Богородские игрушки добрые и забавные и дети любят огэ

Обновлено: 27.03.2024

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять (запятые, двоеточие, тире, кавычки, точка с запятой).

Трудности, которые испытывают ученики

1. Неумение ставить тире в сложных бессоюзных предложениях

В сложных бессоюзных предложениях тире ставится в следующих случаях:

1) Во второй части есть неожиданное действие или быстрая смена событий. Между частями можно вставить союз И. (Дунул ветер – (и) деревья задрожали).

2) Во второй части содержится противопоставление. Между частями можно вставить союзы А, ОДНАКО, НО. (Я говорил правду – (но) мне не верили).

3) Во второй части содержится следствие, вывод. Перед второй частью можно вставить слова ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО. (Пешеход тронулся – (поэтому) машины остановились).

4) Во второй части содержится сравнение. Между предложениями можно поставить союзы КАК, КАК БУДТО. (Береза в лесу без вершины – (как) хозяйка без мужа в дому).

5) Первая часть указывает на условие или время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Перед первой частью можно поставить союзы ЕСЛИ или КОГДА.

(если) Любишь кататься – люби и саночки возить.

(когда) Лес рубят – щепки летят.

Примеры из ОБЗ на ФИПИ

Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. (если) Лягушки прыгают (5) — есть сок в берёзе. (если) Тонет нога в земле (6) — есть сок в берёзе. (если) Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) — есть сок в берёзе.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) (если) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) — он приветливо раскинет в стороны лапы…

Поднимешься по склону на вершину кратера (2) (и) — дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги.

2. Неумение различать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, при обособленном приложении и перед обобщающим словом

  1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены именем существительным, числительным в именительном падеже или инфинитивом. (Долина гейзеров — природная достопримечательность Камчатского края) .
  2. Приложение обособляется тире, если стоит в конце или в середине предложения и носит пояснительный характер. (Сердце Суздальского кремля — Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней — было воздвигнуто на протяжении пяти столетий).
  3. Тире ставится перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов. (Уникальные термальные источники, грязевые котлы, водопады и озёра — всёэторазбросано по каньону реки Гейзерной).
  4. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после однородных членов ставится тире. ( Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья).

Чтобы не путать эти случаи, надо помнить:

  • в предложении, где тире ставится между подлежащим и сказуемым, нет сказуемого, выраженного глаголом:

Москва и Санкт-Петербург — крупные российские города с богатой культурой.

  • в предложениях с обособленным приложением есть сказуемое, выраженное глаголом:

Туристов привлекают Москва и Санкт-Петербург — крупные российские города с богатой культурой.

  • в предложениях с обобщающим словом есть сказуемое, выраженное глаголом, и обязательно должны быть однородные члены:

Москва и Санкт-Петербург — эти крупные российские города с богатой культурой привлекают туристов.

Примеры из ОБЗ на ФИПИ

Колокольня Ивана Великого (1) — это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения — (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.

Ответ: 13 (тире между подлежащим и сказуемым).

Домик Петра I (1) — единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) — вещи (8) принадлежавшие Петру I.

Ответ: 17 (1 — тире между подлежащим и сказуемым, 7 — тире перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов).

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка одной картины — пейзажа А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (2)Днепр, величавый, широкий, переливался под луной, будто атласная ткань или жидкое серебро. (3)На берегу в сладостной полудрёме стояли крытые соломой, посеребрённые лунным светом белёные хатки. (4)Ночное небо, затканное мерцающими облаками, завораживало бесконечностью, бездонностью тишины. (5)Иван Николаевич Крамской так описывал своё впечатление от этой картины: «Мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее. »

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «вести с фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

  1. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ — написание безударной гласной О в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  2. ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется не И, а Ы.
  3. ТУШЁНКА — в корнях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква Ё.
  4. В ПРОДОЛЖЕНИЕ (недели) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.
  5. НЕ ГОВОРЯ — краткое причастие с НЕ пишется раздельно.
  1. Похождения Дон Кихота ничем не отличались от тех описаний рыцарских подвигов, которые уже были хорошо известны мальчику по другим книгам и всегда его интересовали.
  2. В книге о Дон Кихоте описывались особенные рыцарские приключения, потому что сам рыцарь не был похож на героев других читанных рассказчиком книг и приключения сопровождались размышлениями.
  3. Любая книга, присланная отцом с фронта, заинтересовала бы рассказчика, и роман о Дон Кихоте не стал исключением.
  4. Обложки двух томов «Дон Кихота» — книг, присланных отцом рассказчика с фронта, — были чёрные, коленкоровые.
  5. Во время войны, когда взрослые с оружием в руках освобождали от фашизма родную землю, детей уберегали в тылу от тягот и страданий войны, организовывали для них летний лагерь отдыха.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».
  2. Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете.
  3. А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.
  4. И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа.
  5. Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ЛАСКОВЫЙ ( предложение 37 ). Выпишите этот синоним.

Текст И.Ф. Смольникова

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Учёт особенностей местных говоров очень важен при изучении целого ряда вопросов истории русского народа (1) в частности вопросов его расселения в пределах нашей страны (2) ведь особенности любого конкретного говора достаточно определённо могут указывать (3) скажем (4) на северную или южную основу в историческом происхождении того населения (5) которое пользуется этим говором (6) уже поэтому (7) историков не могут не интересовать местные говоры при изучении истории (8) как конкретных групп русского населения (9) так и русского народа в целом.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточие. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё H.B. Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8) а великий русский критик В.Г. Белинский (9) как бы подтверждал слова H.В. Гоголя (10) замечал (11) «. В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность. »

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов-текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ночью температура сильно понизилась (1) но (2) так как (3) в дровах не было недостатка (4) то мы спали хорошо.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Очень ясно представлялось Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Ветер свищет между стволами вековых сосен (1) наклоняет стройные ели (2) качая их острыми верхушками (3) и осыпая (4) пушистый снег (5) с печально поникших зеленых (6) ветвей (7) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной (8) а дремучий лес стоит (9) точно в глубоком раздумье (10) колышет темные вершины.

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Самая большая (1) дошедшая до наших времён (2) библиотека Древнего мира (3) принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанапалу (4) страстно увлекающемуся коллекционированием текстов. Отправляясь на войну (5) Ашшурбанипал обязательно «обращал внимание» на клинописные библиотеки соседей (6) и ни в коем случае не разрешал солдатам наносить ущерб такому сокровищу.

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

С утра в степи было (1) не только холодно (2) но и ветрено. Ветер (3) просушивая колеи дороги (4) шуршал прошлогодним бурьяном. Чуть левее от нас (5) на западе (6) картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов (7) она тонула в утреннем тумане. Степь увлекала (8) овладевая душой и (9) наполняя ее чувством радости.

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. (Цифры расположите в порядке возрастания)

П. А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А. С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта. Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.

Задание №2121.
Средства фонетики, лексики и синтаксиса. ОГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!»

(24) Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова.

(25) Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны.

(30) А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.

(31) Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)

Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ЛАСКОВЫЙ (предложение 37). Выпишите этот синоним.

Показать ответ
добрый|доброе

Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. 38 вариантов. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева
Сообщить об ошибке


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тренировочный вариант заданий ОГЭ части 2, требующих в поле ответа слово (несколько слов) или последовательность цифр. Предоставляет учащимся отработать навыки выполнения типовых заданий данной части экзаменационной работы. Может быть полезно учителям для подготовки учащихся к ОГЭ, а девятиклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.

Список вопросов теста

Вопрос 1

(1)В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка одной картины — пейзажа А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (2)Днепр, величавый, широкий, переливался под луной, будто атласная ткань или жидкое серебро. (3)На берегу в сладостной полудрёме стояли крытые соломой, посеребрённые лунным светом белёные хатки. (4)Ночное небо, затканное мерцающими облаками, завораживало бесконечностью, бездонностью тишины. (5)Иван Николаевич Крамской так описывал своё впечатление от этой картины: «Мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее. »

  • состоялась выставка (предложение 1)
  • Днепр будто ткань (или) серебро (предложение 2)
  • стояли хатки (предложение 3)
  • завораживало (предложение 4)
  • описывал впечатление (предложение 5)
Вопрос 2

Пунктуационный анализ.

Богородские игрушки добрые (1) и забавные (2) и дети любят с ними играть (3) потянешь за верёвочку улыбчивого мишку-дергунчика (4) он приветливо раскинет в стороны лапы (5) а медведь и мужик (6) это главные герои богородского промысла (7) они бьют молоточками по наковальне (8) если (9) поочерёдно (10) двигать планки.

Вопрос 3

Замените словосочетание "вести с фронта", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Вопрос 4
  • ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ — написание безударной гласной О в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  • ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется не И, а Ы.
  • ТУШЁНКА — в корнях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква Ё.
  • В ПРОДОЛЖЕНИЕ (недели) — производный предлог является неизменяемой частью речи, поэтому на конце слова пишется буква Е.
  • НЕ ГОВОРЯ — краткое причастие с НЕ пишется раздельно.
Вопрос 5

Анализ содержания текста.
Прочитайте текст. Какие высказывания из приведенных ниже соответствуют содержанию текста?

(1)О Дон Кихоте я слышал давно, с раннего детства, а вот увидел его лишь второй военной зимой, когда мне шёл двенадцатый год. (2)Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».

(3)Музыки я не помню. (4)Точно так же, как и Санчо Пансы, и Дульсинеи, и других героев. (5)А вот страшно худой и весь будто на шарнирах великан был. (6)Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете. (7)Мы сами столько раз воображали себя рыцарями, что нам для душевного слияния с Дон Кихотом не надо было преодолевать никакого барьера. (8)И всё в нём было без обмана: и панцирь его, и меч, и острые усы с бородкой, и длинные, говорящие пальцы, и полные восторга и печали глаза.

(9)Это был мой первый шаг к Дон Кихоту.

(10)Второй я сделал с книгой, которую прислал отец с фронта в тяжёлой бандероли. (11)Присланные отцом книги — «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо» — были старинные. (12)На обложке «Робинзона» витиевато красовалось: «Даниэль Дефоэ — Робинзон Крузоэ». (13)Первый раз в жизни я читал такое (чуть-чуть не написал «такоэ»). (14)Обложки двух томов «Дон Кихота» были чёрные, коленкоровые, эти тома недавно переплетали.

(15)Отец написал, что книги нашли среди развалин в освобождённом от фашистов городе, что несколько других уцелевших книг читают бойцы и командиры, а эти три решили послать в подарок мне, потому как наслышаны о моей привязанности к книгам. (16)Я принялся за чтение.

(17)В книге описывались разные рыцарские приключения, но они были особенными. (18)И потому, что сам рыцарь не был похож на героев других читанных мною книг, и потому, что описание приключений рыцаря сдабривала значительная толика размышлений. (19)Я читал эту книгу медленно и с наслаждением, и к середине лета я вместе с Рыцарем Печального Образа дотащился на Росинанте до второго тома, который взял с собой в лагерь. (20)Всю дорогу я крепко прижимал к себе вещмешок, в котором он был упрятан, и мне было так хорошо, что и не выразить словами, ведь целую смену я мог быть с этой книгой.

(21)Второй том, как и первый, я читал, испытывая невероятное наслаждение. (22)Переселялся в знойную Ламанчу, бросался с копьём наперевес на всяких злодеев, мошенников и вёл долгие беседы с Санчо Пансой. (23)Потом встряхивался и опрометью бежал в столовую: надо всей территорией пионерлагеря плескалась самая восхитительная из всех мелодий горна: «Бери ложку, бери бак, ложки нету — кушай так!» (24)Но однажды меня поглотили другая мелодия и другие слова. (25)Мы плавали в Студёный овраг — на целый день всем отрядом, нагрузившись продуктами, двумя котлами (один для щей, другой для каши) и барабаном. (26)Было весело, песенно и сытно. (27)Словно и не громыхала война где-то далеко за Волгой. (28)И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа. (29)Взрослые с оружием в руках освобождали от фашистской нечисти родную землю, а в тылу мальчишек и девчонок уберегали, как могли, от тягот и страданий войны. (30)А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю. (31 )Вдруг девочки запели песню.

(32)Это была новая для меня песня. (33)Раньше я её не слышал. (34)«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман, — струились в вечернем воздухе лёгкие голоса. — (35)Споём веселей, пусть нам подпоёт седой боевой капитан».

(36)Песня звучала так, словно рождалась сейчас из этого вечера, с его тишиной, светлым бегом реки, меркнущей землёй далёкого противоположного берега. (37)Она собирала в какой-то кристально чистый итог всё, что было пережито в последнее время: эвакуацию, вести с фронта от отца, новых друзей, ласковое и доброе дыхание Волги, ставшей для меня родной рекой.

(38)Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь. (39)Песня и книга — два образа, сливавшиеся в некую неопровержимость счастья и красоты окружавшего меня мира.

(По И.Ф. Смольникову*)
* Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.)
писатель, автор более двадцати книг,
а также очерков и статей, посвященных преимущественно
литературе и изобразительному искусству.

  • Похождения Дон Кихота ничем не отличались от тех описаний рыцарских подвигов, которые уже были хорошо известны мальчику по другим книгам и всегда его интересовали.
  • В книге о Дон Кихоте описывались особенные рыцарские приключения, потому что сам рыцарь не был похож на героев других читанных рассказчиком книг и приключения сопровождались размышлениями.
  • Любая книга, присланная отцом с фронта, заинтересовала бы рассказчика, и роман о Дон Кихоте не стал исключением.
  • Обложки двух томов «Дон Кихота» — книг, присланных отцом рассказчика с фронта, — были чёрные, коленкоровые.
  • Во время войны, когда взрослые с оружием в руках освобождали от фашизма родную землю, детей уберегали в тылу от тягот и страданий войны, организовывали для них летний лагерь отдыха.
Вопрос 6

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

Читайте также: