Чем красить глиняную игрушку

Обновлено: 01.05.2024

Прежде всего определитесь с краской для создания рисунка. Акварельные краски не годятся для работы по керамике. Гуашь хороша лишь в том случае, если керамическая фигурка не будет часто находиться в руках, иначе краска будет оставлять следы на том, с чем соприкасается. Лучше всего для работы с глиняными фигурками подходят специальные акриловые краски по стеклу и керамике. Они быстро сохнут, имеют богатую палитру, при желании их можно смешать и получить новый цвет. Окрашенное изделие можно обжечь в духовом шкафу, оно приобретет дополнительную стойкость к воде.

Перед началом работы удалите излишки жира с изделия. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровно и не отставала от поверхности. С этой целью можно использовать спирт или жидкость для снятия лака. Нанесите небольшое количество средства на ватный диск и протрите керамический предмет.

Начинайте раскрашивать глиняную игрушку с основного цвета – того, который составляет большую часть площади игрушки. Когда основной цвет нанесен, оставьте ее сохнуть.

Затем раскрашивайте части игрушки одного конкретного цвета. Каждый цвет должен хорошо высохнуть, прежде чем дойдет дело до следующего. В самую последнюю очередь рисуйте глаза и рот поделки.

Если необходимо наложить один цвет на другой, предварительно убедитесь, что светлая краска на темной не теряется и выглядит ярко. Для этого можно нанести краску на бумагу. В случае использования акриловых красок по стеклу и керамике такой проблемы возникнуть не должно.

Акрил при разбавлении водой становятся более прозрачными. Используйте это его свойство при оформлении изделия, но учитывайте тот факт, что разбавленная краска легче стирается с глины. Для ее закрепления покройте игрушку акриловым лаком (матовым или глянцевым) после того, как остальные этапы работы будут выполнены.

Когда вся игрушка будет раскрашена, дайте ей просохнуть и при желании обожгите в духовом шкафу в течении получаса.

Это зависит от того, какую задачу вы ставите.
Если простая поделка для массового тиражирования, если изделие не должно выглядеть уникальным - подойдут специальные глазури. Например, Maimeri.
Но если изделие должно поражать сложностью замысла и оригинальностью, если поверхность не будет покрыта глазурью, не будет контактировать с пищей - букет прекрасный вид при покрытии акварелью. Невинномысский скульптор А. Красин покрывал фигурки тёмной коричневой акварелью. Она очень хорошо впитывается, поверхность приобретает исключительно благородный вид.
При этом сразу понятно, что перед вами - именно керамическое изделие, а не пластмасса. Так что если ваши изделия - для эстетов, для музеев авангардного стиля - лучший вариант - акварель.

А как предохранить акварель от истирания и пятен? Хочу сам покрасить свинью - копилку. Она готова под покраску. Прошла обжиг при 1180 градусах. Заранее спасибо

Alexander Grishchenko Просветленный (27319) А пусть стирается - так уютнее вид. Не станочный ширпотреб.

Раскрашивание глиняных или гипсовых фигурок - самое простое занятие, доставляющее массу удовольствия и, часто, очень позитивный практический результат.

Но, чтобы работа была максимально удовлетворительная, стоит знать несколько секретов.

Грунтовка

Раскрашивая фигурки, скорее всего, вы хотите, чтобы ваша работа была долговечной. Поэтому, в первую очередь стоит использовать грунтовку. Это не обязательно, вы же не стены красите, но грунтовка позволит краске ложиться более ровно и держаться дольше. Особенно, если речь идет о водяных красках - а именно ими удобнее всего рисовать по гипсу и глине.

Грунтовка может быть любой, но, на мой взгляд, самая лучшая акриловая - она почти не пахнет и проникает в материал хорошо. Хотя существуют еще и фактурные грунтовки (с мелкими частицами, создающими эффектные неровности) - но это уже вопрос, потому что фигурки маленькие, а фактурные грунтовки рассчитаны для покрытия больших поверхностей. Создать качественную фактуру на маленькой площади будет сложно.

Краски

Использовать можно любые краски, от водяных, до нитро. Но для работы с глиной и гипсом лучше всего водяные: акварель, гуашь и, идеально - акриловые или темперные. К слову, их акриловых красок очень просто сделать темперные, смешав их в канцелярским клеем на основе ПВА.

Акварель будет идеальна, если цвета должны хорошо просвечивать (например, у фигурки интересные разводы, которые не хочется совсем закрашивать. Так же акварелью хорошо получается нежный полупрозрачный фон.

Гуашь также хорошо для фона, но она обладает меньшей прозрачностью.

И акварель и гуашь хорошо впитываются гипсом и глиной, и отлично держатся, в отличие от акрила. Однако, именно это свойство (при высыхании слой акриловой краски можно смыть или соскоблить без вреда поверхности позволяет легко исправлять свои ошибки. Тогда как смыть неудачный оттенок гуаши и акварели полностью без моющих средств, не получится - а это повредит фигурку.

Идеальный лак для полимерной глины - материя сродни философскому камню. Годы поисков и проб, множество испорченных работ, куча потраченных денег, и даже слезы обиды - все эти неприятные вещи очень часто сопровождают мастеров полимерной глины во время поиска "того самого" лака.

К сожалению, пока сам мастер не набьет все возможные шишки в вопросе выбора лака, никакие полезные советы не помогут. Но я попробую максимально облегчить поиски для мастеров, лепящих из полимерной глины, подробно поделившись своим опытом ( а опыт не маленький - более 7 лет).

Каким должен быть идеальный лак для полимерки? Я выделила самые важные критерии:

👌Прочность. Лак должен выполнять свою главную функцию: надёжно защищать тонировку пастелью и акрилом от стирания, препятствовать загрязнению, и, в качестве бонуса, препятствовать выгоранию изделия (выгорание пг- большая редкость, но иногда случается. У меня был такой опыт с отечественной глиной). И, конечно, не должен облазить, смываться водой и откалываться с поверхности.

👌Не должен давать липкость. Эта особенность некоторых лаков действительно может довести до слез. Причем, совсем не факт, что лак начнет липнуть сразу же после нанесения. Может пройти приличное количество времени, прежде чем проявится эта его вредная особенность. Практически гарантировано вы получите липкость, покрыв пг лаком для ногтей, универсальным акриловым лаком для рукоделия, и составом ТМ "Соннет"❎

👌Не желтеть и не белеть после нанесения. Такие "чудеса", к сожалению, тоже случаются. Чаще из-за того попадания посторонних примесей в баночку с лаком или чрезмерного разведения водой. Также лак может просто испортиться из-за неправильного хранения или когда закончился срок годности.

👌 Не идти трещинами. Помню, в самом начале моего полимерного пути, я приобрела отличный лак с эффектом стекловидного покрытия от "Sculpey". Он действительно был хорош, но спустя некоторое время я заметила, что на поверхности изделий, которые я покрыла им в несколько слоев, образовались мелкие трещинки. Такой своеобразный эффект "кракле" получился. Я тогда очень расстроилась и решила больше не покупать данный лак.

Но спустя время, приобрела его снова. И больше трещинок на поверхности изделий я не замечала. Не знаю, что в первый раз сделала не так 🤷‍♂️ Лак, на самом деле, отличный - дает прочное стекловидное покрытие, особенно при нанесении в несколько слоев.

Итак, с самыми главными требованиями разобрались. Переходим к практике 🤩 Вот какие лаки мне довелось использовать на "шкуре" собственных изделий (кроме тех, о которых уже писала выше):

1. Фирменный лак "Фимо"

Приобрела после неудачного опыта с "Соннетом". Использовала ровно один пузырек.

Лак нормальный, но больше сказать нечего - "Вау-эффекта" от него я не получила. Но это не значит, что он плохой - просто когда есть, с чем сравнить, и из чего выбрать, он для меня не будет стоять на первом месте.

Лак "Фимо" очень быстро закончился из-за малого объема. И тогда я решила, что мне нужно МНОГО лака. ООООЧЕНЬ МНОГО ЛАКА! И купила.

2. Tikkurila Parketti Assa.

Этот лак советовали многие мастера полимерной глины, в том числе Анна Оськина , дневник которой на "Демиарт-форуме" для меня стал толчком для того, чтобы начать лепить. Аня рекомендовала "Яссю" с зеленым оформлением банки, но его сняли с производства, насколько я поняла:

Я смогла отыскать лишь ведерко похожего лака из той же линейки:

Целый литр! Очень переживала - подойдёт ли?

В итоге, лак оказался отличным. Он давал хороший глянец, легко и ровно наносился, и выдерживал настоящие испытания: например, стирку броши на полном цикле 👌 Он не слез, не облупился, и защитил пастельную и акриловую тонировку.

Липкость не даёт, нанесение в несколько слоев выдерживает. В общем, лак хороший. Пользовалась им года 4, на данный момент то, что осталось на дне банки, загустело и непригодно для использования. Сейчас "Ясся" по-прежнему выпускается, но в обновленном дизайне. Поэтому брать можно смело 👍. Хватит его очень надолго, поэтому пусть вас не смущает достаточно высокая цена - за такой объем можно заплатить.

А если вы не хотите приобретать такую большую банку, есть магазины, разливающие подобные лаки по маленьким баночкам - их можно найти на "Ярмарке мастеров" и в Инстаграм.

Так можно приобрести легендарный "Варатан" , который является признанным лидером среди полиуретановых лаков по мнению как русских, так и зарубежных мастеров:

Еще один лак, заслуживший уважение мастеров, но продающийся лишь в больших объемах - "Synteko Pro 90" . Его также можно найти в магазинах "на разлив":

Упомянутые выше два лака я лично не пробовала (но планирую), но они заслужили уважение многих мастеров, поэтому брать их можно смело. Особенно, если сможете найти Варатан.

3. Линейка лаков "Golden".

У меня были три вида: глянец, сатин и матовый. Этот лак - эксклюзив вам от меня))) Потому что ни у кого из русских мастеров я такой не встречала. А зря - лак отличный!

Куплен он после изучения зарубежных форумов полимеристов лет 7 назад, и до сих пор глянец и сатин живы, не потеряв своих свойств, а вот матовый закончился.

Достать лак сложно - есть он только на иностранных сайтах. Также встречала его на Ebay.

Лак хорош. Матовый - действительно МАТОВЫЙ. А это большая редкость, надо отметить. Сатин от глянца практически не отличается - оба блестят, но сатиновый чуть меньше.

"Голден" лучше не наносить во много слоев - смысла нет. Вообще, этот лак предназначен для закрепления живописных работ, поэтому его можно разводить водой, и перемешивать разные лаки друг с другом. В составе есть уф-фильтр, что означает надёжную защиту от выгорания.

Если есть возможность достать - пробуйте матовый, он шикарен. Варианты глянца есть другие - более доступные.

4. Фирменный лак бельгийского производителя полимерной глины "Cernit".

Этот лак отличает от остальных то, что он запекаемый . То есть, после нанесения и сушки, его нужно закрепить в духовке. Мне представляется, что это дополнительное действие делает лак ещё более прочным 👌

Есть матовый и глянцевый представители:

Он и правда выполняет свою защитную функцию на все 100 процентов. Единственное, что не очень нравится - матовый лак все же не абсолютно матовый. Я знаю, что многие советуют хорошо его перемешивать перед нанесением, но это не особо помогает. Я бы назвала его не матовым, а, скорее, сатиновым. Кстати, если лак не запекать (так тоже можно) - матовость будет лучше. Именно после запекания проявляется небольшой глянец.

Но, все равно, лак хороший - можно смело брать 👌

5. Аэрозольный лак "Krylon matte finish".

Уж не помню, где я наткнулась на информацию о том, что он идеально-матовый, но как только оказалась в "Леонардо" - схватила.

Уже дома я прочитала информацию на этикетке, и сравнила с тем, что пишут на форумах полимеристов. Нашла информацию о том, что для покрытия пг не подходят латексные лаки. А на русифицированной наклейке Крилона написано, что это "аэрозольный защитный (латексный) лак" , а дальше инфо о том, что он акриловый. В общем, я до сих пор не понимаю - латексный он или акриловый. Или латексно-акриловый (так бывает? 😁).

При нанесении на полимерку ведёт себя хорошо. Но абсолютно матовым я его тоже назвать не могу - в тех местах, где он нанесен потолще - уходит в глянец. Также глянец может вылезти, если плохо его взболтать. А взбалтывать нужно не менее двух минут , тогда матовое покрытие будет максимально хорошим.

Наносится лак удобно (аэрозоль жИ). Но пахнет ужасно! Как эмаль нц - оооочень вонючий. Нужно проводить обработку только на открытом воздухе, дома я бы делать это не стала (наношу на балконе с максимально открытыми створками, с задержкой дыхания, а лучше в респираторе, и пулей убегаю в комнату, когда дело сделано).

6. Качественный уф-гель или гель-лак.

Это удивительно, но отвердевающие в ультрафиолете лаки отлично сочетаются с полимерной глиной. Их можно использовать в случаях, когда вам нужно плотное глянцевое покрытие или линза (например, когда вы сами делаете глазки). В нежелательную реакцию с глиной они не вступают, и очень удобны в использовании. Поэтому смело можете ими пользоваться, только не берите самые дешевые, они имеют свойство отслаиваться с ногтевой пластины , поэтому вполне вероятно, что могут сделать то же самое и при нанесении на полимерку.

1. Инструменты - перечислю основные, без которых, невозможно делать игрушку. И которые, вам нужно будет приобретать.

  • Ножницы - нам понадобятся ножницы парикмахерские, портные, простые канцелярские, маникюрные или сниппер ( не обязательно)

Маникюрные - удобно использовать для распорки шва, стрижки в узких местах, а так же для обрезки нитей (Яндекс картинка)

Маникюрные - удобно использовать для распорки шва, стрижки в узких местах, а так же для обрезки нитей (Яндекс картинка)

  • Кусачки , круглогубцы, плоскогубцы с зауженными концами -
    три инструмента , без которых невозможна работа с проволокой.
  • Аэрограф - очень важный инструмент, для покраски как шерсти , так и пластовых деталей. Не обязателен для приобретения, можно красить и в ручную, но с ним можно добиться очень интересных результатов , особенно если вы собираетесь серьёзно заняться изготовлением игрушек на продажу. Если вы, всё же решите его приобрести, внимательно изучите видео инструкции по работе с ним, так как с ним надо уметь работать.
  • Иголки и булавки - иголки разумеется нужны нам для шитья, а булавки для фиксации выкройки.
  • Швейная машинка - для сшивания различных деталей, изготовления одежды для персонажей и т.д. Вы можете всё шить и в ручную, но иногда без машинки , увы никак не обойтись, поэтому рекомендую приобрести хотя бы самую простую.
  • Мини-печь или кухонная плита - необходимы для запекания пластиковых деталей для игрушки, первую покупать не обязательно, а для плиты необходимо иметь градусник , если у нее нету встроенного.
  • Художественные кисти - для покраски меха, пластиковых деталей.
  • Стеки для моделирования - без них моделировать ну очень трудно.
  • Карандаш, ручка, линейка, мыло, циркуль, метр, клей, нитки - инструменты необходимые для создания выкроек, и скрепления некоторых деталей.
  • Машинка для стрижки волос - для стрижки длинного меха

2. Полимерная глина - какую использовать, решать вам, одну , несколько или их сочетания. Бывают разных фирм. О марках , а так же об их плюсах и минусах, вы подробно можете прочитать на различных сайтах или посмотреть на youtube. Информации полно, поэтому подробно о них писать не буду. Я лично использую полимерную глину марок - FIMO, Cernit и Super Sculpey.

3. Проволока и пластиковый каркас - более дорогой вариант скелета пластиковый - он стоит примерно 700-800 р за метр ( популярен сейчас у мастеров) - ибо гибкий, крепкий и хорошо держит форму , но и намного дороже чем проволока. Я лично пользуюсь проволокой, ибо метр медного кабеля в изоляции стоит около 40 р. Проволока нам понадобится - медная в кабеле - наибольшей толщины что найдете, стальная проволока 1 мм и медная для рукоделия 0.5 мм.

4. Искусственный мех , плюш и др текстильные ткани - выбор только за вами, материалов много, и какие выбрать решать вам.

5. Краски акриловые (различных марок на водной основе), краски для аэрографа ( для ткани и для пластика разные!) и пастель(сухая) - необходимы для покраски меха и пластиковых частей.

Некоторые изделия Гончарного производства не покрываются поливою, например огнеупорные кирпичи, лещади, черепица, горшки, терракота и т. п. , остальные же обыкновенно покрываются глазурью. Глазурование делается для того, чтобы глиняные изделия не напитывались жидкостью, которая в них содержится, или падающей, или же окружающей их влагою. Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой. Чтобы она была прочней и не пачкалась, ее можно покрыть лаком, клеем ПВА или добавить немного клея ПВА в гуашевые краски и раскрасить. Глина легко отстирывается с одежды и счищается с мебели.

Читайте также: