Человек играет с игрушками

Обновлено: 02.05.2024

Нельзя отрицать, что ассортимент игрушек, предназначенных для мальчиков и девочек, автоматически диктует распределение ролей: будущие мужчины должны играть в машинки и пистолеты, а будущие женщины — с куклами или кастрюльками. Девичьи гаджеты должны учить уходу и подготовке к материнству (куклы, коляски, аксессуары, связанные с уходом за «ребенком»), создавать любовь к красоте (Барби, парикмахерские инструменты и игрушечные помады и тени для век, ювелирные украшения) и вести домашнее хозяйство (миниатюрные печи, кухонные плиты, пылесосы, швабры).

Игрушки для мальчиков, в свою очередь, вызывают интерес к спорту, автомобилям, активному отдыху, учат логическому мышлению (всевозможные блоки) и использованию новых технологий (миниатюры ноутбуков или сотовых телефонов) или военной техники (винтовки, пистолеты).

«Мой сын получил от бабушки тряпичную куклу, которую он сильно полюбил. Мы купили для неё розовую коляску, потому что сын выбрал ее. Однажды мы стояли на автобусной остановке, и пожилая женщина заговорила с нами: "О, какая красивая девочка и какая красивая коляска, как зовут куклу?" Я объяснила, что девочка — это мальчик. Возмущение старушки было огромным: как мальчик?! Тогда почему он играет с куклой?» — рассказывает Екатерина.

Сегодня этот мальчик уже подросток и вместо игры с куклой предпочитает играть в футбол со своими друзьями. Екатерина призывает: «Давайте позволим детям играть с тем, с чем они хотят. Неважно, любит ли девочка машины, а мальчик наряжает и расчесывает кукол. Самое главное, чтобы наши дети были счастливы».

Однако не все родители проявляют такую терпимость к «инаковости». У Маргариты есть 4-летний сын Михаил, который вместо того, чтобы играть с солдатиками или экскаваторами, предпочитает обставлять кукольный дом. «Это начинает меня немного беспокоить, потому что он совсем не интересуется игрушками, которые любят другие мальчики. Мы покупаем ему машины, но он даже не смотрит на них. Боюсь, он превратится в какого-то женоподобного парня. Или, может быть, я преувеличиваю?» —спрашивает Маргарита.

Специалисты придерживаются такого мнения, что в первые годы жизни ребенок только следует за своим любопытством. Ему все равно, что хорошо, а что плохо. Именно взрослые толкают его в стереотипные шаблоны, предписывающие мальчикам играть с машинами, а девочкам — с куклами. Если мы не будем заставлять ребенка выбирать игрушки, традиционно предназначенные для его пола, и предоставим ему выбор, мы достигнем противоположного эффекта, и это, безусловно, не окажет положительного влияния на эмоциональное развитие малыша.

Помните, что во время игры дети воссоздают социальные ситуации, которые они наблюдают ежедневно. Мальчик, одевающий или расчесывающий куклы таким образом, готовится к роли отца, в которой нет ничего плохого. Такие игры также стимулируют развитие социальных и эмоциональных способностей, вызывают нежность и заботу у детей, то есть черты, очень желательные у взрослых мужчин.

Кроме того, игра с куклами часто является отличным стимулятором развития, в том числе в беседах с ними ребенок учится формулировать более полные предложения, что очень важно, особенно для мальчиков.

Если дети ходят в детский сад, мы задаем себе вопрос: как заставить их не учиться стереотипному мышлению о девочках и мальчиках, женщинах и мужчинах? Как мальчикам, которые хотят играть в куклы, не быть посмешищем из-за этого?

Обычно, девочки любят куколок,

а мальчики - красивые машинки.

Но это только до 17 лет.

После всё становится наоборот.

Если статья была интересной или полезной для Вас, поддержите автора лайком и подпишитесь на канал. Спасибо за внимание!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как нужно играть с игрушками?

За ширмой раздается плач. Воспитатель обращает внимание детей на это. Из-за ширмы выходит Степашка и плачет.

Воспитатель: «Что с тобой случилось, Степашка? Почему ты грустный? И плачешь?»

Степашка: «Я утром проснулся и увидел, что из моей комнаты сбежали все игрушки.

Я теперь не могу с ними поиграть, могу только их на фотографии смотреть»

(показывает фотографии с игрушками)

Воспитатель: «Степашка ты наверное обижал свои игрушки?»

Степашка: «Да нет, не знаю…. я строил вчера дорогу, а у меня не получилось,

Я разозлился и начал пинать свои кубики, раскидал свои машинки, у них колеса отлетели.

Воспитатель: «Вот видишь, Степашка а говоришь, не обижал. Ребята, а разве можно с игрушками так обращаться? А как можно?» (ответы детей)

воспитатель обобщает правила обращения с игрушками

Воспитатель: «Правильно, ребята! Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается,

Не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил.

Степашка: «А я не знаю, как надо спрашивать разрешения»

Воспитатель: «Не переживай, Степашка, мы тебя с ребятами сейчас научим»

Игра : «Попроси игрушку»

Дети встают в круг, Степашка, в середине, Воспитатель дает одну игрушку ребенку а другую Степашке и просит разрешения поиграть игрушкой.

Например: «Мария, можно мне поиграть твоей игрушкой?» или «Мария дай мне пожалуйста, твою куклу поиграть», или Мария, можно я поиграю с твоей куклой, а тебе пока дам свою машинку», а потом проводится проигрывание данной ситуации детьми по кругу.

Степашка: «Спасибо, вам, ребята, что вы показали мне, как правильно просить игрушку. Я теперь никогда не буду отбирать игрушки»

Воспитатель: «Пожалуйста, Степашка, а хочешь теперь с нами поиграть?»

Игра : «превратись в игрушку»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель произносит слова, превращая детей в игрушки.

Дети должны изобразить эту игрушку. Воспитатель произносит слова: «Вокруг себя все покрутились, и в юлу все превратились» : дети начинают кружится вокруг себя. Так воспитатель

Превращает детей в (машинку, дети ходят по группе, изображая, как они рулят, говоря при этом:

«Ж-Ж-Ж»; мячик – прыгают; самолет –расправляют руки в сторону, изображая полет;

Степашка: «Ой, ребята, как с вами хорошо интересно играть!»

Воспитатель: «Степашка, а хочешь, чтобы твои игрушки вернулись к тебе?»

Степашка: «Конечно, хочу. Только я не знаю, как это сделать»

Воспитатель: «Ну как правильно играть с игрушками мы тебя научили, а

вернуть твои игрушки сможет волшебный сундучок. Степашка, где твои фотографии, на которых изображены твои игрушки?

Игра : «Волшебный сундучок»

Воспитатель: «Мы сейчас опустим в сундучок фотографии и превратим

их в игрушки». Далее Степашка опускает фотографии в сундучок, дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Раз, два, три, сундучок, фотографии в игрушки преврати!» Затем подходит ребенок, опускает руку в сундучок и на ощупь отгадывает, какую игрушку он сейчас достанет.

Так из сундучка дети достают пирамидку, машинку, самолет, матрешку,

Степашка: «Спасибо, вам ребята, вы мне помогли вернуть мои игрушки и научили, как правильно себя с ними вести, я теперь никогда не буду их обижать. Я пойду скорее домой и положу их всех на полочку. До свиданья ребята!» Степашка уходит.

Воспитатель: «Скажите, ребята, какое настроение было у Степашка, когда он к нам пришел?» (грустное).

Просит детей изображать грустное настроение, - «А какое стало, когда он

Ушел от нас домой?» (радостное). Просит изображать радостное настроение,

«Молодцы ребята, вы помогли Степашка, и за это он вам оставил угощение».

«Волшебный чемодан с новогодними игрушками» Воспоминания из детства

«Волшебный чемодан с новогодними игрушками» Воспоминания из детства Дорогие коллеги! Мне хочется поделиться с вами своими воспоминаниями из детства… Приближался новогодний праздник! Хлопоты по украшению.

Елка с игрушками своими руками

Елка с игрушками своими руками Наступил Новый год! Несколько дней я предлагала Вашему вниманию игрушки для елки - сделанные своими руками. Коллекция собиралась не один.

Фотоотчет о продуктивной деятельности «Песок, которым можно играть дома» в подготовительной группе

Фотоотчет о продуктивной деятельности «Песок, которым можно играть дома» в подготовительной группе Фотоотчет продуктивной деятельности в подготовительной группе. «Песок, которым можно играть дома». Песочница – особенное место на детской.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Мастер-класс: макет для игр с маленькими игрушками «В сказочном лесу»

Мастер-класс: макет для игр с маленькими игрушками «В сказочном лесу» Зверюшки – малыши Живут в сказочном лесу! Любят звери все играть Бегать, прыгать и скакать! Дружбой звери дорожат! Нам пример с них надо.

Настольная дидактическая игра с сюжетными игрушками «Солдатские будни и праздники-2»

Настольная дидактическая игра с сюжетными игрушками «Солдатские будни и праздники-2» Актуальность. Данная игра формирует интерес и уважение к профессии военного - защитника Отечества. Назначение. Игра предназначена для.

Потешки и песенки, которые можно использовать при проведении игр с богородскими игрушками Богородская игрушка рукотворная. Она фезается вручную из липы, берёзы, сосны и не окрашивается, благодаря чему сохраняется природный цвет.

Развивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картона

Развивающие игры с самодельными пальчиковыми игрушками из бумаги и картона Актуальность. Пальчиковых игрушек существует великое множество. Можно купить готовые, а можно изготовить их своими руками. Пальчиковые.

Зимние композиции, в которые можно играть

Зимние композиции, в которые можно играть Сегодня на ВАШ суд предъявляю две зимние композиции, которые могут стать украшением группы и. зимней игрой для ребятишек. Для создания.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Извествнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре…"

Игра и игрушка — понятия неразделимые. Игрушка — это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски — все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка — источник радости ребенка. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, её организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

- В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;

- На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;

- Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества : подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;

- В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;

- Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;

-Ребё нок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;

-Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;

- Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;

- В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

1."Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л. П. Тарасовой. М. ,1982г.

2. Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новоселовой - М. :Просвещение,1989 г.

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. - М. :Просвещение,1979 г.

4. Линькова Н. В. Игры, игрушки и воспитание способностей. М. :Просвещение,1969 г.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 1980.

6. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т. А. Марковой - М. :Просвещение,1982

Игра в жизни дошкольника С введением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного.

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Игра и игрушка в жизни дошкольника Цель. На примере различных игр показать роль игры и игрушки в жизни дошкольника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой;.

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. В. Оклендер В каждом.

Игра — это развивающая деятельность в жизни ребенка Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Игра.

Игрушка в жизни ребенка Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой.

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»Постановка проблемы: «Современные дети играют очень мало или совсем.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» Всем нам известно, что участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Как правило, игра - это фаза серьезной деятельности. Родителям.

Эссе «Игра игрушка в жизни ребёнка» «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, не красоту, а те картины воображения, которые само к ним привязало».

Помню, когда моему братику исполнился один год, мама пыталась определить, кем в будущем он станет. Она собрала в одном месте различные предметы и игрушки: машинку, пистолетик, куклу, сковородку, карандаши, детали от конструктора, игрушечный шприц и даже настоящий утюг.

Затем моему брату мы предоставили право выбрать тот предмет, который ему больше приглянулся. Как Вы думаете, что выбрал малыш? Его ручонки потянулись к утюгу. Мы с мамой сразу пришли к выводу, что ребёнок в будущем станет электриком, как и его отец.

Так оно и вышло. После школы брат закончил электро-радиотехнический техникум и стал электриком.

В настоящее время точно неизвестно: ребёнок выбирает игрушки, исходя из собственных, ещё скрытых, предпочтений, или такие предпочтения возникают из-за того, что ему покупают именно такие игрушки чаще всего.

На оба варианта психологи дают утвердительный ответ. По их мнению, ребёнок к пяти-шести годам составляет представление об окружающем мире и своём месте в нём .

Любая мамочка теоретически может повлиять на этот процесс, покупая своему чаду те игрушки, которые будут вести его в желаемом направлении.

Выберите ниже вид игрушки или предмета, который предпочитает Ваш ребёнок, и узнайте, как это в будущем может повлиять на него.

1. Машинка

Любовь к машинкам у малыша возникает, как ответ на внутренний протест , который он испытывает в своём медлительном и неуклюжем теле. Ребёнок с восторгом может часами ползать по полу, катая перед собой джип и издавая звуки, похожие на рёв мотора. Если в Вашей семье есть такой автолюбитель, то уделяйте больше внимания детскому спорту .

В будущем у повзрослевшего мальчика могут развиться психологические проблемы, связанные с «комплексом физической неполноценности» . В целом, любовь к машинкам развивается почти у всех мальчиков. Девочки же спокойнее относятся к игрушечным машинкам, потому что не беспокоятся о недостатке собственной мощи.

Кем, возможно, станет ребёнок: гонщиком, тяжелоатлетом, программистом.

2. Оружие

Меч из палки, кинжал из пластиковой трубочки или настоящий револьвер из «Детского мира» – это оружие для мгновенного уничтожения всех проблем.

Некоторые мамочки очень любят писать в чатах, что очень глупо дарить ребёнку оружие, пусть даже игрушечное, что тем самым в невинном малыше пробуждается агрессия.

Нужно сказать, что агрессивным детям оружие не нужно , так как они дерутся кулаками и любыми подвернувшимися им под руку предметами.

Наоборот, игрушечное оружие любят больше всего дети неагрессивные , но обладающие богатой фантазией , которая переносит их в сказочные миры, дальние страны, в далёкое прошлое, где они играют в борьбу за выживание.

Как и машинки, шпаги и автоматы свидетельствуют о том, что малыш не очень уверен в том, что может выиграть в такой битве, если бы она случилась по-настоящему.

В будущем он с удовольствием будет понаблюдать за всеми проблемами со стороны, рассуждая, как можно было бы это всё замечательно решить.

Кем, возможно, станет ребёнок: репортёр, журналист, ролевик.

3. Солдатики

Если Ваш сынишка обожает играть с солдатиками, не думайте, что у Вас растет будущий полководец. Скорее всего, в будущем он станет бухгалтером, ведь, чтобы сыграть битву с несколькими армиями, нужно кропотливо расставить всех солдатиков – и в этом-то вся прелесть.

Умение систематизировать факты, собирательство и коллекционирование, различение объектов по мельчайшим деталям и объединение их в группы говорит о последовательном уме, стремящемся к накоплению знаний .

Такие качества будут полезны в науке, востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Однако без достаточных мотиваций (средств, потраченных на образование) Ваш ребёнок может удовлетвориться карьерой отливщика болванок на заводе.

Кем, возможно, станет ребёнок: бухгалтер, учёный, адвокат.

4. Кукла

Обычно мальчики редко любят играть с такой игрушкой потому, что с младенчества им внушают, что она только для девочек. Однако, если Ваш сынишка с восхищением застыл перед куклой-красоткой или пухлым пупсиком, не переживайте.

Кукла для ребёнка — это модель человека , поэтому куклы-девочки меньше интересуют мальчиков. Зато мальчику нужны куклы-мужчины не маленького размера, чтобы можно было проводить психологические манипуляции с солдатами, космонавтами и ковбоями.

Девочка, разговаривая с куклой, занимается самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека . Оживляя куклу и наделяя её сознанием, ребёнок обучается общению, контакту и передаче информации от личности к личности . Общаясь с куклой, он формулирует нормы поведения и эмоциональные оценки .

Частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на всё согласным собеседником.

Кукла – это одна из самых важных для ребёнка игрушек.

Кем, возможно, станет ребёнок: учитель, священник, писатель, актёр.

5. Мягкая игрушка

Ребёнок, который предпочитает пушистого зайчика, котика или медвежонка, а при этом не любит кукол, обладает чувством видовой самоидентификации . Он с подозрением относится ко всему, что похоже на человека. Объект, похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает страх, отторжение или брезгливость.

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Узнай, кем станет твой ребенок, по игрушкам, в которые он играет

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит „ав-ав“, киса говорит „мяу-мяу“, а папа говорит „Дайте мне яду и пять минут покоя“. По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате — это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор — только один.

Читайте также: