Чем и как происходит замена в игре предметов и игрушек в доу

Обновлено: 07.05.2024

Опыт работы по использованию игрушек-заместителей и воображаемых предметов в раннем дошкольном детстве.

ВложениеРазмер
opyt_raboty.docx 21.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игрушек – заместителей для обогащения игровой деятельности детей»

« Каков ребенок в игре, таков и во многом он будет в работе, когда вырастет »

Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство – они обязательно играют.

Если ребенок не играет, значит, он болен или чем-то угнетен. В играх ребенок развивается, учится, развлекается, отдыхает. Особенно нужно играть дошкольникам.

Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.

Многие навыки приобретаемые детьми в играх пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде.

Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. Она открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. В игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними. Игра создает благоприятные условия для развития самосознания, она доступная и привлекательная для детей деятельность.

Оживить мир игры нам помогают игрушки.

Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.

Многие навыки приобретенные детьми в играх пригодятся им позднее: в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребенку глубже понять окружающее, людей.

Так как наши дети самостоятельно играть не умеют, мы поставили перед собой основную задачу: научить играть детей самостоятельно и применять в своей игре простейшие игрушки-заместители.

Если не предлагать детям предметы-заместители, то у них может задержаться развитие отвлеченного мышления и воображения. А именно наличие воображаемой ситуации является, по мнению Л.С. Выготского, главным признаком игры.

Поэтому задачи умственного развития ребенка, развития его воображения смыкаются с задачей формирования игры, как деятельности, начиная с раннего возраста.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы можем «обыграть» любое случайно возникшее у ребят на действие с предметом, придав ему сюжетный смысл. Например, у Миши в руках зеленый мяч. Я говорю ему: «Миша, это у тебя арбуз? Куклы хотят сладкого!» и т.д.

Такое «приписывание» предмету условного значения первоначально вызывает изумление, удивление ребенка, затем – радость, смех, желание продолжать действовать с предметом в его необычном, условном значении. Такие реакции детей свидетельствуют о том, что условное игровое действие ими действительно «открыто» осознанно и уже войдет в арсенал их действий.

Однако все это не происходит само по себе. Мы, воспитатели, помогаем детям играть и участвуем в игре наравне с ними.

Для этого вместе с родителями изготовили палочки из дерева, сшили «кукол» из ткани, из меха и пушистых тканей сшили животных. Я показала родителям игрушки-заместители и объяснила для чего и как они используются, т.к. есть родители, которые не представляют, что это такое. Рекомендовала родителям использовать игрушки-заместители дома.

Главной целью при формировании самостоятельной игру детей раннего возраста должны быть способы решения игровых задач.

Одна из задач в игре с предметами-заместителями – не обучение конкретным действиям по образцу, а то, чтобы дети поняли. Смысл игровой ситуации, которую воспитатель демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести в своей игре.

Мы учим детей использовать игровой материал, замещающий недостающие предметы, не используем предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действия с реальными предметами.

Использование предметов «не по назначению» развивает воображение ребенка, а свободный поиск новых оригинальных игровых способов для достижения каких-либо целей – первая ступень в становлении его творческих способностей.

Сначала мы с детьми рассматриваем и используем сюжетные игрушки, сравниваем с предметами, которые они изображают, называем их, выделяя основные признаки, предлагаем ребенку найти, а позднее и назвать эти предметы. Показываем несколько простых действий с игрушкой; например, кормление куклы, мишки, зайчика и т.д., при этом эмоционально подчеркиваем главное – смысл действия, его воображаемый результат. Для кормления куклы необходимо иметь тарелку, ложку, чашку и только после уяснения, что кроме готовых игрушек детям предлагаем для игры материал, который образно оформлен, то есть игрушки-заместители.

Но какой-то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым (каша, вода, молоко и т.п.), однако, это не предмет, с которым в игре непосредственно выполняется действие (предметом оперирования является не каша, а ложка, не вода, а мыло и т.д.). К двум годам дети усваивают действие «понарошку», т.е. для него открылась условность действия с предметом, нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие. Например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко, конфету и т.д.

Играя с детьми, протягиваю ребенку руку с воображаемой конфетой – «Максим, возьми конфету, угости зайчика». Максим берет «как бы конфету» и угощает зайчика. Если ребенок не принимает этого предложения, я сама угощаю игрушку: «Зайка, попробуй, какая вкусная. У меня еще много таких есть (беру со стола еще воображаемых конфет) – вот, попробуйте все». Или выношу колечки от пирамидки и говорю: «Это баранки» и т.п. Охотно, но чаще по предложению взрослого, дети используют в игре предметы-заместители или воображаемые предметы, умеют играть рядом, вместе, называют действия, предметы, свойства (спать, сидеть, горячий и т.д.), но они могут легко и отвлекаться от начатой игры, и взрослые должны постоянно игру детей направлять.

Тем самым мы обогащаем игровую деятельность детей, учим детей общению (обмен информацией, выражение своего отношения, согласование действий ребенка с другими людьми (детьми и взрослыми).

Овладение ребенком действий с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию, свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры. Сформировались условные действия с предметами, умения развертывать двухфазные сюжеты. По мере овладения детьми условными игровыми действиями, переходим от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей – всех желающих, откликающихся на предложение воспитателя поиграть с ним. В такой игре можно обойтись без игрушек-персонажей. Развертывая игру таким образом, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя, а не только на кукол.

Совместная игра воспитателя с одним или несколькими детьми, привлекает внимание и других детей группы. Наблюдение за такой игрой служит источником игрового опыта детей. Пример, ставлю на маленький стол, расположенный недалеко от игрушечной раковины с краном, пластмассовый тазик, говорю достаточно громко, чтобы слышали дети, но внимания специально не привлекаю: «Сейчас мишка будет купаться. Он грязненький, чумазенький. Мишка, хочешь купаться? – Хочу! – Ну, давай я тебя помою. (Дети подходят поближе) Вот я уже и тазик приготовила. Сейчас воду налью (подхожу к игрушечному крану, имитирую, что наливаю воду) Тс-с-с-с. Вода льется горячая. Иди, мишка, купаться. Не хочешь? Вода горячая? Полина, налей сюда еще холодной водички, а то очень горячая! (Полина берет тазик, подходит с ним к раковине, подставляет тазик под кран) – Т-с-с-с – (подражает взрослому) – Ну, мишка, теперь вода хорошая, теплая. Полина подлила холодной. Садись в таз (усаживаю мишку в таз) А чем мыть тебя? Я мыло забыла взять. Дима, принеси, пожалуйста, мыло. (Дима недоумевающее смотрит на меня и направляется в умывальную комнату, за настоящим мылом) Дима, дай-ка мне из коробки кубик – это у нас будет мыло, понарошку. (Дима приносит кубик, смеется) Давай, мишка, я тебя намылю: головку, лапки, ушки. Все помыла. Лиза, налей, пожалуйста, нам воды в кувшин. Будем чистой водой мишку поливать. (Лиза берет кувшин, но никаких действий не осуществляет. Отдает кувшин Диме. Мальчик оживился, улыбаясь, подходит к раковине, подставляет кувшин под кран) – Тс-с-с. На, вот! (отдает кувшин мне) – Спасибо, Дима! Вот как мишку водичкой полью. Он рад, смеется. Все, кончилась вода. Лиза, налей, пожалуйста, еще водички! (Теперь уже Лиза охотно берет кувшин и идет с ним к раковине) – Тс-с-с-с. (Наливает воду, несет кувшин мне) – Теперь мне нужна простынка, чтоб мишку вытереть. Егор, принесешь? – вот хорошо. Сейчас заверну мишку. Вика, подержи его. Мишка спать хочет. Тише, ребята, не шумите, мишка уснул.

Альбина: А-а-а-а, спи, мишка.

Я говорю: «Зайчик тоже мыться хочет. Кто его помоет?» - Егор приносит большого зайца, пытается посадить его в тазик. Пыхтит, ничего чего не получается, заяц не умещается в тазике.

Егор, поворачиваясь ко мне: «Никак!»

- А давай ему лапы помоем. Ты, зайца держи, а Аня ему лапы помоет. (Егор несет зайца к раковине, Аня идет за ним.

Егор (как бы поворачивает кран): Тс-с-с.

Аня (держит зайца за лапу): Мыло! Нам надо мыло!

Вика: На! (подает Ане кубик-мыло)

Аня и Вика намыливают кубиком зайцу лапы.

Я: Можно и куклу помыть и машинку. Я еще тазики принесу.

Дети продолжают сами мыть кукол.

Овладение детьми разнообразными условными игровыми действиями в совместной игре со взрослым приводит к усложнению их самостоятельной деятельности, расширению круга смысловых ситуаций, которые они стремились воссоздать в своей игре.

Цель мастер класса : Привлечение интереса к использованию предметов-заместителей в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему их применению.

- Повышение педагогической компетенции в организации и проведении сюжетно-ролевых игр с использованием предметов-заместителей;

- повышение значимости организации игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический

Оборудование: видео-ролик, альбом «Предметы-заместители»

Раздаточный материал: альбомные листы, маркеры, фломастеры,

Ход мастер-класса :

1. Вводная часть.

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Воспитатели и мама не хотят нас понимать.

покупают нам игрушки, чтобы с ними нам играть.

Очень яркие, цветные

Словно радуга – дуга.

День мы с ними поиграем,

Ну, от силы может два. А потом…

В дом, а также детский садик

я тащу большие палки,

Кусочки красных кирпичей.

В карманах всякие железки

И камень тоже был ничей.

Воспитатели и мама каждый раз ругают,

Что я всякий мусор в карманы собираю.

Но нас никто не понимает

Нас очень это – обижает

Знакомо это вам?

2. Основная часть.

Мир вещей очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые быстро становятся ненужными. Это разнообразные бутылочки, коробочки, стаканчики и многое другое, от чего мы взрослые, чаще всего стараемся избавиться и выбросить в мусорное ведро. Такой материал называется бросовым.

-Я хочу спросить у Вас коллеги: А можно ли это все применить при организации сюжетно-ролевой игры? Как?

Еще эти предметы называют предметами-заместителями.

Предметы-заместители — это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».

Средний дошкольный возраст называют временем расцвета сюжетно-ролевой игры. В группе необходим запас дополнительного материала: коробок, катушек, палочек, трубок и т. п. Как это предложить детям?

Можно использовать такой прием - Дети хорошо знакомы с куклой Сашей В руках у куклы красивая коробка и большим бантом.

- Куклы постоянно наблюдают за вашими играми. Они решили вам сделать подарок. (Открываю коробку, рассматривают содержимое). Достаю из коробки вещи, показываю детям, а дети определяют, что это такое и как это можно использовать в игре. Поясок – может быть шарфиком, галстуком, ремнём, ленточкой на голову; палочка градусник, ложка, ручка; стульчик машина, конь; зонтик гриб; ленточка дорожка, ручеек и т. д.

В группе целесообразно завести коробку с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки… Коробка должна располагаться неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Можно оформить альбом, в котором были бы помещены «подсказки» для детей- чем может быть палочка, мозаика, кирпичик

И сейчас мы с вами попробуем выполнить такое задание- создать «подсказку» по использованию различных предметов для игр.

Педагоги делятся на подгруппы. Им раздаются альбомные листы фломастеры и картинки с изображением какого- либо предмета-заместителя. Дается время на работу.

Можно привлечь к оформлению игровых мест самих детей: сделать продукты для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора. Конечно многое, что предлагается - идет от воспитателя. Однако, уже к концу среднего возраста многие дети уже самостоятельно пробуют свои силы в преобразовании среды группы.

3. Заключительная часть.

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов- заместителей разными приёмами.

Хочется сказать всем большое спасибо за активное участие в нашем мастер-классе и выразить надежду, что данное мероприятие помогло нам сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию с нашими детьми в совместной творческой деятельности.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Изготовление гирлянды из флажков и бус как атрибутов к детской индейской квест-игре

Изготовление гирлянды из флажков и бус как атрибутов к детской индейской квест-игре Материал будет интересен воспитателям, родителям и детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста для организации и проведения.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Мастер-класс по детской игре «Камушки»

Мастер-класс по детской игре «Камушки» Последние две публикации Татьяны Титовой о камушках всколыхнули, взбудоражили мою память, напомнили о моем далеком детстве. Прекрасная беззаботная.

Мастер-класс по изготовлению плаката «Опасные предметы» в старшей группе

Мастер-класс по изготовлению плаката «Опасные предметы» в старшей группе Безопасность… Какое важное слово. Как необходимо владеть навыками безопасного поведения. Как необходимо уметь правильно пользоваться инструментами.

Фотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагогов

Фотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагогов Сегодня, мне хочется рассказать о том, как мы готовили визитку к педагогической игре МОСТ, которую организовал районный методический центр.

Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре»

Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре» Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать.

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку». Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы: «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет, по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит: «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например: «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или: «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?».

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе, что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами, которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: «Чем ты кормишь куколку?». Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос: «Может быть, это яичко?». Ребенок согласно кивает головой: «Яичко». После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет, назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет – заместитель. Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему: «Предметы –заместители в детской игре».

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру».

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как: хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши: «Что ты приготовила?». Она ответила : «Готовлю обед».

Маша показывала разные предметы, которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители. Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила: «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили: «спасибо».

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями. Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала: «Что ты везешь по железной дороге?» Показывая на разные предметы, которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители. Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители, развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Интегрированное занятие «Опасные предметы» Тема: "Опасные предметы"Цели: - Уточнить представления об опасных предметах, правилах обращения с ними и хранения. - Закрепить привычку.

Анкета для родителей «Что Вы знаете о детской игре?»

Анкета для родителей «Что Вы знаете о детской игре?» Анкета для родителей на тему:«Что Вы знаете о детской игре?» Наши дети очень быстро растут и развиваются. Но развивается ли детская игра,.

Анкета-знакомство для родителей «Что Вы знаете о детской игре?»

Анкета-знакомство для родителей «Что Вы знаете о детской игре?» .

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре»

Консультация «Игрушки-заместители в детской игре» Игрушки-заместители в детской игре. Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей.

Из опыта работы «Предметы-заместители в детской игре» Введение в игру предметов-заместителей – важнейшее условие формирования творческой игры. Кроме того, это делает игру более интересной, содержательной.

«Опасные предметы» (фотоотчет)

«Опасные предметы» (фотоотчет) Как же нам избежать опасности, которые нас окружают? Мы с ребятами подробно изучили этот вопрос. Я приготовила ватман, на котором указала.

Плакат «Колющие и режущие предметы»

Плакат «Колющие и режущие предметы» Данное пособие изготавливалось к занятию по ОБЖ для знакомства детей с колющими и режущими предметами, т. е. предметами представляющими.

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх

Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.

Конспект занятия «Сосчитай предметы» Цель: Закреплять знания о том, что считать предметы можно в любом направлении, считать надо, не пропуская ни один предмет и не один не считать.

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор предметов-заместителей, также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей.

Предметы-заместители помогают детям развернуть игру. Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов, с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет-заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница»-градусником, в игре «Парикмахерская»-расчёской, в игре «Уличное движение»-жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители.

Разворачивая сюжетно-ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом. Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами-заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами-заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов-заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру, мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры, какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом, соответственно меняется назначение предметов-заместителей, они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать, часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки», ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр, договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр. Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница»+ «Семья», «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители, наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета, для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры. В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю, подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр, обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать, как можно обогатить игру «Магазин», Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую», проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов- заместителей разными приёмами.

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_neoformlennogo_materiala.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование предметов – заместителей в игре.

воспитатель МБДОУ № 28

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов – заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов – заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.

Предмет заместитель – это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка – самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.

Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки – самоделки. Так же необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители.

Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде:

Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.

- Создаются комплексы : «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)

Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в них красивые окошечки. Главное условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений.

Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».

Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .

Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания.

По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др..

Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.

При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.

Читайте также: