Борисовская глиняная звуковая игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Наша компания
Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания.
Показать полностью. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Продукция завода широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.
Для производства изделий Борисовская керамика использует экологически чистые материалы. Основой для создания глиняного черепка является красная глина, которую завод берет с местного месторождения. Поверхность изделий покрывается экологически чистой пищевой глазурью. В качестве красок используются природные материалы - это разновидности глин, которые при обжиге дают всевозможные расцветки. Для придания прочности глиняному черепку, все изделия проходят два обжига.
Уникальные свойства красной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд. Структура красной глины устроена таким образом, что при обжиге глиняной массы черепок не проходит стеклофазу и внутри него остаются крупные поры, которые при приготовлении пищи действуют как тепловой карман. Благодаря толстым пористым стенкам такой посуды, которые нагреваются очень медленно, пища как бы томится в горшочке, приобретая неповторимый вкус и аромат, при этом в ней сохраняются полезные свойства продуктов, а жиров при готовке можно класть по минимуму. Посуда Борисовской керамики может использоваться во всех типах современных печей, включая микроволновые и электрические, нельзя только ставить на открытый огонь.
В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода. Борисовская керамика - это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме.
Мы заинтересованы в налаживании долгосрочных партнерских отношений и расширении рынка сбыта нашей продукции. В своей работе мы основываемся на доверии и взаимном уважении, для постоянных партнеров предусмотрены скидки.
Приглашаем к сотрудничеству!

Цель: создать условия для формирования у обучающихся познавательного интереса к изучению истории родного края.

Задачи:

· Предметные: расширить знания учащихся об истории родного края, познакомить их с особенностями борисовской глиняной игрушки, ее символикой; научить выполнять из глины игрушку-свистульку.

· активизировать и расширить словарный запас учащихся;

· способствовать развитию умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

· развивать мелкую моторику рук, чувство пластики, культуру ведения работы с глиной;

· развивать коммуникативную и информационную культуру, содействовать развитию культуры самоуправления учебной деятельностью.

· Личностные: создать условия для воспитания патриотизма, любви к родному краю, к малой родине – Белгородчине.

Оборудование:

· ремесленная карта Белгородской области;

· презентация «Борисовская глиняная игрушка»;

· методическая таблица по изготовлению звуковой глиняной игрушки «Курица»;

· глина, стеки, клеенка, баночки с водой.

Ход урока

I.Организационный момент

2) психологический настрой

3) проверка готовности к уроку

II.Определение темы и цели урока

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? (на доске вывешены изображения глиняных игрушек Белгородской области)

- Да, это глиняные игрушки нашей с вами области.

- Подумайте и скажите, какая тема нашего урока?

(слайд 1) Тема урока «Борисовская глиняная звуковая игрушка»

- Во все времена глиняная игрушка была на особом счету. Она радовала глаз, волновала сердце. В глиняной игрушке были показаны люди с их выразительными чертами лица, типом одежды. Животные и птицы занимали в этом ряду свое особое место, обладая неповторимыми чертами, обликом, пластикой. Помимо любованием космосом природы, человек придал глиняной игрушке функциональное назначение. Она превратилась в музыкальный инструмент – свистульку, достаточно часто использовавшуюся.

Сегодня сфера бытования глиняной игрушки не так широка. Традиционно ее можно увидеть в музеях.

- Определим, какие цели поставим перед собой.

III. Изучение нового материала

(слайд 2) Ремесленная карта Белгородской области


-А сейчас внимание на экран. На нём вы видите ремесленную карту Белгородской земли 19 века. Давайте внимательно рассмотрим карту и по условным обозначениям определим, в каких районах нашей области занимались изготовлением глиняной игрушки.

- Верно, это Старый Оскол, Белгород, слобода Борисовка.

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями борисовской глиняной игрушки.

На Белгородчине глиняной игрушкой издревле славилась Борисовка.

Несмотря на то, что поселок окружен плодородными землями, основным занятием местных жителей было не сельское хозяйство, а различные виды промыслов и ремесел. В конце XVIII – начале XIX века в Борисовке насчитывалось около 40 видов различных кустарных промыслов, среди которых особое место занимал один из древнейших – гончарный промысел и искусство глиняной игрушки. Глиняная игрушка – побочное занятие гончаров.

Появлению здесь глиняной игрушки способствовала сама природа – естественная кладовая для глиняного сырья. Здесь были большие залежи глины, которая подходила по своему составу и дала основу для развития и посуды и глиняной игрушки.

До нас дошли имена двух мастеров-игрушечников: Михаил Иванович Моргун (1910 г. р.) и Петр Ефимович Ткаченко (1912 г. р.). Каждый мастер лепил игрушки по-своему. Были здесь бабы, мужики, лошади, коровы, петухи, собаки, зайцы – животные, окружавшие крестьян в их повседневной жизни.

М.И. Моргун – уроженец Борисовки. Гончарным промыслом занимался с 9 лет. С детства лепил и игрушки. Это были простые по форме женские фигурки – барыни, всадники на конях, а так же различные звери и птицы, выполненные так, что друг от друга они отличаются лишь моделировкой головы. Конь – с острыми торчащими вверх ушами, баран – с рогами-улитками, олень – с венчиком в виде цветка, символизирующим рога.

(слайд 3) Глиняные игрушки М.И. Моргун

Мелкие игрушки-свистульки, выполненные Михаилом Ивановичем, напоминают по форме клеповские (Воронежская обл.) Они стоят на трех точках опоры: две передние ноги в виде небольших бугорков и хвост-свисток. Силуэт такой игрушки легко вписывается в равнобедренный треугольник, поставленный на один из катетов.

П.Е. Ткаченко - уроженец сумской области. Его искусство правильней было бы отнести к украинскому, хотя родное село он покинул еще в 1931 году. П. Е. Ткаченко прошел школу мастерства по гончарному ремеслу под руководством своего отца и старшего брата. Гончарством занимался с 11 лет. Мастер лепил глиняные дудки-игрушки, зайчиков, петушков, свинок, лошадок

(слайд 4) Глиняные игрушки П.Е. Ткаченко

Любимые сюжеты борисовских мастеров – домашние животные и птицы. Их образы хранят от полного забвения все знаки русского языческого пантеона, способствующие добру и благу.

(слайды 5-11) Борисовские игрушки

(лайд 5) Птица (петух, курица, утица) – главный древний оберег, олицетворял весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая.

(слайд 6) Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни.

(слайд 7) Корова, коза – знак плодородия, в низ заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье – при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит «ржаной» козел или корова.

(слайд 8) Конь, коник – знак неба и солнца, совершающего путь но небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.

(слайд 9) Баран – знак богатства, жизненного успеха, знатности.

(слайд 10) Баба – Центральным образом в народной игрушке и в русском народном искусстве в целом является образ женщины – матери. Образ женщины – матери выступал символом земли и ее плодородия.

(слайд 11) Хозяин – хранитель рода, прародитель, защитник

Сегодня не осталось родовых связей потомственных гончаров. С уходом из жизни Михаила Ивановича Моргун и Петра Ефимовича Ткаченко вымер и промысел.

С идеей восстановления в Борисовке традиционного гончарного промысла при райкомбинате возникла гончарная мастерская, затем строятся майоликовый и гончарный цеха, а в 1969 на их базе организована Борисовская фабрика художественной керамики. В том же году фабрика стала выпускать изделия сувенирного и подарочного назначения.

В связи с выходом Постановления ЦК КПСС «О народных промыслах» на фабрике была введена должность главного художника (Ю. П. Агафонов), что дало возможность выпускать продукцию малой серии с авторским клеймом.

В настоящее время предпринимаются попытки возрождения промысла борисовской глиняной игрушки.

IV. Практическая работа учащихся по изготовлению глиняной игрушки-свистульки «Курица».

- На сегодняшнем уроке мы будем лепить с вами глиняную игрушку–свистульку «Курица».

- Что нам потребуется для работы?

(слайды 12-16) Этапы лепки свистульки

В тетради вы видите этапы изготовления игрушки. Приступаем к работе.

1. Хорошо разминаем глину, смачиваем ее водой до получения однородной пригодной для лепки массы – основы создания глиняной игрушки.

2. Затем формируем шарик необходимого размера. После этого создаем общую массу будущей игрушки – морковки, уточняя пропорциональное соотношение ширины к длине.

3. После этого широкий кончик большим пальцем сдвигаем в сторону и формируем вторую морковку так, чтобы получился прямой угол.

4. Формируем голову, туловище и ножки игрушки. Добавляем глазки в виде налепов.

5. Следующий этап – изготовление механизма отражения звука. Для этого притупляем острый кончик морковки, после чего стекой делаем внутри игрушки отверстие на 2/3 ее длины. Затем вырезаем язычок, по направлению к нему прокалываем отверстие. По краям игрушки прокалываем отверстия-лады и, двигая язычок то в одну, то в другую сторону, добиваемся чистого звонкого свиста.

По мере необходимости после сушки и обжига игрушку можно раскрасить.

V. Закрепление изученного.

-В тетради вы видите вопросы викторины по теме нашего урока. Работаем в парах.

(слайд 17) Проверь себя.

1. В каких районах Белгородской области развивался гончарный промысел?

2. Почему в слободе Борисовка развивался гончарный промысел?

3. Как звали мастера–уроженца пос. Борисовка, занимавшегося изготовлением глиняных игрушек?

4. Назовите любимые сюжеты борисовских мастеров глиняной игрушки.

(слайд 18) Найди борисовскую глиняную игрушку:

VI. Подведение итогов урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Что особенно интересного было на уроке?

Показ лучших работ, краткий анализ (какие из поставленных задач выполнены, какие нет и почему).

Уборка рабочего места.

VII. Рефлексия

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

- С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний на этом уроке. (Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

5 класс 2 четверть. Изобразительное искусство.

Тема урока: Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения Борисовской керамики. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса детей.

2. Формировать практические умения и навыки лепки, рисования с образца. Прививать навыки кистевой росписи.

3. Углубить знания о прикладном искусстве. Прививать любовь, уважение и интерес к традициям русского народа, русской культуре, своей Родине и её истории. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

· баночка для воды

· плакат «Глиняная игрушка»

· презентации «Борисовская керамика »

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.
  2. Постановка целей и задачей урока. (2 мин)
  3. Работа в группах- сбор материала (6-8 мин)

4. Выступление учащихся, теоретическая часть «Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла»

4.1-Роль глиняной игрушки в жизни русского народа (3 мин)

4.2- Старооскольская глиняная игрушка (3 мин)

4.3.- Борисовская глиняная игрушка ( 3 мин.)

5. Физминутка «Бабочки»

6.Практическая часть: лепка модели игрушки-свистульки, самостоятельная роспись модели .(15-20 мин).

7.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.( 5 мин.)

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверка готовности к уроку. 3 мин

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым народным промыслом. Внимание на экран. (показ темы)

Какие народные промыслы вы уже знаете?

Дымковкая, филимоновская, каргопольская глиняная игрушка. Гжель, хохлома, городец.

Постановка целей и задачей урока. (2 мин)

Попробуем сформулировать цель нашего урока

n Формулируют цели и задачи

n 1.Узнать историю и современное развитие Борисовского промысла.

2.Познакомиться с технологией изготовления Борисовской, Старооскольской игрушки.

3. Научиться выполнять игрушку, элементы росписи.

Работа в группах - самостоятельный сбор материала учащимися.(6-8 мин)

Сегодня на уроках вы сами постараетесь выполнить эти задачи.

(распределение работы в группах)

Работают в группах по карточкам, выбирают выступающего от группы-докладчика:

Роль глиняной игрушки в жизни русского народа.

Старооскольская глиняная игрушка

Борисовская глиняная игрушка

Выступление учащихся, теоретическая часть.

Учитель слушает выступление, сопровождает его презентацией-

1. Роль глиняной игрушки в жизни русского народа.

2. Старооскольская глиняная игрушка

3. Борисовская глиняная игрушка

Отвечает один и группы, ребята дополняют, рассказ сопровождается информацией на экране .

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Выполняют движения сидя за партами, под музыку.

Практическая часть. Изготовление модели Борисовской игрушки- «Птичка-систулька»

Самостоятельная роспись модели .

Отдохнули, подготовили своё рабочее место, приступаем к выполнению модели игрушки-свистульки «Птичка».

Работать мы будем с соленым тестом.

1. Лепим игрушку

2. Покрывает белой гуашью

3. Наносим основной цвет, завершаем роспись (20 мин)

В помощь вам поэтапное выполнение работы на экране

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

Выполняют модель игрушки, расписывают модель.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Рефлексия.( 5 мин.)

ВОПРОСЫ из презентации

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Вопрос: Чем отличается Борисовская глиняная игрушка?

Вопрос: Из какого материала выполняется традиционная игрушка

Ответ: С Борисовской, Старооскольской глиняной игрушкой?

Ответ: Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.

Ответ: Она выполняется из глины.

Оценивают свою работу в группах, инд., практическую часть.

Записать дом. задание

1.Роль глиняной игрушки в жизни русского народа

n Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.

n А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники.

История возникновения глиняной игрушки

Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова.

В XVIII - XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

Почему народ создавал игрушки?

n Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям.

n Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью.

n В игрушках запечатлена история нашего народа

n Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов-покровителей

КАРТОЧКА № 2

Старооскольская глиняная игрушка

n Старооскольская игрушка родилась в Казацкой слободе.

n Была рассчитана на вкус городского покупателя.

IMG_0003

Раскраска старооскольской игрушки

n Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы.

Особенность старооскольской игрушки

n Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек.

КАРТОЧКА № 3

Борисовская глиняная игрушка

n Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком .

IMG_0007

n Каждая народная игрушка была образом- символом.

n Конь- символ Солнца-подателя всех благ земных.

n Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья.

n Женщина – хранительница домашнего очага.

Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания.

В настоящее время ассортимент продукции составляет более двухсот образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом обихода.

Борисовская керамика – это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Борисовская керамика: история и современность»
(проектное задание)

Учитель
изобразительного искусства
Корнилова Надежда Михайловна
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов . Город Грайворон, Белгородской области»

Цель: разработка содержания и структуры пректа «Борисовская керамика: история и современность» для учащихся 5-7 классов.

Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей развития промысла, и его слия­нием с художествен­ной промышленно­стью. 2.Углубить представления учащихся о характерных особенностях Борисовской керамики. 3.Развивать художественно-эстетический вкус учащихся в процессе изображения гончарных форм; умело передавать единство формы и декора в художественно- творческих работах (заданиях).
4.Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, знанию культуры своего народа, своего края и традиционных ценностей.

Приглашаем Вас в интересное путешествие на знаменитую Борисовскую фабрику художественной керамики. Вы познакомитесь с богатейшими традициями гончаров в Борисовке. Научитесь фантазировать, изображать, размышлять, мечтать, творить…
Итак, наше путешествие начинается…

Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Продукция завода широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.

Борисовская керамика
Уникальные свойства красной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд. Структура красной глины устроена таким образом, что при обжиге глиняной массы черепок не проходит стеклофазу и внутри него остаются крупные поры, которые при приготовлении пищи действуют как тепловой карман. Благодаря толстым пористым стенкам такой посуды, которые нагреваются очень медленно, пища как бы томится в горшочке, приобретая неповторимый вкус и аромат, при этом в ней сохраняются полезные свойства продуктов, а жиров при готовке можно класть по минимуму. Посуда Борисовской керамики может использоваться во всех типах современных печей, включая микроволновые и электрические, нельзя только ставить на открытый огонь.

Борисовская керамика - это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме.

Борисовская фабрика художественной керамики была построена в 1969 году на базе артели, объединяющей несколько династий мастеров гончарного производства. Этот промысел был широко распространён в Борисовке ещё до революции, местная глиняная посуда продавалась по всей Слобожанщине.

Свои корни работники фабрики стараются не забывать и сейчас. Всякое гончарное дело начинается с правильной глины. Сырьё для работы борисовцы привозят из Орловской области. Четыре мощных мельницы перемолят сухую красную глину в мелкий порошок, попутно смешав в нужной пропорции с "секретными" ингредиентами.

Добавляем воду, замешиваем. Подсушиваем, мнём, катаем, раскатываем.

Получаем "блины" и "колбаски" нужной формы и плотности. Режем "колбаски" порциями. Заготовки готовы.

Послушная глина хранит тепло рук мастера приобретая знакомую с детства форму. А непослушная отправляется в утиль и повторную переработку ) Вся же остальная продукция, а это порядка 150 тысяч единиц различной посуды в месяц, производится более современными методами.

Но одного обжига недостаточно для того, чтобы посуда приобрела водонепроницаемость. Единожды обожжённая глина по прежнему пропускает воду сквозь поры. Горшки изнутри нужно покрыть специальной глазурью.

Вот теперь можно опять в печь. На этот раз в четырёхканальную, с температурой выше 1000 градусов. Вот отсюда майоликовые горшки выходят уже полностью готовыми.

Задание 1. Перед нами разные кувшины. Внимательно посмотрим на их форму. Найдём форму кувшина, соответствующую традиционной Борисовской.

Крынка - сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Задание 2. Перед нами современная кринка, она очень отличается от старинной, потому что сделана по современным технологиям. Нам надо украсить её традиционной росписью. С помощью кисти и гуашевых красок мы сможем её расписать сами.

Горшок - происходит от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь)– округлый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи.

Задание 3.Перед нами самый обыкновенный глиняный горшочек. В сказках пишут, что он волшебный. Почему? В каких сказках мы его можем найти? Что вы можете про него рассказать?

выполнить натюрморт с изображением волшебного горшочка

Главное желание, старание и все у вас получится. Желаю вам удачи и творческих успехов.

Попробуй пофантазировать и нарисовать свой волшебный горшочек.
Что можно приготовить в нашем горшочке? Как мы используем глиняную посуду в быту?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

2 Роль глиняной игрушки в жизни русского народа Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели. Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели. А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники. А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники.

3 История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. В XVIII-XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

4 Почему народ создавал игрушки? Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям. Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям. Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью. Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью. В игрушках запечатлена история нашего народа В игрушках запечатлена история нашего народа

5 Старооскольская глиняная игрушка Старооскольска я игрушка родилась в слободе Казацкой. Старооскольска я игрушка родилась в слободе Казацкой. Была рассчитана на вкус городского покупателя. Была рассчитана на вкус городского покупателя.

6 Раскраска старооскольской игрушки Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы. Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы.

7 Особенность старооскольской игрушки Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек. Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек.

9 Борисовская глиняная игрушка Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком. Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.

10 Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом. Каждая народная игрушка была образом- символом. Конь-символ Солнца- подателя всех благ земных. Конь-символ Солнца- подателя всех благ земных. Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья. Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья. Женщина – хранительница домашнего очага. Женщина – хранительница домашнего очага.

11 Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов- покровителей Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов- покровителей

12 Отличительные особенности Старооскольской и Борисовской игрушек Общие черты: форма (фигурки людей, животных, птиц) и назначение (игрушка-свисток). Общие черты: форма (фигурки людей, животных, птиц) и назначение (игрушка-свисток). Отличие: Борисовская игрушка глазировалась и, практически не раскрашивалась. Старооскольская игрушка была яркая, нарядная и не глазированная Отличие: Борисовская игрушка глазировалась и, практически не раскрашивалась. Старооскольская игрушка была яркая, нарядная и не глазированная

13 Возрождение игрушечного промысла на Белгородчине Гончарова Наталья Михайловна – потомственный мастер лепки глиняной игрушки, перенявшая мастерство лепки у своей матери еще в 30 годы.

14 Старооскольские мастера гончарного и игрушечного мастерства

15 Народный мастер старооскольской игрушки Шиян Татьяна Анатольевна

16 Старооскольская глиняная игрушка мастера Пырьевой В.П. Ее игрушкам присуща одаренность, поэтичность, удивительное чувство фантазии, глубина мысли и чувств.

17 «Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей коллекции глиняные игрушки, выполненные лучшими борисовскими мастерами. «Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей коллекции глиняные игрушки, выполненные лучшими борисовскими мастерами.

18 Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамике он – продолжатель и хранитель народных традиций. Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамике он – продолжатель и хранитель народных традиций.

19 Современная сувенирная продукция Борисовской керамической фабрики

20 Мастер декоративно-прикладного искусства Нарцева Ольга Ивановна. П. Майский Белгородского района

21 Фрагмент оформления музея, созданного Нарцевой О.И. в детском саду поселка Майского

22 Глиняные игрушки, выполненные мастером Нарцевой О.И.

23 Нарцева О.И. вместе со своими учениками осваивают мастерство лепки глиняной игрушки-свистульки

24 Награды Нарцевой О.И.

25 Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели в себя историю человечества. Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели в себя историю человечества. Самыми известными на Белгородчине игрушечными промыслами были Старооскольский и Борисовский. Самыми известными на Белгородчине игрушечными промыслами были Старооскольский и Борисовский. Старооскольские и Борисовские глиняные игрушки имели как общие черты, так и отличия. Старооскольские и Борисовские глиняные игрушки имели как общие черты, так и отличия.

26 Как хорошо, что в нашей области есть люди, которые вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления.

Читайте также: