Богородская резная игрушка кузнецы

Обновлено: 04.05.2024

Бумажная радуга ремёсел

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.
В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

 Деревья различны, как буквы в строках, Но липа – мягка и послушна. У мастера нашего в чутких руках Из липы родится игрушка. В ваших руках игрушка такая Станет подвижной, словно живая, Вот планки – подвинуть их только нужно, Тогда кузнецы заработают дружно (фото 1)


В местах где указаны точки сделать отверстия шилом.

В местах где указаны точки сделать отверстия шилом. (фото 3)

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец.

Чтобы не путаться при сборки игрушки, можно написать цифру 2 на шаблоне Кузнец. (фото 4)

На шаблоне Медведь написать цифру 1.

 На шаблоне Медведь написать цифру 1. (фото 5)

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1.
Игрушку раскрасить.
И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик.
Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь.

Наковальня. С одной стороны наковальни написать цифры 2, с другой цифры 1. Игрушку раскрасить. И во время соединения совместить цифры 2 на наковальне с цифрами 2 на фигурке Мужик. Так же соединяем цифры 1 на наковальне и на фигурке Медведь. (фото 6)

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон.

Сквозь отверстия продеть проволоку и закрутить её с двух сторон. (фото 7)

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов. Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.



Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.


Развод (разводятся планочки)


Баланс.К рутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.


Кнопочная игрушка. Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.


Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.



В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.


В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Бумажная радуга ремёсел

Позвольте представить на Ваш суд мою поделку на конкурс. Это динамическая игрушка "Медведь" по мотивам Богородских игрушек-дергунчиков.

Позвольте представить на Ваш суд мою поделку на конкурс. Это динамическая игрушка

Тянем за веревочку - ручки-ножки поднимаются, отпускаем - опускаются.
Мишка сделан из картона, покрыт папье-маше, высушен, покрашен и покрыт лаком. Бусина тоже из папье-маше.

Тянем за веревочку - ручки-ножки поднимаются, отпускаем - опускаются. Мишка сделан из картона, покрыт папье-маше, высушен, покрашен и покрыт лаком. Бусина тоже из папье-маше. (фото 2)

Вид сбоку. (фото 3)

Вид сзади. У Миши даже есть хвостик.

Вид сзади. У Миши даже есть хвостик. (фото 4)

Портрет. (фото 5)

Из упаковочного картона вырезаны детали.

Из упаковочного картона вырезаны детали. (фото 6)

Примерили, проделали отверстия для соединения деталей.

Примерили, проделали отверстия для соединения деталей. (фото 7)

Вот такой наш Миша внутри. Ручки-ножки на проволочном креплении, к ним приклеена нитка, за которую будем дергать.

Вот такой наш Миша внутри. Ручки-ножки на проволочном креплении, к ним приклеена нитка, за которую будем дергать. (фото 8)

Мишка очень полюбился моим девчушкам еще на стадии картона. Тут можно оценить его размер.

Мишка очень полюбился моим девчушкам еще на стадии картона. Тут можно оценить его размер. (фото 9)

А эта игрушка уже много лет живет в нашем доме, и каждый раз когда дети находят ее в ящике с игрушками, они подолгу с ней играют, да и родители не отстают. Поэтому при объявлении конкурса первой мыслью было сделать богородскую игрушку. Курочек делать сложно, поэтому остановилась на мишке.

А эта игрушка уже много лет живет в нашем доме, и каждый раз когда дети находят ее в ящике с игрушками, они подолгу с ней играют, да и родители не отстают. Поэтому при объявлении конкурса первой мыслью было сделать богородскую игрушку. Курочек делать сложно, поэтому остановилась на мишке. (фото 10)

Промысел деревянной резной игрушки возник в 16-17 вв. В селе Богородском, расположенном в 22 км от города Сергиев Посад, вырезали деревянные игрушки: коней, медведей, зайцев, львов, кур и петухов, которые по воскресеньям продавались у стен монастыря, на базаре. Стоили игрушки недорого и их охотно раскупали.

К 18 веку уже сложился самобытный характер и манера богородской игрушки, точная, резкая, где хорошо заметен след резца мастера . Обычно сохранен натуральный след дерева. Но есть и раскрашенные игрушки. Богородские мастера режут игрушку «с маху», сразу начисто, без предварительного рисунка на бумаге.

Резьбой в деревне занимались в основном мужчины. Вырезали игрушки из мягких пород деревьев – липы, ольхи, осины. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетний опыт. Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушек. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.



Богородские игрушки разнообразны:

- неподвижные игрушки-скульптуры: медведи и зайцы, нарядные барыни и бравые гусары, крестьяне, занятые работой;

- движущиеся игрушки: медвежата, играющие на балалайках; куры, клюющие зерно; марширующие солдаты.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Планки приводят игрушку в движение, что всегда вызывает восторг взрослых и детей. Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, она стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Игрушка «Курочки» - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В игрушке с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.


Во второй половине 19 века появился еще один вид богородской игрушки – так называемые «Китайские мелочи». Это были совсем маленькие фигурки, величиной всего 3-4 см. Они изображали городской быт. Были тут и купцы с купчихами, чиновники, барыни, мелкие торговцы. Перед зрителем возникал целый ярмарочный мир в самых типичных ситуациях.


Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

В настоящее время работает Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, куда можно поехать на экскурсию. Когда-то, в коридорах фабрики кипела жизнь, сегодня же, к сожалению, большинство сотрудников работают на дому, а желающих работать на фабрике становиться все меньше. Но несмотря на все трудности, богородская игрушка жива, радует нас и наших детей и вызывает неизменный восторг.



Вот эта картинка из интернета вдохновила меня на создание моей работы. Это обложка книги об этом всем известном и всеми любимом промысле.


Давайте приобщать наших детей к красоте и искусству родного края, почаще возить их на фабрики, которые чудом сохраняются и в наше время. Пусть наши дети играют в деревянные, ручной работы игрушки, а не в фабричные штамповки, убивающие вкус и понятие прекрасного (типа кукол-монстров для девочек). Это наш долг и вполне выполнимая задача.


История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.

Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.


Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.


Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.



“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.


«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.



Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.

Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.


"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.

Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.

Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".

Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.


Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!

Читайте также: