Борисовская игрушка белгородской области

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Борисовская керамика: история и современность»
(проектное задание)

Учитель
изобразительного искусства
Корнилова Надежда Михайловна
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов . Город Грайворон, Белгородской области»

Цель: разработка содержания и структуры пректа «Борисовская керамика: история и современность» для учащихся 5-7 классов.

Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей развития промысла, и его слия­нием с художествен­ной промышленно­стью. 2.Углубить представления учащихся о характерных особенностях Борисовской керамики. 3.Развивать художественно-эстетический вкус учащихся в процессе изображения гончарных форм; умело передавать единство формы и декора в художественно- творческих работах (заданиях).
4.Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, знанию культуры своего народа, своего края и традиционных ценностей.

Приглашаем Вас в интересное путешествие на знаменитую Борисовскую фабрику художественной керамики. Вы познакомитесь с богатейшими традициями гончаров в Борисовке. Научитесь фантазировать, изображать, размышлять, мечтать, творить…
Итак, наше путешествие начинается…

Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства. Продукция завода широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.

Борисовская керамика
Уникальные свойства красной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд. Структура красной глины устроена таким образом, что при обжиге глиняной массы черепок не проходит стеклофазу и внутри него остаются крупные поры, которые при приготовлении пищи действуют как тепловой карман. Благодаря толстым пористым стенкам такой посуды, которые нагреваются очень медленно, пища как бы томится в горшочке, приобретая неповторимый вкус и аромат, при этом в ней сохраняются полезные свойства продуктов, а жиров при готовке можно класть по минимуму. Посуда Борисовской керамики может использоваться во всех типах современных печей, включая микроволновые и электрические, нельзя только ставить на открытый огонь.

Борисовская керамика - это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме.

Борисовская фабрика художественной керамики была построена в 1969 году на базе артели, объединяющей несколько династий мастеров гончарного производства. Этот промысел был широко распространён в Борисовке ещё до революции, местная глиняная посуда продавалась по всей Слобожанщине.

Свои корни работники фабрики стараются не забывать и сейчас. Всякое гончарное дело начинается с правильной глины. Сырьё для работы борисовцы привозят из Орловской области. Четыре мощных мельницы перемолят сухую красную глину в мелкий порошок, попутно смешав в нужной пропорции с "секретными" ингредиентами.

Добавляем воду, замешиваем. Подсушиваем, мнём, катаем, раскатываем.

Получаем "блины" и "колбаски" нужной формы и плотности. Режем "колбаски" порциями. Заготовки готовы.

Послушная глина хранит тепло рук мастера приобретая знакомую с детства форму. А непослушная отправляется в утиль и повторную переработку ) Вся же остальная продукция, а это порядка 150 тысяч единиц различной посуды в месяц, производится более современными методами.

Но одного обжига недостаточно для того, чтобы посуда приобрела водонепроницаемость. Единожды обожжённая глина по прежнему пропускает воду сквозь поры. Горшки изнутри нужно покрыть специальной глазурью.

Вот теперь можно опять в печь. На этот раз в четырёхканальную, с температурой выше 1000 градусов. Вот отсюда майоликовые горшки выходят уже полностью готовыми.

Задание 1. Перед нами разные кувшины. Внимательно посмотрим на их форму. Найдём форму кувшина, соответствующую традиционной Борисовской.

Крынка - сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Задание 2. Перед нами современная кринка, она очень отличается от старинной, потому что сделана по современным технологиям. Нам надо украсить её традиционной росписью. С помощью кисти и гуашевых красок мы сможем её расписать сами.

Горшок - происходит от древнерусского "грънъ" ("горн" – плавильная печь)– округлый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи.

Задание 3.Перед нами самый обыкновенный глиняный горшочек. В сказках пишут, что он волшебный. Почему? В каких сказках мы его можем найти? Что вы можете про него рассказать?

выполнить натюрморт с изображением волшебного горшочка

Главное желание, старание и все у вас получится. Желаю вам удачи и творческих успехов.

Попробуй пофантазировать и нарисовать свой волшебный горшочек.
Что можно приготовить в нашем горшочке? Как мы используем глиняную посуду в быту?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Поселок Борисовка был образован в 1695 году. Он находится недалеко от границы России с Украиной, в 40 км от Белгорода. С 1705 года Борисовка стала центром богатейшей вотчины Шереметьевых.

Благодаря краеведческому описанию, известно, что Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи с населением более 20 тысяч человек. Село являлось знаменитым центром художественных ремесел и народного искусства.

В начале XVIII века, в Борисовке стремительно развивался один из старейших промыслов, гончарный. Развитию послужило наличие крупных месторождений глины.

Борисовская керамика

Борисовские гончары работали семьями и занимались исключительно промыслом, не тратя времени на земледелие. Изготавливали в основном кухонную утварь: горшки, крынки, кружки, миски и др. В день каждый работник мог изготовить от 70 до 100 горшков. Игрушки (свистульки, фигурки животных и человека) изготавливали редко, без лишних украшений.

В наше время традиции художественных промыслов соблюдаются не так тщательно, как прежде. Меняется род занятий, интересы. Но они хранятся в памяти и передаются из поколения в поколение, сохраняя у местных жителей склонность к творчеству.

В конце 20-х годов ХХ века в Борисовке была создана артель "Свобода", которая объединила несколько династий борисовских гончаров. В 1967 году артель вошла в состав Райпромкомбината, а в 1969 году была образована "Борисовская фабрика художественной керамики".

Борисовская керамика

Борисовская керамика

Борисовская керамика

Борисовская посуда отличается округлой формой тулова и конусообразным основанием. Функциональность строго обозначена применением изделия, форма и декор сдержанны. Украшение посуды связано с местным колоритом, богатством края, плодородной землей. Часто посуду украшают изображением бескрайних полей пшеницы, подсолнухов, дубравами. Таким образом, была обозначена палитра цветов, присущая борисовскому гончарному промыслу – это коричневый, зеленый и желтый цвета. Глиняная основа – красно-коричневая.

Глазурь делает цвет глины более насыщенным, выделяет ее рельеф. Используются прозрачные, полупрозрачные и матовые теплые оттенки глазури. Рельеф выполняется вручную. В одном изделии сочетаются глазурованные и неглазурованные поверхности, налепленные элементы декора, проминки и царапины.

Колокольчик

Колокольчик "Подсолнух"
Коллекция О. Поповой

Борисовская керамика

До сих пор, на производстве борисовской керамики в качестве красок используются только природные материалы – это разновидности глин, которые при обжиге дают всевозможные расцветки. Чтобы посуда была более прочной, изделия проходят два обжига.

Приёмы формообразования и ассортимента на борисовской керамике основываются на традиционных формах глиняной посуды, издавна бытовавшей в Белогородской области. Разработкой и внедрением в производство новых видов изделий занимался художник Агафонов Юрий Петрович.

В настоящее время, фабрика по производству борисовской керамики является одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины. Известны и широко распространены горшки для запекания.

На предприятии работают потомственные мастера гончарного промысла. Благодаря семейным традициям, секреты мастерства проносятся сквозь годы и передаются из поколения в поколение. Продукция Борисовского керамического завода имеет свои особенности, важным в производстве является качество, долговечность и экологичность изделий и самого производства.

Керамическая посуда, изготавливаемая в Борисовке, имеет уникальные свойства. Во время запекания в ней блюд пористая структура красной глины дает "эффект русской печи". Поры, которые остаются внутри черепка, во время приготовления пищи действуют как тепловой карман и посуда медленно нагревается, позволяя блюду томиться в горшочке. Своим видом борисовская керамика оставляет ощущение уюта и тепла.

Борисовская керамика
Фотографии керамических изделий сделаны на выставке "Ладья. Зимняя сказка - 2011"

Глиняная игрушка регионов России

В этот раз полюбоваться разнообразием глиняных игрушек из разных областей нам удалось в Белгороде. 20 августа 2021 года в центре народного творчества открылась межрегиональная выставка «Глиняная игрушка регионов России».

Глиняная игрушка регионов России. Афиша

Филимоновская из Тульской области, старооскольская из Белгородской области, карачунская из Воронежской, романовская из Липецкой, сапожсковская из Рязанской, и ещё много разных, красивых из разных регионов нашей страны, эти игрушки хранят в себе традиции наших предков, тепло и мастерство рук авторов.

Филимоновская глиняная игрушка


Филимоновская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Карачунская глиняная игрушка


Карачунская глиняная игрушка, Л. Дедова

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Юрьевская традиционная игрушка


Юрьевская традиционная игрушка, А. Алехин, Е. Касате

Воронежская глиняная игрушка


Воронежская глиняная игрушка, Е. Широкова

Белёвская глиняная игрушка


Белёвская глиняная игрушка, Ю. Жиляев

Добровская глиняная игрушка


Добровская глиняная игрушка, С. Пастухова

уджанская игрушка


Суджанская игрушка, Ю. Спесивцев, К. Телевинова, Н. Кипоть

Чернышенская традиционная глиняная игрушка


Чернышенская традиционная глиняная игрушка Н. Фролова, В. Черногорова

Авторская игрушка


Авторская игрушка

Приятно удивило наличие колокольчиков среди экспонатов. Радует тот факт, что мастера не забывают о колокольной форме. Да, колокольчик это не игрушка, но всё-таки некоторые элементы колокольчика были и в глиняных игрушках. Достаточно вспомнить погремухи, бубенчики, да и форма юбки барышень напоминают «тело» колокольчика. А как удачно можно нанести традиционный орнамент игрушки на «юбке» колокольчика! Вот здесь целое поле для фантазии мастера.

Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол


Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол

Для меня открытием стала борисовская глиняная игрушка. На выставке были представлены экспонаты из Борисовского историко-архитектурного музея, а также современные работы мастера Евгения Иванова.

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская игрушка, Е. Иванов

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская глиняная игрушка, П. Ткаченко, М. Моргун

Вторым открытием стала авторская игрушка из Брянской области, я такую увидела впервые. Белые глиняные изделия с ярко-красным и чёрным орнаментом. Оказывается, автор этих работ такой узор выбрал не случайно — таким образом он воссоздаёт элементы традиционного рогнединского рушника. Его игрушки представлены образами животных, птицы сирина, девушки в национальном костюме Брянского края.

Авторская игрушка


Авторская игрушка с брянским орнаментом, Н. Яшутин

Авторская игрушка


Авторская игрушка, Брянская обл., «хранители леса» А. Кропотин

Ещё одним открытием для меня стала сапожсковская глиняная игрушка. Очень простая с одной стороны, но и этим же интересна и необычна. В основном представлена образами человечков, солдатиков. У них отсутствует шея, голова как-бы лежит на туловище. Роспись здесь второстепенна, именно форма и пластика определяет основу игрушки. Представляю как удобно было её держать в детской ручонке, все продумано, просто и практично.

Сапожсковская глиняная игрушка


Сапожсковская глиняная игрушка М. Захарьящева

Кроме игрушек на выставке также представлены декоративные изделия, которыми не возможно не любоваться: вазы, настенные тарелки, панно.

Старый Оскол, традиционная посуда


А. Буров, Старый Оскол, традиционная посуда

Тарелка


Тарелка, С. Тихонов, старооскольская глиняная игрушка

Панно с колокольчиками


Панно с колокольчиками, мастера борисовской керамики

Колокольчики на панно от борисовской керамики навели на мысль проехать и туда с экскурсией. Поэтому, продолжение следует…

МОУ

№ слайда 1

Роль глиняной игрушки в жизни русского народа Игрушки запечатлели в себе историю

№ слайда 2

Роль глиняной игрушки в жизни русского народа Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.А еще – игрушки воспитатели, учителя и наставники.

История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на

№ слайда 3

История возникновения глиняной игрушки Древнейшие глиняные игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. В XVIII-XIX в.в. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета.

Почему народ создавал игрушки? Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отн

№ слайда 4

Почему народ создавал игрушки? Глиняная игрушка прививала ребенку ценностное отношение к труду, к народным традициям и обычаям.Взрослым же она напоминала о радостях жизни, была всегда мечтой, воплощенной сказкой, иногда фантастической, чаще – сказкой-былью.В игрушках запечатлена история нашего народа

Старооскольская глиняная игрушка Старооскольская игрушка родилась в слободе Каза

№ слайда 5

Старооскольская глиняная игрушка Старооскольская игрушка родилась в слободе Казацкой. Была рассчитана на вкус городского покупателя.

Раскраска старооскольской игрушки Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления

№ слайда 6

Раскраска старооскольской игрушки Преобладали цвета обожженной глины, вкрапления белого и зеленого. Расписывали анилиновыми красками (красной, малиновой, зеленой). Черную делали из сажи, которую выгребали из печной трубы.

Особенность старооскольской игрушки Живая наивность образа, мягкие пластичные фо

№ слайда 7

Особенность старооскольской игрушки Живая наивность образа, мягкие пластичные формы, чистый, глубокий звук свистулек.

Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог

№ слайда 8

Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог "Народные промыслы России"

Борисовская глиняная игрушка Также как и Старооскольская Борисовская игрушка дел

№ слайда 9

Борисовская глиняная игрушка Также как и Старооскольская Борисовская игрушка делалась из красной глины, обжигалась, глазировалась, но не раскрашивалась. Была не просто игрушкой, но и свистком.

Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом.Конь-символ Солн

№ слайда 10

Символика образа Каждая народная игрушка была образом- символом.Конь-символ Солнца-подателя всех благ земных.Баран – олицетворение плодородия, быстрого роста и здоровья.Женщина – хранительница домашнего очага.

Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел

№ слайда 11

Символика росписи Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее, не умел объяснять ее явления. Для общения с богами покровителями создал знаки-обереги, которые символически обозначали богов-покровителей

Отличительные особенности Старооскольской и Борисовской игрушек Общие черты: фор

№ слайда 12

Отличительные особенности Старооскольской и Борисовской игрушек Общие черты: форма (фигурки людей, животных, птиц) и назначение (игрушка-свисток).Отличие: Борисовская игрушка глазировалась и, практически не раскрашивалась. Старооскольская игрушка была яркая, нарядная и не глазированная

Возрождение игрушечного промысла на Белгородчине Гончарова Наталья Михайловна –

№ слайда 13

Возрождение игрушечного промысла на Белгородчине Гончарова Наталья Михайловна – потомственный мастер лепки глиняной игрушки, перенявшая мастерство лепки у своей матери еще в 30 годы.

Старооскольские мастера гончарного и игрушечного мастерства

№ слайда 14

Старооскольские мастера гончарного и игрушечного мастерства

Народный мастер старооскольской игрушки Шиян Татьяна Анатольевна

№ слайда 15

Народный мастер старооскольской игрушки Шиян Татьяна Анатольевна

Старооскольская глиняная игрушка мастера Пырьевой В.П. Ее игрушкам присуща одаре

№ слайда 16

Старооскольская глиняная игрушка мастера Пырьевой В.П. Ее игрушкам присуща одаренность, поэтичность, удивительное чувство фантазии, глубина мысли и чувств.

«Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей кол

№ слайда 17

«Народный мастер Белгородской области» Агафонов Ю.П. собрал и хранит в своей коллекции глиняные игрушки, выполненные лучшими борисовскими мастерами.

Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамик

№ слайда 18

Керамические игрушки, выполненные Борисовским мастером Агафоновым Ю.П. В керамике он – продолжатель и хранитель народных традиций.

Современная сувенирная продукция Борисовской керамической фабрики

№ слайда 19

Современная сувенирная продукция Борисовской керамической фабрики

Мастер декоративно-прикладного искусства Нарцева Ольга Ивановна. П. Майский Белг

№ слайда 20

Мастер декоративно-прикладного искусства Нарцева Ольга Ивановна. П. Майский Белгородского района

Фрагмент оформления музея, созданного Нарцевой О.И. в детском саду поселка Майск

№ слайда 21

Фрагмент оформления музея, созданного Нарцевой О.И. в детском саду поселка Майского

Глиняные игрушки, выполненные мастером Нарцевой О.И.

№ слайда 22

Глиняные игрушки, выполненные мастером Нарцевой О.И.

Нарцева О.И. вместе со своими учениками осваивают мастерство лепки глиняной игру

№ слайда 23

Нарцева О.И. вместе со своими учениками осваивают мастерство лепки глиняной игрушки-свистульки

Награды Нарцевой О.И.

№ слайда 24

Награды Нарцевой О.И.

Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели

№ слайда 25

Вывод Глиняные игрушки Белогорья возникли в глубокой древности. Они запечатлели в себя историю человечества.Самыми известными на Белгородчине игрушечными промыслами были Старооскольский и Борисовский.Старооскольские и Борисовские глиняные игрушки имели как общие черты, так и отличия.

Как хорошо, что в нашей области есть люди, которые вернули в нашу жизнь старинну

№ слайда 26

Как хорошо, что в нашей области есть люди, которые вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления.

29 июня в Белгородском музее народной культуры стартовала выставка «Возрождая традиции», посвящённая борисовкой глиняной игрушке.

Экспозиция включает 25 игрушек-свистулек, созданных руками народного мастера Евгения Иванова, который мечтает возродить промысел игрушки в родном крае.

В XVII-XVIII веках глиняные игрушки-свистульки были очень популярны и востребованы. Созданием игрушек занимались в основном крестьяне. Со временем это искусство вымерло. Но сейчас, благодаря стараниям Евгения, глиняная игрушка возрождается. Наш музей тесно сотрудничает с ним, потому что он единственный в нашей области мастер глиняной игрушки-свистульки. Елена Шокова, экскурсовод I категории Белгородского государственного музея народной культуры



































После выставки Евгений Иванов провёл мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки-свистульки, где подробно рассказал и показал, как сделать игрушку, соблюдая все борисовкие традиции.

То, что тебе расскажут и покажут, этого очень мало, здесь нужно именно почувствовать. Когда я учился в художественной школе, мне показывал педагог, как делать игрушку. Мне казалось – что может быть проще? Но получилось сделать хорошую игрушку далеко не с первого раза, и даже не с десятого. Это всё приходит с опытом. Евгений Иванов, народный мастер Белгородской области

Выставка борисовкой глиняной игрушки «Возрождая традиции» продлится до 31 июля. Для предупреждения распространения коронавирусной инфекции посещение музея народной культуры возможно по одному посетителю.

Возрастное ограничение – 6+

ИА «Бел.Ру» © 1999-2019. Все права защищены.

Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»

Дата регистрации: 23.11.2018

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»

Читайте также: