Чем орудие отличается от игрушки

Обновлено: 02.05.2024

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметная дея­тельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Сущ­ность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме – это всегда совместная со взрослым деятельность, поскольку способ действия с предметом перво­начально принадлежит взрослому, который передает его ре­бенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению обществен­ного способа употребления предмета.

Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д.Б.Элькониным в следующих постулатах.

  1. Ребенок самостоятельно не может открыть общественно выработанных способов употребления вещей.
  2. На вещи не «написано», для чего она служит.
  3. Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого ору­дия.
  4. В орудии и в способе его употребления в снятом виде за­ключается цель, которая может быть достигнута этим пред­метом.

Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель – пить воду, т.е. возмож­ность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использова­но. Иными словами, цель не дана че­ловеку с самого начала.

Предметная деятельность –это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества

Д.Б.Эльконин раскрыл общую на­правленность развития предмет­ных действий – путем превраще­ния совместного действия в дейст­вие разделенное (или частичное), а затем в самостоятельное. Содержа­ние общения при выполнении этих Действий меняется от контроля взро­слого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.


Это направление развития предметных действий Д.Б.Эльконин считал очень важным. Он подробно описал этот про­цесс, подчеркивая его значение в свете культурно-историче­ской концепции развития ребенка. Он писал, что предмет об­ладает физическими свойствами, благодаря которым он мо­жет осуществлять требуемую человеком функцию. Физиче­ские свойства этого предмета даны ребенку непосредствен­но, а общественная его функция ребенку не известна. Поэто­му у ребенка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его функцию, т.е. ту цель, которую можно достигнуть при определенном обще­ственно закрепленном способе действия с ним. Но эту цель и способ действия с предметом ребенок может освоить только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не че­рез инструкцию, а именно через совместное действование с предметом.

Таким образом, первоначально все фазы действия: ориентировка, испол­нение и оценка принадлежат взросло­му. Далее ребенок с помощью взросло­го будет присваивать фазу за фазой. Этот путь начинается с того, что взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его (частичное действие). Здесь и возникает возмож­ность его показа – ребенок прослежи­вает действие взрослого. Благодаря этому происходит отрыв ориентиро­вочной части действия от его испол­нительной части. К этому времени об­щественная функция предмета, т.е. цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предмет­ные действия превращаются у ребен­ка в своеобразные жесты, в акты об­щения (ребенок берет ложку в знак.

Предметные действия – в концепции Ж.Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т.п. Предметное действие – это то наиболее общее, что сохраняется в действии при многократном повторении в разных обстоятельствах” (Л.Ф.Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры того, что хочет есть). В это время взрослый может давать ре­бенку указания в виде речевой инструкции.

Развитие действия от совместного со взрослым до само­стоятельного – это первое направление развития предметно­го действия. Второе направление – это линия развития ори­ентации в системе свойств предмета, которая, по мнению Д.Б.Эльконина, является предпосылкой развития ролевой иг­ры. Итак, в ходе совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает способом употребления орудия, и некото­рое время этот способ тесно слит с предметом, на котором он был освоен (например: научился пить из чашки, пьет только из этой чашки).

Далее происходит отрыв предмета от способа действия, что имеет ряд последствий:

  • в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные пред­меты, которые называются в соответствии с их игровым значением;
  • усложняется организация действий, приобретающая ха­рактер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
  • происходит обобщение действий и их отделение от пред­метов;
  • возникает сравнение своих действий с действиями взро­слых и в соответствии с этим название себя именем взрос­лого;
  • происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый.

Последний тезис является ключевым для теории освоения предметных действий, разработанной Д.Б.Элькониным: при формировании предметного действия имеет место сложное взаимодействие ребенка и взрослого; таким образом, в ран­нем возрасте ребенок – это всегда «два человека» – ребенок и взрослый. И именно это внутреннее взаимодействие «двух че­ловек», живущих в одном ребенке, раскрывает процесс разви­тия как процесс самодвижения.

Свою теорию Д.Б.Эльконин пояснял с помощью следую­щих тезисов.

  • Предметные действия, т.е. действия с предметом в соот­ветствии с приданной ему общественной функцией и общест­венно выработанным способом его использования формиру­ются только в совместной деятельности ребенка и взрослого.
  • При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребенок осу­ществляет совместно со взрослым, решая определенные за­дачи.
  • олучаемый после осуществления предметного дейст­вия результат не может служить критерием правильности употребления предмета-орудия.

Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого – взрослый.

  • Создание ребенком образа действий с предметом-ору­дием происходит в результате разнообразных проб.

Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрос­лого, т.е. если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом-орудием не есть одномоментный акт.

  • Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы со взрослым. Возникновение этого образа и знаменует собой конец формирования предметного действия.
  • Процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка со взрослым.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что центральные новообразования следующего возрастного периода зарождаются в предыдущем периоде. Он ссылался на исследования Ф.И.Фрадкиной, в которых показано, что все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятель­ности с ними.

Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых:

  • он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослыми;
  • называет предметы именами замещаемых предметов только после действий с ними и называния их взрослыми игровыми наименованиями;
  • называет себя именем тех людей, действия которых вое производит по предложению воспитывающих взрослых.

Д.Б.Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какую-либо предмет взрослого мира. По отношению к игруш­кам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки поли­функциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игруш­кой в ориентацию включается и ситуация. В результате про­исходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начи­нает сравнивать свое действие с действиями взрослого чело­века, он начинает узнавать в своем действии действия взрос­лого и впервые начинает называть себя именем взрослого: “Петя-папа”. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отожествлению себя со взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает распадаться. Это возможно только в ре­зультате микроизменений предметного действия.

Наконец в результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оцен­ка выполняемого ребенком действия, они и составляют со­держание общения ребенка и взрослого по поводу предмет­ных действий.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ре­бенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он.

К концу этого возраста ребенок использует свои предмет­ные действия для налаживания контактов со взрослым, с по­мощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает обще­ние как деятельность, предметом которой для ребенка стано­вится взрослый человек.

Гаубица-пушка или Пушка-гаубица — артиллерийское орудие, способное выполнять функции как гаубицы, стреляющей преимущественно по навесной траектории, так и пушки, стреляющей преимущественно по настильной траектории. С гаубицей это орудие сближает большой угол возвышения (порядка 60—70°) и использование раздельного заряжания с переменным зарядом; c пушкой — значительная длина ствола (не менее 30 калибров) и, соответственно, высокая начальная скорость. Обычно (но не всегда) имеет крупный калибр — 120 мм и более.

Пу́шка — тип артиллерийского орудия; слово происходит от глагола «пущати» (т. е. «метать») . От других представителей ствольной артиллерии, таких как гаубица или мортира, пушка отличается бо́льшим удлинением ствола (40-80 калибров) , начальной скоростью снаряда и дальнобойностью, но зато она имеет меньший максимальный угол возвышения. Условной границей между гаубичным и пушечным стволом считается его длина в 40 калибров. При длине ствола меньшей 40 калибров орудие классифицируется как пушка-гаубица (гаубица-пушка) ; при большей — как пушка.

Основным назначением пушек является стрельба по настильной траектории по объектам противника. Огонь из пушек может вестись как с закрытых позиций по ненаблюдаемым с огневой позиции целям (артиллерийским батареям противника, колоннам его войск на марше и в местах сосредоточения, населённым пунктам) , так и прямой наводкой — по танкам, кораблям, фортификациям противника.

Га́убица (нем. Haubitze, от чеш. houfnice, первоначально — орудие для метания камней) — тип артиллерийского орудия, предназначенного преимущественно для навесной стрельбы с закрытых огневых позиций, вне прямой видимости цели. Гаубицы входят в состав войсковой (в иностранных армиях полевой) артиллерии, имеют калибр от 100 мм и выше, относительно короткий ствол (15-30 калибров) , переменный заряд, достаточно высокую скорострельность — от 0,5-1 до 6 выстрелов в минуту (в зависимости от калибра) , дальность стрельбы до 17 км и угол возвышения до 75 градусов. Большинство современных гаубиц самоходные, старые системы имеют механическую тягу. Длина ствола современных гаубиц составляет до 50 и более калибров, скорострельность до 10-12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы до 50 и более км.

Пушка длиннее (в калибрах) и предназначена, в основном, для настильной стрельбы, а гаубица — навесной.
Есть еще мортира — практически миномет, но тяжелый.

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте. Специфика детского развития ребенка раннего возраста. Социальные отношения. Виды деятельности ребенка на стадии раннего детства. Новобразование раннего возраста. Системное и смысловое строение сознания. Кризис трех лет.

Основные понятия: способы действия, предметно-орудийная деятельность, сознание «я сам».

Специфика развития ребенка раннего возраста

Связанность ситуации, в которой находится ребенок, Л.С. Выготский считает наиболее важной характеристикой отношений ребенка с окружающей его действительностью. Ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, в своеобразном «силовом поле». Каждый предмет «тянет» ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки, пощупал или, наоборот, не касался его. Лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь — чтобы он закрыл и открыл; колокольчик — чтобы он позвонил в него; коробочка — чтобы он закрыл и открыл ее; круглый шарик — чтобы ребенок покатил его.

Л.С. Выготский подводит итог: каждая вещь заряжена для ребенка в этой ситуации аффективной притягивающей или отталкивающей силой, имеет аффективную валентность для ребенка и соответствующим образом провоцирует его на действование, т.е. направляет его. Ребенок раннего возраста не привносит, по словам Л.С. Выготского, в эту ситуацию знаний о других возможных вещах; его не привлекает ничего, что лежит вне ситуации, что могло изменить ситуацию. Поэтому открывается большая роль самих вещей, конкретных предметов внутри ситуации. Среди экспериментов, описанных Л.С. Выготским в связи с этим, можно привести один: ребенку трудно, глядя на сидящую девочку, произнести «девочка идет». Такой характер поведения ребенка Л.С. Выготский объясняет возникновением единства в этом возрасте между сенсорными и моторными функциями (восприятием и действием).

Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Малыш бесконечно деятелен, он делает лишь то, на что «толкают» его окружающие вещи. За восприятием ребенка непременно следует действие. Этого нет, например, в младенческом возрасте, отмечает Л.С. Выготский: завернутый в пеленки ребенок может часами спокойно водить глазами.

Аффективно окрашенное восприятие — еще одна характеристика отношений, устанавливаемых

между ребенком и окружающей его дей-

ствительностью. Восприятие и чувствование представляют собой в этом возрасте неразрывное единство.

Сознавать вообще для ребенка раннего возраста еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще не дифференцировались, они действуют в сознании целостного, подчиняясь восприятию постольку, поскольку они участвуют в процессе восприятия.

Л.С. Выготский пишет, что память у ребенка в раннем детстве появляется всегда в активном восприятии — узнавании. Мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядное. Аффекты ребенка этого возраста тоже проявляются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому аффект направлен. Мыслить для ребенка в этом возрасте, поскольку он уже проявляет интеллектуальную деятельность, — не значит вспоминать. Две особенности отличают восприятие этого возраста: аффективный характер и доминирующая функция в структуре сознания. Наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обеспечивают развитие всех других функций, развиваются раньше. Такой функцией является восприятие. Социальные отношения ребенка

Своеобразие социальных отношений Л.С. Выготский прослеживает следующим образом: ребенок в момент родов и в младенческом возрасте отделен от матери физиологически, но не отделен от нее биологически — он сам не передвигается и сам не питается. Ребенок, который начинает ходить, уже отделен от матери биологически, еще не отделен психологически — он еще не имеет представления о самом себе как об особом отдельном существе, вне тех конкретных ситуаций, где он всегда имеет дело с другими людьми.

Первое представление ребенка о своем существе есть представление об отдельности, или особенности (не в смысле противопоставления себя другим, но в смысле отделения себя от вещей, которыми он оперирует, и противопоставления вещам себя в социальной ситуации, себя, сплетенного с другими людьми).

Как правильно заметил Ж. Пиаже, ребенку кажется, что взрослые знают все его желания. Для ребенка этого возраста не существует проблемы понимания его взрослыми. Он говорит «пу-фу», и ему кажется, что ему должны дать просимое. Происходит так потому, что взрослые непрерывно истолковывают поведение ребенка, чтобы угадать его желания. Поэтому у ребенка есть чувство, что взрослые должны правильно понять его желания, у него нет разделения того, что 209

имеется в его сознании и что — в сознании взрослого. Поэтому первичным является сознание «пра-мы», из которого только постепенно выделяется представление ребенка о самом себе. Виды деятельности ребенка на стадии раннего детства

По мнению Д.Б. Эльконина, ведущим типом деятельности ребенка раннего возраста является предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность. Она позволяет разрешить основное противоречие социальной ситуации развития ребенка этого возраста — противоречия между тем, что ребенок в этот период призван осваивать способы действия с предметами, но носителем этих способов выступает взрослый человек.

Орудие следует отличать от предмета, игрушки. На орудии не написан способ его употребления. Способ открывается ребенку в его совместной деятельности со взрослым человеком. По Д.Б. Элькони-ну, предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в двух направлениях: а) от неспецифических действий с предметами к специфическому их использованию; б) от совместных со взрослым действий к действию самостоятельному. Новообразование раннего возраста

В ряду новообразований раннего возраста Л. С. Выготский называет речь. Развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде.

Сам по себе факт приобретения речи приводит к тому, что сенсомо-торное единство восприятия окружающих предметов и вещей начинает расшатываться. Вместе с речью для ребенка прежде всего возникает начало осмысления и осознания окружающей действительности. Выражение «я сам» появляется во второй стадии раннего детства. Вторую стадию называют «стадия внешнего "я"» — в этом «мы», а это и есть стадия, когда ребенок противопоставляет свои самостоятельные действия совместным действиям взрослых. Например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Но как только речь идет о его сознании, о понимании его взрослыми, о внутренней стороне процесса, он остается вплетенным в состояние «пра-мы».

Детское «я сам» появляется сравнительно поздно, отмечает Л.С. Выготский. Ребенок гораздо больше понимает, чем может сказать. Ребенок сам еще не может вмешиваться в ход своих мыслей и представлений. Там, где мы имеем дело с внешней ситуацией, вещи владеют ребенком, 210

там же, где ребенок активно относится к ситуации, это связано с вмешательством других, с обращением к взрослым.

По мере развития ребенка меняется его отношение к новым и к старым элементам среды, ибо меняется характер их воздействия на ребенка. Происходит изменение той социальной ситуации развития, которая была в начале возраста. Уничтожается старая социальная ситуация развития, и начинается новый возрастной период. Системное и смысловое строение сознания

Под системным строением сознания Л.С. Выготский понимает своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, т.е. то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания. Для раннего детства характерно такое взаимоотношение отдельных функций, при котором аффективно окрашенное восприятие и потому через аффект приводящее к действию является доминирующим, находится в центре структуры, вокруг которого работают все остальные функции сознания. Для дошкольника — это память, для других возрастов — другая функция. Системное строение сознания можно условно назвать внешним строением сознания, тогда как смысловое строение, характер обобщения — его внутренняя структура. Обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Связывая обобщение с общением, мы видим, что обобщение выступает как функция не только мышления, но и сознания в целом. Все акты сознания есть обобщение. Такова микроскопическая структура сознания. Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов, с тем, что значение слов начинает опосредовать психические процессы. Если рассмотреть значение детского слова в этом возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, т.е. структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Ребенок мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, т.е. общее восприятие является здесь первой выступающей формой структуры значения детского слова. Обобщенное восприятие предметов составляет структуру значения детского слова. Так, в его распоряжении находится материал громадного содержания. Ребенок теперь не находится во власти только видимых ситуаций. Однако этот материал еще остается конкретным. В словаре ребенка очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения. Поэтому в двух 211

разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемой вещи или предмету.

Слово для ребенка есть обозначение либо самого предмета, либо свойства предмета, которое от него трудно отделить. Вот почему с этого возраста, на третьем году, возникают детские словообразования, которые являются искажениями слов. Это происходит не потому, что ребенку трудно произнести, повторить то или другое слово, а потому, что слова так им осмысливаются. Детские слова вроде «мазе-лин» (вместо вазелин), «мокрее» (вместо компресс) имеют своей основой указанную особенность детской речи.

Для ребенка, хотя он и говорит, само слово неизвестно. Для него само слово есть прозрачное стекло, через которое ребенок смотрит на то, что скрыто за этим стеклом, но не видит самого стекла. Поэтому организация слова представляется чрезвычайно трудной. Вся речь ребенка в этом возрасте совершенно неосознанна. Ребенок говорит, но не осознает того, как говорит, не осознает самый процесс говорения и не умеет произвольно выбирать те слова или звуки, которые ему нужны. Если попытаться определить, насколько ребенок осознает слово как таковое, то можно убедиться, что за словом скрывается только предмет, о котором идет речь, что дифференциация на слово и предмет еще не производится, как это имеет место в более поздних возрастах. Возникновение системного сознания — центральный момент сознания, так как именно для человека существенно то, что он не просто воспринимает мир, но осмысливает его. Сознание человека всегда движется в плане чего-то осмысленного.

Центральным новообразованием раннего детства Л.С. Выготский называет возникновение сознания в собственном смысле слова. Здесь впер вые имеет место сознание в тех его характерных моментах, которые отличают человека от психической жизни животных и от психических состояний человека, недостаточно сознательных и оформленных. Кризис трех лет

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негативизма. Негативизм следует отличать от непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что прелагают ему взрослые. Негативизмом Л.С. Выготский считает такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил взрослый. Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что ребенок не желает делать что-либо именно потому, что его попросили.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Упрямство следует отличать от настойчивости. Упрямство — такая реакция ребен- 212

ка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал сам.

Третий момент, характеризующий кризис трех лет, — строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни. Четвертый симптом — своеволие, своенравие. В них заключено стремление ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам. Второстепенное значение в характеристике кризиса трех лет имеют протест-бунт, обесценивание (игрушек и людей), деспотизм.

По мнению Л.С. Выготского, за этими симптомами угадывается как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям, подчеркивает Л.С. Выготский. Формы проведения практических занятий по теме «Специфика развития ребенка в раннем возрасте»

Цель: усвоение категориального аппарата и знаний об основных закономерностях развития ребенка в раннем возрасте. Вариант 1. Семинар

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите внимательно теоретический материал и рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия, в которых авторы описывают закономерности и специфику детского развития в раннем возрасте. Задайте графическую схему (систему основных понятий) изученного вами материала. Пусть это будет своеобразным наглядным пособием на тему «Ребенок раннего возраста: закономерности психического развития». Ход занятия

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

а) специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте;

б) предметно-орудийная деятельность в ряду факторов, определяющих психическое развитие детей в раннем возрасте;

в) новообразования возраста;

г) зарубежная психология о закономерностях детского развития на данном возрастном этапе. 213.

Вариант 2. Коллоквиум по книге В.В. Зеньковского «Психология детства»

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите главы в книге В.В. Зеньковского, посвященные развитию ребенка раннего возраста. Выпишите основные понятия, в которых автор описывает специфику детского развития на данной возрастной ступени. В чем разница подходов к анализу детского развития в концепциях В.В. Зеньковского и Л.С. Выготского? Подготовьтесь излагать материал на практическом занятии. Подготовьте необходимые для вас схемы, графики, карточки с понятиями и т.п. Ход занятия

Коллоквиум проводится в форме индивидуального собеседования преподавателя со студентами. Обсуждается прочитанный материал. Вариант 3. Психологическая консультация

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите рекомендуемую литературу и теоретический материал. Основное внимание уделите работе с понятиями. Обратитесь к вашим знакомым, имеющим детей раннего возраста. Спросите их об основных проблемах, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка. Что их радует? Что беспокоит? Запишите вопросы и подготовьтесь их обсудить на практическом занятии. Ход занятия

Образуем группы по 4—5 человек. Каждая из групп обсуждает перечень вопросов, поставленных родителями. Классифицирует их и объясняет причины возникновения тех или иных форм поведения ребенка. Какие из перечисленных особенностей психики ребенка могут быть отнесены к разряду возрастных? Какие из названных характеристик говорят об отклоняющемся поведении? В какой форме проявляется кризис трех лет у детей на современном этапе? Что изменилось со времен Л.С. Выготского? Что бы вы могли посоветовать родителям? Чем можете обосновать свои пожелания? 214

Вариант 4. Научная конференция на тему «Ребенок раннего возраста: основные закономерности развития»

Как подготовиться к практическому занятию

Подготовка к практическому занятию в данном случае напоминает подготовку к экзамену. Подготовьте подробный ответ на вопрос: специфика детского развития в раннем возрасте. Заучите наизусть основные понятия и определения, ключевые положения, в которых зафиксированы основные закономерности развития ребенка на данном возрастном этапе. Не забудьте рассмотреть вопрос не только с точки зрения отечественной психологии, но и с точки зрения зарубежной психологии. Проговорите подготовленный материал вслух для себя или обсудите его с коллегами. Ход занятия

Занятие проходит в форме импровизированного экзамена. Каждый студент представляет свой

вариант ответа на поставленный вопрос.

В ходе выступления оратору задают вопросы, уточняют его позицию по тем или иным аспектам обсуждаемой проблемы.

По результатам выступления преподавателем выставляется оценка и подробно обсуждаются критерии оценивания. Так, оценка «отлично» выставляется в том случае, если студентом прочитан и достаточно прочно усвоен рекомендуемый для изучения материал, если все, что прочитано, обобщено и систематизировано, если присутствует анализ имеющихся подходов, если сформулировано собственное отношение к прочитанному материалу. В конце концов, если существует осознанное отношение учащегося к изученному материалу, если есть понимание того, что усвоено хорошо, а над чем еще стоит поработать. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если выступающий не чувствует себя уверенным в ответах на ряд дополнительных вопросов, если не ориентируется в материале, если испытывает некоторые затруднения в определении понятий. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда учащемуся необходимы постоянные наводящие вопросы и подсказки в изложении основного материала. Вопросы для самопроверки

1. Назовите возрастные границы периода, названного ранним возрастом.

2. В чем специфика социальной ситуации развития данного периода по Л.С. Выготскому?

3. Как специфику социальной ситуации ребенка данного возраста описывает Д.Б. Эльконин?

4. Что является ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте?

5. Чем «орудие» отличается от «игрушки»?

6. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности.

7. Каковы новообразования ребенка данного возраста?

8. В чем суть кризиса трех лет?

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. — С. 145—196. Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996. — С. 133—156. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. — С. 93—137. Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. — М., 1989. — С. 130—141.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.021)

https://sueveriya.ru/wp-content/uploads/2017/10/malenkie-deti-i-kukly-kuvadki.jpg

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

2.Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые - погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить.

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

11. В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Утверждение Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Повторяя указанное в предыдущем пункте положение Г.В. Плеханова о том, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых, мы видим, что оно противоречит выводам Аркина, поскольку игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности бщества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы. В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Необходимо сделать уточнение - Е.А. Аркин пишет об изначальных игрушках, и относит к ним:

а) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

б) двигательные игрушки - волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие - лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки - изображения животных, кукол;

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Все игрушки, которые Е.А. Аркин относит к «изначальным», являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезали вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Отсюда вывод - игрушки живут дольше, чем орудия.

Зачем нужны игрушки

игра игрушка дети развитие

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

12.Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

- по материалам, из которых изготовлены игрушки,

- по способам изготовления,

- по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

- Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма.

- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

1) Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. 815 с.

7) htt: // igrushka. kz/vip22/igsrra. Shtml.

8) Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980.

9) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

11) Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.

13) Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. 144 с.

14) Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980. 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать? Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор .


"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка.


«Игровой зал» «Влияние современной игрушки на психику ребенка»

В программе: - Каково назначение современной игрушки- Какая должна быть современная игрушка- Какие игрушки ждут нас в будущем- Игровые упражнения- Карточки на память…Детские музыкальные зас.

Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел.

Консультация для родителей "Игрушка в жизни ребенка.Как правильно выбрать игрушку"

рекомендации для родителей.


Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка"

Статья "Влияние современной игрушки на личность ребенка" публикации на сайте ПедМир.


«Влияние современной игрушки на развитие ребенка дошкольного возраста»

Данная статья помогает определить родителям и педагогам значение игрушки в развитии ребенка. Правильный выбор игрушки имеет огромное значение в жизни малыша.Игрушка – предназначенный предмет для.

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терраконы, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.

Технологический прогресс цивилизации повлиял и на детские игрушки. Сегодня игрушки изготовляются из пластмассы, появились игрушки с батарейками. Если раньше игрушки были самодельными, то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.

Эволюцию игрушки можно проследить на примере кукол. Самые древние куклы были просто вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте куклы уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века уже умели говорить «мама». Сегодня уже существуют куклы, которые могут распознавать предметы, голос своего владельца, и выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  2. а) куклы; б) фигурки людей; в) фигурки животных; г) предметы игрового обихода; д) театральные; е) празднично-карнавалные; ж) технические.
  3. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  4. а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
  5. Спортивные игрушки.
  6. Игрушки — забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  1. Деревянные.
  2. Пластмассовые.
  3. Металлические.
  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  5. Резиновые.
  6. Из бумаги и картона.
  7. Из керамики, фарфора и фаянса.
  8. Из древесных материалов, папье-маше.
  9. Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  2. Средние (размером от 10 до 50 см).
  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  1. Пневматические.
  2. Магнитные.
  3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  4. Электронные (на компьютерной основе).
  5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  1. Реалистические.
  2. Условные.
  3. Конструктивные.

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Учитывая многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

В программе воспитания в детском саду даны указания о подборе игрушек по возрастным группам.

Методика ознакомления детей с новой игрушкой

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

Читайте также: