Чеченская народная игрушка для детей

Обновлено: 20.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ЧЕЧЕНСКИЕ И АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

(к уроку по физической культуре по национальным играм)

ЧЕЧЕНСКИЕ ИГРЫ

«Залам-зилам» («Прятанье камушка»), «Туьшнехь ловзар» («Игра в ямочки»), «Сиха хьала миг гIотта» («Кто быстрее встанет»), «ХIaваан гIаж» («Воздушная палка»), «Золотые ворота»

УТУШКА (БОБЕШК)

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют - получается мостик. Выбирается утка, остальные дети утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

· Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.

Правила игры . Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Игры «Алфавит», «Платок», «Я знаю», «Го юкъо валарх ловзар» («Игра в кругу») способствуют развитию памяти, мышлению, речи, познавательной активности детей. Эти и многие другие игры чеченского народа расширяют познания и кругозор маленьких детей. Так, например, в игре «Го юкъа валарх повзар» дети, стоящие за кругом, задают играющему в кругу такие вопросы:

- Расскажи нам, братец, как сажают пшеницу?

- Расскажи нам, братец, как растет пшеница?

- Расскажи нам, братец, как собирают пшеницу?

- Расскажи нам, братец, как перемалывают пшеницу?

- Расскажи нам, братец, как из муки делают хлеб?

- Расскажи нам, братец, как едят хлеб?

А играющий в кругу должен мимикой, жестами, песнями, стихами и словами отвечать на эти вопросы.

Варианты вопросов могут быть разные.

А в игре «Я знаю» необходимо произносить по одному слову установленной фразы: «Я знаю пять….» Далее перечисляются различные предметы (например, цветы или животные, или названия городов, рек и прочее).

В игре «Алфавит» участники игры прыгают с короткой скакалкой, и при каждом прыжке следует называть очередную букву алфавита: а, б, в, г, д прочее. Способ прыгать выбирается достаточно сложный, чтобы трудно было прыгнуть без ошибки при названии всех букв алфавита. Сделавший ошибку при произнесении очередной буквы должен сразу назвать растение на эту букву или животное, город прочее, о чем договариваются перед игрой.

АЗЕРБАНЖАНСКИЕ ИГРЫ

ОТДАЙ ПЛАТОЧЕК (ДЭСМАЛЫ ВЕР)

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!» Дети с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Правила игры. Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу. Платочек надо каждый раз давать разным детям.

ДЕНЬ И НОЧЬ (ГЕДЖА ЕЕ ГЮНДУЗ)

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков - «Ночь», а команда девочек - «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Правила игры . Осаленные переходят в команду соперника.

Один из игроков изображает петуха. Петух выходит из своего дома, ходит по площадке и три раза кукаоекает. Игроки в ответ:

· Петушок, петушок,

· Золотой гребешок,

· Масляна головушка,

· Шелкова бородушка!

· Что так рано встаешь -

· Детям спать не даешь?

После этого петух опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей, которые, выйдя из своего домика, бегают по площадке. Если петух не сможет поймать ребят, то он опять изображает петуха.

Правила игры . Петух начинает ловить, а дети убегать только после повторного кукарекания. Ловить детей в их домике нельзя.


Раиса Дадаева имеет два образования - филолог и закройщик-модельер. И материнская любовь к труду передалась дочерям. Старшая дочь Аманта взяла ножницы в 3 года, решив «помочь» отлучившейся покормить сестру матери с выкройкой. Сейчас этот случай в семье вспоминают со смехом, однако считают, что именно он определил будущее хобби девочек. Аманта начала учиться кройке и шитью со своей подругой Аминой, и теперь уже сама придумывает, кроит и шьет для себя платья. Вместе с сестрой они учатся в художественной школе и планируют совершенствовать свое мастерство и по ее окончании.

Младшая Саманта кроить не умеет, но именно ей принадлежит домашняя коллекция из 84 кукол. Девочки со смехом рассказывают, что привозили с собой по кукле из своей каждой поездки. Отсюда и возникла идея: Саманта предложила как-то раз сделать свою собственную куклу, Аманта же придумала одеть ее в национальную одежду. Поделились задумкой с мамой – и Раиса затею детей поддержала.

© Фото из личного архива Аманты и Саманты Сархановых

Первая кукла была обычной, покупной, для нее девочки за 2 дня сшили национальную чеченскую одежду. Однако решили на достигнутом не останавливаться. Друг брата Раисы помог им заказать пластиковую «основу» на одной из фабрик Санкт-Петербурга. Игрушки были выполнены по эскизам, сделанным юными дизайнерами – по особым пропорциям, облику, заготовкам. В результате получились куклы, максимально напоминающие чертами лица и грацией чеченских девушек. У каждой из них – свое имя и свой гардероб. В коллекции уже 13 кукол-девушек, а скоро появятся и новые – куклы-мужчины и дети.

То, что началось как детская игра, стало для девочек серьезным делом с ориентиром на будущее. По их просьбе Раиса зарегистрировала фирму, которая будет заниматься производством национальных чеченских кукол. «Это – подготовка девочек к взрослой жизни, - считает любящая мать. – Я поддерживаю их и радуюсь, когда вижу, что они учатся самостоятельно зарабатывать, занимаясь тем, что им поистине интересно». В планах – сделать так, чтобы национальная кукла была в каждом чеченском доме, поскольку игрушка помогает привить ребенку необходимые ценности и качества.

© Фото из личного архива Аманты и Саманты Сархановых

«Игрушки всегда воспитывают детей, помогают им постигать взрослую жизнь, прививают им с малых лет уважение к национальным устоям и традициям. И, на мой взгляд, очень важно, чтобы у чеченских детей были свои, чеченские куклы, такое, на самом деле, важно для любого народа. Считаю, что когда чеченский ребенок – не важно, здесь ли, в республике, за ее пределами или вовсе за рубежом – будет играть с чеченской куклой в национальной одежде, он будет и в играх постоянно соприкасаться с традициями и духом своего народа», - поделилась своей позицией с корреспондентом «Ридуса» Раиса.

Несмотря на свой юный возраст, девушки уже точно знают, что хотят, и строят планы на будущее. Их главная мечта – выучиться на профессиональных модельеров, поступив после окончания школы в Британскую школу дизайна, где есть возможность на последнем курсе стажироваться в Великобритании. Но это совсем не значит, что жизнь за рубежом их привлекает. Наоборот, после окончания учебы они хотят вернуться на Родину и продвигать собственную дизайнерскую марку одежды. «Будем шить одежду, хотим, чтобы наша марка стала такой же известной, как Шанель или Луи Виттон», - признается, улыбаясь, Аманта, и, глядя на эту улыбку, искренне веришь, что у них с сестрой все получится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных школах в одном классе может встречаться до 4-5 разных национальностей. Сделать коллектив начальной школы дружным и талерантным поможет знакомство детей страдициями разных народов, самый легкий способ это знакомство с правилами подвижных игр разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры разных нородов»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ.

Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка” (гас эрглген)

В землю вбивается небольшой колышек, один из игроков держится за него правой рукой и начинает кружиться по часовой стрелке. Одновременно игрок пытается достать левой рукой правое ухо из- под правой руки.

Игра требует большой ловкости и гибкости.

Правила игры: выдержавшие пять-шесть кругов считаются победителями.

Нарисуем мы часы, стрелкой будем я и ты.
Кто быстрее круг пройдет, место первое займет.

Башкирская народная игра “Юрта” (тирме )

Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на земле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Музыка заканчивается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой.

Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Кружит суховей-песок, кружат дети в хороводе.
Дом построить нет досок, вот уж силы на исходе.
Но додумались и мигом за постройку все взялись.
Кто быстрей построит юрту? Хочешь первым? Шевелись!

Дагестанская народная игра “Слепой медведь” (сокъур аюв.Бецаб ци.)

Играющие дети свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего- медведя, которому завязывают глаза. Они водят по зубчатой палочке - гладкой и получается звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих детей. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Злые собаки на мишку набросились,
Кружится он и ревет.
Хоть и слепой, но попробуй попасться,
Сразу в клочки разорвет.

Татарская народная игра “Лис и курочки” (тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок.
Ходит важною походкой, золотистый гребешок.
Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг
Закричали и в курятник побежали напрямик.
Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

Белорусская народная игра “Мельница” (млын)

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.
Мельница-бездельница, кружит не спеша.
Но подует суховей, заработает быстрей.
Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.
Кто свой мячик не поймал, тот , наверное устал.
Он в сторонке постоит за другими поглядит.

Чеченская народная игра “Утушка” (Бобешк)

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх, носки соединяют и получается мостик. Выбирается утка, остальные дети-утята. Утушка зовет своих утят. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от 10 до 12 человек.

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Татарская народная игра “Скок-перескок” (Кучтем-куч).

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диам.

30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,
Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.
На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.
Надо всех опередить, мне не хочется водить.

Таджикская народная игра “Немая игра” (Гунгакбози )

Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водящий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока движение не вернется водящему.

Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если он засмеялся или заговорил, то выходит из игры.

Правила игры: Проигравшие должны в конце игры спеть или станцевать.

Поиграем мы с тобой, ты немой и я немой.
Слов в “немой” игре не надо, поиграть и так мы рады.

Башкирская народная игра “Липкие пеньки” (Иэбешкек букэндер).

Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

На полянке у реки появились вдруг пеньки.
Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.
Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,
Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

Якутская народная игра “Белый шаман”

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Над водой стоит туман, звонко в бубен бьет шаман,
То быстрее застучит, то внезапно замолчит.
Пусть попробует другой настучать мотив такой.
Ты возьмись и повтори, начинаем “Раз, два, три”.

Еврейская народная игра “Найди афикоман”

В эту игру играют дети в Пасхальный вечер. В начале вечера отец берет один листок мацы и разламывает его на две части. Меньший кусок называется афикоман. Отец говорит детям, что он сейчас спрячет афикоман, а они должны будут его искать, нашедший получит приз. Дети ищут афикоман в течение вечера.

Правила игры. В игре принимают участие все дети. Нашедший афикоман получает приз в конце вечера.

Разломаю я лепешку, спрячу меньшую от вас.
Поищи ее немножко, где лежит она сейчас.
Кто найдет афикоман, тот получит приз в карман.

Азербайджанская народная игра “День и ночь” (Геджа ве гюндуз).

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – “Ночь”, а команда девочек - “День”. По команде “Ночь!” мальчики ловят девочек, по команде “День” девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные дети переходят в команду соперника.

Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень.
Догоняет солнце звезды и не может их догнать,
Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать.

Русская народная игра “Плетень”

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги.

Правила игры. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Есть старинная игра, называется “Плетень”.
Нам в нее играть охота, нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

Чеченские ремесла

Чеченское ремесло

Чеченские ремесла имеют древние истоки, уходящие вглубь тысячелетий. На территории Северного Кавказа в районах первоначального расселения нахских (древнечеченских) племен с IV тысячелетия до нашей эры вплоть до Средневековья сменяется несколько генетически связанных между собой археологических культур.
После них остались богатейшие археологические материалы, свидетельствующие о необычайно высоком уровне развития ремесленного производства на Северном Кавказе со времен неолита.
На неолитических стоянках в различных регионах Кавказа обнаружены разнообразные кремневые орудия мезолитической эпохи – нуклеусы, скребки, резцы, пластины; геометрические орудия – сегменты, трапеции, вкладыши с прямо срезанными ретушью концами, а также шлифованные клиновидные топоры, двусторонне-обработанные рубящие орудия, заготовка наконечника стрелы неолитического времени.

В культурном слое поселения позднего неолита в центральной части Северного Кавказа найден разнообразный инвентарь: керамика, обсидиановые, кремневые и каменные предметы, куски слабо обожженной глины. Кремневые орудия большей частью представлены скребками различных типов, проколками, заостренными пластинами, ножевидными пластинами, которые могли использоваться как серповые вкладыши. Здесь также найден кремневый наконечник стрелы и половинки каменной булавы. Каменный инвентарь включает в себя полированные топоры округлого сечения, долотца, терочники, терки, песты, точильные камни. Керамика поселения изготовлена из глины низкого качества, отличается грубой ручной лепкой и слабым обжигом. Сосуды не орнаментированы, только некоторые из них украшены вдоль верхнего края налепным валиком или рельефным горизонтальным выступом. На поселении также найдена глиняная антропоморфная фигурка, связанная с каким-то древним земледельческим культом. Присутствие в культурном слое поселения земледельческих орудий (зернотерок, пестов, терочников) свидетельствует о зачатках земледелия в позднем неолите Северного Кавказа.
Инвентарь погребений включал в себя каменные скребковидные орудия, пластины, отщепы, фрагменты керамики, каменные браслеты, подвески из клыков оленя и резцов быка, бусы различной формы. В одном из погребений было обнаружено медное колечко, древнейшее металлическое изделие, обнаруженное на Северном Кавказе до последнего времени.
Не менее интересны находки энеолитической эпохи. В курганном погребении у села Бамут (Западная Чечня) обнаружен мелкий пастовый бисер, разбросанный по всей могиле, кремневая пластинка с ретушью по краям, а в погребении у города Грозного – кремневая ножевидная пластина с ретушью по краям и круглая мергелевая подвеска.
Археологические материалы свидетельствуют о существовании ремесел на Северном Кавказе уже во времена мезолита и об их развитии и совершенствовании в неолите и энеолите.

remesla4

Высокого уровня достигают ремесла у племен-создателей куро-араксской археологической культуры, распространившейся из Закавказья в III тысячелетии до нашей эры на юго-восточные и южные районы Северного Кавказа. Куро-араксские племена освоили весь цикл производства бронзы от добычи медной руды до литейного дела. В III тысячелетии до нашей эры Кавказ и Закавказье становятся одним из крупнейших очагов металлопроизводства Старого Света.
На поселениях куро-араксской культуры найдено множество печей для выплавки меди, разнообразные орудия труда, оружие и украшения из бронзы, в том числе топоры, плоские тесла, клинки ножей, шилья, наконечники копий.
Находки костяных и глиняных пряслиц, следы ткани на сосудах, а также обрывок ткани, обнаруженный на одном из поселений этой эпохи, свидетельствуют о существовании у носителей куро-араксской культуры текстильного производства.
Керамика куро-араксской культуры настолько своеобразна, что служит основным, идентифицирующим ее атрибутом.
Керамические изделия характеризуются черной лощеной поверхностью и розовой подкладкой изнутри, некоторые из них имеют красно-охристую окраску и идентичны более поздней, майкопской керамике. Они изготовлялись вручную, из хорошо промешенной глины с различными примесями. Вполне возможно, что при изготовлении некоторых сосудов использовался примитивный гончарный круг. Керамические изделия отличаются хорошей отделкой поверхности и высоким качеством обжига, который производился в специальных гончарных горнах. Куро-араксская керамика имеет различные формы: крутые плоскодонные широкогорлые сосуды с округлым туловом, большие яйцевидные сосуды с непропорционально узким днищем, округлые сосуды с цилиндрической шейкой, кувшины, горшки, чаши, миски, кубки. Для нее совершенно не характерна роспись, орнамент же отличается простотой и строгостью линий (двойные спирали, концентрические круги, ромбы, прямоугольники).
Высокого уровня достигли ремесла в последующую эпоху у племен майкопской археологической культуры, которая преобладала на большей части территории Северного Кавказа III-II тысячелетии до нашей эры.

Племена майкопской культуры достигли высокого уровня в металлообработке. Об этом свидетельствуют металлические изделия местного производства, найденные в погребениях: бронзовое оружие, орудия труда, бронзовая посуда. Майкопские воины обладали оружием по эффективности не уступающим даже оружию воинов государственного периода древнего Египта и Шумера (копья с бронзовыми наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы). На протяжении более тысячи лет, примерно до середины II тысячелетия до нашей эры, Кавказ оставался единственным источником, откуда металл поступал в сопредельные области Восточной Европы, к племенам ямной и катакомбной культур.
Археологические материалы свидетельствуют также о высоком уровне развития керамического производства. Майкопские мастера уже знали гончарный круг и производили предметы керамики различной формы и назначения: горшки, кувшины, миски, крупные шаровидные и яйцевидные сосуды.
О высоком уровне развития ремесел свидетельствуют и археологические материалы северокавказской или терско-кубанской археологической культуры II тысячелетия до нашей эры, которая сменила майкопскую культуру в междуречье Кубани и Сулака.
Северокавказская керамика отличается разнообразием форм и тщательной отделкой. Сосуды имеют красновато-коричневую или черную поверхность, украшаются орнаментом в виде оттисков шнура, вдавлениями треугольного штампа, «елочным» узором.
Погребальные памятники северокавказской культуры содержат также большое количество бронзовых изделий, что говорит о высоком уровне развития металлургии и металлообработки. К наиболее типичным металлическим предметам инвентаря погребений относятся тесловидные топоры, бронзовые топоры с проушиной, обоюдоострые листовидные ножи, бронзовые булавки различных форм, подвески, височные кольца, браслеты и бусы.
Наивысшего развития ремесленное производство достигает у кобанских племен – создателей высокоразвитой археологической культуры в междуречье Кубани и Сулака, генетически связанной с северокавказской и майкопской археологическими культурами.
Кобанские племена разработали довольно совершенные для своего времени технологии добычи и обработки медной руды и создания высококачественной бронзы. Они перешли к ремесленному производству металла и металлических изделий. Например, на Серженьюртовском поселении (Восточная Чечня) кобанской эпохи обнаружены остатки трех мастерских по обработке металла. В одном из помещений находилась плавильная печь. Кроме того, в мастерских найдены обломки медеплавильных тиглей, литейные формы, бронзовые слитки, большое количество металлических изделий. На Бамутском поселении (Западная Чечня) кобанской культуры найдены глиняные формы для отливки бронзовых украшений.
Кобанская бронза состояла из сплава меди с оловом, которое ввозилось на Северный Кавказ из Закавказья. Из нее изготавливали орудия труда, оружие, посуду, конскую сбрую, предметы культа, украшения.
С X века до нашей эры носители кобанской культуры начинают осваивать железо, и уже к VII веку до нашей эры они переходят к массовому его использованию.
Кобанские племена достигли высокого уровня в производстве оружия. В их памятниках в большом количестве представлены бронзовые и железные топоры, кинжалы, наконечники копий и стрел, кинжальные клинки, а также биметаллические кинжалы с железным клинком и бронзовой рукоятью. Особым изяществом отличаются бронзовые кобанские топоры, украшенные разнообразным орнаментом. В погребениях позднего этапа кобанской культуры встречаются мечи и кинжалы скифского типа, в том числе и мечи-акинаки.
Кроме того в кобанских погребениях обнаружено большое количество различных бронзовых украшений и предметов одежды: богато орнаментированные пояса из листовой бронзы, поясные пряжки различных форм, булавки, фибулы, браслеты, перстни, серьги.

Не менее развитым было у кобанцев гончарное производство. По материалам кобанских поселений можно предположить, что производство керамики было у них поставлено на ремесленную основу. Например, на Серженьюртовском поселении кобанской культуры (Восточная Чечня) обнаружены остатки гончарных мастерских с печами для обжига. Кобанская керамика отличается высоким качеством изготовления и обжига. Она представлена горшками, чашами, кружками, мисками и сосудами различных форм и размеров. Большинство изделий черного цвета, поверхность их часто залощена. Кобанские сосуды украшены разнообразным орнаментом, чаще всего, геометрических форм.
Археологические материалы аланской культуры, сменившей кобанскую культуру на территории расселения чеченцев в первых веках нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне развития ремесленного производства, особенно гончарного искусства.
Почти вся керамика, найденная на бытовых поселениях и погребальных памятниках, изготовлена на гончарном круге. Она имеет разнообразную форму и цвет: горшки с отогнутым венчиком, кувшины с высоким вытянутым горлом, миски, кружки, пифосообразные сосуды для хранения сыпучих и жидких продуктов. Керамические изделия черного или серого лощения, орнаментированы врезными линиями, валиком, различными налепами. Почти все они имеют прототипы в кобанской керамике.
Металлические изделия представлены пластинчатыми браслетами с точечным узором, металлическими зеркалами, серьгами, бусами, конской сбруей. В одной из катакомб у станицы Змейской найдена богато украшенная серебром с позолотой и драгоценными камнями сабля, принадлежавшая, по всей видимости, местному князю.
Вайнахский период (XV-XVIII) также характеризуется ростом ремесленного производства. Археологические источники говорят о развитии оружейного дела, ткачества, гончарного производства. Оружие в погребениях того времени представлено саблями, кинжалами, ножами, наконечниками стрел, кольчугами, металлическими щитами. Керамические изделия – крупными сосудами для хранения зерна и различных жидкостей, кувшинами, мисками, плошками различной формы.
В последующую эпоху вплоть до середины XX века чеченские ремесленники продолжали традиции древних мастеров.
Во-первых, на высоком уровне находилась у чеченцев металлообработка и производство металлических изделий, особенно оружейное производство. Чеченское холодное оружие пользовалось большим спросом не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. В Чечне существовали целые династии оружейных мастеров, которые из поколения в поколение передавали технологию выплавки стали, ее закаливания. Чеченские шашки «гурда», «калдам», «терс-маймал» обладали высоким качеством закаливания, прочностью клинка и пользовались такой популярностью, что считались бесценными.

Чеченские ремесла

Высокого уровня достигли чеченские оружейники в производстве кинжалов, а позднее огнестрельного оружия (ружей, пистолетов).

Гончарное производство, имевшее в Чечне тысячелетние традиции, также было достаточно развитым. Чеченскими гончарами производилась металлическая (в основном, медная), керамическая и деревянная посуда. Из меди изготавливали тазы, чаны, котлы, кружки, кувшины с узким горлом.
В XIX веке в широком употреблении была деревянная посуда, которая вытачивалась на токарных станках. Чеченские мастера пользовались станками различной конструкции, с ручным, ножным и водяным приводом.
Высокого уровня достигло в Чечне столярное мастерство, резьба по дереву. Австрийский ученый Бруно Плечке в 20-х годах XX века обнаружил в горных районах Чечни удивительные образцы деревянных изделий: мебели, посуды, домашней утвари, детских колыбелей, свидетельствующих о мастерстве чеченских столяров.
Кроме того чеченские мастера производили и продавали в различных регионах Кавказа в большом количестве деревянные бочки и чаны. Из тростника и лозы плели рогожи, циновки, корзины.
Достаточно развитым было в Чечне ткацкое производство, а также изготовление войлочных ковров и бурок.
Чеченское сукно пользовалось большой популярностью на Северном Кавказе, из него шили черкески, мундиры. Чеченские мастерицы славились искусством отделки черкесок золотом и серебром.
Занимались чеченцы и выделкой кож, из которых изготавливали обувь, одежду, а из овчины – шубы и полушубки.
Чеченские ювелиры занимались, в основном, изготовлением серебряных изделий, а также отделкой серебром оружия, конской сбруи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Чеченская Республика


Курс профессиональной переподготовки

Пожарная безопасность


Курс повышения квалификации

Методика работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


«Многозадачность учителя: направления, функции и подходы к реализации»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченская Республика

Республика Чечня

Чеченская республика расположена в самой южной части России. Этот субъект от.

Чеченская республика расположена в самой южной части России.
Этот субъект относится к Северокавказскому Федеральному округу, и имеет небольшую территорию размером в 15 647 квадратных километров.


Административным центром данного региона является город Грозный, в котором в.

Административным центром данного региона является город Грозный, в котором в настоящий момент проживают около 271 600 жителей.

Столица-город Грозный

Флаг

Полноразмерные флаги Республики обрамляются золотой бахромой по всем.

Полноразмерные флаги Республики обрамляются золотой бахромой по всему периметру полотнища.

В классической геральдике выбор цветов трактуется как природа и возрождение (зеленый), мир и добрые помыслы (белый), мужество и сила (красный), богатство и вечность (желтый).

Национальные костюмы

Радушное гостеприимство

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его.

Обычай, связанный с гостем.

Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

Уважение к старшим членам семьи

Уважение к старшим членам семьи

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Особенности чеченской кухни

Особенности чеченской кухни

Базовый продукт для многих блюд – мясо. Чеченцы употребляют в пищу, как пра.

Базовый продукт для многих блюд – мясо.

Чеченцы употребляют в пищу, как правило, баранину, говядина стоит на втором месте.


Блюда с использование муки и разнообразная выпечка относится к любимым кушань.

Блюда с использование муки и разнообразная выпечка относится к любимым кушаньям жителей и гостей Чеченской республики


Чеченская народная игра. Чеченцы делали все возможное для того, чтобы дети р.

Чеченская народная игра.

Чеченцы делали все возможное для того, чтобы дети росли физически здоровыми и выносливыми – этого требовали условия жизни горцев, где не только взрослые, но и дети были вовлечены в непрерывный трудовой процесс.

Чеченская народная игра

Чеченская народная игра

Чеченские танцы – это не просто пластика тела, а отражение характера чеченско.

Чеченские танцы – это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды
Ансамбль «Ансар». Чеченский народный танец

Источники иллюстраций http://virtune.ru/chechnya-rajony/ http://www.vainahkrg.

Источники текстовой информации http://www.vainahkrg.kz/e/2646340-rol-igryi-v-.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 399 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2018 11894
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 223 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Садыханова Камета Шамсудиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

21 минута

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»

60 минут

«Придумай, сделай, сломай, повтори. Или что такое дизайн-мышление»

83 минуты

«Дружественная к родителям среда в образовательной организации»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: