проект"Богородская игрушка-улыбка детства"

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»В.А. Сухомлинский Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой чисты.

Конспект занятия «Богородские игрушки». В младшей группе № 8 - «Лучики» прошло увлекательное занятие по ознакомлению с «Богородской» игрушкой.

Конспект занятия «Богородские игрушки».


Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Пояснительная записка«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».

Конспект заняти по изо деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyati_bogorodskaya_igrushka.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки .

• Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист , простой карандаш, цветные каандаши.

• Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

У. Из чего делали матрешек?

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко.


Конспект НОД "Новогодние игрушки для ёлочки"

Обогащение представлений детей о зимней природе, зимних праздниках средствами интеграции изобразительной и художественно - речевой деятельности.


Конспект развлечения "Моя игрушка"

В конспекте предложен ряд игр направленных на развитие логического мышления, конструктивного праксиса, внимания и выносливости.


Конспект проекта «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто

Предшествующая работа – чтение стихов А.Л. Барто, рассматривание иллюстраций книг, заучивание и повторение вместе с воспитателем стихов. Игры с игрушками.а)Воспитатель формирует проблему – как помочь .


Конспект занятия "Раз игрушка, два игрушка".

Конспект досугового занятия.


Конспект ООД "Береги игрушки" по мотивам "Сказки про Зайку, от которого сбежали игрушки" младшая группа

Цель: продолжать формировать элементарные представления о том, что такое хорошо и что плохо, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Читайте также: