Царские игрушки в музее игрушки

Обновлено: 14.05.2024

Буквально вчера мне посчастливилось побывать в государственном музее игрушек, что расположен в городе Сергиев Посад. Признаться, давно мечтал посетить сие учреждение, и воспользовавшись свободным от дел днем, сел в машину и отправился в этот музей, благо ехать полтора часа.

Общее впечатление от посещения оказалось не очень приятным, ввиду того, что сам музей довольно неопрятный, и не ухоженный, в большинстве экспозиционных шкафов нет подсветки, и к произведениям мастеров игрушечников приходилось приглядываться.

Но, войдя в единственный светлый зал, где была расположена экспозиция игрушек детей царской семьи Романовых, я был сильно поражен качеством и полетом мысли художников и мастеров того времени. Давайте по порядку.

Начнем с детской коляски, в которой катали или перевозили на прогулке младенцев. Сделана она в виде лебедя, внутри обита мягким бархатом, а так же имеет рессоры и механизм для поворота переднего колеса.

Кукол, как я могу понять тоже хватало, и кукольную одежду хранили в, как это было названо, шкатулке. По мне, это восхитительный и очень не маленький сундук. Представьте ,сколько труда было вложено в создание этого шедевра.

Далее мы с вами можем видеть игровую кукольную комнату с великолепным интерьером и очень детальным исполнением каждого ее элемента, даже зеркало настоящее.

Вот, еще довольно интересная игрушка, а вернее будет сказать игра под названием "Христос воскресе". К сожалению, суть игры для меня до сих пор остается загадкой, так как музейные работники не смогли дать внятных разъяснений, а поиски данных в интернете не привели к желаемому результату. Если знаете что-то пишите в комментариях, очень интересно будет почитать.

На этом я завершу первую часть своего повествования по поездки по музеям игрушек. В следующей части будет рассказ о посещении частного музея игрушек СССР.

Оцените статью и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски.

В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

Музей грушек в Сергиевом Посаде.

У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:

"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.

После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам. И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."

«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 1

Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.

Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.

Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"

Какими игрушками играли дети царя., фото № 2

У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 3

У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 4

Шахматы, которыми играли дети в царской семье.

У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая IIбыло много кукол, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».

Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.

Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 6

Какими игрушками играли дети царя., фото № 7

Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.

Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие форфорвые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 8

Какими игрушками играли дети царя., фото № 9

Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 10

Какими игрушками играли дети царя., фото № 11

Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.

Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 12

В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 13

Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.

Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 14

Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 15

Какими игрушками играли дети царя., фото № 16

Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 17

Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.

Какими игрушками играли дети царя., фото № 18

Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

Какими игрушками играли дети царя., фото № 20

Велосипед, на котором катался царь.

В этом году 2 июняв Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки «Александровский дворец. В гостях на Детской половине.

Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

Музей игрушки в Сергиевом Посаде является уникальным хранилищем хрупких предметов со всего мира, которые были дороги детским сердцам многих поколений. Национальный музей игрушек был основан в Москве художником и известным коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году.

В 1925 году музей переезжает в новое здание — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых на улице Кропоткинской, в которой сейчас расположен Государственный музей А. С. Пушкина. Экспонаты выставляются в 5 залах, общей площадью более 600 квадратных метров. В коллекцию музея попадают экспонаты из Строгановского училища, Ливадийского дворца, Александровского дворца, национализированных государством нескольких частных коллекций.

В 1920-х годах это уникальное собрание прикладного искусства становится в Москве одним из наиболее популярных и модных музейных центров. Его посещаемость уступала только Третьяковской галерее. Николай Бартрам управлял музеем и был его вдохновителем до самой своей смерти в 1931 году. В том же году коллекция музея была передана в Сергиев Посад, до 1991 года этот город назывался Загорском, и началась новая история Музея игрушки. В настоящее время музей расположен в здании начала XX века, бывшем коммерческом училище. В его стенах хранится более 150 000 игрушек, настоящих произведений искусства из России, Европы, Азии и Америки.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

В зале «Русские игрушки» выставлено около 800 экспонатов XI–XXI веков. В основном, это работы народных мастеров из разных уголков страны. Они изготовлены из глины, дерева, папье-маше и текстиля. Во многих из них можно проследить следы древних языческих верований, среди которых представлены изображения лошадей или птиц. Одним из таких древних экспонатов русского Севера является кукла, вырезанная из куска дерева, напоминающая женскую фигуру. Это богиня плодородия.

Сергиев Посад называют «Столицей Королевства игрушек». Это связано с тем, что ремесло по изготовлению игрушек появилось в этом городе более 200 лет тому назад. Основными покупателями были паломники, приезжавшие в Троице-Сергиевый монастырь. Ремесло особо процветало в XIX веке. Игрушки того времени получали награды на различных выставках, в том числе, международных (Чикаго, Париж).

Матрешка стала самой знаменитой игрушкой Сергиева Посада. Она появилась более 100 лет назад и постепенно приобрела статус национального сувенира. Название этой деревянной куклы происходит от женского русского имени — Матрёна.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

В селе Богородск под Сергиевым Посадом ремесло по изготовлению игрушек существует уже давно. Мастера вырезали фигуры из липы и оставляли естественный цвет дерева неизменным. С помощью специальных гирь, планок и кнопок игрушка может быть приведена в движение. Если вы скажете экскурсоводу о своем желании увидеть действие игрушки, он обязательно покажет, как это сделать. Экспонаты начала XX века отражают революционное время и эпоху гражданской войны. С 1930-х годов страна начинает возрождаться, производство игрушек также. В Загорске открылся Институт игрушки, некоторые научные работы его специалистов выставлены здесь.

В музее представлены коллекции произведений искусства из Японии, Китая и Западной Европы конца XVIII — начала XXI века. Особое место уделяется самой известной японской кукле — Кокэси. Она стала национальным символом страны, как Матрёшка в России. На выставке представлены три основных типа Кокэси — это ритуальные, игровые и дизайнерские куклы.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

Часы работы и цены в музее игрушек Сергиева Посада

Музей открыт для посетителей со среды по воскресенье, с 10:00 до 17:30, касса закрывается на полчаса раньше. Понедельник и вторник — выходные дни. Также музей закрыт в последнюю пятницу каждого месяца на санитарный день.

Стоимость входных билетов:

  • Для взрослых в будние дни — 250 рублей, в праздники и выходные — 300 рублей.
  • Для детей от 4 до 18 лет, пенсионеров, студентов в будние дни — 120 рублей, в праздники и выходные 150 рублей.
  • Бесплатное посещение для следующих категорий: дети до 4 лет, студенты художественных училищ и институтов, ветераны ВОВ и боевых действий, сотрудники музеев, инвалиды I и II групп с одним сопровождающим, Герои Российской Федерации и Советского Союза.

В каждый четверг месяца музей могут бесплатно посещать многодетные семьи, дети от 5 до 18 лет и студенты очных форм обучения.

Стоимость экскурсионного обслуживания:

  • Для групп до 5 человек — 500 рублей.
  • Для групп от 6 до 20 человек — 1200 рублей в будние дни, 1500 рублей в выходные и праздники.

Любительская фото- и видеосъемка без применения вспышки разрешена без дополнительной оплаты. Есть возможность принять участие в творческих мастерских, где каждый желающий научится изготавливать различные виды игрушек или расписывать глиняные игрушки. Стоимость этих мастер классов составляет от 120 до 250 рублей. Занятия проводятся на первом этаже музея, в выставочном зале, продолжительность занятия от 20 до 40 минут.

Музей игрушки в Сергиевом Посаде

По субботам, в 12:00 и 13:00, на втором этаже выставочного комплекса проводится кукольное представление арт-студии «Бартрам». Для детей от 2 лет и взрослых стоимость представления составляет 200 рублей + 50% от цены входного билета. Продолжительность мероприятия 30 минут.

Как добраться

Музей игрушек расположен по адресу: проспект Красной Армии, 123. Это одно из самых живописных мест Сергиева Посада, находится напротив Троице-Сергиевой лавры. Выставочные помещения находятся в красивом доме из красного кирпича, построенном в стиле историзма. Это здание само по себе является важной достопримечательностью города. На общественном транспорте до музея игрушек можно доехать на автобусах и маршрутных такси.

Ближайшие остановки:

  • «Келарский пруд (Парк культуры)» — автобусы № 2, 6. Идти пешком около 250 метров.
  • «Кооперативная улица» — автобусы № 2, 4, 4а, 5, 6, 20, 23, 26, 30, 32, 36, 37, 45, 46, 55, 58, 120, маршрутные такси № 1, 3, 4 (Афанасово), 4к, 11, 13, 14, 18, 19, 26к, 32к, 55к, 70, 77, 81, 117. Пройтись пешком до музея порядка 440 метров.
  • «Дом быта» — автобусы № 5, маршрутные такси № 5, 15, 16, 17, 19, 34, 64, 74, 80. Пешком идти около 770 метров.
  • «Станция Сергиев Посад» — автобусы № 4, 4а, 5, 30, маршрутные такси № 15, 16, 17, 19, 25, 34, 64, 74, 80, Капитолий-Вокзал, Троицкая Слободы — Вокзал. Пройтись пешком около 920 метров.

Из Москвы можно доехать на электропоездах с Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Или автобусом № 338 до остановки «Станция Сергиев Посад».

В Сергиевом Посаде удобно заказать такси, используя мобильные приложения таких операторов, как Яндекс. Такси, Такси. Стандарт, Uber, «Такси Дилижанс», «Такси Европа».

Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама — учреждение, располагающееся в г. Сергиев Посад (до 1991 г. — Загорск) с 1931 г.

Основатель музея Николай Дмитриевич Бартрам начал собирать свою коллекцию игрушек в начале 1910-х. Сам же музей был основан в 1918 году и располагался на Смоленском бульваре, в доме № 8. В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции: Русская народная игрушка, Русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, Советская промышленная игрушка

Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя. Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (Сергиев посад). С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня является важной городской достопримечательностью.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково

Дымковская игрушка — изделие ручной работы.Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959). В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

«Художественно-педагогический музей игрушки» в г. Сергиев Посад. Фотоотчет.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, дом 123.
Посетить музей можно с 10 до 17 час. (кроме понедельника, вторника и последней пятницы каждого месяца).






Музей игрушки — уникальное хранилище музейных ценностей: памятников древних эпох и современности. Музей был основан в Москве в 1918г. Он является самым первым музеем этого профиля в Европе. Его миссия — собрать, сохранить и передать будущим поколениям хрупкие предметы, дорогие детским сердцам прошлого и настоящего.

Основатель музея — художник, коллекционер, музейный деятель Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931). Именно его тщанием было создано это уникальное собрание, ставшее в Москве 1920-х гг. одним из самых популярных музейных центров.

Н.Д. Бартрам начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.
Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальнБартрам в музееые музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.

Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции.

В течение нескольких лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов.

Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.

В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.

Читайте также: